Решение Совета народных депутатов Тайгинского городского округа от 22 ноября 2018 г. N 57
"О социально-экономическом развитии Тайгинского городского округа по итогам 9 месяцев 2018 года"
Заслушав информацию о социально-экономическом развитии Тайгинского городского округа по итогам 9 месяцев 2018 года, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Тайгинского городского округа, Совет народных депутатов Тайгинского городского округа
решил:
1. Информацию о социально-экономическом развитии Тайгинского городского округа по итогам 9 месяцев 2018 года принять к сведению.
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Тайгинский рабочий", "Сборнике правовых актов Совета народных депутатов Тайгинского городского округа", разместить на официальном сайте Совета народных депутатов Тайгинского городского округа.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию Совета народных депутатов Тайгинского городского округа по экономике, финансам и предпринимательству (Селиванов Е.И.).
Председатель Совета народных депутатов |
В.М. Басманов |
Глава Тайгинского городского округа |
М.Е. Теремецкий |
О социально-экономическом развитии муниципального образования "Тайгинский городской округ" по итогам 9 месяцев 2018 года
Базовым сектором экономики, который определяет её экономическую специализацию, обеспечивает приток инвестиций в Тайгинский городской округ, формирует собственную доходную часть бюджета Тайгинского городского округа, остаётся железнодорожный транспорт.
Реструктуризация железнодорожного транспорта, начавшаяся с 1997 года, негативно отразилась на экономике города. Все предприятия были лишены статуса юридического лица, за период с 1998-2012 годы численность работающих в этой системе сократилась более чем на 2000 человек.
Среднесписочная численность работников градообразующей организации за 9 месяцев 2018 года составила 3396 человек, что составляет 50,4% от среднесписочной численности работников списочного состава (без внешних совместителей).
Среднемесячная заработная плата на предприятиях железнодорожного транспорта за январь-сентябрь 2018 года составляет 52 862 рублей, темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 112,4%.
За 9 месяцев 2018 г. создано новых рабочих мест на предприятиях и организациях города - 102 единицы (выполнение от плана 68%, на сегодняшний день 80% от плана).
Особенность бюджета Тайгинского городского округа - высокий дотационной уровень.
На 01 сентября 2018 года общая кредиторская задолженность крупных и средних предприятий в Тайгинском городском округе составила 194,2 млн. рублей (в том числе задолженность поставщикам 157,1 млн. рублей), дебиторская задолженность организаций составила 108,6 млн. рублей (в том числе задолженность покупателей 106,6 млн. рублей). Наибольший удельный вес в сумме кредиторской задолженности - задолженность поставщикам и подрядчикам за товары, работы и услуги.
В Тайгинском городском округе наблюдается ухудшение показателя естественной убыли населения, сохраняется устойчивая нисходящая динамика численности населения.
Численность населения на 01.01.2018 составила 25,363 тыс. человек, что на 0,653 тыс. человек, или на 2,5% меньше против уровня 2017 года.
Среднегодовая численность населения в 2017 году составила 25,690 тыс. человек, ожидается снижение среднегодовой численности населения и за 2018 год до 25,570 тыс. чел. Сокращение численности населения будет происходить вследствие превышения числа смертей над числом рождений и миграционной убыли.
Сохранится естественная убыль населения, коэффициент которой в 2018 году ожидается - 4,3, в 2017 году составлял - 5,5. В рейтинге МО ТГО занимает 25 место.
Миграционная убыль: в 2017 г. - 511 человек, в 2016 г - 320 человек.
Доля женщин, находящихся в детородном возрасте (от 16 до 49 лет) составляет 44,2% от общего числа женщин (12700 человек).
Увеличился коэффициент рождаемости населения (на 1000 человек населения) с 7,5 за январь - сентябрь 2017 году до 7,8 за январь- сентябрь в 2018 году, изменение в % составило 104,0. В рейтинге муниципальных образований 2018 года ТГО занимает 33-34 место.
Факторы, оказывающие влияние на уровень рождаемости, это размер дохода семей, жилищные условия, современная структура семьи (увеличение числа неполных семей), уровень занятости, уровень репродуктивного здоровья, число прерываний беременности и др.
В целях увеличения показателя рождаемости в Тайгинском городском округе разработан план мероприятий ( "дорожная карта"), который включает в себя комплекс мер по 9 направлениям.
Это меры, направленные на:
- улучшение репродуктивного здоровья населения подростков и женщин;
- профилактику и снижение числа абортов;
- поддержку молодых и студенческих семей с детьми;
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- поддержку семей при рождении детей в зависимости от очередности;
- создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей. Содействие занятости родителей, семей имеющих малолетних детей;
- обеспечение услугами присмотра и ухода за детьми, в том числе в возрасте до 3-х лет
- содействие улучшению жилищных условий;
- формирование здорового образа жизни;
- пропаганду семейных ценностей, повышение информированности населения о мерах поддержки семей с детьми.
Для молодых семей города, имеющих одного и более детей проводится, ежегодный городской конкурс "Молодая семья".
Формирование демографического потенциала является одним из важных факторов устойчивого развития муниципалитета, поэтому одной из основных задач развития в округе является предотвращение миграционного оттока населения в трудоспособном возрасте, молодежи и квалифицированных специалистов.
Учитывая сложившуюся демографическую ситуацию необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, совершенствование миграционной политики, создание правовых, экономических и социальных условий для формирования предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.
Часть трудовых ресурсов, ежегодно оказывается не вовлеченной в экономику Тайгинского городского округа, что отражается уровнем безработицы населения. По данным Департамента труда и занятости населения Кемеровской области за 9 месяцев 2018 года уровень безработицы составил 2,0% (к населению в трудоспособном возрасте), численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на 1 октября текущего года составила - 289 человек, численность безработных сократилась на 82 человек по сравнению аналогичным периодом 2017 года. Банк вакансий на 01.10.2018 г. составил - 75 вакансий. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 4,0 чел/вакансию, за аналогичный период 2017 года - 74 вакансии (напряженность - 5,4 чел/вакансий).
На общественные работы с начала текущего года направлены 15 человек. Трудоустроено на временные работы 137 несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет (за аналогичный период 2017 года 134 несовершеннолетних).
На профессиональное обучение направлено 59 безработных граждан по специальностям (повар, кассир торгового зала, слесарь по ремонту подвижного состава, слесарь-электрик, охранник, тракторист, токарь, помощник-машиниста, парикмахер, маникюрша), за аналогичный период 2017 года 55 безработных граждан.
Дополнительное профессиональное обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет получили 4 женщины.
По программе "содействие самозанятости" финансовую поддержку в размере 100 тыс. руб. до конца года получат 2 человека, организовавших свое собственное дело по направлениям парикмахерских услуг и услуг салонов красоты (на настоящее время освоена вся плановая сумма 300 тыс. рублей на 3-х человек).
Центром занятости за текущий период 2018 года проведены 8 ярмарок вакансий учебных и рабочих мест, до конца года планируется провести еще одну ярмарку вакансию. Запланированные ярмарки вакансии, были приурочены к праздничным датам с участием работодателей различных отраслей, согласно плана проведения областных ярмарок вакансий.
За 9 месяцев 2018 года 19 работодателей предоставили сведения о высвобождении 42 работников в связи с сокращением штата.
Спрос со стороны работодателей на квалифицированных специалистов среднего звена растет, однако, профессии безработных, состоящих на учете в Центре занятости населения, не соответствуют востребованным работодателями, в результате чего складывается профессиональный дисбаланс.
Имеются планируемые к реализации на территории Тайгинского городского округа долгосрочные инвестиционные проекты, такие как "Тайга - Город Кедра", "Производство композитных материалов из глинистого сланца - ООО "Сланит", "Строительство автодороги Томск - Тайга" (в областном бюджете на 2019 год предусмотрено 18 668,0 тыс. рублей на ПСД, в 2018 году оплачено 16 950 тыс. рублей от Кемеровской области), "Строительство мультимодального межрегионального логистического центра", некоторые из них возможны к реализации только при газификации муниципалитета.
Проводятся мероприятия по созданию инвестиционной привлекательности, в том числе по развитию необходимой инфраструктуры и создания благоприятного налогового климата.
Совместно с "Фондом развития моногородов" в лице линейного менеджера, постепенно реализуется комплексная программа развития монопрофильного муниципального образования - Тайгинский городской округ", за 9 месяцев 2018 г. проведено 3 заседания управляющего совета. Объем инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2018 года (предварительные данные) составил 491,3 тыс. рублей, что в 3,1 раза больше соответствующего периода прошлого года. За 9 месяцев 2018 года реализованы следующие проекты и мероприятия паспорта программы "Комплексное развитие моногорода Тайга" (до 2025 года):
1. Строительство асфальтированной дороги Яшкино-Тайга (до п. Кузеля уложено асфальтное покрытие);
2. Капитальный ремонт МБДОУ Детский сад N 6 ТГО, расположенного по адресу: г. Тайга, ул. Рабочая, 179. (Устранение ненадлежащего состояния дошкольного учреждения, а так же нарушений санитарно-эпидемиологических требований контролирующих органов: роспотребнадзора и пожарной инспекции). Проектной мощностью 59 детомест.
3. Фестиваль Кедра.
В стадии реализации еще 7 проектов.
Промышленность Тайгинского городского округа представлена предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, легкой промышленности, машиностроения и металлообработки, деревообработки.
Наблюдается рост отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) за 9 месяцев 2018 года 1 597,1 млн. рублей, что на 132,4% больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Оборот крупных и средних организаций (по всем видам экономической деятельности) за 9 месяцев 2018 г. составил 2 394,3 млн. руб., что к соответствующему периоду 2017 года составляет 124,2%.
Оборот розничной торговли за январь-сентябрь 2018 составил 1623 млн. рублей в % к соответствующему периоду 2017 года - 103,3%.
Оборот общественного питания за январь-сентябрь 2018 составил 48,2 млн. рублей в % к соответствующему периоду 2017 года - 96,7%.
Объем платных услуг населению за январь-сентябрь 2018 составил 463 млн. рублей в % к соответствующему периоду 2017 - 101,6%.
Работы, выполненные по виду деятельности "строительство" в январе - сентябре 2018 года 278,0 млн. рублей, что в % к январю-сентябрю 2017 года составило 92,8%.
Среднемесячная заработная плата в Тайгинском городском округе за январь-июль 2018 составила 40 487 рублей, темп роста в % к соответствующему периоду прошлого года составил 110,1%.
Налоговые поступления от малых и средних предприятий в местный бюджет за 9 месяцев 2018 года 11 279,08 тыс. руб., что составляет в общем объеме налоговых и неналоговых доходов 9,5% (за аналогичный период 2017 - 3766,5 тыс. руб.- 3,1%).
По итогу 9 месяцев 2018 года в ТГО значится 426 субъекта малого предпринимательства, из них 93 малых и микропредприятий, 333 индивидуальных предпринимателей, произошло незначительное увеличение на 2 единицы по отношению к аналогичному периоду предыдущего года за счет роста числа малых и микропредприятий.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций за три квартала 2018 года составила 16,6% (среднесписочная численность работников занятых на малых и микро предприятиях составила 1 118 человек), наблюдается рост по отношению соответствующему периоду прошлого года на 0,58 % (план на 2018 год составляет 15,0%).
Рост числа малых предприятий обеспечен, в основном, приростом количества малых предприятий по виду экономической деятельности "оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования".
Для большей части субъектов малого предпринимательства собственная предпринимательская деятельность является единственным источником финансирования, т.е. собственный капитал превышает заемный. Это является положительным моментом, обеспечивающим финансовую устойчивость предприятия. Однако это не означает, что субъекты малого предпринимательства в достаточной степени обеспечены собственными средствами.
В рамках муниципальной подпрограммы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Тайгинском городском округе реализуются следующие меры поддержки:
- содействие в проведении мероприятий в сфере малого бизнеса - в сентябре текущего года реализовано мероприятие: "Азбука предпринимателей", обучение прошли 5 слушателей, заинтересованных в предпринимательской деятельности;
- предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса. Грантовая поддержка с 2017 года не осуществляется, признана неэффективной. Возможно оказание субсидиарной помощи.
На территории округа ведется работа по заключению соглашений о социально-экономическом партнерстве. За 9 месяцев 2018 года заключено соглашений 29 шт., на сумму 1 430,225 тыс. рублей (91,1% исполнено от общей суммы): частично 3 соглашения, полностью 26 соглашений (по итогам 9 мес. 2017 года - 34,3% исполнения).
Потенциала малого и среднего предпринимательства недостаточно для ухода промышленности Тайгинского городского округа от монозависимости.
Основные проблемы местной промышленности и малого бизнеса:
- низкое внедрение инновационных технологий на предприятиях городского округа;
- низкий объем присутствия предприятий малого и среднего бизнеса в производственной сфере Тайгинского городского округа;
- отсутствие крупных промышленных предприятий.
Одной из основных экономических проблем, недостаточный финансовый поток в Тайгинский городской округ.
Сальдированный финансовый результат организаций Тайгинского городского округа за январь - август 2018 года имеет отрицательную динамику (по крупным и средним организациям) - 32,3 млн. руб. Удельный вес убыточных организаций, в % к общему числу организаций составляет 66,7 % (за аналогичный период 2017 года удельный вес убыточных организаций составил 60,0%).
Согласно методологии Министерства регионального развития Российской Федерации состояние города определяется как тяжелое.
За 9 месяцев 2018 год по ТГО во все уровни бюджетов поступило налоговых платежей 310 463 тыс. руб., в % к аналогичному периоду 2017 года составило 103,8%. За январь-сентябрь 2018 года в бюджет города поступило налоговых платежей 103 997 тыс. руб. или 107% к уровню прошлого года. В структуре поступлений в местный бюджет основной объем доходов обеспечен за счет налога на доходы физических лиц 91 446 тыс. руб. или 87,9% в общей структуре поступлений.
Увеличение поступления по налогу на доходы физических лиц за 9 месяцев 2018 года составило 8 099 тыс. рублей или 9,7 % к уровню аналогичного периода 2017 года.
Поступление по НДФЛ в местный бюджет увеличилось на 1 812 тыс. рублей или 2% в связи с перераспределением нормативов отчислений по уровням бюджетов с 33,1% до 33,78%.
За счет увеличения заработной платы и оплаты задолженности по налогу за прошлые периоды поступление увеличилось на 7,5 % или 6 287 тыс. рублей.
Увеличилось поступление по налогам со специальными режимами. В общей структуре поступления они составляют 6,3% или 6505 тыс. рублей, что на 1090 тыс. рублей или 20,1% больше поступления аналогичного периода прошлого года. Основное увеличение сложилось за счет перераспределения поступления по УСЗН по уровням бюджетов. С 01.01.2018 г 30% распределяется в местный бюджет.
На объем поступлений в местный бюджет также влияют имущественные налоги с физических лиц. За 9 месяцев 2017 года налога на имущество физических лиц поступило 230 тыс. руб. или 0,2% от общего поступления, что на 41 тыс. руб. или 21,7% больше, чем за аналогичный период 2017 года. На рост поступления повлияла оплата задолженности прошлых периодов.
Налога на землю на январь-сентябрь 2018 года поступило 3 633 тыс. рублей или 3,5% от общего поступления. Снижение поступлений по сравнению с прошлым годом составило 2 930 тыс. рублей или 44,6%. Основной причиной снижения поступления по налогу является изменение кадастровой стоимости земельных участков и предоставление уточненных расчетов к уменьшению, в результате чего, переплата по состоянию на 01.01.2018 составляла 1 064 тыс. рублей. Так же немаловажной причиной снижения поступлений налога на землю в местный бюджет является предоставление 50% льготы по данному виду налога бюджетным организациям города.
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов бюджета городского округа за январь-сентябрь 2018 года (без учета субвенций) уменьшилась на 5,6%. На снижение доли налоговых и неналоговых доходов бюджета ТГО повлияло снижение в 2018 году почти в 2 раза неналоговых доходов (аренда, продажа имущества, земли).
Поступления от неналоговых доходов в местный бюджет в 2018 году уменьшатся по сравнению с прошлым годом на 45% и оценочно составят 13,2 млн. рублей, это связано с уменьшением платежей по аренде имущества (передача имущества по концессионному соглашению концессионеру), приватизацией муниципального имущества, передачей в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям муниципальной собственности, за счет 50-ти процентных льгот на землю учреждениям образования, культуры, спорта), собственные доходы возросли на 7%.
Сокращение дотаций и субвенций из бюджетов всех уровней, возможно при увеличении налоговых и неналоговых доходов бюджетов ТГО. Спасибо за внимание, доклад окончен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета народных депутатов Тайгинского городского округа от 22 ноября 2018 г. N 57 "О социально-экономическом развитии Тайгинского городского округа по итогам 9 месяцев 2018 года"
Текст решения опубликован на сайте Администрации Тайгинского городского округа (http://adm-tayga.ru/) 23 ноября 2018 г.