Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства
внутренней политики и
массовых коммуникаций
Калужской области
от 11 апреля 2016 г. N 36-од
Положение
об осуществлении министерством внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области внутреннего финансового аудита
1. Общие положения
1.1. Положение об осуществлении министерством внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области внутреннего финансового аудита (далее - Положение) разработано в целях повышения эффективности системы управления в министерстве внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области (далее - министерство).
1.2. Положение определяет порядок осуществления руководством и сотрудниками центрального аппарата министерства внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости.
1.3. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения министерства (далее - объекты аудита).
1.4. Внутренний финансовый аудит организуется и осуществляется комиссией по внутреннему финансовому аудиту (далее - субъект внутреннего финансового аудита), созданной и утвержденной приказом министерства.
1.5. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита, и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объектов аудита по главе 761 "министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области" и соответствие порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета по главе 761 "министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области".
1.6. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет министр внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области (далее - министр).
2. Осуществление внутреннего финансового аудита
2.1. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
2.2. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
2.3. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом по форме согласно приложению N 1 настоящего положения внутреннего финансового аудита, утверждаемого приказом министерства (далее - план).
2.4. Составление и ведение плана осуществляется субъектом внутреннего финансового аудита, с учетом предложений руководителей структурных подразделений министерства.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая бюджетная процедура, объект аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
2.5. В Плане могут предусматриваться аудиторские проверки, осуществляемые по следующим направлениям:
а) аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур;
б) аудит законности выполнения объектами аудита бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
в) аудит применения положения об учетной политики, утвержденного приказом министерства от 31.12.2013 N 47-од "Об утверждении Положения об учетной политике министерства внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области;
г) аудит применения автоматизированных информационных систем объектов аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур, наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
д) аудит организации и осуществления объектами аудита бюджетного учета, включая формирование финансовых и первичных учетных документов, наделение правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
е) аудит полноты и достоверности бюджетной отчетности объекта аудита.
2.6. Тема аудиторской проверки составляется путем детализации соответствующего направления аудиторской проверки по конкретным видам и (или) направлениям расходов (доходов) бюджета, а также проверяемого периода.
2.7. При составлении Плана учитываются:
а) значимость операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
2.8. В целях составления Плана субъектов внутреннего финансового аудита проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Калужской области, территориальными органами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, министерством финансов Калужской области в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
2.9. Проект Плана на очередной финансовый год предоставляется на утверждение министру не позднее 30 декабря текущего года. Утвержденный План подлежит размещению на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение пяти рабочих дней с момента его утверждения.
2.10. По мере необходимости в План вносятся изменения. Решение о внесении изменений в План принимается министром на основании предложений субъекта аудита и руководителей структурных подразделений министерства. Измененный План также размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение пяти рабочих дней с момента внесения в него изменений.
2.11 Аудиторские проверки подразделяются на:
а) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита на основании предоставленных информации и материалов;
б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения объектов аудита.
2.12. Аудиторская проверка утверждается приказом министерства, согласно которому утверждается и составляется программа аудиторской проверки субъектом внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению N 2 настоящего Положения
2.13. В ходе аудиторской проверки собираются доказательства: достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
2.14. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должны содержать:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
2.15. Члены субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок имеют право на:
а) запрос и получение на основании мотивированного запроса документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, а также установление предельного срока исполнения указанного запроса;
б) посещение помещений и территорий, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлечение независимых экспертов по согласованию с министром.
2.16. Запрос направляется объекту аудита под роспись до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, но не позднее 3 рабочих дней до окончания срока проведения аудиторской проверки.
Исполнение объектами аудита запросов осуществляется не позднее окончания срока проведения аудиторской проверки на объекте аудита. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса в адрес объекта аудита.
По фактам непредставления или несвоевременного предоставления объектом аудита информации, документов и материалов, запрошенных при проведении аудиторской проверки, составляется акт.
Ответ на запрос может быть направлен объектом аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников или копий документов, заверенных объектом аудита.
2.17. Члены субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
2.18. Предельный срок проведения аудиторской проверки составляет 30 календарных дней.
2.19. Основанием для приостановления и продления аудиторских проверок является письменное решение министра, принимаемое на основании мотивированной служебной записки руководителя аудиторской проверки. При этом срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 30 календарных дней.
2.20. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по форме согласно приложению N 3 настоящего Положения.
2.21. Акт аудиторской проверки составляется и подписывается членами субъекта внутреннего финансового аудита в двух экземплярах, один из которых вручается представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта для ознакомления, в день окончания проверки.
2.22. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение трех рабочих дней с момента ознакомления с актом.
2.23. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита в срок до 10 рабочих дней со дня получения возражений рассматривает их и дает по ним заключение в письменной форме. Заключение направляется руководителю объекта аудита в письменной и электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторской проверки.
2.24. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки в форме служебной записки, содержащей следующую информацию об итогах аудиторской проверки:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях с описанием подтверждающих документов, об условиях и о причинах таких нарушений;
б) информацию о наличии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности по главе 761 "министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области";
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
2.25. Служебная записка о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется министру в срок, установленный Программой аудиторской проверки. По результатам рассмотрения указанного отчета министр вправе принять одно или несколько из решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в министерство финансов Калужской области и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
2.26. Решения министра, принятые по результатам аудиторской проверки, направляются заинтересованным структурным подразделениям министерства в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.
2.27. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление годового отчета о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
2.28. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности министерства.
2.29. Годовой отчет и пояснительная записка к нему представляются субъектом внутреннего финансового аудита министру не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
В пояснительной записке приводятся сведения о результатах проведенных аудиторских проверок, включая сведения:
о недостатках и нарушениях, выявленных в ходе проведения аудиторских проверок в количественном и денежном выражении;
о наличии значимых бюджетных рисков;
о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита по результатам проведенной аудиторской проверки;
о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представляемой объектами аудита бюджетной отчетности;
о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов РФ;
о передаче материалов аудиторских проверок в министерство финансов Калужской области и правоохранительные органы;
о привлечении к ответственности должностных лиц объектов внутреннего финансового аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;
о соответствии сроков проведения и завершения аудиторских проверок утвержденному годовому плану осуществления внутреннего финансового аудита на соответствующий календарный год;
о проведении внеплановых аудиторских проверок, соблюдении сроков их проведения и результатах.
2.30. Проведение внутреннего финансового аудита считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.