Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Администрации
Тарусского района
Калужской области
от 16 декабря 2016 г. N 861
Программа
"Развитие внутреннего и въездного туризма на территории МР "Тарусский район" на 2017 - 2020 годы"
Паспорт программы
"Развитие внутреннего и въездного туризма на территории МР "Тарусский район" на 2017 - 2020 годы"
1. Наименование |
Муниципальная программа "Развитие внутреннего и въездного туризма на территории МР "Тарусский район" на 2017 - 2020 годы" (далее - Программа) |
|||||
2. Заказчик |
Администрация МР "Тарусский район" - заказчик-координатор Программы |
|||||
3. Разработчики |
Отдел по туризму, спорту и социальному развитию администрации МР "Тарусский район", АУ ТР по туризму "Тарусский туристско информационный центр" |
|||||
4. Дата принятия решения о разработке и (наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление администрации МР "Тарусский район" от 16.12.2016 г. N 861 |
|||||
5. Цель и задачи |
Цель: Увеличение туристского потока в Тарусский район, способствующего развитию малого и среднего бизнеса и созданию новых рабочих мест. Задачи: 1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских иностранных граждан в качественных туристских услугах. 2. Развитие приоритетных направлений туризма в Тарусском районе. 3. Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Тарусского района. |
|||||
6. Целевые индикаторы и показатели |
1. Площадь номерного фонда коллективных средств размещения 2. Количество койко-мест в коллективных средствах размещения 3. Количество занятых в сфере туриндустрии 4. Объем туристского потока, включая экскурсантов 5. Количество субъектов аграрного туризма 6. Объем платных туристских услуг, оказанных населению 7. Общий объем инвестиций в туристскую индустрию 8. В том числе: инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, рестораны) 9. Количество субъектов туристской индустрии, оказывающих услуги населению |
|||||
* Для целей настоящей Программы под коллективными средствами размещения понимаются гостиницы, мотели, пансионаты, общежития для приезжих и другие специализированные коллективные средства размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристские базы и другие). | ||||||
7. Сроки и этапы Реализации |
Программа реализуется в три этапа: I этап: 2017 - 2018 годы; II этап: 2019 - 2020 годы; |
|||||
8. Перечень: подпрограмм и основных мероприятий |
Программа включает следующие основные разделы 1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка Тарусского района, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. 2. Развитие приоритетных направлений туризма в Тарусском районе. 3. Повышение качества туристских услуг. 4. Сохранение культурно-исторического потенциала Тарусского района. |
|||||
9. Объемы финансирования |
млн. руб. |
|||||
Источник финансирования |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
всего |
|
Областной бюджет** |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Районный бюджет |
1,725 |
1,725 |
1,725 |
1,725 |
6,9 |
|
Внебюджетные средства*** |
10,477 |
11,317 |
12,317 |
13,307 |
47,418 |
|
Всего |
12,202 |
13,042 |
14,042 |
15,032 |
54,318 |
|
** Объёмы финансовых средств из районного бюджета ежегодно уточняются после принятия районного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. *** Объёмы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений | ||||||
10. Ожидаемые результаты |
- увеличение объёма туристского потока в муниципальном районе "Тарусский район", включая экскурсантов, с 110,0 тыс. человек в 2016 году до 150 человек - в 2020 году; - увеличение количества занятых в сфере туриндустрии с 450 человек в 2016 году до 750 человек в 2020 году; - увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения 1960 единиц в 2016 году до 2500,0 единиц в 2020 году; - увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению до 85 мл. руб. в 2020 году; - увеличение количества субъектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма) с 10 в 2016 году до 13 объектов в 2020 году; решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения; - увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке; - улучшение социальной обстановки в сельских поселениях. - увеличение поступлений в бюджеты всех уровней. |
|||||
11. Система организации и контроль за исполнением |
Контроль за реализацией Программы осуществляется отделом по туризму спорту и социальному развитию МР "Тарусский район". |
I. Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами
1.1. Анализ состояния развития внутреннего и въездного туризма на территории муниципального района "Тарусский район"
Стратегией социально-экономического развития "Тарусского района", туризм отнесён к числу приоритетных направлений развития района. Значимость развития туризма для Тарусского района определяется богатейшим историко-культурным наследием, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания.
Таруса - один из древнейших городов России. Входит во все исторические справочники, каталоги, популярные и научные издания. Первое летописное упоминание относится к 1246 г. Родовая метрополия князей Тарусских, Оболенских, Барятинских, Волконских, Долгоруких, Репниных, Кривских. В XV в. тарусские земли всем множеством своих мелких удельных княжеств вошли в состав Московской Руси.
Долгое время, несколько веков, Таруса была частью так называемого "Берега" - укреплённой черты-линии, проходившей по Оке и служившей Москве в качестве засечной полосы от набегов всяческих неприятелей. А потому была укреплена и имела значительный гарнизон.
Находясь в стороне от больших дорог и крупных экономических центров, Тарусский район всегда оставался укромным, уютным местом, больше приспособленным для тихой и размеренной жизни, отдыха, рыбалки и охоты, лечения тишиной и покоем, нежели для развития промышленности и экономики.
В конце XIX в. Тарусу и её живописные окрестности облюбовали художники, писатели, музыканты, люди искусства. И весь минувший ХХ в. городок прожил под знаком писательско-художественной Мекки Подмосковья. Художники: В. Поленов и В. Борисов-Мусатов, поэты М. Цветаева и Н. Заболоцкий, писатели К. Паустовский и Ю. Казаков, музыканты К. Игумнов, С. Рихтер и многие другие. В историю мировой культуры Таруса вошла под названием "Русский Барбизон".
Сегодняшняя Таруса - культурный и научный центр, город музеев, художественных промыслов. Здесь живут и создают свои произведения и образы писатели, художники, музыканты, режиссёры, артисты, певцы,
В разное время года проходят ставшие регулярными фестивали: Музыкальный - Тарусского фонда Святослава Рихтера, телевизионных документальных фильмов и программ - "Берега", детский - "Петухи и гуси в городе Тарусе", гастрономический - "Тарусская застолица", молодых поэтов - "Тарусские грозы". Литературные праздники: Цветаевский, К.Г. Паустовского. Народные гуляния: Масленица, праздник Ивана Купалы, пленэр - "Мусатовская осень".
В городе несколько десятков памятников истории, культуры и архитектуры. В Тарусском районе выявлено 146 объектов культурного наследия, в том числе усадебные комплексы, церкви. 24 памятника археологии и более 20 мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся деятелей русской культуры и искусства.
К объектам культурного наследия федерального значения в Тарусском районе отнесены:
1. Церковь Знамения, 1759 г. (село Роща).
2. Могила В.Э. Борисова-Мусатова, (1870 - 1905).
3. Дом, в котором жил писатель К.Г. Паустовский.
4. Могила писателя К.Г. Паустовского, (1892 - 1968).
5. Дача, где жил художник-анималист В.А. Ватагин.
К объектам культурного наследия регионального значения в Тарусском районе отнесены:
1. Ансамбль усадьбы (12 объектов) с парком XVIII - XIX вв. (село Барятино).
2. Дом Тьо, где бывала поэтесса М.И. Цветаева. XIX в.
3. Дом и сад-дендрарий ученого-агронома Н.П. Ракицкого, 1929 г.
4. Могила художника-анималиста В.А. Ватагина, 1884 - 1969 гг.
И самым чудесным памятником, живым созданием природы, постоянно притягивающим взор и душу, остаётся вот уже много веков подряд Ока и её живописные берега. Здешний воздух отличается особой чистотой. Уникальная флора пойменных лугов, золотые природные пляжи, затоны, живописные берега, широкие панорамы величественных пейзажей - причудливая смесь Швейцарии и Среднерусской полосы. Богатые сельскохозяйственные угодья, леса, полные грибов и ягод. Всё это и составляет уникальный, распложенный в самом центре России, природный и географический, культурный и экологический потенциал для развития туризма.
К сильным сторонам Тарусского района можно отнести:
- привлекательную природную среду: наличие пойменных лугов, чистейший воздух, отсутствие загрязняющих природную среду факторов, запасы минеральных вод;
- историко-культурную значимость города Тарусы, связанную с именами русских поэтов, писателей, художников, важнейшими событиями российской истории;
- сформировавшееся представление о г. Тарусе, как об одном из красивейших и экологически чистых мест, является потенциалом для развития лечебного и оздоровительного въездного туризма;
- богатые природные ресурсы, месторождения кирпичных суглинков, керамзитовых глин, строительных песков и строительных известняков (возможность развития строительной индустрии и промышленности нерудных материалов);
- наличие запаса энерго-, водо-, тепло-, газомощностей;
значительная лесистость территории (46%) (возможность развития деревообрабатывающего производства);
- близость района к мегаполису - городу Москве (источник инвестиций);
- наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
- наличие профессионального учебного заведения (возможность проведения подготовки кадров, востребованных на рынке труда);
- низкая социальная конфликтность населения;
- положительное миграционное сальдо, свидетельствующее о привлекательности территории района как места для проживания;
- наличие участков, привлекательных для инвестиций;
- высокий уровень розничного товарооборота за счет большого транзитного потока москвичей-дачников.
К слабым сторонам Тарусского района можно отнести:
- удаленность от железнодорожных и крупных автомагистралей;
- большая доля ветхого и аварийного жилья;
- ненормативное состояние подъездных и внутрирайонных дорог;
- дифференциация доходов населения;
- дифференциация населения по обеспеченности жильем и важнейшими удобствами;
- дефицит жилых помещений;
- неэффективная система отопления;
- неудовлетворительное состояние материально-технической базы ряда социальных объектов;
- близость к г. Москве влияет на увеличение цен на товары, что негативно сказывается на уровне покупательной способности постоянно проживающего населения района;
1.2. Основные перспективы и проблемы в сфере внутреннего и въездного туризма на территории муниципального района "Тарусский район".
Развитие туризма рассматривается в контексте общего развития Тарусского района, сформулированного в Концепции культурно-исторического и экономического потенциала Тарусского района утвержденной Постановлением Правительством Калужской области N 319 от 2005 г.
Целью её ставится: увеличение потока туристов; улучшение качества их обслуживания; необходимость разработки качественно нового турпродукта; и. в итоге, пополнение бюджетов всех уровней (в том числе местного) за счёт продажи (предоставления) местного турпродукта. При этом 100% этого турпродукта создаётся на территории Тарусского района, где находятся объекты туристского интереса.
Новый турпродукт формируется за счёт:
а) активного развития традиционных видов туризма:
- культурного;
- событийного;
- делового;
- сельского (агротуризма);
- спортивного;
- школьного;
б) введения новых разнообразных объектов туристского притяжения:
- расширения сети музеев и включение в музейную сеть частных и локальных музеев и объектов музейного типа;
- создание новых и реконструкция и благоустройство существующих мест, которые будут охотно посещаемы туристами (благоустройство набережной и т.д.)
- реконструкция старинных усадебных домов и парков;
в) формирование принципиально новой системы туристического обслуживания:
- системы многофункциональных комплексов, где сконцентрирована основная доля объектов;
- информационную систему первичного обслуживания туристов, которая и составит скелетную основу, позволяющую организовать как территорию, так и саму технологию туристского обслуживания.
Многофункциональные комплексы можно разделить на четыре типа:
1. с преобладанием гостиничной и деловой функций:
2. с преобладанием объектов питания и торговли;
3. с преобладанием культурной и развлекательной функций;
4. с преобладанием музейной и информационной функций.
Для создания комфортных условий пребывания туристов возникает необходимость сформировать информационную систему первичного обслуживания.
Такая работа уже проводится: создан Тарусский туристко-информационный центр (ТИЦ). Работает сайт visit-tarusa; В пешеходной зоне города установлены информационный щиты с картой города и QR-кодами с выходом на сайт ТИЦ. Издаются туристический карты и путеводители. Налажено взаимодействие ТИЦ с объектами туриндустрии. На базах отдыха и в гостиницах туристы имеют возможность приобрести карты и путеводители, получить информацию о мероприятиях.
Работу по организации системы информирования туристов необходимо продолжить по всему тарусскому району
1.3. Оценка действующих мер по улучшению сложившейся ситуации в сфере внутреннего и въездною туризма на территории муниципального района "Тарусский район".
Многое сделано для привлечения туристов: в основном благоустроен исторический центр города: установлены памятники Марине Цветаевой, К.Г. Паустовскому, Б. Ахмадулиной, Бюст Ивана Владимировича Цветаева, бюст герою М.Г. Ефремову, врачу Е.О. Мухину; благоустроена территория, прилегающая к памятникам (Городской парк), завершена реконструкция православных Храмов святых Петра и Павла (г. Таруса), Храма в честь Пресвятой Богородицы (с. Истомино), храма Иоана Богослова в с. Кузьмищево,
завершается реконструкция Храма в честь Пресвятой Богородицы в с. Барятино; возведена часовня в честь Боголюбской Божей Матери; открыты три универсальные спортивные площадки в г. Таруса; по главным туристическим маршрутам в городе уложена тротуарная плитка.
Для сохранения культуры и развития духовной жизни необходимо продолжить проведение следующих мероприятий:
- возрождение объектов религиозного культа (православных храмов) как ресурса в организации новых туристских паломнических маршрутов;
- регулярное проведение в Тарусе фестивалей фонда имени С.Т. Рихтера;
- дальнейшее развитие музея семьи Цветаевых - создание мемориального музея-усадьбы семьи Цветаевых;
- проведение ежегодных пленэров художников России "Мусатовская осень"; издание каталога итоговой выставки;
- проведение ремонтно-реставрационных работ памятников истории и архитектуры города Тарусы;
- проведение регулярных концертов и спектаклей солистов и лучших творческих коллективов российского и международного уровней из сокровищницы русской и зарубежной классики.
- издание краеведческой литературы и путеводителей по Тарусской земле.
II. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является увеличение туристского потока в Тарусский район, что способствует развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
2. Развитие приоритетных направлений туризма в Тарусском районе.
3. Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Тарусского района.
Цель и задачи развития туристско-рекреационного комплекса в Тарусском районе на период с 2017 по 2020 год определены на основании анализа существующих проблем с учетом достигнутого уровня развития туризма и наличия имеющихся ресурсов. Целевые индикаторы Программы представлены в таблице 1.
Таблица 1. Целевые индикаторы Программы
Основные целевые индикаторы и показатели реализации мероприятий МП "Развитие внутреннего и выездного туризма на территории МР "Тарусский район" на 2017 - 2020 гг" в муниципальном образовании "Тарусский район"
N |
Наименование мероприятий |
Ед. изм. |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1. |
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения |
тыс. кв. м. |
26.5 |
27.0 |
28.6 |
30.0 |
2 |
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения |
ед. |
2000.0 |
2100.0 |
2300.0 |
2500.0 |
3 |
Количество занятых в сфере туриндустрии |
Тыс. чел. |
0.500 |
0.560 |
0.660 |
0.750 |
4 |
Объем туристского потока, включая экскурсантов |
Тыс. чел. |
112.0 |
120.0 |
130.0 |
140.0 |
5 |
Количество субъектов аграрного туризма |
Ед. |
10.0 |
11.0 |
12.0 |
13.0 |
6 |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению |
мл. руб. |
75.0 |
76.0 |
80.0 |
85.0 |
7 |
Общий объем инвестиций в туристскую индустрию |
мл. руб. |
10.0 |
10.0 |
15.0 |
20.0 |
8 |
В том числе: инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, рестораны) |
мл. руб. |
7.0 |
7.0 |
10.0 |
10.0 |
9 |
Количество субъектов туристской индустрии, оказывающих услуги населению |
ед. |
50.0 |
51.0 |
53.0 |
55.0 |
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2017 - 2020 годах в 2 этапа:
1-й этап: 2017 - 2018 год - закрепление положительных тенденций в развитии туристской индустрии, создание предпосылок для ее дальнейшего развития, решение имеющихся системных проблем.
2-й этап: 2019 - 2020 годы - создание условий для повышения конкурентоспособности туристского рынка за счет повышение качества туристских услуг.
IV. Система основных мероприятий Программы
Система основных программных мероприятий рассчитана на период с 2017 по 2020 год и включает направления в соответствии с поставленными целью и задачами Программы.
Увеличение туристского потока в Тарусском районе является основной целью программы. Одновременно ключевым направлением развития туристской индустрии Тарусского района является создание условий для повышения конкурентоспособности туристского рынка области за счет привлечения дополнительных инвестиционных средств частных инвесторов и инвестиционных кредитных средств.
Наряду с созданием оптимальных условий для развития инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса района также возникает необходимость в организации работы по повышению квалификации и уровня подготовки кадров туристской индустрии.
4.1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах
Задача повышения конкурентоспособности туристского рынка Тарусского района решается посредством проведения мероприятий в рамках трех основных направлений:
- обеспечение туристско-рекреационного комплекса объектами инженерной инфраструктуры;
- создание условий для привлечения инвестиций в развитие объектов туристской индустрии на территории Тарусского района;
- продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
4.1.1. Обеспечение туристско-рекреационного комплекса объектами инженерной инфраструктуры
Целью осуществления мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса является увеличение количества коллективных средств размещения туристов и объектов туристской инфраструктуры за счет модернизации и обновления существующих и строительства новых объектов.
4.1.2. Создание условий для привлечения инвестиций в развитие объектов туристской индустрии на территории Тарусского района.
Целью осуществления мероприятий по созданию условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса является организация туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач по привлечению дополнительных инвестиционных средств, включая инвестиционные банковские кредиты и собственные средства инвесторов.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки нормативных правовых актов, направленных на создание социально-экономических условий для развития индустрии туризма;
- оказания информационно-консультационной и методической помощи по реализации новых инвестиционных проектов в сфере туризма (строительства новых объектов туристской индустрии, реализации мероприятий по реконструкции, модернизации и обновлению материально-технической базы);
- сопровождения инвестиционных проектов по развитию и реконструкции материальной базы существующих объектов туристской индустрии, строительству новых объектов туристской индустрии.
За счет средств районного бюджета предусматривается осуществление мероприятий по проведению маркетинговых исследований рынка туристских услуг в Тарусском районе; участие в ежегодных форумах (конференциях, семинарах), мероприятиях, затрагивающих вопросы рекламы туристского продукта и инновационных технологий ведения туризма; разработка информационно-рекламных материалов (каталогов, буклетов, изданий рекламно-информационной печатной и иной продукции, путеводителей, стендов, картографического и иного материала) и приобретение тематической сувенирной продукции, разработка бренда Тарусского района.
4.1.3. Продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках
Реализация мероприятий по продвижению туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках будет осуществляться со дня вступления в силу Программы, с 01.01.2017 г.
Международная и российская практика показывает, что для повышения конкурентоспособности туристского продукта любой страны и региона необходимо государственное финансирование.
Таким образом, основной задачей в рамках данного направления является создание обобщенного образа Калужской области как региона и Тарусского района как его части, благоприятных для посещения туристами и экскурсантами.
На системной основе будет оказываться методическая помощь органам местного самоуправления сельских поселений Тарусского района - по вопросам организации и развития инфраструктуры туризма; субъектам туристской индустрии по вопросам организации соответствующего уровня приема и размещения туристов.
За счет средств районного бюджета планируется:
- организация рекламных туров по новым маршрутам по Тарусскому району для российских туроператоров и турагенств;
- участие в мероприятиях АМТГ (ассоциации малых туристских городов);
- участие в ежегодном Фестивале малых городов России:
- участие в международных и российских выставках;
- издание путеводителя по Тарусскому району;
- участие в региональных рекламных печатных изданиях;
- участие в международных и российских форумах, семинарах.
4.2. Развитие приоритетных направлений туризма в Тарусском районе
В настоящее время в Тарусском районе под влиянием природно-географических и культурно-исторических факторов сформированы и являются приоритетными следующие направления туризма: культурно-познавательный (паломнический, исторический), событийный, деловой, спортивный, сельский (агротуризм) и школьный туризм.
4.2.1. Развитие аграрного (сельского) туризма
Аграрный (сельский) туризм - туризм, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах с соблюдением следующего обязательного условия: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или в малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.
Для целей настоящей Программы под субъектами аграрного туризма понимаются следующие субъекты, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг:
крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Тарусского района в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и осуществляющие деятельность на территории Тарусского района в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве";
сельскохозяйственные потребительские кооперативы, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Тарусского района в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации";
иные хозяйствующие субъекты (в том числе сельскохозяйственные товаропроизводители), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Тарусского района.
Прием туристов осуществляют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные предприниматели и базы отдыха, расположенные в сельской местности Тарусского района.
Достижение поставленной цели осуществляется путем развития системы размещения туристов в традиционных деревенских домах и небольших гостиницах в сельской местности, специализированных поселениях, созданных сельской семьей на базе собственного дома и приусадебного участка. При этом развитие аграрного туризма в рамках строительства новой и расширения уже существующей инфраструктуры туризма позволит частично решать проблему отсутствия в достаточной мере коллективных средств размещения.
За период 2010 - 2016 г. создана единая база данных субъектов аграрного туризма: обобщение, систематизация, структурирование информации о субъектах аграрного туризма. Проводится мониторинг предоставляемых субъектами аграрного туризма туристско-экскурсионных услуг.
За счет средств областного бюджета будут осуществляться:
- субсидирование субъектам аграрного туризма процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на развитие
несельскохозяйственных видов деятельности, связанных с развитием аграрного туризма (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личные а также сельскохозяйственных товаропроизводителей);
- субсидирование части затрат на развитие материально-технической базы субъектов аграрного туризма;
- предоставление грантов субъектам туристской индустрии на приобретение изделий крестьянских ремесел в качестве сувенирной продукции, в том числе с символикой Тарусского района, произведенных гражданами, проживающими в сельской местности.
Порядок и условия предоставления субсидий и грантов по данному направлению устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
Меры государственной поддержки, направленные на развитие аграрного туризма, позволят расширить возможности кредитования и микрокредитования субъектов аграрного туризма с применением гарантийных механизмов и субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам, а также стимулировать участие хозяйствующих субъектов в развитии рынка аграрного туризма.
Тарусский район имеет все условия для развития этого направления в туризме.
Участие местного населения в агротуризме позволить улучшить их благосостояние.
За счет средств районного бюджета планируется:
- организация семинаров (в т.ч. выездных) для руководителей тур. объектов;
- участие в выставках и ярмарках-продажах;
- публикация информации об объектах в путеводителях;
- организация условий для создания новых объектов показа для посещения туристами в рамках маршрутов "Деревенская тропа", "Тарусские усадьбы";
- организация нового пешеходного эко-маршрута "Тропою Паустовского".
4.2.2. Развитие культурно-познавательного туризма
Основой культурно-познавательного туризма является историко-культурный потенциал региона. Тарусский район является одной из уникальных территорий Российской Федерации по наличию памятников истории, культуры и природы, их значимости. Глубокие традиции имеют народные промыслы и ремесла.
В настоящее время выявлено 146 памятников истории, архитектуры, археологии, градостроительства, монументального и садово-паркового искусства.
Культурно-познавательный туризм условно можно разделить на три составляющие:
1. Паломнический туризм Паломнический туризм является составной частью современной индустрии туризма, у которой есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.
В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных центров, где туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Эти туры, в отличие от паломнических, более короткие и не приурочены к религиозным праздникам. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы.
В районе могут быть включены в экскурсионные маршруты как отреставрированные церкви и соборы (Собор Петра и Павла и храм Воскресения Христова в г. Таруса, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Истомино, с. Барятино. храм Иоана Богослова в Кузьмищево, часовня в честь Боголюбской Божей Матери), так и те, которые находятся в стадии реставрации (с. Роща) или её ожидают - церковь Вознесения в с. Вознесение.
2. Исторический туризм
Базовым блоком в историческом туризме являются музеи и исторически значимые места. Хорошо известен у нас в стране и за рубежом музей семьи Цветаевых. В музее всегда хороший поток туристов. Сотрудники музея накопили большой архивный материал. Имеют творческий потенциал для издания своих литературных трудов, что интересно большому кругу поклонников творчества М. Цветаевой и может приносить дополнительный финансовый доход. Для этого необходима своя полиграфическая база.
Краеведческий музей занимает достойное место в районе. Его экспозиции в полной мере раскрывают самобытность нашего края, отражают историю района.
Тематические выставки всегда актуальны и интересны широкому кругу посетителей, особенно школьникам.
3. Событийный туризм
На сегодняшний день событийный туризм динамично развивается и в Тарусском районе представлен следующими направлениями:
- праздники городских и районных масштабов;
- тематические праздники и фестивали;
- юбилеи исторических событий, памятные даты;
Событийный туризм должен стать одним из перспективных направлений развития туризма в районе Для этого район имеет благоприятные условия:
- традиционно сложившийся образ Тарусы как привлекательное место для отдыха в экологически чистом районе с богатым историческим и культурным наследием;
- наличие р. Ока и р. Таруса с песчаными пляжами;
- близость к Москве;
- возможность привлечь в качестве туристов выходного дня жителей городов:
Серпухов, Протвино. Калуга.
- хорошо развитое транспортное сообщение;
- наличие большого количества действующих баз отдыха и пансионатов;
- сохранившийся архитектурно-исторический облик центра города;
- благоустройство пешеходной зоны исторического центра города;
- нахождение в шаговой доступности туристических объектов и объектов инфраструктуры в историческом центре;
- наличие автостоянок для частного автотранспорта;
- наличие народных коллективов отдела культуры;
- наличие современного киноконцертного зала "МИР"на 312 мест;
- наличие предприятий общепита в историческом центре города;
- наличие 2-х магазинов сувенирной продукции в центре города;
- прокат лошадей.
Событийный туризм развивается как на уровне возможностей туристических субъектов ("Новый год", "Масленица", "День защитника отечества", "День Победы", "День города"), так и на районном уровне (музыкальный фестиваль Тарусского фонда Святослава Рихтера, фестиваль телевизионных фильмов и программ "Берега", детский фестиваль "Петухи и гуси в городе Тарусе", гастрономический фестиваль "Тарусская застолица", фестиваль молодых поэтов "Тарусские грозы", праздники Цветаевский, К.Г. Паустовского. Народные гуляния Иван Купала, Масленица.
Проведение хорошо организованных крупных массовых мероприятий могут стать хорошей доходной статьей как в муниципальный бюджет так и всех заинтересованных лиц (гостиниц, баз отдыха, предприятий общепита, магазинов, транспорта, др.).
Массовые народные гулянья должны стать традиционными. Для этого необходимо взаимовыгодное сотрудничество всех заинтересованных частных предприятий и бюджетных организаций. Положительный опыт такого сотрудничества давно имеется во многих городах других регионов.
Традиция организация новых фестивалей и праздников должна быть продолжена: Фестиваль фейерверков над Окой в районе центральной площади. Фестиваль воздушных шаров, "Верные друзья", "Крещение", "Яблочный спас", "Медовый спас", "Новый год", "Рождество" и т.д.
Дореволюционная Таруса не представляется без торговой ярмарки на центральной площади. Реконструкция исторического облика Тарусской ярмарки с балаганами, уличными торговцами, коробейниками и с традиционными для того времени развлекательными аттракционами несомненно будут интересны широкому кругу туристов.
В подготовке проведения массовых праздников и гуляний могут участвовать на добровольных началах жители города и района. (Например в праздничных шествиях в маскарадных костюмах). В мероприятиях по подготовке к фестивалям могут быть приглашены школьники разного возраста для участия в конкурсах, выставках, ярмарках, анимационных программах, в т.ч. и на платной основе.
За счет средств областного и районного бюджетов предполагается реализация следующих мероприятий:
- проведение крупных ярмарок, приуроченных к историко-культурным событиям областного и местного значения и мероприятий событийного туризма (фестивалей, праздников, реконструкции значимых событий);
- организация работы по изучению объектов этнографии и народных промыслов, сбор и обобщение информации по старинным легендам, притчам и преданиям.
4.2.3. Развитие спортивного туризма с активными формами отдыха
Спортивный туризм с активными формами отдыха является одним из наиболее доступных и здоровых круглогодичных видов досуга. Данный вид отдыха сочетает в себе общение, физические нагрузки, а также существенные рекреационные, экологические и культурно-познавательные составляющие.
На территории Тарусского района располагающего крупными лесными массивами, водными ресурсами могут быть развиты, традиционно водные и пешеходные маршруты. Большой потенциал остаётся в развитии велосипедных и конных маршрутов.
Для решения задач, способствующих созданию условий для развития спортивного туризма с активными формами отдыха, предполагается реализация следующих программных мероприятий:
- организация пешеходных экскурсий;
- организация конных маршрутов;
- организация вело-маршрутов;
- организация и проведение массовых мероприятий активного туризма.
Для размещения туристов-спортсменов в районе имеется специализированная база отдыха СОК ОТЭК "Таруса", б.о. "Мишкина гора", Арт-отель Галерея. Для организации спортивных мероприятий различного уровня - районный ФОК "Лидер".
4.2.4. Развитие делового туризма
Деловой туризм является составной частью индустрии туризма и характеризуется следующей направленностью:
- командировки руководителей и сотрудников компании, посещение и участие в специализированных индустриальных мероприятиях, профессиональных тематических ярмарках и выставках;
- посещение различных научных мероприятий (конференции, семинары, конгрессы);
- поощрительные корпоративные поездки, организованные для сотрудников и клиентов с целью досуга, рекреации и отдыха.
В последние годы за счет динамичного развития экономического и инвестиционного потенциала Калужской области, формирования индустриальных технопарков, таких как "Ворсино", "Калуга-ЮГ", "Росва", "Грабцево", "Лемкон", где размещено производство крупнейших иностранных и российских компаний ("Volkswagen", "Peugeot-Citroen", "Volvo", "Mitsubishi", "Samsung", "HJIMK"), возрастает и привлекательность данного направления туризма, с учётом удобного местоположения Тарусского района.
Для развития делового туризма нужны в необходимом количестве коллективные средства размещения, развитая туристская инфраструктура с учетом специфики данного направления развития туризма, предполагающая наличие конференц-залов, развитой и современной сети телекоммуникаций и связи.
На территории Тарусского района в настоящее время хорошие материально-технические условия. Имеется положительный опыт проведения семинаров конференций, корпоративных мероприятий, (Пансионат "Якорь", отель WELNA, ОТЭК Таруса, б.о. "Мишкина гора"). Имеет хороший потенциал для развития делового туризма Мотель "Ольгинка".
Наличие в городе киноконцертного зала на 312 мест дает возможность другим пансионатам и базам отдыха развивать деловой туризм, не имея своей материально-технической базы.
4.2.5. Развитие школьного туризма
Школьный туризм является действенным средством воспитания и служит целям всестороннего развития школьников - подготовке к жизни, труду, защите своего Отечества; интегрирует в себе все основные педагогические процессы и позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия - обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся.
Важнейшим фактором для развития школьного туризма и краеведения является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал Тарусского района и всей Калужской обл. Это музеи, духовно-просветительские центры, заповедные зоны.
мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, предприятия промышленности, транспорта, связи, торговли, агропромышленного комплекса, различные памятники природы и истории.
Государственная поддержка развития школьного туризма ориентирована на создание наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок, вовлечение детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия Калужского края, его культуры, истории и природы.
4.3. Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Тарусского района
Задача повышения качества туристских услуг и сохранения культурно-исторического потенциала Калужской области решается посредством проведения мероприятий в рамках трех основных направлений:
- повышение квалификации и уровня подготовки кадров субъектов туристской индустрии;
- повышение качества туристских услуг;
- создание условий для удовлетворения потребностей жителей Калужской области в полноценном отдыхе, способствующем приобщению к культурным, историческим, природным ценностям и укладу жизни сельских поселений.
Территориальное расположение Тарусского района, наличие здесь богатых природных ресурсов определило развитие с древнейших времен различных традиций и ремесел. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю.
Отмечая необходимость возрождения и развития культурно-бытовых традиций деревенского уклада жизни в сельских поселениях и сохранения природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района, необходимо учитывать, что многие промыслы и ремесла в современном мире утратили свою хозяйственную актуальность и тем самым приобрели неподдельный интерес для туристской сферы. Исторически ведение сувенирного промысла было распространено в осенне-зимний период.
Развитие данного направления с учетом вышеуказанных условий позволит не только организовать эффективную реализацию сувенирной продукции, но и стимулировать приток туристов в период наибольшего падения спроса на туристско-экскурсионные услуги за счет проведения мастер-классов по разным видам древнерусских ремесел, возродить за счет туристской направленности ряд утраченных или позабытых национальных особенностей района и области
4.3.1. Повышение квалификации и уровня подготовки кадров субъектов туристской индустрии.
Обеспечение туристской индустрии квалифицированными кадрами является одной из главных задач Программы.
Решение данной задачи предполагается осуществить в тесном взаимодействии с Профильными образовательными учебными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Калужской области.
За счет средств областного и районного бюджетов предполагается реализовать следующие мероприятия:
- проведение обучающих семинаров для субъектов туристской индустрии по перспективным направлениям развития туризма;
- организация районных конкурсов по профессиям туристской направленности; - сертификация экскурсоводов.
4.3.2. Повышение качества туристских услуг
По мере развития туристско-рекреационного комплекса Тарусского района все большее внимание будет уделяться повышению качества туристских услуг как основному фактору формирования прогнозируемого объема туристского потока в Тарусском районе.
В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, одним из главных инструментов которой является повышение качества туристских услуг. Следует отметить, что в настоящее время только единичные субъекты туристской индустрии Тарусского района соответствуют современным международным нормам предоставления услуг.
В Тарусском районе претендует на этот уровень Мотель "Ольгинка", Отель WELNA, б.о. Серебряный век", б.о. "Мишкина гора".
Повышение уровня качества предоставляемых туристских услуг, в частности не только сферы обслуживания и гостиничного размещения, но и экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков будет способствовать укреплению единства культурно-информационного пространства области, в том числе доведению до российских и иностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации о материальных и духовных ценностях региона, его исторического и культурного наследия, а также роли и месте туризма в современном мире.
Достижение поставленной цели осуществляется путем реализации следующих мероприятий:
- участие в ежегодном конкурсе среди субъектов туристской индустрии Калужской области;
- организация районного конкурса на лучший объект коллективных средств размещения.
4.3.3. Создание условий для удовлетворения потребностей населения Тарусского района в полноценном отдыхе, способствующем приобщению к культурным, историческим, природным ценностям и укладу жизни сельских поселений
К основным факторам, определяющим будущее туризма в Тарусском районе, относится создание условий для удовлетворения потребностей жителей Калужской области в полноценном отдыхе. В настоящий момент основными потребителями туристских услуг в Тарусском районе являются жители города Москвы и Московской области. Это вызвано, прежде всего, приближенностью к мегаполису и его перенаселенностью, которая формирует туристские предпочтения в виде кратковременного отдыха, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города.
Вместе с тем из-за мощного информативного потока о культуре, природе и быте заграничных стран, утрачивается традиционный уклад жизни, забываются многие культурные особенности сельских поселений региона.
Бережное сохранение и рациональное использование богатейшего культурного и природного наследия области в туристской сфере позволит создать благоприятные условия для развития не только въездного туризма, но и для внутреннего туризма, отвечающего патриотическим нормам воспитания. Основой в достижении результатов должна стать работа, направленная на культивирование вкуса у населения, выдержку стиля, возрождение и сохранение фольклора Тарусского района и превращение их в региональные бренды.
Для решения поставленной задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
- оказание информационно-консультационной поддержки субъектам туристской индустрии по организации частных коллекций (на приобретение предметов старины и сувенирной продукции, не отнесенной к предметам культурно-исторического наследия);
- организация выступлений творческих коллективов отдела культуры и Дома творчества юных Тарусского района на ярмарках и иных мероприятиях событийного культурнопознавательного туризма.
Система основных мероприятий Программы представлена в приложении к Программе. (Приложение N 1).
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем ресурсного обеспечения Программы на 2017 - 2020 гг. по всем источникам финансирования составляет 54.318 млн. рублей (таблица 2).
Следует отметить следующие риски, существующие при реализации Программы, которые могут серьезно повлиять на развитие индустрии туризма в Тарусском районе и в целом в Калужской области:
- макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;
- финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
- техногенные и экологические риски. Любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которой полностью исключать нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации ее последствий.
Таблица 3.
Риски и механизмы снижения рисков при реализации Программы
N п/п |
Возможные риски |
Механизмы снижения рисков |
1 |
Недофинансирование мероприятий Программы за счет средств районного бюджета |
Привлечение внебюджетных источников финансирование на реализацию мероприятий Программы |
2 |
Недостаточное развитие инфраструктуры туризма |
Комплексное развитие элементов инфраструктуры туризма, включая информационно-консультационное сопровождение. |
3 |
Не достижение целевых показателей Программы |
Мониторинг выполнения Программы, корректировка соответствующих мероприятий и разработка дополнительных мер по ее реализации |
VI. Механизм реализации Программы
Заказчик-координатор Программы - администрация МР "Тарусский район".
Механизм реализации Программы основан на скоординированных действиях исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных целей. Выполнение мероприятий предусматривается осуществлять на основе открытости, добровольности, взаимовыгодном сотрудничестве, обеспечивает широкие возможности для участия всех заинтересованных юридических и физических лиц.
В рамках своих полномочий субъекты туристской индустрии могут принимать участие в реализации целевых мероприятий Программы за счет собственных средств.
Заказчик-координатор Программы обеспечивает взаимодействие с отраслевыми министерствами Калужской области по осуществлению мероприятий по государственной поддержке субъектов индустрии туризма.
Заказчик-координатор Программы ежегодно с учетом анализа хода реализации Программы уточняет объемы необходимых средств для финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году и составляет по мере формирования районного бюджета:
- бюджетную заявку на финансирование Программы за счет средств районного бюджета;
- обоснование объемов финансирования Программы в очередном финансовом году по всем направлениям расходования средств и всем источникам финансирования.
По мере формирования проекта районного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с сообщенными министерством финансов Калужской области предельными объемами бюджетного финансирования на очередной финансовый год предложения по финансированию Программы уточняются заказчиком- координатором Программы совместно с министерством финансов Калужской области для включения в проект областного бюджета на очередной финансовый год.
К осуществлению программных мероприятий привлекаются внебюджетные средства финансирования.
Корректировка программы в том числе включения в нее новых мероприятий, ежегодное уточнение и обоснование объемов ее финансирования за счет бюджета муниципального
района "Тарусский район" и продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению ответственного исполнителя программы.
Финансирование мероприятий программы за счет средств бюджета муниципального района "Тарусский район" будет осуществляться в объемах, утвержденных решением МР "Тарусский район" на очередной финансовый год и плановый период.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения.
Организацию реализации Программы и контроль за выполнением предусмотренных в ней мероприятий осуществляет заказчик-координатор Программы - Администрация МР "Тарусский район".
VIII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В результате реализации Программы прогнозируется.
- увеличение объема туристского потока в муниципальном районе "Тарусский район", включая экскурсантов, с 110,0 тыс. человек в 2016 году до 150 тыс. человек - в 2020 году;
- увеличение количества занятых в сфере туриндустрии с 450 человек в 2016 году до 750 человек к 2020 году;
- увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения с 1960 единиц в 2016 году до 2500.0 единиц в 2020 году;
- увеличение объема платных туристских услуг указанных населению до 85 мл. руб. в 2020 году;
- увеличение количества субъектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма) с 10 в 2016 году до 13 в 2020 году;
- решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения;
- увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке;
- повышение уровня жизни в сельских поселениях;
- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тарусского района Калужской области от 16 декабря 2016 г. N 861 "Об утверждении муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.