В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Калужской области от 19 апреля 2007 года N 673 "О противодействии коррупции в Калужской области", Уставом муниципального образования сельское поселение "Село Барятино", Сельская Дума сельского поселения "Село Барятино"решила:
1. Принять муниципальный нормативный правовой акт "Положение о проведении в муниципальном образовании сельское поселение "Село Барятино" антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов" (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания и подлежит официальному обнародованию.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на главу администрации сельского поселения "Село Барятино".
Глава сельского поселения "Село Барятино" |
М.С. Темных |
Положение
о проведении в муниципальном образовании сельское поселение "Село Барятино" антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
(утв. решением Сельской Думы с. Барятино Калужской области
от 18 апреля 2016 г. N 18)
1. Общие положения
1.1. Положение о проведении в муниципальном образовании сельское поселение "Село Барятино" (далее по тексту - сельское поселение "Село Барятино") антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - Положение) устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов сельского поселения в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия:
а) антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза) - деятельность уполномоченного органа, направленная на предупреждение включения в проекты муниципальных нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также на выявление и устранение таких положений в муниципальных нормативных правовых актах;
б) коррупциогенными факторами являются положения муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
в) уполномоченный орган - комиссия муниципального образования сельское поселение "Село Барятино", созданная постановлением главы муниципального образования сельское поселение "Село Барятино" и уполномоченная на проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов сельского поселения "Село Барятино" (далее - Комиссия).
1.3. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов сельского поселения "Село Барятино" являются:
а) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов;
б) оценка муниципального нормативного правового акта во взаимосвязи с другими муниципальными нормативными правовыми актами;
в) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов);
г) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов);
д) сотрудничество органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов.
1.4. Задачами антикоррупционной экспертизы являются выделение коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актов, в проектах муниципальных нормативных правовых актах и их последующее устранение.
1.5. При подготовке проекта муниципального нормативного правового акта разработчик должен стремиться к недопущению включения в текст проекта муниципального нормативного правового акта норм, содержащих типичные коррупциогенные факторы, перечисленные в методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Методика).
2. Коррупциогенные факторы
2.1. Выявление коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах и их проектах осуществляется согласно Методике.
2.1.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.1.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.2. Перечень коррупциогенных факторов, приведенных в настоящем Положении, является исчерпывающим.
3. Организация проведения антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
3.1. Для проведения антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов постановлением главы сельского поселения "Село Барятино" образуется Комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы (далее - Комиссия) из представителей администрации сельского поселения "Село Барятино" и депутатов Сельской Думы сельского поселения"Село Барятино".
Комиссия состоит из 5 членов. Членами Комиссии являются председатель Комиссии, два представителя администрации сельского поселения "Село Барятино", два представителя депутатов Сельской Думы сельского поселения "Село Барятино". Председатель Комиссии назначается и освобождается по представлению главы сельского поселения "Село Барятино" решением Сельской Думы сельского поселения "Село Барятино".
Члены Комиссии должны принимать личное участие в заседаниях Комиссии.
3.2. Комиссией самостоятельно утверждается порядок своей деятельности. Обеспечивает деятельность Комиссии Сельской думы сельского поселения" Село Барятино".
3.3. Заседания Комиссии проводятся по мере поступления обращений о проведении антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов сельского поселения "Село Барятино".
Заседание Комиссии проводится, если на нем присутствует не менее четырех членов Комиссии.
Комиссия принимает решение простым большинством голосов от присутствующих на заседании членов Комиссии. Голос председателя Комиссии при равном числе голосов является решающим.
3.4. В случаях, требующих специальных знаний, Комиссия имеет право привлекать к работе на общественных началах специалистов в соответствующей области знаний.
3.5. Право обращения в Комиссию о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов имеют субъекты правотворческой инициативы: глава сельского поселения"Село Барятино", глава администрации сельского поселения "Село Барятино", депутаты сельского поселения "Село Барятино", органы территориального общественного самоуправления, инициативная группа граждан сельского поселения "Село Барятино".
3.6. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится с учетом:
- обоснованной информации об их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений субъектов правотворческой инициативы, указанных в пункте 3.5 Положения;
- предложений от органов местного самоуправления сельского поселения "Село Барятино".
3.7. Результатом проведенной антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов являются выявленные в них коррупционные факторы или вывод об их отсутствии.
3.8. Срок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов-проектов муниципальных нормативных правовых актов сельского поселения "Село Барятино" - 20 рабочих дней.
При необходимости истребования и исследования дополнительных материалов, необходимости привлечения специалистов, экспертов в затронутой области правоотношений, а также в случае внесения изменений в проект муниципального нормативного правового акта согласно проведенной антикоррупционной экспертизе и выявленным замечаниям по решению председателя Комиссии срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен до 40 рабочих дней.
3.9. Проект муниципального нормативного правового акта представляется в Сельскую Думу сельского поселения "Село Барятино" лицами, имеющими право вносить данные проекты. В двухдневный срок с даты получения Сельской думы сельского поселения "Село Барятино" проект муниципального нормативного правового акта передается на предварительное рассмотрение в соответствующую постоянную депутатскую комиссию. Депутатская комиссия в семидневный срок рассматривает проект муниципального нормативного правового акта и в двухдневный срок передает заключение по проекту в Сельскую Думу сельского поселения "Село Барятино" к сведению и для направления в Комиссию. Комиссия в семидневный срок проводит антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта сельского поселения "Село Барятино". Заключение Комиссии в двухдневный срок направляется разработчику данного муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта.
3.10. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, вносящие изменения действующие муниципальные нормативные правовые акты, подвергаются антикоррупционной экспертизе в том же порядке, что и первоначальный акт.
3.11. После внесения в проект муниципального нормативного правового акта изменений согласно проведенной антикоррупционной экспертизе и выявленным замечаниям проект представляется на повторную экспертизу.
3.12. При проведении антикоррупционной экспертизы действующего муниципального нормативного правового акта Комиссия в двухдневный срок направляет заключение разработчику данного муниципального нормативного правового акта и субъекту правотворческой инициативы, обратившемуся в Комиссию о проведении антикоррупционной экспертизы действующего муниципального нормативного правового акта.
4. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы
4.1. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта Комиссией составляется мотивированное заключение о наличии или отсутствии коррупциогенных факторов в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта.
Заключение Комиссии (приложение N 2 к Положению) (далее по тексту - Заключение) выносится на основании заключений членов комиссии по итогам антикоррупционной проверки муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта (приложение N 1 к Положению).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Приложение 2" имеется в виду "Приложение 1", приложение 2 в настоящем положении отсутствует
4.2. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта, который в семидневный срок сообщает Комиссии о результатах рассмотрения Заключения Комиссии.
В Заключении по результатам антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Разногласия, возникающие при оценке указанных в Заключении коррупциогенных факторов, разрешаются путем направления муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта сельского поселения "Село Барятино", Заключения Комиссии по данному акту или проекту в Барятинскую районную прокуратуру.
4.3. Заключение антикоррупционной экспертизы печатается в двух экземплярах, один из которых передается вместе с проектом муниципального нормативного правового акта его разработчику, а другой хранится в Комиссии - уполномоченном органе, проводившем экспертизу. В уполномоченном органе ведется учет муниципальных нормативных правовых актов, проектов муниципальных нормативных правовых актов, прошедших антикоррупционную экспертизу.
4.4. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы состоит из вводной части, описательной части и выводов.
4.4.1. Вводная часть должна содержать:
- дату и место подготовки заключения, данные о проводящих экспертизу лицах;
- основание для проведения экспертизы;
- наименование муниципального нормативного правового акта, его проекта, иного документа, проходящего экспертизу.
4.4.2. Описательная часть заключения составляется по одной из следующих форм:
- в форме информации, что коррупциогенные факторы в муниципальном нормативном правовом акте, проекте муниципального нормативного правового акта не выявлены;
- в форме последовательного перечня типичных коррупциогенных факторов, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте, проекте муниципального нормативного правового акта. При этом указываются все выявленные типичные коррупциогенные факторы и рекомендации по их устранению (способ устранения).
4.5. Выводы по результатам экспертизы должны соответствовать описательной части заключения.
4.6. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы:
- не может содержать утверждение о намеренном включении в муниципальный нормативный правовой акт и его проект коррупциогенных факторов;
- не предполагает выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых используются или могут использоваться коррупциогенные факторы;
- не предполагает оценку объема коррупционных последствий.
5. Порядок предоставления в Барятинскую районную прокуратуру муниципальных нормативных правовых актов (их проектов) для проведения антикоррупционной экспертизы
5.1. Сельская Дума муниципального образования сельского поселения "Село Барятино" не менее чем за 3 дня до даты рассмотрения депутатами Сельской Думы сельского поселения "Село Барятино" проекта муниципального нормативного правового акта предоставляет его в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы.
5.2. Нормативный правовой акт, принятый депутатами Сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Село Барятино" и подписанный главой муниципального образования сельское поселение "Село Барятино", не позднее 5 дней предоставляется Сельской Думой муниципального образования сельское поселение "Село Барятино" в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы.
6. Ответственность
Ответственность за соответствие действующего муниципального нормативного правового акта, проекта муниципального нормативного правового акта требованиям, установленным настоящим Положением, возлагается на разработчика действующего муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта, а также на лиц, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением.
7. Заключительные положения
7.1. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта, проекта муниципального нормативного правового акта по решению главы сельского поселения "Село Барятино" разработчик проекта муниципального нормативного правового акта обязан совершить одно из следующих действий:
- внести в муниципальный нормативный правовой акт, проект муниципального нормативного правового акта изменения и (или) дополнения, направленные на устранение выявленных коррупциогенных факторов;
- подготовить аргументированную пояснительную записку, подписываемую руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления сельского поселения "Село Барятино", являющегося разработчиком проекта правового акта, о невозможности внесения таких изменений и (или) дополнений в связи со спорностью в вопросе определения коррупциогенности действующего муниципального нормативного правового акта или его проекта, решение которого требует проведения комплексного, коллегиального анализа.
Приложение N 1
к Положению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ИТОГАМ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПРОВЕРКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО
ПРАВОВОГО АКТА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "СЕЛО БАРЯТИНО"(ПРОЕКТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ "СЕЛО БАРЯТИНО")
_________________________________________________________________________
(вид, дата принятия и наименование муниципального нормативного правового
акта (проекта муниципального нормативного правового акта),
_________________________________________________________________________
подвергнутого антикоррупционной экспертизе)
Коррупциогенные факторы |
Заключение члена комиссии (ненужное зачеркнуть) по выявленному фактору: обоснование |
1. Широта дискреционных полномочий |
Выявлено/не выявлено |
2. Определение компетенции по формуле "вправе" |
Выявлено/не выявлено |
3. Выборочное изменение объема прав |
Выявлено/не выявлено |
4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества |
Выявлено/не выявлено |
5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции |
Выявлено/не выявлено |
6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий |
Выявлено/не выявлено |
7. Отсутствие или неполнота административных процедур |
Выявлено/не выявлено |
8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур |
Выявлено/не выявлено |
9. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права |
Выявлено/не выявлено |
10. Злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) |
Выявлено/не выявлено |
11. Юридико-лингвистическая неопределенность |
Выявлено/не выявлено |
Заключение: _____________________________________________________________
(Ф И О члена Комиссии уполномоченного органа, место работы,
должность)
Мною была проведена антикоррупционная экспертиза данного
муниципального нормативного правового акта (проекта муниципального
нормативного правового акта).
Вывод: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Рекомендации по устранению положений, которые могут способствовать
созданию условий для проявления коррупции: ______________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Подпись _____________________ ____________
(расшифровка подписи) (дата)
с. Барятино "____" _______________ 20___ г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
_________________________________________________________________________
(реквизиты муниципального нормативного правового акта
(проекта муниципального нормативного правового акта)
Комиссией по проведению антикоррупционной экспертизы в соответствии
с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и проектов нормативными правовых актов, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г.
N 96, проведена антикоррупционная экспертиза
_________________________________________________________________________
(реквизиты муниципального нормативного правового акта
(проекта муниципального нормативного правового акта)
в целях выявления в нем коррупциогенных факторов и их последующего
устранения.
Вариант 1:
В представленном ________________________________________________________
(реквизиты муниципального нормативного правового акта
(проекта муниципального нормативного правового акта)
коррупциогенные факторы не выявлены.
Вывод:
Вариант 2:
В представленном ________________________________________________________
(реквизиты муниципального нормативного правового акта
_________________________________________________________________________
(проекта муниципального нормативного правового акта)
выявлены коррупциогенные факторы (*).
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
_________________________________________________________________________
(указывается способ устранения коррупциогенных факторов: исключение из
текста муниципального нормативного правового акта (проекта муниципального
нормативного правового акта) отдельных положений, изложение его в другой
редакции, внесение изменений в текст рассматриваемого акта (проекта акта)
или иной способ)
_________________________ ________________ ______________________________
(наименование должности) (подпись) (инициалы, фамилия)
Вывод:
(*) Отражаются все положения муниципального нормативного правового акта
(проекта муниципального нормативного правового акта), в которых выявлены
коррупциогенные факторы, с указанием его структурных единиц (разделов,
глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих
коррупциогенных факторов со ссылкой на положения методики, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г.
N 96.
Председатель Комиссии:
Дата подписания _______________
N __________
Глава сельского поселения
"Село Барятино" М.С. Темных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Сельской Думы с. Барятино Калужской области от 18 апреля 2016 г. N 18 "О принятии Положения о проведении в муниципальном образовании сельское поселение "Село Барятино антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов"
Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания
Текст решения опубликован на сайте Министерства юстиции РФ (http://www.Minjust.ru)