Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 7 марта 2018 г. N 73-р
Концепция
долгосрочного развития театрального дела в Кемеровской области на период до 2020 года
1. Общие положения
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Кемеровской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области.
Настоящий документ базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р (далее - Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации); Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р (далее - Стратегия государственной культурной политики); Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 (далее - Основы государственной культурной политики), Закона Кемеровской области от 14.02.2005 N 26-ОЗ "О культуре".
В настоящей Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Кемеровской области, сформулированы цель, задачи и принципы Концепции, определены основные направления и механизмы развития театрального дела в Кемеровской области, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.
2. Цель, задачи и принципы Концепции
Театр принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить реальные результаты работы, не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно. Поэтому подготовку новых постановок или принимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг.
В связи с учетом целей, задач и приоритетов Основ государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики в Концепции закреплены следующие принципы:
ценностно ориентированный подход при осуществлении театральной деятельности, не направленный на экономическую отдачу;
понимание миссии театрального искусства в качестве части культуры не как сферы услуг, а как важного участника процесса передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности;
взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества при реализации государственной культурной политики.
Целью настоящей Концепции является создание условий для устойчивого развития театрального дела в Кемеровской области и повышение роли (значимости) театрального искусства в социокультурном развитии региона. В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:
изучение и внедрение лучших достижений мирового театрального процесса в практическую деятельность театров Кемеровской области;
сохранение и преумножение собственных самобытных традиций и достижений;
создание организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности театров региона в российском и международном пространстве;
расширение разнообразия театрального предложения;
расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории;
обеспечение единства театрального пространства региона;
поддержка развития драматургии, театральной критики;
продвижение семейных, патриотических и других традиционных для российского общества ценностей и норм;
расширение сотрудничества профессиональных театральных коллективов Кузбасса в сфере реализации совместных творческих проектов;
использование возможностей интернет-сайтов и социальных сетей для презентации российской культуры, искусства и творчества народов России;
обеспечение доступности театрального искусства для социально уязвимых групп населения;
повышение роли профессиональных союзов, общественных советов при органах государственной власти Кемеровской области при реализации Концепции;
повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам, относящимся к поддержке творческой деятельности.
3. Анализ современного состояния театрального дела Кемеровской области
Театры являются культурным "лицом" региона. В этом смысле Кемеровская область обладает огромным творческим потенциалом. Ежегодно в регионе ставится около 40 новых спектаклей. В Кузбасс охотно едут работать молодые столичные режиссёры с современным репертуаром, с новыми идеями, мыслями. Это положительно сказывается на общем уровне театрального искусства региона и на уровне каждого театра в отдельности.
Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей. Важно создавать и показывать спектакли для детей и подростков, проводить политику государственного протекционизма приобщения детей к театру. Для детей и подростков театр - это инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности. Театр кукол и детские спектакли драматических театров области - первые, куда приходит юный кузбасский зритель. От них зависит, станет ли он в будущем постоянным театральным зрителем.
Посещаемость театра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театрального предложения, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству. Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм пропаганды театрального искусства. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории занимают все большее место в деятельности театров. Новаторство в сфере театрального маркетинга становится основным мотивом популяризации театрального искусства в области, не отрываясь при этом от русских классических традиций. Это ведет к повышению конкурентоспособности и спектаклей, и актёров, и режиссёров. Спектакли областных театров постоянно участвуют в международных, всероссийских и региональных фестивалях.
Деятельность театров Кемеровской области развивается в рамках государственной программы Кемеровской области "Культура Кузбасса" на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 462 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Культура Кузбасса" на 2014-2020 годы" (далее - государственная программа Кемеровской области "Культура Кузбасса").
3.1. Сеть театров
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р одобрены социальные нормативы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.09.2017 N 495 утверждены нормативы обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры и методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры.
Сеть театров Кемеровской области полностью соответствует нормативам, утвержденным этими документами. В настоящее время в Кемеровской области функционируют следующие профессиональные театрально-зрелищные учреждения:
ГАУК Кемеровской области "Государственный музыкальный театр Кузбасса имени народного артиста Российской Федерации А.К. Боброва" (далее - Музыкальный театр Кузбасса);
ГАУК "Кемеровский областной ордена "Знак Почета" театр драмы им. А.В. Луначарского" (далее - Кемеровский областной театр драмы);
ГАУК "Новокузнецкий драматический театр" (далее - Новокузнецкий драматический театр);
ГАУК Кемеровской области "Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола" (далее - Прокопьевский драматический театр);
ГАУК "Кемеровский областной театр кукол им. А. Гайдара" (далее - Кемеровский областной театр кукол);
ГАУК Кемеровской области "Новокузнецкий театр кукол "Сказ" (далее - Новокузнецкий театр кукол "Сказ");
МАУК "Театр для детей и молодёжи" г. Кемерово (далее - Театр для детей и молодёжи).
Также в г. Кемерово осуществляет творческую деятельность Литературный театр "Слово" при ГАУК Кемеровской области "Кемеровская государственная областная филармония имени Б.Т. Штоколова" (далее - Кемеровская государственная областная филармония), а в г. Мариинске - МБУК "Театрально-досуговый центр "Желтое окошко" (далее - театрально-досуговый центр "Желтое окошко").
Транспортная доступность этих учреждений для жителей муниципальных образований Кемеровской области соответствует установленной норме "в течение 1 дня/либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием". Данными нормативами установлено, что театр может быть создан в населенном пункте с населением менее 100 тыс. человек при условии, если до ближайшего театра транспортная доступность составляет более 3 часов. Поскольку площадь Кемеровской области и расстояния между городами не являются значительными, потребность жителей этих городов в театральном искусстве может быть удовлетворена посещением ближайшего города, где такой театр есть.
Во всех городах Кузбасса, в которых проживает более 100 тыс. человек, есть профессиональные театры, которые традиционно ведут активную гастрольную деятельность и в течение года обязательно осуществляют выезды в города Кемеровской области. Возможности сценических площадок учреждений культуры крупных городов (вместительные залы, комфортная закулисная часть и современное оборудование) позволяют зрителям периодически посещать спектакли как театральных трупп, так и антрепризных коллективов из гг. Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
Кроме того, в области функционируют 215 театральных формирований с числом участников 3652 человека, из них 25 любительских театров имеют звание "народный" и "образцовый". Среди них 137 детских театральных коллективов, в которых насчитывается 2322 участника. В учреждениях культуры Кемеровской области ведется планомерная работа по повышению интереса к театральному творчеству, традиционно проводятся ежегодные жанровые фестивали. Во всех муниципальных образованиях Кузбасса при учреждениях культуры созданы и действуют детские и детско-юношеские театральные коллективы. Работа по развитию детского театрального жанра ведется на постоянной основе в учреждениях культуры клубного типа муниципальных образований Кемеровской области.
Согласно плану мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации в Кемеровской области была проведена инвентаризация всех имеющихся в регионе сценических площадок. В 2012 году создана единая база данных театральных коллективов всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также нетеатральных сценических площадок Кемеровской области.
Был также проведен всесторонний анализ возможностей использования этих площадок для приёма театральных коллективов и показа спектаклей. Согласно результатам анализа профессиональные драматические театры, располагающиеся в трёх крупнейших городах Кузбасса - Кемерово, Новокузнецке и Прокопьевске, а также Музыкальный театр Кузбасса и Кемеровская областная государственная филармония имеют достаточную техническую оснащённость для приема творческих коллективов самого высокого уровня. Достаточно высокие возможности имеют также 85 сценических площадок, функционирующих в городах Кемеровской области с населением свыше 50 тыс. человек. Эти площадки соответствуют высокому уровню и также готовы принять театры из регионов Российской Федерации.
Сеть театров Кемеровской области соответствует установленным социальным нормативам по количеству театров и обеспеченности населения театральной услугой (таблицы 1 и 2 приложения N 1 к Концепции). Сопоставление фактической обеспеченности зрительскими местами с установленными минимальными нормативами в размере 4 - 5 зрительских мест на каждые 5 тыс. человек населения приведено в таблицах 3 и 4 приложения N 1 к Концепции.
3.2. Гастроли театров
Гастроли важны с точки зрения расширения театрального предложения. Система гастролей позволяет удовлетворять потребности в сценическом искусстве за счет обеспечения дополнительного выбора для посещения спектаклей различных жанров. Поддержка гастрольной деятельности профессиональных театров на территории Кемеровской области осуществляется в целях:
сохранения и развития единства российского театрального пространства;
активизации межрегиональной гастрольной деятельности и расширения практики творческих обменов;
создания условий для приобщения к театральному искусству граждан, проживающих в сельской местности.
Приоритетными направлениями поддержки гастрольной деятельности на региональном уровне являются:
гастрольные проекты, направленные на включение театров Кемеровской области в общекультурное российское пространство;
обменные гастроли региональных театров;
гастроли и выездные мероприятия в муниципальных образованиях Кемеровской области.
В рамках расширения межрегиональных культурных связей театры Кемеровской области ежегодно выезжают на гастроли в различные регионы России. Финансирование гастрольных проектов из средств государственной программы Кемеровской области "Культура Кузбасса" осуществляется в соответствии с заявками театров.
Традиционные обменные гастроли Сибирского региона ежегодно проходят с участием коллективов Кемеровской области.
В 2008 году состоялись обменные гастроли Кемеровского областного театра драмы и Новосибирского академического театра "Глобус", Кемеровского областного театра кукол и Омского государственного театра актёра, куклы, маски "Арлекин", Новокузнецкого театра кукол "Сказ" и Хакасского национального театра кукол "Сказка".
В 2009 году Омский государственный театр актёра, куклы, маски "Арлекин" приехал с обменными гастролями в Новокузнецкий театр кукол "Сказ". Новокузнецкий театр в очередной раз стал информационно-координационным центром творческой лаборатории Товарищества - объединения театров кукол Сибирского региона.
В рамках обменного тура в ноябре состоялись гастроли Хакасского национального театра им. А.М. Топанова. В декабре зрители Кемеровской области смогли посетить гастроли Московского художественного театра им. А.П. Чехова.
В июне 2011 года состоялся проект "Гастрольная карта Сибири". Проект обменных гастролей был разработан Кемеровским областным театром драмы и Новокузнецким драматическим театром. В проекте участвовали также Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина и Томский областной театр драмы. Гастроли состоялись одновременно в четырёх городах. Проект "Гастрольная карта Сибири" был одобрен экспертным советом Министерства культуры Российской Федерации. В декабре 2011 года в рамках аналогичной программы "Траектория" состоялись обменные гастроли Прокопьевского драматического театра и Алтайского молодежного театра. В 2011 году в гг. Новокузнецке и Междуреченске с успехом прошли гастроли Северского музыкального театра.
С 1 по 18 июня 2012 года реализован проект "Театральный перевал", включивший в себя обменные гастроли драматических театров Сибирского, Уральского и Приволжского федеральных округов. В проекте участвовали Кемеровский областной театр драмы, Новокузнецкий драматический театр, Челябинский государственный академический театр драмы им. Наума Орлова, Тюменский драматический театр, Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан и Томский областной театр драмы. Гастроли проходили одновременно в шести городах. Афиша выступлений каждого театра на период гастролей состояла из 5 вечерних и 1 детского спектаклей. Таким образом, любители театрального искусства в каждом из городов-участников проекта смогли увидеть 18 разных постановок трёх крупных театральных коллективов. Кузбасские театры показали по 6 своих спектаклей на сценах гг. Уфы, Тюмени и Челябинска.
В июне 2013 года прошли масштабные гастроли в рамках проекта "Театральное ТриО". В число участников проекта вошли: Томский областной театр драмы, Новокузнецкий драматический театр и Кемеровский областной театр драмы.
В июне 2014 года прошли масштабные гастроли в рамках проекта "Театральные просторы". Кемеровский областной театр драмы, драматические театры гг. Новокузнецка и Томска гастролировали по городам Уральского федерального округа в рамках обменного гастрольного проекта, а театры гг. Магнитогорска, Тюмени и Кургана показали свои лучшие спектакли на кемеровской, новокузнецкой и томской сценах.
С 27 по 30 августа 2015 года в Кемеровском областном театре драмы состоялись гастроли Московского художественного театра им. А.П. Чехова. Проект проходил в рамках всероссийской программы "Большие гастроли. Театральное лето-2015", учрежденной федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности" (далее - Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности). В ноябре 2015 года в рамках зарубежной программы "Большие гастроли" Федерального центра поддержки гастрольной деятельности в г. Кемерово прошли гастроли Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Грибоедова.
В 2016 году в Кузбассе снова прошёл межрегиональный проект "Гастрольная карта Сибири". В проекте принимали участие четыре драматических театра Сибирского федерального округа: Кемеровский областной театр драмы, Новокузнецкий драматический театр, Томский областной драматический театр и Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина.
В октябре 2016 года состоялись обменные гастроли Новокузнецкого драматического театра и Новосибирского государственного академического театра "Красный факел".
При поддержке прошел гастрольный тур Прокопьевского драматического театра по малым городам Кузбасса.
В рамках зарубежной программы "Большие гастроли" Федерального центра поддержки гастрольной деятельности на сцене Кемеровского областного театра драмы состоялись гастроли Русского драматического театра г. Еревана.
В ноябре 2016 года в Кемерово состоялись гастроли Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова и гастроли Московского государственного академического театра "Современник", которые были организованы при поддержке АО "Сибирская угольная энергетическая компания". Это были первые гастроли легендарного театра "Современник" в г. Кемерово в современной истории России, последний раз театр приезжал в Кузбасс в 1961 году.
В 2017 году в Кемеровском областном театре драмы прошли гастроли Московского художественного театра им. А.П. Чехова, приуроченные к празднованию 70-летия Дня шахтёра. Данные гастроли были включены в программу Федерального центра поддержки гастрольной деятельности "Большие гастроли" и проводились при поддержке АО "Сибирская угольная энергетическая компания". В этом году спектакли московского театра стали подарком для 450 ветеранов угольной отрасли, шахтёров и членов их семей.
С 26 по 29 сентября 2017 года в Кемеровском областном театре драмы состоялись показы спектаклей Российского государственного театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина. В программу гастрольного тура вошли два спектакля: "Лекарь поневоле" по пьесе Мольера в постановке художественного руководителя театра народного артиста Российской Федерации Константина Райкина и поэтический моноспектакль "Константин Райкин. Своим голосом".
В сентябре 2017 года на сцене Новокузнецкого драматического театра прошли гастроли Государственного академического русского театра драмы имени М. Лермонтова Республики Казахстан.
12-14 ноября 2017 года прошли обменные гастроли Кемеровского областного театра драмы и Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского.
Новокузнецкий драматический театр с 16 по 20 ноября 2017 г. провел обменные гастроли с Саратовским государственным академическим театром драмы им. И.А. Слонова.
Прокопьевский драматический театр в ноябре 2017 года побывал с гастролями на сценических площадках гг. Заринска и Белокурихи (Алтайский край), а также в гг. Таштаголе, Междуреченске и пгт Инском.
В рамках программы "Большие гастроли для детей и молодежи" театры Кузбасса участвовали в следующих проектах.
На сцене Театра для детей и молодёжи прошли гастроли Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Также Театр для детей и молодёжи совместно с Томским областным театром юного зрителя выиграли грант Федерального центра поддержки гастрольной деятельности на проведение обменных гастролей в рамках проекта "Большие гастроли для маленьких". Гастроли прошли 9-11 ноября 2017 года.
С 7 по 14 октября 2017 года в Новокузнецком театре кукол "Сказ" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Федерального центра поддержки гастрольной деятельности прошли обменные гастроли Хабаровского театра кукол.
Кемеровский областной театр кукол 12-16 ноября 2017 года провел обменные гастроли с Волгоградским областным театром кукол.
3.3. Театральное предложение
Показатель посещаемости театров Кемеровской области за период с 2010 по 2016 год увеличился на 128,1 тыс. зрителей и составил 552,1 тыс. человек. На театральной сцене за последние годы появилось немало новых талантливых постановок, характерных оригинальностью драматургии, режиссерских решений и исполнительского мастерства. Развитие сценического искусства требует актуального, художественно полноценного современного драматического или музыкально-драматического текста.
Всего в репертуаре театров Кемеровской области 2016 года насчитывалось 262 постановки. В их числе русская и зарубежная классика, пьесы современных российских и иностранных авторов. Количество спектаклей, показанных кузбасскими театрами, выросло с 2487 в 2010 году до 3077 спектаклей в 2016 году.
Основным фактором, определяющим репертуарную политику театров, является актуальность драматургического материала и возможность творческого эксперимента. Экспериментальные постановки являются важным элементом развития театрального искусства. Такие постановки не всегда ориентированы на успех у массового зрителя, поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. При этом само право театра на эксперимент является необходимым условием для развития театрального искусства и культуры в целом. Важно, чтобы экспериментальные постановки, представляемые зрителям, обладали художественной ценностью, способствовали созданию духовно-нравственных ориентиров для растущей личности, были основаны на принципах просветительской и воспитательной направленности, а не потворствовали низменным пристрастиям человека, преследуя цель осуществить эксперимент ради эксперимента.
В театрально-зрелищных учреждениях Кемеровской области созданы художественные советы в целях исключения случаев возможного оскорбления нравственных чувств отдельных категорий граждан на социальной, расовой, языковой, национальной или религиозной почве, а также соблюдения действующего законодательства.
Во всех театрально-зрелищных учреждениях Кемеровской области разработаны и утверждены внутренние нормативные правовые акты (приказ и положение о работе художественного совета), на основании которых указанные советы осуществляют свою деятельность, а также документы, утверждающие состав совета.
В настоящее время все театрально-зрелищные учреждения Кемеровской области располагают собственными сайтами. На каждом сайте есть форумы и рубрики, обеспечивающие обратную связь со зрителями. Обеспечена возможность заказа билетов через сайт учреждения. На ресурсах театрально-зрелищных учреждений Кемеровской области достаточно легко найти необходимую пользователю информацию, которая представлена в полном объеме. Модернизация электронных ресурсов театров продолжается. Доступны репертуар театра на месяц, цена билета, информация о спектаклях с указанием рекомендуемого возрастного ограничения. Посетители также имеют возможность посмотреть фотографии интересующих их спектаклей, познакомиться с артистами и их краткой творческой биографией. Обновлен внешний дизайн сайтов, фотоматериалы, добавлены новые разделы, посвященные публикациям о театре, обратной связи со зрителем, размещена информация о проектах, разрабатываемых и проводимых театром, контакты специалистов театра. Обеспечена техническая возможность обращения и выражения гражданами мнения о качестве оказания услуг.
В последние годы всё более востребован индивидуальный подход к обслуживанию населения - людей разных возрастов, социальных групп и культурных предпочтений: каждый зритель на афише всегда может найти свой спектакль. Ориентация на платежеспособный спрос при небольшом уровне доходов населения в Кемеровской области, также как и в большинстве регионов, обуславливает умеренный размер цен на билеты театров. В театрах, поддерживающих высокий уровень цен, повышение доступности для малообеспеченных групп населения реализуется через глубоко дифференцированную расценку мест зрительного зала, обеспечивающую наличие определенного количества недорогих билетов, а также проведение целевых спектаклей для пенсионеров, многодетных семей, воспитанников детских домов и т.п. Средняя цена билета на спектакли кузбасских театров составила на начало 2017 года 198,5 рубля.
Посещаемость театра детской аудиторией тесно связана не только с увеличением количества, но и с повышением качества театральных предложений, усилением общественного интереса к сценическому искусству. Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость внедрения новых форм продвижения театрального искусства. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории позволят расширить театральное предложение для детей.
Конкретные задачи по развитию театрального предложения для детей и подростков основаны на результатах анализа деятельности театров в Кемеровской области в этом направлении в 2016 году, приведенных в таблицах 6 и 7 приложения N 1 к Концепции.
Для расширения театрального предложения для детей и повышения его качества сформулированы следующие задачи развития театрального дела в Кемеровской области:
организация и поддержка культурных акций театров, ориентированных на детей и юношество;
увеличение театрального предложения для детей и подростков;
постановка драматических и музыкально-драматических произведений детского и подросткового репертуара;
изучение и распространение положительного отечественного и зарубежного опыта в области театра для детей и подростков;
повышение квалификации работников театра кукол, внедрение в работу театра педагогических проектов;
повышение качества театральных проектов для детей и подростков;
поддержка экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей, обеспечивающих близкий контакт исполнителей со зрителями;
внедрение программ художественно-эстетического воспитания детей и подростков средствами театра;
поддержка гастролей театров с детским и подростковым репертуаром.
3.4. Государственная поддержка театрального искусства в Кемеровской области
С 2012 года все областные государственные театрально-зрелищные учреждения Кемеровской области и Театр для детей и молодежи г. Кемерово являются автономными и получают бюджетное финансирование в форме субсидии в качестве государственного заказа.
Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, поэтому они должны получать равную поддержку.
Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать 2 части - подготовка новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство.
Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.
Учитывая важную роль театров в культурной жизни региона, в духовном и нравственном воспитании населения, органами исполнительной власти Кемеровской области театрам оказывается помощь в решении правовых, социально-экономических и организационных вопросов, изыскивается возможность материальной поддержки талантливых актеров.
Крупные инвестиции в развитие театрального дела Кемеровской области позволили в последние годы осуществить строительство, реконструкцию и реставрацию зданий Новокузнецкого драматического театра и Музыкального театра Кузбасса, оснастить их современным техническим, световым и звуковым оборудованием, внедрить высокотехнологичные системы жизнеобеспечения и безопасности зданий (таблица 5 приложения N 1 к Концепции). Прокопьевский драматический театр получил финансовую поддержку, которая была направлена на реконструкцию и модернизацию планшета сцены.
С 1 сентября 2017 года увеличен фонд оплаты труда театрально-зрелищным учреждениям. Благодаря повышению заработной платы выполнен целевой показатель на 2017 год, установленный согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597. Средняя заработная плата доведена по работникам театрально-зрелищных учреждений Кемеровской области до 25583 рублей. До повышения этот показатель составлял 19908 рублей.
В целях развития и популяризации театрально-кукольного искусства в регионе учреждена театрально-реабилитационная программа "Кукла лечит". Для Кемеровского и Новокузнецкого театров кукол приобретены микроавтобусы, которые позволяют творческим коллективам театров выезжать со спектаклями в больницы, онкологические клиники и центры реабилитации. Микроавтобусы ярко раскрашены, стилизованы под экипажи скорой кукольной помощи и оснащены красочной кукольной атрибутикой.
Непременным условием для развития театрального искусства, поддержания единства культурного пространства страны является мобильность творческих кадров. Необходимость миграции творческих работников определяется многими причинами: занятостью, сменой художественного руководства театра, стремлением выхода на новую зрительскую аудиторию, готовностью выехать из столицы в театр российской провинции и др. Возможность ротации творческих кадров между регионами может быть обеспечена за счет предоставления театрами служебной жилой площади (служебных квартир, общежития-гостиницы) для временного проживания приглашаемых на работу артистов, режиссеров, балетмейстеров, художников и других специалистов.
В настоящее время в Кемеровской области принимаются меры поддержки иногородних артистов и сотрудников театрально-зрелищных учреждений, в том числе и обеспечение их служебными жилыми помещениями. Для временного проживания иногородних театральных работников в распоряжении театральных учреждений Кемеровской области на данный момент находятся 4 служебные квартиры и 15 комнат гостиничного типа в оперативном управлении, 5 служебных квартир и 2 комнаты в трехкомнатной квартире коммунального заселения по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом, 2 квартиры и 5 комнат гостиничного типа по договору аренды с муниципалитетом, что отвечает нынешним потребностям учреждений.
Согласно Закону Кемеровской области от 16.05.2006 N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного кредитования", Закону Кемеровской области от 28.01.2010 N 13-ОЗ "О займах молодым семьям в 2010-2017 годах" с 2012 по 2016 год 31 семья работников театрально-зрелищных учреждений Кемеровской области приобрела жилые помещения на условиях льготного кредитования.
По инициативе Губернатора Кемеровской области А.М. Тулеева в Кузбассе учреждены 20 губернаторских премий в размере 20 тыс. рублей каждая, которые вручаются артистам за творческие достижения. 20 членов Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" (далее - Союз театральных деятелей Российской Федерации) ежемесячно получают губернаторское пособие в размере 5 тыс. рублей. Также вдовам (вдовцам) членов всероссийских творческих союзов, в том числе Союза театральных деятелей Российской Федерации, имевших почетные звание "Заслуженный" и "Народный", выплачивается ежемесячное губернаторское пособие в размере 5 тыс. рублей.
Артисты, удостоенные почетного звания "Народный артист Российской Федерации", получают за счёт средств областного (муниципального) бюджета 20% к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы. Артисты, удостоенные почетного звания "Заслуженный артист Российской Федерации", получают за счёт средств областного (муниципального) бюджета 10% к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы.
Также работникам государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства Кемеровской области, имеющим почетные звания "Заслуженный артист Российской Федерации" и "Народный артист Российской Федерации", устанавливается ежемесячное государственное пособие в размере 740 рублей и 1060 рублей соответственно.
В целях материальной поддержки молодых вокалистов академического жанра в возрасте от 16 до 30 лет, активно участвующих в пропаганде российской культуры и достигших выдающихся успехов в вокальном искусстве, с января 2011 года учреждены 10 ежемесячных губернаторских стипендий имени народного артиста СССР Б.Т. Штоколова в размере 3 тыс. рублей.
Ежегодно учреждаются 300 губернаторских стипендий "Юные дарования Кузбасса", которые ежемесячно вручаются в размере 1 тыс. рублей одаренным детям за выдающиеся успехи в области театрального, музыкального искусства, литературного творчества и т.д.
Артисты театрально-зрелищных учреждений в связи с личными юбилейными датами и бенефисами награждаются государственными наградами Кемеровской области и целевыми денежными премиями Коллегии Администрации Кемеровской области. Нуждающимся артистам оказывается разовая адресная материальная помощь в размере от 15 до 30 тыс. рублей. Ежегодно малообеспеченным семьям театральных работников выдаются овощные наборы и оплачивается лечение в санаториях и медицинских оздоровительных центрах Кемеровской области за счёт средств регионального бюджета.
Студентам учреждений высшего и среднего профессионального образования сферы культуры и искусства предоставляется 50-процентная скидка на билеты на спектакли театрально-зрелищных учреждений.
Кроме того, большое внимание уделяется материально-технической оснащённости театрально-зрелищных учреждений области. В 2014 году завершилась полномасштабная реконструкция Новокузнецкого драматического театра. Из средств областного бюджета на неё было направлено 524,3 млн. рублей. В настоящее время продолжается реконструкция Музыкального театра Кузбасса. Стоимость реконструкции составляет более 700 млн. рублей. В 2016 году был выполнен проект приспособления здания кинотеатра "Коммунар" для Новокузнецкого театра кукол "Сказ". Работы уже ведутся. Стоимость реализации проекта - более 500 млн. рублей.
По итогам оценки эффективности деятельности областных учреждений культуры и искусства театрально-зрелищные учреждения области получают гранты Губернатора Кемеровской области на модернизацию материально-технической базы учреждения.
Меры поддержки театрального искусства осуществляются в Кемеровской области на протяжении многих лет и имеют разные формы. В их числе и финансирование творческих проектов учреждений из средств областного бюджета.
Все эти меры позволяют театрально-зрелищным учреждениям Кемеровской области достойно представлять искусство Кузбасса на международных и всероссийских фестивалях, средства на участие в которых также выделяются из областного бюджета.
Результаты анализа современного состояния сферы театрального искусства свидетельствуют о том, что в регионе сформированы условия для стабильного функционирования театральных организаций, созданы предпосылки для повышения качества и развития данной сферы.
В то же время материально-техническая база театров Кемеровской области нуждается в дальнейшей технической модернизации, расширении площадей, оснащении современным оборудованием, сценическими костюмами и реквизитом.
4. Развитие театра как вида искусства
Важным индикатором развития регионального театрального искусства является участие в театральных фестивалях. Конкурсы, как правило, проводимые в рамках фестивалей, стимулируют творческий поиск. Необходимой составляющей профессионального признания авторитетными представителями театрального сообщества, новым импульсом к развитию является не только проведение фестивалей на территории региона, но и участие театров в фестивалях различного уровня за пределами области.
В Кемеровской области учреждены и проводятся несколько крупных театральных фестивалей.
В июне 2017 года в г. Новокузнецке состоялся VIII международный фестиваль детских любительских театров кукол "Кукла в детских руках". Фестиваль проводился в рамках празднования 400-летия г. Новокузнецка при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Губернатора Кемеровской области А.М. Тулеева. Искусство кукольного театра новокузнечанам и гостям города подарили лучшие детские творческие коллективы этого уникального жанра из Новосибирской, Томской, Кемеровской, Архангельской областей и Алтайского края. Для руководителей театральных коллективов состоялся мастер-класс "Режиссёр читает пьесу. Начальный этап режиссёрской экспликации", который провел председатель жюри фестиваля Николай Петрович Наумов, декан факультета театра кукол Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, и авторский мастер-класс "На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни" народной артистки России Ангелины Вовк. Почётным гостем фестиваля по традиции стал народный артист Российской Федерации, почетный гражданин Кемеровской области Владимир Машков, который вручил специальные призы "Золотой львенок" за лучшую актерскую работу.
В сентябре 2017 года в г. Новокузнецке состоялся международный фестиваль камерных театров "ОКНА" в рамках празднования 400-летия основания города. В течение трех дней на площадках Новокузнецкого драматического театра проходили показы спектаклей театров России, Германии, Израиля. В рамках фестиваля прошли творческие мероприятия с использованием новейших мультимедийных и световых технологий, зрительские обсуждения спектаклей с участием ведущих театроведов России, состоялся семинар-практикум для руководителей театров, режиссеров и технических служб "Интерактивные технологии в постановках камерных спектаклей".
С 29 октября по 2 ноября 2017 года в г. Кемерово прошёл региональный фестиваль "Кузбасс театральный - 2017". Профессиональные театры Кемеровской области показали 9 спектаклей, которые оценивал экспертный совет, состоявший из известных театральных критиков гг. Москвы и Санкт-Петербурга. Фестивальные спектакли, проходившие на разных сценических площадках, посмотрели около 4 тыс. кемеровчан и гостей города. Фестиваль неконкурсный, но для оценки художественного уровня показанных спектаклей, режиссерского и актерского мастерства был сформирован экспертный совет фестиваля из числа ведущих критиков России (Андрей Пронин, Кристина Матвиенко, Юлия Клейман, Вера Сенькина). Состоялось 13 семинаров и мастер-классов известных российских педагогов по актерскому мастерству, сценической речи и хореографии, которые посетили около 400 участников фестиваля. Образовательную программу обеспечили известный режиссёр Анджей Бубень, преподаватель кафедры сценической речи Российского института театрального искусства Лариса Кайдалова, известный хореограф Валерия Каспарова.
В Кемеровской области регулярно проводятся лаборатории по современной драматургии и режиссерские лаборатории по созданию эскизов спектаклей, по итогам которых молодые режиссеры имеют возможность осуществить полноценную постановку в профессиональных театрах области. По всем образовательным программам для проведения занятий приглашаются ведущие специалисты России.
В 2016 году Новокузнецкий драматический театр провел уникальный проект - театральную лабораторию "Маяковский зажигает... звёзды". В фестивале-лаборатории приняли участие режиссеры и артисты театров Кемеровской области, гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Екатеринбурга, Перми. За несколько дней были поставлены эскизы по произведениям В. Маяковского: "Маяковский - детям", "Клоп", "Председатель земного шара", "Живой Маяковский. Рассказ товарища Локтева", "Облако в штанах. Фрагменты любовной речи", "Вспышка сверхновой". В рамках лаборатории была организована выставка художников-авангардистов 20-30-х годов и современных художников г. Новокузнецка "Обожаю всяческую жизнь". Мультимедийная и интерактивная экспозиция картин помогла полнее воспринять масштаб личности и творчества В. Маяковского.
В Кемеровском областном театре драмы прошла "Режиссёрская лаборатория-2016" под руководством главного режиссёра театра Антона Безъязыкова. Участники - выпускники Российского государственного института сценических искусств, родившиеся в Кузбассе. В ходе лаборатории были созданы три эскиза будущих спектаклей. После показов прошли открытые обсуждения работ с театральными критиками из гг. Москвы и Новосибирска, а также зрительское голосование.
Также продолжает свою работу проект-лаборатория "Малая сцена" на базе камерной площадки театра. Читки и эскизы современных пьес, видеопоказы спектаклей и видеоинтервью с молодыми столичными режиссёрами, квартирники позволяют аудитории увидеть, каким разным может быть театр. Мероприятия проекта-лаборатории "Малая сцена" часто включают в программы театральных акций, таких как "Ночь в театре", "Ночь искусств", "День Победы".
В 2017 году Кемеровский областной театр кукол и Новокузнецкий театр кукол "Сказ" продолжили работу над проектом "Кукла лечит". Кемеровские артисты с куклами побывали в детской многопрофильной больнице, детском отделении областного клинического онкологического диспансера, областном клиническом туберкулезном диспансере, кардиоцентре. Артисты Новокузнецкого театра кукол "Сказ" продолжили встречи со слабослышащими, слабовидящими и детьми, имеющими диагноз ДЦП. Спектакли посмотрели около 2 тыс. ребятишек.
На открытых площадках города Кемерово проходят фестивали уличных театров. Такие фестивали объединяют исполнителей различных жанров: драматического, хореографического и циркового искусства, пантомимы, перформанса. Участниками фестиваля становятся творческие коллективы и отдельные исполнители Кемеровской области и других регионов. В программе фестиваля - карнавальные костюмированные шествия, уличные перформансы, живые скульптуры, клоуны, ходулисты и спектакли, которые проходят на различных площадках.
Театры Кемеровской области активно сотрудничали с автономной некоммерческой организацией "Кузбасский Медиаклуб" по организации предпремьерных показов спектаклей для журналистов, критиков и маркетологов. Помимо целевого финансирования из бюджета в виде грантов или субсидий, общественные инициативные группы и некоммерческие организации также получают поддержку в других формах (предоставление сценических площадок, транспорта, организационная поддержка и др.).
При поддержке Кемеровского регионального отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации в рамках празднования Всемирного дня театра проходит ежегодный Всероссийский конкурс на присуждение театральной премии "Рыжий клоун" имени заслуженного артиста Российской Федерации Андрея Владимировича Панина. Театральная премия присуждается обучающимся профильных средних и высших учебных заведений сферы культуры и искусства Российской Федерации по итогам конкурса творческих работ в области актерского мастерства.
Реализацией творческих проектов театральной общественности Кузбасса занимается государственное автономное учреждение культуры Кемеровской области "Дом актера - Дирекция фестивальных, конкурсных и театральных проектов" (далее - Дом актера). Одним из главных проектов Дома актера является областная театральная премия "Овация", которая присуждается актёрам и работникам художественно-постановочной части театров по результатам интернет-голосования на сайте департамента культуры и национальной политики Кемеровской области. В течение года реализуются и другие постоянные проекты театрального сообщества Кузбасса.
С 2015 года все театры Кузбасса были зарегистрированы в автоматизированной информационной системе "Единое информационное пространство в сфере культуры", в систему регулярно вносятся сведения о репертуарах театров, премьерах, проектах и других событиях театральной жизни Кемеровской области.
5. Кадровое обеспечение деятельности театров Кемеровской области
Общее количество штатных сотрудников театрально-зрелищных учреждений Кемеровской области на начало 2017 года составило 1195 человек. Общее число творческих работников в театрально-зрелищных учреждениях Кузбасса - 612 человек.
Кемеровское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации насчитывает 225 членов. Отделение реализует на постоянной основе ряд театральных проектов: "Арт-Дэнс", "Арт-разминка", "Творческие встречи", "Актерские посиделки", конкурс "Поют артисты драматических театров", фестиваль актерских капустников, творческие встречи и вечера, выставки и т.д. Кроме того, правление Кемеровского регионального отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации стремится поддерживать будущих артистов Кузбасса, помогая им в творческом становлении, проводя конкурсы и мастер-классы.
К началу 2017 года в сфере культуры почетные звания Российской Федерации имели 267 человек, в том числе 3 народных артиста, 3 заслуженных деятеля искусств, 48 заслуженных артистов, 197 заслуженных работников культуры.
Качество театральной деятельности и развитие отечественного сценического искусства во многом зависит от руководителей театров. Цели и задачи театра изначально имеют такие разнонаправленные векторы, как удовлетворение эстетических потребностей населения и развитие этих потребностей, обеспечение доступности культурных благ и реализация ценовой политики, позволяющей максимизировать доходы, создание максимально благоприятных условий для творчества, для развития театрального искусства и решение повседневных задач проката текущего репертуара и др. Соответственно, при управлении театром решаются, с одной стороны, задачи художественно-творческого ряда, с другой стороны - организационно-хозяйственные задачи, подчиненные первым, но не менее важные в общем творческо-производственном процессе.
Художественно-творческий процесс в театре возглавляет специалист соответствующего профиля, обладающий необходимым авторитетом в коллективе и в театральном сообществе. В драматическом театре это, как правило, главный режиссер. Организационно-хозяйственные функции исполняет директор. Законодательство Российской Федерации позволяет учредителю заключить трудовые договоры либо с каждым из них - художественным руководителем и директором, разделяя их компетенцию и ответственность, либо с одним из них. В последнем случае единоначальник - художественный руководитель или директор - принимает на себя всю полноту ответственности за результаты как художественно-творческой, так и организационно-хозяйственной деятельности.
К руководителям театров сегодня предъявляются высокие требования: они должны обладать необходимым уровнем знаний как в области искусства, так и в сфере управления, осознавать необходимость использования современных методов управления, опирающихся на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, пиар-технологии, поиск альтернативных финансовых источников для поддержки своей деятельности и др. В структуре театров необходимы подразделения, реализующие эти управленческие технологии, укомплектованные компетентными специалистами, имеющими соответствующую подготовку.
При достаточно высоком качественном составе руководителей, художественно-артистического персонала театральной сферы в Кемеровской области существует определенный ресурс для роста в вопросе подготовки кадров. Интересы развития отечественного театрального искусства в новых условиях требуют возрождения системы повышения квалификации театральных специалистов, являющейся важным элементом театрального дела. Учредители должны поддерживать эту деятельность театров.
В театральном деле Кемеровской области ощущается дефицит творческих и управленческих кадров, владеющих театральным маркетингом, менеджментом и фандрайзингом. Это происходит, в первую очередь, из-за отсутствия у театров достаточных финансовых средств для привлечения новых перспективных творческих работников.
Подготовкой кадров для театров Кузбасса занимаются ГПОУ "Прокопьевский областной колледж искусств имени народного артиста Российской Федерации Д.А. Хворостовского", ГПОУ "Кемеровский областной колледж культуры и искусств" и ФГБОУВО "Кемеровский государственный институт культуры" (далее - Кемеровский государственный институт культуры). Студенты учреждений участвуют в спектаклях, творческих лабораториях и экспериментах, театральных фестивалях. Артисты и сотрудники театров занимаются преподавательской деятельностью.
Для успешного развития театрального дела в Кемеровской области, сохранения художественно-творческих кадров целесообразно:
совместно с Кемеровским региональным отделением Союза театральных деятелей Российской Федерации осуществлять поддержку молодых талантливых представителей театрального искусства;
осуществлять поддержку режиссеров, дирижеров и балетмейстеров, готовых не только к постановке отдельных спектаклей, но и к тому, чтобы возглавить художественно-творческую работу в конкретном театре, взяв на себя ответственность за его творческое развитие;
обратить внимание на привлечение в театры арт-менеджеров, пиар-менеджеров, маркетологов, рекламных и креативных менеджеров. Современные социальные и экономические условия существования театров диктуют им новые формы работы со зрителями и позиционирования своей деятельности, и работа в театре, связанная со стратегическим планированием, маркетинговыми исследованиями, пиар-технологиями, поисками альтернативных финансовых источников (фандрайзинг), во многом способствовала бы развитию театра как культурно-социального института;
стимулировать привлечение в театры Кемеровской области высококвалифицированных специалистов из других регионов России.
6. Основные механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции предусматривает комплекс мер правового, экономического и организационного характера, изложенных в плане мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Кемеровской области на период до 2020 года (приложение N 2 к Концепции).
Среди основных механизмов реализации Концепции:
государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям (подготовка и повышение квалификации специалистов театральных учреждений по разным направлениям);
поддержка системы самоорганизации в театральном деле;
совершенствование нормативно-правовой базы;
сохранение сети государственных и муниципальных театров;
модернизация материально-технической базы (ремонт театров, внедрение новых технологий, оснащение современным оборудованием и техникой);
стимулирование творческой активности театральных коллективов;
выявление и поддержка молодых талантов, активное привлечение их к работе в профессиональных театральных коллективах;
поддержка и стимулирование гастрольной деятельности;
организация и проведение в Кемеровской области театральных фестивалей и форумов;
привлечение к созданию новых театральных произведений ведущих российских мастеров (постановщиков, сценографов, художников и др.);
адресная поддержка профессионального искусства;
модернизация системы подготовки кадров, создание системы стимулирования притока молодежи в сферу театрального искусства, закрепления в этой сфере за счет адресной поддержки молодых специалистов;
привлечение в сферу театрального искусства негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, в том числе путем расширения попечительских советов, налаживание политики постоянного взаимодействия между театром и бизнесом;
повышение уровня обеспеченности населения театральными услугами;
концентрация бюджетных средств на решение приоритетных задач развития театрального дела;
ежегодное подведение итогов реализации основных направлений развития театрального дела и внесение соответствующих корректив;
ежегодный мониторинг хода реализации Концепции;
предоставление данных для мониторинга реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации;
увеличение доли постановок, способствующих укреплению семейных отношений, социальных связей (дружеских, соседских), традиционных для Российской Федерации ценностей и норм;
совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе субсидий из регионального бюджета;
использование инновационных информационных и коммуникационных технологий в целях повышения доступности театрального искусства;
стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, семейного посещения театров;
привлечение Кемеровского регионального отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации к реализации Концепции, включая вопросы подготовки кадров и повышения квалификации;
софинансирование мероприятий в рамках государственно-частного партнерства;
участие в создании соответствующих правовых и институциональных возможностей для использования потенциала меценатства как источника финансирования театрального искусства.
Концепция не предусматривает выделения на ее реализацию дополнительных средств из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Все мероприятия, направленные на решение задач, поставленных Концепцией, осуществляются за счет:
повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации театрам Кемеровской области;
доходов театров, полученных от основной и иной предусмотренной их уставами деятельности, а также бизнес-партнерства, спонсорства, меценатства и др.;
субсидий бюджетным и автономным учреждениям (театрам) на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, а также субсидий на иные цели, которые могут предоставляться театрам Кемеровской области из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства театров - государственных (муниципальных) учреждений;
субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
В Кемеровской области может быть предусмотрено экономическое стимулирование постановки и проката спектаклей для детей в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий и в иных формах и по следующим направлениям:
постановка в театрах кукол, юного зрителя и других театрах спектаклей детского и подросткового репертуара;
дополнительное стимулирование артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и художников - создателей спектаклей для детей и подростков;
повышение квалификации работников театров кукол и юного зрителя;
поддержка экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей, обеспечивающих близкий контакт исполнителей со зрителями;
поддержка гастролей театров с детским и подростковым репертуаром.
В реализации Концепции учитывается необходимость индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров в целях сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива. Кроме того, учитывается, что возможности для роста внебюджетных доходов организаций культуры имеют свои ограничения (вместительность и пропускная способность организаций ограничены, рост цен может привести к сокращению доступности культурных ценностей для широких слоев населения).
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит сохранить сеть государственных и муниципальных театров в Кемеровской области, обеспечить их финансирование не ниже уровня, позволяющего поддерживать творческий потенциал и обеспечивать гражданам Кемеровской области возможность посещения театров, развивать традиции репертуарного театра, укрепить межрегиональные культурные связи, поддержать любительское театральное искусство и укрепить связи самодеятельных коллективов с профессиональными деятелями театра.
Разработанные на основании Концепции среднесрочные и долгосрочные программы развития театров Кемеровской области, предусматривающие меры по поддержке театрального дела, должны позволить достичь к 2020 году:
увеличения общего количества спектаклей, показанных театрами Кемеровской области на гастролях, по сравнению с 2011 годом, при этом спектакли детского и подросткового репертуара должны составлять не менее 20 процентов общего количества показанных гастрольных спектаклей;
увеличения постановок детского репертуара и спектаклей для подростков, подготовленных по заданию и (или) заказу учредителей;
наличия у всех государственных и муниципальных театров служебной жилой площади (общежитий-гостиниц) для временного проживания приглашаемых на работу артистов, режиссеров, балетмейстеров, художников и других специалистов;
поэтапного роста заработной платы сотрудников всех государственных и муниципального театров (не ниже уровня средней заработной платы в Кемеровской области);
реконструкции и реставрации зданий и помещений, модернизации оборудования, создания комфортной среды (в том числе безбарьерного доступа инвалидов) в театрах Кемеровской области;
совершенствования и развития театрального искусства Кемеровской области;
сохранения лучших традиций и внедрения новаций в театральную жизнь общества;
повышения доступности театрального искусства для жителей региона;
расширения репертуара театров постановками, имеющими патриотическое содержание, ориентированными на детскую и юношескую аудитории;
улучшения кадровой ситуации в театрах региона;
увеличения доли зрителей спектаклей для детей и подростков;
создания условий для творческого роста молодежи, поддержки молодых талантов;
поддержки творческих проектов выдающихся деятелей театрального искусства;
выявления и поддержки новых театральных коллективов;
улучшения материально-технической базы театральных учреждений;
вовлечения социально ориентированных некоммерческих организаций в процесс реализации задач Концепции.
Приложение N 1
к Концепции
долгосрочного развития
театрального дела
в Кемеровской области
на период до 2020 года
Таблица 1
Количество
профессиональных театров в Кемеровской области по состоянию на 1 января 2017 года
Вид театра |
Количество |
Из общего количества театров |
Минимальный социальный норматив |
Отклонение |
|||
федеральных |
субъекта Федерации |
муниципальных |
частных |
||||
Театры драмы |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
+2 |
Театры юного зрителя |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Театры кукол |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
+1 |
Музыкальные театры |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Прочие театры |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
Таблица 2
Вместимость
зрительных залов театрально-зрелищных учреждений Кемеровской области
N пп |
Наименование учреждения |
Основной зал |
1-й дополнительный зал |
2-й дополнительный зал |
Итого |
1 |
ГАУК Кемеровской области "Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва" |
705 |
- |
- |
705 |
2 |
ГАУК Кемеровской области "Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола" |
450 |
100 |
- |
550 |
3 |
ГАУК "Кемеровский областной ордена "Знак Почёта" театр драмы им. А.В. Луначарского" |
597 |
150 |
60 |
807 |
4 |
ГАУК "Новокузнецкий драматический театр" |
612 |
- |
- |
612 |
5 |
ГАУК "Кемеровский областной театр кукол им. А. Гайдара" |
117 |
- |
- |
117 |
6 |
ГАУК Кемеровской области "Новокузнецкий театр кукол "Сказ" |
88 |
- |
- |
88 |
7 |
МАУК "Кемеровский театр для детей и молодёжи" |
193 |
40 |
130 |
363 |
8 |
МБУК "Театрально-досуговый центр "Желтое окошко" |
48 |
- |
- |
48 |
9 |
Литературный театр "Слово" ГАУК Кемеровской области "Кемеровская государственная областная филармония им. Б.Т. Штоколова" |
- |
- |
65 |
65 |
|
Всего |
|
|
|
3361 |
Таблица 3
Обеспеченность
населения местами в зрительных залах театров Кемеровской области
Вид театра |
Наименование учреждения |
Количество мест в зрительных залах театров |
Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей |
Минимальный социальный норматив |
Отклонение (гр. 4 - гр. 5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Театры драмы |
ГАУК "Кемеровский областной ордена "Знак Почёта" театр драмы им. А.В. Луначарского" |
807 |
Х |
Х |
Х |
ГАУК Кемеровской области "Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола" |
550 |
Х |
Х |
Х |
|
ГАУК "Новокузнецкий драматический театр" |
618 |
Х |
Х |
Х |
|
Театры юного зрителя |
МАУК "Кемеровский театр для детей и молодёжи" |
363 |
Х |
Х |
Х |
Театры кукол |
ГАУК "Кемеровский областной театр кукол им. А. Гайдара" |
117 |
Х |
Х |
Х |
ГАУК Кемеровской области "Новокузнецкий театр кукол "Сказ" |
88 |
Х |
Х |
Х |
|
Музыкальные театры |
ГАУК Кемеровской области "Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва" |
705 |
Х |
Х |
Х |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Прочие театры |
МБУК "Театрально-досуговый центр "Желтое окошко" |
48 |
Х |
Х |
Х |
Литературный театр "Слово" ГАУК Кемеровской области "Кемеровская государственная областная филармония им. Б.Т. Штоколова" |
65 |
Х |
Х |
Х |
|
Всего |
3361 |
6,2 |
5 |
+1,2 |
Численность населения Кемеровской области, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, составляет 2 708 844 человека по состоянию на 2017 год.
Таблица 4
Обеспеченность
детей местами в зрительных залах детских театров Кемеровской области
Вид театра |
Название театра |
Количество мест в зрительных залах театров |
Зрительских мест на каждую тысячу детей |
Минимальный социальный норматив |
Отклонение (гр. 4 - гр. 5) |
г. Кемерово (число детей в возрасте от 5 до 15 лет по состоянию на начало 2017 года - 71037 тыс. человек) | |||||
Театры юного зрителя |
МАУК "Кемеровский театр для детей и молодёжи" |
363 |
5,1 |
3 |
+2,1 |
Театры кукол |
ГАУК "Кемеровский областной театр кукол им. А. Гайдара" |
117 |
1,7 |
3 |
- 1,3 |
г. Новокузнецк (число детей в возрасте от 5 до 15 лет по состоянию на начало 2017 года - 67402 тыс. человек) | |||||
Театры кукол |
ГАУК Кемеровской области "Новокузнецкий театр кукол "Сказ" |
88 |
1,3 |
3 |
-1,7 |
|
Всего по субъекту |
568 |
1,7 |
3 |
-1,3 |
Численность детского населения в возрасте от 5 до 15 лет Кемеровской области, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, составляет 325619 человек.
Таблица 5
Состояние
материальной базы театров Кемеровской области
Название театра |
Форма собственности |
Здание театра |
Оборудование нуждается |
||||
общая площадь (кв. м) и год строительства и последней реконструкции |
требует капитального ремонта |
требует комплексной реконструкции (реставрации) |
находится в аварийном состоянии, ремонту не подлежит |
в частичном обновлении |
в полном обновлении |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ГАУК Кемеровской области "Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва" |
Региональная |
7336 кв. м, год строительства - 1962, реконструкция продолжается |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
ГАУК Кемеровской области "Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола" |
Региональная |
7004 кв. м, год строительства - 1960, год последней реконструкции -1994 |
да |
требует реставрации |
нет |
нет |
да |
ГАУК "Кемеровский областной ордена "Знак Почёта" театр драмы им. А.В. Луначарского" |
Региональная |
8193,9 кв. м, год строительства -1960, год последней реконструкции -2005 |
нет |
нет |
нет |
да |
нет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ГАУК "Новокузнецкий драматический театр" |
Региональная |
7554 кв. м, год строительства - 1963, год последней реконструкции - 2014 |
нет |
нет |
нет |
да |
нет |
ГАУК "Кемеровский областной театр кукол им. А. Гайдара" |
Региональная |
1422 кв. м, год строительства - 1961, год последней реконструкции -2005* |
да |
нет |
нет |
да |
нет |
ГАУК Кемеровской области "Новокузнецкий театр кукол "Сказ" |
Региональная |
872 кв. м, год строительства - 1933, 1958**, год последней реконструкции -2014*** |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
МАУК "Кемеровский театр для детей и молодёжи" |
Муниципальная |
2056 кв. м, год строительства - 1939, год последней реконструкции - 2005 |
нет |
нет |
нет |
да |
нет |
* Помещение театра располагается в жилом доме, поэтому указана дата последнего капитального ремонта.
** Часть помещений театра располагается в пристроенном здании, появившемся в другое время.
*** Помещение театра располагается в жилом доме, поэтому указана дата последнего капитального ремонта.
Таблица 6
Посещение
театров Кемеровской области детьми и подростками
Название театра |
Количество показов спектаклей для детей и подростков |
Количество зрителей на спектаклях для детей и подростков (тыс. человек) |
В том числе по возрастам |
||
5 - 7 лет |
8 - 10 лет |
11 - 15 лет |
|||
ГАУК "Кемеровский областной ордена "Знак Почёта" театр драмы им. А.В. Луначарского" |
96 |
22,6 |
11,3 |
6,2 |
5,1 |
ГАУК Кемеровской области "Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола" |
184 |
47,8 |
20,3 |
15 |
12,5 |
ГАУК "Новокузнецкий драматический театр" |
130 |
48,5 |
17,3 |
16,2 |
15 |
ГАУК Кемеровской области "Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва" |
123 |
55,8 |
24,6 |
18,7 |
12,5 |
МАУК "Кемеровский театр для детей и молодёжи" |
212 |
25,9 |
16,8 |
3,6 |
5,4 |
ГАУК "Кемеровский областной театр кукол им. А. Гайдара" |
628 |
49,6 |
29 |
14 |
6,6 |
ГАУК Кемеровской области "Новокузнецкий театр кукол "Сказ" |
620 |
50,9 |
26,1 |
16,7 |
8,1 |
Всего |
1993 |
301,1 |
145,4 |
90,4 |
65,2 |
Таблица 7
Посещение
театров Кемеровской области детьми и подростками
N пп |
Показатели |
Всего |
В том числе по возрастам |
||
5-7 лет |
8-10 лет |
11- 15 лет |
|||
1 |
Количество зрителей на спектаклях для детей и подростков (тыс. человек) |
301,1 |
145,4 |
90,4 |
65,2 |
2 |
Численность детей и подростков в возрасте от 5 до 15 лет (тыс. человек) |
325,6 |
98,1 |
97,3 |
130,2 |
3 |
Показатель обеспеченности детской зрительской аудитории театральной услугой (стр. 1/стр. 2) |
0,9 |
1,5 |
0,9 |
0,5 |
Приложение N 2
к Концепции
долгосрочного развития
театрального дела
в Кемеровской области
на период до 2020 года
План
мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Кемеровской области на период до 2020 года
N пп |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Актуализация Концепции долгосрочного развития театрального дела в Кемеровской области на период до 2020 года в соответствии с требованиями федерального законодательства |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
2 |
Совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере культуры с целью поддержки театральных деятелей |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
3 |
Актуализация единой базы данных театров всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также нетеатральных сценических площадок, используемых театрами (в том числе негосударственными) |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, государственное автономное учреждение культуры Кемеровской области "Дом актера - Дирекция фестивальных, конкурсных и театральных проектов" (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию); театры Кемеровской области (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Ведение мониторинга деятельности театральных учреждений, ее индикаторов и показателей |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; театры Кемеровской области (по согласованию) |
5 |
Улучшение жилищных условий сотрудников областных театров |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; театры Кемеровской области (по согласованию) |
6 |
Разработка и совершенствование программ развития театров на среднесрочную перспективу, оказание консультационной и методической помощи |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, театры Кемеровской области (по согласованию) |
7 |
Приведение зданий и помещений государственных и муниципальных театров в соответствие с современными требованиями к техническому оснащению и качеству предоставляемых услуг (проведение ремонтных работ и оснащение современным высокотехнологичным оборудованием, в том числе сценическим (мобильным для организации гастрольной деятельности), музыкальными инструментами и т.д. |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
8 |
Приобретение автотранспорта для государственных и муниципальных театров |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
9 |
Реконструкция зданий театров Кемеровской области |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Приспособление здания кинотеатра "Коммунар" для ГАУК Кемеровской области "Новокузнецкий театр кукол "Сказ" (далее - Новокузнецкий театр кукол "Сказ") |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
11 |
Подготовка на базе ФГБОУВО "Кемеровский государственный институт культуры" (далее - Кемеровский государственный институт культуры) специалистов для профессиональных театров в Кемеровской области |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; Кемеровский государственный институт культуры (по согласованию) |
12 |
Организация обучения преподавателей учреждений культуры и искусства по дополнительным профессиональным программам переподготовки и курсов повышения квалификации |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, ГУДПО "Кемеровский областной учебно-методический центр культуры и искусства" (по согласованию) |
13 |
Привлечение студентов Кемеровского государственного института культуры, обучающихся по специальности "режиссура театра" и "артист театра" для участия в спектаклях в театрах Кемеровской области |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; Кемеровский государственный институт культуры (по согласованию), театры Кемеровской области (по согласованию) |
14 |
Разработка комплекса мер по развитию системы повышения квалификации руководителей и специалистов театров Кемеровской области |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; Кемеровское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" (далее - Союз театральных деятелей Российской Федерации) (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Проведение аттестации работников театров Кемеровской области |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; Кемеровское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации (по согласованию) |
16 |
Разработка и внедрение контрактной системы для артистического персонала в театрах Кемеровской области |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, театры Кемеровской области (по согласованию) |
17 |
Организация и проведение конкурсов и фестивалей, в том числе: "Кузбасс театральный"; областная театральная премия "Овация"; международный фестиваль любительских театров кукол "Кукла в детских руках"; фестиваль-марафон "Кукломагия"; Всероссийский конкурс на присуждение театральной премии "Рыжий клоун" имени заслуженного артиста Российской Федерации Андрея Владимировича Панина; международный фестиваль камерных театров "ОКНА"; фестиваль уличных театров "Театральная площадь"; конкурс социально значимых и творческих проектов на соискание грантов в области театрального искусства |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, театры Кемеровской области (по согласованию), Кемеровский государственный институт культуры (по согласованию), Кемеровское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Доведение средней заработной платы работников театральных учреждений до среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Кемеровской области |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
19 |
Поддержка гастрольной деятельности театров, включая обменные гастроли и приглашение сторонних театральных коллективов |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
20 |
Содействие участию театральных учреждений Кемеровской области в региональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
21 |
Разработка и реализация системы мероприятий, направленных на популяризацию театра среди детей и молодёжи |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, театры Кемеровской области (по согласованию) |
22 |
Поддержка деятельности Кемеровского регионального отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
23 |
Предоставление на конкурсной основе субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание указанными организациями государственных услуг в сфере театрального дела |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Вручение премий Губернатора Кемеровской области в сфере театрального искусства профессиональным артистам театрально-зрелищных учреждений Кемеровской области |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, Кемеровское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации (по согласованию) |
25 |
Функционирование Общественного совета по проведению предварительной общественной экспертизы произведений искусства Кемеровской области |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
26 |
Работа художественных советов в театральных учреждениях в целях исключения случаев возможного оскорбления нравственных чувств отдельных категорий граждан, а также соблюдения действующего законодательства |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, театры Кемеровской области (по согласованию), Кемеровское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации (по согласованию) |
27 |
Реализация на территории Кемеровской области международных, всероссийских и областных театральных проектов |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; театры Кемеровской области (по согласованию) |
28 |
Реализация в театральной сфере мероприятий, направленных на повышение в обществе ценностей семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, оказание содействия в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; театры Кемеровской области (по согласованию) |
29 |
Реализация акций, проектов и программ, ориентированных на стимулирование семейного посещения театров |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Организация и проведение конференций, форумов, круглых столов, семинаров по проблемам театрального искусства |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, театры Кемеровской области (по согласованию) |
31 |
Организация и проведение лабораторий по поддержке молодой режиссуры и современной драматургии на базе театрально-зрелищных учреждений Кемеровской области |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; театры Кемеровской области (по согласованию), Кемеровское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации (по согласованию) |
32 |
Реализация совместного проекта "Кукла лечит" ГАУК "Кемеровский областной театр кукол им. А. Гайдара", Новокузнецкого театра кукол "Сказ" |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, театры Кемеровской области (по согласованию) |
33 |
Организация и проведение семинаров, лабораторий, мастер-классов по поддержке и совершенствованию любительского театрального искусства |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, органы управления культурой (по согласованию) |
34 |
Контроль за выполнением среднесрочных и долгосрочных программ развития театров Кемеровской области, оказание консультационной и методической помощи |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, театры Кемеровской области (по согласованию) |
35 |
Участие в ежегодном мониторинге хода реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года |
2018 - 2020 годы |
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; театры Кемеровской области (по согласованию), Кемеровское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации (по согласованию) |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 марта 2018 г. N 73-р "О внесении изменения в распоряжение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.