Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 31 марта 2016 г. N 3174
Внесен Законодательной Думой
Томской области
Проект Федерального Закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" разработан в целях устранения пробела правового регулирования.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации обеспечиваются жилым помещением на общих основаниях.
Указанный механизм улучшения жилищных условий для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, носит дискриминационный характер, так как в системе действующего правового регулирования в нарушение статьи 19 Конституции Российской Федерации не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - предоставление жилых помещений всем гражданам, относящимся к указанной категории.
Необходимо отметить, что статьей 5 Федерального закона N 181-ФЗ установлено право субъектов Российской Федерации предоставлять дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия федеральных законов. В связи с принятием Федерального закона N 181-ФЗ возникло расходное обязательство Российской Федерации по обеспечению инвалидов жильем.
Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
Расходное обязательство по обеспечению жильем инвалидов не может ставиться в зависимость от срока постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджета, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Отсутствие в Федеральном законе N 181-ФЗ указания на то, что обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета отразилось на судебной практике по делам, возбуждаемым на основе исковых заявлений муниципальных образований о взыскании убытков, связанных с предоставлением жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судебные инстанции пришли к выводу, что указанные убытки необходимо возмещать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанная позиция отражена в Определениях Верховного Суда РФ от 21 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11320 по делу N А60-35445/2014; от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 по делу N А60-36857/2014; от 11 декабря 2015 года N 309-ЭС15-9501 по делу N А60-35660/2014.
Судебные акты мотивированы тем, что действующее законодательство не содержит порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года. Однако отсутствие такого порядка не может служить основанием к отказу от выполнения государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Исполнение решений судов о возмещении убытков муниципальных образований, связанных с обеспечением жильем инвалидов, за счет казны субъектов Российской Федерации приведет к дополнительной нагрузке на региональные бюджеты.
Принятие предлагаемых изменений устранит неопределенность финансирования расходных обязательств по обеспечению жильем инвалидов.
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" потребует дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета.
Расчет дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета произведен исходя из:
- численности инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Томской области, после 1 января 2005 года - 680 человек;
- общей площади жилья 18 квадратных метров на 1 человека;
- средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Томской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2016 года - 35 281,0 рублей.
Таким образом, общая потребность Томской области в средствах федерального бюджета для обеспечения жильем указанной категории граждан (680 человек) составляет 431 839,4 тыс. рублей (680x18x35,281).
Однако, учитывая, что очередь нуждающихся граждан образовалась за период 2005-2015 годы (11 лет), ежегодная потребность в средствах федерального бюджета для Томской области составит в среднем 39 258,1 тыс. рублей.
Дополнительно сообщаем, что информация о численности инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года в муниципальных образованиях других регионов Российской Федерации, отсутствует, в связи с чем осуществить расчет затрат федерального бюджета в целом по стране не представляется возможным.
<< Назад |
Статья 1 >> Статья 1 |
|
Содержание Постановление Законодательной Думы Томской области от 31 марта 2016 г. N 3174 "О законодательной инициативе Законодательной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.