Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 23 июня 2017 г. N 247-р
План
мероприятий Кемеровской области по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
I. Анализ ситуации и первых результатов семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Организация работы исполнительных органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления направлена на активизацию работы по профилактике социального сиротства, на обеспечение права детей, лишенных родительского попечения, воспитываться в семье, а также на улучшение качества жизни детей-сирот, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Кемеровской области выработаны общие подходы к решению проблемы социального сиротства, среди них: формирование и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организация пропаганды среди общественности Кузбасса существующих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием средств массовой информации.
Ведется активное формирование социальных ценностей населения Кузбасса в отношении семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создается межведомственная система профилактики социального сиротства и единого реабилитационного пространства. Это позволит обеспечить каждому ребенку возможность жить и воспитываться в семье.
Анализ ситуации профилактики семейного неблагополучия и жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения, в Кемеровской области позволил выявить несколько характерных тенденций в развитии этого направления:
сокращение семей, находящихся в социально опасном положении, которые являлись одним из основных источников пополнения количества детей, лишенных родительского попечения;
увеличение количества семей, снятых с учета в связи со стабилизацией ситуации в семье, и одновременно сокращение количества случаев лишения родительских прав граждан, которые находились на профилактическом учете.
Для оказания профилактической помощи детям, проживающим в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, в области действуют 27 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Ежегодно более 8 тыс. детей проходят социальную реабилитацию в специализированных учреждениях социальной защиты населения, в том числе несовершеннолетние, подвергшиеся насилию в семье. Кроме этого, в Кемеровской области работает 24 психолого-педагогических и медико-социальных центра для несовершеннолетних. Действуют отделения экстренной психологической помощи по телефону на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, разработаны информационные стенды с указанием телефонов службы доверия, аппарата уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области, начальников управлений образованием, отделов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются банки данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Вопросы по профилактике семейного неблагополучия, оказанию помощи детям и подросткам в случае жестокого обращения, защите прав и законных интересов несовершеннолетних находятся на постоянном контроле.
По состоянию на 01.01.2017 в области проживают 2520 семей, находящихся в социально опасном положении, в них 5736 детей. Благодаря проводимой работе сохраняется тенденция к снижению численности семей, находящихся в социально опасном положении. По состоянию на 01.01.2016 - 3046 семей, 6427 детей, на 01.01.2015 - 3507 семей, 7043 ребенка.
Для принятия мер реагирования в Кемеровской области разрабатываются оперативные планы работы с семьей, программы индивидуальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. При отсутствии программ реабилитации в отношении каждой семьи составляется акт обследования социально-бытовых условий, в котором отражаются причины нахождения семьи в социально опасном положении, нуждаемость в определенных услугах, оказываемые услуги.
С целью реализации основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.08.2013 N 350 "Об утверждении Положения о семейной воспитательной группе при детском доме-интернате для умственно отсталых детей"определен перечень документов для создания семейно-воспитательной группы, требования к кандидату в воспитатели, материальное обеспечение. Организована работа по информированию населения об открытии семейных воспитательных групп.
С 2002 года подобные семейно-воспитательные группы создаются в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. Всего в 2016 году было открыто 15 семейных групп, в которых находилось 36 детей (в 2015 году - 21 группа на 36 детей, в 2014 году - 46 групп на 67 детей).
Следует отметить, что меры по активизации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан на воспитание необходимы для обеспечения основополагающего права каждого ребенка воспитываться в благополучной семье.
В рамках данного направления работы особое значение приобретает вопрос эффективной социализации тех детей, которым по каким-либо объективным причинам не смогли обеспечить воспитание в семье. Качественная подготовка к самостоятельной жизни, высокий уровень социально-бытового ориентирования и последующая грамотная поддержка выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации позволит избежать таких негативных социальных явлений, как наследственное социальное сиротство, совершение правонарушений и т.д.
Вместе с тем по состоянию на 01.01.2017 в органах опеки и попечительства Кемеровской области на учете состоит 16634 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 84,7 процента (14101 ребенок) воспитываются в замещающих семьях, остальные дети (около 2,5 тыс. детей) находятся под надзором в образовательных, медицинских организациях, а также в учреждениях социального обслуживания населения. С целью осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей, оказания содействия в их семейном устройстве, создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, департаментом образования и науки Кемеровской области создан региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который является частью государственного банка данных, сформированного в Министерстве образования и науки Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2017 в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находится 2457 детей (на 01.01.2016 было 2913 детей), за четыре года банк сократился на 60,4 процента (6215 детей было в 2013 году).
Семейными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кемеровской области являются опека (попечительство), приемная семья, усыновление.
Основной упор делается сегодня на развитие института приемной семьи- наиболее гибкой и перспективной формы семейного устройства.
По состоянию на 01.01.2016 в Кемеровской области было создано 3160 приемных семей с 5382 приемными детьми. На 01.01.2017 в области проживает 3221 семья, в которой воспитывается 5471 ребенок.
Самой распространенной формой передачи детей в семьи по-прежнему является опека и попечительство. По состоянию на 01.01.2016 в Кузбассе было 7618 опекунских семей, в них воспитывалось 8692 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей. На 01.01.2017 в области созданы 7103 опекунские семьи, в них воспитывается 8313 детей.
Усыновление является наилучшей формой устройства детей, поскольку оно обеспечивает стабильность положения ребенка, исключает его из статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Закону Кемеровской области от 13.03.2008 N 5-ОЗ "О предоставлении меры социальной поддержки гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена выплата единовременного пособия в размере 50 тыс. рублей на каждого усыновленного ребенка.
В 2016 году гражданами Российской Федерации усыновлено 264 ребенка, в 2015 году усыновлено 335 детей. Уменьшение количества усыновленных детей по сравнению с прошлым годом связано с прекращением действия меры социальной поддержки семей, усыновивших троих и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2016 утратил силу Закон Кемеровской области от 21.07.2014 N 79-ОЗ "О предоставлении социальных выплат отдельным категориям семей усыновителей", согласно которому семьи усыновителей, одновременно усыновившие троих и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имели право на социальную выплату для приобретения жилого помещения.
Так, в 2015 году 33 семьи (107 детей) одновременно усыновили троих и более детей и воспользовались данной мерой поддержки.
С 01.01.2016 утратил силу Закон Кемеровской области от 07.02.2013 N 5-ОЗ "О займах семьям усыновителей", который предусматривал заем на приобретение или строительство жилого помещения семьям усыновителей, которые после 01.01.2013 усыновили (удочерили) детей-сирот (ребёнка-сироту) и (или) детей (ребёнка), оставшихся без попечения родителей, на срок не более 20 лет без уплаты процентов за пользование денежными средствами.
Международное усыновление - это альтернативный способ устройства ребенка в случаях, когда его не удается определить на воспитание в российскую семью.
Прослеживается тенденция снижения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновляемых иностранными гражданами в Кузбассе (в 2013 году усыновлено 107 детей, в 2014 году - 54, в 2015 году - 82, в 2016 году - 56).
В Кемеровской области действует ряд нормативных правовых актов, направленных на обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Закону Кемеровской области от 14.12.2010 N 124-ОЗ "О некоторых вопросах в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних"предусмотрены следующие меры поддержки на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях:
на ребенка в возрасте до 10 лет - 5100 рублей в месяц;
на ребенка в возрасте от 10 до 18 лет - 6000 рублей в месяц;
на ребенка, являющегося инвалидом, независимо от его возраста размер пособия составляет 7000 рублей в месяц.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находились под попечительством (у приемных родителей) и продолжают после достижения 18-летнего возраста проживать у бывшего попечителя или бывшего приемного родителя и обучаться в общеобразовательном учреждении до достижения 20 лет, имеют право на получение ежемесячного социального пособия в размере 4000 рублей в месяц.
На опекаемых (подопечных) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижена на 30 процентов оплата коммунальных услуг и топлива в домах без центрального отопления.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до 6 лет, находящимся под опекой, в приемной семье, бесплатно по рецептам врачей выдаются лекарственные препараты по перечню и в порядке, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области.
Приемным семьям выплачивается единовременное социальное пособие в размере 20000 рублей на каждого принятого в семью ребенка.
За каждого приемного ребенка-инвалида, имеющего III или IV степень стойкого нарушения функций организма человека, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и переданного на воспитание в приемную семью из образовательной организации, учреждения социального обслуживания населения, учреждения системы здравоохранения или иного учреждения, созданного в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемной семье выплачивается единовременное социальное пособие в размере 100000 рублей.
Размер вознаграждения, выплачиваемый приемным родителям, составляет 4000 рублей. Приемным семьям, проживающим в сельских населенных пунктах, установлена дополнительная ежемесячная выплата в размере 625 рублей.
Лицу, являвшемуся приемным родителем и продолжающему оказывать поддержку бывшему приемному ребенку, выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере 3250 рублей в период получения ребенком общего образования в возрасте от 18 до 20 лет, а также получения им профессионального образования по очной форме обучения в возрасте от 18 до 23 лет.
Размер вознаграждения приемному родителю увеличивается на 650 рублей с учетом районного коэффициента за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего возраста трех лет, каждого приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, каждого ребенка-инвалида, а также за воспитание каждого бывшего приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и каждого бывшего приемного ребенка, которому на день достижения им возраста 18 лет была установлена инвалидность.
В области действует ряд мер, которые направлены на поддержку семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для социальной поддержки многодетных семей принят Закон Кемеровской области от 14.11.2005 N 123-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области"(далее - Закон N 123-ОЗ).
Законом N 123-ОЗ для малообеспеченных многодетных семей, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных и приемных, предусмотрены следующие меры социальной поддержки:
компенсация расходов в размере 30 процентов оплаты за коммунальные услуги и оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (при проживании в домах, не имеющих центрального отопления);
ежемесячная денежная выплата на хлеб 60 рублей в месяц на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, за исключением детей, на которых предоставляется ежемесячное пособие в соответствии с Законом Кемеровской области от 18.11.2004 N 73-ОЗ "О размере, порядке назначения и выплаты пособия на ребенка";
ежеквартальная денежная выплата в размере:
для неполных многодетных семей, имеющих трех детей, - 500 рублей;
для неполных многодетных семей, имеющих четырех детей, - 700 рублей;
для неполных многодетных семей, имеющих пять и более детей, - 1000 рублей;
для полных семей, имеющих шесть и более детей, - 700 рублей;
бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
бесплатный проезд для обучающихся государственных или муниципальных общеобразовательных организаций на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном (внутрирайонном) сообщении;
первоочередной прием детей в муниципальные дошкольные образовательные организации;
бесплатное питание один раз в день в период обучения для обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях (стоимость питания составляет 50 рублей в день);
один раз в месяц бесплатное посещение парков культуры и отдыха, государственных музеев, находящихся в ведении Кемеровской области, а также выставок, организуемых в них.
Независимо от дохода многодетной семьи согласно Закону N 123-ОЗ, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей.
Закон Кемеровской области от 07.02.2013 N 9-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий приемных родителей"устанавливает следующие меры социальной поддержки для приемных родителей, воспитывающих 5 и более приемных детей:
компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива, не более одного раза в год - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, в том числе совместно с ними проживающим членам их семей, в размере 50 процентов;
при достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, - бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики), а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;
бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) в любом населенном пункте Кемеровской области, на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения в пределах Кемеровской области;
снижение на 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;
ежегодная денежная выплата в размере 60 рублей за пользование услугами связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания;
ежемесячная денежная выплата в размере 120 рублей абонентам сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии);
ежегодная денежная выплата в размере 100 рублей за услугу по предоставлению проводного радиовещания.
Помимо областных мер, городскими и районными коллегиями местных органов власти приняты дополнительные меры для поддержки приемных и опекунских семей.
Во всех муниципальных образованиях за счет местных бюджетов предоставляется:
льготное питание детям из приемных и опекунских семей в общеобразовательных организациях;
бесплатное обучение детей, воспитывающихся в приемных и опекунских семьях, в организациях дополнительного образования (по выбору): детские музыкальные школы, художественные школы или школы искусств.
Кроме этого, на губернаторских приемах чествуют многодетных приемных матерей и отцов, достойно воспитавших детей, и вручают им областные награды "За достойное воспитание детей", "Материнская доблесть", "Отцовская слава".
Многодетные приемные и опекунские семьи получают в пользование микроавтобусы.
Департаментом образования и науки Кемеровской области совместно со службой радиовещания ФГУП ВГТРК ГТРК "Кузбасс"на региональном уровне реализуется эфирный проект "Мы вместе"с целью привлечения внимания общественности, органов власти к проблемам детей-сирот, содействию семейному устройству. В ходе проекта на радио выходят тематические передачи о детях-сиротах, желающих обрести семью. Благодаря проекту "Мы вместе"граждане берут на воспитание в свои семьи сирот, а дети обретают семьи.
Организовано сотрудничество с благотворительным фондом социальной помощи детям "Расправь крылья", г. Москва, который реализует проект "Содействие семейному устройству детей"благотворительной программы "Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации". Производная информация о детях размещается на сайте фонда.
Продолжается сотрудничество с ВГТРК "Радио России". Информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, и фотографии размещаются в программе "Детский вопрос"на сайте "Радио России".
Департаментом образования и науки Кемеровской области организовано сотрудничество с благотворительным фондом содействия семейному устройству детей-сирот "Измени одну жизнь", г. Москва, по созданию видеоанкет детей-сирот. Все видеоанкеты создаются за счет средств фонда и размещаются на сайте фонда и региональных телевизионных каналах. Диски с видеоанкетами передаются в органы опеки и попечительства для размещения их на сайтах и использования для работы с потенциальными родителями. В работе по созданию видеоанкет приняли участие более 2000 детей, воспитывающихся в детских домах и домах ребенка области. Видеоанкеты кузбасских детей размещены на сайте благотворительно фонда "Измени одну жизнь".
По состоянию на 01.01.2017 в сфере образования Кемеровской области функционируют 39 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2013 - 47 организаций), в которых проживают 2176 воспитанников, из них 1564 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2013 - 3219 детей).
В Кемеровской области в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действуют 18 служб содействия в устройстве детей в семьи (школы приемных родителей).
Из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 2017 год устроены в различные формы семейного воспитания 476 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2015 году-736 детей), 72 ребенка возвращены родителям (в 2015 году - 124 ребенка).
За счет развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области за последние годы уменьшается количество воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2016 году - 2184 ребенка, в 2015 году 2503 ребенка.
В результате развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кемеровской области идет процесс оптимизации сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние три года в области закрыто 14 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в 2016 году - 2 детских дома.
В целях профилактики возврата детей в Кемеровской области реализуется комплекс дополнительных мер, обеспечивающих психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для подготовки и сопровождения семей во всех городских округах и муниципальных районах Кемеровской области функционируют школы приемных родителей, что позволяет гражданам пройти обучение по месту жительства в удобное для них время и обратиться к специалистам школы при возникновении трудных ситуаций в любой период воспитания и взросления ребенка. Кроме этого, полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители переданы 23 организациям для детей-сирот. В 10 муниципальных образованиях работают службы сопровождения замещающих семей при органах опеки и попечительства, центрах диагностики и консультирования муниципальных органов управления образованием. Мероприятия по совершенствованию социального, психологического, педагогического и юридического сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют специалисты органов опеки (попечительства) городов и районов.
С 2013 по 2015 год в муниципальные органы опеки и попечительства введено дополнительно 100 ставок специалистов для организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
С целью повышения профессионального уровня специалистов по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно на базе ГОУДПО (повышение квалификации) специалистов "Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования", а также ГОО "Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Здоровье и развитие личности"проходят курсы повышения квалификации для специалистов органов опеки и попечительства муниципальных органов управления образованием с выдачей документа установленного образца о прохождении курсов. В 2016 году переподготовку прошли более 130 специалистов органов опеки (в 2015 году - более 70).
На территории Кемеровской области подготовку квалифицированных кадров для привлечения их в сферу опеки и попечительства осуществляет ФГБОУВО "Кемеровский государственный университет".
Анализ
основных тенденций в изменении процесса выявления и жизнеустройства детей-сирот
Наименование показателя |
Показатель по области за 2014 год |
Показатель по области за 2015 год |
Показатель по области за 2016 год |
Динамика показателя по региону в сравнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доля детей-сирот к общему числу детского населения |
3,26 % |
2,99 % |
2,89 % |
Положительная динамика к сокращению детей-сирот (- 0,37%) |
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
18251 |
17337 |
16634 |
Положительная динамика, но численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно большая (-1617 детей-сирот) |
Количество семей и детей в социально опасных семьях |
3507/7043 |
3046/6427 |
2520/5736 |
Положительная динамика, но количество семей и детей, находящихся в социально опасном положении, достаточно большое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Численность выявленных детей |
2056 |
1841 |
1836 |
Положительная динамика, но количество выявленных детей в области остается значительным |
Численность детей, родители которых лишены родительских прав |
1181 |
790 |
778 |
Положительная динамика, но количество лишенных родительских прав в области остается значительным |
Численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
4218 |
2913 |
2457 |
Положительная динамика, но численность детей, состоящих в региональном банке, в области остается значительной (-58,2%) |
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
3502 |
2503 |
2184 |
Положительная динамика, но численность детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области остается значительной (-1318) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доля детей-сирот, воспитывающихся в семьях, к общему числу детей-сирот |
76,76 % |
82,93 % |
84,77 % |
Отмечена положительная динамика численности детей-сирот, воспитывающихся в семьях (+ 8,01%) |
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях |
14 010 |
14 378 |
14 101 |
Отмечена положительная динамика численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях (+ 91 ребенок) |
Анализ сложившейся ситуации выявляет ряд проблем, которые требуют решения.
В связи с этим необходимо:
совершенствование системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия;
организация межведомственной работы по профилактике отказов матерей от новорожденных детей;
индивидуальное сопровождение семей, попавших в кризисную ситуацию;
развитие системы оказания консультационных услуг;
укрепление института семьи, возрождение семейных традиций;
развитие системы дистанционной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
комплексное сопровождение замещающих семей, в том числе в период адаптации ребенка в семье;
пропаганда в обществе позитивного образа семьи, принявшей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей;
совершенствование системы размещения производной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семью, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
профилактика возвратов из принимающих семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ожидаемые результаты реализации:
создание межведомственного алгоритма работы по совершенствованию системы профилактики семейного неблагополучия и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
сокращение количества семей, снятых с профилактического учета, до 1000 семей к 2020 году;
минимизация фактов отказов матерей от новорожденных в медицинских учреждениях по социальным причинам;
повышение качества предоставления услуг (медицинских, психологических, педагогических, юридических), социальной помощи в рамках межведомственного взаимодействия по сопровождению семей, попавших в кризисную ситуацию;
размещение производной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семью, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (специализированный сайт, видеопаспорта, сюжеты на телевидении);
создание служб на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих комплексное сопровождение принимающих семей;
осуществление систематической методической поддержки специалистов, осуществляющих подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование системы служб, осуществляющих подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение уровня социальной адаптации и формирование позиции успешного развития;
активизация процесса передачи детей, лишенных родительского попечения, на воспитание в семьи российских граждан.
II. Мероприятия по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
N п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Ожидаемые результаты |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Нормативное правовое обеспечение | |||||
|
Разработка (корректировка) нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы обеспечения семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе |
2017 - 2020 годы |
Департамент образования и науки Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Совершенствование нормативных правовых актов, направленных на увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан |
|
|
Утверждение административного регламента по предоставлению государственной услуги "Назначение органами опеки и попечительства лиц, желающих установить опеку (попечительство) над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние лица), опекунами (попечителями)" |
Второе полугодие 2017 года |
Департамент образования и науки Кемеровской области |
Позволит повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, выполняющих функции по опеке и попечительству, по предоставлению качественной и доступной государственной услуги |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
2. Информационно-просветительское обеспечение | |||||
2.1 |
Распространение на территории Кемеровской области положительного опыта работы по созданию эффективных моделей профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников этих организаций |
Постоянно |
Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Позволит обобщить и транслировать опыт на территории всей области |
|
2.2 |
Проведение комплексных курсов для кандидатов в приемные родители по программе дополнительного образования "Организация и осуществление деятельности по подготовке лиц, желающих принять |
Постоянно
|
Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, органы местного |
Позволит обобщить и транслировать опыт на территории всей области |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей" |
|
самоуправления (по согласованию) |
|
|
2.3 |
Проведение просветительской, информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников этих организаций |
|
Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Позволит формировать общественное мнение, поддерживающее цели и задачи системы профилактики социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
2.3.1 |
Изготовление рекламных щитов, пилларов, листовок, плакатов, календарей, буклетов |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Размещение социальной рекламы, направленной на пропаганду семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
2.3.2 |
Выступление на радио и в телеэфире на тему "Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", репортажи о лучших приемных семьях |
Постоянно |
Департамент образования и науки Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Позволит создать цикл публикаций, телевизионных программ и радиопередач о проблемах социального сиротства и развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
2.3.3 |
Организация в муниципальных территориях клубов для оказания практической помощи молодым семьям или семьям, желающим принять в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Оказание практической, консультационно-информационной помощи лицам, имеющим детей или желающим принять в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей |
|
2.3.4 |
Подготовка общедоступного доклада о ходе реализации мероприятий по обеспечению вопросов профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без |
1 раз в год (второй квартал) |
Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент охраны |
Позволит информировать население и стимулировать его активность (волонтерские движения), направленную на оказание помощи работникам социальных служб в осуществлении их функций по |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
попечения родителей, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников этих организаций в Кемеровской области |
|
здоровья населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
работе с семьей и детьми |
|
3. Научно-методическое обеспечение | |||||
3.1 |
Проведение на системной основе совещаний, в том числе селекторных, интернет-конференций и других мероприятий по вопросам развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Постоянно |
Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
Позволит обеспечить обмен опытом между муниципальными территориями по вопросам развития семейных форм устройства |
|
3.1.1 |
Организация и проведение обучающих и проблемно-ориентированных семинаров, вебинаров, |
Ежегодно |
Департамент образования и науки Кемеровской области |
Повышение компетенции педагогических работников по проблемам семейного устройства |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
виртуальных конференций для педагогических работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по проблеме семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
3.1.2 |
Организация и проведение научно-практической конференции "Семейные формы устройства: опыт, проблемы, перспективы" |
2018 год |
Департамент образования и науки Кемеровской области |
Обмен опытом по проблемам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление проблем и путей их преодоления |
|
3.2 |
Разработка и издание специальной литературы для методического обеспечения деятельности специалистов по вопросам: семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в приобретении опыта проживания в семье, |
Постоянно |
Департамент образования и науки Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Позволит создать условия для непрерывного повышения профессионального мастерства специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
профилактики возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей и оказания им реабилитационных услуг |
|
|
|
|
3.3 |
Организация на системной основе проведения мероприятий для работников органов опеки и попечительства, организаций, осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обучения их современным технологиям работы по реабилитации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников указанных организаций, профилактике жестокого обращения с детьми |
Постоянно |
Департамент образования и науки Кемеровской области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Кемеровской области и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Повышение уровня профессионализма педагогов и специалистов по работе с принимающими семьями по профилактике жестокого обращения с детьми |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
с использованием ресурсов организаций дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, а также с целью изучения лучшего опыта работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей |
|
|
|
|
3.4 |
Разработка и издательство методического пособия по профилактике жестокого обращения с детьми |
2017 год |
Департамент образования и науки Кемеровской области |
Издание методического пособия по профилактике жестокого обращения с детьми |
|
3.5 |
Разработка модуля дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по проблеме семейных форм устройства |
2017 год |
Департамент образования и науки Кемеровской области |
Модуль дополнительной профессиональной программы "Обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для педагогических работников детских домов, приютов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью"для педагогических работников организаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
4. Организационное обеспечение | |||||
4.1 |
Социально-правовое сопровождение приемных семей, юридическая помощь |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повысит уровень родительской компетенции и уменьшит количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для данной категории детей |
|
4.1.1 |
Осуществление социально-педагогического патронажа приемных семей |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
|
4.1.2 |
Групповое и индивидуальное консультирование приемных родителей |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
4.1.3 |
Психолого-медико-педагогическая экспертиза, мониторинг состояния здоровья и уровня развития приемных детей
|
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повысит уровень родительской компетенции и уменьшит количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для данной категории детей |
|
4.1.4 |
Составление и реализация индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения приемных детей, нуждающихся в индивидуальном подходе |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
||
4.1.5 |
Работа семейных клубов совместной деятельности приемных детей и родителей |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
||
4.1.6 |
Проведение конкурса на лучшую приемную семью |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
||
4.2 |
Организация реализации мер, направленных на развитие финансовых, материальных и кадровых ресурсов социально ориентированных некоммерческих |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Позволит развивать социальное партнерство между органами местного самоуправления, негосударственными, |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
организаций для их привлечения к осуществлению деятельности в сфере социализации и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
некоммерческими организациями, общественными объединениями и бизнес-структурами с целью улучшения качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
4.3 |
Организация системной работы по вовлечению граждан в создание замещающих семей |
Постоянно |
Департамент образования и науки Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повысит уровень родительской компетенции и уменьшит количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для данной категории детей |
|
4.4 |
Подготовка кандидатов в замещающие родители по программе подготовки граждан к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание |
Постоянно |
Департамент образования и науки Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
||
4.4.1 |
Организация работы с родственниками детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках временной передачи в семьи граждан |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
4.4.2 |
Ведение банка данных родственников воспитанников детских домов |
Постоянно |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
|
5. Материально-техническое обеспечение | |||||
|
Определение объемов и источников финансирования |
|
|
|
|
5.1 |
Для создания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безопасных, благоприятных условий пребывания для содержания, обучения и воспитания детей с учетом возраста и состояния здоровья |
2017- 2020 годы |
Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
Позволит создать безопасные, благоприятные условия пребывания для содержания, обучения и воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом возраста и состояния здоровья |
|
5.2 |
Для создания организаций (служб), осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, |
2017 - 2018 годы |
Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
Позволит создать службы оказания непрерывной комплексной подготовки и сопровождения замещающих семей, в том числе в качестве структурных подразделений организаций |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
социальную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, замещающим семьям, в том числе функционирующим в качестве структурных подразделений организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обеспечением шаговой доступности предоставляемых услуг |
|
5.3 |
Для обеспечения доступности предоставляемых услуг гражданам, желающим принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающим семьям, а также для непрерывности подготовки граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот, в том числе с использованием интернет-технологий |
2017 год |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6. Установление мер по стимулированию руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников | |||||
6.1 |
Доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы в Кемеровской области |
2018 год |
Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Позволит довести среднюю заработную плату педагогических работников образовательных организаций, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам, до 100 процентов от средней заработной платы в Кемеровской области |
|
6.2 |
Установление стимулирующих надбавок к заработной плате в пределах утвержденного фонда оплаты труда руководителям и педагогическим работникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно показателям |
Ежегодно |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
Позволит стимулировать руководителей и педагогических сотрудников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
семейного устройства воспитанников: устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания (возмездная/безвозмездная опека, усыновление, приемная семья), отсутствие фактов возврата воспитанников из замещающих семей, организация работы по реинтеграции с кровной семьей, временная передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней, создание центров при организациях для детей-сирот: по устройству детей-сирот в семьи, по сопровождению замещающих семей, по постинтернатному сопровождению, по профилактике социального сиротства |
|
|
|
Ежегодные показатели,
характеризующие достижение ожидаемых результатов
|
Наименование показателя, значение |
Фактическое значение (по состоянию на конец 2014 года) |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Численность детского населения, проживающего на территории Кемеровской области (человек) |
565455 |
573897 |
581885 |
582385 |
583238 |
584040 |
585005 |
2 |
Численность детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (человек) |
3502 |
2503 |
2184 |
2050 |
1980 |
1975 |
1950 |
3 |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей (всего), в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение) |
96,74 |
97,01 |
97,17 |
97,19 |
97,21 |
97,23 |
97,25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в организациях всех типов (процентов) |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (процентов) |
76,76 |
82,93 |
84,77 |
84,83 |
84,93 |
84,95 |
84,98 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
5 |
Доля организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность по сопровождению семей, принимающих на воспитание детей-сирот, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (процентов) |
36 |
44 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
6 |
Доля организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность по социальной адаптации детей (подготовка к самостоятельной жизни, закрепление индивидуальных кураторов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
(наставников), в общем количестве организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (процентов) |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Численность детей, оставленных матерями в медицинской организации, детей, родители которых отказались взять их из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дали согласие на их усыновление (удочерение) (человек) |
146 |
116 |
101 |
96 |
91 |
86 |
81 |
8 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, |
1,09 |
1,4 |
1,4 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан (процентов) |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных под надзор в организацию для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (процентов) |
27,4 |
32,6 |
29,6 |
30 |
31 |
33 |
34 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Численность специалистов органов опеки и попечительства, прошедших переподготовку, повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам (человек) |
97 |
70 |
133 |
120 |
30 |
70 |
30 |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 23 июня 2017 г. N 247-р "О внесении изменения в распоряжение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.