Постановление Правительства Калужской области от 31 мая 2016 г. N 312
"О внесении изменений в постановление Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 755 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 24.03.2014 N 189, от 11.07.2014 N 406, от 15.10.2014 N 604, от 17.11.2014 N 670, от 15.12.2014 N 747, от 31.12.2014 N 823, от 28.04.2015 N 240, от 05.08.2015 N 438, от 09.09.2015 N 515, от 21.01.2016 N 18, от 15.02.2016 N 96, от 18.03.2016 N 175, от 08.04.2016 N 222)"
В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области постановляет:
1. Внести в приложение "Государственная программа Калужской области "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" к постановлению Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 755 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 24.03.2014 N 189, от 11.07.2014 N 406, от 15.10.2014 N 604, от 17.11.2014 N 670, от 15.12.2014 N 747, от 31.12.2014 N 823, от 28.04.2015 N 240, от 05.08.2015 N 438, от 09.09.2015 N 515, от 21.01.2016 N 18, от 15.02.2016 N 96, от 18.03.2016 N 175, от 08.04.2016 N 222) (далее - Программа) следующие изменения:
1.1. Пункт 6 "Индикаторы государственной программы" паспорта Программы изложить в новой редакции:
1.2. Пункт 9 "Ожидаемые результаты реализации государственной программы" паспорта Программы изложить в новой редакции:
1.3. Абзац четвертый подраздела 1.2 "Прогноз развития сферы реализации государственной программы" раздела 1 "Общая характеристика сферы реализации государственной программы" Программы изложить в новой редакции:
"В прогнозируемом периоде увеличится совокупная выручка предприятий - участников кластеров от продаж продукции на внутреннем и внешнем рынках с 5,4 млрд. рублей в 2013 году до 15,7 млрд. рублей в 2020 году; планируется внедрение не менее 15 новых инновационных активных фармацевтических субстанций.".
1.4. Абзац второй подраздела 2.1 "Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы" раздела 2 "Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы, сроки и этапы реализации государственной программы" Программы изложить в новой редакции:
"Исходя из перспектив социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, стратегическими приоритетами для Калужской области являются создание инновационной инфраструктуры, поддержка развития кластеров, развитие малого и среднего предпринимательства, влияющие на весь диапазон задач социально- экономического развития Калужской области. Наилучшие перспективы на территории Калужской области имеются для развития следующих кластеров: фармацевтики, биотехнологий и биомедицины; информационно-телекоммуникационных технологий; авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций.".
1.5. В подразделе 2.3 "Конечные результаты реализации государственной программы" раздела 2 "Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы, сроки и этапы реализации государственной программы" Программы:
1.5.1. Абзац четвертый изложить в новой редакции:
"- количество созданных новых рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку за годы реализации программы, - 2,07 тыс. ед.;".
1.5.2. Абзац седьмой изложить в новой редакции:
"- увеличение совокупной выручки организаций-участников кластеров от продаж продукции с 5,4 млрд. рублей в 2013 году до 15,7 млрд. рублей в 2020 году;".
1.6. В подразделе 4.1 "Подпрограмма "Развитие малого и среднего, в том числе инновационного, предпринимательства в Калужской области" раздела 4 "Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы" Программы:
1.6.1. Абзац пятый пункта 1 "Оказание информационной, консультационной и кадровой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Калужской области" изложить в новой редакции:
"- обеспечит проведение для субъектов малого и среднего предпринимательства консультационных мероприятий по различным аспектам предпринимательской деятельности;".
1.6.2. Абзац пятый пункта 5 "Стимулирование муниципальных образований Калужской области к осуществлению мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях области" изложить в новой редакции:
"- обеспечит оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ поддержки предпринимательства.".
1.7. Подраздел 4.3 "Подпрограмма "Создание и развитие инновационных территориальных кластеров в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины и информационно-телекоммуникационных технологий" раздела 4 "Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы" Программы изложить в новой редакции:
"4.3. Подпрограмма "Создание и развитие инновационных территориальных кластеров в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины и информационно-телекоммуникационных технологий"
Развитие производств в инновационных кластерах и создание кооперационных цепочек внутри кластера.
Краткая характеристика основного мероприятия:
- решает задачу развития механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, работающих в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины, информационно-телекоммуникационных технологий и авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций;
- влияет на развитие кластеров в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины, информационно-телекоммуникационных технологий и авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций;
- обеспечивает создание технологической базы для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере разработки и производства фармацевтической, биомедицинской и биотехнологической продукции, информационно-телекоммуникационных технологий и авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций.".
1.8. В разделе 5 "Характеристика мер государственного регулирования" Программы:
1.8.1. В абзаце первом слова "Министерство промышленности и малого предпринимательства Калужской области" заменить словами "Министерство экономического развития Калужской области".
1.8.2. В таблице "Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы":
1.8.2.1. В столбце четвертом "Ответственный исполнитель" слова "Министерство промышленности и малого предпринимательства Калужской области (далее - МПиМП Ко)", аббревиатуру "МПиМП Ко" заменить словами "Министерство экономического развития Калужской области (далее - МЭР Ко)", аббревиатурой "МЭР Ко" соответственно.
1.8.2.2. Строку "Задача "Развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, работающих в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины и информационно-телекоммуникационных технологий" подпрограммы "Создание и развитие инновационных территориальных кластеров в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины и информационно-телекоммуникационных технологий" изложить в новой редакции:
"Задача "Развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, работающих в сферах фармацевтики, биотехнологий, биомедицины, информационно-телекоммуникационных технологий и авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций".
1.9. В разделе 4 "Механизм реализации подпрограммы" подраздела 7.1 "Подпрограмма "Развитие малого и среднего, в том числе инновационного, предпринимательства в Калужской области" государственной программы "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" раздела 7 "Подпрограммы государственной программы" Программы:
1.9.1. В абзаце первом слова "министерством промышленности и малого предпринимательства Калужской области" заменить словами "министерством экономического развития Калужской области".
1.9.2. Абзац четвертый изложить в новой редакции:
"Получение средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 N 1605 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 1452) и ежегодными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству субъектами Российской Федерации.".
1.9.3. В абзаце пятом слова "Министерство промышленности и малого предпринимательства Калужской области" заменить словами "Министерство экономического развития Калужской области".
1.9.4. Абзац восьмой изложить в новой редакции:
"Реализация мероприятия, указанного в пункте 1.3 раздела 5 "Перечень программных мероприятий подпрограммы" подпрограммы (далее - Перечень), предусматривает предоставление средств в виде субсидий на иные цели государственному автономному учреждению Калужской области "Агентство регионального развития Калужской области". Реализация мероприятий, указанных в пунктах 2.7, 2.8, 2.10, 4.2 и 4.3 Перечня, предусматривает предоставление субсидий в виде имущественного взноса Государственному фонду поддержки предпринимательства Калужской области (микрофинансовой организации). Реализацию мероприятий, указанных в пунктах 4.5 и 4.9 Перечня, осуществляет государственное казенное учреждение Калужской области "Дирекция технопарка "Обнинск".".
1.9.5. Абзац девятый изложить в новой редакции:
"Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) предоставляются государственному автономному учреждению Калужской области "Агентство по развитию малых форм торговли и бытового обслуживания Калужской области" (далее - ГАУ КО "Агентство по развитию МФТБО Калужской области") в соответствии с действующим законодательством.".
1.9.6. Абзац десятый изложить в новой редакции:
"Субъектами права на получение государственной поддержки являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и действующие на территории Калужской области, осуществляющие в том числе инновационную деятельность, отвечающие требованиям статей 4 и 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающие требованиям статьи 15 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - получатели). Субсидии по мероприятиям, указанным в пунктах 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 Перечня, предоставляются получателям, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в разделы G (за исключением кода 45), K, L, M (за исключением кодов 71 и 75), N, O, S (за исключением кодов 95 и 96), T, U, а также относящихся к подклассу 49.3 раздела H (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)). До момента отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в разделы G (за исключением кодов 50, 52.7, 52.71, 52.72, 52.72.1, 52.72.2, 52.74), J, K (за исключением кода 74.2), L, O (за исключением кодов 90, 92 и 93), P, а также относящихся к подклассу 60.21, 60.22, 60.23, 63.3 раздела I Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1)).".
1.9.7. Абзац пятнадцатый признать утратившим силу.
1.9.8. Абзац двадцать второй признать утратившим силу.
1.9.9. Абзац двадцать четвертый изложить в новой редакции:
"Субсидии по мероприятию, указанному в пункте 2.1 Перечня, предоставляются получателям со среднесписочной численностью работников 5 и более человек. Субсидии по мероприятию подлежат возмещению по договорам лизинга, заключенным не ранее 1 января 2014 года, из расчета произведённых затрат в текущем финансовом году, включая затраты на монтаж оборудования, предметом которого являются:"
1.9.10. Абзац пятьдесят четвертый изложить в новой редакции:
"Субсидии по мероприятию, указанному в пункте 2.3 Перечня, предоставляются получателям со среднесписочной численностью работников 5 и более человек, зарегистрированным и действующим на территории Калужской области более одного года, в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства, расположенного на территории Калужской области, на компенсацию части затрат, связанных с приобретением в собственность в текущем финансовом году следующего производственного оборудования:".
1.9.11. Абзац пятьдесят пятый изложить в новой редакции:
"- оборудование, механизмы, станки, установки, агрегаты (далее -оборудование), оказывающие непосредственное механическое, химическое, термическое воздействие на процесс производства (изготовления) конечного продукта (товара), относящиеся ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 09.07.2003 N 415, от 08.08.2003 N 476, от 18.11.2006 N 697, от 12.09.2008 N 676, от 24.02.2009 N 165, от 10.12.2010 N 1011, от 06.07.2015 N 674). Приобретенное производственное оборудование должно быть новым (не было в употреблении, не прошло ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) и располагаться на территории Калужской области.".
1.9.12. Абзац пятьдесят девятый изложить в новой редакции:
"- оборудования, предназначенного для обслуживания технических средств и оказания услуг, в том числе относящегося к технологической оснастке, запасным частям, комплектующим;".
1.9.13. После абзаца шестьдесят пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"- заверенную получателем справку о приобретении оборудования у производителя этого оборудования либо у представителя производителя оборудования.".
1.9.14. Абзац восемьдесят третий изложить в новой редакции:
"Субсидии по мероприятию, указанному в пункте 2.6 Перечня, предоставляются получателю на возмещение следующих затрат, связанных с участием в выставках: регистрационный сбор (взнос), аренда выставочной площади.".
1.9.15. В абзаце двести шестьдесят четвертом слова "министерства промышленности и малого предпринимательства Калужской области" заменить словами "министерства экономического развития Калужской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац двести шестидесятый раздела 4
1.10. В разделе 4 "Механизм реализации подпрограммы" подраздела 7.2 "Подпрограмма "Создание и развитие технопарков в сфере высоких технологий в Калужской области" государственной программы "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" раздела 7 "Подпрограммы государственной программы" Программы:
1.10.1. В абзаце первом слова "министерством промышленности и малого предпринимательства Калужской области" заменить словами "министерством экономического развития Калужской области".
1.10.2. Абзацы третий и четвертый изложить в новой редакции:
"Ответственность за реализацию мероприятий подпрограммы лежит на управлении инноваций и предпринимательства министерства экономического развития Калужской области.
Управляющей компанией технопарка "Обнинск" является учрежденное министерством экономического развития Калужской области государственное казенное учреждение Калужской области (далее - ГКУ КО) "Дирекция технопарка "Обнинск", осуществляющее свою деятельность на основании устава, утвержденного приказом министерства экономического развития Калужской области от 13.01.2016 N 12-п.".
1.10.3. Абзац седьмой изложить в новой редакции:
"В реализации отдельных мероприятий подпрограммы принимает участие министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области".
1.10.4. Абзац девятый изложить в новой редакции:
"Министерство экономического развития Калужской области и министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за реализацию подпрограммы в части строительства объекта "Здание бизнес-инкубатора на территории площадки N 1 технопарка "Обнинск", Калужская область, г. Обнинск, Студгородок 1", осуществляют контроль за строительством, обеспечивают целевое и эффективное использование средств, выделяемых на строительство указанного объекта.".
1.11. Подраздел 7.3 "Подпрограмма "Создание и развитие инновационных территориальных кластеров в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины и информационно-телекоммуникационных технологий" раздела 7 "Подпрограммы государственной программы" Программы изложить в новой редакции:
"7.3. "Подпрограмма "Создание и развитие инновационных территориальных кластеров в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины и информационно-телекоммуникационных технологий" государственной программы "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области"
Паспорт
подпрограммы "Создание и развитие инновационных территориальных кластеров в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины и информационно-телекоммуникационных технологий" (далее - подпрограмма)
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Вводная
Калужская область является одним из первых в России регионов, начавших использование кластерного подхода в управлении региональным развитием, определенного в Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 353, от 26.08.2014 N 506, от 12.02.2016 N 89).
Деятельность кластера фармацевтики, биотехнологий и биомедицины, кластера информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ-кластер) и кластера авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций (далее - кластер АКОТЕХ) направлена на реализацию приоритетных направлений развития Калужской области на территории трех муниципальных образований - городского округа "Город Калуга", городского округа "Город Обнинск" и муниципального района "Боровский район".
Катализатором развития медико-фармацевтического направления в регионе стал первый наукоград "Обнинск", где сосредоточена научно-исследовательская и образовательная база кластера фармацевтики, биотехнологий и биомедицины. Производственно-логистическое ядро кластера расположено на территории индустриальных парков "Ворсино" (Боровский район) и "Грабцево" (г. Калуга).
На территории региона имеются сбалансированные основные компоненты развития кластера: промышленное производство готовых лекарственных форм, исследование и разработка оригинальных фармсубстанций и "активных молекул", утилизация отходов фармацевтического производства всех классов опасности, обучение и подготовка специалистов для фармацевтической промышленности, формализованная организация управления кластером. Ядро кластера образуют крупнейшие мировые производители лекарственных средств - группа компаний ШТАДА, "Берлин-Хеми/Менарини" (Италия), "Ново Нордиск" (Дания), АстраЗенека (Великобритания), которые входят в топ-50 фирм - производителей готовых лекарственных средств по объему продаж на коммерческом рынке, а также российские компании ООО "НИАРМЕДИК ПЛЮС", ООО "Сфера-фарм", ООО "Мир-Фарм", ООО "БИОН", ЗАО "Фарм-Синтез", ООО "НоваМедика", ООО НПО "ФармВилар", ЗАО "Партнер-М".
В состав кластера входят 63 организации, среди которых 44 малых и средних инновационных профильных предприятия, общий объем произведенной ими продукции в 2015 году составил 1,6 млрд. рублей.
В 2015 году численность работников организаций-участников кластера составила порядка 8,4 тыс. человек, из них сотрудников фармацевтических предприятий -3826 человек, объем отгруженной организациями-участниками кластера продукции в 2015 году составил 19,0 млрд. рублей, объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками кластера, - 682 млн. рублей, в том числе работ и проектов, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками, - 157,4 млн. рублей, количество выведенных на рынок новых (не старше трех лет) продуктов - 34.
Сегодня на фармацевтических предприятиях кластера выпускается более 109 наименований лекарственных средств и фармацевтических субстанций, в стадии регистрации находятся более 20 наименований, и в перспективе будет освоено (на разных стадиях доклинических и клинических испытаний) несколько десятков лекарственных препаратов. В настоящее время малыми и средними предприятиями кластера реализуется 31 инновационный проект по разработке и выводу на рынок новых фармацевтических препаратов. Организациями-участниками кластера получено 29 охранных документов, в том числе за рубежом.
В настоящее время предприятиями кластера ведется активная научная деятельность по разработке и масштабированию 15 инновационных фармацевтических субстанций, общие затраты организаций-участников кластера на инновационные разработки за последние годы увеличились на 20 процентов. Практически все наименования лекарственных средств, находящиеся в портфеле "якорных" компаний, а также в продуктовых и инновационных портфелях малых и средних инновационных предприятий кластера (в том числе в стадии высокой степени готовности к запуску в производство), представлены в наиболее перспективных областях терапевтических категорий. Более 80 процентов продукции кластера приходится на готовые лекарственные средства, в том числе инновационные фармацевтические препараты.
К 2018 году доля товаров и услуг кластера на российском рынке фармацевтики, биомедицины и биотехнологий составит не менее 5 процентов.
Кластер эффективно использует большой научный потенциал региона, и прежде всего г. Обнинска - первого наукограда России. В регионе функционирует 33 научно-исследовательских института, в том числе ведущий в России Медицинский радиологический научный центр Министерства здравоохранения Российской Федерации. Поэтому одним из основных направлений деятельности кластера является разработка и внедрение фармацевтических субстанций, а также проведение доклинических и клинических исследований. Специалисты кластера занимаются разработкой, синтезом и внедрением в производство инновационных фармацевтических субстанций, производством пилотных партий новых формуляций, разрабатывают аналитические методы контроля качества и идентичности, формируют досье на лекарственные средства. Отличительной особенностью кластера является его высокая инновационная активность, доля инновационных компаний среди резидентов кластера составляет более 70 процентов.
В последние годы наблюдается становление и активное развитие рынка информационных технологий Калужской области. Так, на сегодняшний день на территории региона зарегистрировано 387 предприятий, работающих в сфере информационных технологий (далее - ИТ). Правительство Калужской области содействует развитию сферы ИТ в регионе с учетом имеющихся возможностей, перспектив и приоритетов социально-экономического развития Калужской области.
С целью интеграции организаций сферы ИТ в 2013 году был создан ИКТ-кластер, объединяющий более 100 региональных ИТ-предприятий. Основными участниками кластера являются разработчик федерального комплекса передачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ЗАО "Калуга Астрал", российский лидер в разработке свободного программного обеспечения и дистрибутивов на базе Linux компания ALT Linux, разработчик геоинформационных проектов для решения задач государственных структур, бизнеса и общества ООО "Орби Системс", разработчик информационных систем для автоматизации различных бизнес-процессов, являющийся официальным информационным и торговым партерном Microsoft, Oracle и IBM, компания ООО "Научно-производственная фирма Эверест", крупнейшая российская производственная компания в сфере ИТ Kraftway, выпускающая персональные компьютеры, рабочие станции, терминальные системы, серверы, системы хранения данных, активные контрольно-кассовые машины, мониторы.
Общий объем произведенной продукции за 2014 год составил более 8,5 млрд. рублей, численность работников всех предприятий кластера - более 5 тыс. человек.
Участниками кластера, представляющими научно-образовательный блок, являются Обнинский институт атомной энергетики -филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (ИАТЭ НИЯУ МИФИ), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского" и Калужский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана".
Стратегическим направлением в развитии информационных и коммуникационных технологий в Калужской области станет государственно-частное партнерство органов власти Калужской области и региональных ИТ-предприятий.
Кластер АКОТЕХ - сконцентрированный на территории Калужской области высокотехнологичный комплекс взаимосвязанных производств и объектов региональной инфраструктуры в сфере разработки, производства и применения в различных отраслях промышленности композитных полимерных материалов и конструкций и изделий из них.
В соответствии с устойчивой тенденцией в ведущих странах мира основной объем применения полимерных композиционных материалов отмечается не в области авиационной, ракетно-космической и военной техники, а в области широкого гражданского применения: железнодорожный и муниципальный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, строительство, спорт, медицина, химическая промышленность, судостроение и т.п. Базовые технологии производства композитных конструкций изначально, как правило, создавались для высокотехнологичных узких оборонных отраслей, а затем в модифицированном виде передавались для широкого применения в гражданских секторах экономики. Калужская область обладает значительным потенциалом развития данной отрасли в соответствии с лучшими мировыми практиками.
В состав кластера входят как базовые предприятия авиационно-космической техники, так и малые предприятия гражданских секторов экономики. В настоящее время совокупный объем производства предприятий кластера составляет более 5,6 млрд. рублей и общая численность персонала - 2772 тыс. человек. Основу кластера составляют такие предприятия, как: ОАО "ОНПП "Технология"; ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" (филиал в г. Калуге), ООО "Порше Современные Материалы" (представительство PorcherIndustries (Франция)), ЗАО "Хантсман-НМГ", ОАO "Полет-сервис", ЗАО "МЫС" и другие.
Кроме того, в состав кластера входят две образовательные организации высшего образования, готовящие специалистов и выполняющие научно-исследовательские работы по приоритетным направлениям развития кластера: Обнинский институт атомной энергетики - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" и Калужский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана".
В последние годы значительное количество предприятий осознало необходимость консолидации для решения общих проблем отрасли, прежде всего, в вопросах подготовки кадров, реализации инфраструктурных и образовательных проектов, взаимодействия с региональными органами власти, взаимной кооперации. Для решения этих вопросов в 2014 году была создана Ассоциация "Кластер авиационно-космических технологий полимерных материалов и конструкций Калужской области", учредителями которой выступили ведущие отраслевые предприятия Калужской области и профильный региональный институт развития АО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области".
1.1. Основные проблемы в сфере реализации подпрограммы
На сегодняшний день основными барьерами, которые препятствуют развитию кластера фармацевтики, биотехнологий и биомедицины, являются:
- низкий уровень кооперационных связей крупных предприятий с малыми и средними инновационными компаниями;
- отсутствие нормативной правовой базы, предусматривающей присвоение статуса локального производителя, и, как следствие, отсутствие преференций для российских производителей лекарственных средств;
- невысокий уровень университетского образования в ключевых областях развития кластера (фармацевтика, биомедицина, биотехнологии) в регионе.
Основные проблемы, стоящие перед ИКТ-кластером, следующие:
- объем экспорта продукции калужских ИТ-компаний крайне мал;
- кадровый потенциал ограничен. По оценке некоммерческого партнерства "Калужский кластер информационных и коммуникационных технологий", ежегодный выпуск специалистов для сферы ИТ составляет не более 200 человек с отчетливо выраженной тенденцией к снижению количества и качества выпускников;
- в регионе отсутствуют научные разработки и школы мирового уровня в сфере ИТ. Научно-исследовательские институты и региональные образовательные организации не являются центрами масштабных современных разработок в области ИТ;
- региональный рынок сферы ИТ мал по объему. При этом возможности областного бюджета по формированию устойчивого государственного заказа, который мог бы привести к развитию ряда ИТ-направлений, весьма ограничены.
Основными проблемами участников кластера АКОТЕХ являются:
- отсутствие значительного количества производителей конечной продукции с применением конструкций из полимерных композиционных материалов на территории Калужской области;
- зависимость предприятий кластера от поставок из-за рубежа химических компонентов полимерных композиционных материалов;
- нехватка опыта совместной деятельности и кооперации друг с другом при выполнении инновационных и инвестиционных проектов;
- нехватка квалифицированных кадров;
- отсутствие механизмов и положительного опыта коммерциализации разработок, созданных в области высокотехнологичной авиационно-космической техники и вооружений, в гражданских сферах деятельности.
1.2. Прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Стратегической целью развития инновационных кластеров является вхождение региона в тройку лидеров по производству инновационных фармацевтических препаратов, в пятерку лидеров по производству программных продуктов, а также композитных материалов, изделий и конструкций из них в России.
За период реализации подпрограммы с 2014 по 2017 год планируется:
- увеличить совокупную выручку организаций-участников кластера фармацевтики, биотехнологий и биомедицины от продаж продукции на внутреннем и внешнем рынках с 5,4 млрд. рублей в 2013 году до 45,0 млрд. рублей в 2017 году;
- осуществить комплекс исследований, разработок и внедрение не менее 15 новых инновационных активных фармацевтических субстанций;
- увеличить до семи количество предприятий, осуществляющих производство фармацевтической продукции, с годовым объемом выручки от ее реализации не менее 1 млрд. рублей;
- увеличить совокупную выручку организаций-участников ИКТ-кластера от продаж продукции до 9,8 млрд. рублей в 2017 году;
- увеличить до четырех количество совместных кластерных проектов предприятий малого и среднего предпринимательства, являющихся участниками ИКТ-кластера;
- увеличить совокупную выручку организаций-участников кластера АКОТЕХ от продаж продукции до 8 млрд. рублей в 2017 году;
- увеличить до трех количество совместных кластерных проектов предприятий малого и среднего предпринимательства, являющихся участниками кластера АКОТЕХ;
- увеличить до восьми количество новых видов товаров (работ, услуг), выведенных на рынок субъектами малого и среднего предпринимательства, являющимися участниками ИКТ-кластера и кластера АКОТЕХ.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы
Стратегической целью создания кластерной экономики является формирование высокотехнологичного импортозамещающего научно-производственного комплекса территориально взаимосвязанных инновационных производств и взаимодополняющих, в рамках кластеров, инфраструктур для разработки, внедрения в производство и выпуска инновационной фармацевтической и медицинской продукции в соответствии с европейским стандартом GMP, программного обеспечения, материалов и технологий, используемых в авиационно-космической промышленности.
2.2. Цель, задача и индикаторы достижения цели и решения задачи подпрограммы
Цель подпрограммы - создание и развитие высокотехнологичных и наукоемких кластеров в Калужской области.
Достижение цели будет осуществляться решением следующей задачи:
- развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, работающих в сферах фармацевтики, биотехнологий, биомедицины, информационно-телекоммуникационных технологий, авиационной и ракетно-космической техники и производства композитных материалов, изделий и конструкций из них.
Сведения
об индикаторах подпрограммы и их значениях
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение по годам |
|||||
2012, факт |
2013, оценка |
реализации подпрограммы |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
1 |
Численность работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного образования в области управления инновационной деятельностью, а также по направлениям реализации подпрограммы, в том числе: |
чел. |
- |
- |
- |
95 |
40 |
40 |
- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
- |
- |
- |
95 |
40 |
40 |
||
2 |
Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками либо одной или более организацией-участником совместно с иностранными организациями, в том числе: |
% |
- |
- |
- |
7 |
20 |
20 |
- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
- |
- |
- |
7 |
20 |
20 |
||
3 |
Рост объема инвестиционных затрат организаций-участников за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, в том числе: |
% |
- |
- |
- |
10 |
20 |
20 |
- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
- |
- |
- |
10 |
20 |
20 |
||
4 |
Рост выработки на одного работника организаций-участников инновационного территориального кластера в стоимостном выражении по отношению к предыдущему году, в том числе: |
% |
- |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
- |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
||
5 |
Рост объема отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, в том числе: |
% |
- |
- |
10 |
13 |
15 |
15 |
- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
- |
- |
10 |
13 |
15 |
15 |
||
6 |
Рост совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции на внешнем рынке, в том числе: |
% |
- |
- |
- |
5 |
5 |
5 |
- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
- |
- |
- |
5 |
5 |
5 |
||
7 |
Рост совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции, в том числе: |
% |
- |
- |
- |
- |
10 |
10 |
- ИКТ-кластер |
- |
- |
- |
- |
5 |
5 |
||
- кластер АКОТЕХ |
- |
- |
- |
- |
5 |
5 |
||
8 |
Рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования (муниципальных образований), в границах которого расположен инновационный территориальный кластер, в том числе: |
%. |
- |
- |
- |
5 |
8 |
8 |
- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
- |
- |
- |
5 |
8 |
8 |
||
9 |
Рост количества запатентованных организациями-участниками результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, в том числе: |
% |
- |
- |
- |
5 |
10 |
10 |
- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
- |
- |
- |
5 |
10 |
10 |
||
10 |
Численность работников организаций-участников, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, в том числе: |
чел. |
- |
- |
- |
150 |
60 |
60 |
- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
- |
- |
- |
150 |
60 |
60 |
Индикаторы подпрограммы рассчитываются на основе данных, предоставленных организациями-участниками, по форме мониторинга в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации, статистических данных и информации, предоставляемой АО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области"
2.3. Конечные результаты реализации подпрограммы
Основные ожидаемые к 2017 году конечные результаты реализации подпрограммы:
в количественном выражении:
кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины:
- численность работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного образования в области управления инновационной деятельностью, а также по направлениям реализации подпрограммы, в 2015 году - 95 человек, в 2016 году - 40 человек, в 2017 году - 40 человек;
- рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками либо одной или более организацией-участником совместно с иностранными организациями, в 2015 году - на 7%, в 2016 - 2017 годах - на 20% (к предыдущему году);
- рост объема инвестиционных затрат организаций-участников за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций в 2015 году - на 10%, в 2016 - 2017 годах - на 20% (к предыдущему году);
- рост выработки на одного работника организаций-участников инновационного территориального кластера в стоимостном выражении по отношению к предыдущему году в 2015 году - на 10%, в 2016 году - на 10%, в 2017 году - на 10%;
- рост объема отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, в 2014 году - на 10%, в 2015 году - на 13%, в 2016 - 2017 годах - на 15% (к предыдущему году);
- рост совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции на внешнем рынке в 2015 - 2017 годах - на 5% (к предыдущему году);
- рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования (муниципальных образований), в границах которого расположен инновационный территориальный кластер, в 2015 году - на 5%, в 2016 году - на 8%, в 2017 году - на 8%;
- рост количества запатентованных организациями-участниками результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, в 2015 году - на 5%, в 2016 - 2017 годах - на 10%;
- численность работников организаций-участников, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, в 2015 году - 150 человек, в 2016 году - 60 человек, в 2017 году - 60 человек;
ИКТ-кластер:
- рост совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции в 2016 - 2017 годах - на 5% (к предыдущему году);
кластер АКОТЕХ:
- рост совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции в 2016 - 2017 годах - на 5% (к предыдущему году);
в качественном выражении:
- содействие институциональному развитию кластера;
- обеспечение формирования благоприятных условий для развития кластера;
- формирование и внедрение системы механизмов по стимулированию организации кооперационных связей среди участников кластера.
2.4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Сроки реализации подпрограммы - 2014 - 2017 годы, в один этап.
3. Объем финансирования подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов.
Объемы финансирования из областного бюджета уточняются после принятия и (или) внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период).
Финансирование мероприятий пункта 2 подраздела 5 "Перечень программных мероприятий подпрограммы" осуществляется в рамках реализации мероприятия пункта 4.6 "Субсидии на обеспечение деятельности центра кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства Калужской области - участников инновационных территориальных кластеров" подраздела 5 "Перечень программных мероприятий подпрограммы" раздела 7.1 "Подпрограмма "Развитие малого и среднего, в том числе инновационного, предпринимательства в Калужской области" государственной программы "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" государственной программы.
Возможность финансирования за счет средств федерального бюджета будет ежегодно уточняться после принятия федерального закона о федеральном бюджете на основании решений Правительства Российской Федерации, а также Министерства экономического развития Российской Федерации.
При реализации подпрограммы исполняются обязательства, возникшие в прошлом отчетном периоде и не исполненные в нем.
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
Всего |
В том числе по годам |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Всего |
232499,333 |
131333,333 |
96166,0 |
5000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
бюджетные ассигнования |
232499,333 |
131333,333 |
96166,0 |
5000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
средства областного бюджета |
76000,0 |
38000,0 |
33000,0 |
5000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
средства федерального бюджета* |
156499,333 |
93333,333 |
63166,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
по участникам и источникам финансирования подпрограммы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
министерство экономического развития Калужской области |
136333,333 |
131333,333 |
0 |
5000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- средства областного бюджета |
43000,0 |
38000,0 |
0 |
5000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- средства федерального бюджета* |
93333,333 |
93333,333 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
министерство промышленности и малого предпринимательства Калужской области |
96166,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- средства областного бюджета |
33000,0 |
0 |
33000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- средства федерального бюджета* |
63166,0 |
0 |
63166,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
* Объем финансирования за счет средств федерального бюджета будет ежегодно уточняться после принятия федерального закона о федеральном бюджете на основании решений Правительства Российской Федерации, а также распорядительных документов Министерства экономического развития Российской Федерации.
4. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы определяется министерством экономического развития Калужской области и предусматривает проведение организационных мероприятий, включая подготовку и (или) внесение изменений в нормативные правовые акты Калужской области, обеспечивающие выполнение подпрограммы в соответствии с действующим законодательством.
В целях реализации на территории региона государственной политики по развитию фармацевтического кластера постановлением Губернатора Калужской области от 12.08.2011 N 282 "О Координационном совете при Губернаторе Калужской области по развитию фармацевтического кластера в Калужской области" (в ред. постановлений Губернатора Калужской области от 14.10.2011 N 386, от 17.11.2011 N 445, от 23.08.2012 N 406, от 22.10.2012 N 524, от 01.04.2014 N 136, от 08.08.2014 N 324, от 22.04.2016 N 177) создан Координационный совет при Губернаторе Калужской области по развитию фармацевтического кластера в Калужской области.
В соответствии с программой развития инновационного кластера фармацевтики, биотехнологий и биомедицины в Калужской области, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 20.09.2013 N 488 "О программе развития инновационного кластера "Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины" в Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.12.2014 N 824, от 10.08.2015 N 448, от 17.12.2015 N 708), реализуется перечень мероприятий по развитию кластера. Финансирование мероприятий в 2014 - 2017 годах осуществляется в рамках настоящей подпрограммы и региональных программ.
С целью развития кластера фармацевтики, биотехнологий и биомедицины в Калужской области осуществлен взнос в уставный капитал АО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" с целью приобретения оборудования для оснащения инжинирингового центра фармацевтики, медицины и биотехнологий, а также для обеспечения деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы предусмотрено предоставление субсидии на обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития инновационного территориального кластера, а также на приобретение оборудования для оснащения инжинирингового центра фармацевтики, медицины и биотехнологий. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период) на вышеуказанные цели, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Калужской области.
В рамках мероприятия 1.5 раздела 5 "Перечень программных мероприятий подпрограммы" подпрограммы предусмотрена реализация совместного проекта регионального инжинирингового центра, созданного на базе ГКУ КО "Дирекция технопарка "Обнинск" и Обнинского института атомной энергетики - филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (ИАТЭ НИЯУ МИФИ), по созданию и оснащению центра практического обучения для предприятий кластера фармацевтики, биотехнологий и биомедицины Калужской области.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы для участников ИКТ-кластера и кластера АКОТЕХ предусмотрены организация и проведение обучающих тренингов, семинаров и "круглых столов" с привлечением сторонних преподавателей (тренеров) с целью обучения сотрудников предприятий малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), являющихся участниками кластеров, подготовка бизнес-планов, технико-экономических обоснований совместных кластерных проектов предприятий МСП, являющихся участниками кластеров, организация участия предприятий МСП, являющихся участниками кластеров, на отраслевых российских и зарубежных выставочных площадках.
Ответственность за реализацию мероприятий подпрограммы лежит на управлении инноваций и предпринимательства министерства экономического развития Калужской области.
Управление реализацией подпрограммы и ее контроль осуществляются в соответствии с полномочиями, указанными в пункте 2 раздела VI "Полномочия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников подпрограммы при разработке и реализации государственных программ", и на основании положений, определенных в разделе V "Управление и контроль реализации государственной программы" приложения N 1 "Порядок принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации" к постановлению Правительства Калужской области от 17.07.2013 N 366 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 01.09.2014 N 521, от 15.12.2014 N 743, от 20.04.2015 N 209, от 27.07.2015 N 414, от 31.03.2016 N 208).
5. Перечень программных мероприятий подпрограммы
(тыс. руб.)
(*) Объем финансирования за счет средств федерального бюджета будет ежегодно уточняться после принятия федерального закона о федеральном бюджете на основании решений Правительства Российской Федерации, а также распорядительных документов Министерства экономического развития Российской Федерации.".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Заместитель Губернатора Калужской области |
А.А. Авдеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Калужской области от 31 мая 2016 г. N 312 "О внесении изменений в постановление Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 755 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 24.03.2014 N 189, от 11.07.2014 N 406, от 15.10.2014 N 604, от 17.11.2014 N 670, от 15.12.2014 N 747, от 31.12.2014 N 823, от 28.04.2015 N 240, от 05.08.2015 N 438, от 09.09.2015 N 515, от 21.01.2016 N 18, от 15.02.2016 N 96, от 18.03.2016 N 175, от 08.04.2016 N 222)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в приложении к газете "Весть" - "Собрание НПА органов государственной власти Калужской области" от 10 июня 2016 г. N 22(197); на сайте газеты "Весть" (www.vest-news.ru/docs.php) 1 июня 2016 г.
Настоящее постановление фактически прекратило действие
См. постановление Правительства Калужской области от 8 февраля 2019 г. N 89