Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории городского округа "Город Калуга"
2.1. Прогноз социально-экономического и градостроительного развития поселения
Размеры территорий для нового строительства (размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, для устройства путей внутрипоселенческого сообщения и мест общего пользования) определяются в соответствии с правилами и нормами проектирования, установленными в СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (далее - СП 42.13330.2011).
Согласно прогнозу демографического развития территории численность населения к основному расчетному сроку достигнет 370 тыс. человек.
Основные расчеты в сфере жилищного строительства выполнены в соответствии с требованиями действующих нормативных документов:
- Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа "Город Калуга" утверждены решением Городской Думы города Калуги от 23.12.2016 N 163 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа "Город Калуга" (далее используется сокращенное наименование - МНГП).
- Расчет объемов нового жилищного строительства выполнен также с учетом расчетов действующей "Схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Калуга" до 2028 года" (согласованных письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства города Калуги Е.А. Голышева исх. N 2036/07-13 от 06.08.2013). В составе "Схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Калуга" до 2028 года" приведены расчёты объемов нового жилищного строительства и развития инженерных коммуникаций, соответствующих параметрам развития муниципального образования, принятым в действующем Генеральном плане городского округа "Город Калуга". Объем ввода жилищного фонда на период до 2028 года на территории муниципального образования "Город Калуга" может в среднем составить 331 тыс. м /год в течение всего периода. В том числе на первую очередь (до 2020 года) - ввод 168 тыс. /год (в период 2007 - 2019 гг.). Данные показатели обоснованы с учетом целевых показателей Государственной программы развития жилищного строительства в Калужской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами населения Калужской области", предполагающей рост среднегодовых объемов нового жилищного строительства к 2020 году на 30% от уровня 2014 года (для городского округа "Город Калуга" в настоящее время данный показатель соответствует 251 тыс. кв. м в год).
Заложенные действующим Генеральным планом темпы ввода жилищного фонда в период до 2020 года незначительно превышают существующий реальный темп ввода, а темп ввода в период после 2020 года (543,3 тыс. м /год) значительно превосходит как средний реальный темп ввода, так и максимальный за последние годы. Аналогичная ситуация отмечена при формировании прогноза объемов сноса жилых строений. Темп сноса в период до 2020 года практически соответствует реально сложившимся показателям (в среднем 5 - 7 тыс. м /год), а в период 2020 - 2028 гг. темп сноса, планируемый Генеральным планом, составляет 23,6 тыс. м /год.
Для определения объема сносимых зданий в период до 2020 года определен с использованием форм статистической отчетности объем снесенных строений за период 20072012 гг. Площадь снесенных строений составила 40 тыс. ; таким образом, в период 2013 - 2019 гг. предусмотрен снос 35 тыс. м жилых строений. А в период 2020 - 2029 гг. - 236 тыс. м (в соответствии с действующим Генеральным планом).
В течение расчетного срока жилищный фонд городского округа "Город Калуга" увеличится до 14208 тыс. кв. м. Средняя жилищная обеспеченность в соответствии с РНГП составит 38,4 кв. м общей площади на человека на расчетный срок.
Для размещения нового жилищного строительства предусмотрено выделение территории общей площадью 1985 га.
Объем нового жилищного строительства в течение расчетного срока Генерального плана составит 6,5 млн. кв. м, в среднем в год - 326 тыс. кв. м общей площади. В объеме новой жилой застройки преобладают многоэтажные жилые дома. Структура нового жилищного строительства:
- застройка индивидуальными жилыми домами - 21,6%;
- застройка малоэтажными жилыми домами - 18,4%;
- застройка многоэтажными жилыми домами - 60%.
Кроме действующих региональных и местных нормативов градостроительного проектирования развитие сети учреждений и предприятий обслуживания населения также осуществляется с учетом федеральных нормативных документов:
- Свод правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*);
- "Социальные нормативы и нормы", одобрены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.1996 N 103-р;
- "Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры", одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 N 1683-р.
2.2. Прогноз транспортного спроса городского округа, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта, имеющегося на территории поселения
С ростом промышленного производства и повышением жизненного уровня ускоренно растут мобильность и подвижность населения, объемы и дальность перевозок, в значительной мере определяющие социально-экономическое развитие общества. Мобильность товаров, подвижность населения во многом определяют эффективность экономической системы и социальные условия жизни населения. Потребность человека в передвижении во многом определяется:
- уровнем развития общества;
- социальной структурой;
- укладом жизни;
- характером расселения по территории поселения;
- свободным временем и реальными доходами населения;
- культурно-бытовыми потребностями;
- концентрацией мест жительства и мест работы;
- ростом поселения и др.
Передвижения человека могут быть пешеходными и транспортными (на индивидуальном или общественном транспорте). В случае сочетания нескольких способов передвижений или видов транспорта их называют сложными или комбинированными. Любые передвижения осуществляются в соответствии с определенной целью: трудовые, учебные, культурно-бытовые, служебные.
Трудовые - поездки на работу, с работы. Эти передвижения наиболее устойчивые и составляют 50 - 60%.
Учебные - поездки учащихся, студентов в учебные заведения и обратно. Доля передвижений, в соответствии с этой целью, составляет 15 - 25%.
Культурно-бытовые - поездки по различным личным и бытовым нуждам, являющиеся эпизодическими и зависящие от доходов, социального статуса, рода занятий, возраста и др.
Служебные - поездки в рабочее время при производственной необходимости или выполнении служебных обязанностей.
Выбор способа передвижения, вида транспорта и степени их использования зависят от ряда факторов: социальные (социальный статус, семейное положение, принадлежность к референтной группе), личностные (возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, представление о себе), культурные (культура, субкультура, принадлежность к социальному классу), психологические (мотивация), состояние развития транспортной системы, качество транспортного обслуживания территории, уровень автомобилизации, расстояние передвижения и др.
Мероприятия местного значения муниципального образования:
1. Развитие пассажирских перевозок, восстановление водных маршрутов и развитие новых туристических. Увеличение соответствующего флота, модернизация инфраструктуры водного транспорта - строительство и реконструкция причальных сооружений, баз хранения, заправочных пунктов. Обновление пассажирских катеров в связи с их долголетней эксплуатацией и полной амортизацией на действующих переправах через р. Оку.
2. Развитие малой авиации - сохранение и сооружение новых аэродромов малой авиации, вертодромов для использования при чрезвычайных ситуациях, для мониторинга территории, в туристических целях, для бизнес-поездок и пр.
Таблица 2.
Показатели |
Ед. изм. |
Современное состояние |
Расчетный срок |
Протяженность улично-дорожной сети В том числе: |
км |
837,29 |
900,0 |
улиц общегородского значения |
км |
474,4 |
500,00 |
улиц сельского значения |
км |
362,89 |
400,0 |
Протяженность линий автобуса |
км |
739,45 |
750,0 |
Протяженность линий троллейбуса |
км |
102,84 |
104,84 |
Уровень автомобилизации |
легк. авт./ 1000 жителей |
360 |
400 |
2.3. Прогноз развития транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Внешние транспортно-экономические связи городского округа осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом.
Автомобильный транспорт - важнейшая составная часть инфраструктуры городского округа, удовлетворяющая потребностям всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающая различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения.
Калуга характеризуется компактно-дисперсной планировочной структурой. Традиционно город развивался вдоль основных природных осей - рек Оки, Калужки, Яченки и основных транспортных коридоров (Московское шоссе, Тульское шоссе). Планировочная структура города к настоящему моменту имеет сложившийся характер, но нуждается в формировании планировочных связей между периферийными районами города между собой и периферии с центральной частью.
2.4. Прогноз развития дорожной сети городского округа
Для преобразования сложившейся радиальной структуры магистральной УДС в радиально-кольцевую предусматривается:
Формирование кольцевых связей:
- внутреннее, по направлению: восточное полукольцо вдоль р. Киевка от восточного моста через р. Ока до ул. Зерновая - ул. Путейская - южное полукольцо жилого района "Силикатный" - магистраль вдоль Яченского водохранилища - набережная вдоль берега р. Ока.
Требуется строительство следующих магистралей общегородского значения:
магистраль от перекрестка ул. Зерновая - Грабцевское шоссе до ул. Маяковского в микрорайоне Тайфун (бульвар Солнечный) и далее с подключением к ул. Болдина;
южное полукольцо жилого района "Силикатный", дублирующее ул. Гурьянова;
магистраль от южного полукольца жилого района "Силикатный", дублирующая с западной стороны ул. Железняки - ул. Телевизионная и выходящая на дорогу вдоль Яченского водохранилища;
транспортно-пешеходная набережная вдоль берега р. Ока, соединяющая ул. Набережная и ул. Болдина.
- внешнее по направлению автодорог: восточный обход города Калуга - магистраль широтного направления, соединяющая Грабцевское шоссе, ул. Тарутинская и ул. Московская - дублер ул. Московская (западный обход деревень Тимошево и Галкино) - южный обход города.
Требуется строительство следующих магистралей общегородского значения:
- новая полукольцевая связь, перехватывающая Грабцевское шоссе, ул. Тарутинская, ул. Московская и проектируемый дублер ул. Московская (западный обход деревень Тимошево и Галкино).
- центральное по направлению: ул. Кирова - ул. Степана Разина - ш. Одоевское - ш. Тульское - ул. Гагарина.
Требуется строительство следующих магистралей общегородского значения:
- продолжение ул. Степана Разина через новый район "Правгород";
Улучшение системы радиальных связей за счет реконструкции существующих и развития новых дублирующих направлений:
- дублер ул. Московская (западный обход деревень Тимошево и Галкино) от ул. Гурьянова с подключением к автодороге Поселок "Северный" - окружная г. Калуги;
- продолжение ул. Ленина через Вокзальную площадь и железнодорожные пути до ул. Тарутинская.
Развитие сети магистральных дорог общегородского значения с участками непрерывного и скоростного движения по направлениям:
- магистраль от Окской развязки в районе ул. Гагарина до моста через р. Ока в районе ул. Болдина;
- магистраль от ул. Гурьянова до д. Шопино, проходящая через автодорогу Подъезд к г. Калуга от трассы М-3 "Украина".
Развитие сети магистральных улиц районного значения, обеспечивающих транспортные связи существующих жилых районов с центром города, местами приложения труда и между собой, в том числе строительство следующих направлений:
- магистрали в районах "Правгород", "Кубяка", жилом комплексе "Кошелев проект";
- магистраль от ул. Карла Либкнехта до ул. Болдина по существующей железнодорожной Окской ветке;
- продолжение ул. Труда и ул. Суворова до магистрали вдоль Яченского водохранилища.
Реконструкция магистральных улиц и дорог:
- автодорога вдоль Яченского водохранилища;
- ул. Космонавта Волкова;
- ул. Карла Либкнехта;
- ул. Ленина;
- ул. Степана Разина;
- ул. Веры Андриановой;
- организация проезда по ул. Добровольского.
Реконструкция автомобильных дорог местного значения, обеспечивающих подъезды к населенным пунктам, в том числе на первую очередь: приведение в нормативное состояние автодорог Правый берег - Шопино, подъезд к с. Горенское, подъезд к д. Крутицы.
Строительство автодорог местного значения для организации дополнительных транспортных связей между населенными пунктами и обеспечения выходов на внешние магистральные направления:
- подъезд к д. Григоровка (от д. Заречье);
- подъезд к д. Животинки с трассы планируемого южного обхода г. Калуги;
- д. Шопино - д. Яглово со строительством мостового перехода через р. Ока и путепровода через железнодорожную линию;
- подъездная дорога к гражданскому кладбищу в районе д. Марьино.
Приведение в нормативное состояние существующей улично-дорожной сети населенных пунктов и строительство новых улиц и проездов для обслуживания проектных площадок жилищного строительства.
Строительство новых мостовых переходов и виадуков:
- через р. Ока в створе продолжения ул. Степана Разина;
- через р. Ока в створе планируемой автодороги д. Шопино - д. Яглово;
- через р. Яченка в створе проектируемого дублера ул. Московская; Сооружение путепроводов через железнодорожные пути:
- в створе планируемой автодороги д. Шопино - д. Яглово;
- в створе планируемого продолжения ул. Ленина;
- в створе продолжения ул. Азаровской до ул. Гурьянова;
- в створе новой полукольцевой связи, перехватывающей Грабцевское шоссе, ул. Тарутинская, ул. Московская.
Строительство саморегулируемых (кольцевых) транспортных развязок на наиболее загруженных участках улично-дорожной сети, а также развязок в разных уровнях:
- развязка с путепроводом через железнодорожные пути на пересечении продолжения ул. Ленина с ул. Тарутинская - ул. Глаголева и ул. Путейская;
- двухуровневая развязка в створе восточного мостового перехода через р. Ока на пересечении соединительной автодороги и новой магистрали общегородского значения вдоль р. Киевка;
- двухуровневая развязка южнее жилого района "Правгород" на пересечении восточной соединительной дороги с автодорогой широтного направления д. Тинино, Ромоданово (по направлению Одоевского шоссе);
- двухуровневая развязка в районе Ромоданово;
- двухуровневая развязка в районе мкр. "Силикатный";
- транспортная развязка на пересечении ул. Генерала Попова и Тульского шоссе. Реконструкция инженерных сооружений:
- мост через р. Яченка южнее мкр. "Силикатный".
Формирование системы пешеходных направлений и зон, велодорожек, обеспечивающей максимальное разделение с автотранспортными потоками. Сооружение внеуличных пешеходных переходов, особенно при пересечении с участками магистралей скоростного и непрерывного движения.
Уровень транспортного обеспечения существенно влияет на градостроительную ценность территории. Задача развития транспортной инфраструктуры - создание благоприятной среды для жизнедеятельности населения, нейтрализация отрицательных климатических факторов, снижение социальной напряженности от транспортного дискомфорта.
При проектировании улично-дорожной сети максимально учтена сложившаяся система улиц и направление перспективного развития населенных пунктов, предусмотрены мероприятия по исключению имеющихся недостатков. Введена четкая дифференциация улиц по категориям в соответствии с таблицей 9 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
2.5. Прогноз уровня автомобилизации, параметров дорожного движения
На протяжении последних лет наблюдается тенденция к увеличению числа автомобилей на территории городского округа. Основной прирост этого показателя осуществляется за счёт увеличения числа легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан (в среднем по 10% в год).
На территории городского округа на расчетный срок предполагается проживание 370 тыс. человек. Принятый уровень автомобилизации на расчетный срок в соответствии с требованиями п. 6.3. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" составит 300 автомобилей на 1000 жителей.
Расчет объектов транспорта проведен в соответствии с СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" пункты 6.40, 6.41:
Станции технического обслуживания автомобилей следует проектировать из расчета один пост на 200 легковых автомобилей.
Автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливо-раздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей.
Строительство АЗС преимущественно на въездах в город, на окружных автодорогах или в комплексе с крупными гаражами и стоянками равномерно во всех районах города.
Обеспечение парка легковых автомобилей постоянными местами хранения: сооружение многоярусных гаражей в зонах реконструкции и нового жилищного строительства; сооружение встроенных, пристроенных, подземных и полуподземных гаражей при проектировании и возведении новых, реконструкции существующих объектов жилой и общественной застройки; организация платных открытых охраняемых стоянок постоянного хранения; благоустройство территорий существующих гаражных кооперативов.
2.6. Прогноз показателей безопасности дорожного движения
Диспропорция роста перевозок к объёмам финансирования дорожного хозяйства привели к существенному ухудшению состояния автомобильных дорог и, как следствие, к росту доли дорожно-транспортных происшествий, причиной которых служили неудовлетворительные дорожные условия. Ежегодно растет количество ДТП, связанных с неудовлетворительным состоянием дорог.
Потери от дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранениями людей, с повреждением автомобильного транспорта, влекут за собой расходы бюджетной системы на медицинское обслуживание, административные расходы и расходы по восстановлению технического оснащения дорог.
Четкое выполнение мероприятий Программы позволит снизить количество ДТП до 0 при создании удовлетворительных дорожных условий.
2.7. Прогноз негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения
Количество автомобильного транспорта в последние десятилетия быстро растет. Прогнозы на 2028 год для городского округа предполагают дальнейший рост легкового и грузового транспорта. Существующая транспортная инфраструктура не справляется с большим количеством индивидуального автотранспорта: возникают заторы, проблемы с паркованием автомобилей. Транспорт воздействует на окружающую среду, загрязняя атмосферу, изменяя климат, увеличивая бытовой шум. В связи с этим растет беспокойство по поводу воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье населения. Возникающий риск для здоровья требует все более срочных действий для снижения негативного воздействия и связанного с ним риска. Включение вопросов защиты окружающей среды и охраны здоровья в политику для транспорта совершенно необходимо для обеспечения устойчивости развития и снижения заболеваемости.
Чтобы оценить важность проблемы, рассмотрим ряд факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье.
Загрязнение атмосферы. Выбросы в воздух черного дыма и газообразных загрязняющих веществ (диоксид азота (NO2), диоксид серы (SO2) и озон (О3)) приводят к множеству вредных проявлений для здоровья, особенно к респираторным аллергическим заболеваниям.
Воздействие шума. Шумовое воздействие от автомобильных дорог является актуальной проблемой для Калуги. Решение данного вопроса возможно путем посадки разноуровневого зеленого защитного пояса вдоль дорог, благоустройства улично-дорожной сети, улучшения качества дорожного покрытия и др.
Связанная с транспортом двигательная активность. Исследования европейских учёных показывают тенденцию к снижению уровня активности у людей в связи с тем, что все больше людей предпочитают передвигаться при помощи автотранспорта. Недостаточность двигательной активности приводит к таким проблемам со здоровьем, как сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, диабет типа II, ожирение, остеопороз и вызывают депрессию.
Психологическое и социальное воздействие. Психологическое и социальное воздействие транспорта часто не учитывают или недооценивают, несмотря на то, что оно может влиять на поведение при передвижении. Например, страх перед опасностью в связи с угрозой жизни, которую создает интенсивное движение транспорта, привел к тому, что все большее число родителей отвозит своих детей в школу на автомобиле. Одни лишь психологические и социальные механизмы, которые включаются ожидаемым воздействием транспорта, могут приводить к заболеваниям. Каждое заболевание может повлечь за собой изменение ментального и социального статуса человека или действовать на группу людей. То есть психологическое состояние и социальное положение могут непосредственно влиять на воздействие на человека факторов стресса в окружающей среде.
Альтернативным решением проблемы может стать снижение привлекательности автомобиля. Автомобиль должен использоваться гораздо реже, не повседневно, т.е. когда автомобиль используется только для того, чтобы ездить на дачу и на закупки в магазины в выходные. Нет необходимости ездить на машине на работу. Чтобы это было так, необходимо одновременно повышать привлекательность общественного транспорта. Кроме того, необходимо расширять использование альтернативных способов передвижения, к каким относятся пешеходное и велосипедное.
Задачами транспортной инфраструктуры в области снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду являются:
- сокращение вредного воздействия транспорта на здоровье человека за счет снижения объемов воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов на всех видах транспорта;
- мотивация перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива. Для снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и возникающих ущербов необходимо:
- уменьшить вредное воздействие транспорта на воздушную и водную среду и на здоровье человека за счет применения экологически безопасных видов транспортных средств;
- стимулировать использование транспортных средств, работающих на альтернативных источниках (не нефтяного происхождения) топливо-энергетических ресурсов.
Для снижения негативного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду в условиях увеличения количества автотранспортных средств и повышения интенсивности движения на автомобильных дорогах предусматривается реализация следующих мероприятий:
- разработка и внедрение новых способов содержания, особенно в зимний период, автомобильных дорог общего пользования, позволяющих уменьшить отрицательное влияние противогололедных материалов;
- обустройство автомобильных дорог средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий, включая применение искусственных и растительных барьеров вдоль них для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих территорий.
Реализация указанных мер будет осуществляться на основе повышения экологических требований к проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Основной задачей в этой области является сокращение объемов выбросов автотранспортных средств, количества отходов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Для снижения вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду необходимо:
- обеспечить увеличение применения более экономичных автомобилей с более низким расходом моторного топлива.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.