Решение Калужского областного суда от 3 октября 2016 г. N 3а-41/2016~М-24/2016
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
при секретаре Новиковой Р.С.,
с участием прокурора Земскова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Иноземцева В.В. об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления в части, установил:
Городской Думой городского округа "Город Калуга" 16 июля 2008 года было принято постановление N 113 "Об утверждении размера платы за жилые помещения многоквартирных домов муниципального образования "Город Калуга".
Данный нормативный правовой акт был опубликован в приложении к газете "Калужская неделя" от 23 июля 2008 года N 29 (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), а в последующем в него вносились изменения решениями Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 02 апреля 2010 года N 31, от 23 июня 2010 года N 88, от 17 декабря 2010 года N 174, от 18 июля 2012 года N 116, от 24 октября 2012 года N 150, от 28 ноября 2012 года N 169, от 26 декабря 2012 года N 206, от 27 декабря 2013 года N 200, от 29 октября 2014 года N 135, от 24 декабря 2014 года N 167, от 17 июня 2015 года N 114, от 24 декабря 2015 года N 236, от 24 декабря 2015 года N 237, от 25 мая 2016 года N 65.
Иноземцев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), уточнив которое при рассмотрении дела (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), просил признать недействующим пункт 4 примечания в приложении N 3 к постановлению Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N 113 в действующей на момент рассмотрения дела редакции.
В указанном приложении N 3 в форме таблицы содержатся сведения о размере платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципальных и государственных жилых помещений в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и для собственников помещений, которые на их общем собрании приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).
В строке 1.11 столбца 4 упомянутой таблицы приведены сведения о том, что за содержание и текущий ремонт лифтов из расчета кв. м общей площади взимается плата в размере 3,15 руб.
На момент рассмотрения настоящего дела оспариваемый административным истцом пункт 4 примечания в приложении N 3 к постановлению Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N 113 имеет следующее содержание:
4. Плата за услуги и работы по содержанию лифтов многоквартирного дома, указанная в строке 1.11 столбца 4 таблицы, рассчитана с учетом площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома (в том числе помещений, расположенных на первых этажах многоквартирных домов).
При рассмотрении дела Иноземцев В.В. просил административное исковое заявление удовлетворить. Ссылался на то, что лица, проживающие на первых этажах многоквартирных жилых домов, не должны оплачивать услуги и работы по содержанию лифтов, поскольку лифтами не пользуются. Указывал, что возложение обязанности по такой оплате на жильцов первых этажей является необоснованным. Также указывал, что принять решение об оплате гражданами, проживающими на первом этаже в многоквартирном жилом доме, услуг и работ по содержанию лифта вправе в силу положений статей 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Представитель Иноземцева В.В. по ордеру адвокат Фролов В.В. при рассмотрении дела в суде просил об удовлетворении административного иска.
В судебном заседании представитель от Городской Думы городского округа "Город Калуга" по доверенности Петроченков М.В., а также представитель Городской Управы города Калуги по доверенности Багнюк А.А. просили административное исковое заявление оставить без удовлетворения, полагая, что оспариваемые нормативные положения действующему законодательству не противоречат.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, заключение прокурора Земскова А.Ю. о том, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Ее положениями предусмотрено, что как наниматели жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так и собственники помещений в многоквартирных домах, несут обязанности по оплате за содержание жилого помещения, включающей в себя, в частности, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (части 1 и 2).
В силу пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу общего имущества в многоквартирном доме относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются и лифты, лифтовые и иные шахты.
Доводы административного истца, который обладает правами собственника на жилое помещение - <адрес> (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>) о том, что граждане проживающие на первых этажах в многоквартирных домах, не должны вносить плату за содержание и текущий ремонт лифтов, поскольку лифтами не пользуются, суд находит несостоятельными. Эти доводы приведены без учета вышеуказанных нормативных положений, включающих оплату за содержание и текущий ремонт лифтов в состав платы за жилое помещение, ввиду обязанности лиц, проживающих в многоквартирных домах, нести расходы на содержание общего имущества, а не в связи с фактическим пользованием этим имуществом. Обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме должны в силу закона нести и жильцы первых этажей.
Согласно части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
На основании указанных нормативных положений, а также статьи 24 Устава муниципального образования "Город Калуга", решения Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 24 марта 2010 года N 23 "Об утверждении порядков регулирования тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, регулирования стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, регулирования платы за жилое помещение и перечня полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "Город Калуга" в области регулирования тарифов, надбавок, стоимости услуг и платы за жилое помещение" (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>, т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>) Городской Думой городского округа "Город Калуга" по предмету ведения было принято постановление от 16 июля 2008 года N 113 и в соответствии с предоставленной компетенцией в его приложении N 3 в пункте 4 примечания разрешен вопрос относительно оплаты за услуги и работы по содержанию лифтов в многоквартирном доме, рассчитываемой с учетом площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома (в том числе помещений, расположенных на первых этажах многоквартирных домов).
Приводимые со стороны административного истца доводы о том, что принимать решение об оплате гражданами, проживающими на первом этаже в многоквартирном жилом доме, услуг и работ по содержанию лифта вправе общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме основаны на ошибочном толковании закона, в частности, положений статей 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые имеется ссылка в административном иске. Эти доводы признаются судом несостоятельными.
В суд вместе с пояснительной запиской к постановлению Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N 113 представлено подробное обоснование предусмотренной этим нормативным актом платы, в том числе и за содержание и текущий ремонт лифтов (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>). Представленные суду документы опровергают доводы административного истца относительно произвольного и необоснованного установления органом местного самоуправления платы за содержание и текущий ремонт лифтов.
Указывая на нарушение своих прав, Иноземцев В.В. также ссылается на то, что по постановлению Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N 113 в первоначальной редакции жильцы первых этажей в многоквартирных домах были освобождены от платы за услуги и работы по содержанию лифтов.
Доводы о нарушении прав административного истца оспариваемыми им нормативными положениями суд признает несостоятельными. Действительно, в первоначальной редакции постановления Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N 113 предусматривалось, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, расположенного на первом этаже многоквартирного дома с лифтом, уменьшался на 3,46 руб. с 1 кв. м общей площади. Это правило, включенное в пункт 1.3 (относимый к пункту 1) упомянутого постановления, было предусмотрено для случаев установления оплаты в ситуациях, когда собственники жилых помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>). Вместе с тем, из материалов дела следует, что Иноземцев В.В. проживает в доме по <адрес>, собственники помещений в котором выбрали способ управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>) - для таких лиц вопросы оплаты за жилые помещения регулируются с учетом пункта 2 названного постановления. Кроме того, указанные положения пункта 1.3 постановления Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N 113 в том виде, как они были сформулированы в первоначальной редакции данного постановления, утратили силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующих требований.
По результатам рассмотрения дела суд признает, что оспариваемые административным истцом положения постановления Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N 113 доведены до сведения населения при публикации в местной газете; по своему содержанию они не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу; разрешаемый ими вопрос относится к ведению Городской Думы городского округа "Город Калуга". С учетом этого, суд принимает решение об отказе в удовлетворении поданного административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 КАС Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Иноземцева В.В. оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении по настоящему делу подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 3 октября 2016 г. N 3а-41/2016~М-24/2016
Текст решения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)