Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства сельского хозяйства
Калужской области
от 13.03.2017 г. N 62
Ведомственная целевая программа
"Развитие мясного скотоводства в Калужской области"
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Калужской области"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство сельского хозяйства Калужской области (далее - Министерство) |
Наименование ВЦП |
Ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Калужской области" (далее - Программа) |
Наименование подразделения, ответственного за реализацию Программы |
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела управления по развитию животноводства |
Дата и номер приказа, которым утверждена Программа |
13.03.2017 N 62 |
Цель Программы |
Развитие специализированного мясного скотоводства, повышение эффективности и конкурентоспособности производства высококачественной говядины |
Задачи Программы |
- Создание условий для технического переоснащения и комплексной модернизации мясного скотоводства; - создание экономических условий снижения затрат на производство говядины, достижение финансовой стабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся мясным скотоводством; - организация системы сбыта говядины на основе развития сельскохозяйственной кооперации для обеспечения населения региона высококачественной продукцией |
Сроки реализации Программы |
2017 - 2019 годы |
Целевые индикаторы по годам реализации Программы |
- Увеличение общего поголовья мясного скота с 39,2 тыс. голов в 2016 году до 57,0 тыс. голов в 2019 году, в том числе маточного поголовья - до 21,0 тыс. голов в 2019 году; - увеличение общего поголовья специализированного мясного скота с 30,29 тыс. голов в 2016 году до 47,0 тыс. голов в 2019 году, в том числе маточного поголовья - до 18,0 тыс. голов в 2019 году; - увеличение ежегодного прироста общего поголовья скота специализированных мясных пород к предшествующему году в 2017 году на 3,3 тыс. голов (или 10,9%), в 2018 году на 5,9 тыс. голов (или 17,6%), в 2019 году на 7,5 тыс. голов (или 19,0%), в том числе прироста коров специализированных мясных пород в 2017 году на 0,86 тыс. голов (или 8,0%),в 2018 году на 2,9 тыс. голов (или 25,0%), в 2019 году на 3,5 тыс. голов (или 24,1%); - увеличение производства говядины от мясного скота в живом весе до 4,6 тыс. тонн в 2019 году; - увеличение численности населения, занятого в рамках реализации Программы к 2019 году до 302 человек |
Объемы финансирования: всего, в том числе по годам реализации Программы |
Объемы финансирования на реализацию Программы на период 2017 - 2019 годов составляют в ценах соответствующих лет 2200109,2 тыс. руб., в том числе: - за счет областного бюджета (*) - 13170,0 тыс. руб., из них по годам: 2017 год - 4390,0 тыс. руб., 2018 год - 4390,0 тыс. руб., 2019 год - 4390,0 тыс. руб.; - за счет федерального бюджета (**) - 95239,4 тыс. руб., из них по годам: 2017 год - 20017,5 тыс. руб., 2018 год - 38076,0 тыс. руб., 2019 год - 37145,9 тыс. руб.; - за счет привлеченных средств - 2091699,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2017 год - 730716,9 тыс. руб., 2018 год - 680026,4 тыс. руб., 2019 год - 680956,5 тыс. руб. |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.07.2013 N 598, от 15.04.2014 N 315, от 19.12.2014 N 1421, от 13.01.2017 N 7) |
(*) - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
(**) - финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
Программа направлена на устойчивое развитие мясного скотоводства в Калужской области и обеспечение населения высококачественной говядиной, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК Калужской области, на реализацию которых направлена деятельность министерства сельского хозяйства Калужской области.
Производство говядины в Калужской области имеет большое социально-экономическое значение в продовольственном обеспечении населения области, эффективном использовании земель сельских территорий и обеспечении занятости населения. Объем производства говядины в Калужской области в общем объеме производства мяса в последние годы составляет 15 - 16%, а в отдельных муниципальных районах области - более 50,0 процентов.
В последние годы в хозяйствах всех категорий Калужской области наблюдается динамика роста численности поголовья крупного рогатого скота. В 2015 году(на конец года) поголовье крупного рогатого скота увеличилось до 138,6 тыс. голов или на 9,1 тыс. голов к уровню 2014 года. На конец декабря 2016 года поголовье крупного рогатого скота составило 146,9 тыс. голов, рост 6% к аналогичному периоду предшествующего года. Похожая динамика наблюдалась и в секторе сельскохозяйственных организаций области.
Производство говядины в Калужской области традиционно базировалось в основном на использовании откормочного поголовья от пород молочного и молочно-мясного направления, как сопутствующая подотрасль при производстве молока.
В отдельных хозяйствах области в конце девяностых годов прошлого века начале двухтысячных годов предпринимались попытки создания специализированного мясного скотоводства, но результаты не имели высокой эффективности, поэтому имеющийся опыт не нашел широкого распространения.
В то же время в последние годы отмечается устойчивая динамика роста поголовья мясного скота в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. С 2010 года поголовье выросло на 26,1 тыс. голов или почти в 3 раза. Удельный вес поголовья крупного рогатого скота мясного направления за этот период вырос на 17,4 процентов и составил 28,8 процента от общего поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород за отмеченный период выросло на 21,9 тыс. голов или в 3,6 раза.
Состояние мясного скотоводства в Калужской области характеризуют показатели, приведенные в таблице 1.
Важную роль в достижении положительных тенденций сыграли реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК", Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, на 2013 - 2020 годы, государственной программы Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области", целевых программ "Развитие мясного скотоводства в Калужской области" на 2009 - 2012 годы и на 2013 - 2016 годы.
Таблица 1
Состояние мясного скотоводства в Калужской области
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 год (**) |
2016 г. в % к 2015 г. |
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, тыс. гол. (*) |
130,5 |
131,8 |
132,8 |
130,6 |
129,5 |
138,6 |
146,9 |
106,0 |
Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. гол. (*) |
118,3 |
119,2 |
120,3 |
118,2 |
118,2 |
127,7 |
136,0 |
106,5 |
Поголовье мясного скота в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, гол. (*) |
13120 |
15240 |
20087 |
21082 |
22866 |
29014 |
39215 |
135,2 |
в т. ч. специализированных мясных пород крупного рогатого скота, гол. (*) |
8322 |
9214 |
11738 |
12731 |
14302 |
20159 |
30305 |
150,3 |
Поголовье коров крупного рогатого скота мясного направления, гол (*) |
4116 |
5421 |
7452 |
8346 |
9182 |
10454 |
14453 |
138,3 |
в т. ч. поголовье коров специализированных мясных пород крупного рогатого скота, гол. (*) |
1948 |
2718 |
4903 |
5189 |
5924 |
6954 |
10741 |
154,5 |
Валовое производство говядины в живом весе в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн |
14,4 |
13,9 |
14,5 |
15,2 |
15,5 |
15,0 |
16,3 |
108,7 |
в т. ч. производство на душу населения, кг |
14,3 |
13,8 |
14,4 |
15,1 |
15,3 |
14,8 |
16,1 |
108,7 |
Валовое производство говядины в живом весе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. тонн |
9,6 |
9,5 |
10,0 |
10,7 |
10,9 |
10,6 |
13,7 |
129,3 |
Произведено на убой крупного рогатого скота мясного направления, тыс. тонн |
0,9 |
1,4 |
1,6 |
1,9 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
108,7 |
Рентабельность производства крупного рогатого скота на убой, % |
-45,2 |
-42,0 |
-42,2 |
-42,8 |
-54,8 |
-41,1 |
-38,0 |
+3,1 п.п. |
(*) - поголовье скота на конец года.
(**) - ожидаемые показатели.
В Калужской области в последние годы, с 2007 по 2014 год, отмечается постоянный ежегодный рост производства скота и птицы на убой (в живом весе), за указанный период производство выросло с 64,8 до 98,7 тыс. тонн (+33,9 тыс. тонн), за исключением 2015 года, когда объем производства снизился к предшествующему году на 1%. В 2016 году производство скота и птицы на убой (в живом весе) выросло на 4,7% и составило 102,4 тыс. тонн.
Рост производства в значительной степени был обусловлен увеличением производства мяса птицы, рост производства которого составил в 2011 - 2016 годах к 2007 году более 50%, а также свиней - рост соответственно в сравниваемые периоды более 10%.
В то же время при производстве крупного рогатого скота на убой в последние годы сначала отмечалась тенденция снижения объемов производства до 2012 года, а затем рост и достижение уровня 2009 года в 2013 году, продолжение роста на 2% в 2014 году (до 15,5 тыс. тонн), и затем снижение в 2015 году на 0,5 тыс. тонн или 3,2%. В 2016 году производство крупного рогатого скота на убой увеличилось на 8,7% к уровню 2015 года.
Объем производства мяса скота и птицы на душу населения в Калужской области в 2015 году увеличился на 14,6 кг по сравнению с 2011 годом и составил 96,7 кг. Данное увеличение обусловлено значительным ростом производства мяса птицы. Одновременно объем производства мяса крупного рогатого скота на душу населения увеличился к уровню 2011 года на 1,0 кг и составил 14,8 кг в год. В 2016 году произведено 16,1 кг мяса крупного рогатого скота на душу населения, или на 1,3 кг больше, чем в 2015 году.
Наибольший удельный вес в общем объеме производства мяса скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий в 2016 году приходился на мясо птицы - 65,4%, удельный вес мяса крупного рогатого скота составлял 15,9%.
В сельскохозяйственных организациях области удельный вес мяса птицы в общем объеме производства составлял 76,3%, мяса крупного рогатого скота - 12,4%.
Таблица 2
Производство мяса скота и птицы в хозяйствах всех категорий
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г.* |
2016 г. в % к |
|
2012 г. |
2015 г. |
||||||
Мясо (произведено на убой скота и птицы) в живом весе |
85,8 |
95,1 |
98,7 |
97,7 |
102,4 |
119,4 |
104,8 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
крупного рогатого скота |
14,5 |
15,2 |
15,5 |
15,0 |
16,3 |
112,4 |
108,7 |
свиней |
15,6 |
15,1 |
16,5 |
16,6 |
17,5 |
112,2 |
105,4 |
птицы |
53,8 |
63,5 |
65,3 |
65,0 |
67,0 |
124,5 |
103,1 |
овец и коз |
0,943 |
0,995 |
1,0 |
0,9 |
1,3 |
137,9 |
144,4 |
другие виды |
0,3 |
0,287 |
0,27 |
0,257 |
0,3 |
100,0 |
116,7 |
(*) - ожидаемые показатели.
В 2011 - 2014 годах Калужская область имела показатели прироста производства скота и птицы на убой (в живом весе) к предшествующему периоду ниже, чем средние показатели по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) и Российской Федерации (далее - РФ), за исключением 2013 года. В 2011 году к 2010 году рост производства скота и птицы на убой (в живом весе) в Калужской области составил 3%, в ЦФО - 7%, в РФ - 4%. В 2012 году к 2011 году рост производства скота и птицы на убой (в живом весе) в Калужской области составил 4%, в ЦФО - 13%, в РФ - 6%. В 2013 году к 2012 году рост производства скота и птицы на убой (в живом весе) в Калужской области был выше и составил 16,1%, в ЦФО - 14,9%, в РФ -5,6%. В 2014 году к 2013 году рост производства скота и птицы на убой (в живом весе) в Калужской области составил 2,6%, в ЦФО - 4,5%, в РФ - 6,2%. В 2015 году к 2014 году производство скота и птицы на убой (в живом весе) в Калужской области снизилось на 1%, в том числе производство мяса крупного рогатого скота (в живом весе) сократилось на 3,3%. В 2016 году к 2015 году рост производства скота и птицы на убой (в живом весе) в Калужской области составил 4,7%, в ЦФО - 5,6%, в РФ - 3,4%.
В настоящее время в Калужской области создаются необходимые стартовые технологические и экономические условия для дальнейшего развития мясного скотоводства. Ряд сельскохозяйственных организаций успешно занимается производством высококачественной говядины.
В результате реализации мероприятий по развитию мясного скотоводства сформирован массив мясного скота численностью более 39 тыс. голов, а доля племенного поголовья мясного скота составляет более 45% от всего мясного стада. В 2016 году произведено более 2,5 тыс. тонн "мраморного" мяса от специализированного мясного скота.
Для устойчивого развития специализированного мясного скотоводства создано и зарегистрировано в Минсельхозе России четыре племенных репродуктора на базе: ООО "Центр генетики "Ангус" по разведению абердин-ангусской породы американской селекции, ООО "Агросистемы" по разведению шаролезской породы канадской селекции, ООО "Новый быт" по разведению абердин-ангусской породы венгерской селекции, ООО "ДИК" по разведению герефордской породы.
Несмотря на положительные сдвиги в подкомплексе мясного скотоводства области в результате системной государственной поддержки, в целом производство говядины остается убыточным.
В 2015 году суммарный убыток от реализации мяса крупного рогатого скота всех сельскохозяйственных организаций области составил 681,2 млн. руб. и увеличился к уровню 2009 года на 333,3 млн. руб. На протяжении последних пятнадцати лет производство мяса крупного рогатого скота для сельскохозяйственных организаций является наиболее убыточным видом деятельности.
Низкая эффективность выращивания крупного рогатого скота на убой обусловлена рядом факторов: затратными технологиями производства, недостаточной интенсивностью выращивания и откорма молодняка, в том числе мясных пород, а также отсутствием экономически взаимовыгодной системы сбыта высококачественной говядины. Низкие технологические показатели производства говядины связаны также и с тем, что и на сегодняшний день большую часть откормочного поголовья составляют бычки от молочных пород скота (до 70%).
Так, среднесуточные приросты крупного рогатого скота на выращивании и откорме составляли в 2014 - 2015 годах менее 500 грамм (460 - 490 г), средняя живая масса скота, реализованного на убой в 2014 году 371 кг и в 2015 году 385 кг. Выращивание крупного рогатого скота во многих сельскохозяйственных организациях ведется экстенсивными методами, с большими затратами средств.
Предпринимаемые сегодня в области меры недостаточны для устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, так как не позволяют решить главные проблемы - в первую очередь недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины. На решение этих проблем и будет направлена государственная поддержка в рамках настоящей Программы.
Программа ориентирована на организацию специализированного мясного скотоводства в Калужской области как интенсивной отрасли с применением эффективных технологий, учитывающих природные и экономические особенности отдельных районов региона.
Технология мясного скотоводства базируется на следующих основных принципах:
1. Максимальное использование биологических особенностей и инстинктов животных для осуществления основных производственных операций, в том числе: интенсивный выпас, кормление из самокормушек, подсосное выращивание телят в летний период под коровами-кормилицами до отъема в 6 - 8-месячном возрасте.
2. Содержание животных в стойловый период под навесами в помещениях облегченного типа или переоборудованных пустующих фермах на глубокой несменяемой подстилке, без строительства капитальных сооружений. Кроме навесов на такой ферме необходимо иметь легкие помещения закрытого типа для проведения раннего отела на случай весенней непогоды. Скот должен иметь свободный доступ к подогретой воде (10 - 16 °C).
Мясная ферма должна иметь следующие помещения и технологическое оборудование:
- огражденную территорию;
- помещение для отдыха коров на глубокой несменяемой подстилке со свободным выходом и входом;
- помещение для отелов коров с денниками;
- раскол с фиксатором и весы для взвешивания животных и проведения ветеринарных мероприятий;
- самокормушку для сена и других кормов;
- кормушки для подкормки минеральными кормами;
- кормушки для подкормки концентрированными кормами только для телят;
- групповые автопоилки с подогревом воды и бетонными отмостками около поилок;
- трап для погрузки животных;
- "техасские ворота" при въезде на площадку.
3. Максимальное использование естественных и улучшенных пастбищ. Потребность пастбищ определяется из расчета 0,5 - 2,0 га на корову с теленком.
4. Организация строго сезонных ранне весенних отелов коров.
5. Организация эффективных методов выращивания молодняка после отъема на племенные цели и на мясо.
Научные исследования, проведенные в условиях Калужской области, показали, что при разведении мясных пород высокой адаптационной способностью и откормочными качествами обладают породы британского корня - абердин-ангусская и герефордская, французского корня - шароле и лимузин, а также мясная симментальская немецкого происхождения.
На этапе создания мясных стад наряду с покупкой чистопородных мясных животных будет использован низкозатратный способ формирования стада, то есть поглотительное скрещивание быков мясных пород с коровами и сверхремонтными телками молочных пород, с целью получения помесного молодняка и последующего его содержания по технологии специализированного мясного скотоводства.
Методы и система разведения в племенных репродукторах будут способствовать ускорению сроков создания высокопродуктивных животных (среднесуточные приросты массы - 1200 - 1300 г, живая масса бычков 15 - 18-месячного возраста - 500 - 600 кг) путем совершенствования существующих пород при чистопородном разведении и создания новых типов животных на основе межпородных скрещиваний.
Определяющим направлением в селекции всех мясных пород скота будет получение крупных животных с выраженным мясным типом телосложения, обладающих высокой интенсивностью роста при преимущественном наращивании мускульной ткани.
Для ускорения темпов развития мясного скотоводства будут реализованы мероприятия по укреплению материально-технической базы существующих мясных хозяйств и организации новых специализированных племенных и товарных ферм и откормочных площадок с внедрением системы "корова-теленок" и экономическим стимулированием хозяйств в период становления отрасли.
2. Цели и задачи Программы
Цель: развитие специализированного мясного скотоводства, повышение эффективности и конкурентоспособности производства высококачественной говядины.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- создание условий для технического переоснащения и комплексной модернизации мясного скотоводства;
- создание экономических условий снижения затрат на производство говядины, достижение финансовой стабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся мясным скотоводством;
- организация системы сбыта говядины на основе развития сельскохозяйственной кооперации для обеспечения населения региона высококачественной продукцией.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2017 - 2019 годы.
4. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Программы
Оценка эффективности Программы будет осуществляться с применением следующих индикаторов:
Таблица 3
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы
Наименование целевого индикатора |
Ед. изм. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2019 г. к 2016 г. |
|
+/- |
% |
||||||
Общее поголовье мясного скота |
голов |
39200 |
44000 |
50000 |
57000 |
+17800 |
145,4 |
в т.ч. маточное поголовье мясного скота |
голов |
14440 |
15600 |
18000 |
21000 |
+6560 |
145,4 |
Общее поголовье специализированного мясного скота |
голов |
30294 |
33600 |
39500 |
47000 |
+16706 |
155,2 |
в т.ч. маточное поголовье специализированного мясного скота |
голов |
10739 |
11600 |
14500 |
18000 |
+7261 |
167,6 |
Ежегодный прирост общего поголовья скота специализированных мясных пород |
голов/% |
10135/50,3 |
3306/10,9 |
5900/17,6 |
7500/19,0 |
-2635 |
-21,3 п.п. |
в т.ч. ежегодный прирост поголовья коров специализированных мясных пород |
голов/% |
3785/54,4 |
861/8,0 |
2900/25,0 |
3500/24,1 |
-285 |
-30,3 п.п. |
Производство говядины от мясного скота в живом весе |
тыс. тонн |
2,5 |
3,2 |
3,9 |
4,6 |
+2,1 |
184,0 |
Численность населения, занятого в рамках реализации Программы |
человек |
232 |
262 |
286 |
302 |
+70 |
130,2 |
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1. Увеличение поголовья мясного скота в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах с 39,2 тыс. голов в 2016 году до 57,0 тыс. голов в 2019 году, в том числе коров - до 21,0 тыс. голов.
2. Увеличение поголовья специализированного мясного скота в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах с 30,29 тыс. голов в 2016 году до 47,0 тыс. голов в 2019 году, в том числе коров - до 18,0 тыс. голов.
3. Увеличение производства говядины от мясного чистопородного и помесного скота в живом весе с 2,5 тыс. тонн в 2016 году до 4,6 тыс. тонн в 2019 году.
4. Увеличение численности населения, занятого в рамках реализации Программы, к 2019 году до 302 человек.
5. Перечень программных мероприятий Программы
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к Программе и включает следующие направления:
5.1. Создание условий для технического переоснащения и комплексной модернизации мясного скотоводства.
Государственная поддержка реализации данного направления Программы будет осуществлена путем компенсации части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) на создание фидлотов (открытых откормочных площадок) и технологическую модернизацию откормочных предприятий.
Фидлоты (открытые откормочные площадки) должны иметь кормовые столы с твердым покрытием, обеспечивающим свободный проезд миксеров, кормораздатчиков для механизированной раздачи корма; твердые площадки кормовых столов, которые обеспечивают свободный доступ животных к кормовым столам; ограждения кормовой площадки металлической, колючей проволокой, деревянными жердями из расчета не менее 25 кв. м площади на 1 голову; свободный доступ животных к воде и минеральным добавкам.
5.2. Создание экономических условий снижения затрат на производство говядины, достижение финансовой стабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся мясным скотоводством.
Основной целью реализации данного направления является увеличение валового производства говядины за счет снижения затрат на корма и повышения их качества.
Основой роста производства животноводческой продукции является укрепление кормовой базы, поэтому в целях создания необходимых условий для роста производства говядины министерством планируется оказание государственной поддержки по компенсации части затрат на коренное улучшение естественных пастбищ.
Для обеспечения дальнейшего развития мясного скотоводства в Калужской области особое значение имеет повышение экономической стабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся мясным скотоводством.
Государственная поддержка данного направления также будет осуществляться путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) субсидий на содержание коровы с теленком в товарных стадах (в расчете на корову мясной породы в товарных стадах).
5.3. Организация системы сбыта мяса крупного рогатого скота на основе развития сельскохозяйственной кооперации для обеспечения населения региона высококачественной говядиной.
Поддержка данного направления будет осуществляться путем организационного содействия развитию сельскохозяйственной кооперации.
Программа определяет направления деятельности (отрасли животноводства) в части развития мясного скотоводства с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий.
Реализация программных мероприятий будет осуществляться в соответствии с генеральными планами сельских поселений, на основании которых размещаются объекты социальной, инженерной и производственной инфраструктуры. Это создаст определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, улучшения жилищных условий и социальной среды обитания сельского населения.
Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов и повышению доходов сельского населения.
Кроме мероприятий настоящей Программы предусмотрены мероприятия по развитию мясного скотоводства и в других региональных программах. В частности, в государственной программе Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" предусмотрены следующие мероприятия для развития мясного скотоводства на 2017 - 2020 годы:
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
- предоставление субсидий на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей и другие меры.
В подпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий Калужской области" государственной программы Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Объемы финансирования на реализацию Программы на период 2017 - 2019 годов составляют в ценах соответствующих лет 2200109,2 тыс. руб., в том числе:
- за счет областного бюджета (*) - 13170,0 тыс. руб., из них по годам:
2017 год - 4390,0 тыс. руб.,
2018 год - 4390,0 тыс. руб.,
2019 год - 4390,0 тыс. руб.;
- за счет федерального бюджета - 95239,4 тыс. руб., из них по годам:
2017 год - 20017,5 тыс. руб.,
2018 год - 38076,0 тыс. руб.,
2019 год - 37145,9 тыс. руб.;
- за счет привлеченных средств - 2091699,8 тыс. руб., в том числе по годам:
2017 год - 730716,9 тыс. руб.,
2018 год - 680026,4 тыс. руб.,
2019 год - 680956,5 тыс. руб.
(*) - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Для финансирования мероприятий Программы предполагается привлечение собственных средств товаропроизводителей и средств федерального бюджета. Обоснование потребностей в необходимых бюджетных финансовых ресурсах приводится в Приложении N 2 к Программе. Софинансирование из федерального бюджета мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
Таблица 4
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и его источники, тыс. руб.
N п/п |
Мероприятия |
Источник |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всего за 2017 - 2019 гг.. |
1 |
Субсидии на компенсацию части затрат на создание фидлотов (открытых откормочных площадок), включая создание необходимой инженерной инфраструктуры, подключение к электрическим сетям, включая строительство (техприсоединение) |
Областной бюджет |
0,0 |
250,0 |
250,0 |
500,0 |
Федеральный бюджет |
0,0 |
1750,0 |
1750,0 |
3500,0 |
||
Внебюджетные средства |
0,0 |
3000,0 |
3000,0 |
6000,0 |
||
2 |
Субсидии на компенсацию части затрат на коренное улучшение естественных пастбищ (кормовых угодий) |
Областной бюджет |
300,0 |
250,0 |
250,0 |
800,0 |
Федеральный бюджет |
2700,0 |
2250,0 |
2250,0 |
7200,0 |
||
Внебюджетные средства |
3000,0 |
2500,0 |
2500,0 |
8000,0 |
||
3 |
Субсидии на содержание коровы с теленком в товарных стадах |
Областной бюджет |
4090,0 |
3890,0 |
3890,0 |
11870,0 |
Федеральный бюджет |
17317,5 |
34076,0 |
33145,9 |
84539,4 |
||
Внебюджетные средства |
727716,9 |
674526,4 |
675456,5 |
2077699,8 |
||
|
Итого |
Областной бюджет |
4390,0 |
4390,0 |
4390,0 |
13170,0 |
Федеральный бюджет |
20017,5 |
38076,0 |
37145,9 |
95239,4 |
||
Внебюджетные средства |
730716,9 |
680026,4 |
680956,5 |
2091699,8 |
7. Ожидаемая оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: создать условия для ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных. Это позволит обеспечить высокие темпы производства высококачественной говядины, и соответственно, поднять уровень обеспечения населения региона этой продукцией.
Выполнение предусмотренных в Программе мероприятий позволит:
- увеличить общее количество маточного поголовья мясного крупного рогатого скота до 21 тыс. голов;
- увеличить производство высококачественной говядины от мясного скота и их помесей до 4,6 тыс. тонн;
- довести общее поголовье мясного скота до 57 тыс. голов.
Кроме того, численность населения, занятого в рамках реализации Программы, увеличится к 2019 году на 70 новых рабочих места - до 302 человек.
За период реализации программных мероприятий валовой продукт отрасли составит 2,4 млрд. рублей, а чистая прибыль составит 348,0 млн. рублей.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий и будет способствовать сохранению природных ресурсов путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
Таблица 5
Расчет социально-экономической эффективности Программы
Показатели |
Ед. изм. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2019 г., % к 2016 г. |
Объем производства крупного рогатого скота (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
13,0 |
11,5 |
13,0 |
14,6 |
112,3 |
Объем производства говядины от мясного и помесного скота в живой массе |
тыс. тонн |
2,5 |
3,2 |
3,9 |
4,6 |
184,0 |
Поголовье мясного скота |
голов |
39200 |
44000 |
50000 |
57000 |
145,4 |
Валовой продукт отрасли |
млн. руб. |
517,0 |
663,0 |
813,9 |
965,5 |
186,8 |
Валовой доход отрасли |
млн. руб. |
133,0 |
185,7 |
227,9 |
270,4 |
203,3 |
Чистая прибыль отрасли |
млн. руб. |
94,0 |
97,0 |
114,0 |
137,0 |
145,7 |
Рабочие места |
чел. |
232 |
262 |
286 |
302 |
130,2 |
Достижение целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает возможность значительного увеличения численности племенного скота и общего поголовья мясного скота и в результате - прироста объемов производства высококачественной говядины.
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по формуле:
где Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост товарной продукции говядины в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования производства продукции по программе.
Таблица 6
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Показатели |
Ед. изм. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всего за 2017 - 2019 гг. |
Выручка от реализации говядины (ТП) |
млн. руб. |
649,0 |
797,0 |
947,0 |
2393,0 |
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины () |
млн. руб. |
147,0 |
148,0 |
150,0 |
445,0 |
Финансирование Программы - всего (Ф) |
млн. руб. |
24,407 |
42,466 |
41,535 |
108,408 |
Показатели эффективности - Эобщ |
% |
602,3 |
348,5 |
361,1 |
410,5 |
Из таблицы 6 следует, что затраты на финансирование Программы за 2017 - 2019 годы возмещаются через прирост выручки от реализации продукции.
Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения программы минимум в течение 5 - 6 лет, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования модернизированных ферм превышает указанные сроки.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области (Калугастата), а также ведомственная отчетность.
8. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы будет производиться на основе типовой оценки эффективности реализации ведомственной целевой программы, утвержденной приказом министерства экономического развития Калужской области от 05.06.2008 N 592-п.
9. Система управления реализацией Программы
Система управления Программой направлена на достижение поставленных Программой целей и задач и эффективности от проведения каждого мероприятия, а также получение долгосрочных устойчивых результатов.
Общее руководство, контроль и мониторинг за ходом реализации Программы осуществляет заместитель министра - начальник управления по развитию животноводства министерства сельского хозяйства Калужской области.
Ответственными исполнителями мероприятий Программы являются отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела, отделы министерства сельского хозяйства Калужской области по направлениям своей деятельности.
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела осуществляет:
- координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;
- рассмотрение материалов о ходе реализации Программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных Программой, объемов финансирования;
- организацию размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий;
- представляет в министерство экономического развития Калужской области информацию о Программе с учетом редактирования Программы для размещения на интернет-сервере органов власти Калужской области.
Отдел бюджетного финансирования осуществляет:
- подготовку отчета об использовании бюджетных средств в рамках реализации мероприятий Программы.
Отдел организационно-контрольной и юридической работы осуществляет:
- организацию юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по реализации Программы;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов Программы.
Порядок и условия взаимодействия по реализации Программы с федеральным бюджетом, кредитными и другими организациями, участниками Программы определяются действующим законодательством и соглашениями с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и при необходимости с кредитными и другими организациями.
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела министерства сельского хозяйства Калужской области информирует ежегодно до 1 марта о ходе реализации Программы министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области.
График реализации программных мероприятий
N п/п |
Мероприятия |
Ответственные за исполнение |
Срок исполнения |
Объем работ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Создание условий для технического переоснащения и комплексной модернизации мясного скотоводства |
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела |
2017 - 2019 годы |
Создание новых или реконструкция существующих ферм мясного скотоводства - не менее 21 фермы |
2 |
Повышение инвестиционной привлекательности производства высококачественной говядины, обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся мясным скотоводством |
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела. Отдел маркетинга. Отдел экономики и прогнозирования развития АПК |
2017 - 2019 годы |
Увеличение поголовья мясного скота до 57,0 тыс. голов в 2019 году, в том числе коров - до 21,0 тыс. голов |
3 |
Увеличение валового производства высококачественной, конкурентоспособной говядины |
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела |
2017 - 2019 годы |
Увеличение производства высококачественной говядины от мясного и помесного скота в живом весе до 4,6 тыс. тонн в 2019 году |
4 |
Создание условий для снижения затрат на производство говядины, достижение экономической стабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся мясным скотоводством |
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела. Отдел экономики и прогнозирования развития АПК |
2017 - 2019 годы |
Увеличение производства говядины в живом до 18,0 тыс. тонн в 2019 году |
5 |
Создание условий реализации мяса крупного рогатого скота, организация системы сбыта на основе развития сельскохозяйственной кооперации для обеспечения населения региона высококачественной говядиной |
Отдел маркетинга |
2017 - 2019 годы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.