Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Городской Думы
города Калуги
от 25.10.2017 N 204
Программа
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Калуга" на 2018 - 2028 годы
1. Паспорт Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Калуга" на 2018 - 2028 годы
1.1 |
Наименование |
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Калуга" на 2018 - 2028 годы |
1.2 |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; - Градостроительный кодекс РФ; - Генеральный план городского округа "Город Калуга", утвержденный решением Городской Думы города Калуги от 26.04.2017 N 64; - Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов". |
1.3 |
Срок реализации Программы |
10 лет (2018 - 2028 гг.) |
1.4 |
Заказчик Программы |
Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) города Калуги |
1.5 |
Разработчики Программы |
- Управление городского хозяйства города Калуги; - Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги; - Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги; - Организации коммунального комплекса города Калуги. |
1.6 |
Цели и задачи Программы |
- Формирование на основе анализа состояния и тенденций территориального развития муниципального образования "Город Калуга" плана комплексного развития мощностей его ресурсоснабжающих систем, а также систем отведения ливневых вод и утилизации твердых бытовых отходов (определение сроков и объемов их ввода); - Разработка производственных, организационных, финансовых механизмов и мероприятий, направленных на развитие и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства; - Создание условий для решения проблемы жилищного строительства путем внедрения новых схем обеспечения объектов строительства инженерными коммуникациями. |
1.7 |
Перечень основных мероприятий |
- Определение основных направлений жилищной и промышленной застройки городского округа "Город Калуга"; - разработка совместно с организациями коммунального комплекса мероприятий по реконструкции и развитию коммунальной инфраструктуры, необходимых для обеспечения земельных участков, предназначенных под застройку, соответствующими инженерными коммуникациями; - осуществление мероприятий по контролю выполнения Программы. |
1.8 |
Исполнители основных мероприятий |
- Управление городского хозяйства города Калуги; - Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги; - МУП "Калугатеплосеть" г. Калуги; - ГП Калужской области "Калугаоблводоканал"; - ООО "Калужский завод по производству альтернативного топлива"; - МУП "Калугаспецавтодор"; - Филиал "Калугаэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья"; - Организации коммунального комплекса (по согласованию). |
1.9 |
Ожидаемые результаты |
- Обеспечение снабжения энергоресурсами и услугами потребителей муниципального образования "Город Калуга" с учетом перспективы развития; - Обеспечение относительно равных условий для организаций-застройщиков, создание стимулов для привлечения их к участию в застройке планировочных районов (демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства); - Снижение аварийности, снижение среднего процента износа всех видов инженерных коммуникаций; - Обеспечение повышения качества оказываемых потребителям коммунальных услуг; - Улучшение экологической обстановки в городе. |
1.10 |
Источники финансирования |
Источники финансирования Программы устанавливаются в соответствии с п. 1 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и определяются в дальнейшем структурой источников финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. |
1.11 |
Важнейшие целевые показатели |
Планируемый объем ввода жилья за период реализации программы - 438 тыс. кв. м. плюс 60 тыс. кв. м. - индивидуальное жилищное строительство. Прирост потребляемых мощностей, обеспечивающий энергоснабжение районов перспективной жилой застройки: - по электроснабжению - 91,72 МВА; - по теплоснабжению - 11,735 Гкал/час; - по водоснабжению - 25,50 тыс. куб. м./сут.; - по водоотведению и очистке стоков - 24,45 тыс. куб. м./сут.; - по утилизации ТБО - 250,5 тыс. куб. м. |
2. Содержание проблемы и обоснование путей ее решения программными методами
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Калуга" на 2018 - 2028 годы (далее - Программа) разработана в рамках реализации на территории муниципального образования приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и направлена на осуществление мероприятий по дальнейшему развитию и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с перспективой жилищного и промышленного строительства в продолжение предыдущей Программы периода 2010 - 2012 годов.
Для достижения баланса между интересами потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересами самих коммунальных предприятий, а также для обеспечения эффективного функционирования организаций коммунального комплекса Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования цен и тарифов предприятий коммунального комплекса" предусмотрен механизм установления платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Одним из этапов реализации механизма установления платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является разработка и утверждение Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В задачу указанной Программы входит определение приоритетов, направлений развития коммунальной инфраструктуры и создание условий для обеспечения земельных участков, определенных под строительство, коммунальной инфраструктурой. Таким образом, Программа представляет собой комплексную оценку развития систем жизнеобеспечения муниципального образования "Город Калуга" на десятилетнюю перспективу.
Программа разработана в целях продолжения работы по формированию платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения или компенсации предприятиям коммунального комплекса затрат на строительство (реконструкцию) сетевого хозяйства для обеспечения потребностей строящихся либо модернизируемых объектов.
Программа выполнена в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, на основании Генерального плана городского округа "Город Калуга", утвержденного решением Городской Думы города Калуги от 26.04.2017 N 64 "Об утверждении Генерального плана городского округа "Город Калуга", и планов застройки конкретных территорий и микрорайонов.
В состав мероприятий, предусмотренных Программой, входит определение основных направлений развития планировочных районов городского округа и соответственно территориальной привязки ввода новых мощностей для последующей разработки организациями коммунального комплекса инвестиционных программ и установления тарифов на подключение объектов строительства к системам коммунальной инфраструктуры (за единицу присоединяемой нагрузки).
Необходимость внедрения Программы на территории муниципального образования "Город Калуга" обусловлена не только перспективой развития городского округа, но и общим состоянием энергетического хозяйства города в условиях дефицита бюджетных средств на развитие и реконструкцию коммунальных систем, которое не позволяет обеспечить необходимый объем и уровень снабжения энергетическими ресурсами и коммунальными услугами с учетом планируемого ввода объектов в 2018 - 2028 годах.
2.1. Демографическое развитие муниципального образования "Город Калуга"
Город Калуга относится к крупным городам, является одним из опорных центров общего каркаса системы расселения ЦФО, выполняет функции административного, культурного и экономического центра. Городской округ "Город Калуга" занимает доминирующее положение в системе расселения Калужской области, концентрируя около 35% всего населения Калужской области.
Динамика численности населения
По состоянию на 18.11.2014 (по данным паспорта муниципального образования "Город Калуга") численность населения городского округа составила 350633 человек, в том числе городское население - 334191 (город Калуга), сельское население 16442 человек (проживающих в 73 сельских населенных пунктах). По данным переписи населения 2010 г. численность населения городского округа составляла 339488 человек. Небольшой рост численности населения обусловлен также изменением границ городского округа в 2012 г. с включением в его территорию бывшего городского поселения "Поселок Куровской", ранее входившего в состав Дзержинского муниципального района.
В составе сельских населенных пунктов наиболее крупными по численности населения являются 12 (с населением более 300 человек).
Несмотря на то, что в целом в Центральном федеральном округе наблюдается сокращение численности населения, численность населения городского округа "Город Калуга" в период 20072012 гг. (до расширения территории городского округа) незначительно увеличивалась. Среднегодовой темп роста в последние годы составляет 100,4%. Увеличение численности населения связано с превышением миграционного прироста над естественной убылью. В 2013 г. в муниципальном образовании "Город Калуга" естественная убыль населения составила 1139 человек. Число прибывших составило 12796 человека, число выбывших - 8391 человек. Миграционный прирост составил 4405 человек.
2.2. Климатические условия
Городской округ "Город Калуга" характеризуется умеренно-континентальным климатом с холодной зимой и умеренно-теплым летом. Основные климатические характеристики и их изменение по территории округа определяются влиянием общих и местных факторов: солнечной радиации, циркуляции атмосферы и характером подстилающей поверхности. В конце лета - начале осени, нередко во второй половине зимы и весной, преобладает западный тип атмосферной циркуляции, сопровождающийся активной циклонической деятельностью, значительными осадками, положительными аномалиями температуры воздуха зимой и отрицательными летом. Западный тип атмосферной циркуляции характеризуется значительной устойчивостью и нередко сохраняется на протяжении до двух месяцев. С октября по май в результате воздействия сибирского максимума западная циркуляция нередко сменяется восточной, что сопровождается малооблачной погодой, большими отрицательными аномалиями температуры воздуха зимой и положительными летом.
Согласно строительно-климатическому районированию г. Калуга находится в подрайоне ПВ, характеризующемся в целом благоприятными условиями для строительства.
Средняя годовая температура воздуха в городском округе составляет 3,8°С. Средняя температура самого холодного месяца в году (январь) равна -10°С, а самого теплого месяца года (июль) - +17,6°С. Минимальная температура воздуха составляет -46°С, а максимальная +38 °С.
Сведения о температуре воздуха представлены в таблице ниже.
Средняя месячная, годовая, минимальная и максимальная температура воздуха
Месяцы |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
Год |
Средняя |
-10,4 |
-9,6 |
-4,9 |
3,8 |
11,9 |
15,5 |
17,6 |
16,0 |
10,5 |
4,2 |
-2,0 |
-7,4 |
3,8 |
Абс. min. |
-46 |
-37 |
-31 |
-22 |
-7 |
-3 |
3 |
1 |
-6 |
-20 |
-32 |
-38 |
-46 |
Абс. max. |
6 |
6 |
5 |
27 |
33 |
34 |
38 |
38 |
33 |
25 |
14 |
9 |
38 |
В течение холодного периода (с ноября по март месяц) часты оттепели. В некоторые теплые зимы оттепели следуют одна за другой, перемежаясь с непродолжительными и несущественными похолоданиями.
Последний мороз в районе г. Калуги отмечается 4 - 12 мая, первый - от 20 сентября до 1 октября. Продолжительность безморозного периода колеблется в пределах от 99 до 183 суток, в среднем - 149 суток.
В зависимости от характера зим, их снежности и температурного режима изменяется глубина промерзания почвы, которая колеблется в отдельные зимы от 25 до 100 см, в среднем составляя 64 см. Многолетняя средняя продолжительность промерзания почвы составляет 150-180 дней.
В таблице ниже представлены основные строительно-климатические характеристики температурного режима.
Расчетные показатели температурного режима в г. Калуга
Средняя температура наружного воздуха, °С |
Продолжительность периода, сут. |
||||
Наиболее холодных суток |
Наиболее холодной пятидневки |
Наиболее холодного периода |
Отопительного периода |
Со среднесуточной температурой 8°С (отопительного периода |
Со средней суточной температурой воздуха 0°С |
-31 |
-27 |
-14 |
-3,5 |
214 |
150 |
Городской округ "Город Калуга" находится в зоне достаточного увлажнения. За год выпадает 738 мм осадков, из них - 467 мм приходится на теплый период года и 271 мм - на холодный. Самым дождливым месяцем является июль, когда выпадает в среднем 95 мм осадков, а самый "сухой" - март (44 мм осадков).
Средняя дата образования устойчивого снежного покрова - 29 ноября, а разрушения - 6 апреля. Среднее число дней со снежным покровом равно 139. Высота снежного покрова в среднем составляет 47 см, в отдельные годы доходит до 70 см. Максимальной высоты снежный покров достигает в конце февраля - начале марта.
Средняя месячная относительная влажность воздуха колеблется от 68% до 87%. Число дней с относительной влажностью 80% и более за год составляет 125-133.
Ветровой режим г. Калуги характеризуется небольшим колебанием повторяемости ветра по различным направлениям. Наибольшую повторяемость в среднем за год имеют юго-западные (19%) и западные (15%) ветры, наименьшую - северо-западные (11%), северные (10%) и северо-восточные (9%). В зимний период преобладают ветры юго-западного направления (23%), в летний - западные (17%), северные (14%) и северо-восточные (14%).
Средняя годовая скорость ветра равна 3,6 м/с. Самые ветреные месяцы со средней скоростью ветра 4,0 м/с и более - это период с ноября по март включительно. Из них ноябрь наиболее ветреный, скорость ветра достигает 4,3 м/с. Наименьшие скорости ветра отмечаются в августе. Максимальные скорости ветра в зимний период фиксируются при ветрах южных и юго-западных направлений (4,9-5 м/сек), в летний период - при ветрах северо-западного и западного направления (3,3-3,8 м/сек).
Ветровой режим оказывает существенное влияние на перенос и рассеивание загрязняющих веществ. Особенно это относится к ветрам со скоростью 0-1 м/сек. В Калуге повторяемость ветров этой градации за год составляет 20-30%. Увеличение повторяемости слабых ветров и штилей отмечается в летние месяцы, достигая максимума в августе.
Потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) на рассматриваемой территории характеризуется как умеренный. Повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха, обусловленный метеорологическими условиями может отмечаться летом и зимой.
Важное значение в формировании ветрового режима играют орографические особенности рельефа. В непродуваемых долинах рек, ручьев, оврагов отмечается существенное снижение скорости ветрового потока (до 25%), увеличивается вероятность образования застойных зон.
2.3. Гидрологические данные
Городской округ "Город Калуга" расположен в бассейне р. Оки.
Общая длина р. Оки 1500 км, водосборная площадь 245 тыс. . На рассматриваемой территории в пределах широтного отрезка долина реки Оки узкая с высокими крутыми склонами - террасами, расчлененными оврагами, а в пределах меридионального отрезка - широкая с поймой от 800 м до 2 км с отмелями - косами. Русло реки прямолинейное. Ширина реки около 300 м, глубина - 3,5 м, скорость течения - 0,3 м/сек. Уклон водной поверхности - 4,5 см на километр.
Основным источником питания реки являются талые воды. 87% годового стока приходится на март - май. Расходы воды р. Оки сильно варьируют от года в год: в межень изменяются от 58,2 до 824 куб. м./сек, в паводок - от 232 до 3950 куб. м/сек.
Режим уровней воды характеризуется четко выраженным высоким весенним половодьем, низкой летней меженью, прерываемой дождевыми паводками и устойчивой продолжительной зимней меженью. Продолжительность ледостава от 106 до 179 суток, средняя 146 суток. Средний годовой сток составляет 5,5 л/с/км. Из них 69% снегового питания и 40% дождевого и грунтового.
Река Яченка - левый приток р. Оки. Длина ее 31 км. Площадь водосбора 238 кв. км. В верховьях река имеет широкую долину с крутыми берегами. В приустьевой части долина ассимметрична с крутым до 30 градусов левым и пологим правым склонами. Крутые склоны разрезаны оврагами. Русло р. Яченки извилистое, шириной от 3 до 10 - 12 м. Скорость течения 0,30 - 0,5 м/сек. В долине реки наблюдаются выходы источников из окского горизонта, которые играют большую роль в питании реки. Доля снегового питания составляет 60%, дождевого - 20%, Режим реки отличается высоким весенним половодьем, низкой летней меженью. Отмечается один хороший паводок в конце марта - начале апреля. Он совпадает с началом ледохода. Река перегорожена Смоленской дамбой. Отметка порога водослива равна 127,0 м. В меженный период при закрытых донных отверстиях в р. Яченке поддерживается зеркало воды на отметке 127,0 м.
Река Яченка имеет притоки - ручей Каменец и р. Терепец. Общая длина притоков 43 км. В долине реки расположено оз. Резванское, озеро старичного типа.
Яченское водохранилище организовано в 1980 г. в устьевой части р. Яченки. Длина водохранилища 2,5 км, максимальная ширина до 800 м. Максимальная глубина 7,0 м. За время эксплуатации водохранилища на дне сформировался ил глинистого и суглинистого состава. Мощность ила достигает 1,0 - 1,5 м. Данные анализов воды и ила Яченского водохранилища по материалам детальных геолого-экологических исследований 1993 г. показывают влияние на него промышленно-хозяйственной деятельности человека. В илистых грунтах происходит постепенное накопление загрязняющих веществ.
Река Терепец имеет длину 22 км, площадь водосбора 802 . Ширина русла - 10 м, глубина в межень - 0,2 - 0,4 м, уклон в пределах 0,0018 - 0,002 на спокойных участках, перемежаемых порогами и водопадами со значительными скоростями. Скорость на спокойных участках составляет 0,5 - 0,7 /с. Среднегодовые расходы при 50% обеспеченности равны 0,47 , 75% - 0,38 /с, 95% - 0,27 /с и при 97% обеспеченности - 0,25 /с.
Река Киевка - левый приток р. Оки. Расположена на восточной окраине г. Калуги, течет с севера на юг. Площадь водосбора составляет 30 , длина реки 10 км, берега изрезаны глубокими оврагами и ложбинами. Русло имеет ширину 4-10 м. Скорость на спокойных участках составляет 0,5 - 0,7 /с. Режим р. Киевки связан с режимом р. Оки и характеризуется четко выраженным высоким весенним половодьем, низкой летней меженью, прерываемой дождевыми паводками и устойчивой продолжительной зимней меженью. Весеннее половодье происходит на 1,5 - 2,0 декады раньше, чем на р. Оке, средняя продолжительность его 30 - 60 дней.
Река Угра - левый приток р. Оки. Общая длина 399 км, площадь водосбора - 15700 . Впадает в Оку в западной части городского округа.
Рассматриваемая территория характеризуется довольно большим количеством ручьев, истоком которых служат восходящие родники. Территория вокруг этих ручьев заболочена.
Паводковый горизонт воды 1% обеспеченности (повторяемостью один раз в 100 лет) по водопосту г. Калуги находится на отметке 134,5 м. Расчетные уровни воды паводка 10% обеспеченности - 130,47 м.
2.4. Гидрогеологические данные
Город Калуга расположен в пределах Московского артезианского бассейна. Пресные подземные воды встречаются в интервале глубин от 2-3 м до 120 м. Они приурочены к отложениям каменноугольного, юрского, мелового третичного и четвертичного возрастов.
Для централизованного водоснабжения используются в основном подземные воды, залегающие в известняках упинского, окско-тарусского, в песках нижне-тульского горизонтов.
Окско-тарусский водоносный горизонт, безнапорный, дренируется речной сетью. Водовмещающими отложениями служат трещиноватые известняки мощностью до 20 м. Абсолютные отметки статистического уровня изменяются от 132 м в долине р. Оки до 188 м на водоразделах, а глубины залегания уровня от 1-2 до 100 м.
Нижнетульский водоносный горизонт представлен мелкозернистыми песками с обводненной мощностью в среднем 18-20 м, иногда до 50 м, залегает на бобриковских глинах или на упинских известняках. Горизонт перекрывается четвертичными отложениями. Питание горизонта осуществляется как за счет перетекания вод из поверхностных водоисточников, так и за счет переноса из смежных горизонтов.
Удельные дебиты скважин составляют в среднем 1 л/сек, а коэффициент фильтрации составляет 0,5 - 5 м/сутки.
Упинский водоносный горизонт распространен на всей изучаемой территории. Водовмешающими породами являются трещиноватые известняки, подстилаемые водоупорными глинами малевского горизонта мощностью 8-12 м.
В районе Калужского кольцевого вала, в долинах рек Ока, Яченка горизонт залегает на глубинах от 10 до 50 м. Удельный дебит скважин достигает 10 - 20 л/сек. На водоразделах водостабильность горизонта снижается (дебит скважины 0,1 - 1 л/сек.). Коэффициент фильтрации в долинах рек 25 - 40 м/сут, на водоразделах 2-6 м/сутки.
Пресные подземные воды
В разделе использованы материалы ГУ Центра природопользования и охраны окружающей среды Всероссийский НИИ экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС), Калужский филиал.
На территории г. Калуги и пригорода разведано одиннадцать месторождений (37 участков) пресных подземных вод с утвержденными эксплуатационными запасами категорий А+В+С1+С2 - 276,6 тыс. /сут, в том числе по категориям: А - 154,6 тыс. /сут, В -20,2 тыс. /сут, С1 - 79,3 тыс. /сут, С2 - 22,5 тыс. /сут, что составляет 23,4% от разведанных эксплуатационных запасов Калужской области.
В эксплуатации находятся двадцать два участка семи месторождений.
Водоотбор подземных вод составляет около 91 тыс. /сут, в том числе: на участках с утвержденными запасами 87,5 тыс. /сут, на участках с неутвержденными запасами ~3,7 тыс. /сут. Обеспеченность разведанными эксплуатационными запасами подземных вод на человека ~ 0,8 м3/сут.
Утвержденные запасы подземных вод по существующим водозаборам составляют:
- Северный водозабор (в долине р. Яченки) - 34 тыс. /сут.;
- Южный водозабор (скважины вдоль р. Оки, по берегам Яченского водохранилища) - 28,6 тыс. /сут.;
- ГНС (в южной части г. Калуги по обоим берегам р. Оки) - 39,9 тыс. /сут.
Ресурсы пресных подземных вод, пригодных для хозяйственно-питьевого потребления, ограниченны. Для Калуги актуальна проблема обеспечения населения качественной питьевой водой.
3. Характеристика технического состояния объектов и сооружений
Техническое состояние объектов и энергетического оборудования коммунального хозяйства города с большой натяжкой можно оценить как удовлетворительное, что обусловлено длительным сроком эксплуатации (ввод в эксплуатацию отдельных объектов датирован 1912 годом) и, следовательно, износом, низкой эффективностью и моральным старением основных установленных мощностей.
Следствие этого - высокая себестоимость предоставляемых услуг, огромные средства на ремонт оборудования и коммуникаций, постоянно возникающие перерывы в подаче энергоресурсов - холодной и горячей воды, отопления, электроэнергии.
В муниципальном образовании "Город Калуга", по данным Калужского областного комитета статистики, в настоящее время проживает 358,6 тыс. человек. Застройка города характеризуется 119-этажными жилыми зданиями.
3.1. Водоснабжение
Основным поставщиком воды в городском округе "Город Калуга" является ГП Калужской области "Калугаоблводоканал". Предприятие предоставляет полный спектр услуг водоснабжения и водоотведения. Этими услугами пользуются 322,0 тыс. человек, что составляет 94% городского населения, 2830 коммерческих и бюджетных предприятий и организаций, что составляет 98% от общего их числа.
В настоящее время водоснабжение города и пригорода осуществляется от 3-х водозаборов на подземных источниках, объединяющих 68 артезианских скважин и два каптажа ключей, и поверхностных водозаборов питьевой и технической воды из реки Оки, а также от комплекса отдельно стоящих артезианских скважин в количестве 12-ти штук.
Характеристика основных сооружений водоподготовки города Калуги
Наименование |
Первый подъем |
Станция водоподготовки |
Второй подъем |
Примечания |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Северный водозабор | ||||||
Год ввода в эксплуатацию |
1963 - 1965 |
1972 |
1972 |
На станции водоподготовки удаляют соединения железа способом аэрации и отстаиванием. Обеззараживание воды проводят гипохлоритом натрия |
||
Проектная мощность, тыс. куб. м/сут. |
36 |
50 |
50 |
|||
Фактическая средняя подача, тыс. куб. м/сут. |
28 |
28 |
28 |
|||
Южный водозабор | ||||||
Год ввода в эксплуатацию |
1953 |
1964 |
1986 |
1964 |
1986 |
На станции водоподготовки удаляют соединения железа способом аэрации и отстаиванием. Обеззараживание воды проводят гипохлоритом натрия. Насосная станция второго подъема перекачивает в том числе окскую воду в объеме 20 тыс. куб. м/сут. |
Проектная мощность, тыс. куб. м/сут. |
25 |
25 |
37 |
25 |
37 |
|
Фактическая средняя подача, тыс. куб. м/сут. |
17 |
17 |
17 |
|||
Городская насосная станция | ||||||
Год ввода в эксплуатацию |
1987 |
|
1987 |
Водозабор объединяет артезианские скважины (первый подъем) и каптажи (со второго подъема). Обеззараживание воды проводят гипохлоритом натрия |
||
Проектная мощность, тыс. куб. м/сут. |
35 |
35 |
||||
Фактическая средняя подача, тыс. куб. м/сут. |
30,5 |
|
30,5 |
|||
Окский ВЗУ | ||||||
Год ввода в эксплуатацию |
1984 |
1984 |
1984 |
На станции водоподготовки природная вода коагулируется, отстаивается, фильтруется и обеззараживается гипохлоритом натрия |
||
Проектная мощность, тыс. куб. м/сут. |
300 |
100 |
300 |
|||
Фактическая средняя подача, тыс. куб. м/сут. |
97,55 |
97,55 |
86,89 |
|||
Итого - проектная |
396 |
187 |
422 |
|
||
Фактическая средняя подача на 01.01.2010 |
173,05 |
142,55 |
162,39 |
|
Существующая средняя подача воды питьевого качества в сети коммунального водопровода осуществляется насосными станциями второго подъема из 9 шт. РЧВ общим объемом 43 тыс. куб. м, составляет 162,39 тыс. куб. м/сут., в том числе:
- населению - 88 тыс. куб. м/сут.;
- прочие, в т.ч.: коммерческие - 25,59 тыс. куб. м/сут.;
бюджетные - 5,3 тыс. куб. м/сут.
- средние потери и неучтенные расходы, собственные нужды станций водоподготовки и на промывку водопроводной сети и сетевых сооружений, нужды пожарных и городского хозяйства на 01.01.2017 - 43,5 тыс. куб. м/сут., что составляет 26,8% от объема подачи в водопроводную сеть. Это обусловлено тем, что на Окском водозаборе не работает проектная система повторного использования воды после промывки фильтров, что приводит к высокой величине собственных нужд, а также высоким количествам аварий из-за износа водопроводных сетей (в том числе бесхозяйных).
Проектная производительность подземных водозаборов снизилась по причине выхода из рабочего состояния артезианских скважин (падение дебита, ликвидационный тампонаж), т.к. их срок эксплуатации превышает нормативный и скважины не ремонтопригодны.
Утвержденные запасы подземных вод:
- северный - 34 тыс. куб. м/сут.;
- южный - 24,2 тыс. куб. м/сут.;
- ГНС - 39,5 тыс. куб. м/сут. Итого - 97,7 тыс. куб. м/сут.
Общая протяженность водоводов, уличных и внутриквартальных сетей водопровода по городу на 01.01.2017 составляет 666,9 км из стальных, чугунных и полиэтиленовых труб.
Основное строительство и прокладка водоводов и сетей водопроводов осуществлялись в 50-70 годы прошлого века, а некоторым участкам водопровода в г. Калуге уже 120 лет. Около 40% чугунных труб и около 35% стальных труб находятся в использовании более 26 лет. Чугунными и стальными трубами выполнено более 80% водопроводов. Трубы полиэтиленовые в основном начали применять последние 20 лет, доля их в общем количестве сетей крайне незначительна.
Средний фактический износ - 75%. Это вызывает значительный уровень аварийности: 1,4 аварии на 1 км.
На водопроводных сетях эксплуатируется:
- 6491 шт. колодцев, из которых 974 шт. требуют капитального ремонта;
- 4936 шт. задвижек, из которых 741 шт. требует ремонта и 246 - замены, т.к. не ремонтопригодны;
- 1447 шт. пожарных гидрантов. Сведений их замены и ремонта от МЧС по г. Калуге не поступает;
- 3 шт. резервуаров чистой воды общим объемом 20 тыс. куб. м;
- 2 шт. насосных станций третьего подъема общей установленной мощностью - 95 тыс. куб. м /сут.;
- 18 шт. ПНС, которые обеспечивают требуемым напором воды дома повышенной этажности.
С точки зрения обеспечения потребителей водой город Калуга расположен на достаточно сложном рассеченном долинами рек рельефе. Перепад высот колеблется от 120 до 215 м.
Значителен перепад высот и между насосными станциями, обеспечивающими снабжение города питьевой водой. Для поддержания минимально достаточного давления на водопроводных сетях насосные станции работают с высотными параметрами от 2,0 до 10 атм. Соответственно и давление в сети холодного водоснабжения колеблется от 2,4 до 9 атм.
В связи с интенсивным строительством промышленных предприятий и жилищного фонда прирост сетей к коммунальному водопроводу на 31.12.2016 составил 1,772 км, протяженность магистральных линий г. Калуги ориентировочно увеличится к концу 2016 года на 20 км.
Качество питьевой воды, подаваемой по водопроводу города Калуги, соответствует санитарным нормам. На двух скважинах городской насосной станции наблюдается несоответствие качества воды санитарным нормам из-за повышенного содержания железа и жесткости водоисточника, однако при эксплуатации с условием разбавления удается удерживать данный показатель в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая. Контроль качества". Для обеспечения населения качественной питьевой водой и недопущения в последующем ухудшения качества воды в водопроводной сети необходимо на городской насосной станции запроектировать и построить сооружения по умягчению и обезжелезиванию воды. По водопроводам пригорода наблюдается несоответствие качества воды санитарным нормам из-за повышенного содержания железа, особенно в мкрн. Куровской, п. Мирный, д. Крутицы, д. Григоровка, п. Сосновый бор. Требуется строительство станций обезжелезивания. Для соблюдения требований санитарных норм по бактериологическим показателям в д. Доможирово необходимо запроектировать и ввести в работу систему обеззараживания, а также организовать санитарно-защитную зону в соответствии с требованием СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". От общего количества обслуживаемого населения около 0,2% получают питьевую воду, не соответствующую санитарным нормам по физико-химическим показателям.
Мероприятия Программы по модернизации и реконструкции объектов водопроводно-канализационного хозяйства размещены в приложении N 1 настоящей программы.
3.2. Водоотведение
Существующая система водоотведения города Калуги централизованная, неполная раздельная, включает 29 канализационных насосных станций (КНС) установленной мощностью 277,8 тыс. куб. м/сутки. Сроки ввода КНС в эксплуатацию: 1960 - 2008 годы. Из них 20 единиц не автоматизированы, 5 имеют частичную автоматизацию и 3 полностью автоматизированы. Балансовый износ КНС и сетей канализации - более 75%.
Общая протяженность коллекторов и сетей водоотведения - 511,88 км из чугунных, стальных, керамических, асбестоцементных и полиэтиленовых труб.
Сроки использования трубопроводов следующие:
- 45% керамических и асбестоцементных труб используются более 30 лет;
- 50% полиэтиленовых труб используются более 20 лет;
- около 20% стальных и чугунных труб - более 30 лет.
Стальные трубы со сроком эксплуатации более 25 лет имеют 100%-й износ. Количество труб с незначительным износом и сроком эксплуатации менее 15 лет составляет всего 10%. На канализационных сетях эксплуатируется:
- 12678 шт. канализационных колодцев, из которых 1270 требуют капитального ремонта;
- 28 шт. канализационных насосных станций для перекачки сточных вод, из них требуют модернизации 8 шт., перевода в автоматический режим работы 4 шт.;
- одна городская канализационная насосная станция (ГКНС), предназначенная для перекачки части общего стока левобережной части города в приемную камеру городских очистных сооружений. ГКНС работает 49 лет без реконструкции.
Канализационные сточные воды от застройки правого и левого берегов поступают на очистные сооружения полной биологической очистки (КОС). Стоки с правого берега на левый, где размещены КОС, подаются дюкером через р. Оку. Дюкер выполнен в две нитки из стальных труб D = 400 мм каждая.
С левого берега сточные воды в приемную камеру ОСК поступают по безнапорному коллектору D = 1400 мм и двум напорным коллекторам D = 900 мм каждый от ГКНС, расположенной на территории центральной базы ГП Калужской области "Калугаоблводоканал" и ООО "Калужский областной водоканал".
Средний общий расход сточных вод, поступающих на очистку на сооружения ОСК, по данным 2016 года, составил 147,5 тыс. куб. м/сут. Из них на долю пропуска по безнапорному коллектору D = 1400 мм приходится 60% всех сточных вод.
Характеристика основных очистных сооружений города Калуги
N п/п |
Наименование сооружения |
Срок ввода в эксплуатацию |
Проектная мощность (тыс. куб. м/сутки) |
Фактический пропуск сточных вод (тыс. куб. м/сутки) |
Сброс биологически очищенных сточных вод |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Очистные сооружения канализации г. Калуги |
|
|
|
|
|
Первая очередь |
1979 г. |
160 |
147,5 |
В р. Оку |
2 |
Очистные сооружения (биоочистка) канализации д. Колюпаново |
1973 г. |
0,2 |
0,36 |
В р. Вырку |
3 |
Очистные сооружения (биоочистка) канализации п. Сосновый бор |
1980 г. |
0,2 |
0,065 |
В р. Угру |
Все очистные сооружения не обеспечивают очистку до существующих на сегодняшний день нормативов сброса, т.к. при их строительстве проектом не предусматривались сооружения доочистки. Перегружены очистные сооружения д. Колюпаново. Общая масса сброса загрязняющих веществ в водные объекты составляет 23,4 тыс. тонн в год, т.е. более 50% от всей массы сброса загрязняющих веществ в водные объекты Калужской области.
К системам канализации подключены 310,1 тыс. человек, что составляет 96,2% от количества населения, пользующегося водопроводом.
Из-за отсутствия достаточной системы дождевой канализации часть дождевых стоков попадает в сети бытовой канализации.
Отмечаются следующие проблемы системы канализации города:
- пропускная способность существующих коллекторов недостаточна, наблюдается подпор сети в часы максимального водоотведения в микрорайоне Турынино-3 (ул. Советская и ул. Льва Толстого), по ул. Кирова, ул. Марата, ул. Платова, ул. Заводской, ул. Новаторской, ул. Стекольной, ул. Киевской, ул. 2-ой Киевской;
- отсутствие системы доочистки и глубокой очистки сточных вод;
- превышение допустимых концентраций загрязнений на сбросе производственных сточных вод в городскую канализацию;
- превышение допустимых концентраций загрязнений на сбросе в водные объекты.
3.3. Теплоснабжение
Тепловую энергию жилищному фонду и объектам соцкультбыта на территории муниципального образования "Город Калуга" поставляют 125 котельных общей мощностью 2081,5 Гкал/час, эксплуатируемых МУП "Калугатеплосеть" и ведомственными предприятиями и организациями. Большая часть котельных требует технического перевооружения и модернизации в связи со значительным износом оборудования (~= 64%).
МУП "Калугатеплосеть" эксплуатирует 100 котельных суммарной мощностью 1060,6 Гкал/час, 35 ЦТП и 398,1 км тепловых сетей (в двухтрубном исполнении). Годовой отпуск тепла в 2009 г. составил 1534,8 тыс. Гкал, в том числе населению - 1120,8 тыс. Гкал.
Основной способ прокладки теплосетей - подземный в непроходных лотковых каналах.
Всего на предприятии 433 котла, из них 426 работает на газовом топливе.
На котельных и ЦТП предприятия для подачи теплоносителя установлены 885 шт. насосов, из них 385 - сетевых.
На предприятии имеется 88 химводоподготовок, из них 83 работают по схеме одно-, двухступенчатого Na и H-катионирования; на 5 котельных внедрены установки умягчения воды непрерывного действия.
На 70 котельных в качестве ионообменного материала используется устаревший сульфоуголь и только на 10-ти используется современный - ионообменные смолы типа КУ-2-8.
Газовая служба предприятия эксплуатирует:
- ГРП - 13 шт., ГРУ - 71 шт., ШРП - 5 шт., узлов ввода - 2 шт.
На 89 газовых котельных из 416 комплектов различных видов автоматики 111 комплектов - автоматика типа ПМА, которая не отвечает требованиям Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления.
80 газовых котельных из 89, находящихся в эксплуатации предприятия, не должны эксплуатироваться в связи с несоответствием принятым Правилам.
Ведомства, поставляющие тепловую энергию жилищному фонду и объектам соцкультбыта, располагают 28 котельными общей мощностью 1177,3 Гкал/ч. и передающими тепловыми сетями протяженностью 99,6 км.
План мероприятий по развитию системы теплоснабжения и ГВС размещен в приложении N 2 настоящей Программы.
3.4. Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов
Для уменьшения объема твердых бытовых отходов (ТБО) в рамках концессионного соглашения на территории МО "Город Калуга" построен мусоросортировочный комплекс.
Технология, лежащая в основе работы мусоросортировочного комплекса, направлена на переработку твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора путем выделения легкой фракции и получения из нее горючих частиц с высокой энергетической теплоотдачей.
Комплекс состоит из 2-х мусоросортировочных линий и линии по получению топлива для цементных печей из твердых отходов - топливо RDF.
На этапе производства из общей массы отходов происходит следующая сортировка мусора: 10% отходов - на вторсырье, 40% отходов - для производства топлива RDF, оставшиеся 50% отходов подлежит размещению на полигоне (органика, не пригодная для вторичного использования).
Суммарный объем сортировки твердых коммунальных отходов составляет не менее 100 тыс. тонн в год, пропускная способность каждой линии - 8 тонн/час.
Во исполнение решения Калужского районного суда Калужского области от 08.09.2015 по делу N 2-7188/12015 в части обязания Городской Управы города Калуги обеспечить закрытие полигона для приема твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 (далее - Инструкция), Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01.2.1.7 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16, Городской Управой города Калуги в соответствии с постановлением от 07.02.2017 N 52-п "О прекращении захоронения (складирования) твердых бытовых отходов муниципальным унитарным предприятием "Полигон ТКО" г. Калуги" прекращено захоронение твердых бытовых отходов на Ждамировском полигоне.
Разработан проект рекультивации полигона, прошли общественные обсуждения. В соответствии с законодательством проект направлен для прохождения государственной экологической экспертизы в управление Росприроднадзора по Калужской области.
После прохождения государственных экспертиз (экологической и строительной) начнутся работы по рекультивации полигона. Примерный срок рекультивации полигона - 4 года.
В настоящее время захоронение твердых коммунальных отходов, образуемых на территории МО "Город Калуга", осуществляет ООО "Калужский завод по производству альтернативного топлива" (далее - ООО "КЗПАТ") на полигоне, расположенном в п. Полотняный Завод Дзержинского района Калужской области.
Полигон, расположенный в районе д. Секиотово, закрыт для приема древесных отходов. В настоящее время проводится рекультивации данного объекта.
3.5. Отведение ливневых вод (ливневая канализация)
Система отведения ливневых вод и очистки стоков города является неотъемлемой частью системы инженерных коммуникаций.
Необходимость ливневой канализации продиктована климатическим зонированием и геолого-географическим расположением г. Калуги. Большая территория города в границах застройки, сложность рельефа, разделение города на отдельные массивы требуют разработки схемы ливневой канализации (устройства закрытой сети с современными очистными сооружениями).
С середины 80-х годов системное развитие ливневой канализации прекратилось.
Застройка естественных оврагов разрушила природный отвод ливневых стоков.
Не все районы города обеспечены ливневой канализацией. На значительной части территории города полностью отсутствует организованный сток поверхностных вод. Из-за отсутствия достаточно разветвленной системы ливневой канализации часть дождевых стоков и паводковые воды через люки колодцев попадают в сети бытовой канализации. Также происходит инфильтрация грунтовых вод. При таких гидравлических перегрузках возможно не только переполнение канализационной сети, но и нарушение процесса биологической очистки.
Следствием отсутствия современной целостной системы закрытой ливнеприемной сети является подтопление подвалов, ухудшение состояния дорожного покрытия и загрязнение чистых водоносных горизонтов при проникновении загрязненных поверхностных вод в почву.
Расчеты объемов городских стоков исходя из высоты среднего слоя осадков 654 мм, поступающих в водные объекты г. Калуги, выполненные по методике ГУП "Мосводосток", показывают, что:
1. На жилые кварталы площадью 48000 тыс. кв. м приходится 15696 тыс. куб. м/год.
2. На промышленные предприятия площадью 23298,8 тыс. кв. м приходится 7618,7 тыс. куб. м/год.
3. На транспортную сеть площадью 660 тыс. кв. м приходится 302,2 тыс. куб. м/год.
4. На рекреационные территории площадью 11251,2 тыс. кв. м приходится 735,8 тыс. куб. м/год.
В результате в водные объекты попадает в среднем 24,35 млн. куб. м/год осадков.
Мощности существующей системы ливневой канализации в объеме 56,0 км коллектора, 1750 смотровых колодцев, 890 дождеприемных колодцев недостаточно для принятия стоков от строящихся гражданских и промышленных объектов. Дождеприемные коллекторы не закольцованы. Каждый из 18 коллекторов расположен на отдельном вассене. Таким образом, в целях исключения попадания ливневых вод в системы городской канализации необходимо строительство сетей ливневой канализации и отведение стоков на очистные сооружения дождевой канализации (ДОС).
Усилиями комитета капитального строительства разработан проект объединения выпусков в Яченское водохранилище со строительством очистных сооружении в районе Березуевского оврага. Стоимость работ составит 750 миллионов рублей.
Освоение новых площадок застройщиками затрудняется из-за отсутствия инженерных коммуникаций, в том числе и ливневой канализации.
Согласно проекту, разработанному институтом ЗАО "Проекткоммундортранс", Калуга разбита на 18 выпусков, каждый с автоматическими очистными сооружениями и разветвленной системой ливневых коллекторов.
При разработке мероприятий по развитию системы ливневой канализации были учтены те бассейны, на которых выделены земельные участки под строительство до 2012 года, что предполагает строительство 56,3 км коллектора.
В задачу Программы входит создание условий для обеспечения возможности подключения новых промышленных и бытовых потребителей к сетям ливневой канализации.
В состав данного проекта включены мероприятия, позволяющие решить существующие технические проблемы системы ливневой канализации, а именно:
- производственная эксплуатация ливневой системы города с осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности по предоставлению услуг отведения дренажных и ливневых вод от потребителей;
- организация и реализация экономически целесообразных, выгодных, надежных и эффективных систем отведения и очистки ливневых вод для различных потребителей данных услуг и иных хозяйствующих субъектов;
- осуществление работ по реконструкции и сооружению новых объектов системы отведения ливневых вод;
- формирование инвестиционных источников для финансирования развития муниципального ливнево-канализационного хозяйства;
- привлечение предприятий к долевому участию в финансировании строительства ливневых коллекторов.
Указанное направление развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования является не менее важным по сравнению с основными направлениями, предусмотренными в рамках Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования цен и тарифов предприятий коммунального комплекса".
3.6. Электроснабжение
Городской округ "Город Калуга" расположен в зоне эксплуатационной ответственности за состояние электрических сетей и подстанций напряжением 110, 35, 10, 6, 0,4 кВ филиала ОАО "МРСК Центра и Приволжья" "Калугаэнерго" и напряжением 220 кВ филиала ОАО "ФСК ЕЭС" "Приокское ПМЭС".
Электроснабжение потребителей города Калуги осуществляется в нормальном режиме за счет получения мощности от подстанций 220 кВ "Спутник" и "Орбита" и частично (5 - 6%) - от расположенных в городе Калужской ТЭЦ-1 и двух блок-станций Калужского турбинного завода.
На территории муниципального образования "Город Калуга" сети 110 кВ являются питающими, а сети 35, 10, 6 кВ - распределительными. Основными питающими центрами сети 110 кВ являются подстанции 220 кВ "Спутник" и "Орбита".
По сети 110 кВ нагрузки города обеспечиваются 22 подстанциями 110 и 35 кВ, обслуживаемыми филиалом "Калугаэнерго", и 5 подстанциями 110 и 35 кВ, принадлежащими различным промышленным предприятиям.
Электроснабжение муниципального образования "Город Калуга" в настоящее время осуществляется от энергосистемы Калужской области, характеристики которой:
потребляемая мощность более 700 МВт;
установленная мощность электростанций:
Калужская ТЭЦ-1 - 12 МВт;
ТЭЦ Турбинного завода, основная площадка - 43 МВт;
Турынино - 12 МВт.
Связь с Единой энергосистемой России осуществляется на напряжении 220 кВ через подстанции 220/110 кВ "Спутник" и "Орбита", подключенные по ВЛ-220 кВ к Черепетской ГРЭС и ПС 500 "Калужская" (Малоярославецкий район).
Основным поставщиком электроэнергии жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования "Город Калуга" и объектам соцкультбыта является ОАО "Калужская сбытовая компания", сетевой организацией в основном выступает филиал "Калугаэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья", имеющий в своем составе подразделение, обслуживающее городские электрические сети и подстанции 10, 6; 0,4 кВ, - производственное отделение "Калужские городские электрические сети", и подразделение, обслуживающее электрические сети пригородной зоны и подстанции 35 и 110 кВ - производственное отделение "Калужские электрические сети".
Система электроснабжения муниципального образования "Город Калуга", обслуживаемая филиалом "Калугаэнерго", включает 666 трансформаторных подстанций общей мощностью 409952,0 кВА, электрические сети протяженностью 1834,1 км.
Следует отметить существующие технические проблемы в отрасли, а именно:
- больше 50% городских подстанций 110 кВ сооружены по упрощенным схемам с применением отделителей и короткозамыкателей, что снижает надежность работы электрических сетей, схемы присоединения подстанций к сетям не соответствуют нормативным требованиям;
- идет старение эксплуатируемого оборудования. При нормативном сроке эксплуатации 25 лет около 60% от общего количества находящихся в эксплуатации подстанций выработали этот ресурс. Есть оборудование выпуска 1937, 1953 годов;
- загрузка существующих подстанций и отходящих кабельных линий 6/10 кВ в центральной части города, построенных в основном в 1960 - 1970 гг. и имеющих значительный износ, достигла предельной величины;
- недостаточная пропускная способность электрических сетей 110 кВ;
- развитие малоэтажного строительства в пригородной зоне сдерживается отсутствием технической возможности для подключения бытовой нагрузки из-за неразветвленности электросетей в пригородах, недостаточной пропускной способности линий электропередачи;
- срок эксплуатации линий составляет от 20 до 40 лет.
Анализ существующего состояния электрических сетей городского округа "Город Калуга" позволяет сделать следующие выводы.
Для обеспечения надежного электроснабжения городских потребителей необходимо:
- реконструкция ряда подстанций 110 и 25 кВ со сроком эксплуатации более 30 лет и ВЛ 110 и 35 кВ со сроком эксплуатации более 30 лет;
- строительство новых подстанций напряжением 110 кВ;
- реконструкция или замена трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, отработавших свой ресурс и линий 10 кВ.
В настоящее время модернизация и реконструкция объектов электрохозяйства города осуществляется в рамках действующего договора аренды между МУП "Калужские городские коммунальные электрические сети" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" от 16.09.2013 N 2013/1551КЭ. Срок действия договора - 15 лет.
3.7. Газоснабжение
Газоснабжение города осуществляется на базе природного газа. Характеристики газа: теплотворная способность - 7950 ккал/, плотность - 0,68 кг/. По отводам от магистральных газопроводов - Дашава - Киев - Брянск - Москва, Акатово, Белоусово подается на газораспределительные станции (ГРС). Город обслуживают ГРС Калуга - 1 (д. Крутицы) и ГРС Калуга - 2 (п. Турынино), ГРС 1 и 2 закольцованы. АГРС "Промплощадка" (д. Мстихино) автономно обслуживает районы Мстихино, Калуга-2, п. Резвань и т.д. Город обслуживает ОАО "Калугаоблгаз", филиал "Калугамежрайгаз". Максимальная пропускная способность ГРС Калуга - 1 - 260 тыс. /час, ГРС Калуга - 2 - 300 тыс. /час, АГРС "Промплощадка" (д. Мстихино) - 30 тыс. м /час.
Распределение газа по давлению осуществляется по 2-х и 3-х ступенчатой схеме газопроводами высокого давления П категории с рабочим давлением до 0,5 МПа; газопроводами среднего давления до 0,3 МПа и газопроводами низкого давления до 0,005 МПа.
Связь между ступенями предусматривается только через стационарные и шкафные газорегуляторные пункты (ГРП - 72 шт, ШРП - 69 шт.).
Направления использования газа:
- технологические и санитарно-технические цели коммунально-бытовых и промышленных предприятий;
- отопление и горячее водоснабжение жилых и общественных зданий (топливо для источников тепла);
- хозяйственно-бытовые нужды населения (приготовление пищи и горячей воды).
Объем газопотребления за 2016 год составил 634261,215 тыс. куб. м, в том числе населением - 89632,638 тыс. куб. м.
Количество газифицированных квартир на 01.01.2016 г. - 140199 шт. Уровень газификации природным газом г. Калуги составляет 81,6%.
Современное состояние газоснабжения сельских населенных пунктов
Газоснабжение пригорода осуществляется на базе природного и сжиженного газа. Характеристики природного газа: теплотворная способность - 7950 ккал/, плотность - 0,68 кг/. Газ поступает по отводам от магистральных газопроводов - Дашава - Киев - Брянск - Москва, Акатово, Белоусово и подается на газораспределительные станции (ГРС) города Калуги и АГРС "Промплощадка".
Сельские населенные пункты обслуживают АГРС "Промплощадка" (д. Мстихино), ГРС Калуга - 1 (д. Крутицы) и ГРС Калуга - 2 (п. Турынино).
Распределение газа по давлению осуществляется по 2- и 3-ступенчатой схеме газопроводами высокого давления II категории с рабочим давлением до 0,5 МПа; газопроводами среднего давления до 0,3 МПа и газопроводами низкого давления до 0,005 МПа. Связь между ступенями предусматривается только через стационарные и шкафные газорегуляторные пункты (ГРП, ШРП).
Направления использования газа:
- технологические и санитарно-технические цели коммунально-бытовых и промышленных предприятий;
- отопление и горячее водоснабжение жилых и общественных зданий;
- хозяйственно-бытовые нужды населения (приготовление пищи и горячей воды). Пригород обслуживает ОАО "Калугаоблгаз", филиал "Калугамежрайгаз".
Перечень сетевых ГРП из общего числа ГРП МО "Калуга" и сетевых ШРП из общего числа ШРП МО "Калуга", находящихся в эксплуатации филиала "КАЛУГАМЕЖРАЙГАЗ"
ГРП |
ШРП |
||
N |
Размещение |
N |
Размещение |
ГРП-54 |
с\з Росва |
ШРП-4 |
с. Росва |
ГРП-55 |
д. Шопино с\з Циолковского |
ШРП-15 |
д. Угра |
ГРП-70 |
д. Мстихино |
ШРП-26 |
д. Колюпаново |
|
|
ШРП-37 |
Мстихино Прудный |
|
|
ШРП-38 |
с. Росва ул. Советская, 108 |
|
|
ШРП-39 |
д. Воровая |
|
|
ШРП-59 |
д. Мстихино |
|
|
ШРП-61 |
д. Рождественно |
|
|
ШРП-70 |
с. Сосновый Бор |
Уровень газификации населённых пунктов пригорода МО "г. Калуга"
N |
Группа сельских населенных пунктов |
Пункты газифицированы |
Пункты не газифицированы |
1 |
Мстихенская |
д. Мстихино |
с. Сосновый Бор |
2 |
Шопинская |
д. Шопино, Рождественно, д. Воровая |
д. Желыбино, д. Чижовка, с. Шахты |
3 |
Ромодановская |
д. Колюпаново |
д. Георгиевское, д. Животинки, д. Андреевское, д. Горенское, д. Сивково, д. Верхняя Вырка, д. Нижняя Вырка, с. Подстанция Колюпановская |
4 |
Муратовская |
- |
жд. ст. Тихонова пустынь, Муратовка, п. Мирный, Рябинка, с. Зеленый, д. Юрьевка, Большая Каменка, жд. ст. Горенская, Парижская Коммуна |
5 |
Черносвитенская |
- |
Муратовский щебзавод, п. Новый, с. Пригородного лесничества, д Карачево, д. Крутицы, д. Бабенки, д. Белая, д. Горенское |
6 |
Спасская |
с. Росва |
д. Яглово, с. Козлово, д. Николо-Лапиносово, д. Угра, с. Спас, д. Городок, д. Сокорево, д. Орешково |
7 |
Новоильинская |
- |
д. Жерело, Новосёлки, д. Ильинка, д. Марьино, д. Лихун, д. Лобаново, д. Аргуново, с. Рожки |
8 |
Ольговская |
|
д. Григоровка, Петрово, д. Косарево, д. Заречье, д. Доможирово, д. Груздово, д. Малая Каменка, д. Починки, д. Уварово, д. Матюнино, с. Уварово-Починковский карьер |
Одним из нерешенных вопросов в области остается низкий уровень газификации сельской местности, который не отвечает современным требованиям к уровню и качеству жизни населения.
В целях исправления сложившейся ситуации Правительство Калужской области совместно с компанией "Газпром" в рамках заключенного Соглашения о сотрудничестве с 2002 года активно участвует в финансировании строительства объектов газификации на территории области. В настоящее время осуществляется реализация областной целевой программы "Расширение сети газопроводов и строительство объектов газификации на территории Калужской области на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года (газификация Калужской области на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года)". Целью программы является развитие инфраструктуры для снабжения природным газом потребителей Калужской области.
Задачи программы:
- доведение уровня газификации к 1 января 2020 года в целом по области до 92%, в том числе до 84% в сельской местности;
- повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
В рамках программы предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- строительство межпоселковых газопроводов;
- строительство уличных газопроводов;
- строительство котельных на газовом топливе.
В настоящее время существенная часть магистральных газопроводов недогружена и для более эффективной ее работы требуется срочное завершение строительства сети разводящих газопроводов с подключением новых потребителей.
За весь период программы с учетом реализации подпрограммы предполагается построить:
- межпоселковые газопроводы и уличные газопроводы протяженностью 4219,21 км;
- 48 котельных на газовом топливе мощностью 10,2 МВт;
- газифицировать около 50 тыс. квартир (домовладений).
4. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
4.1. Основные цели Программы
Основной целью Программы является создание условий для приведения объектов и сетей коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия для проживания граждан и улучшения экологической обстановки на территории сельского поселения.
Программа направлена на снижение уровня износа, повышение качества предоставляемых коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации. В рамках данной Программы должны быть созданы условия, обеспечивающие привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, а также сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги.
4.2. Основные задачи Программы
1. Инженерно-техническая оптимизация систем коммунальной инфраструктуры.
2. Повышение надежности систем коммунальной инфраструктуры.
3. Обеспечение более комфортных условий проживания населения сельского поселения.
4. Повышение качества предоставляемых услуг жилищно-коммунального хозяйства.
5. Снижение потребления энергетических ресурсов.
6. Снижение потерь при поставке ресурсов потребителям.
7. Улучшение экологической обстановки в сельском поселении.
8. Повышение уровня газификации населённых пунктов сельского поселения.
4.3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа действует с 1 января 2018 года по 31 декабря 2028 года. Реализация Программы будет осуществляться весь период.
5. Мероприятия по развитию систем коммунальной инфраструктуры
5.1. Общие положения
Анализ сравнительных показателей, характеризующих город Калугу в группе аналогичных областных городов Центрального района с численностью населения около 300 тыс. чел., проведенный при разработке Генерального плана городского округа "Город Калуга", позволяет сделать вывод, что находясь в ведущем положении по уровню развития промышленности и величине заработной платы, Калуга значительно отстает от других городов по объемам жилищного строительства.
По состоянию на 01.01.2009 общая площадь многоквартирных домов муниципального образования составляет 6273,3 тыс. кв. м. Около половины жилых помещений размещено в 4-5 этажных зданиях, 28% - в многоквартирных домах выше 6 этажей. Основными элементами инженерного оборудования (водопровод, канализация, газ, центральное отопление, электрические сети) обеспечено 90-95% жилищного фонда.
Согласно информации, предоставленной управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений, за период 2014 - 2016 гг. объем ввода жилья (площадь жилых помещений) составил 450,6 тыс. кв. м. Предполагаемый объем застройки перспективных микрорайонов города Калуги в части жилищного строительства в период реализации Программы в 2018 - 2028 гг. составит 1754 тыс. кв. м по многоквартирным домам и 180 тыс. кв. м индивидуального жилищного строительства.
5.2. Мероприятия по развитию системы водоснабжения и водоотведения
Мероприятия по совершенствованию системы водоснабжения и водоотведения городского округа "Город Калуга", предусмотренные в рамках Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, направлены на решение главных проблем, отрицательно влияющих на надежность и качество предоставляемых услуг водоснабжения и водоотведения и на повышение эффективности работы сооружений.
Реализация данных мероприятий позволит обеспечить перспективу развития города по новой застройке жилья и промышленных объектов, осуществлять устойчивое централизованное водоснабжение и водоотведение, снизить уровень износа элементов системы водоснабжения и водоотведения, снизить экологические риски, повысить качество и надежность при одновременном снижении прямых эксплуатационных затрат и себестоимости оказываемых услуг.
За период реализации Программы развития систем водоснабжения и водоотведения городского округа "Город Калуга" прогнозируется рост объема предоставления услуг водоснабжения на 9227,99 тыс. куб. м/год (25,28 тыс. куб. м/сут.). Рост в основном обусловлен спросом на услуги со стороны вновь строящихся промышленных объектов.
Объем потребления услуг населением планируется практически на уровне 2016 г.
При составлении прогноза по реализации населению услуг по водоснабжению учитывались следующие факторы:
- планируемое увеличение объемов водопотребления с учетом ввода мощностей в соответствии с перспективой нового строительства жилищного фонда;
- тенденции снижения объемов водопотребления населением в результате динамики установки внутриквартирных приборов учета, что приводит к эффективной экономии потребляемой питьевой воды.
При определении объемов реализации услуг водоотведения учитывались те же факторы, а также дополнительно учитывалась тенденция роста степени благоустройства жилого фонда и, следовательно, увеличение объемов потребления населением услуг по водоотведению.
Прогнозируемый рост реализации услуг водоотведения составит 8925,87 тыс. куб. м/год (24,45 тыс. куб. м/сут.). Перечень мероприятий по развитию системы водоснабжения и водоотведения представлен в приложении N 1.
5.3. Мероприятия по развитию системы теплоснабжения
Развитие системы теплоснабжения городского округа предусматривается по следующим направлениям:
1. Строительство новых, реконструкция, модернизация и расширение существующих источников централизованного теплоснабжения и тепловых сетей.
При фактическом наличии свободных мощностей по предприятию МУП "Калугатеплосеть" в целом подключение перспективных объектов капитального строительства невозможно без проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения существующих мощностей на источниках теплоснабжения и тепловых сетях в связи с большим физическим износом установленного оборудования и несоответствием его требованиям действующей нормативной документации.
2. Реализация мероприятий по энергосбережению, направленных на повышение эффективности использования теплоэнергетических ресурсов, снижение производственных затрат и технологических потерь при выработке, транспортировке и использовании тепловой энергии.
3. Решение вопросов теплоснабжения объектов нового строительства и реконструкции существующих объектов путем применения индивидуальных источников тепла (при наличии технико-экономического обоснования).
В рамках реализации мероприятий по реконструкции и модернизации котельных и тепловых сетей МУП "Калугатеплосеть" планируется:
- закончить реконструкцию котельной по ул. Никитина, 97;
- провести реконструкцию автоматики безопасности с оснасткой двумя отключающимися устройствами котельных на ул. Поле Свободы, 131, ул. В. Андриановой, 5, п. Бушмановка, ул. Хрустальная, 46, п. Дубрава, ул. Московская, 31, ул. Кутузова, 6, п. Резвань, ул. Пестеля, 30;
- провести реконструкцию автоматики безопасности с заменой котловых ПЗК на котельных: ул. М. Горького, 1, Анненки-2, п. Терепец, ул. Хрустальная, 18, ул. Тарутинская, 198, 31-й микрорайон, ул. Московская, 317, 30-й микрорайон, ул. Кубяка, 3;
- провести реконструкцию котельных с заменой автоматики безопасности типа ПМА на котельных: ул. Кожедуба, 11 (КАЛТУ), Облбольница, ул. Маршала Жукова, 38, ул. Маршала Жукова, 53, ул. Тульская, 78;
- произвести замену дымовых труб на 12 объектах;
- производить замену тепловых сетей с применением пенополимерминеральной (ППМ) и пенополиуретановой (ППУ) изоляции ежегодно в объеме 5 - 6 км.
Проведение указанных мероприятий позволит повысить надежность и долговечность системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, будет способствовать улучшению экологической ситуации, обеспечению промышленной безопасности эксплуатации котельных, сокращению удельных расходов теплоэнергетических ресурсов.
5.4. Мероприятия по развитию системы ливневой канализации
Развитие системы отведения ливневых вод (ливневой канализации) предусмотрено планами территориального развития муниципального образования, Генеральным планом городского округа "Город Калуга", утвержденным решением Городской Думы города Калуги от 26.04.2017 N 64.
Включение проектируемых мероприятий в состав Программы необходимо для последующей разработки организацией, эксплуатирующей сети ливневой канализации, инвестиционной программы и формирования тарифов на подключение к системе ливневой канализации. Это дает юридическую возможность возобновления системного развития ливневой канализации и определения источников его финансирования.
Мероприятия по развитию системы ливневой канализации города Калуги, предусмотренные в составе Программы, направлены на формирование эффективной сети ливневой канализации, создающей условия для обеспечения возможности подключения новых промышленных и бытовых потребителей к сетям ливневой канализации и позволяющей решить технические проблемы существующей системы ливневой канализации города.
В результате реализации мероприятий по развитию системы ливневой канализации ожидается:
- планируемое увеличение протяженности сетей - 56,3 км;
- ожидаемое уменьшение процента износа сетей ливневой канализации и оборудования - на 14%.
5.5. Мероприятия по развитию системы утилизации твердых бытовых отходов
Развитие системы утилизации твердых бытовых отходов городского округа "Город Калуга" обеспечит не только освоение дополнительных участков для складирования и захоронения все возрастающего объема бытовых отходов, но и соблюдение экологической безопасности при эксплуатации полигона ТБО.
5.6. Мероприятия по развитию системы газоснабжения
В целях исправления сложившейся ситуации Правительство Калужской области совместно с компанией "Газпром" в рамках заключенного Соглашения о сотрудничестве с 2002 года активно участвует в финансировании строительства объектов газификации на территории области. В настоящее время осуществляется реализация областной целевой программы "Расширение сети газопроводов и строительство объектов газификации на территории Калужской области на 20132017 годы и на период до 2020 года (газификация Калужской области на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года)". Целью программы является развитие инфраструктуры для снабжения природным газом потребителей Калужской области.
Задачи программы:
- доведение уровня газификации к 1 января 2020 года в целом по области до 92%, в том числе до 84% в сельской местности;
- повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
В рамках программы предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- строительство межпоселковых газопроводов;
- строительство уличных газопроводов;
- строительство котельных на газовом топливе.
В настоящее время существенная часть магистральных газопроводов недогружена и для более эффективной ее работы требуется срочное завершение строительства сети разводящих газопроводов с подключением новых потребителей.
За весь период программы с учетом реализации подпрограммы предполагается построить:
- межпоселковые газопроводы и уличные газопроводы протяженностью 4219,21 км;
- 48 котельных на газовом топливе мощностью 10,2 МВт;
- газифицировать около 50 тыс. квартир (домовладений).
5.7. Мероприятия по развитию системы электроснабжения
Реализация Программы в части развития системы электроснабжения муниципального образования "Город Калуга" необходима в связи с тем, что в процессе появления в черте городского округа большого числа новых потребителей суммарная разрешенная мощность их превышает предел загрузки силовых трансформаторов на подстанциях, а также пропускной способности электрических сетей.
Состояние электрооборудования и электрических линий не позволяет без строительства новых объектов и реконструкции существующих присоединять дополнительные мощности.
Основные укрупненные мероприятия по строительству и реконструкции объектов электросетевого комплекса филиала "Калугаэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на территории муниципального образования "Город Калуга" предусмотрены в целях покрытия возрастающих электрических нагрузок потребителей в существующем жилищном фонде, а также для обеспечения электроэнергией районов нового строительства и повышения надежности системы электроснабжения города Калуги.
6. Механизм реализации Программы
Общую координацию реализации мероприятий Программы, контроль за их исполнением осуществляет управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.
Для решения задач Программы предполагается использовать средства в соответствии с п. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" муниципального бюджета, собственные средства предприятий коммунального комплекса.
Пересмотр тарифов на ЖКХ производится в соответствии с действующим законодательством.
В рамках реализации данной Программы в соответствии со стратегическими приоритетами развития муниципального образования, основными направлениями сохранения и развития коммунальной инфраструктуры будет осуществляться мониторинг проведенных мероприятий и на основе этого корректировка мероприятий Программы.
Исполнителями Программы являются Городская Управа города Калуги и организации коммунального комплекса.
Контроль за реализацией Программы осуществляется по итогам каждого года управлением жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.
Изменения в Программе и сроки ее реализации, а также объемы финансирования из местного бюджета могут быть пересмотрены Городской Управой города Калуги по ее инициативе или по предложению организаций коммунального комплекса в части изменения сроков реализации и мероприятий Программы.
7. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы должна проводиться на основе оценок по трем критериям:
- степени достижения целей и решения задач муниципальной программы;
- соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета муниципальной программы;
- степени реализации мероприятий муниципальной программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы и их плановых значений по формуле:
где C - оценка степени достижения цели, решения задачи муниципальной программы;
Ci - степень достижения i-го индикатора (показателя) муниципальной программы, отражающего степень достижения цели, решения соответствующей задачи;
n - количество показателей, характеризующих степень достижения цели, решения задачи муниципальной программы.
Степень достижения i-го индикатора (показателя) муниципальной программы может рассчитываться по формуле:
(для целевых индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или
(для целевых индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений),
где Зф - фактическое значение индикатора (показателя); Зп - плановое значение индикатора (показателя).
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств, направленных на реализацию муниципальной программы, может определяться путем сопоставления плановых объемов и кассового исполнения муниципальной программы по формуле:
,
где Уи - уровень исполнения муниципальной программы по расходам;
Фф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию муниципальной программы;
Фп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Оценка степени реализации мероприятий муниципальной программы может определяться по следующей формуле:
,
где M - оценка степени реализации мероприятий муниципальной программы;
R - показатель достижения ожидаемого непосредственного результата i-го мероприятия программы, определяемый в случае достижения непосредственного результата в отчетном периоде как "1", в случае не достижения непосредственного результата - как "0";
m - количество основных мероприятий, включенных в муниципальную программу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.