Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 18 января 2019 г. N 14-р
"Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Создание в Кемеровской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" на 2019-2021 годы"
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Создание в Кемеровской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" на 2019-2021 годы (далее - план мероприятий).
2. Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области и департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области обеспечить реализацию утвержденного плана мероприятий.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области обеспечить реализацию плана мероприятий.
4. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам социального развития) Е.И. Малышеву.
Губернатор Кемеровской области |
С.Е. Цивилев |
Утвержден
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 18 января 2019 г. N 14-р
План мероприятий ("дорожная карта")
"Создание в Кемеровской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" на 2019-2021 годы
1. Общее описание "дорожной карты"
Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Создание в Кемеровской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" на 2019-2021 годы (далее - "дорожная карта") направлена на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь, а также поддержку семейного ухода за лицами, имеющими дефицит самообслуживания и не полностью справляющимися с самостоятельным уходом (далее - система долговременного ухода).
Для достижения указанной цели необходимо определить механизмы совершенствования порядка выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, совершенствования критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, в целях создания условий для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей этих граждан в социальных и медицинских услугах в рамках системы долговременного ухода, а также продолжить совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания в целях улучшения условий жизнедеятельности граждан и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
В Кемеровской области функционирует 26 государственных организаций стационарного социального обслуживания, в т.ч. 14 психоневрологических интернатов, 6 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 2 дома-милосердия, 1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей. В реестре поставщиков социальных услуг - 5 негосударственных организаций (далее - НГО), предоставляющих услуги в стационарной форме.
В настоящее время имеющаяся коечная мощность стационарных учреждений удовлетворяет потребности пожилого населения Кемеровской области. В то же время прогнозируется скрытая потребность в стационарном обслуживании с учетом существующей проблемы в применении механизма выявления одиноких граждан пожилого возраста, нуждающихся в долговременном уходе.
В систему организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания пожилым гражданам, инвалидам и лицам без определенного места жительства, входят: 48 центров социального обслуживания (46 - муниципальных, 2 - государственных), 1 центр социальной адаптации населения, 1 дом временного и ночного пребывания и 1 дом ночного пребывания. В реестре поставщиков социальных услуг - 3 негосударственные организации (далее - НГО), предоставляющие услуги в полустационарной форме и на дому.
В структуре центров социального обслуживания действуют следующие подразделения:
50 отделений срочного социального обслуживания;
26 отделений дневного пребывания;
10 отделений социальной реабилитации;
273 отделения социального обслуживания на дому.
В 2017 году услуги отделений срочного социального обслуживания получили 345,3 тыс. человек. В отделениях дневного пребывания отдохнули и оздоровились 7,7 тыс. человек. Отделениями социальной реабилитации обслужено 14,9 тыс. инвалидов и пожилых граждан с ограниченными возможностями. Социальное обслуживание на дому получили 46,9 тыс. пожилых граждан и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию и передвижению.
Количество услуг, оказанных всеми центрами социального обслуживания Кемеровской области, составило 26,9 млн. ед.
Предоставление социальных услуг осуществляется согласно утвержденным тарифам. Тарифы на предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания разрабатываются в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2014 N 362 "Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг" и утверждаются региональной энергетической комиссией Кемеровской области по социальным услугам, включенным в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный Законом Кемеровской области от 18.12.2014 N 121-ОЗ "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг". Тарифы утверждены постановлениями региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.03.2016 N 21 "Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, в Кемеровской области" и от 08.12.2015 N 782 "Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, в Кемеровской области". В настоящее время ведется работа по согласованию изменения тарифов с 2019 года.
Мероприятия по поэтапному обеспечению доступа социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее - НКО), осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты и социального обслуживания, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг в социальной сфере, включены в государственную программу Кемеровской области "Социальная поддержка населения Кузбасса" на 2014-2021 годы", утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 468. Рынок услуг социального обслуживания населения включен в перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Кемеровской области. Стандарт развития конкуренции в Кемеровской области (распоряжение Губернатора Кемеровской области от 23.11.2016 N 98-рг "О внедрении Стандарта развития конкуренции в Кемеровской области") включает мероприятия по содействию развитию конкуренции на рынке услуг социального обслуживания населения.
В г. Кемерово с 2012 года работает автономная некоммерческая организация "Православная патронажная служба г. Кемерово" (далее - патронажная служба), которая предоставляет "услуги сиделки". "Услуги сиделки" предоставляются патронажной сестрой, которая прошла обучение по программе "Подготовка младших медицинских сестер по уходу в домашних условиях" на базе Кемеровского областного медицинского колледжа.
В государственных стационарных организациях социального обслуживания психоневрологического профиля на базе высвобожденных площадей организованы 2 тренировочные квартиры (ГБУ Кемеровской области "Прокопьевский психоневрологический интернат", ГБУ Кемеровской области "Краснинский психоневрологический интернат"), социально-бытовые комнаты, которые представляют собой специально подготовленное и оборудованное помещение. В организациях разработаны и внедрены в практику работы программы по обучению навыкам социально-бытовой адаптации и навыкам самостоятельного проживания. Работа по разработке и внедрению программ по обучению самостоятельному проживанию уже имеет положительные результаты: так, за 2016-2017 годы 30 получателей социальных услуг снялись со стационарного социального обслуживания для дальнейшего самостоятельного проживания.
С 2018 года на базе ГАУ Кемеровской области "Кемеровский дом-интернат для пожилых и инвалидов" реализуется проект "Дневной центр" для пожилых людей (в настоящее время на 10 мест). Технология направлена на повышение качества жизни одиноко проживающих граждан пенсионного возраста и инвалидов, оказание помощи семьям, осуществляющим уход за людьми с ограниченными возможностями здоровья. Данная технология включает в себя предоставление социальных услуг, в т.ч.: медицинское обслуживание, досуговые программы и психолого-социальную поддержку.
Действующая сеть организаций социального обслуживания учитывает особенности сельских территорий Кемеровской области и позволяет обеспечить нуждающимся гражданам равную доступность к социальным услугам вне зависимости от места проживания путем развития мобильных социальных служб в сельской местности. Для оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах Кемеровской области, в каждом муниципальном районе и городском округе, имеющем отдаленные рабочие поселки, организована деятельность выездных мобильных бригад.
В 2019 году планируется создание мультидисциплинарной бригады, состоящей из руководителей органов исполнительной власти Кемеровской области в сфере социального обслуживания и в сфере здравоохранения, в сфере труда и занятости, руководителей организаций социального обслуживания и медицинских организаций, главных внештатных специалистов по гериатрии, паллиативной медицинской помощи, медицинской реабилитации, специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, специалистов Фонда социального страхования, специалистов центров занятости и иных органов, учреждений и организаций.
С целью совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания в 2019 году планируется утвердить рекомендации по взаимодействию департамента охраны здоровья населения Кемеровской области через подведомственные ему государственные организации здравоохранения, департамента социальной защиты населения Кемеровской области, органов социальной защиты населения Кемеровской области через подведомственные им государственные и муниципальные организации социального обслуживания населения по оказанию медицинской и социальной помощи нуждающимся пожилым гражданам, инвалидам, неизлечимо больным гражданам, нуждающимся в долговременном уходе, и родственникам, оказывающим надомную помощь.
Определены стратегические направления действий в сфере медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста и дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия органов социального обслуживания и здравоохранения, в т.ч.:
по оптимизации учреждений социального обслуживания в части развития социально-медицинского обслуживания на дому, полустационарного социального обслуживания и сети стационарных учреждений;
по развитию сети учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь по профилю "гериатрия", включающему открытие и модернизацию гериатрических кабинетов (отделений) в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения;
по оказанию долговременного комплексного медико-социального сопровождения граждан пожилого возраста;
по совершенствованию нормативно-правовой и методической базы при предоставлении комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста;
по проведению мониторинга эффективности оказания социальных и медицинских услуг и мероприятий по социальному сопровождению граждан пожилого возраста;
по совершенствованию межведомственного взаимодействия между департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области и департаментом социальной защиты населения Кемеровской области при предоставлении комплексной медико-социальной помощи;
по обеспечению информационного взаимодействия учреждений здравоохранения и социального обслуживания при оказании комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста;
по разработке новых стратегических пилотных проектов по совершенствованию комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста;
по формированию условий для повышения уровня профессионального развития специалистов, обеспечивающих предоставление комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста;
по развитию сектора некоммерческих организаций в сфере оказания социальных и медицинских услуг гражданам пожилого возраста.
В 2019 году планируется создание единого координационного центра на базе МАУ "Комплексный центр социального обслуживания Кировского района г. Кемерово" по приему и обработке информации о гражданах, нуждающихся в долговременном уходе, для взаимодействия с организациями, участвующими в создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Обеспечение комплексного подхода при реализации мероприятий "дорожной карты", направленных на совершенствование системы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста и ее эффективное развитие, соответствует целевому показателю Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 в сфере медико-социальной поддержки граждан: увеличение к 2024 году ожидаемой продолжительности жизни до 67 лет.
С учетом анализа текущего состояния сферы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста в Кемеровской области можно сделать вывод, что в прогнозируемом периоде (2019-2021 годы) потребность граждан в комплексной социально-медицинской помощи будет возрастать. Это потребует, прежде всего, увеличения расходов на финансирование деятельности учреждений здравоохранения и социального обслуживания из бюджетной системы Кемеровской области в связи с востребованностью у граждан пожилого возраста социальных услуг и медицинской помощи.
Вследствие старения населения Кемеровской области, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса в общей численности населения Кемеровской области, все большую значимость обретает оптимизация имеющихся ресурсов систем социального обслуживания и здравоохранения с учетом потребностей и нужд пожилых граждан Кемеровской области.
Состояние гериатрической службы Кемеровской области
Медицинская помощь гражданам пожилого возраста оказывается в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 126-ОЗ "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи) по всем видам: первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, скорая, в том числе скорая специализированная, паллиативная.
Амбулаторная помощь лицам пожилого возраста оказывается врачами всех специальностей. Число посещений к врачам на 1 пожилого человека в 2017 году составило 9,0, из которых 78 процентов - посещения по заболеваниям (число посещений к врачам на 1 жителя в Кемеровской области - 8,7).
Стационарная помощь, в том числе специализированная и высокотехнологичная, жителям пожилого возраста оказывается в государственных медицинских организациях без каких-либо ограничений. В 2017 году число случаев госпитализации на одного пожилого человека составило 0,33 при нормативе по территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 0,193, что свидетельствует о доступности стационарной медицинской помощи гражданам пожилого возраста. Обеспеченность гериатрическими койками (на 10 000 населения в возрасте старше трудоспособного возраста) в 2017 году составила 0,9 койки.
На базе ГБУЗ Кемеровской области "Кемеровская городская клиническая больница N 2" функционирует специализированное гериатрическое стационарное отделение на 57 коек, в 2017 году пролечены 1 803 пациента.
В 2017 году доля лиц старше трудоспособного возраста, прошедших диспансеризацию, от численности населения старше трудоспособного возраста, подлежащего осмотрам, составила 100 процентов.
В 2017 году обучены по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки по специальности "гериатрия" 8 врачей. Принято 7 дополнительных участковых медицинских сестер на терапевтические участки, где лица 60 лет и старше составляют более 40 процентов.
Общая численность льготных категорий граждан, воспользовавшихся правом на получение льготного лекарственного обеспечения, в 2017 году составила 106 714 человек, в том числе лиц старше 60 лет - 59 365 (55,6 процента).
В 2017 году финансовые затраты на льготное лекарственное обеспечение для пожилых составили 836,6 млн. руб. Стоимость отпущенных по рецептам лекарственных препаратов на 1 гражданина старше трудоспособного возраста составила 14 091,97 руб.
В целях обеспечения долговременной медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста на принципах преемственности ведения пациента при оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи принят ведомственный проект "Организация современной модели долговременной медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста на принципах междисциплинарного взаимодействия" ("Территория заботы"), включенный в перечень соисполнителей и участников государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", предусмотренный приложением N 2 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640.
Внедрение указанного проекта в Кемеровской области запланировано на 2022 год. На предпроектном этапе производится оценка текущего состояния, определение потребностей и изучение возможностей с созданием "дорожной карты". Второй этап включает формирование нормативных региональных документов, создание материально-технической базы и подготовку специалистов. Следующим шагом будет создание гериатрического центра, организация лечебно-профилактической и методической работы. Разрабатывается модель междисциплинарного взаимодействия. Завершающий этап - внедрение и отработка модели междисциплинарного взаимодействия, организация гериатрических коек и отделений, создание гериатрических кабинетов. В Кемеровской области эта работа ведется на протяжении нескольких лет.
Медицинская реабилитация осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1705н "О порядке организации медицинской реабилитации" за счет средств обязательного медицинского страхования.
Первый этап медицинской реабилитационной помощи выполняется в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания.
Второй этап медицинской реабилитации осуществляется в стационарных условиях медицинских организаций (отделения реабилитации) в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, поздний реабилитационный период, период остаточных явлений течения заболевания. В 2017 году специализированная помощь второго этапа медицинской реабилитации осуществлялась на 659 стационарных койках и койках дневных стационаров при стационарах, из них 432 - койки государственных медицинских организаций, находящихся в ведении департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, 150 - койки федеральных медицинских организаций (ФГБУ "Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области") и 77 - частных (НУЗ "Узловая больница на станции Белово ОАО "Российские железные дороги", ПАО санаторий "Прокопьевский", ООО "Центр реабилитации и восстановления", г. Прокопьевск), работающих в системе обязательного медицинского страхования. В структуре специализированных коек второго этапа медицинской реабилитации для взрослых (койки стационаров и дневных стационаров при стационарах) койки по профилю заболеваний центральной нервной системы составляют 38,4 процента; опорно-двигательного аппарата - 19,8 процента; кардиологического профиля - 14,8 процента.
Медицинская реабилитация третьего этапа осуществляется на 88 реабилитационных койках дневных стационаров для взрослого населения в 2 государственных медицинских организациях (ГБУЗ Кемеровской области "Кемеровская городская клиническая больница N 1 имени М.Н. Горбуновой", ГБУЗ Кемеровской области "Прокопьевская городская поликлиника"), а также в амбулаторных условиях. В медицинских организациях области для проведения медицинской реабилитации работают 50 отделений и 383 кабинета (физиотерапии, ЛФК, рефлексотерапии, мануальной терапии и др.).
За счет средств областного бюджета медицинская реабилитация третьего этапа представлена технологией "Санаторий на дому", которая предусматривает оказание медицинской реабилитации на дому бригадами ГАУЗ Кемеровской области "Областной клинический госпиталь ветеранов войн". Расходы на организацию медицинской реабилитации представлены в таблице.
Объем
денежных средств на организацию медицинской реабилитации в рамках программы "Санаторий на дому" на период 2019-2021 годов
Вид расходов |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Расходы на организацию медицинской реабилитации в рамках программы "Санаторий на дому", тыс. руб. |
2 100,0 |
2 100,0 |
2 100,0 |
Оказание паллиативной медицинской помощи
Для оказания паллиативной медицинской помощи населению в Кемеровской области действуют: ГКУЗ Кемеровской области "Кемеровский областной хоспис" и 7 отделений паллиативной медицинской помощи, из них 2 отделения паллиативной медицинской помощи для детей. Общая коечная мощность паллиативной службы - 237 коек, из них детских - 40, коек онкологического профиля - 70. Кроме того, функционирует 631 койка сестринского ухода, развернутая на базе 22 медицинских организаций области и 5 домов сестринского ухода. Стационарные паллиативные койки функционируют на базе 8 медицинских организаций, 2 из которых - детские. На базе этих же организаций осуществляется амбулаторно-поликлиническая помощь, которая представлена 2 кабинетами паллиативной медицинской помощи и 3 выездными патронажными бригадами (2 для взрослых, 1 для детей).
Обеспеченность паллиативными койками для взрослых - 0,6 койки на 10 тыс. взрослого населения, для детей - 0,7 койки на 10 тыс. детского населения; койками для онкологических больных - 0,3 на 10 тыс. взрослого населения. Показатель обеспеченности койками сестринского ухода составляет 2,96 койки на 10 тыс. взрослого населения.
На паллиативных койках и койках сестринского ухода в 2017 году получили медицинскую помощь 9797 пациентов. Расходы на организацию оказания медицинской помощи по профилю "паллиативная медицинская помощь" представлены в таблице.
Объем
денежных средств на организацию оказания медицинской помощи по профилю "Паллиативная медицинская помощь" на период 2019-2021 годов
Вид расходов |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Расходы на организацию оказания медицинской помощи по профилю паллиативная медицинская помощь, тыс. руб. |
328 000,0 |
328 000,0 |
328 000,0 |
2. Цель "дорожной карты"
Целью "дорожной карты" является увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет к 2024 году.
3. Задача "дорожной карты"
Основной задачей "дорожной карты" является системная поддержка и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Кемеровской области при получении ими социальных услуг и медицинской помощи, что позволит к 2021 году:
создать систему долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающую сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь;
привлечь негосударственные организации и добровольцев к предоставлению социальных и медицинских услуг в организациях социального обслуживания;
обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование гериатрической службы в Кемеровской области, в том числе в части выполнения мероприятий по профилактике и раннему выявлению нарушений когнитивных функций у граждан пожилого возраста, профилактике падений и переломов.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"
4.1. Повышение профессионального уровня работников стационарных учреждений социального обслуживания населения, работающих в системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Реализована программа комплексного обучения, вовлеченных в систему долговременного ухода.
4.2. Обеспечение комплексности, доступности, эффективности медико-социальной помощи пожилым, снижение смертности у пожилых на 16,3 - 19 процентов.
4.3. Оптимизация расходования бюджетных средств.
4.4. В Кемеровской области создана система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающая сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь. В пилотных муниципальных образованиях Кемеровской области процент охвата граждан старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в системе долговременного ухода составил в 2019 году 8 процентов; в 2020 году - 12 процентов; в 2021 году - 16 процентов.
4.5. Подготовлены программы дальнейшего развития системы долговременного ухода в Кемеровской области, в том числе в части выполнения мероприятий по профилактике и раннему выявлению нарушений когнитивных функций у граждан пожилого возраста, профилактике падений и переломов, по результатам данной работы в пилотных муниципалитетах.
4.6. Совершенствование межведомственного взаимодействия, включая развитие информационных систем, обеспечивающих преемственность и согласованность оказания помощи пожилым гражданам.
4.7. Совершенствование нормативно-правовой базы долгосрочной помощи гражданам пожилого возраста.
4.8. Привлечение дополнительного финансирования на развитие системы медико-социальной помощи пожилым за счет инициирования целевых программ и привлечения негосударственных структур к оказанию медицинских, социальных и психологических услуг для граждан старших возрастных групп.
4.9. Привлечение 2000 добровольцев к деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в организациях социального обслуживания Кемеровской области.
4.10. Привлечение негосударственных организаций социального обслуживания и социально ориентированных некоммерческих организаций на конкурсной основе (поддержка проектов - инновационных форм работы, технологии, моделей и методик, направленных на улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, внедрение стационарозамещающих технологий).
4.11. Улучшение условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидов, что будет способствовать достижению цели - увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
4.12. Повышение уровня доступности социальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности, охваченных услугами мобильных бригад.
4.13. Развитие и поддержка семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
5. Контрольные показатели реализации "дорожной карты"
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
Плановый период |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Удельный вес работников организаций социального обслуживания населения, работающих в системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, повысивших профессиональный уровень, от общей численности работников, работающих в системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами |
процентов |
15 |
18 |
20 |
2. Число негосударственных организаций, привлеченных к реализации социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни пожилых людей и инвалидов |
единиц |
2 |
2 |
2 |
3. Количество добровольцев, привлеченных к деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в организациях социального обслуживания |
человек |
1700 |
1900 |
2000 |
4. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, от общего количества организаций всех форм собственности, предоставляющих услуги в данной сфере |
процентов |
11,2 |
12,4 |
13,6 |
5. Количество граждан, получивших социальные услуги на дому с привлечением патронажной службы и сиделок |
человек |
220 |
240 |
260 |
6. Обеспеченность врачами-гериатрами (на 10 000 населения в возрасте старше трудоспособного) |
человек |
0,15 |
0,20 |
0,25 |
7. Обеспеченность гериатрическими койками (на 2000 населения старше 70 лет) |
штук |
0,64 |
0,79 |
0,93 |
8. Открытие гериатрических приемов в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
единиц |
6 |
6 |
6 |
9. Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий |
человек |
360 |
400 |
440 |
10. Удельный вес граждан, проживающих в сельской местности, охваченных услугами мобильных бригад, от количества получателей социальных услуг на дому, проживающих в сельской местности |
процентов |
96 |
97 |
98 |
11. Доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением |
процентов |
62,0 |
63,5 |
64,7 |
12. Количество пилотных учреждений, внедривших новую технологию "Социально-оздоровительный центр" |
единиц |
2 |
3 |
3 |
13. Процент охвата системой долговременного ухода граждан старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в пилотных муниципальных образованиях |
процентов |
8 |
12 |
16 |
6. Ответственные за реализацию "дорожной карты"
N |
Фамилия, инициалы |
Должность |
1 |
Воронина Е.А. |
Начальник департамента социальной защиты населения Кемеровской области |
2 |
Малин М.В. |
И.о. начальника департамента охраны здоровья населения Кемеровской области |
7. План мероприятий
N |
Мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Анализ ситуации в системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидов в Кемеровской области | |||
1.1 |
Расчет потребности во врачах на основании методики, утвержденной приказом Минздрава России от 26.06.2014 N 322, с учетом целей и задач развития системы здравоохранения Кемеровской области, в том числе специалистах гериатрической службы |
Первый квартал 2019 года |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
1.2 |
Мероприятия по подготовке специалистов, совершенствующих свои знания в рамках системы непрерывного медицинского образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, путем освоения дополнительных образовательных программ, разработанных с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины, с использованием портала непрерывного медицинского образования |
Первый квартал 2019 года |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
1.3 |
Формирование мультидисциплинарных бригад, задействованных в реализации пилотного проекта системы долговременного ухода |
Второй квартал 2019 года |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
2. Организационные мероприятия по созданию долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами | |||
2.1 |
Определение перечня организаций социального обслуживания, участвующих в организации системы долговременного ухода |
2019 год |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.2 |
Развитие и поддержка семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, в том числе: организация работы действующих "школ по уходу" для родственников граждан, утративших способность к самообслуживанию, и других лиц, осуществляющих уход за данной категорией граждан на дому; создание "школ по уходу" в Анжеро-Судженском, Беловском, Калтанском, Киселевском, Ленинск-Кузнецком, Мысковском, Осинниковском, Полысаевском, Тайгинском и Юргинском городских округах; привлечение к обучающим занятиям по уходу специалистов медицинских организаций, федеральных учреждений МСЭ; организация деятельности действующих пунктов проката технических средств реабилитации |
2019-2021 годы |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.3 |
Привлечение социально ориентированных некоммерческих и негосударственных организаций, а также благотворителей и добровольцев к деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам |
2019 год |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.4 |
Мероприятия по информированию специалистов отрасли здравоохранения о системе непрерывного медицинского образования |
2019 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
2.5 |
Подготовка (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование работников организаций социального обслуживания, в том числе: подготовка специалистов-тренеров по уходу за пожилыми людьми; организация дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания пилотных муниципальных образований для внедрения системы долговременного ухода, в том числе социальных работников, предоставляющих социальные услуги на дому лицам, страдающим психическими расстройствами, в том числе с нарушением когнитивных функций, на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования (КРИРПО) и на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Кемеровский областной медицинский колледж" |
2019-2021 годы |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.6 |
Развитие стационарозамещающих технологий, действующих на территории субъекта, а также технологий, которые планируется создать в рамках плана мероприятий "дорожной карты", в том числе |
|
|
2.6.1 |
Развитие сопровождаемого проживания |
2019-2021 годы |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.6.2 |
Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.06.2013 N 249 "О реализации на территории Кемеровской области пилотного проекта по устройству граждан пожилого возраста и инвалидов в приемные семьи" |
2019-2021 годы |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.6.3 |
Разработка нормативного правового акта по стационарозамещающей технологии "Дневной центр". Организация деятельности дневных центров для пожилых, в том числе их открытие в 2019 году - ГКУ Кемеровской области "Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2", в 2020 году - ГБУ Кемеровской области "Анжеро-Судженский дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
2019 год |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.6.4 |
Организация предоставления услуг сиделок (помощников по уходу) на базе организаций социального обслуживания |
2019-2021 годы |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.6.5 |
Разработка нормативного правового акта по стационарозамещающей технологии "Тревожная кнопка" |
2019 год |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.6.6 |
Развитие услуги "Социальное такси" |
2019-2021 годы |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.6.7 |
Технология социального обслуживания "Санаторий на дому" |
2019-2021 годы |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.6.8 |
Курсы компьютерной грамотности, в том числе путем предоставления услуги на дому |
2019-2021 годы |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.6.9 |
Развитие социального сопровождения |
2019-2021 годы |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
2.6.10 |
Развитие мобильных бригад |
2019-2021 годы |
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы социальной защиты и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
3. Мероприятия по внедрению и совершенствованию системы долговременного ухода | |||
3.1 |
Мероприятия по информированию специалистов отрасли здравоохранения о системе непрерывного медицинского образования |
Ежегодно с 2019 года |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, медицинские организации (по согласованию) |
3.2 |
Актуализация алгоритма выявления граждан, нуждающихся в предоставлении медицинских и социальных услуг, с учетом рекомендаций Минздрава России и Минтруда России и его внедрение в деятельность медицинских организаций и социальных учреждений |
Третий квартал 2019 года |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
3.3 |
Актуализация критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, в целях создания условий для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей этих граждан в медицинских и социальных услугах с учетом рекомендаций Минздрава России и Минтруда России и их внедрение в деятельность медицинских организаций и социальных учреждений |
Третий квартал 2019 года |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
3.4 |
Синхронизация информационных систем, содержащих сведения в сфере охраны здоровья граждан и социального обслуживания |
Четвертый квартал 2019 года |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, и организации социального обслуживания пилотных муниципальных образований (по согласованию) |
3.5 |
Издание нормативного правового акта по совершенствованию сроков и порядка лекарственного обеспечения граждан, получающих социальные услуги в организациях социального обслуживания |
Первый квартал 2019 года |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
4. Организация оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" | |||
4.1 |
Профессиональная переподготовка врачей-специалистов по специальности "гериатрия" в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Кемеровской области квалифицированными кадрами" |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.2 |
Мероприятия по информированию специалистов отрасли здравоохранения о системе непрерывного медицинского образования |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.3 |
Открытие 18 гериатрических кабинетов в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь |
2019-2021 годы |
Медицинские организации (по согласованию) |
4.3.1 |
Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю "гериатрия" в амбулаторных условиях и открытие гериатрических кабинетов в 6 медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению |
2019 год |
Медицинские организации (по согласованию) |
4.3.2 |
Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю "гериатрия" в амбулаторных условиях и открытие гериатрических кабинетов в 6 медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению |
2020 год |
Медицинские организации (по согласованию) |
4.3.3 |
Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю "гериатрия" в амбулаторных условиях и открытие гериатрических кабинетов в 6 медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению |
2021 год |
Медицинские организации (по согласованию) |
4.4 |
Открытие 48 гериатрических коек. Оказание специализированной помощи по профилю "гериатрия" в стационарных условиях |
2019-2021 годы |
Медицинские организации (по согласованию) |
4.4.1 |
Оказание специализированной помощи по профилю "гериатрия" в стационарных условиях - открытие 16 коек. Пролечено 1460 человек |
2019 год |
Медицинские организации (по согласованию) |
4.4.2 |
Оказание специализированной помощи по профилю "гериатрия" в стационарных условиях - открытие 16 коек. Пролечено 1869 человек |
2020 год |
Руководители медицинских организаций |
4.4.3 |
Оказание специализированной помощи по профилю "гериатрия" в стационарных условиях - открытие 16 коек. Пролечено 2278 человек |
2021 год |
Медицинские организации (по согласованию) |
4.5 |
Проведение профилактических медицинских осмотров, в т.ч. диспансеризации лиц старше трудоспособного возраста |
2019 - 2021 |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.5.1 |
Не менее 21 процента лиц (146350 чел.) старше трудоспособного возраста охвачено профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию |
2019 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.5.2 |
Не менее 28,5 процента лиц старше трудоспособного возраста (199614 чел.) охвачено профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию |
2020 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.5.3 |
Не менее 58,8 процента лиц старше трудоспособного возраста (413836 чел.) охвачено профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию |
2021 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.6 |
Взятие на диспансерное наблюдение по поводу заболеваний и патологических состояний лиц старше трудоспособного возраста |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.6.1 |
Не менее 62 процентов лиц старше трудоспособного возраста (331874 чел.) взято на диспансерное наблюдение по поводу заболеваний и патологических состояний |
2019 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.6.2 |
Не менее 63,5 процента лиц старше трудоспособного возраста (339903 чел.) взято на диспансерное наблюдение по поводу заболеваний и патологических состояний |
2020 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.6.3 |
Не менее 64,7 процента лиц старше трудоспособного возраста (346326 чел.) взято на диспансерное наблюдение по поводу заболеваний и патологических состояний |
2021 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.7 |
Вакцинация против пневмококковой инфекции лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.7.1 |
Не менее 40 процентов лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, охвачено вакцинацией против пневмококковой инфекции |
2019 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.7.2 |
Не менее 80 процентов лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, охвачено вакцинацией против пневмококковой инфекции |
2020 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.7.3 |
Не менее 95 процентов лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, охвачено вакцинацией против пневмококковой инфекции |
2021 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.8 |
Внедрение критериев оценки нуждаемости граждан в долговременном уходе с учетом гериатрической оценки состояния конкретного гражданина в медицинских организациях Кемеровской области |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
4.9 |
Внедрение в деятельность медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, разработанного Минздравом России комплекса мер, направленного на профилактику и раннее выявление когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста, профилактику падений и переломов |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
5 |
Организация оказания медицинской помощи по профилю "паллиативная медицинская помощь" |
||
5.1 |
Оказание паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
5.2 |
Дооснащение медицинским оборудованием хосписов, паллиативных отделений, больниц (отделений) сестринского ухода |
2019 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
5.3 |
Обеспечение инвазивными и неинвазивными лекарственными препаратами при оказании паллиативной медицинской помощи |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
5.4 |
Совершенствование организации выездной патронажной службы паллиативной медицинской помощи |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
6 |
Организация оказания медицинской реабилитации |
||
6.1 |
Проведение второго этапа медицинской реабилитации в медицинских организациях Кемеровской области, имеющих лицензию на оказание медицинской помощи по профилю медицинской реабилитации, в рамках обязательного медицинского страхования |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
6.2 |
Проведение третьего этапа медицинской реабилитации на амбулаторно-поликлиническом этапе в медицинских организациях Кемеровской области, имеющих лицензию на оказание медицинской помощи по профилю медицинской реабилитации, в рамках обязательного медицинского страхования |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
6.3 |
Оказание медицинской реабилитации на дому бригадами ГАУЗ Кемеровской области "Областной клинический госпиталь ветеранов войн" по программе "Санаторий на дому" |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
6.4 |
Оказание медицинской реабилитации согласно индивидуальным программам реабилитации или абилитации инвалидов |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
6.5 |
Издание совместных приказов департамента социальной защиты населения Кемеровской области и департамента охраны здоровья населения Кемеровской области: 1. Об алгоритме выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, с учетом рекомендаций Минздрава России и Минтруда России и его внедрение в деятельность медицинских организаций и социальных учреждений. 2. О критериях оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, в целях создания условий для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей этих граждан в социальных и медицинских услугах с учетом рекомендаций Минздрава России и Минтруда России и их внедрение в деятельность медицинских организаций и социальных учреждений. 3. Синхронизация информационных систем, содержащих сведения в сфере социального обслуживания, социальной защиты, охраны здоровья граждан |
2019 год |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
6.6 |
Сбор и анализ информации о специалистах, вовлеченных в систему непрерывного медицинского образования |
2019-2021 годы |
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 18 января 2019 г. N 14-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Создание в Кемеровской области - Кузбассе системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" на 2024 год"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 18 января 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 18 января 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12 апреля 2024 г. N 180-р
Изменения вступают в силу с 12 апреля 2024 г.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 26 декабря 2023 г. N 772-р
Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 23 декабря 2022 г. N 698-р
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 14 апреля 2022 г. N 182-р
Изменения вступают в силу с 14 апреля 2022 г.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 10 декабря 2021 г. N 726-р
Изменения вступают в силу с 10 декабря 2021 г.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 18 марта 2021 г. N 133-р
Изменения вступают в силу с 18 марта 2021 г.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27 ноября 2020 г. N 750-р
Изменения вступают в силу с 27 ноября 2020 г.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29 сентября 2020 г. N 612-р
Изменения вступают в силу с 29 сентября 2020 г.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13 декабря 2019 г. N 773-р
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 2 октября 2019 г. N 601-р
Изменения вступают в силу с 2 октября 2019 г.
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 14 марта 2019 г. N 156-р
Изменения вступают в силу с 14 марта 2019 г.