Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к постановлению
Администрации Томской области
от 20 мая 2016 г. N 175а
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 1, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ) и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), хозяйства населения) в январе - декабре 2015 года в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 30519,7 млн. руб. и в сопоставимой оценке увеличился в сравнении с тем же периодом 2014 года на 4,0%.
Растениеводство
Сельское хозяйство Томской области относится к отрасли, зависящей от климатических условий. На территории Томской области выращивание овощей в открытом грунте возможно только в течение пяти месяцев, а сбор урожая в течение двух месяцев - августа и сентября.
С 1991 года площадь пленочных теплиц сократилась с 297 тыс. кв. м до 49 тыс. кв. м, производство овощей закрытого грунта сократилось более чем в 7 раз, что обусловлено, прежде всего, выбытием морально и физически изношенного оборудования. При проектном сроке службы существующих теплиц ангарного типа 20 лет фактический срок использования - 30 и более лет.
В 2015 году общая посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий уменьшилась по сравнению с 2014 годом на 26,9 тыс. га и составила 339,9 тыс. га. В хозяйствах всех категорий валовой сбор зерна (в весе после доработки) составил 300,3 тыс. тонн, что на 1,3% больше, чем в 2014 году, валовой сбор картофеля увеличился на 17,6%, овощей открытого и защищенного грунта - на 4,4%.
Таблица 1. Валовой сбор и урожайность основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в Томской области
|
2014 год |
2015 год |
2015 год в % к 2014 году |
Зерно (в весе после доработки) | |||
валовой сбор, тыс. тонн |
296,5 |
300,3 |
101,3 |
урожайность, центнеров с одного гектара убранной площади |
14,2 |
15,3 |
107,7 |
Картофель | |||
валовой сбор, тыс. тонн |
253,8 |
298,5 |
117,6 |
урожайность, центнеров с одного гектара убранной площади |
161,0 |
189,8 |
117,9 |
Овощи открытого и защищенного грунта | |||
валовой сбор, тыс. тонн |
87,3 |
91,1 |
104,4 |
урожайность открытого грунта, центнеров с одного гектара убранной площади |
277,1 |
283,1 |
102,2 |
В составе зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий в 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечается снижение валового сбора ржи и тритикале озимой, ячменя ярового и овса при росте производства пшеницы озимой и яровой, проса, гречихи и зернобобовых культур.
Существующая технология выращивания овощей в закрытом грунте сопряжена с высокими затратами на производство и покупку тепловой энергии, содержание и ремонт теплиц, не способствует повышению эффективности производства, не позволяет в современных условиях производить конкурентную продукцию. Дефицит овощной продукции во внесезонный период восполняется за счет импорта.
К основным проблемам, сдерживающим дальнейшее развитие овощеводства области, относятся:
низкая обеспеченность хозяйств специальной сельскохозяйственной техникой и технологическим оборудованием для овощеводства и картофелеводства, высокий уровень физического износа имеющихся средств механизации; низкая обеспеченность хозяйств овощехранилищами и картофелехранилищами (эффективность отрасли в большой степени зависит от обеспеченности овощеводческих хозяйств современными овощехранилищами);
низкий уровень конкурентоспособности овощной продукции в ценовом диапазоне из-за применения устаревших высокозатратных технологий;
высокая степень износа материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий;
отсутствие внутриотраслевых вертикально интегрированных структур в овощном кластере;
насыщенность рынка импортной продукцией;
отсутствие качественного семенного материала овощных культур;
слабая производственная база по переработке овощной продукции;
износ мелиоративных систем;
низкая доля сельскохозяйственных организаций и КФХ в производстве картофеля и овощей.
Возможность успешного ускоренного развития отрасли овощеводства и картофелеводства с ориентацией на внутренний рынок с целью импортозамещения обусловлена естественными преимуществами Томской области:
наличием ресурса земель, пригодных для овощеводства и картофелеводства;
запасом водных ресурсов;
наличием квалифицированных трудовых ресурсов;
высоким научным потенциалом, способным обеспечить ускоренное инновационное развитие отрасли в области.
Лен является одной из немногих технических культур, способных давать полноценное растительное волокно в условиях континентального климата Сибири. Его называют классическим растением северных широт. Он имеет неограниченный рынок сбыта как растительного волокна, так и семян.
В отличие от минеральных ресурсов лен является восстановимым природным ресурсом, что позволяет назвать развитие льняного комплекса приоритетным направлением для обеспечения долгосрочного экономического развития Томской области.
В 1980-1990 годы лен в Томской области возделывался на площади более 23 тыс. гектаров. Значительный спад объемов производства льна произошел в 90-е годы прошлого столетия, первопричиной которого стал общесистемный кризис экономики. В результате отрасль льноводства в Томской области, как и во всей России, пришла в упадок.
В середине 90-х годов площадь посевов льна составляла не более 200 гектаров. В период с 2000 года до 2013 года посредством целенаправленной государственной поддержки льноводческих хозяйств Томской области удалось нарастить площади посевов льна до 1430 гектаров, при этом потенциальные возможности льняного комплекса Томской области выше в несколько раз.
Главным препятствием успешной реализации имеющегося потенциала для устойчивого развития льняного комплекса Томской области является устаревшая материально-техническая база и недостаточный уровень технического оснащения льноводческих и льноперерабатывающих предприятий, а также отсутствие институциональных предпосылок для повышения деловой активности сельхозпроизводителей. Проблема высокой изношенности сельскохозяйственной техники усугубляется отсутствием отечественных производителей сельхозтехники для уборки и переработки льна.
Дальнейший рост объемов производства в льняном комплексе Томской области возможен только при реализации комплекса мер, направленных на преодоление технологической отсталости товаропроизводителей, обеспечение условий для реализации инвестиционных проектов, направленных на переработку на территории области короткого волокна и костры, обеспечивающих высокую рентабельность льноводческих предприятий области. Мероприятиями Государственной программы предусмотрено предоставление поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям по следующим направлениям расходования средств:
обеспечение устойчивого развития производства сельскохозяйственной продукции льноводства;
приобретение техники, оборудования, машин и механизмов, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции льноводства.
Для создания условий устойчивого развития сельского хозяйства в Томской области необходимо поддерживать работоспособность и целостность внутрихозяйственных мелиоративных систем.
Оросительные системы в Томской области были введены в эксплуатацию в 1977-1986 годах. По состоянию на 01.01.2014 общая площадь орошаемых земель в Томской области составляет 3,2 тыс. га, протяженность оросительной системы (трубопроводов) - 253 км. Действующими являются 2 насосные станции, используются 3 водохранилища, их основное назначение - орошение сельскохозяйственных угодий. Фактический износ внутрихозяйственных мелиоративных систем составляет около 75%.
Используемые внутрихозяйственные мелиоративные системы требуют модернизации и реконструкции поливных систем.
Несмотря на то, что сельское хозяйство Томской области развивается в экстремальных природных условиях, а биоклиматический потенциал земледельческой зоны в 2 - 2,5 раза ниже, чем в европейской части России, регион располагает всеми необходимыми предпосылками для организации эффективных оросительных мероприятий.
Поддержка мелиорации будет направлена на решение проблемы продовольственной безопасности, создание средствами комплексной мелиорации механизма эффективного использования сельскохозяйственных земель и природных ресурсов независимо от климатических изменений и аномалий. Эффект от реализации мелиоративных мероприятий в засушливые годы для экономики области будет возрастать.
Животноводство
На 1 января 2016 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по расчетным данным составило 83,1 тысяч голов (на 1,8% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 37,2 тысяч голов (на 0,3% больше), свиней - 135,1 тысяч голов (на 31,7% меньше), овец и коз - 25,0 тысяч голов (на 2,0% меньше).
Таблица 2. Поголовье скота и птицы в Томской области
|
на 01.01.2016 тыс. голов |
01.01.2016 в % к 01.01.2015 |
01.01.2015 в % к 01.01.2014 |
Хозяйства всех категорий | |||
Крупный рогатый скот |
83,1 |
98,2 |
93,1 |
в том числе коровы |
37,2 |
100,3 |
94,6 |
Свиньи |
135,1 |
68,3 |
102,9 |
Овцы и козы |
25,0 |
98,0 |
103,5 |
Птица |
4111,4 |
106,9 |
107,1 |
Сельскохозяйственные организации | |||
Крупный рогатый скот |
37,4 |
94,7 |
87,3 |
в том числе коровы |
15,4 |
97,5 |
89,1 |
Свиньи |
107,6 |
62,0 |
105,3 |
Овцы и козы |
0,0 |
- |
73,1 |
Птица |
3973,7 |
106,6 |
107,6 |
Хозяйства населения | |||
Крупный рогатый скот |
33,2 |
99,4 |
97,1 |
в том числе коровы |
16,2 |
99,4 |
96,4 |
Свиньи |
25,2 |
114,5 |
88,3 |
Овцы и козы |
21,1 |
101,9 |
98,1 |
Птица |
114,5 |
112,9 |
91,8 |
КФХ и ИП | |||
Крупный рогатый скот |
12,5 |
106,8 |
104,6 |
в том числе коровы |
5,6 |
112,0 |
108,8 |
Свиньи |
2,3 |
100,0 |
90,1 |
Овцы и козы |
3,9 |
83,0 |
137,4 |
Птица |
23,2 |
119,6 |
104,9 |
В структуре поголовья скота на хозяйства населения, КФХ и ИП приходилось 55,0% поголовья крупного рогатого скота, 20,4% поголовья свиней, 100,0% поголовья овец и коз (на начало января 2015 года соответственно 53,3%, 12,3%, 100,0%).
В сельскохозяйственных организациях на 1 января 2016 года по сравнению с соответствующей датой 2015 года поголовье крупного рогатого скота сократилось на 5,3%, поголовье коров - на 2,5%, поголовье свиней - на 38,0%.
Таблица 3. Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий
|
Январь - декабрь 2015 года |
Январь - декабрь 2015 года в % к январю - декабрю 2014 года |
Удельный вес в общем объеме, % |
|
январь - декабрь 2015 года |
январь - декабрь 2014 года |
|||
Мясо (скот и птица на убой в живом весе) - всего, тыс. тонн |
126,2 |
103,4 |
100,0 |
100,0 |
Сельхозорганизации |
107,0 |
105,0 |
84,8 |
83,5 |
Личные подсобные хозяйства населения |
17,8 |
95,7 |
14,1 |
15,2 |
Фермерские хозяйства |
1,4 |
87,5 |
1,1 |
1,3 |
Молоко - всего, тыс. тонн |
141,1 |
101,7 |
100,0 |
100,0 |
Сельхозорганизации |
70,1 |
102,6 |
49,7 |
49,2 |
Личные подсобные хозяйства населения |
61,2 |
96,4 |
43,4 |
45,7 |
Фермерские хозяйства |
9,8 |
140,0 |
7,0 |
5,1 |
Яйца - всего, млн. штук |
121,5 |
102,9 |
100,0 |
100,0 |
Сельхозорганизации |
-* |
104,2 |
-* |
84,1 |
Личные подсобные хозяйства населения |
14,5 |
93,5 |
11,9 |
13,1 |
Фермерские хозяйства |
-** |
106,1 |
-** |
2,8 |
* Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ (ст. 4, п. 5; ст. 9, п. 1).
** Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".
На долю хозяйств населения, КФХ и ИП приходится 15,2% производства мяса, 50,3% - молока. В сельскохозяйственных организациях в январе - декабре 2015 года производство мяса скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 5,0% (в январе - декабре 2014 увеличилось на 3,4%). Производство молока увеличилось на 2,6% (в январе - декабре 2014 года сократилось на 5,9%). Производство яиц увеличилось на 4,2% (в январе - декабре 2014 года сократилось на 1,6%).
Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях в январе - декабре 2015 года составил 5071 килограмм, что выше прошлогоднего уровня на 12,8% (на 574 кг). Удельный вес производства молока в сельскохозяйственных предприятиях составляет 50% от общего объема производства. В результате многолетней целенаправленной работы по созданию томского типа черно-пестрого скота в области создано стадо с генетическим потенциалом продуктивности 6000 килограммов, который пока используется на 60 - 70%.
Одним из приоритетных направлений развития молочного скотоводства для повышения уровня использования генетического потенциала животных является создание оптимальной кормовой базы для животноводства, обеспечивающей кормами до 45 центнеров кормовых единиц всех видов кормов на условную голову скота, а в ведущих племенных хозяйствах - до 50 центнеров.
Ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока являются задачей стратегического значения, решение которой позволит в перспективе научно обоснованно и в интересах всего населения удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства.
С середины 90-х годов происходило постоянное сокращение поголовья как крупного рогатого скота в целом, так и коров, что привело к сокращению производства мяса говядины. В 2008 году реализация на убой мяса крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях составила 13,7% к уровню 1990 года. С 2004 года в целях стабилизации и роста производства мяса крупного рогатого скота Администрацией Томской области было принято решение о развитии отрасли мясного скотоводства, что привело к формированию первых стад скота мясного направления путем приобретения племенного молодняка герефордской и симментальской пород.
Главным резервом роста производства говядины и улучшения ее качества на данном этапе являются повсеместное повышение интенсивности выращивания, организации и сокращения сроков откорма скота, реализация молодняка более высокими весовыми кондициями, откорм и нагул скота с преимущественным использованием зеленых, грубых и сочных кормов.
Для создания условий ускоренного развития мясного скотоводства Томская область располагает всеми необходимыми предпосылками:
достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
апробированная технология интенсивного мясного животноводства;
хорошая собственная племенная база по разведению крупного рогатого скота мясных пород.
Дальнейшее развитие мясного скотоводства невозможно без укрепления кормовой базы, повышения культуры кормопроизводства с учетом современных технологических норм, активного использования инновационных разработок в кормлении и способах балансирования рациона животных.
Существует ряд факторов, сдерживающих развитие мясного скотоводства в области, основными из которых являются:
недостаточная численность поголовья мясного скота в Томской области;
невысокие темпы технической и технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий;
недостаточное развитие кормопроизводства вследствие низкого уровня обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей современной высокопроизводительной кормоуборочной техникой, кормосмесителями и кормоцехами.
Решением вышеперечисленных проблем предполагается предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям по следующим направлениям расходования средств:
содержание коров специализированных мясных пород и их помесей в товарных стадах, от которых получен живой теленок;
создание объектов по содержанию, откорму, убою и переработке крупного рогатого скота специализированных мясных пород и их помесей;
приобретение товарного молодняка крупного рогатого скота специализированных мясных пород и их помесей;
укрепление кормовой базы, улучшение естественных пастбищ, создание объектов по кормопроизводству;
приобретение техники, оборудования, машин и механизмов, необходимых для развития мясного скотоводства.
Система кооперации является базовой составляющей механизма комплексного, устойчивого развития сельских территорий, основным разделом программ социально-экономического развития муниципальных образований на селе.
В Томской области система сельскохозяйственной потребительской кооперации охватывает практически все муниципальные районы. На территории области зарегистрированы 48 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 26 кредитных кооперативов, 22 обслуживающих кооператива (17 перерабатывающих и 5 снабженческо-сбытовых). За последние два года активно развиваются перерабатывающие кооперативы, которые создаются личными подсобными хозяйствами (далее - ЛПХ), КФХ вместе с коллективными предприятиями.
В настоящее время производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования на селе используется недостаточно эффективно. КФХ, ЛПХ и другие малые формы хозяйствования испытывают в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:
1. Не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации.
2. КФХ, ЛПХ и другие малые формы хозяйствования испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики.
3. Не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного, жилищно-коммунального обслуживания КФХ, ЛПХ и других малых форм хозяйствования.
Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем позволит не только сконцентрировать необходимые средства на цели развития сельскохозяйственной кооперации, но и обеспечить повышение значимости в структуре агропромышленного комплекса области.
По результатам реализации Подпрограммы 1 будут достигнуты плановые значения показателей поставленных перед ней задач, оценивающие производственную деятельность агропромышленного комплекса в целом, что в итоге позволит вывести отрасль на рентабельный уровень производства и достичь запланированных результатов.
<< Приложение N 5 |
Приложение >> N 7 |
|
Содержание Постановление Администрации Томской области от 20 мая 2016 г. N 175а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.