Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа "Развитие системы общественного транспорта и обеспечение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2022 - 2026 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки программы, сведения о наличии государственных программ Российской Федерации, государственных программ Свердловской области |
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Паспорт национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 N 15), Закон Свердловской области от 15.06.2015 N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области", Закон Свердловской области от 21.12.2015 N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Постановление Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года", Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга", Постановление Администрации города Екатеринбурга от 13.11.2019 N 2699 "Об утверждении Комплексной схемы организации дорожного движения города Екатеринбурга на 2019 - 2035 годы", Постановление Администрации города Екатеринбурга от 07.12.2020 N 2495 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2021 - 2023 годы", Постановление Администрации города Екатеринбурга от 25.12.2020 N 2644 "Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования "город Екатеринбург", подлежащих разработке в 2021 году" |
Направление Стратегического плана развития Екатеринбурга, наименование стратегической программы, наименование стратегического проекта |
Стратегическое направление "Улучшение качества устойчивой городской мобильности"; стратегическая программа "Улучшение качества транспортной мобильности"; стратегические проекты "Комплексная схема организации дорожного движения", "Развитие городских магистралей и регулируемой улично-дорожной сети", "Дом для автомобиля"; стратегическая программа "Улучшение качества мобильности пешеходов и пассажиров общественного транспорта"; стратегические проекты "Город для пешеходов", "Удобный общественный транспорт", подпроект "Удобный наземный электрический общественный транспорт" |
Инициатор постановки проблемы |
Администрация города Екатеринбурга |
Координатор программы |
Заместитель Главы Екатеринбурга, осуществляющий полномочия по координации и контролю деятельности ответственного исполнителя |
Ответственный исполнитель программы |
Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга |
Объем и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования Программы - 8 649 538 тысяч рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 378 000 тысяч рублей, средства бюджета Свердловской области (далее - областной бюджет) - 495 651 тысяча рублей, средства бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет города) - 7 775 887 тысяч рублей |
Формулировка проблемы |
Реформа городского пассажирского транспорта (далее - ГПТ) является составной частью транспортной стратегии Российской Федерации и направлена на создание устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной для большинства слоев населения системы ГПТ. В крупнейших городах, где перегрузка уличной сети, связанная с активным использованием личного автотранспорта, создает серьезные препятствия для работы общественного транспорта, при проведении реформы ГПТ необходимо применять административно-правовые и экономические механизмы, разумно ограничивающие использование личных автомобилей при наличии альтернативных услуг общественного транспорта, а также архитектурно-планировочные решения, создающие приоритетные условия для движения общественного транспорта. Общественный транспорт обеспечивает значительно более экономичное использование проезжей части дорог при обслуживании пассажиропотоков, а следовательно, улучшает общую производительность улично-дорожной сети (далее - УДС). В настоящее время в Екатеринбурге внутригородские перевозки осуществляются различными видами транспорта - трамваем, троллейбусом, автобусом, метрополитеном, легковыми такси, а также электропоездами Российской железной дороги. Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Городской транспорт" обслуживает 31 трамвайный, 17 троллейбусных и 31 автобусный маршрут, на которых эксплуатируется соответственно 455 трамваев, 237 троллейбусов и 468 автобусов. Из 455 трамваев - 317 трамваев марки Т-3 и 70 трамваев марки Т-3М (чешского производства), средний возраст которых составляет 40,9 года и 32,2 года соответственно (нормативный срок службы составляет 18 лет). Остальной парк представлен вагонами "СПЕКТР" производства Акционерного общества "Уралтрансмаш", средний возраст которых составляет 13,2 года. Средний возраст 237 троллейбусов составляет 23,7 года (нормативный срок службы составляет 14 лет). Срок эксплуатации 468 автобусов составляет: до 5 лет - 125 единиц (Нефаз 5299-0000040-57, Маз 203015, Нефаз 5299-0000040-51); от 5 лет до 10 лет - 111 единиц (Маз-203L65, Нефаз 5299-40-51, Нефаз 5299-0000040-51); от 10 лет до 20 лет - 188 единиц (Нефаз 5299-20-22, Нефаз 5299-20-32, Нефаз 5299-30-32, Волжанин-5270-0000020-07н); от 20 лет до 30 лет - 44 единицы (Ака-5225, Ик-283.10). Технический уровень подвижного состава городского наземного общественного транспорта, эксплуатируемого в Екатеринбурге, в целом не соответствует современным мировым стандартам. Продление эксплуатации автобусов сверх нормативного срока допускается после производства одного из видов ремонта (текущего, капитального или капитально-восстановительного). В 2020 году в филиале ЕМУП "Гортранс" "Автобусные перевозки" в среднем было проведено более 700 плановых и внеплановых ремонтов автобусов с продлением срока их эксплуатации. На данный момент в срочном проведении капитально-восстановительного ремонта нуждаются как минимум 93 единицы, при этом ежегодно требуется осуществлять капитально-восстановительный ремонт не менее 30 автобусов. Для поддержания технически исправного состояния необходимо ежегодно обновлять подвижной состав филиала ЕМУП "Гортранс" "Автобусные перевозки". В целях улучшения комплексного обслуживания пассажиров в 2019 - 2020 годах Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга совместно с ООО "Центр экономики инфраструктуры" были выполнены полномасштабные исследования системы городского транспорта. На основании исследований разработан и утвержден документ планирования регулярных перевозок на 2021 - 2023 годы (Постановление Администрации города Екатеринбурга от 07.12.2020 N 2495 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2021 - 2023 годы"), который нацелен в первую очередь на поэтапное внедрение сбалансированной маршрутной сети. Ожидается, что в результате реализации предусмотренных мероприятий повысится качество и безопасность перевозок пассажиров по городским регулярным автобусным, трамвайным и троллейбусным маршрутам города. В рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в 2017 году было приобретено 60 городских низкопольных автобусов, работающих на газомоторном топливе. В 2018 году было приобретено 5 полунизкопольных трамваев. В 2020 году - 9 дизельных автобусов большого класса. В целях реализации мероприятия "Обновление подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в 20 крупнейших городских агломерациях (за исключением Московской и Санкт-Петербургской)", предусмотренного пунктом 9 федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (далее - НП "БКАД") в 2020 году приобретено 57 новых низкопольных автобусов большой вместимости, работающих на газомоторном топливе. В 2021 году в рамках реализации вышеуказанного национального проекта планируется приобрести еще 60 новых автобусов с аналогичными характеристиками. Начиная с 2017 года проводится работа по организации выделенных полос для движения общественного транспорта, замене остановочных навесов, установке умных интерактивных модулей и информационных табло с информацией о прибытии проходящего транспорта. За период с 2017 года по 01.01.2021 проведены работы по замене и (или) установке: 130 остановочных навесов; 45 электронных информационных табло; 1067 знаков 5.16. "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" и 5.17 "Место остановки трамвая"; 1849 табличек с расписанием движения ГПТ. В 2021 году планируется выполнить работы по замене и (или) установке: 73 остановочных навесов; 19 электронных информационных табло; не менее 625 знаков 5.16. "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", 5.17 "Место остановки трамвая" и табличек с расписанием движения ГПТ. В целях реализации мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" в рамках федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" НП "БКАД" до 2024 года в 2020 году было заключено 3 муниципальных контракта и лицензионный договор на выполнение работ по монтажу и пусконаладке транспортного телематического оборудования, на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на программное обеспечение, на выполнение работ по обустройству элементов подсистемы интерактивного взаимодействия с пользователями общественного транспорта, на предоставление неисключительного права использования дополнительного программного обеспечения "Формирование данных для приоритетного проезда пассажирского транспорта (ПО "Приоритет") в составе Автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления пассажирским транспортом в городе Екатеринбурге (АСУ-ГПТ-Екатеринбург)". В рамках внедрения интеллектуальной транспортной системы (подсистемы видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС) в 2020 году было оборудовано системами видеонаблюдения 7 новых перекрестков и 22 реконструировано, установлено 39 остановочных навесов с интерактивным цифровым модулем. В 2021 году запланирована реконструкция 4 светофорных объектов и оборудование 28 остановочных навесов интерактивными цифровыми модулями. Существующая система организации дорожного движения в Екатеринбурге по итогам 2020 года включает в себя 648 светофорных объектов, более 39 тысяч дорожных знаков, 272 искусственные дорожные неровности, 440 нерегулируемых наземных пешеходных переходов и дорожную разметку площадью более 200 000 кв. м. Все светофорные объекты подключены к автоматической системе управления дорожным движением (далее - АСУДД). Программное обеспечение АСУДД позволяет отображать светофорные объекты на карте города, в режиме реального времени отображать текущую фазу регулирования с указанием разрешенных направлений движения на плане перекрестка. Основными функциями, реализуемыми с помощью АСУДД, являются организация координированного и диспетчерского управления светофорными объектами. Функция диспетчерского управления в АСУДД позволяет управлять как отдельными объектами (режим вызова фазы, включение "желтого мигания"), так и группами светофорных объектов (включение режима "зеленая улица"). Эксплуатацией АСУДД занимается МБУ "Центр организации движения". В Екатеринбурге на 74 участках улично-дорожной сети организовано одностороннее движение. Наличие прямоугольной дорожной сети в центре города позволяет использовать данное эффективное решение для повышения пропускной способности улиц. Сеть односторонних улиц в Екатеринбурге является сложившейся и не требует изменений. В настоящее время в Екатеринбурге 24 подземных и 20 надземных пешеходных переходов. Внеуличные пешеходные переходы располагаются в местах пересечения скоростных магистралей и железнодорожных путей с оживленными пешеходными путями. Для повышения скорости движения общественного транспорта проводились такие мероприятия, как обособление трамвайных путей, выделение полос для движения безрельсового общественного транспорта, внедрение системы приоритетного проезда общественного транспорта через регулируемые перекрестки. Доля обособленных трамвайных путей в 2013 - 2020 годах возросла с 49,7 до 52%. В Екатеринбурге выделены полосы для движения безрельсового общественного транспорта на 12 участках УДС общей протяженностью 17,43 км. В 2018 году была выделена полоса для движения общественного транспорта на улице Малышева, на участке от улицы Луначарского до улицы Гагарина. В 2019 году выделена полоса на улице Щербакова, на участке от переулка Широкого до улицы Павлодарской. Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 13.11.2019 N 2699 утвержден основной документ организации дорожного движения "Комплексная схема организации дорожного движения города Екатеринбурга на 2019 - 2035 годы". При разработке комплексной схемы организации дорожного движения на 2019 - 2035 годы проведено комплексное обследование транспорта города Екатеринбурга как отдельной сферы жизни города. Обследованы сложившиеся транспортные потоки, пассажиропотоки, определены существующие недостатки и возможности транспортной системы. На основании полученных результатов разработаны рекомендации для развития всех сфер транспортной отрасли: индивидуального транспорта, общественного транспорта, УДС, пешеходных и велосипедных связей. Продолжающийся рост автомобилизации населения и увеличение интенсивности движения транспорта негативно влияют на транспортную обстановку в городе. Показатель уровня автомобилизации с 2013 по 2019 год увеличился с 396,7 до 417,4 автомобиля на 1000 жителей, а к 2030 году показатель уровня автомобилизации достигнет 424,9 автомобиля на 1000 жителей, интенсивность движения транспортных потоков с 2010 по 2019 год возросла на 16%. Рост автомобилизации привел к высокой загрузке магистральных улиц, низкой средней скорости движения транспорта в часы пик, образованию протяженных заторов перед регулируемыми пересечениями. Высокая загрузка в пиковые часы наблюдается в центральной части города при подъезде к пересечениям со всех направлений движения. Обеспечение безопасности дорожного движения входит в число важнейших задач. За 2020 год на территории муниципального образования "город Екатеринбург" зарегистрировано 1113 дорожно-транспортных происшествий (- 5,7% по сравнению с 2019 годом), в которых погиб 61 человек (-15,3%) и 1406 человек (- 4,9%) получили травмы различной степени тяжести. По итогам 2020 года выявлено 9 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (2019 год - 12), для ликвидации которых разработан ряд мероприятий, планируемых к реализации в 2021 году. Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) является одним из контрольных показателей НП "БКАД", к 2024 году данный показатель должен быть равен 4 (снижение на 50%). Требуется комплексный подход к обеспечению безопасности дорожного движения с применением технических средств организации дорожного движения, оборудования и функционирования системы выявления и фиксации нарушений, упорядочения автопарковочных мест, определения оптимальных маршрутов движения грузового транспорта, использованием эвакуации транспортных средств, припаркованных с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации. Для обеспечения безопасности дорожного движения за период с 2017 по 2021 годы было построено 78 новых светофорных объектов на наиболее проблемных участках УДС (в том числе 70 объектов типа Т7), 40 участков оборудованы новыми искусственными дорожными неровностями, установлено более 6500 дорожных знаков, ежегодно наносилось более 220 000 кв. м дорожной разметки. Также была продолжена работа по выполнению требований ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". В рамках этого направления, кроме установленных светофорных объектов типа Т7, установлено 12000 погонных метров ограждений возле зданий детских общеобразовательных организаций, полностью заменены дорожные знаки 1.23 "Дети", основные знаки 5.19.1 (2) "Пешеходный переход", проводятся работы по установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1 (2) на дорожные знаки, выполненные на желтом фоне, осуществляется нанесение дорожной разметки желтым цветом на пешеходных переходах в соответствии с требованиями новых национальных стандартов. С 2021 года увеличены объемы нанесения дорожной разметки с применением термопластика. Также в период с 2017 по 2020 год для повышения безопасности дорожного движения в рамках НП "БКАД" проведены работы по ремонту светофорных объектов и систем автоматизированного управления дорожным движением с установкой дорожных знаков на 143 светофорных объектах. В 2021 году планируется установка 7 светофорных объектов (в том числе 5 объектов типа Т7), оборудование 6 участков новыми искусственными неровностями, установка более 1700 дорожных знаков, нанесение более 250 000 кв. м дорожной разметки. Начиная с 2014 года осуществляется внедрение платного парковочного пространства на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Так, в 2014 году обустроено 1112 машино-мест, 2015 году - 854 машино-места, в 2016 году - 531 машино-место, в 2018 году - 40 машино-мест, в 2019 году - 67 машино-мест). На 01.01.2021 в муниципальном образовании "город Екатеринбург" обустроено 2604 машино-места. С 2021 года планируется введение особого (упрощенного) порядка рассмотрения административных дел, который означает, что в случаях нарушения правил пользования платной парковкой протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Введение упрощенного порядка взимания платы за пользование платным парковочным пространством позволит обеспечить уровень загрузки платного парковочного пространства в районе 90%. Реализация перечисленных мероприятий позволила снизить количество ДТП с пострадавшими и погибшими в них, а также сократить количество мест концентрации ДТП. С учетом стремительного развития инновационных технологий и складывающейся ситуации с обеспечением безопасности дорожного движения дальнейшее развитие и внедрение современных технических средств организации дорожного движения для создания безопасных условий передвижения по участкам УДС в городе Екатеринбурге жизненно необходимо. Екатеринбург является не только промышленным, научно-образовательным, транспортным, торговым и финансовым центром Свердловской области, но и местом проведения масштабных мероприятий, в том числе международного уровня, что требует принятия мер по дальнейшему развитию ГПТ и УДС |
Цель программы |
Совершенствование транспортно-пешеходной системы муниципального образования "город Екатеринбург", повышение уровня ее удобства для жизни населения |
Основные задачи программы |
Повышение надежности и безопасности общественного транспорта; совершенствование организации дорожного движения, повышение безопасности движения; обеспечение населения местами постоянного и временного хранения индивидуальных транспортных средств. |
Ожидаемые результаты от реализации программы |
Повышение привлекательности транспорта общего пользования, рост пассажиропотока; повышение комфорта и удобства пользования транспортом общего пользования для всех категорий населения; создание благоприятных условий при пересадке с одного вида транспорта на другой для сокращения затрат времени на транспортные передвижения; повышение скорости движения, производительности и рентабельности ГПТ; создание удобных и безопасных условий передвижения по участкам УДС в границах муниципального образования "город Екатеринбург"; сокращение общего числа погибших людей в результате ДТП; сокращение количества мест концентрации ДТП; упорядочение размещения автомобилей на парковочных местах в центральной части города |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.