Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Кемеровского
муниципального района
от 2 марта 2018 г. N 328-п
Программа
"Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровском муниципальном районе" на 2018-2020 годы
Паспорт
программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровском муниципальном районе" на 2018-2020 годы
Наименование программы |
Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровском муниципальном районе на 2018-2020 годы (далее - Программа) |
Директор Программы |
Заместитель главы Кемеровского муниципального района по экономике и финансам |
Разработчик Программы |
Управление потребительского рынка и предпринимательства |
Цель Программы |
Создание в Кемеровском муниципальном районе эффективной и доступной системы защиты прав потребителей; повышение уровня правовой грамотности по вопросам защиты прав потребителей населения и хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Кемеровского муниципального района; соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей |
Задачи Программы |
Дальнейшее развитие и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Кемеровском муниципальном районе; формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; повышение правовой грамотности населения Кемеровском муниципального района в сфере защиты прав потребителей путем регулярного и системного информирования; правовое просвещение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Кемеровского муниципального района; защита населения Кемеровского муниципального района от некачественных товаров, работ, услуг; стимулирование повышения качества товаров, работ, услуг представляемых на потребительском рынке Кемеровского муниципального района |
Сроки реализации Программы |
2018-2020 гг. |
Исполнители (соисполнители) программы |
Управление потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровского муниципального района; управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Кемеровского муниципального района; территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Березовском, г. Топки, Кемеровском и Топкинском районах (по согласованию); территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Березовском, г. Топки, Кемеровском и Топкинском районах (по согласованию); Отдел МВД России по Кемеровскому району (по согласованию) |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Политика защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в России в последние годы.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан в реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.
Программа представляет собой комплекс целевых ориентиров, направленных на создание в Кемеровском муниципальном районе условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке Кемеровского муниципального района.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") и ряда других нормативных правовых актов.
В настоящее время организационную основу потребительской политики составляет сформированная система защиты прав потребителей. В Кемеровском муниципальном районе, со времени принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", работают механизмы защиты прав потребителей.
На практике отработаны схемы реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Контролирующие органы, в целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей, системно осуществляют мероприятия в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, в пределах компетенции рассматриваются обращения граждан, проводятся консультации по вопросам защиты прав потребителей, принимаются меры к добровольному урегулированию споров между потребителем и продавцом. В необходимых случаях к виновным лицам применяются меры административного воздействия.
Одним из приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей является судебная защита интересов неопределенного круга потребителей, которая позволяет пресечь неправомерные действия недобросовестных хозяйствующих субъектов на уровне угрозы нарушения прав потребителей, не доводя до необходимости восстановления нарушенных прав.
Вместе с тем, развитие современного рынка товаров и услуг привело к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера.
Появление новых методов продажи товаров: посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж и т.д., не всегда положительно сказывается на потребительских отношениях.
В современных условиях для поддержки потребителей необходимо постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путем.
Необходима своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций на современном потребительском рынке товаров и услуг (например, в таких сферах, как дистанционная торговля, потребительский кредит и т.д.), оценка результатов изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявление пробелов в нем и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Кемеровского муниципального района необходим переход на новый качественный уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, объединение усилий всех структур, прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, в том числе органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены
программой, позволит решить обозначенные выше задачи, что будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности
потребителей, снижению социальной напряженности в обществе.
2. Цели и задачи программы
Целью программы является создание в Кемеровском муниципальном районе эффективной и доступной системы защиты прав потребителей, повышение уровня правовой грамотности по вопросам защиты прав потребителей населения и хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Кемеровского муниципального района, соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Основными задачами Программы являются:
- дальнейшее развитие и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Кемеровском муниципальном районе;
- формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
- повышение правовой грамотности населения Кемеровского муниципального района в сфере защиты прав потребителей путем регулярного и системного информирования;
- правовое просвещение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Кемеровского муниципального района;
- защита населения Кемеровского муниципального района от некачественных товаров, работ, услуг;
- стимулирование повышения качества товаров, работ, услуг представляемых на потребительском рынке Кемеровского муниципального района.
3. Система программных мероприятий
3.1. В рамках настоящей Программы будут реализованы следующие основные мероприятия:
3.1.1. Укрепление системы защиты прав потребителей в Кемеровском муниципальном районе.
3.1.2. Комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Информационное обеспечение по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей.
3.1.3. Совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям.
3.1.4. Комплекс мер по профилактике правонарушений в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.
3.1.5. Совершенствование системы контроля за соблюдением обязательных требований к товарам, работам, услугам.
3.2. Описание программных мероприятий:
3.2.1. Укрепление системы защиты прав потребителей в Кемеровском муниципальном районе. Мероприятие предусматривает организацию взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления Кемеровского муниципального района, общественными организациями в сфере защиты прав потребителей и надзора в сфере предпринимательства в целях эффективной реализации гражданско-правовых форм защиты прав потребителей. На практике реализация данного направления будет осуществляться через межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Кемеровском муниципальном районе (далее - совет).
В рамках работы совета будет осуществляться деятельность в следующих направлениях:
подготовка предложений по улучшению взаимодействия органов и организаций, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей;
разработка предложений по основным направлениям деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке.
3.2.2. Комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Информационное обеспечение по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей.
Просвещение в области защиты прав потребителей будет обеспечиваться посредством размещения актуальной информации по вопросам защиты прав потребителей в средствах массовой информации и официальном сайте администрации Кемеровском муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.2.3. Совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям. Защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи предусматривает:
- рассмотрение обращений граждан и оказание информационно-консультационной помощи.
3.2.4. Комплекс мер по профилактике правонарушений в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Деятельность по разъяснительной работе среди хозяйствующих субъектов должна осуществляться в качестве превентивных мер, которые позволят минимизировать нарушения законодательства по защите прав потребителей на стадиях изготовления, хранения и реализации продукции, а также на стадиях заключения договоров на исполнение услуг, выполнение работ.
Практическими формами проявления такой работы могут быть семинары, конференции, круглые столы и т.д., организованные для хозяйствующих субъектов по профильным видам деятельности, а также организация многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров и повышения квалификации специалистов в сфере розничной торговли и оказания услуг, выполнения работ.
3.2.5. Совершенствование системы контроля за соблюдением обязательных требований к товарам, работам, услугам.
Данное программное мероприятие предусматривает проведение работы в следующих основных направлениях:
организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий в области защиты прав потребителей по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к товарам, работам, услугам, законодательства о техническом регулировании;
обеспечение условий для проведения независимой экспертизы: качества и безопасности товаров, работ, услуг; соответствия потребительских свойств товара заявленной продавцом информации о них; ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения;
реализация мер по предотвращению ввоза на территорию Кемеровском муниципального района опасных товаров.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий настоящей Программы позволит повысить эффективность защиты прав потребителей посредством оптимизации взаимодействия органов местного самоуправления Кемеровского муниципального района, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Кемеровской области, общественных организаций.
Мероприятия, направленные на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей, создадут условия для повышения культуры обслуживания потребителей, повышения гражданского самосознания изготовителей и продавцов (исполнителей) товаров, работ и услуг.
Данные меры будут способствовать сокращению поступления на рынок Кемеровского муниципального района опасных и некачественных товаров, работ, услуг, формированию у населения навыков рационального потребительского поведения.
Программа обеспечит решение задачи по повышению информированности населения в сфере защиты прав потребителей.
Планируется создание более совершенных механизмов защиты прав потребителей в Кемеровского муниципальном районе с учетом специфики по всему кругу вопросов и проблем, касающихся как прямых, так и косвенных прав и интересов потребителей.
Будет создана устойчивая система развития саморегулируемого бизнеса, производящего и оказывающего качественные и конкурентоспособные товары и услуги (работы) в Кемеровском муниципальном районе.
Повысится удельный вес устраненных нарушений от общего числа поступивших обращений граждан.
Увеличится количество проводимых просветительских мероприятий в сфере защиты прав потребителей.
Повысится качество и безопасность товаров и услуг, снизится количество жалоб.
Оценка результативности действия Программы будет проводиться ежегодно по результатам отчетного года.
Ожидаемыми результатами Программы являются: поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов, возрастания конкурентоспособности товаров и услуг в связи с ростом их качества;
повышение уровня информированности, правовой просвещенности в области защиты прав потребителей;
повышение качества и безопасности товаров и, соответственно, снижение заболеваемости населения от использования некачественной и опасной продукции.
5. Перечень программных мероприятий
N |
Содержание мероприятия |
Сроки исполнения, годы |
Ответственные за исполнение |
Ожидаемые результаты |
1. Укрепление системы защиты прав потребителей в Кемеровском муниципальном районе | ||||
1.1 |
Осуществление взаимодействия администрации Кемеровского муниципального района с уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, советом, общественными организациями (объединениями) потребителей по вопросам выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей |
2018-2020 годы |
Управление потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровского муниципального района; территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Березовском, г. Топки, Кемеровском и Топкинском районах (по согласованию) |
Усиление взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными и правозащитными организациями в сфере защиты прав потребителей, советом |
1.2 |
Проведение заседаний координационного совета Кемеровского муниципального района |
1 раз в квартал |
Управление потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровского муниципального района |
Усиление взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными и правозащитными организациями в сфере защиты прав потребителей |
2. Комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Информационное обеспечение по вопросам применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей | ||||
2.1 |
Организация постоянно действующих горячих телефонных линий для потребителей в сфере предоставления финансовых, образовательных, туристских услуг и торговли |
2018-2020 годы |
Управление потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровского муниципального района |
Повышение уровня информированности населения Кемеровского муниципального района о правах и законных интересах потребителей |
2.2 |
Распространение информационно-справочных материалов (справочников, брошюр, памяток и т.п.) для населения, хозяйствующих субъектов по различным вопросам защиты прав потребителей |
2018-2020 годы |
Управление потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровского муниципального района |
Повышение уровня просвещенности и информированности населения, ответственности продавцов, исполнителей за оказанные услуги, выполненные работы, реализуемые товары |
2.3 |
Размещение актуальной информации по вопросам защиты прав потребителей в средствах массовой информации, на официальном сайте администрации Кемеровского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Предпринимательство" |
Постоянно |
Управление потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровского муниципального района |
Повышение уровня просвещенности и информированности населения Кемеровского муниципального района |
3. Совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям | ||||
3.1 |
Оказание информационно-консультационной помощи потребителям |
Постоянно |
Управление потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровского муниципального района |
Повышение уровня правовой защиты потребителей от неправомерных действий изготовителей, продавцов, исполнителей услуг (выполнения работ) |
4. Совершенствование системы контроля за соблюдением обязательных требований к товарам, работам, услугам | ||||
4.1 |
Участие в совместных контрольно-надзорных мероприятиях, проводимых уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) |
2018-2020 годы |
Управление потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровского муниципального района; территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Березовском, г. Топки, Кемеровском и Топкинском районах (по согласованию) |
Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, направленной на защиту прав потребителей |
4.2 |
Проведение мониторинга обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей |
Ежегодно |
Управление потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровского муниципального района |
Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, направленной на защиту прав потребителей |
5. Комплекс мер по профилактике правонарушений в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке | ||||
5.1 |
Проведение совещаний, семинаров, круглых столов для руководителей и работников предприятий и организаций, реализующих товары и оказывающих услуги населению |
2018-2020 годы |
Управление потребительского рынка и предпринимательства администрации Кемеровского муниципального района; территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Березовском, г. Топки, Кемеровском и Топкинском районах (по согласованию) |
Повышение уровня информированности и ответственности за оказанные услуги, выполненные работы, реализованные товары |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Кемеровского муниципального района от 2 марта 2018 г. N 328-п "Об утверждении программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.