Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства сельского
хозяйства Калужской области
от 31.10. 2018 г. N 372
Ведомственная целевая программа
"Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Калужской области"
Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Калужской области"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство сельского хозяйства Калужской области |
Наименование ВЦП |
Ведомственная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Калужской области" (далее - Программа) |
Наименование подразделения, ответственного за реализацию Программы |
Отдел развития малых форм хозяйствования, отдел маркетинга |
Дата и номер приказа, которым утверждена Программа |
31.10.2018 N 372 |
Цель Программы |
Создание условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, способствующей социально-экономическому развитию аграрного сектора области |
Задачи Программы |
- Повышение доступности кредитных ресурсов и заемных средств для малых форм хозяйствования и сельских жителей; - стимулирование создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, повышение доходов и уровня занятости сельского населения |
Сроки реализации Программы |
2019 - 2021 годы |
Целевые индикаторы по годам реализации Программы |
- Прирост суммы займов, выданных сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами, %: 2019 год - 9,0; 2020 год - 9,0; 2021 год - 10,0; - количество субъектов малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, получивших государственную поддержку в рамках Программы, ед.: 2019 год - 15; 2020 год - 16; 2021 год - 17; - создание новых рабочих мест в рамках Программы, ед.: 2019 год - 15; 2020 год - 17; 2021 год - 20; |
Объемы финансирования: всего, в том числе по годам реализации Программы |
Объемы финансирования на реализацию Программы на период 2019 - 2021 годов составляют в ценах соответствующих лет 106267,5 тыс. руб., в том числе: - за счет областного бюджета <*> - 91152,9 тыс. руб., из них по годам: 2019 год - 31384,3 тыс. руб., 2020 год - 29884,3 тыс. руб., 2021 год - 29884,3 тыс. руб.; - за счет привлеченных средств - 15114,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 год - 6038,2 тыс. руб., 2020 год - 4538,2 тыс. руб., 2021 год - 4538,2 тыс. руб. |
<*> - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
Главные цели государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации - это: повышение качества жизни сельского населения, его занятости и доходов, дальнейшее развитие сельских территорий и аграрного сектора экономики.
В соответствии с российским законодательством процесс кооперации граждан и субъектов предпринимательской деятельности осуществляется через создание юридических лиц - кооперативов. Кооперативы различных видов, образуемые на сельских территориях, решают задачи обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения их продукцией производственного и бытового назначения (снабженческие кооперативы), заготовки и сбыта сельскохозяйственной продукции (сбытовые кооперативы), переработки (перерабатывающие кооперативы) обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов (сельскохозяйственные производственные кооперативы).
Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в современных условиях состоит в объединении сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью создания условий для их социально-экономического развития путем повышения доступности к финансово-кредитным и производственным ресурсам, обеспечение возможности переработки сельскохозяйственного сырья, расширения доступности рынков снабжения и сбыта продукции.
Кооперативами может осуществляться не только закупка, переработка продукции, но и оказание услуг ветеринарии, искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, оформление бухгалтерской, налоговой отчетности, а также поставка членам кооператива скота, техники, оборудования, кормов. Социальная значимость кооперативов в решении вопросов жизнеустройства на селе должна способствовать созданию кооперативов в каждом крупном сельском поселении муниципальных районов Калужской области.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы относятся к малым формам хозяйствования, которые включают также крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ), индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ).
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы играют заметную роль в объединении КФХ, ЛПХ и сельских жителей в различных видах деятельности: производство, переработка, снабжение, сбыт продукции и других.
В Калужской области на 1 января 2018 года проживает 242,9 тыс. человек сельского населения, что составляет 24,0 процента от общей численности населения области. Хозяйства населения (ЛПХ) насчитывают 101,0 тыс. единиц, функционирует 750 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Малые формы хозяйствования области занимают важное место в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении населения, формировании предложения на региональных и локальных сырьевых и продовольственных рынках.
За 2017 год в хозяйствах населения было произведено продукции сельского хозяйства на сумму 17276,7 млн. руб., что составило 40,1% от общего производства по области. Из этой суммы 13357,8 млн. руб. составляет продукция растениеводства (62,0% от общего производства по области) и 3918,9 млн. руб. продукция животноводства (18,2% от общего производства). КФХ за этот же период произвели продукции растениеводства на сумму 1029,2 млн. руб. (4,7% от общего производства по области) и животноводства - на сумму 1701,0 млн. руб. (7,9%), соответственно вся продукция составила 2730,2 млн. руб. (6,3% от общего производства по области). Таким образом, в малых формах хозяйствования производится почти половина всей сельскохозяйственной продукции области и более половины продукции растениеводства. Доля указанных категорий хозяйств в общем объеме производства составляет: по картофелю - 87,8%; овощам открытого грунта - 92,1%; молоку - 14,0%; скоту и птице на убой (в живом весе) - 16,8%, яйцам - 43,4%.
Таблица 1
Доля малых форм хозяйствования в производстве валовой продукции сельского хозяйства области
Наименование показателя |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||
Млн. руб. |
% |
Млн. руб. |
% |
Млн. руб. |
% |
|
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
36731,7 |
100,0 |
37525,1 |
100,0 |
43069,9 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
крестьянские (фермерские) хозяйства |
1968,0 |
5,4 |
1920,2 |
5,1 |
2730,2 |
6,3 |
хозяйства населения |
16904,4 |
46,0 |
17044,6 |
45,4 |
17276,7 |
40,1 |
Малые формы хозяйствования, всего |
18872,4 |
51,4 |
18964,8 |
50,5 |
20006,9 |
46,4 |
В настоящее время основными формами государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе являются: льготное кредитование и государственная поддержка КФХ и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в форме грантов.
Льготные кредиты для КФХ практически не доступны, так из 750 КФХ, осуществляющих свою деятельность в Калужской области, в 2015 году смогли получить всего 1 кредит; в 2016 году, соответственно - 2 кредита, 2017 году - 8 кредитов. Итого кредитными ресурсами за три года смогли воспользоваться - 1,5 процентов фермеров.
Кроме того, устойчивому развитию малых форм хозяйствования препятствует ряд проблем, и главными являются низкий уровень технико-технологического оснащения хозяйств, невысокая эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения, возникают сложности в реализации продукции, снабжении, переработке. Малые формы хозяйствования, сельское население испытывают существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.
Названные проблемы успешно могут быть решены с помощью кооперации. В свою очередь развитие кооперации на современном этапе требует всесторонней государственной поддержки.
По состоянию на 1 июля 2018 года в Калужской области зарегистрировано 58 сельскохозяйственных потребительских кооператива различного направления деятельности, в том числе: 23 кредитных, 20 снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов (из них 4 кооператива зарегистрировано в 2017 году), 15 осуществляют прочие виды деятельности.
В последние годы развитие сельскохозяйственной кооперации на территории Калужской области осуществлялось в рамках подпрограммы "Развитие сельскохозяйственной кооперации" государственной программы Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" на 2014 - 2020 годы, которой предусмотрены меры государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов в виде грантов, предоставляемых на развитие их материально-технической базы.
В 2017 году государственная поддержка в форме гранта на создание и развитие материально-технической базы была предоставлена сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативам "Надежда" Сухиничского района и "Восход" Дзержинского района.
По итогам конкурса по отбору сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2018 году гранты предоставлены также двум кооперативам на развитие материально-технической базы.
Таблица 2
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Калужской области
|
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2018 г. в % к 2015 г. |
2018 г. в % к 2017 г. |
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, всего единиц, в том числе: |
86 |
72 |
64 |
58 |
67,4 |
90,6 |
снабженческо-сбытовые |
9 |
7 |
7 |
7 |
77,8 |
100,0 |
перерабатывающие |
11 |
8 |
11 |
13 |
118,2 |
118,2 |
кредитные |
46 |
35 |
31 |
23 |
50,0 |
74,2 |
прочие |
20 |
18 |
15 |
15 |
75,0 |
100,0 |
В настоящее время в нашем регионе наиболее успешно и эффективно работают следующие снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы: сельскохозяйственный потребительский закупочный кооператив "Молоко" Козельского района, который ежегодно закупает более 250 тонн молока в личных подсобных хозяйствах 11 населенных пунктов Козельского и Сухиничского районов области; сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "Восход" Дзержинского района, осуществляющий убой и первичную переработку скота (до 200 голов крупного рогатого скота в месяц).
В целях создания максимально благоприятных условий для продвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия субъектов малых форм хозяйствования, создания региональной инфраструктуры обеспечения региональной продовольственной безопасности на местном агропродовольственном рынке в настоящее время на территории Калужской области работает 7 розничных рынков, из них 2 - сельскохозяйственных.
В Калужской области уделяется постоянное внимание развитию несетевых торговых форматов - рынков и ярмарок, выездных форм закупок и торговли, стимулированию развития сбытовой и снабженческой сельской кооперации.
В целях продвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия на региональном агропродовольственном рынке на территории области с участием министерства сельского хозяйства области в 2017 году проведено 2 230 сельскохозяйственных ярмарок и ярмарок выходного дня (на 46,3% больше чем в 2016 году). Согласно утвержденному министерством сельского хозяйства области графику в 2018 году планируется провести 2 275 сельскохозяйственных ярмарок.
В целях продвижения продовольственной продукции АПК Калужской области на столичный агропродовольственный рынок в 2017 году в городе Москве проведено 36 калужских ярмарок продовольствия, что на 22% больше 2016 года.
Существенная и системная поддержка в продвижении и сбыте продукции малых форм хозяйствования, в развитии сельской кооперации сегодня осуществляется акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - АО "Корпорация "МСП").
В целях оказания сельскохозяйственным кооперативам, малым формам хозяйствования информационной и маркетинговой поддержки АО "Корпорация "МСП" разработаны онлайн - ресурсы: "Навигатор мер поддержки AGRO-COOP.RU" и онлайн - каталог продукции сельскохозяйственных кооперативов "RUFERMA.RU". На официальных сайтах муниципальных районов Калужской области размещены баннеры с активными ссылками на эти онлайн - ресурсы.
В целях развития сельскохозяйственной кооперации министерством сельского хозяйства Калужской области проводится работа по информированию крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств населения, сельскохозяйственных кооперативов об алгоритме (пошаговой инструкции) использования субъектами малого и среднего предпринимательства мер государственной поддержки при открытии и расширении своей деятельности, по доведению информации до сельскохозяйственных кооперативов о мерах поддержки, осуществляемых АО "Корпорация "МСП" и акционерным обществом "МСП Банк" (далее - АО "МСП Банк").
Несмотря на принимаемые сегодня меры государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации их количество продолжает сокращаться, снижается доля работающих кооперативов, в том числе кредитных. Данная отрицательная тенденция и наличие ряда проблем, отмеченных выше, говорят о необходимости реализации комплекса мер по поддержке кооперации, особенно кредитной, в рамках отдельной программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит создать условия для создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что приведет к увеличению уровня занятости сельского населения, уровня доходов сельских жителей, будет способствовать сохранению населения на сельских территориях.
2. Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, способствующей социально-экономическому развитию аграрного сектора области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение доступности кредитных ресурсов и заемных средств для малых форм хозяйствования и сельских жителей;
- стимулирование создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, повышение доходов и уровня занятости сельского населения.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2019 - 2021 годы.
4. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Программы
В качестве основных целевых индикаторов и показателей реализации Программы будут использоваться следующие показатели (таблица 3).
Таблица 3
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы
Целевой индикатор |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2021 г. в % (или +,-) к 2018 г. |
Прирост суммы займов, выданных сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами |
% |
7,0 |
9,0 |
9,0 |
10,0 |
+3,0 п.п. |
Количество субъектов малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, получивших государственную поддержку в рамках Программы |
Ед. |
0 |
15 |
16 |
17 |
+17 |
Создание новых рабочих мест в рамках Программы |
Ед. |
0 |
15 |
17 |
20 |
+20 |
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1. Прирост суммы займов, выданных сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами области в 2021 году достигнет 10 процентного уровня.
2. За период реализации Программы не менее 48 субъектов малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, получат государственную поддержку в рамках Программы.
3. В рамках Программы будет создано не менее 52 новых рабочих мест за период действия Программы.
4. Приобретение посадочного материала многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в целях дальнейшего производства продукции членами кооперативов позволит повысить не только производство продукции, но и занятость населения, его доходы.
5. Оказание содействия в предоставлении поручительств сельскохозяйственным кооперативам региональными гарантийными организациями и в предоставлении микрозаймов микрофинансовыми организациями, меры государственной поддержки в рамках Программы позволят повысить доступность к кредитным ресурсам малых форм хозяйствования и сельского населения.
6. Взаимодействие с АО "Корпорация МСП" по вопросам поддержки проектов субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), использование специальных гарантийных продуктов АО "Корпорация МСП", участие в программе льготного лизинга оборудования, реализуемой АО "Корпорация МСП" совместно с региональными лизинговыми компаниями расширят возможности субъектов МСП в укреплении материально-технической базы.
7. Формирование системы информационного обеспечения сельскохозяйственной кооперации, с последующим ее интегрированием с информационными ресурсами, сформированными Минсельхозом России (портал "Поддержка фермеров и кооперативов", размещенный по адресу http://bp.mcx.ru/) и обеспечение системной информационно-консультационной поддержки сельской кооперации на базе Министерства и Центра компетенций развития сельскохозяйственной кооперации области, созданного в ГАУ КО "Агентство развития бизнеса" позволят значительно повысить информационную поддержку субъектов МСП, включая сельскохозяйственные кооперативы.
5. Перечень программных мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Калужской области" на 2019 - 2021 годы
Цель Программы: создание условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, способствующей социально-экономическому развитию аграрного сектора области
N |
Содержание мероприятия |
Срок реализации |
Объем расходов на реализацию, тыс. руб. |
Показатели результативности деятельности |
|||||||||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значение индикатора |
||||||||
Областной бюджет |
Внебюджетные средства |
Областной бюджет |
Внебюджетные средства |
Областной бюджет |
Внебюджетные средства |
|
|
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
|||
|
Задача N 1. Повышение доступности кредитных ресурсов и заемных средств для малых форм хозяйствования и сельских жителей |
|
|
|
|
|
|||||||
1.1 |
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах (последующего уровня), заключенным с 1 января 2013 г. на срок до 8 лет, сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи |
2019 - 2021 гг. |
1384,3 |
1038,2 |
1384,3 |
1038,2 |
1384,3 |
1038,2 |
Прирост суммы займов, выданных сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами |
% |
9,0 |
9,0 |
10,0 |
1.2 |
Субсидии сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение затрат на обеспечение электронного документооборота по предоставлению отчетности в Банк России и (или) на приобретение компьютерной техники, и (или) лицензионного программного обеспечения для осуществления деятельности |
2019 - 2021 гг. |
2000,0 |
2000,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
|||||
1.3 |
Оказание содействия в предоставлении поручительств сельскохозяйственным кооперативам региональными гарантийными организациями |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
||||||||||
1.4 |
Оказание содействия в предоставлении микрозаймов сельскохозяйственным кооперативам микрофинансовыми организациями |
2019 - 2021 гг |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
1.5 |
Оказание содействия выполнению требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, подготовке и представлению отчетности, предусмотренной нормативными актами Банка России |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
1.6 |
Оказание содействия сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам по разработке плана (стратегии) развития на период 3 - 5 лет |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
|
Всего по задаче |
|
3384,3 |
3038,2 |
1884,3 |
1538,2 |
1884,3 |
1538,2 |
|
|
|
|
|
|
Задача N 2. Стимулирование создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, повышение доходов и уровня занятости сельского населения |
|
|
|
|
|
|||||||
2.1 |
Субсидии в виде имущественного взноса государственному фонду поддержки предпринимательства Калужской области (микрокредитная компания) на создание и (или) фондирование гарантийных фондов, предоставляющих услуги поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в сельскохозяйственном производстве, а также организациям потребительской кооперации |
2019 - 2021 гг. |
25000,0 |
0,0 |
25000,0 |
0,0 |
25000,0 |
0,0 |
Количество субъектов малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, получивших государственную поддержку в рамках Программы |
Ед. |
15 |
16 |
17 |
2.2 |
Субсидии сельскохозяйственным потребительским снабженческим и (или) сбытовым кооперативам на возмещение части затрат на приобретение посадочного материала многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных |
2019 - 2021 гг. |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
Создание новых рабочих мест в рамках |
Ед. |
15 |
17 |
20 |
2.3 |
Формирование и сопровождение банка успешных проектов субъектов МСП в сфере АПК, в том числе развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
||||||||||
2.4 |
Взаимодействие с АО "Корпорация МСП" по вопросам поддержки проектов субъектов МСП |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.5 |
Мониторинг использования онлайн - ресурсов: "Навигатор мер поддержки AGRO-COOP.RU" и онлайн - каталог продукции сельскохозяйственных кооперативов "RUFERMA.RU", разработанных АО "Корпорация МСП" |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.6 |
Информирование кооперативов и их членов о специальных гарантийных продуктах АО "Корпорация МСП", о реализации программы льготного лизинга оборудования, реализуемой АО "Корпорация МСП" совместно с региональными лизинговыми компаниями |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.7 |
Развитие механизмов лизинга техники и оборудования для сельскохозяйственных кооперативов |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.8 |
Обеспечение системной информационно-консультационной поддержки сельской кооперации на базе Министерства и Центра компетенций развития сельскохозяйственной кооперации области, созданного в ГАУ КО "Агентство развития бизнеса" |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.9 |
Формирование системы информационного обеспечения сельскохозяйственной кооперации, с последующим ее интегрированием с информационными ресурсами, сформированными Минсельхозом России (портал "Поддержка фермеров и кооперативов", размещенный по адресу http://bp.mcx.ru/) |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.10 |
Проведение ярмарочных мероприятий регионального и межрегионального уровня, в том числе направленных на популяризацию региональных товаров, позволяющих осуществлять реализацию продукции сельскохозяйственных кооперативов без посредников |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.11 |
Создание раздела "Сельскохозяйственная кооперация" на официальном портале министерства сельского хозяйства Калужской области |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.12 |
Проведение семинаров, "круглых столов" по актуальным вопросам развития сельскохозяйственной потребительской кооперации |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.13 |
Содействие кадровому обеспечению сельскохозяйственных кооперативов |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.14 |
Организация проведения курсов повышения квалификации, обучающих семинаров по вопросам создания и развития предприятий сельскохозяйственной кооперации, в том числе организация работы демонстрационных площадок на действующих предприятиях |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
2.15 |
Организация участия руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов в областном трудовом соревновании по номинации "Лучший руководитель сельскохозяйственного потребительского кооператива" |
2019 - 2021 гг. |
В рамках текущего финансирования |
|
|
|
|
|
|||||
|
Всего по задаче |
|
28000,0 |
3000,0 |
28000,0 |
3000,0 |
28000,0 |
3000,0 |
|
|
|
|
|
|
Итого по Программе |
|
31384,3 |
6038,2 |
29884,3 |
4538,2 |
29884,3 |
4538,2 |
|
|
|
|
|
6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Государственная поддержка реализации мероприятий Программы будет осуществляться путем предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам области: субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах (последующего уровня), заключенным с 1 января 2013 г. на срок до 8 лет, сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи; субсидии сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение затрат на обеспечение электронного документооборота по предоставлению отчетности в Банк России и (или) на приобретение компьютерной техники, и (или) лицензионного программного обеспечения для осуществления деятельности; субсидии в виде имущественного взноса государственному фонду поддержки предпринимательства Калужской области (микрокредитная компания) на создание и (или) фондирование гарантийных фондов, предоставляющих услуги поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в сельскохозяйственном производстве, а также организациям потребительской кооперации; субсидии сельскохозяйственным потребительским снабженческим и (или) сбытовым кооперативам на возмещение части затрат на приобретение посадочного материала многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных.
Обоснование потребностей в необходимых финансовых ресурсах приводится в Приложении к Программе.
Объемы финансирования на реализацию Программы на период 2019 - 2021 годов составляют в ценах соответствующих лет 106267,5 тыс. руб., в том числе:
- за счет областного бюджета <*> - 91152,9 тыс. руб., из них по годам:
2019 год - 31384,3 тыс. руб., 2020 год - 29884,3 тыс. руб.,
2021 год - 29884,3 тыс. руб.;
- за счет привлеченных средств - 15114,6 тыс. руб., в том числе по годам:
2019 год - 6038,2 тыс. руб., 2020 год - 4538,2 тыс. руб.,
2021 год - 4538,2 тыс. руб.
<*> - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Таблица 4
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и его источники, тыс. руб.
N |
Мероприятия |
Источник |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Всего за 2019 - 2021 гг. |
1. |
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах (последующего уровня), заключенным с 1 января 2013 г. на срок до 8 лет, сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи |
Областной бюджет |
1384,3 |
1384,3 |
1384,3 |
4152,9 |
Внебюджетные средства |
1038,2 |
1038,2 |
1038,2 |
3114,6 |
||
2. |
Субсидии сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение затрат на обеспечение электронного документооборота по предоставлению отчетности в Банк России и (или) на приобретение компьютерной техники, и (или) лицензионного программного обеспечения для осуществления деятельности |
Областной бюджет |
2000,0 |
500,0 |
500,0 |
3000,0 |
Внебюджетные средства |
2000,0 |
500,0 |
500,0 |
3000,0 |
||
3. |
Субсидии в виде имущественного взноса государственному фонду поддержки предпринимательства Калужской области (микрокредитная компания) на создание и (или) фондирование гарантийных фондов, предоставляющих услуги поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в сельскохозяйственном производстве, а также организациям потребительской кооперации |
Областной бюджет |
25000,0 |
25000,0 |
25000,0 |
75000,0 |
Внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
4 |
Субсидии сельскохозяйственным потребительским снабженческим и (или) сбытовым кооперативам на возмещение части затрат на приобретение посадочного материала многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных |
Областной бюджет |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
9000,0 |
Внебюджетные средства |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
9000,0 |
||
|
Итого |
Областной бюджет |
31384,3 |
29884,3 |
29884,3 |
91152,9 |
Внебюджетные средства |
6038,2 |
4538,2 |
4538,2 |
15114,6 |
Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
финансовые риски - недостаточный уровень финансирования по сравнению с планируемым объемом финансирования Программы. В результате могут быть реализованы только отдельные мероприятия, которые не позволят выйти на запланированные показатели, что скажется на бюджетной эффективности Программы;
конъюнктурные риски, связанные с изменениями спроса и предложения на выпускаемую продукцию и изменением ценовой конъюнктуры. Неблагоприятная рыночная конъюнктура и кризисные явления могут помешать достижению намеченных планов и целевых индикаторов;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы будут осуществляться:
- проведение мониторинга выполнения Программы, регулярного анализа и при необходимости ежегодной корректировки индикаторов, а также мероприятий Программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов.
7. Ожидаемая оценка эффективности Программы
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей аграрной политики:
- созданию условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, развития рынков сельскохозяйственной продукции, повышения продовольственной безопасности;
- повышению финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса и эффективности использования производственных ресурсов;
- созданию условий для развития сельских территорий.
Основными результатами эффективности реализации мероприятий Программы будут:
- повышение доступности к кредитным ресурсам малых форм хозяйствования и сельского населения;
- укрепление материально-технической базы вновь созданных и действующих сельскохозяйственных кооперативов и субъектов МСП за счет государственной поддержки, включая использование специальных гарантийных продуктов АО "Корпорация МСП", участие в программе льготного лизинга оборудования, реализуемой АО "Корпорация МСП" совместно с региональными лизинговыми компаниями;
- обеспечение за счет участия в работе кооперативов доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к современным технологиям хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- снижение финансовых потерь субъектов МСП, не имевших производственную базу для хранения и переработки сельскохозяйственного сырья за счет снижения непроизводственных потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение конкурентоспособности деятельности малых форм хозяйствования на рынке сельскохозяйственной продукции;
- создание условий для выхода местных поставщиков продовольственной продукции в торговые сети.
Формирование системы информационного обеспечения сельскохозяйственной кооперации, с последующим ее интегрированием с информационными ресурсами, сформированными Минсельхозом России (портал "Поддержка фермеров и кооперативов", размещенный по адресу http://bp.mcx.ru/) и обеспечение системной информационно-консультационной поддержки сельской кооперации на базе Министерства и Центра компетенций развития сельскохозяйственной кооперации области, созданного в ГАУ КО "Агентство развития бизнеса" позволят значительно повысить информационную поддержку субъектов МСП, включая сельскохозяйственные кооперативы.
Показателем социальной эффективности реализации Программы будет сохранение существующих, создание 52 новых рабочих мест и повышение занятости сельского населения области на личных подворьях и в кооперативах.
Главными результатами эффективности реализации мероприятий Программы за счет развития кооперации будут создание условий для роста объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции субъектами МСП, развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по формуле:
,
где:
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- прирост производства продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования;
Ф - объемы финансирования по годам реализации Программы.
Из таблицы 5 следует, что затраты на финансирование Программы возмещаются через прирост совокупного объема деятельности.
Таблица 5
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Показатели |
Ед. изм. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Всего за 3 года |
Объем производства продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования (ВП) |
млн. руб. |
20098,0 |
20192,0 |
20289,0 |
60579,0 |
Ежегодный прирост производства продукции () |
млн. руб. |
91,1 |
94,0 |
97,0 |
282,1 |
Финансирование Программы - всего (Ф) |
млн. руб. |
31,384 |
29,884 |
29,884 |
91,152 |
Показатели эффективности - Эобщ. |
% |
290,3 |
314,6 |
324,6 |
309,5 |
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются данные Калугастата и ведомственной отчетности министерства сельского хозяйства Калужской области.
8. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы будет производиться на основе типовой оценки эффективности реализации ведомственной целевой программы, утвержденной приказом министерства экономического развития Калужской области от 05.06.2008 N 592-п (в ред. приказа министерства экономического развития Калужской области от 16.11.2016 N 177-п).
9. Система управления реализацией Программы
Система управления Программой направлена на достижение поставленных Программой целей и задач и эффективности от проведения каждого мероприятия, а также получение долгосрочных устойчивых результатов.
Общее руководство, контроль и мониторинг хода реализации Программы осуществляют заместитель министра - начальник управления развития животноводства министерства сельского хозяйства Калужской области и заместитель министра - начальник управления по перспективному развитию АПК и маркетингу.
Ответственными исполнителями мероприятий Программы являются отдел малых форм хозяйствования, отдел маркетинга, отделы министерства сельского хозяйства Калужской области по направлениям своей деятельности.
Отдел малых форм хозяйствования и отдел маркетинга в рамках своих полномочий осуществляют:
- координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;
- рассмотрение материалов о ходе реализации Программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных Программой, объемов финансирования;
- размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы.
Отдел малых форм хозяйствования и отдел экономики и прогнозирования развития АПК в рамках своих полномочий в течение пяти дней после утверждения Программы или внесения в нее изменений:
- размещает текст утвержденной Программы в сети Интернет на портале органов власти Калужской области;
- представляет в министерство экономического развития Калужской области копию утвержденной Программы (внесения изменений в Программу) с нормативным правовым актом об утверждении.
Отдел бюджетного финансирования осуществляет:
- подготовку отчета об использовании бюджетных средств в рамках реализации мероприятий Программы.
Отдел организационно-контрольной и юридической работы осуществляет:
- организацию юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по реализации Программы;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам опубликования Программы и освещения хода реализации ее мероприятий.
Отдел малых форм хозяйствования и отдел маркетинга несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов Программы, ежегодно не позднее 1 марта представляют в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчет о выполнении Программы с пояснительной запиской, включающей оценку результативности реализации Программы, причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов Программы от запланированных, а также меры по повышению эффективности, выявлению факторов, негативно влияющих на реализацию Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.