Решение Калужского областного суда от 6 февраля 2017 г. N 3а-14/2017
Информация по делу N 3а-14/2017 (3а-55/2016;)
Дело N а-14/2017
Решение
Именем Российской Федерации
город Калуга 06 февраля 2017 года
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жудова Н.В.,
при секретаре Новиковой Р.С.,
с участием прокурора Островской М.А.,
от административного истца ООО "Белоусово Инвест" Аверина Д.А. и Кондрина Ю.А., от административных ответчиков Районного Собрания МО "Жуковский район" Панковой А.В. и Сельской Думы МО СП деревня Верховье Карповой М.В., от заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Калинина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белоусово Инвест" к Районному Собранию муниципального образования "Жуковский район" Калужской области и Сельской Думе муниципального образования сельское поселение деревня Верховье Калужской области об оспаривании в части нормативных правовых актов о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района и генеральный план сельского поселения,
установил:
ООО "Белоусово Инвест" обратилось в суд с требованиями признать недействующими со дня принятия решение Районного Собрания муниципального образования "Жуковский район" Калужской области от 29 мая 2014 года N 38 "О внесении изменений в схему территориального планирования МР "Жуковский район" в части исключения земельного участка с кадастровым номером N, площадью 48,5 га из таблицы 3 "Планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и земли иного специального назначения" и решение Сельской Думы МО сельское поселение деревня Верховье Калужской области от 15 апреля 2014 года N 32 "Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования сельского поселения д. Верховье" в части исключения земельного участка с кадастровым номером N, площадью 48,5 га из таблицы "Планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и земли иного специального назначения";
обязать Районное Собрание муниципального образования "Жуковский район" Калужской области и Сельскую Думу МО сельское поселение деревня Верховье Калужской области внести изменения в схему территориального планирования и генеральный план поселения, включив в указанные таблицы земельный участок с кадастровым номером N, площадью 48, 5 га.
Требования административного иска обоснованы тем, что ООО "Белоусово Инвест" (далее по тексту решения - Общество) является арендатором земельного участка с кадастровым номером N из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, общей площадью 485 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке Общество планирует осуществлять добычу строительного песка, в связи с чем Обществом 18 июля 2011 года была получена лицензия на право пользования недрами на участках Любицкий-1 и Малоросляковский Белоусовского месторождения. На основании указанной лицензии, а также иных, предшествующих ее получению документов, полученных Обществом в целях добычи полезного ископаемого, Районным Собранием муниципального образования "Жуковский район" Калужской области (далее по тексту - Районное Собрание) и Сельской Думой МО сельское поселение деревня Верховье Калужской области (далее по тексту - Сельская Дума) по своей инициативе были приняты решения о включении в схему территориального планирования района и генеральный план поселения сведений об указанном земельном участке, как планируемого к переводу в земли промышленности и земли иного специального назначения для организации карьера по добыче песка. Вместе с тем, оспариваемыми решениями земельный участок безосновательно исключен из соответствующих таблиц названных документов территориального планирования муниципальных образований, что влечет невозможность для Общества в будущем осуществить перевод земельного участка в категорию земель промышленности и как следствие препятствует Обществу в реализации деятельности, предусмотренной условиями выданной ему лицензии. Кроме того, действия органов местного самоуправления по принятию таких решений, в период, когда лицензия Общества не была приостановлена или прекращена, следует расценивать как недобросовестные. Помимо этого, при принятии оспариваемых актов не соблюдены процедура их принятия и порядок введения в действие, установленные положениями статей 9 - 21, 24, 28 Градостроительного кодекса РФ, ч. 4 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, части 12 статьи 36 Устава МО "Жуковский район", статьи 50 Устава МО СП "деревня Верховье" (заявления Общества на л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>, л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>, л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
В судебном заседании представители административного истца Аверин Д.А. и Кондрин Ю.А. иск поддержали.
Представители административных ответчиков Районного Собрания МО "Жуковский район" Панкова А.В. и Сельской Думы МО СП деревня Верховье Карпова М.В. возражали против удовлетворения административного иска.
Существо изложенных со стороны административных ответчиков возражений, как при выступлении их представителей в судебных заседаниях по делу, так и в письменных объяснениях на административное исковое заявление (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>, л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>) состоит в том, что арендуемый Обществом земельный участок был исключен из документов территориального планирования, как предполагаемый к переводу в иную категорию, в связи с многочисленными обращениями граждан, возражавших против организации карьера в районе д. Любицы. Процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов полагают соблюденной.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Калинин Е.А. считал иск не подлежащим удовлетворению, полагая, что Министерство не совершало действий, нарушающих права Общества (письменный отзыв на л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц Главы МО "Жуковский район" ФИО 9 и Главы МО СП деревня Верховье ФИО 10
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, заинтересованное лицо, заключение прокурора Островской М.А. об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Как видно из дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 24.09.2007 г., основным видом деятельности которого, согласно ОКВЭД, является добыча гравия, песка и глины; к числу дополнительных видов деятельности отнесены разработка гравийных и песчаных карьеров (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
Установлено, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером N из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, общей площадью 485 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Право аренды земельного участка возникло из договора от 14 ноября 2003 года N 115 и соглашения о переуступке прав и зарегистрировано на срок до 14 ноября 2052 года. Правообладатель указанного земельного участка - МО "Жуковский район" (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>, л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
18 июля 2011 года Министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области Обществу выдана лицензия КЛЖ 80083ТЭ с целевым назначением и видами работ для добычи песка строительного на участках Любицкий-1 и Малоросляковский Белоусовского месторождения. Участок недр имеет статус горного отвода. Срок окончания действия лицензии 01 января 2031 года (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
18 июля 2011 года между указанным Министерством и Обществом заключено лицензионное соглашение об условиях пользования участком недр (л. д. <данные изъяты>).
Как следует из содержания названного соглашения, лицензионный участок расположен между населенными пунктами Кривошеино, Передоль, Малая Росляковка, севернее д. Любицы, на территории муниципального района "Жуковский район" Калужской области (п. 2.1); разработка лицензионного участка в частности должна производится в границах уточненного горного отвода, а также земельного участка, оформленного в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3).
Как усматривается из дела, между Обществом и Министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области в 2012 году возник административный спор, связанный с отказом Министерства утвердить план уточненного горного отвода, что подтверждается имеющейся в деле перепиской (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>)
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 24 июня 2015 года по делу N А23-7070/2014 на Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области возложена обязанность принять решение о согласовании уточнения границ горного отвода и выдаче Обществу горноотводного акта (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
10 июня 2016 года Приокским управлением Ростехнадзора зарегистрирован согласованный Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области план уточненного горного отвода участка Любицкий-1 Белоусовского месторождения, площадью 43,9 га. (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
Как видно из плана горного отвода, представленного картографического материала и кадастрового паспорта земельного участка, контуры горного отвода и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 48,5 га практически совпадают (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
Судом также установлено следующее.
24 декабря 2009 года Районным Собранием принято решение N 87 об утверждении схемы территориального планирования МР "Жуковский район", положение о территориальном планировании которой, включая карту-схему перспективного размещения объектов капитального строительства, первоначально не содержали сведений о планируемом переводе земельных участков в земли промышленности (л. д. <данные изъяты>).
25 декабря 2010 года Районным Собранием было принято решение N 108 о внесении изменений в указанную схему территориального планирования, которым положение о территориальном планировании было дополнено таблицей 3 "Планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и земли иного специального назначения". В данную таблицу включен земельный участок с местонахождением в д. Любицы, площадью 48,5 га, предполагаемое использование - карьер по добыче песка, срок реализации 2010 - 2030 (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
Соответственно, на карте-схеме перспективного размещения объектов капитального строительства (графическому приложению к указанному решению), часть территории у д. Передоль, д. Малая Росляковка и д. Любицы, в районе которых расположен земельный участок Общества, была отображена как промышленная зона (л. д. <данные изъяты>).
Необходимость внесения данных изменений в схему территориального планирования, как это указано в п. 5 приводимого в приложении к решению N 108 обоснования, вызвана отсутствием в ранее утвержденной схеме соответствующей таблицы планируемого перевода (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
15 сентября 2011 года Сельской Думой принято решение N 46 об утверждении генерального плана МО СП д. Верховье, новая редакция которого была дополнена таблицами "Планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности Сельского поселения "Деревня Верховье", куда также включен земельный участок с местонахождением в д. Любицы, ООО "Белоусово Инвест", площадью 48,5 га, вид использования - карьер по добыче песка (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>, л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
Представленный основной чертеж к текстовой части генерального плана содержит сведения о перспективной промышленной зоне у д. Передоль, д. Малая Росляковка и д. Любицы (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
Из содержания решения Районного Собрания N 108, генерального плана поселения в редакции 2011 года, во взаимосвязи с указанным выше картографическим материалом, с учетом письма главы администрации СП деревня Верховье от 25 мая 2011 г. (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>) следует, что именно арендуемый Обществом земельный участок предполагался к переводу из существующей категории в земли промышленности, что не оспаривалось и представителями административных ответчиков.
Вместе с тем, решением Районного Собрания от 29 мая 2014 года N 38 "О внесении изменений в схему территориального планирования МР "Жуковский район", в указанную схему были внесены изменения.
Согласно текстовому приложению к данному решению, земельный участок в д. Любицы, площадью 48,5 га был исключен из таблицы 3 "Планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и земли иного специального назначения" (л. д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>).
С учетом этого, на карте-схеме перспективного размещения объектов капитального строительства (графическом приложении к решению), часть территории у д. Передоль, д. Малая Росляковка и д. Любицы, в районе которых расположен земельный участок Общества, ранее обозначенная промышленная зона также была исключена (л. д. <данные изъяты>).
15 апреля 2014 года Сельской Думой принято решение N 32 "Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования сельского поселения д. Верховье" (л. д. <данные изъяты>).
Согласно текстовому приложению к данному решению, из генерального плана поселения (том 1, глава 8 "Структурно-планировочный потенциал и функциональное использование территорий", раздел 8.2 "Планировочная структура территории сельского поселения деревня Верховье", подраздел "Территориальные ресурсы развития муниципального образования сельского поселения деревня Верховье"; том 2, глава 2 "Территориальное развитие сельского поселения") исключен из таблиц планируемого перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и специального назначения земельный участок в д. Любицы, ООО "Белоусово Инвест", площадью 48,5 га (КN N) под размещение карьера по добыче полезных ископаемых (л. д. <данные изъяты>).
Принятое решение нашло свое отражение и на карте функционального зонирования поселения (графическом приложении) (л.д.<данные изъяты>).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, пункту 15 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, а утверждение схем территориального планирования муниципального района к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 стать 7 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений.
Содержание схемы территориального планирования муниципального района определено статьей 19 ГрК РФ. Порядок подготовки и утверждения данной схемы, а также внесение в нее изменений определены статьей 20 ГрК РФ, предусматривающей выполнение требований статьи 9 ГрК РФ, обязательное согласование схемы в соответствии со статьей 21 ГрК РФ, учет предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки и принятия генерального плана поселения, внесения в него изменений установлена статьей 24 ГрК РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст. 25 ГрК РФ и соблюдение требований статьи 9 ГрК РФ, с учетом предложений заинтересованных лиц, а также результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения в представительный орган местного самоуправления поселения.
Схема территориального планирования муниципального района и генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие схему и план, утверждаются представительным органом местного самоуправления муниципального района и поселения и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте муниципального района и поселения.
Суд, учитывая приведенные положения федерального законодательства, в том числе положения абз.10 ч. 2 ст. 23 Устава МО "Жуковский район" (л. д. <данные изъяты>), п. 14 ч. 1 ст. 27 Устава МО СП деревня Верховье (л. д. <данные изъяты>) приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами местного самоуправления и в пределах своей компетенции.
Данные акты приняты в форме решений, что также соответствует положениям абз.3 ч. 1 ст. 22 Устава МО "Жуковский район" и ч. 4 ст. 46 Устава сельского поселения.
Согласно абз.4 ч. 1 ст. 22 Устава МО "Жуковский район", заседание Районного Собрания считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Аналогичные нормативные положения, определяющие правомочность заседания Сельской Думы содержаться и в ч. 3 ст. 25 Устава сельского поселения.
По делу представлена выписка из протокола N 110 заседания Районного Собрания 29 мая 2014 года и копия протокола заседания Сельской Думы 15 апреля 2014 года, из которых видно, что вопросы о принятии оспариваемых по настоящему делу решений были включены в повестки дня, необходимый для принятия указанных решений кворум имелся, по соответствующим вопросам депутаты проголосовали единогласно (л. д. <данные изъяты> )
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Частью 3 статьи 47 Закона N 131-ФЗ установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу положений частей 11 и 12 статьи 36 Устава МО "Жуковский район", муниципальные правовые акты муниципального района публикуются в газете "Жуковский вестник" не позднее семи дней со дня подписания.
Решение Районного Собрания от 29 мая 2014 года N 38 подписано главой муниципального образования "Жуковский район", в п. 3 которого определено, что указанное решение вступает в силу с момента его принятия и подлежит опубликованию в названной газете.
Установлено, что решение Районного Собрания от 29 мая 2014 года N 38 (без текстового приложения, в котором разрешен вопрос о земельном участке Общества и графических приложений) опубликовано в газете "Жуковский вестник" от 6 июня 2014 года N 61 - 62 (л. д. <данные изъяты>).
Приложения к указанному решению размещены на официальном сайте администрации МР "Жуковский район" по адресу: www.adm-zhukov.ru в разделе "Официально", подразделах "Районное Собрание", "Документы", "Решения", 2014.
Факт размещения на официальном сайте администрации приложений к оспариваемому решению в объеме, приведенном на л. д. <данные изъяты>, включая графические материалы (карта границ землепользования, карта перспективного размещения объектов капитального строительства, карта-схема расположения особо охраняемых природных территорий) подтверждается распечаткой с указанного официального сайта на л. д. <данные изъяты>.
Согласно ч. 1 ст. 50 Устава МО СП деревня Верховье, муниципальные правовые акты сельского поселения также подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию) в газете "Жуковский вестник".
Решение Сельской Думы от 15 апреля 2014 года N 32 подписано главой муниципального образования СП д. Верховье, в котором определено, что указанное решение вступает в силу со дня его принятия и подлежит опубликованию в названной газете (л. д. <данные изъяты>).
Установлено, что решение Сельской Думы от 15 апреля 2014 года N 32 (без текстового приложения, в котором разрешен вопрос о земельном участке Общества и графических материалов) опубликовано в газете "Жуковский вестник" от 22 апреля 2014 года N 44 (л. д. <данные изъяты>).
В судебном заседании представитель Сельской Думы пояснил, что на момент принятия оспариваемого решения, сельское поселение не имело собственного официального сайта. Такой сайт был создан позже, в 2015 году.
В этой связи, решение и текстовое приложение к указанному решению 15 апреля 2014 года были размещены на официальном сайте администрации МР "Жуковский район" по адресу: www.adm-zhukov.ru в разделе "Поселения Жуковского района", подразделах "д. Верховье", "Администрация", "Документы", "Решения", 2014.
Факт размещения на официальном сайте администрации решения и текстового приложения к оспариваемому решению в объеме, приведенном на л. д. <данные изъяты>, подтверждается распечаткой с указанного официального сайта на л. д. <данные изъяты>.
При этом из дела видно, что графические материалы к оспариваемому решению, имеющиеся на л. д. 285-294 т. 4 (карта функциональных зон, карта планируемого размещения объектов капительного строительства, карта границ населенных пунктов и др., всего в количестве 10 штук) впоследствии размещены на официальном сайте администрации МО СП д. Верховье по адресу: http://verchovie.ru/ в разделе "Градостроительство", подразделе "Генеральный план", что подтверждается распечаткой на л. д. 316 т. 4.
Разъясняя, что следует понимать под официальным опубликованием нормативного правового акта, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в пункте 21 указал, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, порядок обнародовании акта должен обеспечивать возможность доведения его до сведения населения и ознакомления с его содержанием.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание, что Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусматривает возможность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа местного самоуправления (подпункт "а" пункта 2 части 1 статьи 13), суд, вопреки доводам административного истца приходит к выводу о том, что выявленные в ходе рассмотрения дела способы опубликования оспариваемых в соответствующей части решений позволили обеспечить как населению публичных образований, так и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают оспариваемые нормативные правовые акты, включая Общество, возможность ознакомиться с их содержанием.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Грк РФ, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.
Из дела видно, что доступ к проектам оспариваемых документов территориального планирования в установленном порядке был обеспечен посредством Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) со стороны администрации Жуковского района 13 октября 2013 года, а со стороны администрации сельского поселения 2 сентября 2013 года (л. д. <данные изъяты>).
При рассмотрении дела установлено, что в границах муниципального района и сельского поселения находится особо охраняемая природная территория федерального значения Государственный комплекс "Таруса" Федеральной службы охраны России. Планировавшаяся промышленная зона и земельный участок Общества находятся за пределами особо охраняемой природной территории (л. д. <данные изъяты>).
Исключение данного земельного участка из таблиц планируемого перевода не относится и к иным поименованным в статьях 21 и 25 ГрК РФ случаям, требовавших в этой связи согласование проектов в порядке, установленном действовавшим Приказом Минрегиона от 27 февраля 2012 г. N 69, а также с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (Правительством Калужской области).
Вместе с тем, в соответствии с Положением о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений на них, принятого в целях согласования указанных документов в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 21 и частью 2 статьи 25 Грк РФ и утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 7 марта 2008 г. N 92, по представленным проектам изменений в схему территориального планирования и генеральный план, Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области, на которое возложена обязанность по подготовке сводных заключений, даны положительные заключения (л. д. <данные изъяты>).
Суд принимает во внимание данные Управлением заключения, подготовленные на основании заключений уполномоченных отраслевых органов Калужской области, из которых, с учетом ответа Управления архитектуры и градостроительства Калужской области от 27.12.2016 г. следует, что вопрос об исключении земельного участка под размещение карьера являлся предметом рассмотрения и соответствующие проекты согласованы без замечаний (л. д. <данные изъяты>).
Таким образом, судом не установлено каких-либо существенных нарушений процедуры согласования проектов изменения схемы территориального планирования муниципального района и генерального плана поселения, которые могли бы являться основанием для отмены принятых нормативных правовых актов в оспариваемой части.
Нельзя согласиться с иском и в той части, в которой Обществом утверждается о том, что оно не имело информации о готовящихся изменениях в схему территориального планирования муниципального района.
Так, Градостроительный кодекс РФ не возлагает на орган местного самоуправления обязанность уведомлять конкретное лицо о планируемых изменениях схемы территориального планирования.
В то же время, со стороны администрации МР "Жуковский район", в целях соблюдения положений части 5 статьи 20 ГрК РФ о праве заинтересованных лиц на представление своих предложений по проекту схемы территориального планирования, были совершены действия по информированию неопределенного круга лиц о готовящихся изменениях в схему. С этой целью в газете "Жуковский вестник" от 18 октября 2013 года N 120 - 121 было опубликовано объявление, в котором сообщалось о подготовке проекта изменений в схему территориального планирования, в том числе по вопросу устранения карьера на территории СП д. Верховье, и источниках, где можно ознакомиться с проектом (л. д. <данные изъяты>).
В силу части 2 статьи 24 ГрК РФ, решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В дело представлено постановление главы администрации МО СП д. Верховье от 28 апреля 2012 г. N 65, которым определено начать работу по внесению изменений в генеральный план поселения, в том числе в отношении земельного участка Общества (л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Помимо указанной нормы закона, приводимой ранее статьи 28 ГрК РФ, порядок проведения публичных слушаний также определен статьей 19 Устава сельского поселения и Положением о публичных слушаниях в сельском поселении д. Верховье от 12 сентября 2006 года N 42, в редакции решения Сельской Думы от 27.07.2011 г. N 35 (л. д. <данные изъяты>).
Решением Сельской Думы от 14.05.2013 г. N 45 на 18 июня 2013 года в 16 часов были назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план, в том числе по земельному участку севернее д. Любицы (карьер) (л. д. <данные изъяты>).
Указанное решение официально опубликовано в газете "Жуковский вестник" от 28 мая 2013 г. N 59 (л. д. <данные изъяты>).
Из объяснений представителя Сельской Думы, а также представленной по делу справки Главы администрации МО СП д. Верховье следует, что информация о существе подлежащих обсуждению на слушаниях вопросах, включая проект изменений в генеральный план и картографические материалы, была доведена до жителей населенных пунктов поселения путем вывешивания 28 мая 2013 года соответствующей информации на информационных стендах в различных административных зданиях, включая здание администрации сельского поселения (л. д. <данные изъяты>).
Данное обстоятельство не оспаривалось и представителями административного истца.
В назначенное время состоялись публичные слушания, с участием жителей поселения в количестве 65 человек, на которых единогласно было принято решение о внесении изменений в генеральный план во вопросу исключения из таблиц планируемого перевода земельного участка под размещение карьера по добыче полезных ископаемых (д. Любицы), что подтверждается соответствующим протоколом (л. д. <данные изъяты>).
Из дела видно, что информация о результатах проведенных публичных слушаний председателем комиссии была размещена в газете "Жуковский вестник" от 25 июня 2013 г. N 71, в которой сообщалось об исключении ранее запроектированной промышленной зоны для организации карьера в д. Любицы (л. д. <данные изъяты>)
Согласно заключению главы администрации СП д. Верховье, исходя из содержания протокола публичных слушаний от 18 июня 2013 года, рекомендовано Сельской Думе утвердить итоги публичных слушаний и исключить земельный участок севернее д. Любицы (карьер) из таблиц "планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения" (л. д. <данные изъяты>.)
Указанное заключение, как того требуют положения части 7 статьи 28 ГрК РФ, официально опубликовано не было.
Решением Сельской Думы от 28.06.2013 г. N 51 утверждено заключение по итогам указанных публичных слушаний (л. д. <данные изъяты>)
Из содержания названного решения в частности следует, что Сельская Дума решила утвердить заключение в части исключения из категории "планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и земли иного специального назначения" участка, ранее запроектированного для организации карьера в районе <адрес>, общей площадью 485 000 кв. м., с кадастровым номером N и возврата их в категорию "земли сельскохозяйственного назначения". Также решено принять изменения в генеральный план в указанной части.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 28 ГрК РФ, проект генерального плана поселения с планируемыми изменениями направлялся администраций поселения в представительный орган муниципального образования (Сельскую Думу) письмом от 15 августа 2013 года л. д. <данные изъяты>.
Кроме того, из дела видно, что заместителем главы администрации сельского поселения в адрес главы администрации МР "Жуковский район" 13 мая 2013 года было подготовлено письмо с просьбой внести изменения в схему территориального планирования муниципального района, в том числе по вопросу перевода земельного участка Общества из категории земель сельскохозяйственного назначения (л. д. <данные изъяты>).
Установлено, что решением Сельской Думы от 22.08.2013 г. N 52 на 30 сентября 2013 года в 16 часов были вновь назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план (л. д. <данные изъяты>).
Указанное решение опубликовано в газете "Жуковский вестник" от 30 августа 2013 г. N 99-100 (л. д. <данные изъяты>).
В назначенное время состоялись публичные слушания, с участием жителей поселения в количестве 9 человек. Из протокола публичных слушаний от 30 сентября 2013 года следует, что на слушаниях повторно рассматривался вопрос об исключении из земель промышленности земельного участка у <адрес>, ООО "Белоусово Инвест" (кадастровый N) под размещение карьера по добыче полезных ископаемых, по которому участники слушаний проголосовали единогласно (л. д. <данные изъяты>).
Согласно заключению главы администрации СП д. Верховье, исходя из содержания протокола публичных слушаний от 30 сентября 2013 года, рекомендовано Сельской Думе утвердить изменения, вносимые в генеральный план сельского поселения деревни Верховье, в том числе и в отношении указанного выше земельного участка, исключив его из таблиц планируемого перевода (л. д. <данные изъяты>.)
В соответствии с частью 7 статьи 28 ГрК РФ, заключение о результатах публичных слушаний от 30 сентября 2013 года с картой функционального зонирования в полном объеме официально опубликовано в газете "Жуковский вестник" от 22 октября 2013 года N 122 (л. д. <данные изъяты>).
Решением Сельской Думы от 03.10.2013 г. N 62 утверждено заключение по итогам публичных слушаний, которое официально опубликовано в газете "Жуковский вестник" от 22 октября 2013 года N 122 (л. д. <данные изъяты>).
Проект генерального плана сельского поселения согласован администрацией МР "Жуковский район" без замечаний, что подтверждается письмом от 22 ноября 2013 г. (т. 5).
Проанализировав обстоятельства дела в указанной части, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком были созданы все необходимые условия для реализации прав граждан и иных заинтересованных лиц на участие в публичных слушаниях 30 сентября 2013 года, которым к тому же предшествовало проведение публичных слушаний 18 июня 2013 года по тому же вопросу.
Материалами дела подтверждается факт заблаговременного оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, начиная с 28 мая 2013 года, что по мнению суда обеспечивало Обществу, как заинтересованному лицу, возможность представить свои предложения по проекту изменений генерального плана. По результатам повторных слушаний было подготовлено заключение, которое также обнародовано в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, судом отклоняются доводы иска о существенном нарушении процедуры публичных слушаний, в том числе со ссылкой на допущенные нарушения требований ч. 2 ст. 6 и п. 1 ч. 3 ст. 7 Положения о публичных слушаниях в МО СП д. Верховье (в соответствии с которыми, наряду с публикацией решения о назначении публичных слушаний надлежало опубликовать в газете "Жуковский вестник" и проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания), как на основания для отмены в части оспариваемого решения Сельской Думы.
Также судом отклоняется довод административного истца и о нарушении его права на участие в публичных слушаниях в соответствии с положениями части 3 статьи 28 Грк РФ, по смыслу которой публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков, находящихся в границах поселения, только в случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения, чего в данном случае не имело места.
Обосновывая требования иска, административный истец также ссылался на то, что действия органов местного самоуправления по принятию оспариваемых решений, в период, когда лицензия Общества не была приостановлена или прекращена, следует расценивать как недобросовестные. При этом Общество указывало, что в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случае несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации не допускается. В этой связи, оспариваемые нормативные правовые акты фактически лишают Общество возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную условиями выданной ему лицензии КЛЖ 80083ТЭ, разрешающей добычу строительного песка на участках Любицкий-1 и Малоросляковский Белоусовского месторождения, поскольку земельный участок с кадастровым номером N, площадью 48, 5 га. исключен из документов территориального планирования, как подлежащий переводу в иную категорию, и Общество в силу названной нормы закона N 172-ФЗ утрачивает возможность изменить существующую категорию земельного участка на категорию земель промышленности. Осуществлять же недропользование на землях сельскохозяйственного назначения, вопреки целевому назначению земельного участка, запрещено.
Приводимый довод, как основание для признания недействующими в части оспариваемых решений, не может быть признан судом состоятельным ввиду следующего.
Судом установлено, что Общество с момента выдачи ему лицензии и до настоящего времени не обращалось в порядке, установленном законом N 172-ФЗ в Министерство экономического развития Калужской области с ходатайством о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Представители административных ответчиков в судебном заседании неоднократно поясняли, что земельный участок Общества, фактически был исключен из таблиц планируемого перевода в земли промышленности по причине многочисленных обращений граждан, проживающих на близлежащих территориях, возражавших против устройства карьера вблизи д. Любицы.
По делу представлена часть таких письменных обращений граждан, поступивших в Сельскую Думу как до проведения публичных слушаний 30 сентября 2013 года, так и позднее в 2016 году (л. д. <данные изъяты>), содержание которых, с учетом результатов самих публичных слушаний, дважды проведенных в 2013 году, подтверждают указанные выше пояснения.
Районное Собрание и Сельская Дума, являются представительными, выборными органами местного самоуправления, обладающие правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального района и сельского поселения, основываясь при этом на принципах собственной самостоятельности в решении вопросов местного значения, соблюдения прав и свобод гражданина, ответственности перед населением муниципальных образований (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 3, статья 70 Закона N 131-ФЗ).
Учитывая изложенное, действия названных органов местного самоуправления по принятию оспариваемых решений, отвечающих интересам местного населения и по сути направленных на устранение нарушения их прав, не могут расцениваться как недобросовестные и ограничивающие право административного истца на занятие им предпринимательской деятельностью.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующих требований.
По результатам рассмотрения дела суд признает, что оспариваемые административным истцом положения решения Районного Собрания муниципального образования "Жуковский район" Калужской области от 29 мая 2014 года N 38 и решения Сельской Думы МО сельское поселение деревня Верховье Калужской области от 15 апреля 2014 года N 32 приняты с соблюдением установленной процедуры и компетенции, опубликованы, по своему содержанию они не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом этого, суд принимает решение об отказе в удовлетворении поданного административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 КАС Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ООО "Белоусово Инвест" о признании недействующими со дня принятия решения Районного Собрания муниципального образования "Жуковский район" Калужской области от 29 мая 2014 года N 38 "О внесении изменений в схему территориального планирования МР "Жуковский район" в части исключения земельного участка с кадастровым номером N, площадью 48,5 га из таблицы 3 "Планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и земли иного специального назначения" и решения Сельской Думы МО сельское поселение деревня Верховье Калужской области от 15 апреля 2014 года N 32 "Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования сельского поселения д. Верховье" в части исключения земельного участка с кадастровым номером N, площадью 48,5 га из таблицы "Планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности" и обязании внести изменения в схему территориального планирования муниципального района и генеральный план сельского поселения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете "Жуковский вестник" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 6 февраля 2017 г. N 3а-14/2017
Текст решения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)