Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к муниципальной программе
"Развитие образования в муниципальном районе
"Куйбышевский район" на 2017 - 2020 гг."
Подпрограмма
"Развитие системы воспитания и социализации школьников" муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном районе "Куйбышевский район"
Паспорт подпрограммы "Развитие системы воспитания и социализации школьников"
1. Соисполнитель муниципальной программы |
Отдел образования администрации МР "Куйбышевский район" |
|||||
2. Участники подпрограммы |
Отдел образования администрации МР "Куйбышевский район"; муниципальные образовательные организации; муниципальное казённое образовательное учреждение Центр развития образования |
|||||
3. Цели подпрограммы |
- укрепление и развитие воспитательного потенциала образовательных организаций и создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. |
|||||
4. Задачи подпрограммы |
- совершенствование системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного, социокультурного, здоровьесберегающего воспитания несовершеннолетних граждан; - формирование у несовершеннолетних способности противостоять негативным воздействиям социальной среды; - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - обеспечение эффективной социализации обучающихся. |
|||||
5. Перечень основных мероприятий подпрограммы |
Подпрограмма включает одно направление "Развитие системы воспитания и социализации школьников" и состоит из следующих мероприятий: - реализация комплекса мер противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту; - развитие системы патриотического воспитания обучающихся; - реализация комплекса мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних. |
|||||
6. Показатели подпрограммы |
Удельный вес числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета. |
|||||
7. Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2017 - 2020 годы, в один этап |
|||||
8. Объемы финансирования подпрограммы за счет средств местного бюджета |
Наименование показателя |
Всего (тыс. руб.) |
в том числе по годам: |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Всего за счет средств местного бюджета |
1145,0 |
280,0 |
285,0 |
290,0 |
290,0 |
|
9. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Реализация мероприятий подпрограммы позволит к 2020 году достичь следующих результатов: в количественном выражении: - снизить удельный вес числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета до 0,08%; в качественном выражении: - повысить воспитательный потенциал образовательного процесса; - повысить педагогическую культуру родителей; - обеспечить готовность педагогов к решению актуальных задач воспитания; - укрепить партнерские отношения на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних; - закрепить в содержании образования такие ценности, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог; - обеспечить рост социальной зрелости учащихся, проявляющийся в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного общества и государства. |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Вводная
Под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
За последние годы особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность. На муниципальном уровне реализуются целевые программы "Патриотическое воспитание школьников и молодёжи Куйбышевского района на 2014 - 2016 годы", "Развитие физической культуры и спорта на территории муниципального района "Куйбышевский район" на 2014 - 2016 годы".
Отдел образования уделяет большое внимание патриотическому воспитанию обучающихся в ходе проведения мероприятий, посвященных юбилейным и другим памятным событиям истории России.
Конкурсы проводятся среди обучающихся общеобразовательных учреждений и направлены на воспитание у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории и культуре страны, а также на формирование у обучающихся познавательного интереса к активному изучению истории и традиций родного края.
В общеобразовательных учреждениях действуют 8 музейных образований (из них 6 музеев и 2 музейных комнаты)
Ежегодно общеобразовательные учреждения участвуют в областном смотре-конкурсе музеев и комнат боевой славы образовательных учреждений, который направлен на повышение роли музеев образовательных учреждений области в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании детей и молодёжи.
Различные творческие фестивали, конкурсы, концерты и выставки привлекают внимание к теме патриотизма большое количество населения и, в первую очередь, молодежь.
Воспитание юных граждан сегодня невозможно без обращения к отечественным духовным ценностям. Важнейшим источником воспитания является христианская православная культура. Она органично вплетена в историю и культуру, обычаи и традиции населения Калужской области и является важнейшим источником его духовности.
С первого сентября 2012 года во всех 4-х классах общеобразовательных учреждений введен курс "Основы религиозных культур и светской этики", который включает модули по изучению основ православной, исламской, иудейской, буддистской, мировых религиозных культур и светской этики.
Регулярно проводятся мероприятия, посвященные ведению здорового образа жизни: конкурсы, акции, тренинговые занятия, ролевые игры, беседы, конференции, круглые столы, лекции, семинары, в том числе приуроченные к Международному дню борьбы против злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, Всемирному дню здоровья. К участию в них привлекаются сотрудники Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Калужской области, учреждений здравоохранения, подразделений по делам несовершеннолетних в органах полиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Одним из направлений работы по первичной профилактике употребления наркотиков является организация в образовательных организациях муниципального района диагностики на немедицинское употребление наркотических средств.
Одним из направлений воспитательной работы образовательных организаций является формирование уважения к культурному наследию народов, проживающих на территории области. Образовательные учреждения Куйбышевского района осуществляют работу по профилактике экстремизма и межнациональных конфликтов в тесном контакте со всеми заинтересованными службами и ведомствами: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами управления внутренних дел.
Работа по профилактике экстремизма в образовательных организациях строится в соответствии с ежегодным Комплексным планом действий по гармонизации межэтнических отношений в Калужской области.
В образовательных организациях проходят внеклассные мероприятия, посвященные проблемам ксенофобии и экстремизма в молодежной среде.
Профилактика экстремизма проводится не только на внеклассных мероприятий, но и в рамках изучения некоторых учебных предметов (история, обществознание, право, и др.).
Важным направлением работы по профилактике экстремизма является проведение ежегодных социологических исследований по вопросам состояния межэтнических отношений в образовательной среде.
Однако работа образовательных организаций по воспитанию толерантного сознания у подрастающего поколения, формированию и удовлетворению культурных запросов различных национально-этнических групп, проживающих на территории муниципального района, профилактике детского и молодежного экстремизма на национальной и религиозной почве требует совершенствования.
Отдел образования, образовательные организации проводят большую работу по повышению роли семьи как основного первичного звена формирования законопослушного поведения детей и подростков. Активно привлекаются к профилактической работе с подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении, создаваемые в общеобразовательных учреждениях родительские патрули.
Сегодня необходимой и естественной составляющей деятельности всех педагогических коллективов является профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений. Эти задачи можно решить, обеспечивая индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося.
Однако опыт работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что происходящие положительные изменения еще не приняли необратимого характера. Одной из причин и условий формирования противоправного поведения детей и подростков продолжают оставаться социальные факторы: семейное неблагополучие, алкоголизм, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Не сформирована инфраструктура, необходимая для ведения профилактической работы: в школах области недостаточна численность психологов и социальных педагогов, низкое качество психолого-педагогической подготовки учителей.
В целом, в деятельности общеобразовательных организаций наблюдаются следующие позитивные тенденции:
- реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;
- получает дальнейшее развитие система защиты прав детей;
- совершенствуются социально-педагогическая и психологическая служба общеобразовательных учреждений, развивается многофункциональный механизм их деятельности;
- наблюдается повышение социального статуса педагога-воспитателя, классного руководителя, педагога дополнительного образования;
- осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.
Вместе с тем, в настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества. Продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды. Молодые люди не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления. Происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха; слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации.
1.1. Основные проблемы в сфере реализации подпрограммы
Наряду с проявлением позитивных тенденций в решении задач воспитания обнаруживаются и социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания:
- потребность в преодолении разрыва между обучением и воспитанием в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания;
- потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;
- потребность в педагоге как активном носителе провозглашаемой системы ценностей, актуальной для укрепления современного российского государства, и несовершенство подготовки таких специалистов на этапе вузовского и послевузовского образования.
Необходимость разработки подпрограммы "Развитие системы воспитания и социализации обучающихся" обусловлена реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Невысокий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития, недостаточный уровень сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
1.2. Прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Прогнозируется преодолеть разрыв между процессом обучения и воспитания, закрепить в содержании образования такие ценности, как здоровье, патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов, проживающих на территории Калужской области, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.
Предстоит создать систему непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях, правосознании.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы
2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы
При реализации подпрограмм в сфере общего и дополнительного образования детей должен сохраняться приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Его реализация будет обеспечиваться через введение соответствующих элементов федеральных государственных образовательных стандартов, развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, современные программы социализации детей в каникулярный период.
2.2. Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач подпрограммы
Цель подпрограммы - укрепление и развитие воспитательного потенциала образовательных организаций муниципального района "Куйбышевский район" и создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.
Для достижения цели подпрограммы будут решены следующие задачи:
- совершенствование системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного, социокультурного, здоровьесберегающего воспитания несовершеннолетних граждан;
- формирование у несовершеннолетних способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение эффективной социализации обучающихся.
Эффективность реализации подпрограммы будет ежегодно оцениваться на основании следующего показателя:
Сведения о показателях подпрограммы и их значениях
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Год предшествующий году разработки |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1. |
Удельный вес числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета |
% |
1,71 |
1,62 |
1,60 |
1,50 |
1,40 |
2.3. Конечные результаты реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит:
в количественном выражении:
- снизить к 2020 году удельный вес числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета до 1,40;
в качественном выражении:
- повысить воспитательный потенциал образовательного процесса;
- повысить педагогическую культуру родителей;
- обеспечить готовность педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- укрепить партнерские отношения на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- закрепить в содержании образования такие ценности, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог;
- обеспечить рост социальной зрелости учащихся, проявляющийся в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства и т.п.
Реализация мероприятий программы будет способствовать созданию условий, влияющих на снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, развитию интернационального и патриотического воспитания, противодействию незаконному распространению в образовательной среде психоактивных веществ.
В ходе реализации подпрограммы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях.
2.4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Сроки реализации подпрограммы 2017 - 2020 годы, в один этап.
3. Объем финансирования подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств местного бюджета.
Объемы финансирования из местного бюджета уточняются на очередной финансовый год и на плановый период.
Наименование показателя |
Всего |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Средства местного бюджета |
1145,0 |
280,0 |
285,0 |
290,0 |
290,0 |
4. Механизм реализации подпрограммы
Общее руководство, контроль и мониторинг за ходом реализации подпрограммы осуществляет отдел образования администрации МР "Куйбышевский район". В реализации мероприятий подпрограммы принимают участие образовательные организации, подведомственные отделу образования.
Участники подпрограммы несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий, предоставляют информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы в управление общего образования министерства.
Эффективность реализации подпрограммы и использования, выделенных на нее средств обеспечивается за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- адресного предоставления бюджетных средств.
Результативность подпрограммы будет оцениваться на основе целевых показателей, обозначенных для оценки эффективности проводимых мероприятий подпрограммы.
5. Перечень программных мероприятий подпрограммы "Развитие системы воспитания и социализации" муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном районе "Куйбышевский район"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Участник подпрограммы |
Источники финансирования |
Сумма расходов, всего (тыс. руб.) |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1. "Развитие системы воспитания и социализации" | |||||||||
1. |
Развитие системы патриотического воспитания обучающихся |
2017 - 2020 |
Отдел образования Общеобразовательные учреждения |
местный бюджет |
600,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
2. |
Организация трудовой занятости подростков |
2017 - 2020 |
Отдел образования Общеобразовательные учреждения |
местный бюджет |
400,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
3. |
Реализация комплекса мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту |
2017 - 2020 |
Отдел образования Общеобразовательные учреждения |
местный бюджет |
145,0 |
30,0 |
35,0 |
40,0 |
40,0 |
Итого по подпрограмме |
1145,0 |
280,0 |
285,0 |
290,0 |
290,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.