Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Юргинского
муниципального района
от 16 мая 2016 г. N 144
Муниципальная Программа
"Развитие торговли в Юргинском муниципальном районе на 2016-2020 годы"
Паспорт
Программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Развитие торговли в Юргинском муниципальном районе на 2016-2020 годы" (далее Программа). |
Заказчик Программы |
Администрация Юргинского муниципального района |
Разработчики Программы |
Отдел экономики, планирования и торговли администрации Юргинского муниципального района |
Исполнители Программы
|
Отдел экономики, планирования и торговли администрации Юргинского муниципального района; территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Юрге и Юргинском районе (по согласованию); межмуниципальный отдел МВД России "Юргинский" (по согласованию) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли. |
Цели Программы |
Содействие развитию торговли в Юргинском муниципальном районе, определение основных направлений развития торговли |
Задачи Программы |
Стимулирование развития торговли в сельских населенных пунктах; повышение ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса; насыщение потребительского рынка конкурентоспособной продукцией местных товаропроизводителей; обеспечение качества и безопасности товаров; развитие конкуренции в сфере торговой деятельности; повышение технического уровня предприятий торговли, строительство новых, реконструкция и модернизация действующих объектов в соответствии с требованиями нормативных документов. |
Сроки реализации Программы |
2016-2020 годы |
Основные мероприятия Программы: |
Совершенствование правового регулирования в сфере торговли на муниципальном уровне; развитие сельской торговли; повышение качества и безопасности товаров; развитие конкуренции в сфере торговли; кадровое обеспечение торговли; информационное обеспечение торговли. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы за счет местного бюджета не предусматривается. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения; увеличение доли современных предприятий торговли в общем количестве предприятий, действующих на территории района; рост на 3% физического объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах ежегодно; рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения до 24 тыс. руб. к 2020 году; рост обеспеченности населения района площадью торговых объектов до 210 кв. метров на 1000 человек в 2020 году; создание ежегодно около 20 новых рабочих мест на предприятиях торговли; привлечение более 25 млн. руб. инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкция предприятий торговли за 2016-2020 годы. |
Система контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Юргинского муниципального района. |
1. Анализ ситуации в торговой отрасли на территории Юргинского муниципального района, содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Торговля - один из значимых видов экономической деятельности муниципального образования, удовлетворяющий потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающей доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров. Торговля является индикатором уровня благосостояния населения и обеспечивает социально-экономическое развитие территории.
Обоснованием разработки и реализации Программы является необходимость обеспечения ценовой и территориальной доступности услуг торговли для различных категорий населения района, особенно актуальны эти вопросы для жителей сельских населенных пунктов, где недостаточно развита инфраструктура предприятий торговли. В тех населенных пунктах, где нет стационарных торговых объектов, остро встает вопрос доставки товаров первой необходимости. Кроме того, важным моментом в создании достойных условий жизни сельских жителей является качество реализуемых товаров и услуг, культура торгового сервиса.
На 01.01.2016 количество действующих на территории муниципального образования объектов розничной торговли составило 89 единиц, в том числе: 85 магазина (95,5% от общего числа объектов), представляющих стационарную торговую сеть и мелкорозничная торговая сеть, состоящая из 4 павильонов, что составляет 4,5% от общего количества объектов торговли. За последние 10 лет изменилась типовая структура объектов торговли. Количество стационарных торговых объектов возросло с 79,7% до 95,5%, а вот количество объектов мелкой розницы (павильоны и киоски) сократились более, чем в 6 раз, с 27 до 4 объектов. На сегодняшний день киосков на территории района нет.
По своей специализации практически все объекты торговли (96%) являются смешанными, т.е. осуществляющими реализации как продовольственных групп товаров, так и непродовольственных, но с преобладанием все же продовольственных товаров. На территории района всего три магазина и один павильон осуществляют реализацию только промышленных групп товаров. Реализация бытовой техники, мебели, электроаппаратуры производится в предприятиях торговли малого предприятия ООО "Алиса" в отдельных населенных пунктах, таких как п. Юргинский, п. ст. Арлюк, с. Поперечное.
В зависимости от торговой площади преобладающими на потребительском рынке являются магазины с торговой площадью до 50 кв. м. - 82% от всех объектов; 11 объектов имеют торговую площадь от 50 до 150 кв. м. и всего 4 объекта с площадью более 150 кв. м. Именно на эти 4 объекта приходится 46% торговой площади всех магазинов в районе.
На территории муниципального района отсутствуют специализированные, фирменные магазины, торговые центры, магазины от сельхозпроизводителей, розничные и вещевые рынки. Магазины системы потребительской кооперации также отсутствуют на территории района. 10 лет назад сеть магазинов ПК занимала 40% от общего количества магазинов.
В последние годы наметилась тенденция закрытия единственных магазинов в отдаленных и малочисленных населенных пунктах. По состоянию на 01.01.2016 г. таких населенных пунктов уже насчитывается около 10 единиц. Магазины закрываются по причине нерентабельной торговли, роста транспортных расходов, снижения покупательской способности. Вопрос обеспечения населения населенных пунктов, где отсутствуют объекты торговли основными продуктами питания решается путем организации разъездной торговли.
Основные показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории района
N |
Наименование показателя |
Значение показателя за последние пять лет |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
Объем розничного товарооборота, млн. руб. |
348 |
365 |
397 |
380 |
417 |
2 |
Индекс физического объема розн. т/оборота в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,3 |
100,1 |
99,9 |
85,6 |
95,3 |
3 |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. |
15,5 |
16,2 |
17,6 |
16,9 |
18,8 |
4 |
Доля продовольственных товаров в общем объеме розн. т/оборота, % |
78 |
78 |
80 |
81 |
80 |
5 |
Собственные доходы (без дотаций) муниципального образования (налоговые и неналоговые), тыс. руб. |
97000 |
102157 |
98413 |
121634 |
106381 |
6 |
Поступление в бюджет налогов от деятельности предприятий торговли (ЕНВД), тыс. руб. |
2092 |
2294 |
2420 |
2551 |
2732 |
7 |
Доля доходов бюджета от деятельности предприятий торговли, % |
2,15 |
2,24 |
2,46 |
2,1 |
2,57 |
8 |
Численность работающих в отрасли торговля, чел. |
205 |
212 |
219 |
231 |
254 |
9 |
Количество объектов розничной торговли, ед. |
98 |
100 |
102 |
97 |
89 |
10 |
Торговая площадь объектов розничной в кв. м по состоянию на 31.12.: |
2862 |
3036 |
3199 |
3114 |
3659 |
11 |
Средняя торговая площадь на один объект, кв. м. |
29,2 |
30,4 |
31,4 |
32,1 |
41,1 |
12 |
Обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1 тыс. жителей, кв. м. |
127,8 |
134,9 |
142,2 |
138,4 |
164,8 |
13 |
Факт. обеспеченность населения торговыми площадями от норматива (223 кв. м.), % |
57,3 |
60,5 |
63,8 |
62,1 |
73,9 |
Справочно: товарооборот на душу населения в целом по Кемеровской области составил за 2013 год - 125,8 тыс. руб.; 2014 г. - 124 тыс. руб.
Одним из показателей, оценивающих качество жизни населения на конкретной территории, является товарооборот на душу населения. Сложившийся уровень данного показателя в Юргинском районе в 2014 в 6,6 раз ниже областного показателя. По объему розничного товарооборота на душу населения за последние годы Юргинский муниципальный район занимает последнее место среди всех муниципальных образований района.
Одной из основных причин низкого уровня оборота розничной торговли в расчете на душу населения по Юргинскому муниципальному району является низкий уровень покупательской способности населения, обусловленный низким уровнем доходов на душу населения. Так, среднедушевой доход за 2014 год по Юргинскому району составила 9868 рубля. при областном среднедушевом доходе 19885 руб., т.е. в 2 раза ниже.
Кроме того, на низкий объем товарооборота муниципального образования сказалось открытие в последнее время ряда гипермаркетов, таких как "Лента, "Поляна", "Светофор" и специализированных магазинов по приобретению электроники, бытовой техники, мебельных салонов в городе Юрге. Близость ряда населенных пунктов к г. Юрге и хорошая транспортная доступность позволяет в настоящее время многим селянам совершать покупки в предприятиях розничной торговли города.
Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения, кроме повышения уровня доходов населения района в целях увеличения покупательной способности, необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке района, повышения качества предоставляемых услуг, в том числе за счет внедрения самообслуживания. Так, открытие в 2015 на территории четырех населенных пунктов района мини-маркетов с торговой площадью 230 кв. м. при средней площади торгового объекта в 41,1 кв. м. позволило добиться за последние пять лет наибольшего показателя объема товарооборота на душу населения, который возрос за этот период на 20%, с 15,5 тыс. руб. до 18,8 тыс. руб.
В структуре оборота розничной торговли за период 2011-2015 годах особых изменений не произошло. Преобладающими в структуре оборота остается продовольственная группа товаров, которая держится на уровне 80%. В настоящее время розничная торговля непродовольственными товарами на территории района развита плохо. Низкий покупательский спрос на дорогостоящие товары, на бытовую технику вызывает сложности в торговле. Покупку дорогостоящих товаров (бытовая техника, видеотехника, мебель) многие жители района предпочитают совершать в специализированных магазинах близлежащих городов. Данный факт способствует снижению уровня товарооборота на душу населения по Юргинскому муниципальному району.
Доходы от деятельности предприятий розничной торговли в общих собственных доходах (без дотаций) муниципального образования не значительны и составляют чуть более 2%. Но за последние пять лет отмечается положительная тенденция роста удельного веса доходов от торговой деятельности в общих доходах муниципального образования с 2,15% в 2011 г. до 2,57% в 2015 году. Так, сумма единого налога на вмененный доход, уплаченная розничными предприятиями в 2015 году по сравнению с суммой, уплаченной в 2011 г. возросла на 30% и составила 2732 тыс. руб.
Показатель обеспеченности населения муниципального района площадью торговых объектов по состоянию на 1 января 2016 года составляет 164,8 кв. м. на 1 тыс. жителей при утвержденном нормативе 223 кв. м., что составляет 73,9% от норматива. Торговая сеть района обеспечена торговыми площадями по реализации продовольственных товаров на 108,5%. Отмечается низкая обеспеченность торговыми площадями по реализации промышленных товаров, всего 58,7% от нормативной. Но, торговая сеть не стоит на месте, из года в год происходит динамичное ее развитие, только за последние пять лет общая торговая площадь возросла на 28%, дополнительно введено в эксплуатацию около 800 кв. м. торговой площади. Следует отметить, что сеть предприятий розничной торговли района неравномерно размещена по территориям сельских поселений. Так, на центральных усадьбах отмечается перенасыщенность торговыми предприятиями, в то же время, в небольших населенных пунктах, отдаленных и малочисленных имеется всего по одной торговой точке. В отдельных населенных пунктах, а таких уже насчитывается 11 единиц, вообще отсутствуют стационарные или мелкорозничные объекты торговли.
Как положительный момент в развитии предприятий торговли муниципального образования, следует отметить рост доли предприятий торговли, отвечающих современным требованиям. Данное увеличение происходит как за счет строительства современных, отвечающих всем необходимым требованиям зданиям магазинов, так и за счет проведения реконструкций и капитальных ремонтов действующих предприятий. Примером может служить 2015 г., в котором введено в эксплуатацию четыре новых мини-маркета с торговой площадью не менее 230 кв. м. В данных торговых предприятиях используется современная форма торговли - самообслуживания. До 2015 самообслуживание было внедрено только в одном магазине нашего района.
Преобладающими на потребительском рынке являются предприятия торговли с торговой площадью до 50 кв. м., их доля в общем количестве объектов составляет 82%. За пять последних лет средняя торговая площадь предприятия торговли возросла на 40% с 29,2 кв. м. до 41,1 кв. м. Данный факт способствовал росту доходов от отрасли торговли, так как физическим показателем при налогообложении предприятий торговли является торговая площадь.
Состояние и тенденции развития потребительского рынка свидетельствуют о наличии в торговой отрасли района ряда проблем, требующих своего решения.
Имеет место дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости не только в разных населенных пунктах, но и магазинах в одном населенном пункте. Отмечается постоянный рост потребительских цен на товары, который обусловлен не только ростом цен у производителей и поставщиков, но и обусловлен внутренними причинами: высокими издержками обращения, износом основных фондов, недостаточной конкуренцией между предприятиями торговли и др.
Требуют решения задачи обеспечения качества и безопасности товаров, борьбы с контрафактной продукцией.
Существующая потребность в объектах торговли, предлагающих товары со средними ценами и качеством, восполняется иными формами торговли, такими как, разъездная торговля, торговля с автомашин. Задача состоит в том, чтобы найти им цивилизованную альтернативу.
Для крупных розничных компаний открывать магазины в сельских населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой нецелесообразно.
В целом, итоги развития потребительского рынка муниципального района свидетельствуют о наличии предпосылок для его дальнейшего роста на среднесрочную перспективу.
Несмотря на положительную динамику развития торговой отрасли в районе в целом, существует и ряд проблем, решение которых будет способствовать улучшению торгового обслуживания и качества жизни населения в целом:
- неравномерное расположение предприятий розничной торговли на территории района и внутри сельских поселений;
- обеспечение отдельных малочисленных и отдаленных населенных пунктов товарами и услугами розничной торговли в связи с отсутствуем предприятий торговли;
- нехватка торговых площадей, влияющая на необеспечение оптимальными условиями хранения товаров, несоблюдение товарного соседства и вопросы культуры и качества обслуживания;
- низкая обеспеченность торговыми площадями по реализации промышленных групп товаров;
- нехватка складских помещений, в связи с чем, продукция храниться в мало- или неприспособленных помещениях, в которых невозможно обеспечить оптимальные условия хранения, в результате чего значительно увеличиваются товарные потери;
- низкий уровень платежеспособности населения;
- низкий уровень конкуренции на рынке непродовольственных товаров района;
- отсутствие сети социально-ориентированных торговых предприятий, а также предприятий по реализации местной продукции, где товаропроизводители самостоятельно реализуют собственную продукцию без посредников;
- недостаток финансовых оборотных средств у субъектов потребительского рынка;
- кадровая проблема, вытекающая их недостатка квалифицированного персонала, низкого уровня образования, текучести кадров.
Механизмы рыночной экономики зачастую нестабильны и подвержены внешним воздействием, которые могут выражаться в изменении уровня доходов населения, увеличения или уменьшения спроса на товары, активизации инфляционных процессов и других экономических показателей. Таким образом, перспектива развития торговли в районе определяется уровнем доходов и соответственно спроса, развитием конкурентной среды, финансовым и кадровым потенциалом. Развитию сферы торговли также будут способствовать улучшение транспортной доступности, формирование потребностей в новых товарах со стороны предприятий и населения.
К перспективным направлениям развития торговой деятельности на территории района можно отнести:
реализацию инвестиционных проектов, направленных как на строительство новых объектов, так и на реконструкцию действующих (зачастую в большинстве предприятий торговли сегодня используется не вся площадь);
оптимизацию размещения торговых объектов на территории района;
изучение и внедрение передового опыта других территорий области, а также субъектов Российской Федерации по обеспечению населения услугами торговли;
стимулирование деловой активности торговых предприятий путем участия их в различных выставках, ярмарках и иных мероприятий организационного характера.
Принятие Программы обусловлено необходимостью комплексной увязки мероприятий по развитию торговли в районе, консолидации усилий органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления района и сельских поселений и бизнеса.
В ходе реализации Программы целевые показатели могут быть не достигнуты вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса).
2. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы является содействие развитию торговли на территории Юргинского муниципального района. Программа определяет основные направления развитие торговли в районе, которыми являются: реализация государственной политики в области торговой деятельности, направленную на создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам; создание на территории района более современной торговой инфраструктуры; создание экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов в сфере торговли; формирование конкурентной среды; повышение качества торгового обслуживания.
Задачами Программы, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются:
развитие торговой инфраструктуры и оптимальное размещение торговых объектов;
развитие торговли в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах;
привлечение инвестиций в сферу торговли;
создание условий для развития социально-ориентированной торговли;
развитие кадрового потенциала торгующих организаций.
Реализация программы будет направлена на преодоление слабых сторон в вопросе обеспечения услугами торговли.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий программы за счет бюджета муниципального образования не предусмотрено.
4. Ожидаемые результаты Программы и целевые индикаторы
В результате реализации Программы планируется достигнуть следующих результатов:
- рост физических объемов розничного товарооборота в сопоставимых ценах на 3 процента в год;
- рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения:
2016 год - 20 тыс. руб.,
2017 год - 21 тыс. руб.,
2018 год - 22 тыс. руб.,
2019 год - 23 тыс. руб.,
2020 год - 24 тыс. руб.
- рост обеспеченности населения Юргинского муниципального района площадью торговых объектов на 1000 человек:
2016 год - 166 кв. м,
2017 год - 170 кв. м,
2018 год - 180 кв. м,
2019 год - 195 кв. м,
2020 год - 210 кв. м.
- создание ежегодно не менее 20 новых рабочих мест на предприятиях торговли;
- ежегодное привлечение не менее 5 млн. рублей инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли.
Целевые показатели
для оценки эффективности реализации Программы
N |
Наименование показателя |
Ед. Измер. |
Года |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов | |||||||
1.1 |
Обеспеченность населения Юргинского муниципального района площадью торговых объектов |
Кв. метров на 1000 человек |
166 |
170 |
180 |
195 |
210 |
2. Повышение доступности товаров для населения | |||||||
2.1 |
Темп роста товарооборота розничной торговли к предыдущему году |
% |
103,0 |
103,0 |
103,0 |
103,0 |
103,0 |
2.2 |
Оборот розничной торговли на душу населения |
тыс. руб. |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
3. Формирование торговой инфраструктуры | |||||||
3.1 |
Создание новых рабочих мест на предприятиях розничной торговли |
единиц |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
3.2 |
Привлечение инвестиций из внебюджетных источников |
Млн. руб. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5. Управление и контроль за реализацией Программы
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель главы администрации района, организующий комплексное решение вопросов по повышению эффективности развития торговли на территории района.
Для обеспечения мониторинга реализации Программы исполнители Программы:
ежеквартально до конца месяца, следующего за отчетным периодом, готовят отчет о ходе реализации мероприятий Программы;
ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, готовят отчет о ходе выполнения мероприятий Программы, её целей и задач.
Общим индикатором социальной эффективности выполнения Программы служит коэффициент развития, который определяется по формуле:
Кр = (Q1/Q2)*(S0/S1), где:
Кр - коэффициент развития;
Q1 - квартальный розничный оборот района на душу населения в отчетный период, руб.;
Q2 - квартальный розничный оборот района на душу населения в предшествующий отчетному базисный период, руб.;
S0 - стоимость потребительской корзины в базисный период, руб. в месяц;
S1 - стоимость потребительской корзины в отчетный период, руб. в месяц.
Шкала градации параметра Кр:
Кр>= 1,1 - Программа выполняется успешно;
0,9 <= Кр< 1,1 - Программа выполняется удовлетворительно;
Кр< 0,9 - Программа выполняется неудовлетворительно.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Мероприятия Программы |
|
Содержание Постановление Администрации Юргинского муниципального района Кемеровской области от 16 мая 2016 г. N 144 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.