Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы
администрации муниципального
района "Перемышльский район"
от 19 июля 2018 г. N 616
Паспорт муниципальной программы муниципального района "Перемышльский район" "Доступная среда в МР "Перемышльский район" на 2018 - 2020 годы"
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Доступная среда в муниципальном районе "Перемышльский район" на 2018 - 2020 годы" (далее - Программа) |
|||||||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель Программы |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Перемышльский район" |
|||||||||||||||||||||||
Соисполнители Программы |
- администрация МР "Перемышльский район"; - отдел образования администрации МР "Перемышльский район"; - отдел культуры, молодежи и спорта администрации МР "Перемышльский район"; - ГКУ "ЦЗН Козельского района" (по согласованию). |
|||||||||||||||||||||||
Цель Программы |
Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Перемышльском районе. |
|||||||||||||||||||||||
Задачи Программы |
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; - обеспечение необходимой информацией инвалидов и других МГН; - преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов, создание условий для их социальной интеграции и участия в жизни общества в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта в Перемышльском районе |
|||||||||||||||||||||||
Подпрограммы Программы |
Нет |
|||||||||||||||||||||||
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
- доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Перемышльском районе; - доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Перемышльском районе; - доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Перемышльском районе; - доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Перемышльском районе; - доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная и безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений Перемышльского района; - доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Перемышльского района; - доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся в целях поиска подходящей работы. |
|||||||||||||||||||||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2018 - 2020 годы в один этап. |
|||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Программы |
|
|||||||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Перемышльском районе; - сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Перемышльском районе; - формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; - создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных учреждений, улучшение материально-технической базы образовательных учреждений с целью обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов; - укрепление материально-технической базы учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в Перемышльском районе; - преодоление социальной разобщенности "отношенческих" барьеров в обществе. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р), Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года", постановлением Правительства Калужской области от 22.07.2013 N 370 "Об утверждении перечня государственных программ Калужской области".
Реабилитация и социальная интеграция инвалидов, в том числе реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Численность населения Перемышльского района, по данным статистического отдела за 2017 год, составила 13774 человека. Общее количество инвалидов зарегистрированных на территории района 1596 человек, из них несовершеннолетних - 44 ребенка, что составляет 11,6% от общей численности населения.
Несмотря на положительные тенденции изменения показателей инвалидности, остается нерешенной важная социальная проблема - устранение барьеров для инвалидов в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Доступность физической среды, включая, образование, труд, культуру, физическую культуру и спорт, информацию и каналы коммуникации, является условием независимой жизни инвалидов и других МГН. Независимая жизнь - это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность самому определять и выбирать, управлять жизненными ситуациями.
Наиболее уязвимыми при взаимодействии с сельской средой жизнедеятельности являются следующие категории инвалидов:
- инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- инвалиды с нарушениями зрения;
- инвалиды с нарушением слуха.
Наряду с инвалидами к маломобильным группам населения относятся граждане с временным нарушением здоровья, люди старших возрастов, пешеходы с детскими колясками, дети дошкольного возраста и другие граждане, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, которым также, как и инвалидам, необходима доступная, "безбарьерная среда на объектах социальной инфраструктуры Перемышльского района.
Во исполнение статьи 15 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" пункта 1 части 4 статьи 26 ФЗ от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" составлен план мероприятий ("дорожная карта") Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности (2015 - 2020 годы) в муниципальном районе "Перемышльский район".
Паспортизация приоритетных объектов является основой для разработки управленческих решений - планов и программ адаптации объектов социальной инфраструктуры с уточненным перечнем необходимых работ, развития услуг с учетом потребностей инвалидов, объективного контроля и оценки эффективности их реализации.
В 2013 году разработан нормативно правовой акт, о проведении паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Калужской области для последующей систематизации информации о доступности объектов и услуг в приоритетных для инвалидов сферах жизнедеятельности, формирования карты доступности объектов и услуг, а также разработки планов и программ адаптации объектов социальной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребности лиц указанной категории.
Порядок организации работы по проведению паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на территориях муниципальных образований Калужской области регламентирован утвержденными организационно-распорядительными документами.
В целях общественного контроля для отбора приоритетных объектов и предоставляемых ими услуг, а также последующего проведения мероприятий по паспортизации данных объектов и услуг, привлекаются представители общественных организаций инвалидов.
В реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН включаются учреждения здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты населения, службы занятости населения, а также многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
С 2013 года организована работа по обследованию и проведению паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, составлены паспорта на 10 объектов, отображены на карте и имеют описание степени доступности социально значимые объекты социальной инфраструктуры, также обрисованы пути движения по центральным улицам для маломобильных групп населения.
В 2016 году проведена работа в Перемышльской и Козловской средних общеобразовательных школах по расширению дверных проемов при входе в здание. Сделаны козырьки на входом, установлены пандусы в соответствии со стандартами, оборудованы санузлы. Приобретена специальная мебель, учебная литература для гимнастики глаз.
Получение инвалидами образования является неотъемлемой частью их реабилитации.
Анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить проблемы в этой области, в том числе:
- недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
- инфраструктура образовательных учреждений не в полной мере адаптирована для инвалидов.
Реализация мероприятий Программы, направленных на организацию обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства, позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, что будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Актуальным вопросом является проблема трудоустройства инвалидов. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов. Именно эта категория населения сталкивается с наибольшими проблемами при трудоустройстве по причине функциональных нарушений, недостаточной квалификации, вынужденных длительных перерывов в трудовой деятельности.
В 2017 году, при обращении в "Центр занятости населения Перемышльского района", трудоустроен 1 инвалид.
В Перемышльском районе услуги в области содействия занятости населения предоставляет государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Козельского района".
Гражданам с функциональными нарушениями обеспечена полная доступность в получении государственных услуг, оказываемых органом службы занятости населения.
Для обеспечения занятости инвалидов необходимо решить целый комплекс вопросов, среди которых:
- создание доступной инфраструктуры, в том числе на рабочем месте;
- получение инвалидами профессионального образования;
- психологическая адаптация к новым условиям жизни (особенно это актуально, если инвалидность приобретена в зрелом возрасте);
- преодоление негативного отношения к этой категории граждан со стороны работодателя.
Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями.
Вместе с тем развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем:
- инфраструктура спортивных объектов не в полной мере адаптирована для инвалидов;
- необходимо специализированное оборудование для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений;
Обеспечение доступности учреждений культуры, а также услуг в сфере культурно-досуговой деятельности имеет важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов.
Персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия в большинстве случаев затруднен ввиду отсутствия специальных технических приспособлений.
В связи с этим для обеспечения доступности для инвалидов и других МГН услуг в сфере культуры и искусства необходимо:
- адаптирование учреждений культуры для посещения инвалидами и другими МГН;
- внедрение в практику работы учреждений культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам;
- постоянное расширение и обновление форм досуговой деятельности для инвалидов в учреждениях культуры.
Необходимый объем средств для проведения данных работ предусмотрен в рамках реализации мероприятий Программы.
Решение задач по формированию и развитию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Перемышльском районе возможно при организации комплексного подхода посредством программно-целевого планирования, направленного на эффективное межведомственное взаимодействие и координацию работы различных органов исполнительной власти и других участников формирования доступной среды жизнедеятельности, а также при привлечении нескольких источников финансирования, в том числе средств областного и федерального бюджета.
К числу рисков, которые могут негативно влиять на реализацию Программы, следует отнести:
1. Неполное либо несвоевременное финансирование мероприятий Программы.
2. С учетом периода реализации Программы возможно возникновение рисков, связанных с социально-экономическими факторами, инфляцией, дефицитом бюджетных средств, ростом стоимости ресурсов и другими, что может повлечь выполнение запланированных мероприятий не в полном объеме.
2. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
Целью Программы является обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Перемышльском районе.
Для достижения поставленной цели Программы требуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Перемышльском районе;
- преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Перемышльском районе.
Для оценки реализации Программы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются целевые показатели (индикаторы), указанные в приложении N 1 к настоящей Программе.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) Программы представлена в приложении N 1а к настоящей Программе.
3. Конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий программы позволит к 2021 году увеличить:
- долю инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Перемышльском районе (к 2021 году - 56%);
- долю доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Перемышльском районе (к 2021 году - 95%);
- долю объектов социальной инфраструктуры, на которых сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Перемышльском районе (к 2021 году - 95%);
- долю общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная и безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений (к 2021 году - 89%);
- долю инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Перемышльском районе (к 2021 году - 46%);
- долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения в Перемышльском районе (к 2021 году - 6,1);
- долю трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся в целях поиска подходящей работы (к 2021 году - 100%).
4. Сроки и этапы реализации Программы
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации Программы с 2018 по 2020 годы в 1 этап.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Перечень программных мероприятий
В рамках Программы реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Для решения задачи связанной с повышением уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН планируется реализовать следующие мероприятия:
- адаптация учреждения культуры к обслуживанию инвалидов (установка пандусов, поручней, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху и т.д.);
- обеспечение учреждения культуры (библиотеки) оборудованием, адаптированным для инвалидов (описание объектов искусства шрифтом Брайля, голосовое дублирование, внедрение в практику работы библиотек тифло-флештехнологий и т.д.) совместно с областной библиотекой им. Островского;
- создание в образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию инвалидов (установка пандусов, поручней, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, и др.);
- оборудование на автостоянках парковок для автотранспортных средств инвалидов, в том числе с установкой дорожных знаков и нанесение дорожной разметки для обозначения мест парковки для инвалидов около Центральной районной больницы, отдела социальной защиты населения, магазинов "Магнит", "Пятерочка";
- трудоустройство инвалидов.
Для решения задач, связанных с преодолением социальной разобщенности в обществе и формированием позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, планируется реализация мероприятий:
- организация и проведение информационных и просветительских компаний по вопросам социализации людей с ограниченными возможностями здоровья (публикация и освещение информационных материалов в средствах массовой информации);
- проведение специальных социологических исследований в Перемышльском районе (изучение мнения инвалидов о доступности объектов и услуг, об отношении населения к проблемам инвалидов);
- привлечение молодежных организаций, волонтеров для помощи инвалидам и других маломобильных групп;
- проведение конференций, "круглых столов" с работниками социальных учреждений и с участием представителей общества инвалидов для выявления и решения проблем доступности среды для инвалидов и других МГН;
- обновление реестра учета инвалидов и МГН в базе данных "Адресная социальная помощь";
- организация и проведение мероприятий, посвященных Международному дню инвалидов.
Перечень программных мероприятий, а также объем ресурсного обеспечения Программы, представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств местного бюджета и собственных средств организаций.
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2018 - 2020 годы составит 150 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования:
Источники финансирования |
Всего |
в том числе по годам в тыс. руб. |
||
2018 |
2019 |
2020 |
||
Средства местного бюджета |
110 |
0 |
90 |
20 |
Собственные средства организаций |
40 |
0 |
20 |
20 |
Итого: |
150 |
0 |
110 |
40 |
Объемы финансирования из местного бюджета уточняются после принятия и (или) внесения изменений в решение Районного собрания МР "Перемышльский район" о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
6. Механизм реализации Программы
Организация исполнения мероприятий, текущее управление, координация работ соисполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценка достижения целевых показателей (индикаторов) Программы) осуществляется ответственным исполнителем Программы.
Ответственный исполнитель Программы:
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации;
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- обеспечивает контроль за целевым использованием средств районного бюджета;
- организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы на своем официальном сайте в сети Интернет;
- взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.
Соисполнители Программы:
- организуют реализацию мероприятий Программы;
- выступают инициаторами корректировки мероприятий Программы, источников и объемов их финансирования;
- организуют осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы в соответствующих сферах деятельности.
Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, в сроки ее реализации, в объемы бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом осуществляются по согласованию с ее исполнителями и соисполнителями.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на формирование им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
Социальная эффективность Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
- увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
- преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
- информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
- повышения уровня и качества услуг, открытым или предоставляемым для населения.
Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, утвержденным Постановлением администрации муниципального района N 1310 от 08.10.2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.