Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации
от 27 мая 2019 г. N 295
Антимонопольная политика
администрации МР "Бабынинский район" Калужской области
1. Термины и определения
Для целей настоящей политики используются следующие основные понятия:
Антимонопольная комплаенс-система - система мероприятий и процедур, разработанных и применяемых администрацией для целей обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и предупреждению его нарушений.
Антимонопольное законодательство - федеральные законы Российской Федерации, регулирующее отношения, связанные с защитой конкуренции в понимании Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольные риски - сочетание вероятности и степени воздействия (тяжести неблагоприятных последствий) в результате несоблюдения антимонопольного законодательства или кодексов поведения, касающихся деятельности администрации.
Антимонопольный аудит - комплексная проверка деятельности администрации с целью оценки его соответствия антимонопольному законодательству и выявления антимонопольных рисков.
Антимонопольный орган - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и её территориальные управления.
Государственный орган - федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды.
Контрагент - лицо, с которым администрация связана обязательствами или такие обязательства могут возникнуть в будущем.
Администрация - администрация муниципального образования муниципального района "Бабынинский район".
Ответственное подразделение - структурное подразделение или сотрудник администрации, ответственные за функционирование и поддержание антимонопольной комплаенс-системы, внедрение мер по соблюдению антимонопольного законодательства в администрации, их совершенствование, выявление и предотвращение нарушений в данной сфере.
Политика - настоящая антимонопольная политика администрации.
Руководство - Глава администрации, Заместители Главы администрации, Управляющий делами администрации.
Сотрудник - работник, вступивший с администрацией в трудовые отношения.
В настоящей политике используются иные термины и определения, не предусмотренные в настоящем перечне, подлежащие толкованию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Общие положения
Администрация осознаёт значимость и важность обеспечения свободной и добросовестной конкуренции.
Надлежащее исполнение требований законодательства Российской Федерации и недопущение неправомерных действий являются приоритетами деятельности. Администрация принимает все возможные меры для предотвращения неправомерных действий как со стороны администрации, так и со стороны третьих лиц (по отношению к министерству).
В рамках своей деятельности администрация стремится соблюдать все применимые требования законодательства Российской Федерации, включая требования антимонопольного законодательства, и ставит перед собой следующие цели:
- выразить приверженность администрации принципам законности, прозрачности деятельности;
- изложить основополагающие принципы и правила, направленные на недопущение и предотвращение нарушений антимонопольного законодательств;
- обеспечить наличие дополнительных гарантий недискриминационного сотрудничества администрации со всеми контрагентами;
- обеспечить осведомлённость сотрудников об общих требованиях антимонопольного законодательства, об ответственности за их нарушение, а также о существующих в администрации механизмах, обеспечивающих его соблюдение;
- установить правила и определить круг мер, направленных на совершенствование внутренней культуры администрации, внедрение, развитие и соблюдение лучших практик управления, а также стандартов и принципов делового поведения.
Настоящая политика описывает сферу применения антимонопольного законодательства и его основные запреты, устанавливает обязательные для сотрудников правила поведения, направленные на недопущение нарушений антимонопольного законодательства, предусматривает внедрение и развитие мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства, в том числе путём информирования и обучения сотрудников. При этом не является исчерпывающей в перечне ситуаций, в которых могут возникнуть риски нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящая политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и правоприменительной практикой и регламентирует деятельность всех подразделений и должностных лиц администрации. Руководство должно задавать стандарт поведения и личным примером формировать у сотрудников понимание недопустимости и неприятие действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Сотрудники отвечают за знание требований антимонопольного законодательства и понимание серьёзности последствий, к которым может привести их несоблюдение, а также за свою готовность идентифицировать и рассматривать в свете антимонопольного законодательства ситуации, в которых могут возникнуть антимонопольные риски.
Руководство ознакомлено с содержанием антимонопольной комплаенс-системы, выделяет для её реализации необходимые ресурсы, осуществляет контроль её внедрения и эффективность исполнения.
Руководство выступает гарантом выполнения правил и процедур, установленных настоящей политикой.
Настоящая политика применяется во взаимосвязи с иными локальными нормативными актами администрации, регламентирующими мероприятия антимонопольной комплаенс-системы. В целях минимизации антимонопольных рисков каждый сотрудник принимает на себя обязательство соблюдать требования настоящей политики, локальных нормативных актов администрации в области антимонопольного регулирования, положений антимонопольного законодательства, а также выражает готовность нести ответственность в случае совершения неправомерных действий.
Настоящая политика является основой для разработки внутренних документов, регламентирующих процессы, связанные с функционированием антимонопольной комплаенс-системы в администрации.
Изменения и дополнения в настоящую политику вносятся постановлением администрации по мере необходимости, в том числе при изменении антимонопольного законодательства.
3. Сфера применения
3.1. Политика применяется в отношении всех сотрудников, в частности, непосредственно затрагивает следующие категории сотрудников:
- участвующие в принятии решений об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
- участвующие в принятии решений об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов местного самоуправления, казённых и бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий Бабынинского района в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона о контрактной системе;
- участвующие в принятии решений об установлении подлежащих муниципальному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- участвующие в принятии решений при осуществлении муниципального контроля за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Для категории сотрудников, указанных в пункте 3.1 настоящей политики, ознакомление с настоящей политикой является обязательным. Обязательное ознакомление сотрудников осуществляется под подпись. Ознакомление с настоящей политикой может осуществляться с помощью системы электронного документооборота.
3.3. Любой сотрудник может ознакомиться с настоящей политикой, которая подлежит размещению на внутренних информационных ресурсах министерства (на сайте babynr.narod.ru).
4. Принципы
4.1. Независимость, самостоятельность и открытость администрации. Администрация заявляет о приверженности принципам соблюдения требований антимонопольного законодательства. При необходимости администрация информирует контрагентов и иных лиц о принятых в администрации мерах, направленных на соблюдение антимонопольного законодательства.
4.2. Риск-ориентированность. В целях повышения эффективности управления антимонопольными рисками в администрации применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий снижение и (или) полное исключение рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Ответственность. Вне зависимости от занимаемой должности в администрации сотрудники и руководство несут персональную ответственность за допущенные нарушения антимонопольного законодательства.
4.4. Непрерывность. Антимонопольная комплаенс-система функционирует в непрерывном процессе. Администрация осуществляет непрерывный контроль соблюдения антимонопольного законодательства в целях своевременной идентификации антимонопольных рисков и выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также в целях предупреждения их появления.
4.5. Взаимодействие и координация. С целью полного выявления и пресечения антимонопольных рисков структурные подразделения, сотрудники и руководство действуют на основе чёткого и эффективного взаимодействия с ответственным подразделением.
4.6. Развитие и совершенствование антимонопольной комплаенс-системы. Антимонопольная комплаенс-система постоянно совершенствуется и адаптируется к изменениям внутренней и внешней среды.
5. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействия), соглашения, согласованные действия органов власти, организаций
При осуществлении своей деятельности администрация взаимодействует с различными органами власти, организациями.
Одними из наиболее серьёзных нарушений является принятие актов ограничивающих конкуренцию, заключение соглашений, а также совершение согласованных действий органов власти, организаций, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Для признания акта антиконкурентным достаточно введения необоснованных ограничений, установления запретов, предоставления преференций в нарушение требований антимонопольного законодательство и в случаях не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Для признания соглашения антиконкурентным достаточно договорённости сторон, которая потенциально может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Помимо запрета на заключение антиконкурентных соглашений антимонопольное законодательство содержит запрет на осуществление согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Согласованными действиями являются синхронные действия, которые осуществляются без заключения соглашения, но при этом приводят к аналогичным негативным последствиям для конкуренции.
Во избежание антимонопольных рисков любые решения администрации принимаются в соответствии с принципом свободной конкуренции. Согласно данному принципу действия участников товарных рынков должны быть самостоятельны и независимы друг от друга. В целях соблюдения вышеперечисленных положений антимонопольного законодательства администрация и сотрудники придерживаются нижеследующих правил.
Администрации и сотрудникам не следует достигать устных или письменных договорённостей с участниками товарных рынков по вопросам:
- установления запретов или введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
- предоставлению хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
- ценообразования, скидок;
- раздела товарных рынков по территории, составу покупателей или продавцов;
- поведения на торгах;
- отказа от сотрудничества, прекращения продажи товара или оказания услуг;
- установления тех или иных барьеров для входа или выхода хозяйствующих субъектов с товарного рынка, устранению с него хозяйствующих;
- создания дискриминационных условий;
- создавать препятствия для доступа сторонних организаций на товарный рынок.
Администрации и сотрудникам следует:
- немедленно прекращать любое обсуждение действий, которые потенциально могут привести к ограничению конкуренции, и сообщать о случившемся ответственному подразделению;
- обращаться к ответственному подразделению за консультацией в случае возникновения иных вопросов по взаимодействию с участниками товарных рынков в области антимонопольного законодательства;
- избегать любых соглашений и согласованных действий с участниками товарных рынков, если такие соглашения и действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- воздерживаться от публичных заявлений, которые могут быть восприняты участниками товарных рынков как призыв к действию (осуществление определенных действий).
6. Взаимодействие с участниками товарных рынков
При осуществлении своей деятельности администрация может взаимодействовать с различными участниками товарных рынков, через получение запросов и направление ответов на них, взаимодействие в рамках публичных конференций и совещаний, заключение соглашений о сотрудничестве и государственных контрактов.
Администрации, руководству и сотрудникам при взаимодействии с участниками товарных рынков следует принимать во внимание, что любая документация и информация, передаваемая участникам товарных рынков, может быть использована в качестве доказательства при рассмотрении дел в антимонопольном органе и (или) в суде.
Администрации и сотрудникам следует оказывать необходимую поддержку участникам товарных рынков путём предоставления ответов на запросы информации, взаимодействия в рамках публичных конференций и совещаний, заключения муниципальных контрактов.
Несмотря на то, что сотрудничество с участниками товарных рынков является неотъемлемой частью деятельности администрации и, зачастую, её обязанностью, оно тоже попадает в сферу действия антимонопольного регулирования. В связи с этим такое взаимодействие должно осуществляться строго в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
Любое взаимодействие с участниками товарных рынков, выходящее за пределы имеющихся у администрации полномочий, следует осуществлять при непосредственном участии ответственного подразделения.
Администрации и сотрудникам не следует:
- допускать заключение соглашений и осуществление согласованных действий с участниками товарных рынков, если такие соглашения и действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- допускать заключение антиконкурентных соглашений с участниками товарных рынков, направленных на предоставление участникам товарных рынков каких-либо преференций, победы при участии в государственных закупках.
Администрации и сотрудникам следует:
- немедленно прекращать обсуждение действий, которые противоречат принципам и правилам, изложенным в настоящей политике, если участник товарного рынка обращается с предложением их обсудить, и сообщать о случившемся ответственному подразделению;
- осуществлять свои полномочия независимо от участников товарных рынков;
- обращаться к ответственному подразделению за консультацией в случае возникновения иных вопросов по взаимодействию с участниками товарных рынков в области антимонопольного законодательства.
7. Взаимодействие с Государственными органами
Государственным органом, осуществляющим контроль соблюдения антимонопольного законодательства, является антимонопольный орган.
В рамках своей деятельности администрация может взаимодействовать с государственными органами через получение запросов и направление ответов на них, взаимодействие в рамках публичных конференций и совещаний, заключение соглашений о сотрудничестве.
Несмотря на то, что сотрудничество с государственными органами является составным элементом деятельности администрации и, зачастую, его обязанностью, оно также подпадает в сферу действия антимонопольного регулирования. В связи с этим такое взаимодействие должно осуществляться строго в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, а также иными действующими законодательными актами и внутренними требованиями администрации.
Любое взаимодействие с антимонопольным органом следует осуществлять при непосредственном участии ответственного подразделения.
При взаимодействии как с антимонопольным органом, так и с другими государственными органами администрация и сотрудники придерживаются нижеследующих правил.
Администрации и сотрудникам не следует:
- препятствовать государственным органам в осуществлении их полномочий, в том числе путём уклонения от представления запрошенной ими информации;
- заключать соглашения с участниками товарных рынков, контрагентами, направленные на получение администрацией каких-либо необоснованных преимуществ.
Администрации и сотрудникам следует:
- своевременно предоставлять необходимые документы или информацию по запросам государственных органов, в рамках полномочий конкретного государственного органа;
- оказывать необходимое содействие антимонопольным органом при осуществлении данными органами своих полномочий;
- соблюдать внутренние процедуры при получении запросов антимонопольного органа или иного взаимодействия с ним;
- при возникновении любых вопросов или спорных ситуаций при взаимодействии с антимонопольным органом обращаться за консультацией к ответственному подразделению.
8. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
За нарушения антимонопольного законодательства администрация и сотрудники могут быть привлечены к административной и гражданско-правовой ответственности. В предусмотренных законодательством случаях сотрудники могут быть привлечены к уголовной ответственности. При этом незнание требований и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, не освобождает от ответственности.
8.1. Административная ответственность. Антимонопольный орган вправе привлекать к ответственности за нарушение требований Закона о защите конкуренции. В отношении должностных лиц может быть применена мера административной ответственности в виде штрафа или дисквалификации.
8.2. Уголовная ответственность. К уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица, а именно руководство и сотрудники. К данным лицам могут быть применены меры уголовной ответственности в виде лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
8.3. Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность заключается в возможности взыскания убытков, понесенных лицом в результате нарушения его прав и законных интересов. При этом необходимо помнить, что применение мер административной и (или) уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства не исключает применения мер гражданско-правовой ответственности.
8.4. Дисциплинарная ответственность. К сотрудникам, нарушившим требования настоящей политики и антимонопольного законодательства, могут быть применены меры дисциплинарной ответственности.
Антимонопольный орган вправе обязать администрацию выполнить определенные действия, которые могут привести к существенным негативным последствиям, в том числе финансового характера. Кроме того, признание в действиях администрации и (или) его сотрудников нарушения антимонопольного законодательства может отрицательно сказаться на деловой репутации администрации.
9. Антимонопольная комплаенс-система
Внедрение антимонопольной комплаенс-системы направлено на минимизацию антимонопольных рисков администрации. Антимонопольная комплаенс-система в министерстве служит следующим целям:
- обеспечение соответствия деятельности администрации требованиям антимонопольного законодательства, а также профилактика, предупреждение, выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства;
- совершенствование и оптимизации деятельности администрации, повышение эффективности внутреннего и внешнего взаимодействия;
- регламентация мер, направленных на минимизацию рисков нарушения антимонопольного законодательства и иного применимого законодательства Российской Федерации в связи с осуществлением возложенных на администрацию полномочий;
- снижение рисков возбуждения антимонопольными органами дел, выдачи предписаний и наложения штрафов;
- повышение деловой репутации;
- предотвращение исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением антимонопольного законодательства.
10. Элементы антимонопольной комплаенс-системы
Антимонопольная комплаенс-система основывается на следующих ключевых элементах, призванных обеспечить эффективное предупреждение рисков нарушения антимонопольного законодательства. Перечисленные ключевые элементы определяют направление развития и стратегию антимонопольной комплаенс-системы.
10.1. Локальные нормативные акты. Необходимым условием является принятие локальных нормативных актов администрации, выполняющих следующие функции:
- определение порядка взаимодействия структурных подразделений и отделов администрации;
- устанавливающие круг сотрудников, отделов и структурных подразделений, ответственных за выполнение мероприятий антимонопольной комплаенс-системы;
- определяющие сферы деятельности администрации, наиболее подверженные антимонопольным рискам;
- определение порядка выявления и оценки антимонопольных рисков;
- устанавливающие ключевые показатели и порядок оценки эффективности антимонопольной комплаенс-системы;
- описывающие мероприятия, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Принимаемые локальные нормативные акты подлежат размещению на внутренних информационных ресурсах администрации (на сайте admbabynino.ru).
10.2. Антимонопольный аудит. В администрации регулярно, но не реже 1 раза в год, проводится антимонопольный аудит.
Антимонопольный аудит проводится ответственным подразделением. При необходимости для проведения антимонопольного аудита могут привлекаться другие структурные подразделения и отделы администрации и (или) внешние организации.
Антимонопольный аудит проводится в уведомительном порядке, о начале антимонопольного аудита уведомляется руководитель структурного подразделения или отдела, в котором планируются мероприятия антимонопольного аудита.
Поводами для проведения антимонопольного аудита могут являться:
- информация, опубликованная в средствах массовой информации, размещенная в сети Интернет;
- обращения (заявления, жалобы), поступившие в администрацию от физических и юридических лиц;
- информация, запросы, поступившие в администрацию от государственных органов;
- результаты тестирования знаний сотрудников относительно требований антимонопольного законодательства;
- рекомендации, полученные в ходе внешнего аудита;
- иная информация, ставшая известной ответственному подразделению.
Результаты антимонопольного аудита оформляются докладом об антимонопольном комплаенсе, составляемым ответственным подразделением, совместно с привлеченными структурными подразделениями и организациями.
Результаты антимонопольного аудита могут быть использованы в следующих целях:
- актуализация карты антимонопольных рисков;
- разработка или уточнение мероприятий по минимизации антимонопольных рисков;
- разработка мер по совершенствованию антимонопольной комплаенс-системы;
- разработка мер по стимулированию сотрудников;
- разработка мер по совершенствованию механизма взаимодействия с контрагентами и участниками товарных рынков;
- разработка мер по совершенствованию механизма взаимодействия с контрагентами и участниками товарных рынков.
10.3. Механизм управления антимонопольными рисками. В администрации действует упорядоченный механизм управления антимонопольными рисками, выражающийся в:
- оперативной обратной связи между руководством, сотрудниками и ответственным подразделением;
- мотивации сотрудников (в том числе путём применения санкций и поощрений), направленной на соблюдение требований антимонопольного законодательства и политики;
- осуществлении специальных внутренних мероприятий по выявлению и минимизации антимонопольных рисков.
10.4. Обучение. Образовательные мероприятия могут проводиться в следующих формах или их сочетании:
- презентаций, тренингов и семинаров для руководства и сотрудников;
- тестирования знаний сотрудников в порядке, предусмотренном внутренними процедурами и правилами администрация;
- информирования руководства и сотрудников об изменениях и новейших тенденциях в области антимонопольного законодательства.
Обучение должно быть направлено на формирование у сотрудников необходимых знаний и навыков соблюдения положений антимонопольного законодательства. Прохождение сотрудниками обучения подтверждает осведомленность сотрудников относительно применимых требований антимонопольного законодательства.
10.5. Антимонопольная экспертиза. В целях выявления антимонопольных рисков антимонопольной экспертизе подлежат:
- действующие нормативные правовые акты администрации;
- проекты нормативных правовых актов администрации;
- действующие соглашения с различными органами власти, организациями;
- проекты соглашений с различными органами власти, организациями;
- муниципальные контракты администрации.
Антимонопольная экспертиза на предмет соответствия антимонопольному законодательству включает в себя следующие элементы:
- проверка наличия обязательных реквизитов, полей, сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством;
- проверка отсутствия положений, прямо запрещенных антимонопольным законодательством;
- проверка соответствия информации о процедуре заключения контракта законодательным требованиям относительно процедуры заключения контракта, если таковая предусмотрена антимонопольным законодательством или внутренними правилами администрации;
- проверка принципов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Антимонопольная экспертиза может не ограничиваться перечисленными вопросами. Предметом проверки могут быть любые положения, их взаимное расположение и взаимосвязи, порождающие дополнительный смысл.
<< Назад |
>> 11. Ответственное подразделение |
|
Содержание Постановление Администрации МР Бабынинский район Калужской области от 27 мая 2019 г. N 295 "Об утверждении антимонопольной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.