Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 26 мая 2016 г. N 3277
Вносится Законодательной Думой
Томской области
Проект Федерального Закона
"О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Сложившаяся на территории Российской Федерации правоприменительная практика по компенсации неработающим пенсионерам расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в случае проведения ими отдыха за границей такова, что территориальные органы Пенсионного фонда РФ вынуждены отказывать в выплате указанной компенсации исходя из буквального толкования норм закона.
Согласно ст. 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1 (далее - Закон N 4520-1) и Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 (далее - Правила), компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно возможна в случае использования данного права только на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 33 Закона N 4520-1, ст. 325 Трудового кодекса РФ компенсация расходов по проезду к месту отдыха и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в пределах территории Российской Федерации. Аналогичная позиция изложена и в пункте 5 Разъяснений о применении Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.08.2008 N 408н, которыми установлено, что пенсионеру необходимо подтвердить период пребывания в месте отдыха, в том числе самоорганизованного, независимо от места его нахождения на территории РФ. Таким образом, в случае проведения пенсионерами отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, возникают разногласия и противоречия при осуществлении компенсации расходов в пределах территории Российской Федерации.
Суды общей юрисдикции разрешают подобные споры между пенсионерами и органами Пенсионного фонда РФ неоднозначно.
Так за период с 2008 по 2015 годы ГУ - Управлением Пенсионного фонда в г. Стрежевой Томской области принято 64 решения об отказе в компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам, выезжавшим отдыхать заграницу. Из них 31 гражданин, обратившись с исковыми требованиями в суд, взыскали с ГУ - УПФР в г. Стрежевой стоимость проезда по территории Российской Федерации до границы на сумму 657 тысяч рублей.
Следует отметить, что суды, удовлетворяя исковые требования пенсионеров, руководствуются постановлениями Конституционного и Верховного судов РФ. В частности, Определением Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 38-О "По запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" частично разрешен вопрос о самостоятельной организации и выборе места отдыха пенсионерами.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 38-О решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет именно цель поездки - отдых, а не форма его организации. Нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в РФ, избранными ими для отдыха, в т.ч. самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха. Исходя из конституционно-правового смысла Определения Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 38-О, действующее законодательство императивно не определяет обязанность пенсионеров проводить отдых только на территории Российской Федерации. Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно в случае отдыха за пределами Российской Федерации ставит их в неравное положение с теми пенсионерами, кто отдыхает на территории России.
Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий по старости или по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации и в том случае, если отдых осуществлялся на территории иного государства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не потребует выделения дополнительных бюджетных средств.
Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
В связи с принятием проекта Федерального закона потребуется внесение изменений в постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно".
<< Назад |
Статья 1 >> Статья 1 |
|
Содержание Постановление Законодательной Думы Томской области от 26 мая 2016 г. N 3277 "О законодательной инициативе Законодательной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.