Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Администрации Томской области
от 20 мая 2016 г. N 175а
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области" (далее - государственная программа) базируется на:
Государственной программе "Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717;
Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120;
Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р;
положениях Закона Томской области от 13 апреля 2006 года N 75-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области";
постановлении Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 N 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года".
Индексы
производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по субъектам Российской Федерации (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Российская Федерация |
106,2 |
103,5 |
103,0 |
Сибирский федеральный округ |
112,7 |
96,6 |
101,9 |
Томская область |
108,8 |
100,7 |
104,0 |
Реализация государственной программы будет способствовать достижению среднесрочной стратегической цели Томской области по созданию инновационной и конкурентоспособной экономики и решению тактических задач по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости и технологической модернизации сельского хозяйства, развитию приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Государственная программа направлена на обеспечение положительной динамики экономических показателей сельскохозяйственного производства Томской области в секторе животноводства, растениеводства, обеспечение роста производства продукции по всем направлениям.
Реализация государственной программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в Томской области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий. Научно-технический прогресс в отрасли будет осуществляться через научно-исследовательские работы и ряд актуальных проектов по кадровому обеспечению.
Основные мероприятия подпрограмм настоящей государственной программы представляют комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих развитие сельскохозяйственного производства на основе его модернизации.
Сельское хозяйство Томской области развивается в экстремальных природных условиях, земледельческая территория относится в основном к ареалу пониженной биологической активности. Биоклиматический потенциал земледельческой зоны в 2 - 2,5 раза ниже, чем в европейской части России.
Неэквивалентный товарообмен продукции промышленного производства и сельского хозяйства, недоступность кредитных ресурсов привели к острому дефициту у сельскохозяйственных товаропроизводителей оборотных средств и средств для обновления основных фондов.
Сельскохозяйственные организации на территории Томской области испытывают острый дефицит квалифицированных кадров, особенно в области управления.
В сложившейся ситуации создание условий для ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности является приоритетным направлением аграрной политики.
Выделяются следующие приоритеты развития сельскохозяйственного производства:
в сфере производства - зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующую подотрасль, использующую конкурентные преимущества, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития агропромышленного комплекса (далее - АПК);
в институциональной сфере - развитие кооперации, интеграционных связей в АПК;
научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования инновационного сельскохозяйственного производства.
Решение задачи повышения уровня и качества жизни сельского населения, создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в Томской области, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры приводят к обезлюдению и запустению сельских территорий области, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности Томской области.
Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,3 раза по сравнению с городским населением.
За последние годы резко сократилась подготовка специалистов для агропромышленного комплекса в сельских профессиональных училищах. В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. Как следствие, обострилось положение с обеспеченностью сельскохозяйственных организаций области кадрами всех уровней.
Численность работающих в сельскохозяйственном секторе Томской области ежегодно уменьшается по причине обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворение их первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Томской области и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, ускорить развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой основе повысить качество человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки муниципальные образования Томской области, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере устойчивого развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельской местности.
Необходимость разработки и реализации государственной программы обусловлена:
социально-политической остротой проблемы;
потребностью формирования базовых условий социального комфорта для закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках государственной программы;
необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной государственной программой;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти Томской области на федеральном и областном уровнях, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Результатом реализации государственной программы будет достижение цели - повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и регулируемых рынков, устойчивое развитие сельских территорий Томской области, подкрепленное выполнением показателей:
Показатели цели |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году |
104,0 |
94,4 |
101,5 |
101,3 |
101,0 |
101,3 |
Число высокопроизводительных рабочих мест, тыс. единиц |
0,188 |
0,192 |
0,196 |
0,200 |
0,202 |
0,204 |
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Администрации Томской области от 20 мая 2016 г. N 175а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.