Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального района
"Козельский район"
от 27.07.2017 N 928
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального района
"Козельский район"
от 11.07.2016 N 567
Муниципальная программа
"Модернизация системы сбора, сортировки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования муниципальный район "Козельский район"
Паспорт муниципальной программы
Ответственный исполнитель программы |
Отдел ГО и ЧС, МР, ПБ и ООС администрации МР "Козельский район" Отдел архитектуры и градостроительства администрации МР "Козельский район" Муниципальные унитарные предприятия |
||||
Цели и задачи Программы |
Цели программы: - улучшение санитарного и экологического состояния территорий муниципального образования МР "Козельский район"; - совершенствование системы экологического образования и выработка мер по экономическому стимулированию населения района; - ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов в целях снижения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической обстановки в районе; - совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения; - стимулирование населения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение рационального природопользования, проведение природоохранных мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния окружающей природной среды Задачи программы: - разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Козельского района; - создание условий для развития системы управления сбора, транспортирования и утилизации твердых бытовых отходов на территории района; - совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы использования обращения с твердыми бытовыми отходами на территории района; - подготовка к внедрению организованной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории района; - проектирование и строительство объектов сбора и размещения твердых бытовых отходов на территории муниципального образования МР "Козельский район" - улучшение экологической обстановки на территории Козельского района; - своевременная утилизация бытовых отходов, в том числе ртутьсодержащих; - повышение эффективности обращения с отходами производства и потребления на территории МО МР "Козельский район"; - минимизация негативного воздействия полигона твердых бытовых отходов на окружающую среду; - модернизация системы сбора, сортировки и утилизации твердых бытовых и производственных отходов; - исключение факторов способствующих образованию несанкционированных свалок отходов производства и потребления; - рекультивация полигона твердых бытовых отходов. |
||||
Сроки реализации Программы |
2017 - 2020 годы |
||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Мероприятия программы финансируются из средств местного бюджета в следующих объемах: |
||||
тыс. рублей | |||||
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Всего |
1600,00 |
1600,00 |
1600,00 |
1600,00 |
|
Подпрограмма "Охрана окружающей среды в Козельском районе" |
900,00 |
900,00 |
900,00 |
900,00 |
|
Подпрограмма "Модернизация системы сбора, сортировки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования муниципальный район "Козельский район" |
700,00 |
700,00 |
700,00 |
700,00 |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- количество населенных пунктов, охваченных системой сбора и удаления твердых бытовых отходов, по отношению к общему количеству населенных пунктов Козельского района; - количество объектов размещения твердых бытовых отходов, соответствующих современным требованиям природоохранного законодательства; - количество несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов. - количество проведенных природоохранных мероприятий (шт); - противопожарные мероприятия (строительство пожарного резервуара, дополнительная пересыпка грунтом ТБО, увлажнение отходов, опахивание периметра полигона; - освещение земельного участка с разрешенным использованием для приемки и временного хранения твердых бытовых отходов; - содержание земельного участка с разрешенным использованием для приемки и временного хранения твердых бытовых отходов; - рекультивация полигона ТБО и несанкционированных свалок; - проведение проектно-изыскательных работ с целью разработки проектно-сметной документации объекта; - строительство мусоросортировочного комплекса. |
||||
7. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
- оздоровление экологической обстановки в Козельском районе; - улучшение системы экологического воспитания и образования населения; - улучшение информационного обеспечения населения района о состоянии экологической обстановки; - стабилизация обстановки в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. - эффективное содержание полигона твердых бытовых отходов; - снижение негативного влияния полигона твердых бытовых отходов на окружающую среду; - увеличение эффективного использования полигона твердых бытовых отходов по приему, утилизации и сортировке отходов; - улучшение экологической и санитарной обстановки на территории муниципального образования. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Муниципальная программа "Модернизация системы сбора, сортировки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования муниципальный район "Козельский район" направлена на совершенствование системы управления сбором, транспортировкой и утилизацией отходов в Козельском районе.
Твердые бытовые отходы (далее - ТБО) - отходы, образовавшиеся в результате потребления продукции физическими лицами, а также готовые товары (продукция), использованные населением для удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства. Объем образования ТБО в населенных пунктах Российской Федерации составляет более 150 млн. куб. м в год. Основная часть ТБО уничтожается методом захоронения на полигонах различного типа и многочисленных свалках, менее 5% бытовых отходов проходит вторичную переработку.
Ежегодный объем образования ТБО в Козельском районе постоянно растет, и в 2013 году он составил 37,0 тыс. куб. м. На одного жителя района приходится в год в среднем около 0,9 - 1,1 куб. м ТБО. Тенденция роста удельных показателей образования отходов сохранится и в дальнейшем.
Существующая в Козельском районе система обращения с ТБО основана преимущественно на захоронении их на свалках или полигонах ТБО (более 97%). На территории района действуют один полигон ТБО, занимающий общую площадь 4 гектара земли.
Стратегия социально-экономического развития Козельского района до 2017 года определила основные направления обеспечения экологической устойчивости района, среди которых утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и размещение ТБО, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок, отстойников, развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов путем строительства и модернизации комплексов по переработке отходов, мусоросортировочных и перегрузочных станций, полигонов отходов на территории Козельского района.
В соответствии с требованиями Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об отходах производства и потребления":
- территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
- организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления согласно законодательству Российской Федерации;
- порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В рамках реализации муниципальной программы "Модернизация системы сбора, сортировки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования муниципальный район "Козельский район", планируется введение в эксплуатацию полигона ТБО. В целях эффективной эксплуатации полигонов ТБО, организованных за счет средств бюджета Козельского района, создано муниципальное унитарное предприятие муниципальное ремонтно-эксплуатационное предприятие муниципального образования "муниципальный район "Козельский район" (далее - МУП МРЭП МО "МР "Козельский район"), осуществляющее эксплуатацию полигона.
Вопросы вывода из эксплуатации свалок ТБО и установления графика их вывода могут быть решены после проведения органами местного самоуправления детальной инвентаризации в целях выявления соответствия объектов размещения ТБО требованиям законодательства, создания пунктов сбора, переработки и обезвреживания отходов.
В настоящее время в муниципальном районе:
- проводится процедура рассмотрения и формирования тарифов на размещение ТБО на существующих свалках (полигонах) в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- планируется внедрение системы раздельного сбора отходов;
- начата работа по приведению объектов размещения отходов (свалок ТБО) в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.
Несмотря на то, что приоритетным направлением в области обращения с ТБО считается переход от захоронения к их использованию в качестве вторичного сырья, средний уровень использования отходов на протяжении ряда лет в Козельском районе составляет не более 3% от общего годового объема их образования. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные отходы, главным образом, лом черных и цветных металлов, полимерные материалы, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, древесные отходы. Внедрение системы раздельного сбора отходов приведет к значительным экономическому, экологическому и социальному эффектам (сохранению природных ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, созданию дополнительных рабочих мест).
ТБО по морфологическому признаку подразделяются на компоненты: бумагу, картон, пищевые отходы, дерево, металл (черный и цветной), текстиль, кости, стекло, кожу, резину, камни, полимерные материалы и прочие неклассифицируемые фракции. Морфологический состав ТБО зависит от множества факторов, включая времена года, климатические зоны, места образования и накопления отходов.
В районе имеется огромный ресурс вторичного сырья, измеряемый сотнями тысяч тонн, который в настоящее время вывозится на свалки и полигоны ТБО. Приоритетными компонентами ТБО, организацию сбора которых необходимо развивать в первую очередь, являются отходы бумаги, полимеров, лом черных и цветных металлов, текстиль, стеклобой, изношенные шины, покрышки. Для оптимизации организации сбора ТБО необходимо определить перечень отходов производства и потребления, подлежащих использованию в качестве вторичных материальных ресурсов в первоочередном порядке.
Рынок вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР) развит на территории района слабо. В настоящее время в районе селективный сбор ТБО в целях выделения ВМР у населения практически отсутствует и его масштабная организация в ближайшее время проблематична (неподготовленность населения, сложные бытовые условия, отсутствие технического обеспечения для раздельного сбора и переработки и пр.). Мусор, который вывозят на сортировку из общих контейнеров, из-за высокого содержания пищевых отходов с большим трудом поддается сортировке на мусоросортировочных станциях. Несмотря на кажущуюся простоту процесса мусоросортировки, практически нет эффективно работающих линий: процент извлечения ВМР низкий - на уровне 10%, хотя изначально его содержание превышает 50%. Таким образом, коммерческий интерес представляют только бытовые отходы от предприятий. Одним из необходимых условий создания рентабельной системы селективного сбора отходов от населения является разделение мусора населением на пищевой и непищевой, что намного упрощает в дальнейшем сортировку на местах. Этот метод является более эффективным, чем система раздельного сбора мусора по компонентам.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21 августа 2003 года N 152, планирование и дислокация объектов временного накопления отходов, нормативное количество транспортных средств для их вывоза, мероприятия по удалению отходов из частного сектора, рекреационных зон определяются на основе генеральных схем очистки территорий муниципальных образований, которые утверждаются органами местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет.
В настоящее время материально-техническая база сферы обращения с отходами развита слабо. Использование устаревших контейнеров открытого типа приводит к ухудшению эстетического облика населенных пунктов, загрязнению прилегающих территорий, потерям качества потенциально содержащихся в отходах вторичных ресурсов из-за воздействия осадков. Недостаток специальной техники по вывозу мусора и высокий уровень износа имеющихся мусоровозов приводят к постоянным срывам графиков вывоза коммунальных отходов.
Не определен порядок обращения с отходами, образующимися непосредственно на строительных площадках. Утилизация таких отходов осуществляется неорганизованно, зачастую на несанкционированных свалках. Помимо негативного влияния на состояние окружающей среды утрачивается возможность дальнейшего использования строительных отходов как ценных строительных материалов.
Основными проблемами, препятствующими увеличению использования ВМР в экономике района, являются:
- отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей переработку и потребление вторичных материальных ресурсов;
- отсутствие системного подхода к организации сбора компонентов ТБО, направленного на извлечение вторичных ресурсов;
- несовершенство тарифной политики в сфере сбора и удаления отходов;
- неудовлетворительное состояние материально-технической базы муниципалитетов (недостаточное количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров);
- недостаточная развитость сети пунктов сбора;
- отсутствие конкуренции в сфере переработки отходов;
- нерентабельность деятельности по сбору ряда компонентов ТБО из-за транспортных расходов;
- недостаточность нормативных правовых актов по экономическому регулированию процесса сбора и переработки отходов;
- отсутствие нормативных правовых актов, определяющих требования к природопользователям по обязательной утилизации компонентов ТБО.
Таким образом, на сегодняшний день в Козельском районе правовое регулирование обращения с отходами развито очень слабо. Сформировавшаяся на муниципальном уровне система управления отходами ориентирована главным образом на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами и не содержит стимулов для сокращения объемов их размещения в природной среде. Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением из ТБО компонентов, пригодных для вторичного использования.
Задачей экономического регулирования сферы обращения с отходами является создание благоприятных условий для экологического предпринимательства, то есть деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.
Рынок сбора и переработки ТБО относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Барьеры вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов связаны с капитальными вложениями в строительство новых предприятий по переработке и захоронению, а также административными и экологическими ограничениями.
Для повышения эффективности программных мероприятий необходимо соблюдение следующих принципов:
1) максимальное использование ресурсного потенциала отходов.
Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3) минимизация количества отходов, направляемых на захоронение.
Реализация данного принципа осуществляется в целях снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья;
4) укрупнение объектов утилизации отходов в целях повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных полигонов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду на стадии утилизации отходов. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов по переработке и обезвреживанию отходов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов в целях сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату жилищных-коммунальных услуг;
2. Цели, задачи, сроки реализации и целевые показатели Программы
Целями Программы являются:
- улучшение санитарного и экологического состояния территорий муниципального образования МР "Козельский район"; - совершенствование системы экологического образования и выработка мер по экономическому стимулированию населения района;
- ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов в целях снижения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической обстановки в районе; - совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения; - стимулирование населения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами.
Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:
- разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Козельского района;
- создание условий для развития системы управления сбора, транспортирования и утилизации твердых бытовых отходов на территории района;
- совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы использования обращения с твердыми бытовыми отходами на территории района;
- подготовка к внедрению организованной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории района;
- проектирование и строительство объектов сбора и размещения твердых бытовых отходов на территории муниципального образования МР "Козельский район".
3. Создание условий для развития системы управления в области обращения с ТБО
Совершенствование системы обращения с ТБО на территории Козельского района
Подготовка к внедрению организованной системы обращения с ТБО на территории Козельского района
Политика Козельского района в области обращения с отходами ориентирована на ресурсосбережение и охрану окружающей природной среды. Очистка территорий муниципального образования от коммунальных отходов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. В целях соблюдения норм статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" районом разрабатывается генеральная схема очистки территорий населенных пунктов от ТБО.
Программными мероприятиями предусмотрена разработка генеральных схем очистки территорий муниципального района.
Проектирование и строительство объектов сбора и размещения ТБО на территории муниципального образования МР "Козельский район"
В целях выполнения данной задачи в рамках Программы планируется выполнение следующих мероприятий:
- разработка типовых проектов контейнерных площадок для сбора и временного накопления ТБО на территории населенных пунктов муниципального района;
- организация контейнерных площадок для сбора и временного накопления ТБО, крупногабаритных и строительных отходов на территории населенных пунктов муниципального района;
- разработка методических рекомендаций по установлению расчетных норм накопления отходов для населенных пунктов Козельского района;
- оформление лицензионных документов, проектирование, строительство полигонов ТБО в муниципальном районе;
В рамках реализации Программы предполагается построить полигон ТБО в ГП "Город Сосенский". В состав полигона, кроме обязательных природоохранных сооружений, должны входить линии сортировки и прессования отходов в целях уменьшения площадей складирования отходов.
Особенностью системы проживания населения района является преобладание малых городов, поселков, сел и деревень. На протяжении многих лет эти поселения со всех сторон стихийно завалены отходами человеческой жизнедеятельности.
Улучшение санитарного и экологического состояния территорий муниципального образования МР "Козельский район" путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов и рекультивации техногенных массивов
По мере строительства полигона размещения отходов в муниципальном районе программными мероприятиями планируется завершение комплекса работ по рекультивации несанкционированных объектов захоронения. Для этого планируется осуществить:
- исследование существующих неорганизованных объектов размещения ТБО на предмет возможности их естественной ассимиляции природной средой с разработкой научно обоснованного заключения об отсутствии необходимости производства рекультивационных работ;
- разработку проектно-сметной документации и производство работ по ликвидации несанкционированных свалок для муниципального образования МР "Козельский район";
- разработку проектно-сметной документации и производство работ по ликвидации и рекультивации отработавших объектов размещения отходов на территории Козельского района.
Совершенствование системы экологического образования и выработка мер экономического стимулирования путем совершенствования системы экологического образования, воспитания и просвещения населения района
Система экологического образования населения Козельского района находится в процессе развития и формирования. Людям очень трудно мгновенно отказаться от сложившихся стереотипов. Для повышения экологической культуры и образования населения необходимо пошагово реализовывать следующие мероприятия:
- вовлечение всех слоев населения в систему непрерывного экологического обучения путем распространения через средства массовой информации передового опыта и актуальной информации о современных технологиях и методах работы в сфере экологии;
- обеспечение подготовки и переподготовки кадров в области экологического образования и воспитания;
- создание и пополнение информационного банка данных по экологическому образованию, воспитанию и просвещению;
- проведение районных конференций по экологическому образованию;
- издание книг, пособий, атласов по вопросам экологического образования, воспитания и просвещения;
- формирование экологической культуры, экологического образования и просвещения в программах развития муниципального района;
- создание научно-популярных фильмов, телепередач, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов об экологических и экономических аспектах в области обращения с ТБО;
- организация массовых акций по раздельному сбору отходов в период проведения субботников;
- стимулирование населения в сфере обращения с ТБО.
Основным источником финансирования Программы являются:
1. Средства консолидированного бюджета муниципального района "Козельский район";
2. Средства областного бюджета Калужской области, в рамках реализации целевых программ;
3. Субсидии из Федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов в рамках реализации целевых программ в сфере экологии;
Таблица 1. Общий объем финансирования мероприятий программы на 2017 - 2020 годы составит тыс. рублей в том числе по годам и источникам финансирования:
Годы |
Итого (тыс. руб.) |
В том числе: |
|||
Субсидии выделяемые из средств Федерального бюджета: |
Субсидии выделяемые из средств Областного бюджета |
Средства местного бюджета |
Внебюджетные источники |
||
2017 |
700,0 |
- |
- |
700,0 |
- |
2018 |
700,0 |
- |
- |
700,0 |
- |
2019 |
700,0 |
- |
- |
700,0 |
- |
2020 |
700,0 |
- |
- |
700,0 |
- |
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для реализации целей и задач Программы.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей программных мероприятий. Основные исполнители Программы в части определенных за ними мероприятий:
- несут ответственность за ее реализацию;
В случае несоответствия результатов выполнения Программы ее целевым индикаторам (показателям) эффективности муниципальный заказчик Программы вносит исполнителю предложения о:
- корректировке целей и сроков реализации Программы, перечня мероприятий Программы;
- сокращении финансирования Программы за счет средств бюджета Козельского района на очередной финансовый год.
5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В результате выполнения мероприятий Программы планируется создать правовую, организационную, экономическую, техническую и информационную базу для совершенствования сферы обращения с отходами.
Реализация Программы позволит:
- улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории Козельского района путем снижения уровней загрязнения почв отходами и содержащимися в них вредными веществами, перевода процессов сбора, транспортировки, переработки и захоронения отходов на условия, отвечающие экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- создать и развить производственную инфраструктуру для выполнения работ и услуг в сфере обращения с отходами;
- развить сеть объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для захоронения или длительного хранения отходов;
- создать дополнительные рабочие места;
- повысить уровень экологического сознания населения района;
- сократить отчуждение площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны и иные объекты размещения отходов;
В результате реализации отдельных мероприятий Программы:
- будет обеспечено системами сбора и удаления отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства, 100% населенных пунктов Козельского района;
- сократится доля ТБО, размещаемых в природной среде.
Приложение N 1
к Программе
"Модернизация системы сбора,
сортировки и утилизации
твердых бытовых и
промышленных отходов
на территории
муниципального образования
муниципальный район
"Козельский район"
Приложение в базе не приводится
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Козельского района Калужской области от 27 июля 2017 г. N 928 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.