Решение Калужского областного суда от 13 августа 2018 г. N 3а-64/2018
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жудова Н.В,
при секретаре Деминой О.В,
с участием прокурора Мячиной М.Н,
от административного истца Чернова Е.В, от административного ответчика Соболевой Н.А, от заинтересованного лица ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградовой Надежды Сергеевны к Правительству Калужской области о признании недействующим в части постановления Правительства Калужской области от 30 декабря 2013 года N 753 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014 - 2043 годы" и возложении обязанности принять решение о переносе срока проведения капитального ремонта,
установил:
Виноградова Н.С. обратилась в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Калужской области от 30 декабря 2013 года N 753 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014 - 2043 годы" в части строки N 4217 столбца 11, где предусмотрено проведение капитального ремонта кровли жилого дома, расположенного в "адрес", в период с 2029 по 2031 годы, и возложении обязанности на Правительство Калужской области принять решение о переносе срока проведения капитального ремонта кровли указанного жилого дома на 2019 год.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Виноградова Н.С. является собственником квартиры в данном жилом доме, 1965 года постройки. Кровля жилого дома выполнена из шифера и находится в аварийном состоянии, сильно изношена и нуждается в срочном ремонте. Капитальный ремонт кровли запланирован только на 2029 - 2031 годы, что не соответствует нормам ВСН 58-88 (р) в соответствии с которыми продолжительность эксплуатации кровельного покрытия из асбестоцементных листов и волнистого шифера составляет 30 лет. Таким образом, учитывая год постройки жилого дома, капитальный ремонт кровли требуется с 1995 года. Поскольку собственники жилых помещений на общем собрании приняли решение о проведении капитального ремонта кровли, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в противоречие и с пунктом 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491.
В судебном заседании представитель административного истца Чернов Е.В. поддержал заявленные требования.
Представители административного ответчика Правительства Калужской области Соболева Н.А. и заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области ФИО6 просили в иске отказать.
Существо объяснений указанных лиц сводится к тому, что оспариваемое постановление принято в соответствии с законодательно установленной компетенцией Правительства Калужской области, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны и заинтересованное лицо, заключение прокурора Мячиной М.Н. об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
В статье 167 Жилищного кодекса РФ, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В частности, согласно пункту 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливаются порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с названным Кодексом (части 1 и 6 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 3 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Таким образом, субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта.
Уполномоченным органом, Правительством Калужской области 30 декабря 2013 года принято постановление N 753, которым утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014 - 2043 годы (л.д.52 т.1).
В качестве приложений к указанному постановлению предусмотрены паспорт региональной программы и перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Калужской области, с указанием перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества и планового года проведения капитального ремонта общего имущества (л.д.53-57 т.1).
Данный нормативный акт официально опубликован в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) 10 января 2014 года (т.1 л.д.272).
Региональной программой (в редакции постановления Правительства Калужской области от 10 ноября 2017 года N 656) в частности предусматривается выполнение капитального ремонта кровли (ремонт и (или) переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю) многоквартирного жилого дома, 1965 года постройки, имеющего покрытие крыши из волнистого шифера и расположенного по адресу: "адрес" период с 2029 - 2031 годы, п.п. 4217, столбец 11 (л.д.99 т.2).
Указанный временной период проведения этих работ сохраняется и на момент рассмотрения административного дела (в настоящее время п.п. 4223 перечня региональной программы, в редакции постановления Правительства Калужской области от 19.07.2018 N 430).
В силу пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 4.1 Закона Калужской области N 460-ОЗ от 01.07.2013 г. "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области", разработку региональной программы капитального ремонта осуществляет орган исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для подготовки региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления представляют в орган исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства данные о физическом износе конструктивных элементов и инженерного оборудования многоквартирных домов по форме и в сроки, установленные органом исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 упомянутого Закона Калужской области N 460-ОЗ от 01.07.2013 г. очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, возникшей в результате последствий, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, техногенная авария); степени физического износа конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; срока эксплуатации многоквартирного дома; даты последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
При рассмотрении дела установлено, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, определяя при разработке и последующей корректировке региональной программы период проведения капитального ремонта крыши жилого дома по "адрес", исходило из представленных администрацией Дзержинского района сведений о годе постройки дома, степени износа крыши, составлявшей в декабре 2013 года 64% (л.д.5 т.3), при этом принимая во внимание наличие иных жилых домов, в том числе включенных в краткосрочные планы реализации региональной программы, имеющих больший процент износа кровли, а потому нуждавшихся в более раннем проведении капитального ремонта.
Оценивая содержание региональной программы в части указанных в ней сроков проведения работ по ремонту кровли дома по "адрес" других жилых домов, в соответствии с примененным Министерством принципом очередности, суд приходит к выводу о том, что программа подготовлена и утверждена с соблюдением предусмотренных законом критериев и в соответствии с установленной процедурой.
При этом довод административного истца о несоответствии Региональной программы нормативам ВСН 58-88 (р), судом отклоняется.
Так, согласно нормам Приложения 3 к ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденного приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) перекрытия крыш жилых зданий из асбестоцементных листов и волнистого шифера составляет 30 лет.
Содержащиеся в названном Приложении нормы носят рекомендательный характер, применение которых не является обязательным ни в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса РФ, ни в соответствии с Законом Калужской области N 460-ОЗ от 01.07.2013 г.
В силу частей 4, 5, 7 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, основными способами, направленных на конкретизацию сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является актуализация региональной программы и утверждение краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Положением о порядке утверждения органами государственной власти Калужской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 07.04.2014 N 221, предусмотрено, что краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципальных образований утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области (пункт 2).
Утвержденные органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области краткосрочные планы муниципальных образований представляются в орган исполнительной власти Калужской области, уполномоченный в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства для последующего утверждения краткосрочного плана Калужской области (пункты 9, 10 данного Положения).
Согласно пункту 1 статьи 4.1 Закона Калужской области N 460-ОЗ от 01.07.2013 г, для актуализации региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления представляют в орган исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства по форме и в сроки, установленные органом исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, данные о признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирных домах аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о принятии органом местного самоуправления решений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, о введенных в эксплуатацию многоквартирных домах, о вступивших в силу судебных решениях о возложении на орган местного самоуправления обязанностей по выполнению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, об исполнении указанных судебных решений.
Таким образом, региональная программа не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта на более ранние, подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации (не реже одного раза в год) и утверждения краткосрочных планов ее реализации, а не путем признания программы в этой части недействующей, как того требует Виноградова Н.С, с последующим возложением обязанности осуществить капитальный ремонт в конкретный календарный год (то есть в противоречии с принятой в Калужской области моделью планового периода проведения таких работ).
В связи с этим, суд не может согласиться с административным истцом о нарушении его прав оспариваемым нормативным правовым актом.
Учитывая изложенное, не может быть признан обоснованным довод административного истца и о том, что оспариваемые положения региональной программы противоречат пункту 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, поскольку необходимость устранения физического износа общего имущества и принятие собственниками помещений решения об этом, сами по себе (без реализации предусмотренных законом способов корректировки региональной программы) на содержание региональной программы не влияют.
Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица ФИО6, краткосрочный план от органов местного самоуправления Дзержинского района и предложения по актуализации региональной программы в части переноса сроков проведения капитального ремонта крыши "адрес" не поступали.
При этом в деле имеются документы о том, что собственники помещений в указанном выше многоквартирном доме в 2014 году выбрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на специальный счет, где затем образовалась задолженность, а не на счет регионального оператора, и впоследствии 28 февраля 2017 года приняли решение на общем собрании о капитальном ремонте кровли за счет средств Фонда капитального ремонта Калужской области (л.д. 16 - 17 т.1, л.д. 201 т.2, л.д. 17 т.3).
Постановлением администрации МР "Дзержинский район" от 10 мая 2017 года N 742 специальный счет был расформирован (л.д.37 т.1).
Из дела также видно, что Городской Управой города Кондрово 31 июля 2015 года утверждался краткосрочный план, в соответствии с которым предполагалось осуществить капитальный ремонт многоквартирного дома, который в этой части не был реализован, по причине исключения жилого дома из соответствующего перечня на основании постановления того же органа местного самоуправления от 7 июня 2016 года N 200 (л.д.10-13 т.1).
Доказательств принятия других решений по данным вопросам, влияющих на содержание региональной программы в оспариваемой части, по делу не представлено.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При рассмотрении дела предусмотренные законом основания для удовлетворения поданного Виноградовой Н.С. административного искового заявления судом не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Виноградовой Н.С. в удовлетворении административного иска о признании недействующим в части постановления Правительства Калужской области от 30 декабря 2013 года N 753 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014 - 2043 годы" и возложении обязанности принять решение о переносе срока проведения капитального ремонта.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Калужский областной суд.
Председательствующий |
Н.В. Жудов |
Мотивированное решение составлено 20 августа 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 13 августа 2018 г. N 3а-64/2018
Текст решения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)