Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Кемерово
от 24.10.2018 N 2256
Основные
направления бюджетной и налоговой политики города Кемерово на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Кемерово на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов определены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года, от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, разработанными Министерством финансов Российской Федерации, положением "О бюджетном процессе в городе Кемерово", утвержденным постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.09.2007 N 173, постановлением администрации города Кемерово от 19.12.2016 N 3226 "Об утверждении Программы оздоровления муниципальных финансов города Кемерово на 2016-2019 годы".
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Кемерово на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов являются основой для составления проекта бюджета города Кемерово (далее - бюджет города) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также необходимы в целях повышения качества бюджетного процесса, сбалансированности бюджета и обеспечения эффективного расходования бюджетных средств.
2. Основные итоги бюджетной и налоговой политики города Кемерово в 2017-2018 годах
В бюджет города в 2017 году поступило доходов в сумме 18 557,7 млн. рублей.
Из общей суммы поступлений налоговые и неналоговые доходы составляют 5937,1 млн. рублей (32,0 % от общего объема поступлений).
Несмотря на сложную ситуацию по исполнению доходной части бюджета города, связанную со снижением поступления земельного налога, начиная с 2013 года, по причине массового оспаривания физическими и юридическими лицами результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, общий объем налоговых доходов по сравнению с 2016 годом увеличился на 221,3 млн. рублей.
В соответствии с постановлением администрации города Кемерово от 29.03.2012 N 319 "Об утверждении Порядка и Методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам" ежегодно проводится оценка эффективности налоговых льгот по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц, установленных представительным органом муниципального образования.
В соответствии с отчетом налогового органа в 2017 году налоговые льготы по земельному налогу были предоставлены 10 535 налогоплательщикам на сумму 248,9 млн. рублей (рост 213,4 млн. рублей по сравнению с 2016 годом в связи с отменой пониженной ставки в размере 0,0094 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, площадь которых превышает 2 000 000 квадратных метров, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок). По налогу на имущество физических лиц льготы не устанавливались.
Все налоговые льготы по земельному налогу имеют положительную социальную эффективность. Льгота предприятиям, осуществляющим утилизацию взрывчатых веществ, которые образовались в процессе производства, предоставлена с целью приостановления роста безнадежной к взысканию задолженности.
Сумма поступлений неналоговых доходов в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшилась на 176,3 млн. рублей в связи с уменьшением поступлений от продажи муниципального имущества и земельных участков.
По предварительной оценке, ожидаемое поступление доходов в бюджет города в 2018 году составляет 20 454,4 млн. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов - 6 341,0 млн. рублей ( "+" 403,9 млн. рублей или 6,8% к уровню 2017 года, из них: "+" 593,8 млн. рублей по налоговым доходам, "-" 189,9 млн. рублей по неналоговым доходам).
С целью создания условий для результативного управления муниципальными финансами в городе Кемерово, эффективного использования бюджетных средств и обеспечения сбалансированности бюджета города Кемерово в конце 2016 года разработана и утверждена Программа оздоровления муниципальных финансов города Кемерово на 2016-2019 годы (далее - Программа оздоровления муниципальных финансов).
Программа оздоровления муниципальных финансов направлена на:
- обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города Кемерово;
- реализацию мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств;
- обеспечение мер по поддержанию объема муниципального долга города Кемерово на оптимальном уровне, минимизация стоимости его обслуживания.
В 2018 году обеспечена реализация следующих мероприятий.
В сфере повышения качества оказания муниципальных услуг:
- внесены изменения, предусматривающие повышение ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе установление требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет города Кемерово в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании;
- установлены требования к раскрытию информации о расчетах (обоснованиях) показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, произведенных на основании натуральных норм потребления трудовых и материальных ресурсов, для повышения прозрачности расходов, осуществляемых муниципальными учреждениями города Кемерово.
В сфере повышения эффективности расходования бюджетных средств утверждена типовая форма соглашения (договора) о предоставлении субсидии из бюджета города некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.
В сфере совершенствования контроля использования бюджетных средств:
- смещение акцентов с последующего на предварительный контроль;
- организация на системной и регулярной основе мониторинга деятельности подконтрольных организаций;
- подготовка нормативно-правовой базы, обеспечивающей расширение объектов контроля (включение всех получателей субсидий и исполнителей по муниципальным контрактам) и ужесточение административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства при осуществлении капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, а также за невыполнение муниципального задания.
В сфере совершенствования управления расходами бюджета на осуществление закупок для муниципальных нужд:
1) в целях реализации части 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) осуществляется:
а) проверка непревышения информации об объеме финансового обеспечения, включенной в план закупок, над информацией:
о лимитах бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг, на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных в установленном порядке до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств, а также об объемах средств, содержащихся в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возможность заключения муниципального контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств;
о показателях выплат на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом, включенных в планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений;
об объемах финансового обеспечения осуществления капитальных вложений, содержащихся в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых муниципальным унитарным предприятиям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
б) проверка контролируемой информации в части:
непревышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной информацией, содержащейся в плане закупок;
соответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и (или) в документации о закупке, включая изменения указанных извещения, приглашения, проекта контракта и (или) документации, аналогичной информации, содержащейся в плане-графике закупок;
непревышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над аналогичной информацией, содержащейся в документации о закупке;
соответствия идентификационного кода закупки, содержащегося в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), аналогичной информации, содержащейся в документации о закупке;
соответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в проекте контракта, направляемому участнику закупки (возвращаемом участником закупки), с которым заключается указанный контракт, аналогичной информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
соответствия цены контракта и идентификационного кода закупки, содержащихся в информации, включаемой в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также в сведениях о контракте, направленных для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, аналогичной информации, указанной в условиях контракта.
2) приняты нормативные правовые акты, направленные на:
- обеспечение непревышения утверждаемого заказчику объема финансирования на закупки при их осуществлении;
- совершенствование методики определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов.
С целью финансирования сложившегося в 2018 году дефицита бюджета города для обеспечения принятых расходных обязательств и сбалансированности бюджета города утверждены муниципальные заимствования с соблюдением ограничений, установленных бюджетным законодательством.
В целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга города Кемерово в 2017-2018 годах:
- при временном кассовом разрыве при исполнении бюджета осуществлялось перечисление остатков средств учреждений города Кемерово со счетов N 40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации", N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение", открытых Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, в бюджет города, а также осуществлялся возврат на указанные счета. Экономический эффект составил около 8,7 млн. рублей;
- проводились электронные аукционы на замещение действующих кредитов кредитных организаций на пониженную ставку обслуживания в связи с изменениями ключевой ставки. Экономический эффект составил 11,7 млн. рублей.
3. Основные направления бюджетной и налоговой политики города Кемерово на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Бюджетная и налоговая политика на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов будет обеспечивать преемственность курса предыдущего планового периода и должна быть ориентирована в первую очередь на обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", реализацию основных задач, определенных Концепцией развития города Кемерово до 2025 года, улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решение проблем макроэкономической сбалансированности, повышение прозрачности управления общественными финансами.
3.1. Основные направления бюджетной политики города Кемерово на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Бюджетная политика на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов будет обеспечивать соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в среднесрочном периоде, в том числе за счет применения единой классификации, общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, а также региональных перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг и работ.
Формирование проекта бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов главными распорядителями бюджетных средств при расчете потребности на 2019 и 2020 будет осуществляться в пределах объемов бюджетных ассигнований, утвержденных на 2019 и 2020 годы решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.12.2017 N 101 "О бюджете города Кемерово на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" с учетом изменений законодательства Российской Федерации, объем бюджетных ассигнований на 2021 год необходимо предусматривать на уровне 2020 года.
Самостоятельность бюджета города в рамках среднесрочного периода будет обеспечиваться соблюдением принципа равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, повышением самостоятельности органов местного самоуправления в установлении расходных обязательств на основе принципов адресности и нуждаемости.
Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием эффективного функционирования бюджетной системы. Для этого должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут рассматриваться исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства.
Принцип прозрачности и открытости будет и в дальнейшем подкрепляться новыми практиками его реализации, в числе которых регулярная публикация "Бюджет для граждан".
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств будет продолжен в развитии методологии формирования и исполнения бюджета города на основе муниципальных программ, что предполагает взаимную связь бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития.
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, при формировании проекта бюджета города на 2019 год и плановый на период 2020 и 2021 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач и направлений.
3.1.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города
В целях сбалансированности бюджета города основными направлениями являются:
а) поддержание величины муниципального долга города Кемерово на экономически безопасном уровне;
б) минимизация стоимости заимствований;
в) сохранение репутации города Кемерово как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего финансовые обязательства;
г) при привлечении кредитных ресурсов от кредитных организаций уровень ставок не должен превышать уровень ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на 1 процент.
д) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами города Кемерово:
корректировка сроков привлечения заимствований;
сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения бюджета города;
е) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств.
3.1.2. Повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании
Реализация принципа формирования бюджета города на основе муниципальных программ должна быть основана на четкой фиксации приоритетов обоснованности бюджетных ассигнований на этапе их формирования и обеспечивать их прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
В муниципальных программах следует более полно отражать комплекс мер и инструментов государственной политики, повысив тем самым их качество как документов стратегического планирования, и решить следующие задачи:
- утверждать ограниченный перечень (не более пяти) наиболее приоритетных целей, характеризующихся общественной значимостью, измеримостью и достижимостью;
- сконцентрировать в составе муниципальных программ все расходы бюджета города Кемерово, направленные на реализацию государственной политики в соответствующей сфере;
- обеспечить полноту учета в составе программ всех финансовых ресурсов и нефинансовых инструментов, способствующих достижению целей государственной политики.
В приоритетном порядке в муниципальные программы инвестиционного характера необходимо включать объекты, имеющие высокую степень готовности, объекты, строящиеся с привлечением средств федерального и областного бюджетов и прочих источников.
В рамках подготовки проекта бюджета города на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов необходимо четко определить приоритеты, еще раз оценить содержание муниципальных программ, доработать при необходимости, предусмотреть объемы их финансирования в соответствии с реальными возможностями бюджета города.
Внедрение с 01.01.2019 практики инициативного бюджетирования и вовлечение граждан в бюджетный процесс в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, развития гражданских инициатив.
3.1.3. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ)
Необходимо и в дальнейшем более экономно использовать бюджетные средства, полностью исключить неэффективные расходы бюджета.
Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) при стратегическом и бюджетном планировании обеспечивает взаимосвязь муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах и повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах (выполнении работ).
При этом сводные показатели муниципальных заданий должны быть включены в состав индикаторов муниципальных программ (подпрограмм), а параметры муниципальных заданий необходимо "увязывать" с целями и ожидаемыми результатами соответствующих муниципальных программ, с социальными гарантиями и обязательствами города Кемерово.
Необходимо продолжить работу по:
- развитию конкуренции путем привлечения негосударственных организаций к оказанию услуг;
- ликвидации или преобразованию в иную организационно-правовую форму муниципальных учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов местного самоуправления на платной основе, а также муниципальных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления и (или) несоответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
- усилению развития приносящей доход деятельности в учреждениях, в том числе пересмотреть тарифы на оказываемые услуги.
Кроме того, муниципальные услуги (работы) должны быть приведены в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями.
Также необходимо рассмотреть возможность внедрения практики использования производственной системы Росатома "Бережливое производство" (элементов системы) в работе органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Кемерово.
При формировании муниципального задания необходимо руководствоваться Порядком формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальных учреждений города Кемерово, утвержденного постановлением администрации города Кемерово от 14.08.2017 N 2188 "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальных учреждений города Кемерово" и улучшать качество оказания муниципальных услуг (выполнения работ) путем повышения конкуренции среди юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений, участвующих в оказании муниципальных услуг (выполнении работ).
При формировании муниципального задания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов необходимо следовать общероссийским базовым (отраслевым) перечням (классификаторам) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных и муниципальных услуг и работ, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг.
3.1.4. Безусловное выполнение социальных обязательств
Обеспечение в первоочередном порядке исполнения социальных обязательств (включая публичные нормативные обязательства, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д.). При этом меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов, необходимо проводить дальнейшую инвентаризацию и оптимизацию мер социальной поддержки, исходя из принципа адресности и нуждаемости.
Повышение уровня платежей граждан за коммунальные услуги с целью сокращения компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям из бюджета города Кемерово.
Установление экономически обоснованного размера платы за проезд в пассажирском транспорте с сохранением мер социальной поддержки льготным категориям граждан.
С 1 января 2019 года законодательно установлено увеличение минимального размера оплаты труда на 152 рубля (до 14664 рублей с районным коэффициентом)
Обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования расходов, связанных с оплатой труда работников бюджетной сферы, муниципальных служащих. Оплата по-настоящему эффективного труда в сфере оказания муниципальных услуг должна стать более конкурентоспособной по отношению к оплате труда в других секторах.
Планирование средств на повышение оплаты труда педагогическим работникам дополнительного образования и работникам культуры с 1 сентября 2018 года и на 2019 год.
Мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда в бюджетном секторе должны обеспечить оптимизацию структуры занятости и усиление роли выплат стимулирующего характера как на уровне учреждений, так и на уровне конкретных работников.
3.1.5. Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления и повышение эффективности их деятельности, оптимизация расходов на оплату труда
Дальнейшая оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления и повышение эффективности их деятельности, оптимизация расходов на оплату труда должны быть направлены на:
- обеспечение соблюдения установленного норматива формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц и муниципальных служащих;
- противодействие коррупции, снижение административных барьеров;
- устранение дублирующих функций и полномочий структурных подразделений администрации города Кемерово;
- оптимизацию численности муниципальных служащих;
- передачу функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду их деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
- формирование открытости деятельности органов местного самоуправления, в том числе перехода на оказание услуг по осуществлению ими юридически значимых действий в электронной форме.
3.1.6. Мероприятия по сокращению бюджетных расходов
В процессе осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", необходимо и в дальнейшем эффективно использовать бюджетные средства, опираясь на открытость информации об исполнении контрактов и планов-графиков, а также обеспечить взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг между собой.
Повышение ответственности муниципальных заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки муниципальных контрактов. Тем самым будут обеспечены условия для сокращения рисков завышения начальных (максимальных) цен. Акцент должен быть сделан на достижение наилучшего результата закупок. Необходимо, чтобы сокращение бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг не приводило к снижению качества и (или) объемов закупаемых товаров, работ и услуг.
Заключение муниципальных контрактов должно осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств, сверх лимитов могут заключаться муниципальные контракты на предоставление бюджетных инвестиций, субсидий на капитальные вложения, при заключении энергосервисных контрактов (по решению администрации города Кемерово).
Ключевыми направлениями в этой сфере должны стать:
- интеграция бюджетного и закупочного процесса через развитие института нормирования закупок, автоматизацию контрольных процедур, создание условий для минимизации дебиторской задолженности по контрактам, развитие информационного пространства в целях повышения прозрачности и подотчетности.
- завершение формирования нормативно правовой базы, обеспечивающей доступ немуниципальных организаций к оказанию муниципальных услуг.
Осуществление реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, заключения концессионных соглашений.
Необходимо продолжить работу по оптимизации бюджетной сети и численности работников бюджетной сферы, в том числе:
- проводить тщательный анализ существующей численности и целесообразности содержания вакантных ставок, сокращение которых позволит увеличить среднюю заработную плату персонала;
- перед открытием новых учреждений прорабатывать вопрос о целесообразности их создания;
- продолжить работу по укрупнению или присоединению небольших учреждений к более крупным, что позволит сократить расходы на содержание административно-управленческого и вспомогательного персонала в учреждениях;
- сокращению расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал;
- осуществлению контроля за соблюдением предельного уровня соотношения оплаты труда руководителей, заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждений и средней заработной платы работников за отчетный год за счет всех источников финансирования.
3.1.7. Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений
Для повышения эффективности осуществления капитальных вложений необходимо создание условий, направленных на снижение рисков срыва сроков строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства.
Планирование бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в части строительства самого объекта должно реализовываться только при наличии утвержденной проектной документации или задания на проектирование с использованием типовых проектов.
Сокращению сроков и повышению качества планирования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений будет способствовать дополнительное ограничение на включение данных расходов в проект бюджета города только при условии наличия утвержденного решения об осуществлении капитальных вложений.
Также необходимо обеспечить переход от предоставления взносов в уставные капиталы юридических лиц на капитальное строительство к применению других механизмов расходов бюджетов (предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих юридических лиц, или уставного фонда предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, или передача полномочий муниципального заказчика) и введение в процедуру планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства механизма обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита.
3.1.8. Мероприятия в развитии системы муниципального финансового контроля
Обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, целевым использованием бюджетных средств, а также обеспечение финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, возврата средств должны быть направлены на:
- совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля с учетом изменений, вносимых в бюджетное законодательство;
- организацию действенного контроля (аудита) за целевым и эффективным использованием бюджетных средств на базе установленных критериев эффективности использования бюджетных средств;
- исключение возможности планирования и проведения необоснованных контрольных мероприятий, проверок хозяйствующих субъектов;
- осуществление контроля за размещением заказов и исполнением контрактов, договоров, заключенных по итогам таких размещений, в целях эффективного использования бюджетных средств;
- осуществление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе принятие порядка и уточнение содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере;
- обеспечение вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности;
- развитие внутреннего муниципального финансового контроля, что позволит создать необходимые условия для обеспечения высокого качества управления финансами на ведомственном уровне;
- внедрение финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств.
3.1.9. Совершенствование управления исполнением бюджета города
Совершенствование управления исполнением бюджета города в первую очередь должно быть ориентировано на повышение эффективности и строгое соблюдение бюджетной дисциплины, включая:
- исполнение бюджета города на основе кассового плана;
- планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия;
- совершенствование управления ликвидностью бюджета города в целях эффективного использования бюджетных средств;
- недопущение роста и образования несанкционированной кредиторской задолженности муниципальных учреждений и организаций, получающих субсидии из бюджета города;
- соблюдение требований к ограничению размеров авансовых платежей в контрактах (договорах), заключаемых бюджетными или автономными учреждениями, аналогично ограничениям, установленным для получателя бюджетных средств;
- исполнение плана мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности бюджета города Кемерово, утвержденного постановлением администрации города Кемерово от 03.04.2013 N 1008;
- открытие и ведение лицевых счетов в органах Федерального казначейства для учета операций с денежными средствами муниципальных учреждений в соответствии с действующим законодательством;
- принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (кроме случаев, установленных законодательством);
- сокращение оборота наличных денег путем обеспечения получателей бюджетных средств, муниципальных учреждений денежной наличностью с использованием расчетных банковских карт;
- совершенствование системы учета и отчетности с целью представления пользователям информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, а также о степени достижения ими поставленных целей деятельности, для осуществления которых они созданы;
- обеспечение размещения в течение финансового года проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствии с Порядком проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
3.1.10. Повышение эффективности управления муниципальным долгом
Повышение эффективности управления муниципальным долгом, также как и в предыдущие годы, будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки и снижению расходов на обслуживание муниципального долга, соблюдению показателей и индикаторов, установленных муниципальной программой "Управление муниципальными финансами города Кемерово".
В целях минимизации затрат по привлечению кредитных ресурсов необходимо проводить гибкую политику временного заимствования средств с лицевых счетов учреждений, внедрять практику оформления бюджетных кредитов в органах Федерального казначейства на покрытие временного кассового разрыва при исполнении бюджета города.
3.1.11. Обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса
Обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса предполагает, в том числе:
формирование и ведение в системе "Электронный бюджет" перечней участников и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
регулярное размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации "Бюджет для граждан", что даст возможность в доступной форме информировать население о планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств;
повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о муниципальных финансах;
обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций муниципального сектора, создание условий для осуществления общественного контроля принятий решений в сфере муниципальных финансов;
Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств, сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств, повысить бюджетную грамотность населения.
3.2. Основные направления налоговой политики города Кемерово на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
3.2.1. Приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
С преодолением ко второму полугодию 2016 года последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока государственная экономическая политика ориентировалась на главную цель - обеспечение устойчивых темпов роста экономики и расширение потенциала сбалансированного развития страны.
В 2018 году Президентом Российской Федерации были поставлены национальные цели развития на ближайшие 6 лет практически во всех сферах общественной жизни - повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.
Достижение этих амбициозных целей возможно только на надежной и крепкой основе устойчивого ускорения экономического роста.
В связи с этим, а также в целях повышения инвестиционной активности в соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, Правительство Российской Федерации разрабатывает план мероприятий, который включает в себя следующие приоритеты в области налоговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов:
а) формирование стабильных налоговых условий. В этих целях планируется:
- по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ):
1) уточнение условий предоставления имущественных и социальных налоговых вычетов в целях унификации их применения;
2) в целях обеспечения полноты и своевременности уплаты НДФЛ введение права самостоятельного исчисления налоговым органом налога в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации при продаже недвижимого имущества (с учетом кадастровой стоимости указанного имущества);
3) предоставление права представления отчетности по НДФЛ по месту учета одного из обособленных подразделений в случаях наличия нескольких обособленных подразделений организации на территории одного муниципального образования.
- по налогам на имущество:
1) в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" исключается движимое имущество из объектов обложения налогом на имущество организаций для создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, а также обновления активной части основных фондов организаций (машин, оборудования);
2) в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 334- ФЗ) уточнен порядок исчисления налога на имущество физических лиц с установлением коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом, а также предусмотрен отказ от применения временного коэффициента в размере 0,8, применяемого, начиная с четвертого налогового периода применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу, а также для частей жилых домов устанавливается необлагаемый налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м., режим налоговых льгот и пониженных ставок распространяется на физических лиц - собственников гаражей и машино-мест, расположенных в торгово-офисных центрах, включенных в региональный перечень;
- по земельному налогу в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ:
1) в случае изменения кадастровой стоимости земельных участков (включая и по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда), сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (ранее - с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).
2) включение в льготную категорию детей-инвалидов;
- планируется отмена обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения в виде доходов и использующими "он-лайн" контрольно-кассовую технику (ККТ).
- по патентной системе налогообложения (далее - ПСН):
1) расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, за счет включения в него видов деятельности, связанных с растениеводством и животноводством, а также услуг, связанных с этими видами деятельности
2) предоставление субъектам Российской Федерации полномочий по установлению ограничений для применения ПСН по общей площади сдаваемых в аренду (наем) помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) на праве собственности, а также по общему количеству объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общей площади;
- разработка нового специального налогового режима - системы налогообложения в виде налога на профессиональный доход для физических лиц, не имеющих наемных работников, в том числе самозанятых граждан;
- сохранение на уровне, установленном действующим законодательством о налогах и сборах, ставок акцизов на 2019-2020 годы, индексация ставок акцизов на 2021 год в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции (4%) в соответствии с Федеральными законами от 19.07.2018 N 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и от 03.08.2018 N 301-ФЗ;
- снижение размера государственной пошлины "до нуля" при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и ИП в форме электронного документа ( "старт за ноль") в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации";
- предусмотрена возможность уплаты налоговых платежей физическими лицами через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также добровольно перечислять в бюджетную систему Российской Федерации единого платежа в счет предстоящей уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с совершенствованием налогового администрирования.
б) стабильность и предсказуемость неналоговых платежей.
Основная задача - обеспечить предсказуемые условия ведения бизнеса, навести порядок в существующих и предотвратить бесконтрольное появление новых платежей.
По результатам инвентаризации и анализа действующих неналоговых платежей, те из них, которые обладают признаками налогов или сборов, предполагается регулировать в рамках налогового законодательства, а по остальным сформировать их закрытый перечень с установлением единых правил регулирования в рамках отдельного законодательства.
в) завершение кодификации бюджетного законодательства.
В 2019 году предстоит принять новую редакцию Бюджетного кодекса, призванную в качестве системного, стабильного и удобного для правоприменения закона закрепить результаты проведенных бюджетных реформ и консолидировать в единую систему нормы всех принятых за последние годы федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Кроме того, планируется совершенствование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от штрафов, неустоек и пеней. При этом суммы выпадающих доходов бюджетов городских округов предполагается компенсировать за счет перераспределения стабильных источников доходов - платы за негативное воздействие на окружающую среду путем увеличения норматива отчисления с 55% до 60%, а также зачислением всех штрафов, налагаемых мировыми судьями, штрафов, выявленных должностными лицами органов муниципального контроля.
г) разработка общей методологии оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к "налоговым (неналоговым) расходам".
Результатами проводимой работы должны стать дальнейшее увеличение платежей в бюджеты всех уровней, обеление соответствующих секторов экономики, повышение конкурентоспособности и отечественного производства.
3.2.2. Основные направления налоговой политики города Кемерово на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
В части укрепления собственной доходной базы и повышения финансовой устойчивости бюджета города необходимо:
а) продолжить дальнейшую работу по мобилизации дополнительных доходов путем реализации постановления администрации города Кемерово от 25.07.2016 N 1831 "О мерах по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Кемерово", в том числе:
- проводить работу с предприятиями и организациями города по сокращению задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды в рамках деятельности штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики города Кемерово;
- усилить адресную индивидуальную работу с должниками по налогу на доходы физических лиц;
- осуществлять ежеквартальный мониторинг поступлений налоговых и неналоговых доходов, поступающих в бюджет города;
- осуществлять ежеквартальное информирование Главы города о поступлении доходов в бюджет города, а также о компаниях и их собственниках, имеющих задолженность по платежам в бюджет.
б) проводить на постоянной основе мониторинг ситуации с задолженностью физических лиц по имущественным налогам (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц), принимать все необходимые меры к ее погашению, в том числе проводить широкую разъяснительную работу среди населения о необходимости своевременной и полной уплаты налогов в бюджет, об обязанности сообщать в налоговые органы о наличии автотранспортных средств и недвижимого имущества.
в) проводить работу по повышению эффективности взаимодействия с налоговыми органами и службой судебных приставов в целях увеличения собираемости налоговых доходов.
г) осуществлять прогнозирование доходной части бюджета города Кемерово по видам доходных источников с учетом изменения ситуации в реальном секторе экономики.
д) проводить следующие мероприятия по повышению эффективности управления муниципальным имуществом и увеличение доходов от его использования:
- обеспечение учета, контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества;
- оптимизация структуры муниципальной собственности;
- мониторинг эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий;
- проведение претензионно-исковой работы по погашению задолженности по действующим договорам аренды муниципального имущества, в том числе земельных участков.
е) обеспечить усиление муниципального земельного контроля в части регулярного проведения контрольных мероприятий на предмет фактического использования земельных участков, а также легализации объектов недвижимости, информация по которым отсутствует в базе данных налогового органа и не позволяет осуществить начисления по налогам.
ж) продолжить работу по выявлению землепользователей, не имеющих правоустанавливающих документов на землю, решение вопросов оформления права собственности на земельные участки или арендных отношений.
з) осуществлять взыскание неосновательного обогащения в отношении юридических и физических лиц, использующих земельные участки в отсутствие правоустанавливающих документов.
и) обеспечить участие в делах по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков с учетом положений Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 N 274-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
к) продолжить работу по мониторингу изменения налогооблагаемой базы по земельному налогу в связи с оспариванием физическими и юридическими лицами результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с учетом положений Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ.
л) проводить анализ исчисления налога на имущество физических лиц с установлением коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом.
м) обеспечить реализацию мероприятий по вовлечению в налогооблагаемый оборот объектов недвижимого имущества, в том числе на постоянной основе проводить мероприятия по определению характеристик объектов недвижимости, а также проводить активную работу с собственниками объектов незавершенного строительства и бесхозных объектов.
н) обеспечить предоставление качественных исходных данных для проведения переоценки кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства.
о) на постоянной основе осуществлять анализ обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации в соответствии с постановлениями администрации города Кемерово от 29.03.2012 N 319 "Об утверждении Порядка и Методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам", а также Плана мероприятий по отмене неэффективных льгот, утвержденного постановлением администрации города Кемерово от 18.12.2017 N 3199 "Об утверждении плана мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам в городе Кемерово".
п) с целью сокращения дефицита бюджета города Кемерово объявить мораторий на установление льгот по уплате местных налогов и сборов в бюджет города в 2019-2021 годах, за исключением льгот, установленных решениями Кемеровского городского Совета народных депутатов, принятыми и официально опубликованными до 1 января 2019 года, а также мораторий на предоставление муниципальных гарантий в 2019-2021 годах.
р) размещать на официальном сайте администрации города Кемерово в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Бюджет для граждан", в котором в доступной форме содержится информация о бюджете города, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
с) проводить на постоянной основе взаимодействие и совместную работу с администраторами доходов. Своевременно принимать решения об уточнении платежей главными администраторами доходов бюджета города с целью исключения "невыясненных поступлений" и полноты отражения доходов, поступающих в бюджет города.
т) проводить работу по привлечению безвозмездных перечислений в бюджет города от организаций, предпринимателей города в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
у) проводить работу по привлечению граждан к финансированию мероприятий по благоустройству и социально-культурному развитию города в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Кемерово от 24 октября 2018 г. N 2256 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.