Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Калужской области
от 10 января 2017 г. N 5
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Калужской области, принимаемых исполнительными органами государственной власти Калужской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Калужской области, принимаемых исполнительными органами государственной власти Калужской области (далее - Порядок, проекты принимаемых нормативных правовых актов), и разработан в целях реализации статьи 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Проекты принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия при наличии в них следующих положений:
а) устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) устанавливающих, изменяющих или отменяющих ответственность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.2. Оценка регулирующего воздействия проектов принимаемых нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, областного бюджета Калужской области.
1.3. Функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, а также подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия осуществляются министерством экономического развития Калужской области - органом, ответственным за внедрение и развитие процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - уполномоченный орган).
1.4. В целях настоящего Порядка исполнительный орган государственной власти Калужской области, разработавший проект принимаемого нормативного правового акта и осуществляющий процедуру оценки его регулирующего воздействия, именуется орган-разработчик.
1.5. Настоящий Порядок не применяется к проектам принимаемых нормативных правовых актов, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
1.6. Для проектов принимаемых нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и разрабатываемых с целью:
а) утверждения административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности;
б) утверждения порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
в) установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) исполнения требований федерального законодательства по принятию нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
д) приведения отдельных формулировок нормативных правовых актов Калужской области в соответствие с требованиями федерального законодательства и (или) законодательства Калужской области,
положения разделов 2 и 3 (за исключением пункта 3.12) настоящего Порядка не применяются.
2. Размещение уведомления о разработке концепции
предлагаемого правового регулирования
2.1. Уведомление размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на интернет-портале органов исполнительной власти Калужской области (далее - официальный сайт). К уведомлению прикладываются иные материалы, которые служат обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования.
Форма уведомления утверждается уполномоченным органом.
2.2. Одновременно органом-разработчиком о размещении уведомления извещаются по электронной почте:
а) заинтересованные органы государственной власти Калужской области;
б) органы и организации, действующие на территории Калужской области, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности;
в) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калужской области;
г) иные организации, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
2.3. Срок, в течение которого принимаются предложения в связи с размещением уведомления, составляет от 5 до 15 рабочих дней со дня размещения уведомления на официальном сайте.
2.4. Все предложения, поступившие в установленный в уведомлении срок, должны быть рассмотрены. В случае отказа от использования поступившего предложения принятие такого решения должно быть обосновано.
2.5. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в ходе публичных консультаций, орган-разработчик составляет сводку предложений по форме, утвержденной уполномоченным органом, которая в срок не более 15 рабочих дней со дня окончания срока приема предложений, указанного в уведомлении, размещается органом-разработчиком на официальном сайте.
2.6. По результатам рассмотрения предложений участников публичных консультаций орган-разработчик принимает решение о подготовке проекта нормативного правового акта либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
2.7. В случае отказа от подготовки проекта нормативного правового акта соответствующее решение размещается органом-разработчиком на официальном сайте и в течение двух рабочих дней доводится до органов и организаций, которые извещались о размещении на официальном сайте уведомления и которые приняли участие в публичных консультациях.
3. Формирование и обсуждение сводного отчета и проекта
нормативного правового акта
3.1. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования орган-разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов правового регулирования, разрабатывает проект нормативного правового акта и формирует сводный отчет.
Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и областного бюджета Калужской области;
в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
В сводном отчете указываются следующие сведения:
а) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
б) анализ опыта иных субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности;
в) цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования;
г) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
д) основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;
е) новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации;
ж) оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджета субъекта Российской Федерации;
з) новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также порядок организации их исполнения;
и) оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо изменением содержания таких обязанностей, а также связанные с введением или изменением ответственности;
к) риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий;
л) описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;
м) необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия;
н) индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования;
о) предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного правового акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также эксперимента;
п) сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях органа-разработчика;
р) иные сведения, которые, по мнению органа-разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
3.2. В целях учета мнения органов и организаций, других заинтересованных лиц органом-разработчиком проводятся публичные консультации по обсуждению принимаемого проекта нормативного правового акта и сводного отчета (далее - публичные консультации).
3.3. Целями проведения публичных консультаций являются:
3.3.1. Сбор мнений всех заинтересованных лиц относительно обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования.
3.3.2. Установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов (расходов) областного бюджета Калужской области, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования.
3.3.3. Определение достижимости целей предлагаемого правового регулирования, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования.
Также целью публичных консультаций на этапе обсуждения проекта нормативного правового акта и сводного отчета является оценка участниками публичных консультаций качества подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта с точки зрения юридической техники и соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования.
3.4. Проект нормативного правового акта, сводный отчет, перечень вопросов для участников публичных консультаций и иные материалы, служащие обоснованием выбора предлагаемого варианта правового регулирования (далее - материалы для публичных консультаций), размещаются органом-разработчиком на официальном сайте.
Одновременно органом-разработчиком о размещении материалов для публичных консультаций уведомляются органы и организации, указанные в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Порядка. При этом указываются сведения о месте такого размещения (полный электронный адрес официального сайта), способ направления участниками публичных консультаций своего мнения, срок проведения публичных консультаций.
3.5. Перед началом публичных консультаций указывается срок, в течение которого будет осуществляться прием предложений участников публичных консультаций. Срок проведения публичных консультаций не может составлять менее 5 рабочих дней со дня размещения проекта нормативного правового акта и сводного отчета на официальном сайте. При этом в случае установления срока проведения публичных консультаций от 5 до 10 рабочих дней должно быть приведено мотивированное обоснование установления такого срока.
3.6. В случае поступления в рамках публичных консультаций значительного (более 10) количества предложений от заинтересованных лиц органом-разработчиком может быть принято решение о продлении времени их проведения на срок не более первоначально установленного.
В случае принятия такого решения информация о продлении срока публичных консультаций размещается на официальном сайте и направляется в органы и организации, которые уведомлялись о проведении публичных консультаций.
3.7. Все предложения, поступившие в установленный срок, должны быть рассмотрены органом-разработчиком. В случае отказа от использования поступившего предложения принятие такого решения должно быть обосновано.
3.8. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в ходе публичных консультаций, органом-разработчиком составляется сводка предложений, которая в срок не более 10 рабочих дней со дня окончания срока приема предложений размещается на официальном сайте. В сводке предложений указывается перечень органов и организаций, в которые были направлены извещения о проведении публичных консультаций.
3.9. При необходимости по результатам публичных консультаций органом-разработчиком дорабатываются проект нормативного правового акта и сводный отчет.
3.10. В срок не более 10 рабочих дней после окончания установленного срока приема предложений проект нормативного правого акта и сводный отчет размещаются органом-разработчиком на официальном сайте.
3.11. Одновременно проект принимаемого нормативного правового акта и сводный отчет со сводкой предложений, составленной по результатам публичных консультаций, направляются в уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
3.12. В случае если цель разработки нормативного правового акта совпадает с одним из положений пункта 1.6 раздела 1 настоящего Порядка, в уполномоченный орган направляется только проект нормативного правового акта с пояснительной запиской, в которой указана причина (цель) разработки данного проекта нормативного правового акта.
4. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия
4.1. Заключение об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение) подготавливается уполномоченным органом и содержит выводы о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также расходов областного бюджета Калужской области, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Форма заключения утверждается уполномоченным органом.
Срок подготовки заключений составляет не более 30 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций по нормативному правовому акту.
4.2. В случае если в ходе подготовки заключения сделан вывод о том, что органом-разработчиком не соблюден Порядок или сводный отчет не содержит полной информации, предусмотренной пунктом 3.1 раздела 3 настоящего Порядка, уполномоченный орган возвращает на доработку документы, указанные в пункте 3.11 раздела 3 настоящего Порядка, органу-разработчику проекта нормативного правового акта не позднее 15 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
4.3. Уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов относительно необходимости введения предлагаемого способа правового регулирования, анализ положений проекта нормативного правового акта на их избыточность, а также анализ обоснованности возможных расходов всех заинтересованных сторон, возникающих в связи с введением предлагаемого правового регулирования.
4.4. При подготовке заключения уполномоченный орган учитывает мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций.
В случае если уполномоченный орган приходит к выводу о том, что публичные консультации были организованы неэффективно, это также отмечается в заключении.
4.5. В случае отсутствия содержательного отклика потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в ходе проведения публичных консультаций либо при отсутствии ясных ответов на существенные вопросы, касающиеся предлагаемого органом-разработчиком правового регулирования, уполномоченным органом могут быть проведены дополнительные публичные консультации.
В случае принятия такого решения уполномоченный орган направляет уведомление о проведении дополнительных публичных консультаций органам и организациям, указанным в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Порядка. При этом срок проведения дополнительных публичных консультаций должен составлять не менее 5 рабочих дней с момента направления уведомления о проведении дополнительных публичных консультаций.
Все предложения, поступившие в установленный срок, направляются уполномоченным органом органу-разработчику для составления сводки предложений.
Все поступившие предложения должны быть рассмотрены. В случае отказа от использования поступившего предложения принятие такого решения должно быть обосновано.
Подготовленная органом-разработчиком сводка предложений в срок не более 5 рабочих дней со дня окончания дополнительных публичных консультаций направляется уполномоченному органу.
При необходимости внесения изменений в проект нормативного правового акта по результатам публичных консультаций орган-разработчик уведомляет уполномоченный орган об отзыве на доработку направленных ранее проекта нормативного правового акта, сводного отчета и сводки предложений.
Доработанные проект нормативного правового акта и сводный отчет в срок не более 5 рабочих дней со дня получения их на доработку от уполномоченного органа повторно направляются в уполномоченный орган для подготовки заключения. Срок подготовки заключения уполномоченным органом в таком случае составляет не более 30 рабочих дней со дня окончания дополнительных публичных консультаций.
4.6. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченный орган формирует мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры оценки регулирующего воздействия правовым регулированием.
4.7. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
а) точность формулировки выявленной проблемы;
б) обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
в) объективность определения целей предлагаемого правового регулирования;
г) практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
д) возможность проверки достоверности показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
е) корректность оценки органом-разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и областного бюджета Калужской области, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
ж) степень выявления органом-разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
4.8. Мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого варианта правового регулирования, содержащегося в соответствующих разделах сводного отчета, а также его собственные оценки и иные замечания подлежат включению в заключение.
4.9. Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, областного бюджета Калужской области, отражаются в заключении. Наличие таких выводов в заключении является основанием для внесения соответствующих изменений в проект нормативного правового акта.
4.10. В случае проведения оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта, цель разработки которого совпадает с одним из положений пункта 1.6 раздела 1 настоящего Порядка, уполномоченный орган дает заключение в упрощенной форме, которая предполагает подтверждение (неподтверждение) совпадения цели разработки нормативного правового акта с одним из положений пункта 1.6 раздела 1 настоящего Порядка, а также вывод о наличии (отсутствии) положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также областного бюджета Калужской области.
4.11. В течение 3 рабочих дней со дня подготовки заключения уполномоченный орган направляет его органу-разработчику и размещает на официальном сайте.
4.12. В случае несогласия с заключением, подготовленным уполномоченным органом, орган-разработчик организует проведение согласительного совещания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.