Решение Калужского областного суда от 29 октября 2018 г. N 3А-67/2018~М-34/18
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сычева Ю.В.,
при секретаре Демешиной А.Н.,
с участием прокурора Мячиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мельниковой Натальи Ивановны к Правительству Калужской области об оспаривании нормативного правого акта в части, установил:
постановлением Правительства Калужской области от 15 марта 2016 года N 167 утверждена Государственная программа Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом".
В разделе VI "Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы" предусмотрено, что в целях минимизации возможных рисков при реализации Программы на этапе рассмотрения заявления об участии в Государственной программе применяются следующие критерии несоответствия соотечественников требованиям Программы:
- не достиг 18-летнего возраста или превысил пенсионный возраст (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
Мельникова Н.И. обратилась в Калужский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими в разделе VI Государственной программы Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 15 марта 2016 года N 167, установленные критерии несоответствия соотечественников требованиям Программы в части превышения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
В обоснование административного искового заявления Мельникова Н.И. указала на то, что является гражданкой Украины, с 2015 года постоянно проживает на территории Российской Федерации, получила свидетельство о временном убежище в РФ, подавала заявление об участии в Государственной программе Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом", и от Министерства труда и социальной защиты Калужской области было получено уведомление о том, что она не может участвовать в Государственной программе переселения на территории Калужской области по причине превышения пенсионного возраста (55 лет для женщин).
По мнению административного истца Мельниковой Н.И., установление названного критерия является дискриминацией по возрасту, нарушает её право на участие в региональной программе переселения соотечественников; данным критерием необоснованно расширяется перечень случаев, предусмотренных в пунктах 25 и 26 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637, при которых свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется; необоснованно расширяется понятие "соотечественник", изложенное в пункте 6 Государственной программы, положения которой не предусматривают возможность установления такого критерия.
При рассмотрении дела в суде Мельникова Н.И. и её представитель Мосеева-Элье Л.А. требования административного иска поддержали.
Представитель Правительства Калужской области и Администрации Губернатора Калужской области ФИО8, а также представитель Министерства труда и социальной защиты Калужской области ФИО9, возражали против удовлетворения требований административного иска.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя от Управления по вопросам миграции УМВД России по Калужской области, извещенного месте и времени судебного заседания.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего оставить административное исковое заявление без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 13.1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 данного Федерального закона разработку основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками в силу статьи 19.1 названного выше Федерального закона отнесены в том числе полномочия по разработке и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами; разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации.
Статья 4 Закона Калужской области "О правительстве Калужской области" предусматривает, что к ведению Правительства Калужской области отнесены вопросы осуществления полномочий, отнесенных законодательством к ведению субъектов Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, за исключением полномочий, отнесенных законодательством к ведению законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. "о").
Согласно статье 5.1 Закона Калужской области "О правительстве Калужской области" на заседаниях Правительства Калужской области рассматриваются проекты государственных программ Калужской области (подп.2 пункта 1).
Проект Государственной программы Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом", на 2016 - 2021 годы, согласован распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2015 года N 2109-р (л.д.240 т.1).
В соответствии со статьей 53 Закона Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Государственная программа Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом" опубликована в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" 16 марта 2016 года, газете "Весть документы" 25 марта 2016 года N 11.
Установлено и это не оспаривалось, что Государственная программа Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом" принята уполномоченным на то органом государственной власти в надлежащей форме, с соблюдением установленной процедуры, правил его опубликования.
Указом Президента Российской Федерации "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" от 22 июня 2006 года N 637 постановлено: Правительству Российской Федерации в месячный срок утвердить Типовую программу субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (п. 6).
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р утверждена Типовая программа субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Из раздела I "Паспорт программы" указанной Типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, следует, что в Программе приводится анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы. Рисками являются следующие: безработица среди участников Государственной программы; жилищная необустроенность участников Государственной программы; неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы; несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, заявленных соотечественником; иные риски в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации.
В разделе VI "Оценка планируемой эффективности и риски реализации программы" названной Типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, указано на то, что в целях снижения таких рисков описываются критерии (основания) несоответствия соотечественника требованиям Программы.
Таким образом, установление критериев несоответствия соотечественников требованиям Государственной программы Калужской области в целях снижения возможных рисков при реализации Программы соответствует вышеуказанному распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р "Об утверждении Типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Проверяя доводы административного истца Мельниковой Н.И., заключающиеся в том, что установление оспариваемого критерия несоответствия соотечественников требованиям Программы является дискриминацией по возрасту, нарушает её право на участие в региональной программе переселения, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как право соотечественников на участие в государственной программе может быть ограничено исключительно нормами федерального законодательства, суд находит их необоснованными, по следующим основаниям.
По смыслу подп. "а" пункта 4 методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 года N 54, трудоспособное население - мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 групп этого возраста.
Целями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637, являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, содействие социально-экономическому развитию регионов, решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.
Необходимость разработки Государственной программы Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом" обусловлена потребностью Калужской области в дополнительных трудовых ресурсах и нормализации демографической ситуации.
Целями названной Государственной программы Калужской области определено обеспечение социально-экономического развития Калужской области, улучшение демографической ситуации.
Как следует из данной Государственной программы Калужской области, её задачами, в частности, являются сокращение дефицита трудовых ресурсов, увеличение трудового потенциала Калужской области за счет доли прибывших участников государственной программы в трудоспособном возрасте.
В этой связи, при определении критериев участия в государственной программе региональным законодателем указано, по сути, на обязательное нахождение соотечественника в трудоспособном возрасте, соответственно, установление оспариваемого критерия несоответствия соотечественников требованиям Программы, не является дискриминацией по возрасту, и само по себе не нарушает право административного истца на участие в региональной программе переселения.
Пунктом 27 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637, установлено, что свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника программы аннулируется в отношении соотечественников, не соответствующим требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.
В Типовой программе субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р и рекомендованной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке программ субъектов Российской Федерации, содержится положение о необходимости анализа проблем в сфере социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе и социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации программы, к которым относятся и риски в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации (раздел 2).
Из представленных в дело материалов усматривается, что оспариваемые в настоящем деле критерии несоответствия были введены в Программу на основе информации о ходе её реализации, с учетом сведений о социально-экономическом положении в Калужской области, оценки и анализа факторов риска реализации программы.
При разработке и принятии Государственной программы Калужской области реализовано право субъекта Российской Федерации определять конкретные критерии (условия, требования) участия соотечественников в Программе, исходя из социально-экономических характеристик, особенностей региона и потребностей его развития.
Исходя из системы приведенных норм Федерального закона, Указа Президента Российской Федерации, Типовой программы суд не усматривает незаконности и противоречия целям государственной миграционной политики установленных оспариваемых критериев несоответствия соотечественников требованиям Государственной программы Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом".
Мельникова Н.И., прибывшая с территории Украины и получившая временное убежище в Российской Федерации, может реализовать своё право на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в соответствии с Временными Правилами организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2014 года N 1032, не содержащими процедуры проверки соответствия данной категории лиц требованиям региональной Программы.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По результатам рассмотрения дела суд не находит каких-либо оснований для удовлетворения административного искового заявления Мельниковой Н.И.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Мельниковой Натальи Ивановны о признании недействующими в разделе VI Государственной программы Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 15 марта 2016 года N 167, установленных критериев несоответствия соотечественников требованиям Программы в части превышения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
Ю.В. Сычев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 29 октября 2018 г. N 3А-67/2018~М-34/18
Текст решения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)