Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 22 июля 2016 г. N 288-р
План мероприятий ("дорожная карта")
"Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области на 2013-2018 годы"
1. Общее описание "дорожной карты"
Настоящая "дорожная карта" включает краткий анализ состояния сферы социальной защиты населения Кемеровской области, цели, задачи, ожидаемые результаты, контрольные показатели, а также план мероприятий, который позволит обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления услуг в сфере социальной защиты населения.
Мероприятия "дорожной карты" направлены на модернизацию системы социального обслуживания, включающую совершенствование нормативной правовой базы, сохранение кадрового потенциала и повышение престижа профессии социального работника, развитие конкуренции при оказании социальных услуг за счет возможности участия организаций различных организационно-правовых форм, внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг, реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий.
В настоящее время система социального обслуживания населения Кемеровской области включает 124 учреждения (31 государственное и 93 муниципальных учреждения).
В целях повышения эффективности предоставления социальных услуг в Кемеровской области в 2013-2015 годах реализованы следующие мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания:
1) осуществлен перевод с бюджетного финансирования на самоокупаемость 17 торговых отделений и отделений бытовых услуг центров социального обслуживания;
2) закрыты:
6 специализированных учреждений для несовершеннолетних (г. Кемерово, г. Полысаево, Беловский, Ижморский, Промышленновский и Чебулинский районы);
Тальский дом-интернат для престарелых и инвалидов;
центр социальной адаптации г. Анжеро-Судженска;
стационарное отделение социально-реабилитационного центра Топкинского района в п. Раздолье;
3) проведено объединение:
центра экстренной помощи по телефону Мариинского района и центра реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Мариинска;
центра экстренной помощи по телефону и социально-реабилитационного центра г. Белово с последующим перепрофилированием в центр помощи семье и детям;
Щербиновского психоневрологического интерната с Анжеро-Судженским психоневрологическим интернатом;
центров социального обслуживания в Таштагольском районе;
центров социального обслуживания в Гурьевском районе;
социального приюта для детей и центра психолого-педагогической помощи с последующим перепрофилированием в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Гурьевском районе.
2 социальных приюта для детей перепрофилированы в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних в Прокопьевском и Ленинск-Кузнецком районе, а также ГБУ Кемеровской области "Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" в психоневрологический интернат на 165 коек.
В результате проведенной оптимизации структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания количество учреждений социального обслуживания уменьшилось со 139 до 124 учреждений. Штатная численность работников отрасли с 2013 по 2015 год сократилась на 2200 человек (с 18722 до 16 522 штатных единиц), или на 11,5%. Итогом проведенной оптимизации является более рациональное использование имеющейся материально-технической базы, бюджетных средств, кадрового потенциала.
В 2016 году работа по оптимизации будет продолжена. С целью совершенствования профилактической работы с семьей и детьми будет проведено перепрофилирование социальных приютов для детей и подростков в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних в 2 муниципальных образованиях, сокращение стационарных коек в специализированных учреждениях для несовершеннолетних. В г. Новокузнецке путем слияния центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и центра психолого-педагогической помощи населению будет образован социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Уютный дом", а социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Берег надежды" будет перепрофилирован в центр социальной помощи семье и детям.
В 2015 году департаментом социальной защиты населения Кемеровской области (далее - департамент) проведена работа по передаче функции по организации питания проживающих в ГБУ Кемеровской области "Прокопьевский психоневрологический интернат" внешним исполнителям (на условиях аутсорсинга).
Большое внимание в области постоянно уделяется укреплению материально-технической базы учреждений. За пять лет в стационарных организациях проведены капитальные ремонты на общую сумму 369,7 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета и Пенсионного фонда Российской Федерации - 79,4 млн. рублей, за счет средств областного бюджета - 285,1 млн. рублей.
В 2016 году планируется завершение капитального ремонта и открытие второй очереди в Евтинском детском доме-интернате для умственно отсталых детей на 25 мест.
Зданий, предназначенных для проживания, находящихся в аварийном состоянии и ветхих, не имеется.
Государственными и муниципальными учреждениями приобретено в 2011-2015 годах новое оборудование на сумму 238,2 млн. рублей, в том числе 144 единицы автотранспорта. Из них 52 единицы для стационарных учреждений, 39 автомобилей службы "Социальное такси", 29 автомобилей для мобильной социальной помощи "Офис на колесах" и 26 единиц автотранспорта специализированным учреждениям для несовершеннолетних. Кроме того, в рамках программы софинансирования с Пенсионным фондом Российской Федерации для государственных стационарных учреждений приобретено 142 единицы специального оборудования для пищеблоков, прачечных, 313 многофункциональных кроватей на общую сумму 23,4 млн. рублей.
В настоящее время стационарные учреждения соответствуют современным требованиям пожарной безопасности: оборудованы системами современной пожарной сигнализации, оповещения, видеонаблюдения, контроля и мониторинга с выводом на пульт единой диспетчерской службы МЧС, имеют паспорта безопасности, декларации пожарной безопасности, обеспечены первичными средствами пожаротушения.
Жилые корпуса организаций, имеющие более 2 этажей, обеспечены спасательными веревочными лестницами, противопожарными трапами, канатно-спусковыми устройствами.
В 4 организациях (Ленинградский и Мысковский детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, Журавлевский дом-интернат для престарелых и инвалидов, Сусловский дом милосердия) установлены современные системы водопожаротушения.
В 3 учреждениях (Кемеровский, Новокузнецкий N 2 и Анжеро-Судженский дома-интернаты для престарелых и инвалидов), где граждане с ограниченными возможностями (инвалиды-колясочники) проживают на вторых этажах, эвакуационные выходы со второго этажа оборудованы стационарными 2- линейными пандусами.
В Кемеровской области работает 30 мобильных бригад по оказанию социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах. За 2015 год осуществлено 2458 выездов, посещено 865 населенных пунктов, из которых 92% - сельские поселения, охвачено срочными услугами 28620 человек.
С целью совершенствования системы оказания социальных услуг семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в Кемеровской области применяется новая форма работы - мобильные социальные службы. В состав мобильных социальных служб входят как сотрудники самих учреждений, так и представители лечебно-профилактических учреждений, органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних. Как правило, работу мобильных служб сопровождают сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, уполномоченных участковых полиции. Основными задачами, решаемыми мобильными службами, являются: своевременное выявление и постановка на учет семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявление причин, способствующих социальному неблагополучию семей, консультация семей по вопросам оказания социальной помощи, оформления мер социальной поддержки, трудоустройства, лечения и т.п. В 2015 году выездные бригады функционировали во всех муниципальных образованиях Кемеровской области. Средняя периодичность выездов - 4 раза в месяц. За 2015 год работой мобильных выездных бригад охвачено более 6 тыс. семей.
В целях расширения спектра предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания внедряются инновационные социальные технологии и формы социального обслуживания. На территории Кемеровской области успешно реализуются программы:
"Университет третьего возраста". В рамках университета работают следующие факультеты: "Правовые знания", "Здоровье", "Основы психологических знаний", "Православие", "Информатика";
"Школа безопасности пожилых людей". С целью повышения в повседневной жизни уровня безопасности лиц пожилого возраста и инвалидов проводится информирование по вопросам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, пожарной, пищевой безопасности, защиты от мошенничества;
"Обучение методам саморегуляции и релаксации". Программа показала свою эффективность на всех этапах применения. За 2015 год 186 онкобольных успешно освоили навыки психической саморегуляции в максимально короткие сроки. Экспериментально подтверждено, что своевременное осуществление психокоррекционных мероприятий способствует выходу в длительную ремиссию более чем у 36% онкобольных;
"Школа активного долголетия". Основная цель - создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных и творческих способностей клиента, активация жизненной позиции пожилых людей, вовлечение обслуживаемых в мероприятия по сохранению здоровья, решение вопросов досуговой занятости, изучение православия;
"Школы компьютерной грамотности" (лекции, практические занятия, позволяющие освоить сеть "Интернет", портал госуслуг, получить новые возможности для общения и доступ к информации).
В области реализуется общероссийский проект "Туризм в интересах старшего поколения", направленный на повышение социальной активности пожилых граждан через организацию правильного и познавательного отдыха.
С 2013 года на территории Кемеровской области реализуется проект по устройству пожилых и инвалидов в приемные семьи. Данную технологию возможно рассматривать как альтернативу домам-интернатам малой вместимости.
Накоплен большой опыт взаимодействия с общественными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения и другими учреждениями по оказанию различных видов социальной помощи. Смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы. В тесном сотрудничестве с медицинскими работниками поликлиник работает "Школа обучения" для родственников тяжелобольных клиентов, где используются наглядные материалы, информационные буклеты, брошюры, проводятся беседы, отрабатываются практические навыки.
Специалистами учреждений совместно с сотрудниками ГУ МЧС по Кемеровской области в рамках областной благотворительной акции "Безопасный дом" проводится обследование противопожарного состояния жилых помещений одиноких пожилых граждан и инвалидов, многодетных семей, в домах малообеспеченных и многодетных семей бесплатно устанавливаются датчики пожарной безопасности. Данные приборы помогают хозяевам жилья вовремя обнаружить возгорание и сообщить об этом в пожарно-спасательную службу. В 2015 году установлено 2,5 тыс. датчиков.
В период возможных подтоплений, пожароопасного периода специалисты проводят разъяснительную беседу с гражданами о необходимости страхования своего имущества и жизни, планируют меры по обеспечению безопасности граждан в опасные периоды. В ряде территорий формируется "группа риска", к которой относят одиноких престарелых граждан, инвалидов, супружеские пары из их числа. Основной формой работы с ними является социальный патронаж. Особое внимание данной категории граждан уделяется в осенне-зимний период (обеспеченность овощной продукцией (в 2015 году выдано 4600 овощных наборов), топливом (в 2015 году 11223 человека получили по 4 т угля).
Для профилактики обстоятельств нуждаемости в учреждениях социального обслуживания населения Кемеровской области работают:
46 пунктов проката средств реабилитации (трости, ходунки, инвалидные коляски и др.);
63 пункта проката, обмена и взаимопомощи по обеспечению одеждой и предметами первой необходимости семей с детьми, инвалидов, пенсионеров и др.
Активно используются технологии "Социальное такси" (обеспечение для инвалидов, имеющих затруднения в передвижении, возможности беспрепятственного доступа и посещения социально значимых объектов на специально оборудованном автотранспорте (с подъемником) по социально-низким ценам) и волонтёрство (привлечение студентов, учащихся к безвозмездному оказанию гражданам пожилого возраста и инвалидам бытовой помощи (колке угля и дров, их складированию, уборке придомовой территории, обработке приусадебных участков, мелкому ремонту).
Кузбасс стал инициатором ряда программ по нормализации веса, привлечению к занятию спортом всех категорий населения - от дошколят до пенсионеров, для чего были бесплатно переданы почти 6 000 велосипедов, свыше 10 тысяч пар скандинавских палок; открываются новые бассейны, спортивные комплексы, в том числе для взрослых и детей с ограничениями по здоровью. Так, в Шерегеше работает горнолыжная школа для детей с ДЦП и заболеваниями опорно-двигательного аппарата (в рамках всероссийского проекта "Лыжи мечты"); большинство спорткомплексов и дворцов спорта доступны для кузбассовцев с ограничениями по здоровью, в том числе для инвалидов-колясочников.
В Кемеровской области в сфере социальной защиты детства и семьи эффективно работают социальные проекты, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей.
Так, ГКУ Кемеровской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Маленький принц" (г. Кемерово) с 2012 года реализует проект "Кузбасс - теплота сердечная", направленный на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей. Данный проект получил грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, стал победителем в номинации "Эффективность" во Всероссийском конкурсе программ социального развития регионов на премию им. А.П. Починка, проходившем в рамках Международного инвестиционного форума "Сочи-2014". В 2015 году в Первом всероссийском социальном конкурсе "Область добра" указанный проект получил высокие оценки экспертов в номинации "Формирование здорового образа жизни и организация досуга детей" и включен в сборник "Портфель социальных инициатив", выпущенный к церемонии награждения.
В 2015-2016 гг. на базе ГКУ Кемеровской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Маленький принц" реализуется социальный проект "Учимся жить". Цель проекта - социально-трудовая реабилитация и социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 9 до 17 лет. Финансирование проекта осуществляется за счет привлеченных спонсорских средств в сумме более 1,2 млн. рублей.
В центре социальной помощи семье и детям г. Кемерово с 2001 года организована работа клуба "Школа молодой семьи" с целью подготовки молодых семейных пар, ожидающих детей, к рождению и воспитанию ребенка, обеспечивающей позитивное материнство и отцовство. Число желающих посещать занятия клуба ежегодно растет: в начале деятельности группа составляла 8-10 человек, сейчас - до 30 человек.
Аналогичная работа проводится и в других городах и районах области.
Кроме того, в Кемеровской области организовано взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями. Во исполнение постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.11.2013 N 483 "Об утверждении порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями" в 2013-2015 годах проведены конкурсы среди некоммерческих организаций, не являющихся государственными учреждениями, для реализации социальных проектов поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 7 общественных организаций в течение 2013-2015 гг. получили денежные гранты на сумму 1230 тыс. рублей на реализацию социально значимых проектов.
В департаменте завершена работа по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений) с руководителями государственных учреждений в соответствии с типовой формой договора с учетом требований по повышению эффективности работы.
В целях стимулирования заинтересованности руководителей в повышении эффективности деятельности учреждений, качества оказываемых услуг утверждены новые целевые показатели и критерии оценки деятельности государственных учреждений для установления выплат стимулирующего характера руководителям, порядок и условия установления этих выплат, состав комиссии по оценке выполнения показателей. К основным критериям отнесены сложность и комплексность учреждений, внедрение новых технологий, учтены рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по обеспечению показателей роста заработной платы работников учреждений.
В рамках реализации мероприятий "дорожной карты" завершается работа по поэтапному переводу работников государственных и муниципальных учреждений на эффективный контракт, разработаны и утверждены минимальный перечень целевых показателей оценки эффективности деятельности основного персонала работников государственных учреждений и критерии их оценки.
В Кемеровской области проводится работа по привлечению кадров и реализации законодательных актов, направленных на повышение уровня заработной платы работников организаций и престижности работы в сфере социального обслуживания:
всем работникам государственных и муниципальных учреждений установлена гарантированная выплата стимулирующего характера в размере 30% должностного оклада за работу в учреждениях;
работникам со специальным образованием, работающим на селе (средний медперсонал, врачи, педагоги, специалисты по социальной работе, бухгалтеры, юристы, инженерно-технические работники), оклады увеличиваются на повышающий коэффициент 1,25;
устанавливаются повышающие коэффициенты к окладам работников, имеющим почетные звания и ученые степени;
осуществляются единовременные выплаты работникам учреждений, получившим высшее или среднее специальное образование, в размере 15 и 10 тыс. рублей соответственно; ежемесячные выплаты молодым специалистам по 1 тыс. рублей в месяц в течение первых 3 лет работы;
социальным работникам, проживающим в сельской местности и рабочих поселках городского типа, предоставляется 100-процентная льгота по оплате жилья и коммунальных услуг, частичная льгота по оплате электроэнергии;
социальным работникам, чья профессиональная деятельность связана с разъездами при оказании социальных услуг, предоставляется бесплатный проезд в общественном транспорте;
начиная с 2010 года в Кемеровской области проводится конкурс "Лучший по профессии";
в 2011 году, в год 20-летия со дня образования органов социальной защиты, в Кемеровской области учрежден нагрудный знак "Почетный работник социальной защиты населения Кемеровской области";
в течение 17 лет ежегодно в день социального работника проводятся губернаторские приемы, на которых лучшие работники награждаются наградами Кемеровской области и Коллегии Администрации Кемеровской области.
Для обеспечения повышения к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников в сфере социального обслуживания Кемеровской области проведены следующие мероприятия.
С 01.04.2013 увеличены фонды оплаты труда социальных работников на 15%, средства направлены на стимулирующие выплаты.
С 01.10.2013 на 5,5% проиндексированы фонды оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы, проиндексированы должностные оклады.
С 01.11.2013 на 10% повышены фонды педагогических работников.
С 01.12.2013 увеличены на 10% фонды оплаты труда социальных работников, средства направлены на стимулирующие выплаты.
В 2014 году фонды социальных работников были проиндексированы с 1 мая на 10% и с 1 октября на 10%, средства направлены на стимулирующие выплаты.
Кроме того, с 01.10.2014 на 10 % увеличены фонды оплаты труда педагогических работников учреждений по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В результате средняя заработная плата социальных работников в 2015 году составила 18 215 рублей (70,0% к средней заработной плате в Кемеровской области), рост по сравнению с 2013 годом составил 46,9%.
Средняя заработная плата работников учреждений в целом по отрасли в 2015 году возросла по сравнению с 2013 годом на 23,2% и составила 17461 рубль.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" в 2015 году в 16 государственных организациях стационарного социального обслуживания проведена независимая оценка качества работы, по итогам которой определен рейтинг организаций социального обслуживания населения.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области
2.1. Наличие очередности на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
В Кемеровской области в 2013-2015 годах проведена работа по сокращению очередности в стационарные организации: помимо проведенной оптимизации дополнительно открыты 94 койки в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, 234 - в домах-интернатах психоневрологического профиля и 30 - в домах милосердия. Это позволило сократить очередь в психоневрологические интернаты с 895 человек до 135 человек и ликвидировать очередь в детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и дома-интернаты общего профиля.
Очередности на получение социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в области нет.
2.2. Устаревшая материально-техническая база действующих стационарных организаций социального обслуживания и их недостаточное количество
Здания 18 домов-интернатов построены более 40 лет назад и не отвечают современным требованиям. Из 28 учреждений 4 расположены в типовых зданиях, в них проживают 1815 человек, что составляет 27,3 % граждан от общего числа проживающих в домах-интернатах Кемеровской области. Несмотря на принимаемые меры, требуется капитальный ремонт 10 зданий стационарных учреждений.
В 2015 году достигнута договоренность с инвестором о переселении в более достойные условия проживающих Щербиновского психоневрологического интерната. Планируется построить новый жилой корпус на 114 мест на территории ГАУ Кемеровской области "Юргинский психоневрологический интернат".
Для соблюдения санитарных и противопожарных требований необходимо заменить до 60 % технологического оборудования (с учетом истечения срока эксплуатации) и приобрести 100 транспортных единиц.
2.3. Недостаточное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг
Из 25 негосударственных организаций в реестр поставщиков социальных услуг включены всего две - АНО "Центр социальной защиты и поддержки пожилых людей" и ООО "Золотая осень".
В 2015 году только 246 человек (0,52 % граждан, получивших услуги в организациях социального обслуживания) получили услуги социального обслуживания в негосударственных организациях.
2.4. Недостаточное количество стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, в том числе для граждан, страдающих психическими расстройствами
Развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания (социальные сиделки, приемная семья, семейно-воспитательные группы для пожилых граждан с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому и т.п.) является альтернативой стационарному обслуживанию. Именно институты социальных сиделок и приемной семьи дадут возможность пожилым людям и инвалидам вести привычный образ жизни и быть при этом социально защищенными.
Учитывая, что стоимость предоставления соцуслуг на дому в расчете на одного человека составляет в среднем по области 37,4 тыс. рублей в год, а в стационарных условиях - более 200 тыс. рублей в год, то есть в 6,4 раза больше, необходимо расширение возможностей предоставления услуг на дому и внедрение стационарозамещающих технологий.
2.5. Низкий уровень оплаты труда работников организаций социального обслуживания
В 2015 году средняя заработная плата работников в учреждениях социального обслуживания населения Кемеровской области составила 17461 рубль, социальных работников - 18 215 рублей, или 70 % от средней заработной платы в экономике Кемеровской области.
Среднесписочная численность работников в государственных и муниципальных учреждениях за 2015 год составила 13175 человек (за 2014 год - 13594 человека), штатная численность - 16 522 человека (за 2014 год - 17 494 человека) соответственно.
3. Цель "дорожной карты"
Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году в Кемеровской области региональной системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, проживающих на территории области, в социальных услугах.
4. Задачи "дорожной карты"
Задачами "дорожной карты" являются:
4.1. Формирование в Кемеровской области эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания.
4.2. Обеспечение проведения мероприятий по капитальному ремонту действующих стационарных организаций социального обслуживания и строительству нового психоневрологического интерната.
4.3. Расширение круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
4.4. Развитие рынка социальных услуг, в том числе в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому.
4.5. Внедрение в практику работы организаций социального обслуживания методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания.
4.6. Сохранение и повышение уровня кадрового потенциала в сфере социального обслуживания граждан, обеспечение средней заработной платы социальных работников организаций социального обслуживания на уровне не ниже средней заработной платы в Кемеровской области.
4.7. Внедрение утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых отраслевых норм труда организаций социального обслуживания.
4.8. Достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (число обслуживаемых граждан).
4.9. Проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
4.10. Обеспечение перевода работников организаций социального обслуживания, относящихся к основному персоналу, на эффективный контракт.
5. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"
5.1. В результате реализации "дорожной карты" предполагается достижение следующих показателей:
5.1.1. Ликвидация к 2018 году очереди в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
5.1.2. Создание эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания.
5.1.3. Обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы организаций социального обслуживания.
5.1.4. Увеличение числа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.
5.1.5. Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100 % от средней заработной платы в Кемеровской области[1].
5.1.6. Обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания.
5.1.7. Улучшение организации труда в организациях социального обслуживания.
5.1.8. Обеспечение оптимальной нагрузки (число обслуживаемых граждан) на одного социального работника с учетом региональной специфики.
5.1.9. Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг.
5.2. Показатели нормативов региональной "дорожной карты" по Кемеровской области указаны в приложении к "дорожной карте".
5.3. Контрольные показатели успешной реализации "дорожной карты" приведены в таблице.
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания |
процентов |
98,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий) |
процентов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому |
тыс. человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание |
тыс. человек |
0,944 |
0,641 |
0,135 |
0,100 |
0,070 |
0 |
Доля детей-инвалидов, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе детей-инвалидов, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет |
процентов |
93 |
89 |
86,5 |
85 |
86 |
81 |
Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий |
тыс. человек |
0,086 |
0,209 |
0,273 |
0,290 |
0,304 |
0,312 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации |
процентов |
20,3 |
22,2 |
22,8 |
22,7 |
22,7 |
22,7 |
Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности |
процентов |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, и средней заработной платы в Кемеровской области[2] |
процентов |
48,8 |
60,8 |
70,0 |
65,7 |
89,5 |
100,0 |
Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций социального обслуживания и средней заработной платы работников организаций социального обслуживания за отчетный период[3] |
раз |
3 |
3 (5) |
3 (5) |
3 (5) |
3 (5) |
3 (5) |
Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания (с учетом типа организаций социального обслуживания) |
|
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания |
процентов |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности |
процентов |
0,1 |
0,14 |
0,5 |
2,0 |
4,0 |
5,0 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности |
процентов |
2,5 |
2,3 |
3,1 |
6,7 |
8,8 |
10 |
6. План мероприятий
N |
Мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания граждан | |||
1.1 |
Детальный анализ итогов реализации в 2013-2014 годах плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области на 2013-2018 годы"(далее - "дорожная карта") (подведение итогов, выявление существующих проблем во всех формах социального обслуживания и подготовка предложений по их решению) |
2015 год |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.2 |
Анализ достаточности средств, предусмотренных в бюджете Кемеровской области на реализацию Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации организаций социального обслуживания, и за счет средств от приносящей доход деятельности |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.3 |
Проведение ежегодного мониторинга нуждаемости граждан в получении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.4 |
Определение обоснованной оптимальной нагрузки на одного социального работника (число обслуживаемых граждан) с учетом нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.5 |
Проведение мероприятий по кадровому планированию деятельности организаций всех форм социального обслуживания в целях обеспечения обоснованного подхода к утверждению штатной численности данных организаций (с учетом результатов мониторинга нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания, региональных особенностей и бюджетной обеспеченности) |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.6 |
Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания, включая вопросы предоставления социальных услуг лицам, страдающим психическими расстройствами, в том числе болезнью Альцгеймера и другой деменцией |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
1.7 |
Сохранение действующих мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания Кемеровской области |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.8 |
Анализ возможного увеличения мощности действующих стационарных организаций социального обслуживания без капитальных вложений и при условии недопущения снижения объемов и качества предоставляемых социальных услуг |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, стационарные организации социального обслуживания (по согласованию) |
1.9 |
Проведение анализа социальных услуг, предоставление которых возможно на условиях аутсорсинга |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.10 |
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния организаций социального обслуживания: ведение паспортов комплексной безопасности; принятие мер по устранению выявленных недостатков; анализ расходов на повышение безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологического состояния организаций социального обслуживания и др. |
Ежегодно начиная с четвертого квартала 2013 года |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
2. Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания граждан | |||
2.1 |
Анализ реализации законодательных и нормативных правовых актов Кемеровской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания граждан, и при необходимости внесение в них изменений |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
2.2 |
Анализ строительных, эпидемиологических и гигиенических правил и нормативов, правил комплексной безопасности, регламентирующих деятельность организаций социального обслуживания, и представление предложений, направленных на внесение изменений в действующие нормативы и правила, исходя из практики их применения и современных требований жизнеустройства в организациях социального обслуживания |
2013-2015 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
3.1 |
Создание региональной модели социального сопровождения граждан пожилого возраста в целях оказания содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию), органы исполнительной власти отраслевой компетенции |
3.2 |
Организация межведомственного взаимодействия органов государственной власти Кемеровской области в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию), органы исполнительной власти отраслевой компетенции |
4. Укрепление и развитие материально-технической базы организаций социального обслуживания | |||
4.1 |
Проведение анализа состояния материально-технической базы действующих организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
4.2 |
Проведение мероприятий по модернизации и укреплению материально-технической базы действующих организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
4.2.1 |
Формирование перечня действующих организаций социального обслуживания, нуждающихся в капитальном ремонте (с указанием полного перечня организаций, в которых проводятся данные мероприятия, краткой характеристики проводимых мероприятий, объема средств, предназначенных на эти цели в областном бюджете, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, срока начала и окончания ремонтных работ, предполагаемой результативности, в том числе по снижению очередности на стационарное социальное обслуживание) |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
4.2.2 |
Формирование перечня организаций социального обслуживания, которые планируется построить (с указанием полного перечня организаций, объема средств, предназначенных на эти цели в областном бюджете, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, срока начала и окончания строительства, предполагаемых результатов, в том числе по снижению очередности на стационарное социальное обслуживание) |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Кемеровской области (по согласованию) |
4.2.3 |
Формирование перечня организаций социального обслуживания, в которых требуется закупка оборудования и обеспечение мобильных бригад автотранспортом (с указанием полного перечня организаций социального обслуживания, в которых проводятся данные мероприятия, объема средств, предназначенных на эти цели в областном бюджете, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, краткой характеристики проводимых мероприятий, срока проводимых мероприятий) |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Кемеровской области (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
4.3 |
Анализ результатов реализации в 2012-2018 гг. перспективной схемы развития и размещения организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов |
Ежегодно март |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
4.4 |
Актуализация и реализация перспективной схемы развития и размещения организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан, до 2020 года с учетом специфики Кемеровской области и нуждаемости граждан в социальных услугах |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания. Ликвидация очереди в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание и социальное обслуживание на дому | |||
5.1 |
Разработка новых технологий предоставления социальных услуг гражданам в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому, в том числе стационарозамещающих технологий |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
5.2 |
Разработка и внедрение новых технологий предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных районах и сельской местности |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
5.3 |
Изучение и внедрение технологий предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому гражданам, страдающим психическими расстройствами |
2016 год |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5.4 |
Изучение и распространение передового опыта работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению социальных услуг пожилым гражданам в организациях социального обслуживания Кемеровской области |
Ежегодно начиная с 2013 года |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
5.5 |
Утверждение нормативных затрат на оказание социальных услуг и внедрение механизма нормативно-подушевого финансирования в организациях социального обслуживания |
2013-2014 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
5.6 |
Развитие государственно-частного партнерства с целью обеспечения конкурентоспособности организаций социального обслуживания и предоставления права выбора гражданину поставщика социальных услуг |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
5.7 |
Привлечение социально ориентированных некоммерческих и негосударственных организаций, а также благотворителей и добровольцев к деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
5.8 |
Совершенствование мероприятий по проведению в Кемеровской области независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания |
Ежегодно |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
5.9 |
Создание попечительских советов в организациях социального обслуживания |
2014-2015 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5.10 |
Проведение информационно-разъяснительной работы о системе социального обслуживания, видах и условиях предоставления социальных услуг: определение состава информации, подлежащей обязательному опубликованию, принятие дополнительных мер по информированию населения и официальных структур о деятельности по социальному обслуживанию граждан, включая интернет-ресурсы, установление ответственности за неисполнение предусмотренных требований |
Постоянно |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
6. Осуществление мероприятий по повышению заработной платы социальным работникам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Повышение кадрового потенциала организаций социального обслуживания | |||
6.1 |
Проведение мероприятий, предусмотренных настоящей "дорожной картой", по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда социальных работников в Кемеровской области |
Ежегодно |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
6.2 |
Учет при формировании бюджета Кемеровской области расходов на повышение заработной платы социальных работников в соответствии с утвержденной региональной "дорожной картой"по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"в части повышения оплаты труда социальных работников |
Ежегодно начиная с 2013 года |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
6.3 |
Проведение разъяснительной работы в организациях социального обслуживания по реализации плана мероприятий "дорожной карты", в том числе о мероприятиях по повышению оплаты труда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012.N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
6.4 |
Мониторинг достижения целевых показателей в части повышения оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" |
Декабрь 2013 года, далее - ежегодно |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
6.5 |
Установление соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания, предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания |
2014-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
6.6 |
Проведение аттестации социальных работников, повышение квалификации сотрудников организаций социального обслуживания, внедрение профессиональных стандартов |
2015-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
6.7 |
Мониторинг достижения оптимальной нагрузки на одного социального работника (число обслуживаемых граждан) с учетом специфики Кемеровской области |
2014-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
Приложение
к плану
мероприятий ("дорожной карте")
"Повышение эффективности и качества услуг
в сфере социального обслуживания населения
Кемеровской области на 2013-2018 годы"
Показатели
нормативов региональной "дорожной карты" по Кемеровской области
N п/п |
Наименование показателей |
2012 год факт |
2013 год факт |
2014 год факт |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2014-2016 гг. |
2014-2018 гг. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Норматив числа получателей услуг на 1 социального работника (по среднесписочной численности работников) в Кемеровской области с учетом региональной специфики |
X |
9,5 |
10,4 |
12,2 |
11,8 |
12,1 |
12,4 |
113,2 |
119,2 |
2 |
Число получателей услуг, чел. |
X |
37 906 |
40 597 |
45 283 |
45 332 |
46 570 |
47 752 |
111,7 |
117,6 |
3 |
Среднесписочная численность социальных работников, чел. |
X |
4003,8 |
3905,2 |
3708 |
3853 |
3853 |
3853 |
98,7 |
98,7 |
4 |
Численность населения, чел. |
2 746 639 |
2 738 262 |
2 729 533 |
2 724 990 |
2 696 155 |
2 681 215 |
2 665 681 |
98,8 |
97,7 |
5 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в Кемеровской области* |
X |
48,8 |
60,8 |
70,0 |
65,7 |
89,5 |
100,0 |
X |
X |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
6
|
Доля средств от приносящей доход деятельности в фонде заработной платы по отдельной категории работников, процентов |
X
|
2,4
|
3,8
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
X
|
X
|
7 |
Средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации, млн. руб. |
X |
X |
119,3 |
23,1 |
41,3 |
112,5 |
60,4 |
183,7 |
356,6 |
8 |
Соотношение объема средств от оптимизации и суммы объема средств, предусмотренного на повышение оплаты труда, процентов |
X |
X |
55,3 |
36,1 |
100,0 |
21,5 |
17,6 |
57,2 |
30,0 |
*Начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2015 N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 22 июля 2016 г. N 288-р "О внесении изменения в распоряжение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.