Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
Администрации Беловского
муниципального района
от 30 ноября 2016 г. N 1211
Программа
финансового оздоровления Беловского муниципального района на 2016-2019 годы
Программа финансового оздоровления Беловского муниципального района на 2016-2019 годы (далее - Программа) разработана в целях формирования бюджетной политики района, ориентированной на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами Беловского муниципального района и укрепление устойчивости бюджетной системы района.
Программа определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления Беловского муниципального района в сфере развития собственной доходной базы района, оптимизации и приоритизации расходов местного бюджета, ограничения бюджетного дефицита.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи Программы:
обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;
реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств.
Обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов
На протяжении последних 5 лет Беловский муниципальный район сталкивается с серьезными проблемами обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета района, которые обострились в 2014 году условиях действия целого ряда факторов, оказывающих влияние на доходные источники и расходные обязательства.
В 2014-2015 годах на сжатие доходной части бюджета стали оказывать существенное влияние общероссийские тенденции: сложная внешняя и внутренняя экономическая ситуация, обусловленная действием санкций в отношении России, падение потребления и реальных доходов населения, снижение инвестиционной и предпринимательской активности. Это привело к снижению поступлений главным образом от предприятий в угледобывающей отрасли, розничной торговли, сельского хозяйства и в сфере оказания бытовых услуг.
Наиболее резкое падение доходной части бюджета Беловского муниципального района наблюдалось в 2014 году - налоговые доходы снизились на 71,9 млн. руб., неналоговые доходы снизились на 18,7 млн. рублей. Собственные доходы бюджета сократились на 90,3 млн. руб., или на 13% к уровню 2013 года.
В 2015 году собственные доходы консолидированного бюджета района продолжали падать и по итогам финансовой деятельности было получено всего 587,1 млн. руб., что составляет 97 % к уровню 2014 года и 84 % к уровню 2013 года.
Начиная с 2016 года, в условиях девальвации национальной валюты, а также благодаря принятым мерам по мобилизации доходов, повышению бюджетной отдачи от созданных новых "точек роста" экономики района и импортозамещающих производств в районе наблюдается незначительный рост собственной доходной базы: план поступления собственных доходов составляет 668,8 млн. руб. План налоговых и неналоговых доходов бюджета района увеличился на81,7 млн. руб. к 2015 году, но оставался меньше полученных доходов в 2013 году на 28,1 млн. руб.
Сальдированный финансовый результат работы крупных и средних предприятий района за 6 месяцев 2016 года сложился положительный, что составило 739 млн. рублей, за 6 месяцев 2015 года - отрицательный, что составило -184,8 млн. рублей.
Таким образом, прибыль, полученная за анализируемый период, по району составила 894,4 млн. руб., а убытки - -155,4 млн. руб. Прибыль, за соответствующий период 2015 года, составила 549,3 млн. руб., а убытки - -734,1 млн. руб.
Удельный вес убыточных организаций (крупные и средние предприятия) в Беловском муниципальном районе на 01.07.2016 г. составил 30 % (на 01.07.2015 г.- 50 %), это 3 предприятия из 10. Большая часть убыточных предприятий относится к угольной отрасли (2 предприятия), убытки за 1 полугодие 2016 года составили - 154,4 млн. руб., что меньше на 538,9 млн. руб. или в 3,5 раза по сравнению с соответствующим периодом 2015 года (693,3 млн. руб.).
Учитывая вышеизложенное, Беловский муниципальный район за последние годы оказался в числе районов, испытавших наибольшее падение собственной доходной базы.
В таких условиях органами местного самоуправления Беловского муниципального района реализуется комплекс мер по росту доходов, развитию собственной доходной базы бюджета в рамках следующих программных документов:
плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Беловского муниципального района на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов;
плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов Беловского муниципального района;
программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Беловском муниципальном районе.
Основные направления по увеличению доходов консолидированного бюджета Беловского муниципального района:
Системная работа по улучшению инвестиционного климата и созданию условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в районе.
В целях обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в районе много лет действует муниципальная программа поддержки бизнеса. Муниципальная программа "Развитие экономического потенциала в Беловском муниципальном районе состоит из двух подпрограмм:
"Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства";
"Повышение инвестиционной привлекательности Беловского муниципального района".
Ежегодно осуществляется финансовая поддержка посредством предоставления грантовой поддержки начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса и субсидирования части затрат на приобретение оборудования подпрограммой "Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства", муниципальной программы "Развитие экономического потенциала в Беловском муниципальном районе"
Администрацией Беловского муниципального района утверждено постановление от 10.12.2015 г. N 164 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") внедрения в Беловском муниципальном районе лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации", обеспечивающих эффективную работу механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности. Для инвесторов, сформирован специальный банк данных, содержащий 8 инвестиционных площадок, предлагающих выбор наилучших возможностей для размещения бизнеса. Запущена обновленная версия инвестиционного портала Кемеровской области keminvest.ru, где вся информация актуальна, обновлен инвестиционный паспорт Беловского муниципального района, справочник инвестора. На территории Беловского муниципального района в 2016 году реализуемых и планируемых к реализации 24 инвестиционных проекта, 8 инвестиционных площадок.
В 2011 году создан совет по инвестиционной и инновационной политики на территории Беловского муниципального района, утвержден постановлением администрации Беловского муниципального района от 10.10.2011 г. N 97 "О совете по инвестиционной и инновационной политике на территории Беловского муниципального района", который координирует взаимодействия финансовых, производственных структур Беловского муниципального района в части привлечения и использования инвестиций, развития муниципальной поддержки инвестиционной и инновационной политики, создания условий для освоения результатов научных исследований и разработок, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, выпуск конкурентоспособной продукции в Беловском муниципальном районе.
Сокращение задолженности по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды:
В целях сокращения задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на постоянной основе осуществляется деятельность муниципального штаба по финансовому мониторингу и выработке мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Беловского муниципального района. В 2015 году погашена задолженность по платежам в областной и местный бюджеты на 34,5 млн. рублей, во внебюджетные фонды - 120 млн. рублей.
За январь-октябрь 2016 года погашена задолженность по платежам в бюджет на сумму 114,6 млн. рублей, во внебюджетные фонды - 56 млн. рублей.
Следует отметить, что в Беловском районе задолженность по налогам в консолидированный бюджет за 2015 год увеличилась на 24,6 млн. рублей, или на 48%.
На постоянной основе проводится работа с главными администраторами доходов местного бюджета в части усиления контроля за своевременностью осуществления платежей в бюджет и принятию мер по взысканию задолженности по платежам в бюджет(в том числе пеней и штрафов).
Активизирована работа с Межрайонным отделом судебных приставов по г. Белово и Беловскому району
по взысканию с налогоплательщиков задолженности в бюджет.
Для повышения платежной дисциплины предприятий, организаций и учреждений района, а также воспитания в обществе нетерпимости к должникам по платежам в бюджет на официальном сайте администрации Беловского муниципального района действует банк данных организаций-должников, где ежемесячно публикуется перечень фирм и их руководителей, которые накопили задолженность во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации более 100 тыс. рублей.
В 2016 году введена персональная ответственность заместителей главы Беловского муниципального района и назначены ответственные лица за поступление платежей в бюджет по курируемым направлениям деятельности в рамках реализации распоряжения администрации Беловского муниципального района от 19.04.2016 N 390 "О мерах по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Беловского муниципального района".
Комплексные меры по борьбе с "серыми" зарплатами и снижению неформальной занятости населения:
В Беловском муниципальном районе проводится большая работа, направленная на снижение неформальной занятости. На постоянной основе действует районная межведомственная комиссия по вопросам снижения неформальной занятости и легализации неофициальной заработной платы работников организаций, расположенных на территории Беловского муниципального района (состав комиссии утвержден постановлением администрации Беловского муниципального района от 22.12.2015 N 174).
"Серая" зарплата - это неофициальная зарплата, не учитываемая при налогообложении, которая выдается в конвертах. Получение зарплаты в конверте влечет множество негативных последствий.
Борьба с "серыми зарплатами" является одной из главнейших задач Беловского муниципального района в области защиты прав и законных интересов конкретного человека и эта работа ведется на различных уровнях:
1. На официальном сайте администрации Беловского муниципального района есть ссылка "Что делать, если платят зарплату в конверте?";
2. Ежемесячно отделом Государственной инспекции труда в Кемеровской области, Отделом МВД России по Беловскому району проводятся проверки организаций (предприятий) и индивидуальных предпринимателей на предмет выплаты заработной платы по "серым схемам";
3. В районе организована и работает "горячая линия". Граждане могут обратиться по телефонам "горячей линии" или написать по электронной почте;
4. Ежемесячно проводится мониторинг организаций (предприятий) Беловского муниципального района на предмет выплаты заработной платы по "серым схемам".
С начала 2016 года было проведено 184 проверки организаций (предприятий) и индивидуальных предпринимателей на предмет выплаты заработной платы по "серым схемам". По результатам проверок в отношении нарушителей трудового законодательства принимаются соответствующие меры, т.е. составляются административные протоколы за неисполнение предписания по выплате заработной платы.
Принимаются и рассматриваются все обращения граждан, даже анонимные.
Оптимизация налоговых льгот на местном уровне
Ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных налоговых льгот, а также принимаются конкретные меры по оптимизации налоговых льгот по налогам, уплачиваемым на основании решений Совета народных депутатов Беловского муниципального района и сельских поселений.
Повышение эффективности реализации собственных полномочий в сфере земельных и имущественных отношений:
Усиление муниципального контроля за использование земли и имущества:
Благодаря мерам, принятым МКУ "КУМИ Беловского муниципального района", дополнительные доходы бюджета Беловского муниципального района от земельных платежей в 2016 году, на 01.11.2016 г. составили 12 054,44 тыс. руб.
Также специалистами земельного контроля МКУ "КУМИ Беловского муниципального района" выявлен факт нанесения вреда землям сельскохозяйственного назначения ОАО "УК Кузбассразрезуголь". По данному факту определена сумма возмещения вреда почвам как объекту охраны окружающей среды в денежном начислении - 29 833,3 тыс. руб.
Между администрацией Беловского муниципального района и ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" было заключено соглашение о возмещении вреда, нанесенного землям сельскохозяйственного назначения, равными долями.
На 01.11.2016 г. оплачено 12 000,00 тыс. руб.
Повышение эффективности реализации районом собственных полномочий по имущественному налогообложению:
С 01.01.2016 осуществлен переход к определению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости на территории Кемеровской области (Закон Кемеровской области от 23.11.2015 N 102-ОЗ).
При переходе к исчислению налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в местные бюджеты за 5 лет планируется поступление доходов в размере 6,3 млн. рублей.
Составлен прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2017 год с целью увеличения поступлений в бюджет доходов от реализации имущества.
От реализации муниципального имущества планируется получить дополнительных доходов на сумму 12,5 млн. руб.
На постоянной основе проводится активная работа по дальнейшей легализации объектов имущественного налогообложения.
За 2010-2015 годы выявлено и поставлено на налоговый учет более 5966 земельных участков и 2542 объекта капитального строительства.
В результате проведенной масштабной работы по выявлению и регистрации объектов налогообложения на территории района, дополнительные доходы Беловского муниципального района в 2012-2015 годах составили 97 млн.641 тыс. руб.
Благодаря принятым мерам по повышению эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, а также реализации мероприятий по развитию собственной доходной базы ежегодные дополнительные доходы бюджета Беловского муниципального района в 2012-2015 годах составили не менее 587-696 млн. рублей.
Реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств
В Беловском муниципальном районе на протяжении ряда лет осуществляется работа по оптимизации бюджетных расходов. Для обеспечения сбалансированности местного бюджета в соответствии с рекомендациями Минфина России принят и успешно реализуется план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов.
В целях концентрации бюджетных ресурсов на выполнении важнейших ключевых задач, поставленных перед муниципальными образованиями Кемеровской области, были приняты следующие меры по оптимизации расходов местного бюджета:
1. Проведена инвентаризация предоставления материальной помощи жителям Беловского муниципального района с учетом принципов адресности и нуждаемости.
2. В целях предупреждения социального иждивенчества с 2015 года введен критерий малообеспеченности по предоставлению такой помощи.
3. В целом в результате данной работы экономия бюджетных средств составляет 876,7 тыс. рублей в год.
4. В целях дальнейшего повышения эффективности использования средств местного бюджета данная работа будет продолжена.
2. В целях дальнейшего повышения эффективности использования средств местного бюджета в сфере муниципального управления продолжена работа по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления Беловского муниципального района, в том числе за счет исключения дублирующих функций. Общие подходы к определению объема бюджетных расходов при формировании местного бюджета содержат решения по сокращению расходных обязательств на обеспечение деятельности органов местного самоуправления Беловского муниципального района.
В соответствии с принятыми решениями в районе действует ограничение на увеличение численности муниципальных служащих Беловского муниципального района и работников муниципальных учреждений Беловского муниципального района, а также расходов органов местного самоуправления Беловского муниципального района по приобретению служебных автомобилей, офисной мебели и оборудования, ремонту административных зданий. В целях сокращения расходов на транспортное обеспечение установлены лимиты пробега автотранспортных средств, обслуживающих органы местного самоуправления Беловского муниципального района, введены ограничения на использование услуг сотовой связи, особое внимание уделяется сокращению количества служебных командировок и связанных с ними командировочных расходов.
Фактические расходы бюджета на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя района в 2015 году составили 2329 руб., в 2016 году составят не более 2284 руб. За 9 месяцев данный показатель составил 1678 руб., при сохранении такой тенденции возможна вероятность сократить расходы за 2016 год до 2237 руб., или на 2,1 % к плановому показателю 2016 года и на 4 % к достигнутому уровню 2015 года.
В целом расходы на содержание органов местного самоуправления Беловского муниципального района за 2015 год израсходовано 93882 тыс. руб. Планируется эти расходы сократить до 90993 тыс. руб. (на 3,1 % или на 2889 тыс. руб.) в 2016 году.
Необходимо отметить, что, по официальным статистическим данным, среднемесячная заработная плата по муниципальным должностям Беловского муниципального района составляет 38568 руб., что на 1,3% ниже среднеобластного показателя по Кемеровской области(39091 руб.).
Среднемесячная заработная плата по должностям муниципальной службы за 2015 год составила 18794 руб., что на 21 % ниже среднемесячной заработной платы в Кемеровской области(23733 руб.).
Численность работников, замещающих муниципальные должности в районе - 10 человек, численность замещающих должности муниципальной службы - 154 человека.
Продолжается оптимизация бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, в организации иной организационно-правовой формы. В рамках проведения оптимизации бюджетной сети проведены следующие мероприятия:
В сфере образования продолжается работа по реструктуризации сети учреждений. Основные мероприятия по оптимизации сети общеобразовательных учреждений были проведены в 2009-2010 годах: 296,5 штатных единиц выведено в аутсорсинг. Проведение данного процесса позволило повысить эффективность и качество предоставления услуг, сократить численность персонала, осуществляющего обеспечивающие функции, а также способствовало развитию конкуренции в бюджетной сфере с учетом удовлетворения спроса на бюджетные услуги и сокращение на 10% затрат на их оказание.
Политика выведения непрофильных функций из сети бюджетных учреждений и расширение практики вовлечения негосударственных организаций в процесс оказания государственных и муниципальных услуг продолжается до настоящего времени.
В результате оптимизации в 2014 году было сокращено 11 штатных единиц с фондом оплаты труда 1437 тыс. руб. А так же в связи с установкой теплосчетчиков по всем дошкольным образовательным и общеобразовательным учреждениям, расходы на коммунальные услуги были сокращены на 7307,0 тыс. руб. По детским садам 1690,0 тыс. руб. По школам 5617,0 тыс. руб.
В 2015 году МКУ "Управление образования администрации Беловского муниципального района" в связи с оптимизацией сэкономили 4591,0 тыс. руб. за счет сокращения 9,3 штатных единицы и фондом оплаты труда 1846,0 тыс. руб. А так же в связи с переходом работников на неполный рабочий день исключили выплату районного коэффициента на МРОТ, тем самым сэкономив ФОТ в размере 2745,0 тыс. руб. в год.
В 2016 году проведена реструктуризация МКУ "Управления образования администрации Беловского муниципального района", путем присоединения МБУ "Бухгалтерия управления образования администрации Беловского муниципального района" с 01.04.2016 года. В следствии этого, сокращение 2-х муниципальных должностей (начальник управления, зам. начальника управления). В результате всех этих преобразований ФОТ сократили на 176,7 тыс. руб.
В сфере культуры проводится оптимизация сети и муниципальных учреждений культуры. За 2014 год ликвидировано три филиала учреждений культуры, сокращено 50 штатных единиц. Экономический эффект от проведенных мероприятий составил 938,6 тыс. руб. В 2015 году реорганизовано сокращено 58 штатных единиц. С 01.03.2015 г. осуществлена передача непрофильных функций учреждения культуры (услуги по уборке и обслуживанию помещений сельских домов культуры и сельских клубов) внешней организации. Экономический эффект от проведенных мероприятий составил 658,0 тыс. руб.
За 10 месяцев 2016 года сокращено 19 штатных единиц. Экономический эффект от проведенных мероприятий составил 2570,0 тыс. руб.
В целом в сфере культуры в результате оптимизационных мероприятий экономия бюджетных средств составила 4166,6 тыс. руб.
В сфере социальной защиты населения в 2016 году была проведена реконструкция сети учреждений. Так в июне 2016 года МКУ "Социальный приют для детей и подростков "Надежда" Беловского муниципального района" был преобразован в МКУ "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда" Беловского муниципального района.
Проведение данного процесса позволило повысить эффективность и качество предоставления услуг, сократить численность персонала, осуществляющего обеспечивающие функции, а также сократить расходы на 851,3 тыс. рублей в год.
В сфере физической культуры, спорта и молодежной политики в 2016 году путем реорганизации осуществлено присоединение МБОУ ДОД "ДЮСШ N 2 Беловского муниципального района" к МБОУ ДОД "ДЮСШ N 1 Беловского муниципального района". В результате реорганизации сократились 3 штатные единицы: директор, заместитель директора по УВР и кладовщик. Тренерский состав в количестве 30,5 ставок сохранился на уровне 2015 года.
В 2016 году путем реорганизации осуществлено присоединение МБУ МЦ "Вертикаль" к МАУ СЦ "Богатырь". В результате реорганизации сократились 2 штатные единицы - директор, специалист.
При реорганизации МБУ МЦ "Вертикаль" путем присоединения к МАУ СЦ "Богатырь" фактическая экономия по ФОТ составила 66,9 тыс. руб. По штатному расписанию на 2016 год - 18 ст.
В 2016 году осуществлено закрытие МБУ "Централизованная бухгалтерия учреждений физической культуры, спорта и молодежной политики Беловского муниципального района". Сократились 3 штатные единицы: директор, ведущий бухгалтер и ведущий экономист.
Таким образом, фактическая экономия по ФОТ в МКУ "УФКС и МП" и подведомственных учреждениях в 2016 году составила 1033,7 тыс. руб.
С другой стороны, в 2012-2015 годах наблюдается существенный рост расходных обязательств местного бюджета, обусловленный, прежде всего, необходимостью реализации решений федерального центра.
Рост социальных расходов бюджета для выполнения важнейших социально-экономических задач, поставленных Президентом Российской Федерации (указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012). В целом расходы на оплату труда работников бюджетной сферы за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области в 2015 году увеличились на 37,7 млн. рублей, или на 17% к уровню 2013 года.
Для решения поставленных задач на 2013-2015 годы по созданию условий для ликвидации очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях района было дополнительно открыто 4 группы на 117 мест. На эти цели было выделено 3655,0 тыс. руб. Уже к концу 2013 года очередность детей в возрасте от 3-х до 7 лет была ликвидирована. На сегодняшний день этот показатель сохраняется.
Благодаря реализованным мерам по росту доходов, оптимизации расходов Беловского муниципального района удалось существенно снизить дефицит бюджета. Так, при запланированном объеме дефицита на 2015 год в сумме 24 239 млн. рублей фактический дефицит составил 12 478 млн. руб., т.е. его удалось снизить практически в 2 раза.
Вместе с тем в условиях жестких бюджетных ограничений для обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Беловского муниципального района в среднесрочной перспективе требуется реализовать план мероприятий по финансовому оздоровлению Беловского муниципального района на 2016-2019 годы.
Планомерная и последовательная реализация плана мероприятий по финансовому оздоровлению Беловского муниципального района на 2016-2019 годы позволит достичь следующих результатов:
привлечь дополнительные доходы в консолидированный бюджет Беловского муниципального района: в 2016 году - 118 млн. рублей, в 2017 году - 124 млн. рублей, в 2018 году - 128 млн. рублей, в 2019 году - 130 млн. рублей;
получить бюджетный эффект от повышения эффективности расходов консолидированного бюджета Беловского муниципального района: в 2016 году - 148 млн. рублей, в 2017 году - 144 млн. рублей, в 2018 году - 148 млн. рублей, в 2019 году - 153 млн. рублей;
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации Беловского муниципального района Кемеровской области от 30 ноября 2016 г. N 1211 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.