Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
муниципального района
"Город Людиново и Людиновский район"
от 18.04.2017 N 835
Программа
комплексного развития транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования городского поселения "Город Людиново" муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" Калужской области на 2017 - 2028 годы
Паспорт программы
Наименование программы: |
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования городского поселения "Город Людиново" муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" Калужской области на 2017 - 2028 годы |
Основание разработки программы: |
Градостроительный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2014 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ 25.12.2015 N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов; Генеральный план муниципального образования городского поселения "Город Людиново" муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" Калужской области, утвержденный решением Людиновской Городской Думы от 25 сентября 2013 г. N 24-р; Устав муниципального образования городского поселения "Город Людиново"; Муниципальная программа: "Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального района "Город Людиново и Людиновский район на 2014 - 2020 годы" |
Заказчик программы: Разработчик программы: |
Администрация муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" Отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" Калужская область, г. Людиново, ул. Ленина, д. 20 |
Основная цель программы: |
Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, повышение уровня безопасности дорожного движения, доступности и качества оказываемых услуг транспортного комплекса на территории муниципального образования городского поселения "Город Людиново" |
Задачи программы: |
- безопасность, качество и эффективность транспортного обслуживания населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей городского поселения; - доступность объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; - эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры; - приведение местной сети автомобильных дорог общего пользования в соответствие с нормативными требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию за счет поэтапного перехода на нормативы финансовых затрат по их содержанию, ремонту и капитальному ремонту; - строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием на территории ГП "Город Людиново"; - повышение качества производства дорожных работ за счет внедрения новых технологий и использования современных материалов; - организация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, а также формированию безопасного поведения участников дорожного движения и предупреждения дорожно-транспортного травматизма; - создание условий для пешеходного и велосипедного передвижения населения. |
Целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами транспортной инфраструктуры |
- доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, %; - количество дорожно-транспортных происшествий на сети дорог местного значения на 10 тыс. автотранспортных средств из-за сопутствующих дорожных условий относительный показатель, ед.; - увеличение протяженности дорог с твердым покрытием; - количество объектов транспортной инфраструктуры, для которых разработана проектная документация и получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; - доля муниципальных автомобильных дорог, в отношении которых проводились мероприятия по зимнему и летнему содержанию дорог, %; - количество километров отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения, км; - количество спроектированных и устроенных тротуаров, м; - количество спроектированных и устроенных велодорожек, м |
Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры |
Для реализации поставленных целей и решения задач программы, достижения планируемых значений показателей и индикаторов предусмотрено выполнение следующих мероприятий: 1. Мероприятия по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, а также других объектов транспортной инфраструктуры. Реализация мероприятий позволит выполнять работы по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в соответствии с нормативными требованиями. 2. Мероприятия по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют требованиям стандартов к эксплуатационным показателям автомобильных дорог. 3. Мероприятия по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют категории дороги. 4. Мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых уровень загрузки соответствует нормативному. 5. Мероприятия по организации дорожного движения. Реализация мероприятий позволит повысить уровень качества и безопасности транспортного обслуживания населения. 6. Мероприятия по ремонту и строительству пешеходных и велосипедных дорожек. Реализация мероприятий позволит повысить качество велосипедного и пешеходного передвижения населения. |
Сроки реализации программы: |
Программа реализуется в пять этапов: 1 этап - 2017 год 2 этап - 2018 год 3 этап - 2019 год 4 этап - 2020 год 5 этап - 2021 год 6 этап - 2022 - 2028 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, составит 90700 тыс. руб. Программа финансируется из средств местного, районного, областного и федерального бюджетов. Средства местного, районного и областного бюджетов уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- повышение качества, эффективности и доступности транспортного обслуживания населения и субъектов экономической деятельности поселения; - обеспечение надежности и безопасности системы транспортной инфраструктуры. |
1 Введение
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования городского поселения "Город Людиново" (далее поселение) - документ, устанавливающий перечень мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, который предусмотрен также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта.
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, разрабатывается и утверждается администрацией местного самоуправления поселения, на основании утвержденного в порядке, установленном Градостроительным Кодексом РФ, генерального плана поселения.
Реализация программы должна обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения. Обеспечение надежного и устойчивого обслуживания жителей города Людиново транспортными услугами, снижение износа объектов транспортной инфраструктуры - одна из главных проблем, решение которой необходимо для повышения качества жизни жителей и обеспечения устойчивого развития поселения.
Решение проблемы носит комплексный характер, а реализация мероприятий по улучшению качества транспортной инфраструктуры возможна только при взаимодействии органов власти всех уровней, а также концентрации финансовых, технических и научных ресурсов.
Система основных мероприятий программы определяет приоритетные направления в сфере дорожного хозяйства на территории поселения и предполагает реализацию следующих мероприятий:
1. Мероприятия по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, а также других объектов транспортной инфраструктуры.
Реализация мероприятий позволит выполнять работы по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в соответствии с нормативными требованиями.
2. Мероприятия по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.
Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют требованиям стандартов к эксплуатационным показателям автомобильных дорог.
3. Мероприятия по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.
Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют категории дороги.
4. Мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.
Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых уровень загрузки соответствует нормативному.
5. Мероприятия по организации дорожного движения.
Реализация мероприятий позволит повысить уровень качества и безопасности транспортного обслуживания населения.
6. Мероприятия по ремонту и строительству пешеходных и велосипедных дорожек.
Реализация мероприятий позволит повысить качество велосипедного и пешеходного передвижения населения.
В ходе реализации Программы содержание мероприятий и их ресурсы обеспечения могут быть скорректированы в случае существенно изменившихся условий.
2. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры
2.1 Положение муниципального образования городского поселения "Город Людиново" в структуре пространственной организации Калужской области
Людиново - административный центр Людиновского района Калужской области. Город расположен на реке Неполодь (бассейн Десны), находится на расстоянии 170 км от областного центра Калужской области г. Калуги, в 80 км от областного центра Брянской области - г. Брянска и на расстоянии 350 км от г. Москвы. Людиново стоит на железнодорожной линии "Вязьма - Киров - Брянск", проходящей по западной части города. Муниципальный район "Город Людиново и Людиновский район" расположен на юго-западе Калужской области и граничит с Куйбышевским, Кировским, Думиничским, Жиздринским районами Калужской области и Дятьковским районом Брянской области.
Территорию города составляют исторически сложившиеся земли города, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения города, рекреационные земли, а также земли, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры. В состав территории города входят земли независимо от форм собственности и функционального назначения.
Анализ особенностей территории поселения показал, что населенный пункт обладает территориальными ресурсами для развития жилых зон, необходимо развитие объектов социальной инфраструктуры.
2.2 Социально-экономическая характеристика
Одним из показателей экономического развития является численность населения. Изменение численности населения служит индикатором уровня жизни в Поселении, привлекательности территории для проживания, осуществления деятельности.
Численность населения на 01.01.2016 года составила 38993 человек, в том числе: мужчин - 17726 чел., младше трудоспособного возраста - 6824 чел., в том числе - трудоспособного возраста - 22033 чел., в том числе старше трудоспособного возраста - 10136 чел.
При сохранении существующих демографических тенденций, в том числе положительного миграционного потока, в перспективе 25 лет численность населения ожидается стабильной, хотя возможно и снижение численности жителей. Величина прироста населения в городе Людинове будет варьировать в зависимости от темпов развития города, его экономики, бытовой и культурной инфраструктуры. При существующих тенденциях численность населения города Людиново к 2037 году составит 45 тысяч человек. Однако, фактически демографическая ситуация в городском поселении может оказаться другой. Развитие особой экономической зоны на юго-востоке поселения, территориальная близость городов Киров, Жиздра и Брянск, социальная стабильность может способствовать привлечению в поселение мигрантов из других территорий.
2.3 Труд и занятость
Трудовая структура населения отражает основные группы трудовых ресурсов, в числе которых учитываются: трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятые в экономике лица старше трудоспособного возраста и подростки до 16 лет. Лица старше и моложе трудоспособного возраста составляют небольшую часть трудовых ресурсов, с другой стороны часть населения в трудоспособном возрасте составляет учащаяся молодежь и инвалиды трудоспособного возраста, небольшие контингенты других категорий.
На семи наиболее крупных предприятиях города работает 5400 человек, что составляет 34% от всех работающих.
Структура занятости населения рассмотрена по 2-м основным группам:
- отрасли основного производства (промышленность, материально-техническое снабжение, и прочие отрасли материального производства);
- отрасли непроизводственной сферы (торговля и общепит, ЖКХ, здравоохранение, культура, искусство, управление, другие отрасли непроизводственной сферы).
Развитие особой экономической зоны будет способствовать росту производства и формированию новых рабочих мест.
2.4 Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры
Как и любой город, Людиново обладает развитой транспортной инфраструктурой.
Внешние транспортно-экономические связи городского поселения "Город Людиново" осуществляются автомобильным и железнодорожным транспортом.
Развитие транспортной системы поселения является необходимым условием улучшения качества жизни жителей.
Наличием и состоянием сети автомобильных дорог определяется территориальная целостность и единство экономического пространства. Недооценка проблемы несоответствия состояния дорог и инфраструктуры местного значения социально-экономическим потребностям общества является одной из причин экономических трудностей и негативных социальных процессов.
Транспортную инфраструктуру поселения образуют линии, сооружения и устройства городского, пригородного, внешнего транспорта. Основными структурными элементами транспортной инфраструктуры поселения являются: сеть улиц и дорог и сопряженная с ней сеть пассажирского транспорта.
Автомобильный транспорт
На западе города проходит региональная дорога "Брянск-Людиново-Киров - А101 "Москва-Малоярославец-Рославль" (техническая категория III), в южной части города проходит региональная дорога "Людиново-Жиздра - М-3 "Украина" (техническая категория III), так же от города отходят дороги регионального значения "Людиново-Букань-Новослободск" (техническая категория IV) и "Людиново-Игнатовка" (техническая категория IV). Все вышеперечисленные дороги общего пользования, с твердым покрытием.
Улично-дорожная сеть города представляет собой систему продольных и поперечных улиц, обеспечивающих транспортную связь между жилыми и иными зонами, и обеспечивающих выполнение основной работы пассажирского транспорта, выход на внешние автомобильные дороги. Протяженность дорог в городской черте около 150 км.
Железнодорожный транспорт
Город в меридиональном направлении пересекает железная дорога "Вязьма-Занозная-Фаянсовая-Брянск". Несколько отводов от нее проходят к Людиновскому тепловозостроительному заводу, Людиновскому филиалу Ремпутьмаш и чугунолитейному заводу.
Через город проходит поезд дальнего следования Москва-Брест, а также 2 электрички Фаянсовая - Брянск-1 - Орловский.
2.5 Характеристика сети дорог, оценка качества содержания дорог, основные проблемы
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной инфраструктуры поселения. Они связывают территорию поселения с соседними территориями, во многом определяют возможности развития поселения, по ним осуществляются автомобильные перевозки грузов и пассажиров.
От уровня развития сети автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста поселения, повышения конкурентоспособности местных производителей и улучшения качества жизни населения.
К автомобильным дорогам общего пользования местного значения относятся муниципальные дороги, улично-дорожная сеть и объекты дорожной инфраструктуры, расположенные в границах поселения, находящиеся в муниципальной собственности.
Развитие экономики во многом определяется эффективностью функционирования автомобильного транспорта, которая зависит от уровня развития и состояния сети автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики и населения поселения, является одним из наиболее существенных ограничений темпов роста социально-экономического развития, поэтому совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования местного значения важно для поселения. Это в будущем позволит обеспечить приток трудовых ресурсов, развитие производства, а это в свою очередь приведет к экономическому росту поселения.
Автомобильные дороги подвержены влиянию природной окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.
В условиях, когда объем инвестиций в дорожный комплекс является явно недостаточным, а рост уровня автомобилизации значительно опережает темпы роста развития дорожной сети, на первый план выходят работы по содержанию и эксплуатации дорог. При выполнении текущего ремонта используются современные технологии с использование специализированных звеньев машин и механизмов, позволяющих сократить ручной труд и обеспечить высокое качество выполняемых работ. При этом текущий ремонт в отличие от капитального, не решает задач, связанных с повышением качества дорожного покрытия - характеристик ровности, шероховатости, прочности и т.д. Недофинансирование дорожной отрасли, в условиях постоянного роста интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств, приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества участков недоремонта.
Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог и сооружений на них. Применение программно-целевого метода в развитии автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения позволит системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
В связи с недостаточностью финансирования расходов на дорожное хозяйство в бюджете поселения эксплуатационное состояние значительной части улиц города по отдельным параметрам перестало соответствовать требованиям нормативных документов и технических регламентов. Возросли материальные затраты на содержание улично-дорожной сети в связи с необходимостью проведения значительного объема работ по ямочному ремонту дорожного покрытия улиц.
В настоящее время общая протяженность внутригородских дорог составляет - 120,4 км, в том числе с твердым покрытием (усовершенствованных) 46,0 км, искусственных сооружений (мостов) - 6 штук общей протяженностью - 426 погонных метров. Из них мосты железобетонные и каменные 3 - 175 пог. м., мосты металлические 140 пог. м, путепроводы и эстакады на пересечениях автомобильных дорог и с железнодорожными путями 2 шт. - 211,0 пог. м.
Транспортные развязки в разных уровнях на пересечениях железнодорожных путей и автомобильных дорог 0,2 км.
Водопропускные трубы всего 36 шт. - 288,0 пог. м из них (капитальные, железобетонные, бетонные и каменные, металлические) 36 шт. - 288 пог. м.
Автобусные остановки 60 шт.
Протяженность линий освещения на автомобильных дорогах и искусственных сооружений на начало 2017 года составляет 123,6 м.
Автозаправочные станции (АЗС) 5 шт. из них многотопливные (МТЗС) 4 шт. Автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) 1 шт.
К основным проблемам недостаточного уровня развития дорожной сети, а также безопасности и устойчивости транспортной системы поселения следует отнести следующее:
- тенденция увеличения осевой нагрузки более 20 тонн на ось, что ведет к ускоренному разрушению дорожных покрытий (большинство автодорог было спроектировано под расчетную осевую нагрузку 6-20 тонн);
- рост автомобилизации, наблюдающийся в последнее десятилетие во всех регионах Российской Федерации, и в частности в городе Людиново районе, что увеличивает нагрузку на существующую сеть автодорог и, как следствие, приводит к их значительному износу;
- недостаточное финансовое обеспечение дорожной отрасли на протяжении ряда лет и, как следствие, недостаточная степень развития сети муниципальных дорог. В сложившихся условиях проезд на автодорогах поселения поддерживается в основном благодаря мерам по их содержанию;
- несовершенство организации дорожного движения в городе на автодорогах местного значения, отставание в развитии улично-дорожной сети от темпа прироста автотранспорта;
- отсутствие активной позиции среди участников дорожного движения, включая пешеходов.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики и населения, является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития поселения.
В связи с длительным сроком эксплуатации автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения без проведения капитального ремонта, увеличением интенсивности движения транспорта, износа дорожного покрытия, а также вследствие погодно-климатических условий возникла необходимость в проведении капитального ремонта и ремонта дорог.
Основной проблемой дорожного хозяйства поселения является высокая доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям.
Доля автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям (неудовлетворительные показатели по прочности покрытий, по коэффициенту сцепления, коллейность и ямочность) в 2013 году составила 71% (85,4 км).
Капитальный ремонт и ремонт автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Наиболее распространенными дефектами асфальтобетонных покрытий являются износ, выкрашивание, выбоины, трещины и т.д.
Необходимо развитие дорожной сети внутри городского поселения для осуществления внешне экономической деятельности.
2.6 Анализ состава парка транспортных средств и уровня автомобилизации в поселении, обеспеченность парковками.
На территории обслуживания ОГИБДД МОМВД России "Людиновский" зарегистрировано 13040 транспортных средств на 01.01.2017 года.
Таблица 1
Вид транспорта |
Транспорт принадлежащий |
Всего |
|
Юридическим лицам |
Физическим лицам |
||
Легковые автомобили |
348 |
11150 |
Легковые автомобили |
Автобусы |
83 |
86 |
Автобусы |
Грузовые автомобили |
253 |
520 |
Грузовые автомобили |
Прицепы и полуприцепы |
54 |
426 |
Прицепы и полуприцепы |
мототранспорт |
0 |
120 |
мототранспорт |
На территории города расположено 15 крупных хозяйств, обладающих своим автопарком, во владении которых находится 3% от общего количества транспорта.
Таблица 2
Наименование организации |
Численность автотранспорта |
|||
грузовые |
|
грузовые |
|
|
Людиновомежрайгаз |
7 |
Людиновомежрайгаз |
7 |
Людиновомежрайгаз |
Людиновский тепловозостроительный завод |
6 |
Людиновский тепловозостроительный завод |
6 |
Людиновский тепловозостроительный завод |
ОАО "Автомобилист" |
5 |
ОАО "Автомобилист" |
5 |
ОАО "Автомобилист" |
ГБУЗ КО ЦРБ |
2 |
ГБУЗ КО ЦРБ |
2 |
ГБУЗ КО ЦРБ |
ООО "Зеленые линии-Калуга" |
3 |
ООО "Зеленые линии-Калуга" |
3 |
ООО "Зеленые линии-Калуга" |
Людиновское РАЙПО |
9 |
Людиновское РАЙПО |
9 |
Людиновское РАЙПО |
ГУ "ОФПС по Калужской области" |
25 |
ГУ "ОФПС по Калужской области" |
25 |
ГУ "ОФПС по Калужской области" |
ЗАО "Кронтиф-центр" |
14 |
ЗАО "Кронтиф-центр" |
14 |
ЗАО "Кронтиф-центр" |
Людиновский хлебокомбинат |
10 |
Людиновский хлебокомбинат |
10 |
Людиновский хлебокомбинат |
Людиновокабель |
19 |
Людиновокабель |
19 |
Людиновокабель |
ООО "Колесо" |
11 |
ООО "Колесо" |
11 |
ООО "Колесо" |
ОАО "Транспортник" |
1 |
ОАО "Транспортник" |
1 |
ОАО "Транспортник" |
МУП Жилищно-коммунальный сервис |
21 |
МУП Жилищно-коммунальный сервис |
21 |
МУП Жилищно-коммунальный сервис |
Людиновский лесхоз |
8 |
Людиновский лесхоз |
8 |
Людиновский лесхоз |
ЛМЗ |
11 |
ЛМЗ |
11 |
ЛМЗ |
В городе 52 гаражных общества, общее количество мест в них 1687. Гаражные кооперативы, паркинги и стоянки используются преимущественно жильцами многоквартирных жилых домов. В таких домах проживает порядка 75% населения. Исходя из этой пропорции, можно сделать вывод, что для хранения личного автотранспорта в городе необходимо порядка 7000 машиномест. Фактическое же их количество меньше в 4 раза.
На протяжении последних лет наблюдается тенденция к увеличению числа автомобилей на территории поселения. Основной прирост этого показателя осуществляется за счт увеличения числа легковых автомобилей находящихся в собственности граждан (в среднем по 5% в год). На 1 января 2012 года уровень автомобилизации составляет 235 машин на 1000 жителей. К 2038 году этот показатель предполагается равным 350 машин на 1000 жителей, то есть количество транспортных средств составит не менее 16000.
В развитии автотранспортной сети необходимо отдавать приоритет реконструкции и модернизации существующей сети, оборудованию парковочных мест, остановок маршрутных транспортных средств. Так как количество транспорта с каждым годом увеличивается необходимо пересмотреть подходы к транспортной логистике: перенаправлять основные потоки транспорта в обход центральной части города, регулировать скоростной режим движения светофорами и искусственными неровностями. А при проектировании новых жилых кварталов предусматривать места для хранения личного транспорта населения.
2.7 Характеристика работы транспортных средств общего пользования, включая анализ пассажиропотока.
Пассажирский транспорт является важнейшим элементом сферы обслуживания населения, без которого невозможно нормальное функционирование общества. Он призван удовлетворять потребности населения в передвижениях, вызванные производственными, бытовыми, культурными связями Основным и единственным пассажирским транспортом является автобус.
Транспортное обслуживание населения осуществляется городским и внешним транспортом. От автобусной станции, расположенной на ул. Чугунова осуществляется движение пригородных и междугородних автобусов по 20 маршрутам.
Таблица 3
Наименование маршрута |
Длина маршрута, км |
Количество машин на маршруте |
Количество перевезенных пассажиров за год (тыс. чел) |
Людиново-Москва |
324 |
3 |
20,1 |
Брянск-Москва (проходящий) |
414,0 |
1 |
4,8 |
Людиново-Калуга |
180,7 |
5 |
32,2 |
Людиново-Брянск |
90,0 |
2 |
14,5 |
Дятьково-Москва (проходящий) |
363,0 |
2 |
0,9 |
Киров-Людиново (через Погост) |
31,0 |
1 |
19,4 |
Людиново-Киров |
29,3 |
2 |
24,6 |
Жиздра-Людиново |
30,0 |
1 |
14,4 |
Хвастовичи-Людиново |
77,3 |
1 |
0,07 |
Людиново-Букань |
19,3 |
1 |
11,3 |
Людиново-Буда |
21,8 |
1 |
4,4 |
Людиново-Верзебнево |
27,0 |
1 |
3,8 |
Людиново-Куява |
23,0 |
1 |
5,6 |
Людиново-Печки |
37,1 |
1 |
5,4 |
Людиново-Черный Поток |
23,0 |
1 |
12,8 |
Брянск-Калуга (проходящий) |
270,7 |
1 |
0,4 |
Схема городского маршрутного транспорта представлена 12 внутригородскими маршрутами, на них работает 33 машины (маршрутные такси марок Мерседес, Ивеко, Пежо, Фольксваген). Количество пассажиров, перевезенных за 2016 год равно 3 105 500, 0 человек.
В поселении наблюдается изменение интенсивности пассажиропотока в зависимости от времени года. Сезонная неравномерность выражается в увеличении пассажиропотока в летний период года и относится на счет поездок на садово-дачные участки и с рекреационными целями.
2.8 Анализ уровня безопасности дорожного движения
Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Увеличение парка транспортных средств при снижении объемов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, недостаточном финансировании по содержанию автомобильных дорог привели к ухудшению условий движения.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально значимых и демографических задач. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий является нарушение скоростного режима, нарушение правил обгона и маневрирования, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда перекрестков, наезд на пешеходов и управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Неудовлетворительные дорожные условия часто являются сопутствующей причиной совершения дорожно-транспортных происшествий. За 2016 год на территории города в двадцати дорожно-транспортных происшествиях были зафиксированы сопутствующие неудовлетворительные дорожные условия.
В связи с рисками ухудшения обстановки с аварийностью и наличием проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуются выработка и реализация долгосрочной стратегии, координация усилий всех заинтересованных служб и населения, органов местного самоуправления.
С целью снижения остроты создавшейся проблемы применение программно-целевого метода позволит добиться:
- координации деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- реализации комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, по снижению числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, обусловленных дорожными условиями, а также снижению числа погибших в результате ДТП.
Для эффективного решения проблем с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечения снижения ее показателей необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения:
- обустройство участков улично-дорожной сети пешеходными ограждениями, в том числе в зоне пешеходных переходов;
- оборудование нерегулируемых пешеходных переходов освещением, искусственными дорожными неровностями, светофорами Т.7, системами светового оповещения, дорожными знаками с внутренним освещением и светодиодной индикацией, дорожной разметкой;
- создание систем маршрутного ориентирования (установка дорожных знаков);
- создание и оснащение в городе Людиново центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.
2.9 Характеристика пешеходного и велосипедного передвижения.
Для передвижения пешеходов предусмотрены тротуары по улицам частного сектора преимущественно в грунтовом исполнении. В местах пересечения тротуаров с проезжей частью оборудованы нерегулируемые пешеходные переходы.
Специализированные дорожки для велосипедного передвижения на территории поселения отсутствуют. Движение велосипедистов осуществляется в соответствии с требованиями ПДД по дорогам общего пользования.
2.10 Оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения.
Автомобильный транспорт и инфраструктура автотранспортного комплекса относится к главным источникам загрязнения окружающей среды.
Основной причиной высокого загрязнения воздушного бассейна выбросами автотранспорта является увеличение количества автотранспорта, его изношенность и некачественное топливо. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат вредные вещества и соединения, в том числе канцерогенные. Нефтепродукты, продукты износа шин, тормозных накладок, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты. Главный компонент выхлопов двигателей внутреннего сгорания (кроме шума) - окись углерода (угарный газ) - опасен для человека, животных, вызывает отравление различной степени в зависимости от концентрации. При взаимодействии выбросов автомобилей и смесей загрязняющих веществ в воздухе могут образоваться новые вещества, более агрессивные.
Учитывая сложившуюся планировочную структуру сельского поселения и характер дорожно-транспортной сети, отсутствие дорог с интенсивным движением в районах жилой застройки, можно сделать вывод о сравнительно благополучной экологической ситуации в части воздействия транспортно инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье человека.
Одним из направлений в работе по снижению негативного влияния автотранспорта на загрязнение окружающей среды является дальнейшее расширение использования альтернативного топлива - сжатого и сжиженного газа, благоустройство дорог, контроль работы двигателей.
2.11 Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития транспортной системы поселения.
Основными документами, определяющими порядок функционирования и развития транспортной инфраструктуры являются:
1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.);
2. Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3. Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) "О безопасности дорожного движения";
4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 (ред. от 21.01.2016 г) "О правилах дорожного движения";
5. Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 г. N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов";
6. Генеральный план муниципального образования городского поселения "Город Людиново" муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" Калужской области, утвержденный решением Людиновской Городской Думы от 25 сентября 2013 г. N 24-р.
7. Муниципальная целевая программа "Развитие дорожного хозяйства в Людиновском районе на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением администрации муниципального района от 07.11.2016 года N 1695
Нормативно-правовая база необходимая для функционирования и развития транспортной инфраструктуры сформирована.
3. Прогноз транспортного спроса, изменение объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории поселения
3.1 Прогноз социально-экономического и градостроительного развития поселения
При анализе показателей текущего уровня социально-экономического и градостроительного развития поселения, отмечается следующее:
- транспортная доступность населенных пунктов поселения высокая;
- наличие трудовых ресурсов позволяет обеспечить потребности населения и расширение производства;
- жилищный фонд муниципального образования по состоянию на 01.01.2012 составил 907,6 тыс. , средняя жилищная обеспеченность на одного жителя составляет 22,6
/чел кв. м.
В настоящее время в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья ведется строительство пяти многоквартирных жилых домов. Сформированы площадки под новое жилищное строительство в микрорайонах "Журавка" и "21 квартал", кроме этого предоставляются земельные участки семьям, имеющим трех и более детей, и земельные участки для индивидуального жилищного строительства в районе бывшего Аэропорта.
Население поселения, в основном, имеет благоприятные условия проживания по параметрам жилищной обеспеченности. Поэтому приоритетной задачей жилищного строительства на расчетный срок является создание комфортных условий с точки зрения обеспеченности современным инженерным оборудованием и замена ветхого жилого фонда на новый.
В концепции территориального планирования поселения предусмотрено увеличение обеспеченности общей площади на 1-ую очередь строительства до 30 на одного жителя, а на расчетный срок до 50
.
Решение этих задач возможно при увеличении объёмов строительства жилья за счёт всех источников финансирования. Всё это потребует большой работы по привлечению инвесторов к реализации этой программы.
3.2 Прогноз транспортного спроса поселения, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта, имеющегося на территории поселения.
С учетом сложившейся экономической ситуации, характер и объемы передвижения населения и перевозки грузов практически не изменяются.
При этом предприятия и организации, предоставляющие автотранспортные услуги населению, обязаны систематически, не реже 1 раза в 5 лет, организовывать обследования пассажиропотока. Полученный в результате обследования материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы отдельных маршрутов, составления расписания движения автобусов, организации укороченных маршрутов. Обследование пассажиропотоков проводится в соответствии с действующими нормативными документами.
Размещаемую в границах городского поселения особую экономическую зону (далее ОЭЗ) необходимо обеспечить качественным транспортным сообщением с городом (у горожан должна быть возможность добраться до предприятий как на личном транспорте, так и на городском). Должны быть предусмотрены парковочные места для личного транспорта и для грузовых машин.
Для снижения транспортной нагрузки на эти улицы курсирование грузового транспорта следует осуществлять в ночные часы.
С введением в эксплуатацию новых дорог, вывоз будет осуществляться по ним.
В связи со строительством промышленных предприятий на территории ОЭЗ интенсивность грузового транспорта увеличится, а в дальнейшем увеличится и пассажиропоток.
3.3 Прогноз развития транспортной инфраструктуры по видам транспорта
В период реализации программы транспортная инфраструктура по видам транспорта не перетерпит существенных изменений.
Основным видом транспорта остается автомобильный. Автомобильный транспорт - важнейшая составная часть инфраструктуры поселения, удовлетворяющая потребностям всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающая различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. Транспортная связь с областным и районными населенными пунктами будет осуществляться общественным транспортом (автобусное сообщение), внутри поселения общественным и личным транспортом и пешеходное сообщение.
Для целей обслуживания действующих производственных предприятий сохраняется использование грузового транспорта. В связи с вводом в эксплуатацию новых промышленных предприятий ОЭЗ использование грузового транспорта увеличится.
Для обеспечения логистики предприятий, расположенных на территории ОЭЗ, планируется строительство железнодорожного отвода от станции Людиново 1 железной дороги "Вязьма-Занозная-Фаянсовая-Брянск".
Требования к обеспеченности легкового автотранспорта автозаправочными станциями (АЗС), станциями технического обслуживания (СТО) и местами постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей обозначены в СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", так:
- согласно п. 11.27, потребность в АЗС составляет: одна топливораздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей;
- согласно п. 11.26, потребность в СТО составляет: один пост на 200 легковых автомобилей;
- согласно п. 11.19, общая обеспеченность закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей должна составлять 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей.
Исходя из общего количества легковых автомобилей, нормативных требований и наличия объектов дорожного сервиса, видно, что в настоящее время поселение не обеспечено объектами сервисного обслуживания.
К концу расчетного срока (2038 год) уровень автомобилизации прогнозируется равным 350 машин на 1000 жителей, то есть, количество машин возрастет до 16 тыс. шт, как минимум 12 тыс. из них будет принадлежать лицам, проживающим в многоквартирных домах. Необходимое количество новых машиномест в гаражах-стоянках составит 10 500 м/мест.
Развитие города предусматривает дальнейшее жилищное строительство с увеличением численности постоянно проживающего населения, что в свою очередь приведет к увеличению парка легкового индивидуального автотранспорта, а значит и дополнительное строительство гаражей и паркингов, а также объектов сервисного обслуживания.
3.4 Прогноз развития дорожной сети поселения
Реализация программы позволит сохранить существующую сеть автомобильных дорог за счет качественного содержания, осуществления контроля за перевозкой грузов, инструментальной диагностике технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, повысить качественные характеристики дорожных покрытий и безопасность дорожного движения за счет проведения целевых мероприятий по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции автомобильных дорог, применения новых технологий и материалов, разработки и обновлению проектов организации дорожного движения.
Основными направлениями развития дорожной сети поселения в период реализации программы будет являться сохранение протяженности, соответствующим нормативным требованиям, автомобильных дорог общего пользования за счет ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог, поддержание автомобильных дорог на уровне соответствующем категории дороги, путем нормативного содержания дорог, повышения качества и безопасности дорожной сети.
В развитии автотранспортной сети приоритет отдается реконструкции и модернизации существующей сети, оборудованию парковочных мест, остановок маршрутных транспортных средств. Так как количество транспорта с каждым годом увеличивается необходимо пересмотреть подходы к транспортной логистике: перенаправлять основные потоки транспорта в обход центральной части города, регулировать скоростной режим движения светофорами и искусственными неровностями.
В результате реализации программы планируется достигнуть следующих показателей:
- Увеличение доли муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям, до 100%;
- Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в полном объеме;
- Строительство новых дорог с твердым покрытием;
- Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения протяженностью в среднем 2 км в год;
- Оценка технического состояния искусственных сооружений (мостов и путепроводов);
- Проектирование и строительство тротуаров;
- Проектирование и строительство велосипедных дорожек.
- Необходимость и очередность строительства автомобильных дорог на территориях нового промышленного и жилищного строительства определяется и осуществляется застройщиком
Существующие риски по возможности достижения прогнозируемых результатов;
- риск ухудшения социально-экономической ситуации, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита, сокращения объемов финансирования дорожной отрасли;
- риск превышения фактического уровня инфляции по сравнению с прогнозируемым, ускоренный рост цен на строительные материалы, машины, специализированное оборудование, что может привести к увеличению стоимости дорожных работ, снижению объемов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- риск задержки завершения перехода на финансирование работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с нормативами денежных затрат, что не позволит в период реализации программы существенно сократить накопленное в предыдущий период отставание в выполнении ремонтных работ на сети автомобильных дорог общего пользования и достичь запланированных в программе величин показателей.
3.5 Прогноз уровня автомобилизации, параметров дорожного движения
При сохранившейся тенденции к увеличению уровня автомобилизации населения, с учетом прогнозируемого увеличения количества транспортных средств, без изменения пропускной способности дорог, предполагается повышение интенсивности движения по основным направлениям к объектам тяготения.
На протяжении последних лет наблюдается тенденция к увеличению числа автомобилей на территории поселения. Основной прирост этого показателя осуществляется за счет увеличения числа легковых автомобилей находящихся в собственности граждан (в среднем по 5% в год). На 1 января 2017 года уровень автомобилизации составляет 289 машин на 1000 жителей. К 2028 году этот показатель предполагается равным 430 машин на 1000 жителей, то есть количество транспортных средств составит не менее 18000.
3.6 Прогноз показателей безопасности дорожного движения
Предполагается незначительный рост аварийности. Это связано с увеличением парка автотранспортных средств и неисполнением участниками дорожного движения правил дорожного движения.
Факторами, влияющими на снижение аварийности станут обеспечение контроля за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, развитие систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения, развитие целевой системы воспитания и обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах, проведение разъяснительной и предупредительно-профилактической работы среди населения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения с использованием СМИ.
3.7 Прогноз негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье человека
В период действия программы не предполагается изменения центров транспортного тяготения, структуры, маршрутов и объемов грузовых и пассажирских перевозок. Причиной увеличения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, станет рост автомобилизации населения в совокупности с ростом его численности в связи с чем, усилится загрязнение атмосферы выбросами в воздух дыма и газообразных загрязняющих веществ и увеличением воздействия шума на здоровье человека.
4. Принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненная оценка по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта
Автомобильные дороги подвержены влиянию природной окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог.
Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту капитальному ремонту и зависит напрямую от объемов финансирования. В условиях, когда объем инвестиций в дорожной комплекс является явно недостаточным, а рост уровня автомобилизации значительно опережает темпы роста развития дорожной инфраструктуры на первый план выходят работы по содержанию и эксплуатации дорог. Поэтому в программе выбирается вариант качественного содержания и капитального ремонта дорог.
5. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры
С учетом сложившейся экономической ситуацией программой предусматриваются мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры по видам транспорта, по развитию транспорта общего пользования, по развитию инфраструктуры для легкового автомобильного транспорта, включая развитие единого парковочного пространства, по развитию пешеходного и велосипедного передвижения, по развитию инфраструктуры для грузового транспорта, транспортных средств коммунальных и дорожных служб.
5.1 Мероприятия по развитию сети дорог общего пользования
В целях повышения качественного уровня дорожной сети поселения, снижения уровня аварийности, связанной с состоянием дорожного покрытия и доступности к центрам тяготения и территориям перспективной застройки предлагается в период действия программы реализовать следующий комплекс мероприятий по развитию дорог общего пользования:
- Мероприятия по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.
Реализация мероприятий позволит выполнять работы по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в соответствии с нормативными требованиями.
- Мероприятия по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.
Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют требованиям стандартов к эксплуатационным показателям автомобильных дорог.
- Мероприятия по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.
Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют категории дороги.
- Мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.
Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых уровень загрузки соответствует нормативному. Необходимость и очередность строительства автомобильных дорог на территориях нового промышленного и жилищного строительства определяется и осуществляется застройщиком.
5.2 Комплексные мероприятия по организации дорожного движения, в том числе по повышению безопасности дорожного движения, снижения перегруженности дорог или их участков
Комплекс мероприятий по организации дорожного движения сформирован, исходя из цели и задач программы по повышению безопасности дорожного движения, и включает следующие мероприятия:
- проведение анализа по выявлению аварийно-опасных участков автомобильных дорог общего пользования местного значения и выработка мер, направленных на их устранение;
- информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- обеспечение образовательных учреждений поселения учебно-методическими наглядными материалами по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- замена и установка технических средств организации дорожного движения, в т.ч. проектные работы;
- установка и обновление информационных панно с указанием телефонов спасательных служб и экстренной медицинской помощи.
Перечень
программных мероприятий программы комплексного развития систем транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования городского поселения "Город Людиново" муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" Калужской области на 2017 - 2028 годы
Наименование мероприятия |
Источники финансирования |
Этапы реализации |
Сумма расходов по годам реализации программы (краткосрочная перспектива) тыс. руб. |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|||
Реконструкция автодороги по ул. Энгельса-Пионерская-Урицкого |
Местный Областной бюджет |
1 очередь |
2800 25200 |
|
|
|
|
Строительство подъезда по ул. Лесопарковая |
Местный Областной бюджет |
1 очередь |
|
3200 12800 |
|
|
|
Реконструкция автодороги по ул. Ш Интернационала |
Местный Областной бюджет |
1 очередь |
|
|
25200 6300 |
|
|
Реконструкция автодороги по ул. Трудовые Резервы |
Местный Областной бюджет |
1 очередь |
|
|
|
5760 1440 |
|
Реконструкция автодороги по ул. Московская |
Местный Областной бюджет |
1 очередь |
|
|
|
|
6400 1600 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Людиново и Людиновского района Калужской области от 18 апреля 2017 г. N 835 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.