Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства сельского хозяйства
Калужской области
от 09.03.2017 г. N 58
Ведомственная целевая программа
"Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области"
5 мая, 4 августа 2017 г., 31 января 2018 г.
Паспорт изменен с 25 февраля 2018 г. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 31 января 2018 г. N 32
Паспорт ведомственной целевой программы "Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство сельского хозяйства Калужской области (далее - Министерство) |
Наименование ВЦП |
Ведомственная целевая программа "Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области" (далее - Программа) |
Наименование подразделения, ответственного за реализацию Программы |
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела |
Дата и номер приказа, которым утверждена Программа |
09.03.2017 N 58 |
Цель Программы |
Создание условий для развития и модернизации производственной базы молочного скотоводства на основе инновационных роботизированных технологий |
Задачи Программы |
- поддержка технико-технологического переоснащения отрасли молочного скотоводства |
Сроки реализации Программы |
2017 - 2019 годы |
Целевые индикаторы по годам реализации Программы |
Валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. тонн: 2017 год - 253,0; 2018 год - 268,0; 2019 год - 284,0. |
Валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях, тыс. тонн: 2017 год - 238,0; 2018 год - 251,0; 2019 год - 265,0. | |
Удой на корову в год в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, кг: 2017 год - 6420; 2018 год - 6770; 2019 год - 7120. | |
Удой на корову в год в сельскохозяйственных организациях, кг: 2017 год - 6450; 2018 год - 6800; 2019 год - 7150. | |
Объёмы финансирования: всего, в том числе по годам реализации Программы |
Объемы финансирования на реализацию Программы на период 2017 - 2019 годы составляет в ценах соответствующих лет 626679,362 тыс. руб., в том числе: - за счет областного бюджета (*) - 278904,302 тыс. руб., из них по годам: 2017 год - 109833,702 тыс. руб., 2018 год - 84535,3 тыс. руб., 2019 год - 84535,3 тыс. руб.; - за счет привлеченных средств - 347775,060 тыс. руб., в том числе по годам: 2017 год - 126321,538 тыс. руб., 2018 год - 110726,761 тыс. руб., 2019 год - 110726,761 тыс. руб. |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.07.2013 N 598, от 15.04.2014 N 315, от 19.12.2014 N 1421, от 13.01.2017 N 7) |
(*) - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
Программа направлена на создание условий для технико-технологического переоснащения и модернизации производственной базы молочного скотоводства Калужской области, увеличение объемов производства молока для удовлетворения потребностей населения в продуктах собственного производства.
Молочное скотоводство традиционно является одной из приоритетных отраслей сельского хозяйства Калужской области: доля молочной продукции в валовом объеме животноводческой продукции области составляет более 30%.
Молочный подкомплекс аграрного сектора и сегодня остается одним из основных "локомотивов" развития сельского хозяйства и сельских территорий области. Успех решения многих экономических и социальных проблем села во многом зависит от того, как будет развиваться эта отрасль сельского хозяйства.
Высокая социально-экономическая значимость молочного скотоводства обусловлена также и тем, что молоко является одним из основных продуктов питания, доступных по цене и необходимых для здорового питания населения.
В Калужской области имеются все необходимые природно-климатические и ресурсные предпосылки для дальнейшего развития молочного скотоводства.
Область располагает более 1,1 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе более 800 тыс. га пашни, имеются необходимые трудовые ресурсы, сохранена племенная база высокопродуктивных пород скота молочного и молочно-мясного направления (холмогорская, черно-пестрая, голштинская, айрширская, швицкая и симментальская). С помощью государственной поддержки продолжается технико-технологическое перевооружение отрасли, проводится реконструкция и строительство животноводческих помещений для крупного рогатого скота, внедряется современная кормозаготовительная и сельскохозяйственная техника для производства и заготовки кормов, апробированы технологии интенсивного молочного скотоводства.
Благодаря государственной поддержке в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, государственной программы Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" и ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Калужской области" в последние годы в молочном подкомплексе Калужской области отмечаются положительные тенденции.
В настоящее время в регионе устойчиво работает 51 современный животноводческий комплекс по производству молока. Более 60% от общего количества животных сельскохозяйственных организаций содержится по технологии беспривязного содержания, доение коров осуществляется в 50 доильных залах.
Одним из наиболее перспективных направлений высокотехнологичного развития молочного скотоводства сегодня остается роботизация молочной отрасли, открывающая новые возможности для развития высокодоходного молочного производства в хозяйствах различных форм собственности, что позволяет этому виду бизнеса становиться более привлекательным и конкурентоспособным.
С 2014 года на территории области реализуется целевая программа "Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области", направленная на создание условий для технико-технологического переоснащения и модернизации производственной базы молочного скотоводства Калужской области, увеличение объемов производства молока для удовлетворения потребностей населения в высококачественных продуктах собственного производства.
На конец декабря 2016 года в области работало и находилось на разной стадии установки 114 роботизированных установок различных модификаций: Lely (Нидерланды), DeLaval (Швеция), GEA Farm Technologies (Германия), SAC (Дания), Fullwood (Англия), в том числе за 2015 - 2016 годы введено в эксплуатацию в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах области более 60 роботизированных установок: ЗАО "Кривское" Боровского района, ООО "Хотьково" Думиничского района, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - ИП Глава КФХ) Кошманов В. Е. Жиздринского района, ИП Глава КФХ Иванов В. И., ИП Глава КФХ Дымчук Г. И., ООО "АТП Живой источник", ООО "Путогино-2", ООО "Стрельня" Мосальского района, ИП Глава КФХ Пугачев И. И. Перемышльского района, ИП Глава КФХ Доронина Н.В. Спас-Деменского района, ООО "Трубецкое", ООО "Антей Агро" Тарусского района, ООО "Калужская Нива", ИП Глава КФХ Козлов В. А. Ферзиковского района, ООО "Племенная ферма" Юхновского района и в других хозяйствах области.
Важным направлением в молочном скотоводстве остается переход ряда сельскохозяйственных организаций к производству молока на промышленной основе с применением прогрессивных технологий.
В последние годы были пущены в эксплуатацию следующие молочные мегафермы: комплекс на 2400 голов коров с комплектацией нетелями и телками импортной селекции с высоким генетическим потенциалом в ОАО "Думиничский молочный завод" Козельского района, в ООО "СП Калужское" Перемышльского района на 960 голов дойных коров, в ООО "Ремпутьмаш Агро" Перемышльского района на 2400 голов, в ООО "Калужская Нива" Ферзиковского района (в 2015 году завершилось строительство и пущена в эксплуатацию вторая очередь самого крупного роботизированного комплекса на 1800 голов).
В числе перспективных проектов строительство второго комплекса ООО "Ремпутьмаш-Агро" Перемышльского района на 2400 коров, ООО "Калужская Нива" Перемышльского района на 2800 коров, ООО "Редькинское" Дзержинского района на 2400 коров, ООО "Молоко Групп" Сухиничского района на 800 коров.
Благодаря системной государственной поддержке в рамках программно-целевого подхода в последние три года наблюдается заметный рост производства молока, обусловленный как ростом продуктивности дойного стада, так и увеличением поголовья коров.
В 2015 году рост производства молока в хозяйствах всех категорий Калужской области составил 11,2%, в сельскохозяйственных организациях - 14,2% к соответствующему периоду 2014 года. Производство молока в 2016 году в хозяйствах всех категорий составило 269,1 тыс. тонн, или 106,0% к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе в сельскохозяйственных организациях 225,3 тыс. тонн и 107,5%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 14,0 тыс. тонн и 125,9% соответственно.
Рост производства молока в сельскохозяйственных организациях в среднем по Российской Федерации (далее - РФ) составил в 2014 году к уровню 2013 года - 2,3%, в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО) - 1,1%, в 2015 году к уровню 2014 года в РФ - 2,4%, в ЦФО - 3,2%, в 2016 году к уровню 2015 года в РФ - 2,2%, в ЦФО - 3,4% соответственно.
Таблица 1
Производство молока в хозяйствах всех категорий Калужской области
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016 г. в % к |
|
2012 г. |
2015 г. |
||||||
Производство молока - всего, тыс. тонн, в том числе: |
234,0 |
219,7 |
228,3 |
253,8 |
269,1 |
115,0 |
106,0 |
Сельскохозяйственные организации |
190,7 |
174,4 |
183,4 |
209,5 |
225,3 |
118,1 |
107,5 |
Хозяйства населения |
37,0 |
37,3 |
36,9 |
33,1 |
29,8 |
80,5 |
90,0 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
6,3 |
8,0 |
8,0 |
11,2 |
14,0 |
222,2 |
125,0 |
В 2015 году удой на корову в год в хозяйствах всех категорий Калужской области вырос на 10% к уровню предыдущего года и составил 5497 кг (+ 501 кг), при этом в сельскохозяйственных организациях удой на корову вырос на 12% и составил 5649 кг, что на 608 кг больше уровня 2014 года, в крестьянских (фермерских) хозяйствах удой на корову в год составил 5006 кг, рост 12% или 536 кг. В 2016 году в сельскохозяйственных организациях Калужской области надоено молока в расчёте на 1 корову молочного стада 6040 кг, рост к уровню 2015 года составил 7%. За последние десять лет в Калужской области удалось достичь устойчивого роста продуктивности дойного стада, при этом удой на корову в год в хозяйствах всех категорий вырос более чем на 2 тыс. килограмм.
В 2015 году в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, надоено молока в расчете на одну корову: в Калужской области 5789 кг (в ЦФО - 6004 кг; в РФ - 5674 кг), в 2014 году в Калужской области - 5454 кг (в ЦФО - 5674 кг; в РФ - 5385 кг), в 2013 году надой в Калужской области составлял 4966 кг (в ЦФО - 5333 кг; в РФ - 5008 кг). За 2014 - 2015 годы удой на корову в год в сельскохозяйственных организациях вырос: в Калужской области на 823 кг или 16,6%, в ЦФО на 671 кг или 12,6%, в РФ на 666 кг или 13,3%.
В сельскохозяйственных организациях (кроме микропредприятий) в 2016 году надоено молока в расчете на одну корову: в Калужской области - 5999 кг (рост к уровню 2015 года 6,3%), в ЦФО - 5846 кг (5,0%), в РФ - 5533 кг (4,2%).
Поголовье коров на 1 января 2016 года в сельскохозяйственных организациях к соответствующему периоду предшествующего года: в Калужской области выросло на 3,2%, в ЦФО - на 1,7%, в РФ снизилось на 0,9%.
Поголовье коров на конец декабря 2016 года в хозяйствах всех категорий Калужской области составило 59,5 тыс. голов и выросло на 2,9% к соответствующему периоду предшествующего года, в сельскохозяйственных организациях - 48,1 тыс. голов (рост 3,2%), в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 5,4 тыс. голов (рост 5,7%).
В то же время, несмотря на определенные положительные тенденции в развитии молочного скотоводства Калужской области, необходимо продолжение комплексной государственной поддержки отрасли для решения ряда остающихся проблем.
Многие хозяйства области не имеют собственных оборотных средств, сумма задолженности превышает выручку от реализации продукции. Остается низким уровень механизации доения коров, раздачи кормов, на многих фермах используется физически и морально устаревшее оборудование. В настоящее время большинство старых ферм не обеспечивает оптимальных условий микроклимата для животных.
В 2014 - 2015 годах наблюдается снижение удельного веса племенных коров молочного направления в общей численности коров молочных пород. Низкие показатели выхода телят на 100 маток.
В последние годы потребность животноводства в кормах удовлетворяется на 80 - 90%. Расход кормов на одну условную голову скота в 2013 - 2016 годах в области составлял 33 - 36 ц корм. единиц. В связи с задачей повышения продуктивности скота возрастает потребность в увеличении объемов производимых кормов и значительном улучшении их качества. Решение этой задачи крайне осложняется низкой обеспеченностью кормозаготовительной техникой и ее значительным износом. Так, на 1 января 2016 года количество кормоуборочных комбайнов составляло 170 единиц, что меньше, чем было на 1 января 2012 года на 30%, и меньше, чем было в 1990 году, более чем в 4 раза. За последние три года в сельскохозяйственных организациях области количество тракторов сократилось на 11%, количество зерноуборочных комбайнов - на 22%, количество косилок - на 14%.
Для поддержания парка кормозаготовительной техники в удовлетворительном состоянии и восполнения ее недостающего количества необходимо, чтобы темпы ее ежегодного обновления в разы опережали темпы выбытия техники. Так, за 2014 - 2016 годы в области было списано по износу около 5% кормоуборочных комбайнов, а обновление этой техники за год составило около 3% (по поступлению новой техники). Необходимо также приобретать технику для освоения прогрессивных кормоуборочных технологий, таких как заготовка зерносенажа, сенажа в упаковке, плющение фуражного зерна с консервированием.
Для устойчивого развития молочного подкомплекса области необходимо повышать эффективность производства за счет поддержки дальнейшей технологической реконструкции и модернизации существующих и строительства новых ферм и комплексов, увеличения удельного веса производства молока высокого качества по современным технологиям (беспривязное содержание и роботизированное доение, или доение в доильном зале), достижения оптимального уровня обеспеченности животных высококачественными кормами, продолжения укрепления племенной базы молочного скотоводства.
Таблица 2
Состояние молочного скотоводства в Калужской области
Показатели |
Ед. изм. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016 г. в % к |
|
2013 г. |
2015 г. |
||||||
Поголовье молочных коров в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тыс. голов |
41,2 |
40,1 |
43,0 |
44,5 |
108,0 |
103,5 |
Удой на корову в год в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах |
кг |
4427 |
4773 |
5130 |
5926 |
133,9 |
115,5 |
Валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тыс. тонн |
182,4 |
191,4 |
220,6 |
239,3 |
131,2 |
108,5 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
2994 |
4563 |
3003 |
5004 |
167,1 |
166,6 |
Выход телят на 100 маток |
гол. |
74 |
73 |
75 |
77 |
104,1 |
102,7 |
Рентабельность производства молока |
% |
8,5 |
14,9 |
14,3 |
17,6 |
+9,1 п.п. |
+3,3 п.п. |
Удельный вес племенных коров молочного направления в общей численности коров молочных пород |
% |
37,3 |
35,2 |
30,4 |
33,5 |
-3,8 п.п. |
+3,1 п.п. |
Создание роботизированных ферм, оснащенных инновационными системами добровольного доения коров, автоматизированными системами кормления, содержания и управления стадом остается одним из ключевых направлений модернизации отрасли молочного скотоводства Калужской области.
Технологическое и техническое переоснащение отрасли также позволяет решать проблему дефицита кадров работников животноводства за счет автоматизации процессов труда, повышения производительности и обеспечения достойного уровня заработной платы.
Автоматизированные технологии производства молока, роботизированные системы кормления и доения коров, включающие системы управления стадом, также позволят поднять уровень селекционно-племенной работы и контроля за здоровьем коров в хозяйствах области. Развитие молочного скотоводства области создаст предпосылки для дополнительного вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель, создание рабочих мест в подотрасли кормопроизводства.
2. Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для развития и модернизации производственной базы молочного скотоводства на основе инновационных роботизированных технологий.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующей задачи:
- поддержка технико-технологического переоснащения отрасли молочного скотоводства.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2017 - 2019 годы.
4. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Программы
Таблица 3
Целевой индикатор |
Ед. изм. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2019 г. % к 2016 г. |
Валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тыс. тонн |
225,4 |
253,0 |
268,0 |
284,0 |
126,0 |
Валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
216,4 |
238,0 |
251,0 |
265,0 |
122,5 |
Удой на корову в год в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах |
кг |
5065 |
6420 |
6770 |
7120 |
140,6 |
Удой на корову в год в сельскохозяйственных организациях |
кг |
5152 |
6450 |
6800 |
7150 |
138,8 |
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1. Увеличение удоев коров в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах Калужской области в 2019 году до 7120 кг, валового производства молока - до 284,0 тыс. тонн.
2. Увеличение удоев коров в сельскохозяйственных организациях области в 2019 году до 7150,0 кг, валового производства молока - до 265,0 тыс. тонн.
3. Доведение производства молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах области на душу населения до 280 кг в 2019 году.
Раздел 5 изменен с 25 февраля 2018 г. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 31 января 2018 г. N 32
5. Перечень мероприятий ведомственной целевой программы "Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области" на 2017 - 2019 годы
Цель Программы: создание условий для развития и модернизации производственной базы молочного скотоводства на основе инновационных роботизированных технологий.
Программа определяет направления деятельности (отрасли животноводства), в частности, развитие молочного скотоводства с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий.
Широкое внедрение инновационных роботизированных технологий на молочных фермах и комплексах области позволит не только повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции, но и создаст условия для развития селекции и ветеринарного контроля за здоровьем животных с применением автоматизированных систем.
Реализация программных мероприятий будет осуществляться в соответствии с генеральными планами сельских поселений, на основании которых размещаются объекты социальной, инженерной и производственной инфраструктуры. Это создаст определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, улучшения жилищных условий и социальной среды обитания сельского населения.
Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов и повышению доходов сельского населения.
Кроме мероприятий настоящей Программы предусмотрены мероприятия по развитию молочного скотоводства и в других региональных программах. В частности, в государственной программе Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" предусмотрены следующие мероприятия для развития молочного скотоводства на 2014 - 2020 годы:
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на производство молока и другие меры.
В подпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий Калужской области" государственной программы Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Раздел 6 изменен с 25 февраля 2018 г. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 31 января 2018 г. N 32
6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Государственная поддержка реализации мероприятий Программы будет осуществляться путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) субсидий на приобретение роботизированных установок для доения коров, субсидий на сервисное обслуживание роботизированных установок для доения коров, субсидий на приобретение технологического оборудования для кормления скота, включая системы роботизированного кормления, станции выпойки телят, молочные такси, субсидии на приобретение пододвигателей кормов. Обоснование потребностей в необходимых финансовых ресурсах приводится в Приложении к Программе.
Объемы финансирования на реализацию Программы на период 2017 - 2019 годов составляют в ценах соответствующих лет 626679,362 тыс. руб., в том числе:
- за счет областного бюджета <*> - 278904,302 тыс. руб., из них по годам:
2017 год - 109833,702 тыс. руб., 2018 год - 84535,3 тыс. руб.,
2019 год - 84535,3 тыс. руб.;
- за счет привлеченных средств - 347775,060 тыс. руб., в том числе по годам:
2017 год - 126321,538 тыс. руб., 2018 год - 110726,761 тыс. руб.,
2019 год - 110726,761 тыс. руб.
(*) - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Для финансирования мероприятий Программы предполагается привлечение собственных средств товаропроизводителей и средств федерального бюджета. Софинансирование из федерального бюджета мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
Таблица изменена с 25 февраля 2018 г. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 31 января 2018 г. N 32
Таблица 4
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и его источники
тыс. руб.
N п/п |
Мероприятия |
Источник |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всего за 2017 - 2019 гг. |
1 |
Субсидии на приобретение роботизированных установок для доения коров - всего |
Областной бюджет |
100858,306 |
63743,100 |
63743,100 |
228344,506 |
Внебюджетные средства |
121257,530 |
95614,650 |
95614,650 |
312486,830 |
||
В том числе - оборудование, приобретенное в 2016 г. |
Областной бюджет |
57914,376 |
0,0 |
0,0 |
57914,376 |
|
Внебюджетные средства |
60293,073 |
0,0 |
0,0 |
60293,073 |
||
В том числе - оборудование, приобретенное в 2015 г. |
Областной бюджет |
15516,700 |
0,0 |
0,0 |
15516,700 |
|
Внебюджетные средства |
18653,661 |
0,0 |
0,0 |
18653,661 |
||
2 |
Субсидии на сервисное обслуживание роботизированных установок для доения коров |
Областной бюджет |
6345,932 |
8662,600 |
8662,600 |
23671,13 |
Внебюджетные средства |
748,516 |
962,511 |
962,511 |
2673,538 |
||
В том числе 2016 г. |
Областной бюджет |
3438,661 |
0 |
0 |
3438,661 |
|
Внебюджетные средства |
387,605 |
0 |
0 |
387,605 |
||
3 |
Субсидии на потребление энергоресурсов для роботизированных установок |
Областной бюджет |
0,0 |
8089,60 |
8089,60 |
16179,20 |
Внебюджетные средства |
0,0 |
8089,60 |
8089,60 |
16179,20 |
||
4 |
Субсидии на приобретение технологического оборудования для кормления скота, включая системы роботизированного кормления, станции выпойки телят, молочные такси |
Областной бюджет |
472,641 |
3080,000 |
3080,000 |
6632,6 |
Внебюджетные средства |
708,962 |
4620,000 |
4620,000 |
9949,0 |
||
5 |
Субсидии на приобретение пододвигателей кормов |
Областной бюджет |
2156,823 |
960,000 |
960,000 |
4076,823 |
Внебюджетные средства |
3606,530 |
1440,000 |
1440,000 |
6486,530 |
||
В том числе - оборудование, приобретенное в 2016 г. |
Областной бюджет |
1346,229 |
0 |
0 |
1346,229 |
|
Внебюджетные средства |
2390,643 |
0 |
0 |
2390,643 |
||
|
Итого |
Областной бюджет |
109833,702 |
84535,300 |
84535,300 |
278904,302 |
Внебюджетные средства |
126321,538 |
110726,761 |
110726,761 |
347775,060 |
Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
внутренние риски:
- экономические риски, связанные с возможностью недофинансирования или несвоевременного финансирования расходов на реализацию программных мероприятий;
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы будут осуществляться:
- проведение мониторинга выполнения Программы, регулярного анализа и при необходимости ежегодной корректировки индикаторов, а также мероприятий Программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и возможных темпов снижения поголовья молочного скота.
В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняты уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96% (минус 4% к плану) плана по численности коров.
Таблица 5
Оценка рисков реализации Программы
Виды рисков |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
405 |
350 |
350 |
От невыхода на плановое поголовье коров, гол. |
1578 |
1583 |
1593 |
Общая оценка рисков: тонн |
639,1 |
554,0 |
557,6 |
тыс. руб. |
14315,8 |
12431,8 |
12512,5 |
где - риски от невыхода на плановый валовой надой молока, тыс. руб.;
Имо - от невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову);
Ип - от невыхода на плановое поголовье коров;
Рг - цена реализации молока.
Расчеты показали (таблица 5), что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
7. Ожидаемая оценка эффективности Программы
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2019 году в объеме 284,0 тыс. тонн, или до 280 кг в год на душу населения. Это позволит в перспективе создать базовые условия для проведения полного импортозамещения в снабжении населения региона молоком и молочными продуктами.
Реализация мероприятий ведомственной целевой программы позволит увеличить в 2019 году продуктивность дойного стада в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах до 7120 кг и в сельскохозяйственных организациях до 7150 кг.
Техническое обновление молочного животноводства повысит производительность труда, улучшит социально-экономическое положение работников.
Таблица 6
Расчет социально-экономической эффективности Программы (сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах)
Показатели |
Ед. изм. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всего 2017 - 2019 гг. |
Валовое производство молока |
тыс. тонн |
225,4 |
253,0 |
268,0 |
284,0 |
805,0 |
Валовой продукт отрасли |
млн. руб. |
4299,9 |
5667,2 |
6003,2 |
6361,6 |
18032,0 |
Валовой доход отрасли |
млн. руб. |
1118,8 |
1513,1 |
1620,9 |
1746,3 |
4880,3 |
Чистая прибыль отрасли |
млн. руб. |
311,2 |
504,4 |
540,3 |
582,1 |
1626,8 |
Рабочие места в молочном скотоводстве |
чел. |
2546 |
2430 |
2325 |
2250 |
7005 |
Увеличение поставок молока на предприятия молочной промышленности области в сочетании с модернизацией технологического оборудования позволит увеличить выпуск и реализацию качественной молочной продукции и соответственно уровень потребления молочных продуктов.
Показателем социальной эффективности реализации Программы является сохранение существующих, создание новых рабочих мест в подотрасли кормопроизводства сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышение занятости сельского населения области.
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по формуле:
где Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост выручки от реализации молока;
Ф - объемы финансирования по годам реализации Программы.
Из таблицы 7 следует, что затраты на финансирование Программы возмещаются через прирост выручки от реализации продукции.
Таблица изменена с 25 февраля 2018 г. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 31 января 2018 г. N 32
Таблица 7
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области (Калугастата), а также ведомственная отчетность.
8. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы будет производиться на основе типовой оценки эффективности реализации ведомственной целевой программы, утвержденной приказом министерства экономического развития Калужской области от 05.06.2008 N 592-п.
9. Система управления реализацией Программы
Система управления Программой направлена на достижение поставленных Программой целей и задач и эффективности от проведения каждого мероприятия, а также получение долгосрочных устойчивых результатов.
Общее руководство, контроль и мониторинг хода реализации Программы осуществляет заместитель министра - начальник управления развития животноводства министерства сельского хозяйства Калужской области.
Ответственными исполнителями мероприятий Программы являются отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела, отделы министерства сельского хозяйства Калужской области по направлениям своей деятельности.
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела осуществляет:
- координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;
- рассмотрение материалов о ходе реализации Программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных Программой, объемов финансирования;
- размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы.
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела и отдел экономики и прогнозирования развития АПК в течение пяти дней после утверждения Программы или внесения в нее изменений:
- размещает текст утвержденной Программы в сети Интернет на портале органов власти Калужской области;
- представляет в министерство экономического развития Калужской области копию утвержденной Программы (внесения изменений в Программу) с нормативным правовым актом об утверждении.
Отдел бюджетного финансирования осуществляет:
- подготовку отчета об использовании бюджетных средств в рамках реализации мероприятий Программы.
Отдел организационно-контрольной и юридической работы осуществляет:
- организацию юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по реализации Программы;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам опубликования Программы и освещения хода реализации ее мероприятий.
Порядок и условия взаимодействия по реализации Программы с федеральным бюджетом, кредитными и другими организациями, участниками Программы определяются действующим законодательством и соглашениями с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и при необходимости с кредитными и другими организациями.
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела несет ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов Программы, ежегодно не позднее 1 марта представляет в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчет о выполнении Программы с пояснительной запиской, включающей оценку результативности реализации Программы, причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов Программы от запланированных, а также меры по повышению эффективности, выявлению факторов, негативно влияющих на реализацию Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.