Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Кемеровского
муниципального района
от 14.06.2017 N 1317-п
Положение
о разработке стратегии социально-экономического развития Кемеровского муниципального района
1. Назначение документа
1.1. Стратегия социально-экономического развития Кемеровского муниципального района (далее - Стратегия) - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития Кемеровского муниципального района на долгосрочный период.
1.2. Назначение Стратегии заключается в необходимости определения и формулирования долгосрочных стратегических целей, приоритетов и задач развития муниципального образования, улучшения инвестиционной привлекательности муниципального образования и качества муниципального управления.
1.3. Стратегия является основой для разработки схемы территориального планирования Кемеровского муниципального района, муниципальных программ и плана мероприятий по реализации Стратегии.
2. Период планирования
2.1. С учетом принципов и сложившейся практики стратегического планирования Стратегия разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Кемеровского муниципального района на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития Кемеровского муниципального района, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Кемеровской области.
3. Содержание документа
3.1. В целях реализации принципа единства и целостности Стратегия разрабатывается на основе методологических подходов к разработке стратегии социально-экономического развития Кемеровской области, содержание (структура) Стратегии сопоставима с содержанием (структурой) стратегии социально-экономического развития Кемеровской области.
4. Порядок разработки и утверждения (одобрения)
4.1. При разработке, корректировке (актуализации) Стратегии учитываются долгосрочные приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Кемеровской области и Российской Федерации, а также документы стратегического планирования Кемеровской области и Российской Федерации.
4.2. Корректировка Стратегии проводится не реже одного раза в три года, а также при кардинальном изменении внутренней и внешней среды или после достижения намеченных Стратегией целей, в случае принятия, изменения, признания утратившими силу документов стратегического планирования Кемеровской области и Российской Федерации.
4.3. Управление экономического развития и перспективного планирования осуществляет разработку Стратегии. При необходимости, к разработке, корректировке (актуализации) Стратегии привлекаются структурные подразделения администрации Кемеровского муниципального района, муниципальные учреждения (по принадлежности курируемых вопросов).
4.4. Согласование проекта Стратегии проводится со всеми ответственными исполнителями, структурными подразделениями администрации Кемеровского муниципального района, иными лицами в порядке, установленном правовыми актами Кемеровского муниципального района.
4.5. Общественное обсуждение проекта Стратегии осуществляется в форме открытого размещения документа на официальном сайте администрации Кемеровского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием времени, в течение которого будет проводиться обсуждение, и обеспечением возможности комментировать, направлять предложения и замечания к размещенным проектам.
5. Основные методологические положения разработки Стратегии
5.1. Стратегический анализ развития Кемеровского муниципального района включает в себя следующие разделы:
5.1.1. Анализ основных показателей, тенденций, проблем и диспропорций, сложившихся в социально-экономическом развитии (по данным за последние 5 лет), в т.ч.:
5.1.1.1. Основные сведения и особенности экономико-географического положения Кемеровского муниципального района.
Приводится общая информация о муниципальном образовании - год образования, географическое положение, размер занимаемой территории, сведения о расположении Кемеровского муниципального района относительно крупных городов, областных центров, соседних регионов, транспортных магистралей; особые местные условия, климат, краткие исторические сведения.
5.1.1.2. Наличие природных ресурсов, экологическая ситуация.
При оценке природных ресурсов учитываются:
- земельные ресурсы (в т.ч. резервы земель, земли, пригодные для строительства, развития сельского хозяйства);
- водные ресурсы (текущая и перспективная оценка водных объектов и их использования, качество водных ресурсов);
- минерально-сырьевые ресурсы (имеющиеся полезные ископаемые (рудные, нерудные), их потенциальные и используемые запасы, возможность использования в строительстве, промышленности, для нужд народных промыслов и др.;
- рекреационные ресурсы (наличие исторических памятников международного, федерального и местного значения; ландшафтно-рекреационные комплексы федерального и местного значения).
Также приводятся данные оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почвы; вопросы складирования и переработки твердых бытовых и промышленных отходов.
5.1.1.3. Население и трудовые ресурсы, уровень жизни.
Анализ демографической ситуации проводится с целью выявления тенденций изменения численности населения, факторов, определяющих эти изменения, и проблем, требующих решения. Показатели: динамика численности населения; возрастная и половая структура; доля населения в трудоспособном возрасте; общий уровень рождаемости; уровень смертности; уровень детской смертности; естественный прирост населения; миграционный отток и приток, основные направления миграционных потоков; плотность населения.
Анализ рынка труда и рабочей силы проводится для определения состояния занятости: обеспечение рабочими местами, соответствие спроса и предложения рабочей силы по образовательному и профессионально-квалификационному составу, уровень безработицы.
Анализ уровня жизни населения может быть выполнен на основании данных о доходах, в том числе уровня заработной платы, дифференциации населения по уровню доходов, в том числе ниже прожиточного минимума. Значения показателей, по возможности, приводится в сопоставлении с соответствующими данными по России и Кемеровской области.
5.1.1.4. Реальный сектор экономики (тенденции в развитии ключевых отраслей экономики, включая промышленность, строительство, сельское хозяйство и другие отрасли; развитие малого бизнеса, состояние деловой инфраструктуры).
Анализ экономики выполняется с целью определения места Кемеровского муниципального района в экономике Кемеровской области; наметившихся тенденций, изменений в хозяйственной специализации, выявления конкурентных преимуществ отраслей (крупных субъектов) экономики, выявления ключевых проблем, препятствующих экономическому росту. Также анализируется состояние инвестиционной деятельности (динамика ввода основных фондов в отраслевом разрезе и по видам собственности, источники инвестиций).
Выполняется анализ хозяйственного климата, под которым понимается комплекс экономических и административных условий для хозяйственной деятельности, включающий условия входа на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность квалифицированной рабочей силы и т.п.
5.1.1.5. Коммунальное хозяйство и инфраструктура (структура и состояние жилого фонда, обеспеченность жильем, система тепло- и водоснабжения, энергетика, транспорт и т.д.):
- характеристика типов жилья (ветхость, благоустроенность и т.д.); состояние рынка жилья, развитие ипотечного кредитования; потребность в улучшении жилищных условий; развитие системы жилищно-коммунального обслуживания. Анализируется обеспеченность жильем, темпы жилищного строительства;
- данные в разрезе объектов инфраструктуры: водоснабжение (источники, проектная мощность водозаборных сооружений, протяженность сетей), очистные сооружения (мощность, степень износа, протяженность сети), источники электрической и тепловой энергии (наличие и специализация котельных, протяженность сетей), выявляются критические узлы в системе жизнеобеспечения Кемеровского муниципального района.
5.1.1.6. Транспорт и связь:
- транспортное сообщение, в т.ч. внешняя связь с крупными городами и районами Кемеровской области или соседними регионами; наличие на территории Кемеровского муниципального района собственных транспортных узлов; крупные грузовые и пассажирские транспортные предприятия. Анализируется состояние дорог и объектов транспортной инфраструктуры;
- количество предприятий связи общего пользования; виды услуг, предоставляемых предприятиями связи: почтовая связь, сотовая, телефонная и т.д.
5.1.1.7. Тенденции в развитии отраслей социальной сферы и гражданского общества.
Целью проведения анализа является выявление диспропорций в развитии социальной сферы Кемеровского муниципального района, обоснование и определение направлений развития. Эффективность функционирования социальной сферы может оцениваться как количественными, характеризующими состояние материально-технической базы социальной сферы, так и качественными показателями. При наличии соответствующих данных используются показатели, характеризующие степень удовлетворения потребностей населения в количестве и качестве услуг, предоставляемых социальной сферой. Выделяются параграфы: образование, здравоохранение, социальная защита, культура, спорт.
5.1.1.8. Муниципальное управление.
Описывается система муниципального управления, динамика доходов и расходов местного бюджета. Приводятся сведения о муниципальной собственности (земля, здания, предприятия), в т.ч. затраты на содержание и получаемый доход, анализируются результаты политики органов местного самоуправления в области управления собственностью.
5.1.1.9. Ресурсная обеспеченность.
Приводится информация о доле земель, занятых жилой и общественно-деловой застройкой; доле земель, не вовлеченных в градостроительную или иную деятельность; указывается наличие свободных земельных участков, пригодных для строительства. Приводятся объемы и динамика инвестиционной деятельности в разрезе источников средств, сведения о реализуемых инвестиционных проектах, возможностях участия в государственных программах Российской Федерации, государственных программах Кемеровской области.
Также приводятся сведения об избытке (дефиците) мощности энерго- и ресурсоснабжающих организаций. На основе приведенной информации делаются выводы относительно обеспеченности Кемеровского муниципального района территориальными, топливно-энергетическими, финансово-инвестиционными ресурсами, включая средства местного бюджета.
5.1.2. Формирование основных выводов в соответствии с принципами SWOT-анализа:
а) выделение сильных и слабых сторон Кемеровского муниципального района по форме таблицы 1;
б) выделение внешних возможностей и угроз по форме таблицы 2;
в) анализ того, как сочетаются сильные и слабые стороны с внешними возможностями и угрозами, включая определение возможных точек роста, по форме таблицы 3.
Формат таблиц определен в разделе 7 настоящего Положения.
5.1.3. Сравнение и выбор стратегических альтернатив:
- развернутое описание возможных сценариев развития муниципального образования (стратегических альтернатив);
- критерии выбора (например, влияние сценария на занятость, доходы и расходы местного бюджета, экологическую ситуацию и т.д.) и проводится сравнительный анализ стратегических альтернатив по форме таблиц 4 и 5.
5.2. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Кемеровского муниципального района, а именно:
а) обоснование выбора базового сценария развития Кемеровского муниципального района;
б) фиксируется главная цель социально-экономического развития Кемеровского муниципального района, которая должна быть достигнута посредством реализации Стратегии;
в) формулируются приоритеты и задачи социально-экономической политики в разрезе основных направлений (социальная сфера, экономика и предпринимательство, коммунальное хозяйство и т.д.);
г) проводится сопоставление целей развития Кемеровского муниципального района с целями и задачами, изложенными в стратегии социально-экономического развития Кемеровской области, по форме таблицы 6;
д) определяются целевые показатели и их значения, отражающие ожидаемые результаты реализации Стратегии (значения целевых показателей фиксируются на момент разработки Стратегии - достигнутый уровень и далее устанавливаются на срок действия Стратегии с выделением промежуточных значений в увязке с принятым циклом бюджетного планирования) по форме таблицы 7.
5.3. Механизмы реализации Стратегии.
В разделе: определяются сроки и этапы реализации Стратегии, дается оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, приводится перечень муниципальных программ.
Также указываются органы, ответственные за реализацию Стратегии, описывается процедура мониторинга хода реализации Стратегии.
6. Участники стратегического планирования (рабочая группа)
6.1. Участниками стратегического планирования в Кемеровском муниципальном районе являются:
- Совет народных депутатов Кемеровского муниципального района;
- главные распорядители бюджетных средств, структурные подразделения администрации Кемеровского муниципального района;
- муниципальные учреждения, предприятия;
- иные органы и организации в случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами на основании Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
6.2. Задачами рабочей группы в сфере стратегического планирования являются:
- подготовка предложений и рекомендаций по приоритетным направлениям социально-экономического развития Кемеровского муниципального района;
- разработка рекомендаций и предложений по приоритетным направлениям социально-экономического развития Кемеровского муниципального района;
- участие в обеспечении реализации единой муниципальной политики в сфере стратегического планирования в рамках своей компетенции;
- организация разработки совместных документов стратегического планирования Кемеровского муниципального района;
- осуществление иных полномочий в сфере стратегического планирования в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечение оперативного взаимодействия участников стратегического планирования;
- участие в общественных обсуждениях проектов документов стратегического планирования Кемеровского муниципального района;
7. Формы и пояснительная информация
7.1. Таблица 1 - Форма подведения итогов анализа внутренней среды (анализ сильных и слабых сторон Кемеровского муниципального района)
Факторы |
Сильные стороны (сравнительные преимущества) |
Слабые стороны (сравнительные недостатки) |
Экономико-географическое положение |
|
|
Природные ресурсы и экология |
|
|
Население, уровень жизни |
|
|
Коммунальное хозяйство и инфраструктура |
|
|
Жилищное хозяйство |
|
|
Социальная сфера |
|
|
Малый и средний бизнес |
|
|
Промышленность |
|
|
Сельское хозяйство |
|
|
Муниципальное управление |
|
|
Другие значимые для данного муниципального образования аспекты |
|
|
К факторам внутренней среды рекомендуется относить: природно-ресурсный потенциал Кемеровского муниципального района; демографическую ситуацию; сложившуюся структуру экономики и существующие тренды развития; инфраструктурную обеспеченность территории и т.д. Перечень факторов для проведения анализа сильных и слабых сторон муниципального образования, который приведен в таблице 2, при необходимости может быть уточнен.
После того как конкретный список слабых и сильных сторон, угроз и возможностей составлен, наступает этап установления цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования проблем и стратегических направлений развития Кемеровского муниципального района.
Для установления этих связей составляется матрица SWOT (таблица 2):
7.2. Таблица 2 - Форма для сопоставления сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
|
Возможности 1. 2. |
Угрозы 1. 2. |
Сильные стороны |
Поле 1 Сочетание сильных сторон с возможностями |
Поле 2 Сочетание сильных сторон с угрозами |
1. 2. | ||
Слабые стороны |
Поле 3 Слабые стороны и возможности |
Поле 4 Слабые стороны и угрозы |
1. 2. |
На пересечении блоков образуется четыре поля. На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии развития муниципального образования.
В отношении тех пар, которые были выбраны с Поля 1, следует разрабатывать стратегию по использованию преимуществ для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на Поле 3, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся у территории недостатки. Если пара находится на Поле 2, то стратегия должна предполагать использование преимуществ для устранения опасности. Для пар, находящихся на Поле 4, должна быть выработана такая стратегия, которая позволила бы как избавиться от недостатков, так и попытаться предотвратить нависшую опасность.
7.3. Таблица 3 - Форма описания альтернативных сценариев развития
|
Сценарий 1 |
Сценарий 2 |
Сценарий 3 |
Основные гипотезы |
|
|
|
Предпосылки к реализации |
|
|
|
Влияние сценария на: |
|
|
|
экономику муниципального образования (в том числе по видам экономической деятельности) |
|
|
|
инвестиционную активность предприятий |
|
|
|
занятость |
|
|
|
доходы населения |
|
|
|
доходы бюджета |
|
|
|
экологию |
|
|
|
иные значимые для муниципального образования сферы |
|
|
|
Риски, связанные с реализацией сценария |
|
|
|
Помимо привычных получивших наибольшее распространение сценариев на основе сценарных условий (пессимистичный, инерционный, оптимистичный) могут (не обязательно) также использоваться другие разновидности, в частности:
1) сценарии, построенные на основе заданных внешних условий. Строятся на основе гипотез о полярном развитии ряда внешних факторов, находящихся вне контроля Кемеровского муниципального района. Например, падение цен на углеводородные ресурсы, прокладка нефтепровода или федеральной трассы, введение протекционистской государственной политики, изменение отношений с пограничной страной и т.п. Такие сценарии позволяют: а) более продуктивно формировать представление о поле возможностей и угроз для развития муниципального образования; б) проверять в дальнейшем выдвигаемые проекты и приоритеты на устойчивость и рискованность при различных вариантах развития внешних условий;
2) сценарии развития при преобладании той или иной функции или отрасли. Такие сценарии позволяют лучше понять социально-экономические последствия реализации проектов, нацеленных на развитие определенных видов деятельности. Для каждого сценария должны быть указаны преимущества, недостатки, риски.
7.4. Таблица 4 - Форма сопоставления альтернативных сценариев по ключевым показателям
Наименование целевого индикатора |
Годы |
Сценарий 1 |
Сценарий 2 |
Сценарий 3 |
Численность постоянного населения на конец года, тыс. чел. |
Начало |
|
|
|
Конец |
|
|
|
|
Численность населения трудоспособного возраста, тыс. человек |
Начало |
|
|
|
Конец |
|
|
|
|
Индекс промышленного производства в % к 2015 году |
Начало |
|
|
|
Конец |
|
|
|
|
Объем инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
Начало |
|
|
|
Конец |
|
|
|
|
Уровень зарегистрированной безработицы |
Начало |
|
|
|
Конец |
|
|
|
Перечень показателей для проведения сравнения Кемеровского муниципального района, при необходимости, может быть уточнен.
7.5. Таблица 5 - Форма сопоставления целей развития Кемеровского муниципального района с целями, изложенными в стратегии социально-экономического развития Кемеровской области
|
Стратегия СЭР МО |
Показатели |
Стратегия СЭР Кемеровской области |
Комментарии |
I |
Цель 1 |
Показатель 1.1 |
Цель А |
|
Показатель 1.2 |
|
|||
Показатель 1.3 |
|
|||
II |
Цель 2 |
Показатель 2.1 |
Цель Б |
|
Показатель 2.2 |
Цель В |
|
||
Показатель 2.3 |
|
7.6. Таблица 6 - Форма фиксации достигнутого уровня и определения целевых ориентиров стратегии социально-экономического развития Кемеровского муниципального района
N |
Цель, показатели |
Ед. изм. |
Достигнутый уровень |
Целевые ориентиры |
||||||
|
|
|
год n - 2 |
год n - 1 |
год n |
год n + 3 |
год n + 6 |
год n + 9 |
... |
год N |
I |
Цель 1 (например, "Преодоление демографического спада") |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Показатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Показатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Кемеровского муниципального района от 14 июня 2017 г. N 1317-п "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.