Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
Администрации города Кедрового
от 8 июля 2016 г. N 262
Итоги
социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" за 2015 год, предварительные итоги социально-экономического развития за первое полугодие 2016 года, ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2016 год и прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" на 2017-2019 годы
Общие положения
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" Томской области на 2017-2019 годы (далее - Прогноз) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, Томской области и нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Кедровый".
Правовой основой для его разработки явились:
- Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06. 2014 N 172-ФЗ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2015 N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Закон Томской области "О стратегическом планировании в Томской области" от 12.11.2015 N 24-ОЗ;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Томской области "О стратегическом планировании в Томской области" следует читать как "от 12.03.2015"
- постановление Администрации Томской области от 05.05.2016 N 155а "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период";
- постановление администрации города Кедрового от 29.06.2016 N 366 "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый на среднесрочный период".
При разработке Прогноза учитывались сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, Томской области, основные макроэкономические показатели, индексы-дефляторы цен, разработанные Минэкономразвития России, анализ тенденции развития экономики и социальной сферы муниципального образования "Горд Кедровый". За основу прогноза взяты статистические отчетные данные и ведомственная информация администрации города Кедрового за 2013-2015 годы, первое полугодие 2016 года и сведения по перспективе развития, представленные предприятиями и организациями муниципального образования "Город Кедровый", с учетом итогов социально-экономического развития за фактический период и оценки текущего года.
В соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Департаментом экономики Администрации Томской области Прогноз разработан в двух вариантах:
-первый вариант (базовый) отражает сложившуюся тенденцию развития экономики муниципального образования "Город Кедровый";
-второй вариант (целевой) предполагает выполнение поставленных задач, улучшение положения в основных сферах экономической деятельности, активизацию экономических процессов, основан на благоприятных тенденциях и факторах социально-экономического развития территории.
1. Общая характеристика социально-экономического развития муниципального образования в базовом периоде
За период 2013-2015 годов, первое полугодие 2016 года социально-экономическое развитие муниципального образования "Город Кедровый" характеризовалось как положительными, так и отрицательными тенденциями.
Сложившиеся значения основных прогнозируемых показателей социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" к 2015 году отражают степень эффективности мероприятий, реализуемых в рамках документов стратегического планирования.
1.1. Производство промышленной продукции. Официальные статистические сведения по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по разделам C, D, E за 2013-2015 годы отделом государственной статистики в г. Кедровом не публикуются ввиду перехода предприятий жилищно-коммунального комплекса по статусу в субъекты малого предпринимательства, отсутствия на территории муниципального образования крупных и средних производственных организаций, выполняющих работы и услуги собственными силами по "чистым" видам деятельности, а также в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.07 N 282-ФЗ.
Оценочные значения данного показателя по данным администрации города Кедрового за 2015 год составляют 43,8 млн. рублей, оценка первого полугодия 2016 года - 21,8 млн. рублей. Индекс промышленного производства к уровню 2014 года составил в 2015 году 91,8%, что связано с уменьшением объемов выпуска пищевой и целлюлозно-бумажной продукции.
Продукция "Обрабатывающего производства", на 93,6 % состоит из производства пищевых продуктов, а именно - производства хлеба и хлебобулочных изделий. На целлюлозно-бумажное производство - полиграфическую, издательскую деятельность приходится, соответственно 6,4%. За анализируемый период с 2013 по 2015 годы наблюдается снижение индекса производства продукции, что связано с ежегодным уменьшением постоянного населения, снижением потребительского спроса.
1.2. Сельское хозяйство. Объем производства сельскохозяйственной продукции по всем категориям хозяйств за рассматриваемый период остается стабильным и по оценочным данным составил в 2015 году 49,6 млн. рублей, увеличившись к уровню 2013 года в 1,18 раза, за счет индексации цен на сельхозпродукцию. Сельскохозяйственный сектор представлен исключительно личными подсобными хозяйствами населения. Производство гражданами основных видов сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи, скот, птица, молоко и яйцо) остается неизменным. Площади сельскохозяйственных угодий, занятые под посевы во всех категориях хозяйств остаются на протяжении трех лет практически неизменными - 80 га и используются для посадки картофеля и овощей. На начало 2016 года в муниципальном образовании наблюдается снижение поголовья крупного рогатого скота, которое составило по данным статистики 183 головы (на 28% меньше уровня 2014 года). Также на 34% снизилось поголовье птицы, составив 904 особи на конец 2015 года.
1.3. Инвестиционная деятельность. Общий объем инвестиций в 2015 году составил 10,737 млн. рублей и превысил в 2,5 раза результат 2014 года, но 97,7% инвестиций 2015 года - это бюджетные средства, что говорит о низкой инвестиционной активности в реальном секторе экономики. Оценка 2016 года - 5,5 млн. рублей - это также в основном бюджетные средства, направленные на улучшение материально-технической базы учреждений бюджетного сектора.
1.4. Потребительский рынок. Общий объем всех продовольственных товаров, реализованных в границах городского округа, в денежном выражении за финансовый год по статистическим данным в 2015 году составил 113,6 млн. рублей, в 2014 - 107,8 млн. рублей, данный показатель с каждым годом увеличивается.
В муниципальном образовании достаточно хорошо развита сфера розничной торговли. Данную деятельность на территории осуществляют в основном микропредприятия с численностью до 15 человек, что затрудняет получение данных по обороту розничной торговли. Инфраструктура потребительского рынка представлена 54 объектами торговли, с общей торговой площадью 2 185 кв. метров, из них 35 магазинов (26 магазинов товаров ежедневного спроса, 9- неспециализированные непродовольственные и прочие магазины), 19 павильонов, Кроме того, функционирует 1 ярмарочная площадка, на которой реализуется сельхозпродукция с личных подворий, продукция, доставляемая индивидуальными предпринимателями из других районов области (мясо, рыба, мед и т.д.), товары непродовольственной группы. На территории города действует одна автозаправочная станция, одна аптека, также имеется аптечный пункт в с. Пудино. В двух населенных пунктах, в г. Кедровом и с. Пудино, почтовые отделения осуществляют торговлю товарами первой необходимости.
По расчетным данным администрации города Кедрового оборот розничной торговли в 2015 году составил 194,4 млн. рублей, из них большая часть - 98% приходится на оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей. Крупные торговые сети на территории муниципального образования отсутствуют, таким образом, оставшиеся 2 % от общего розничного оборота приходятся на продажи на рынке и ярмарочной площадке.
Оборот общественного питания на территории муниципального образования в 2015 году остался практически на уровне прошлого года и по оценочным данным составил 1,86 млн. рублей (без учета субъектов малого предпринимательства, ввиду отсутствия данных). В 2016 году возможно увеличение данного показателя с учетом индексов-дефляторов и достижения уровня- 1,94 млн. рублей.
Бытовое обслуживание на территории муниципального образования слаборазвито, так же как придорожный и гостиничный сервис, что не лучшим образом влияет на качество жизни населения.
Объем платных услуг населению, оказанных крупными и средними предприятиями в действующих ценах (данные по субъектам малого предпринимательства отсутствуют) по статистическим данным с 2013 года по 2015 год остается практически на одном уровне, и составил в 2015 году 11,7 млн. рублей. В структуре платных услуг крупных и средних предприятий и организаций по-прежнему наибольший удельный вес занимают коммунальные услуги - 6,8 млн. рублей (58%). Положительная тенденция происходит по услугам учреждений образования. Наблюдается резкое снижение платных медицинских услуг: в 2013 году - 1,215 млн. рублей, в 2014 году - 0,365 млн. рублей, в 2015 - 0,163 млн. рублей, что связано с присоединением медсанчасти города Кедрового к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Бакчарская районная больница". Объемы снизились, платные медосмотры производятся периодически выездной комиссией врачей Бакчарской районной больницы.
1.5. Рынок труда и заработная плата. Улучшилась ситуация на рынке труда: уровень регистрируемой безработицы снизился с 6,2% от экономически активного населения в конце 2014 года до 5% в декабре 2015 года. Численность официально зарегистрированных безработных сократилась со 130 человек до 115. Несмотря на сложную экономическую ситуацию увеличилось число индивидуальных предпринимателей с 98 субъектов, включенных в Статрегистр на 01.01.2015 до 102 субъектов на 01.01.2016. Происходит постепенное расширение спектра услуг, предлагаемых представителями малого бизнеса.
Увеличилась доля среднесписочной численности работников малых предприятий и составила к концу 2015 года 21% от численности населения занятого в экономике (1430 человек). По данным баланса трудовых ресурсов администрации города Кедрового, на 01.01.2016 года в сфере малого предпринимательства занято чуть более 300 человек.
Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) значительно снизилась с 472 человек в 2014 году до 409 человек в 2015 году, что свидетельствует о сокращении рабочих мест на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности. Наибольшее снижение численности работников произошло в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности; обязательного социального страхования (-37 человек), в образовании (-16 человек), в учреждениях транспорта и связи (-10 человек).
Неблагоприятная экономической обстановка, сложившаяся вследствие снижения мировых цен на энергоносители и введения экономических санкций, не могла не отразиться на уровне средней заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального образования "Город Кедровый", которая в 2015 году по данным Томскстата составила 38 213,9 рубля и снизилась по отношению к 2014 году на 3,4%. Наблюдается снижение средней заработной платы в сравнении с прошлым периодом по таким видам деятельности как "Добыча полезных ископаемых", "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", "Транспорт и связь".
Снизилась покупательная способность заработной платы по полному кругу организаций и предприятий муниципального образования за 2015 год составив 3,5 раза (отношение среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму на душу трудоспособного населения городского округа "Город Кедровый"), за 2014 год этот показатель был значительно выше (4,5 раза). Уровень реальной заработной платы, рассчитанной с учетом индекса потребительских цен по данным отдела статистики в 2015 году в муниципальном образовании город Кедровый составил 83,3% к уровню 2014 года, в целом по Российской Федерации - 90,7%.
1.6. Фонд оплаты труда в 2015 году определен на основании анализа данных налоговых органов, представляемых в отдел финансов и экономики администрации города Кедрового в части поступления налога на доходы физических лиц, информации отдела государственной статистики в г. Кедровом о средней заработной плате крупных и средних организаций, отчетности муниципальных учреждений об общем фонде оплаты труда сотрудников, а также с приблизительным учетом фонда заработной платы структурных подразделений организаций, расположенных на территории муниципального образования и ориентировочно составил 321424,8 тыс. рублей, что ниже уровня прошлого 2014 года на 3,4%. По оценке 1 полугодия 2016 года, сумма отчислений налога на доходы физических лиц в местный бюджет меньше, чем за аналогичный период прошлого года, увеличения числа занятых в экономике не планируется, информации об открытии новых предприятий и производств на территории нет, что может повлечь за собой в дальнейшем уменьшение общего фонда оплаты труда.
1.7. Развитие малого предпринимательства. Всего в 2015 году число субъектов малого предпринимательства снизилось на 2 единицы. Сведения по обороту продукции (услуг) данных предприятий отсутствуют. Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, включенных в Статрегистр на 01.01.2016 года составляет 102 единицы, и увеличилось по отношению к прошлому периоду на 4 субъекта. Основным видом экономической деятельности индивидуальных предпринимателей является оптовая и розничная торговля - 42,9 % от общего числа, транспорт и связь (в основном услуги такси) - 29,6 %.
В целях повышения предпринимательской активности и расширения спектра услуг, предоставляемых субъектами малого предпринимательства, в городском округе с 2015 года реализуется муниципальная программа "Создание условий для развития предпринимательства на территории муниципального образования "Город Кедровый" на 2015-2017 годы". В рамках данной программы для повышения имиджа и поддержки малого предпринимательства в 2015 году были реализованы следующие мероприятия:
- проведен "круглый стол" для индивидуальных предпринимателей с представителями государственных учреждений по вопросам изменений в законодательстве;
- проведен семинар по заключению коллективных договоров; онлайн-семинар по вопросам налоговой отчетности; видеоконференция по вопросам подключения к ЕГАИС;
- организована учеба по охране труда для 19 индивидуальных предпринимателей;
- организован и проведен конкурс "Молодой предприниматель" среди учащихся 8-11 классов, в результате которого проект участников конкурса "Прокат спортивного инвентаря" на территории муниципального образования "Город Кедровый" занял выигрышное призовое место;
- проведено праздничное мероприятие ко Дню российского предпринимательства, на котором предпринимателям, внесшим большой вклад в развитие муниципального образования, были вручены благодарственные письма Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, грамоты администрации города Кедрового и памятные подарки;
- неоднократно объявлялись конкурсы предпринимательских проектов "Достойный бизнес" и "Бизнес старт", победительницей последнего стала индивидуальный предприниматель, получившая финансовую поддержку в размере 500 тыс. рублей (из них 475 тыс. рублей - областные средства) на реализацию бизнес- проекта "Открытие кафе "Елена".
Учитывая сложившееся социально-экономическое положение муниципального образования "Город Кедровый", выявилась острая необходимость в развитии малого предпринимательства на территории городского округа, а именно в расширении сферы обслуживания (открытие объектов общественного питания, гостиниц) для дальнейшего повышения качества жизни населения. В связи с чем, администрацией и Думой города Кедрового было принято решение об уменьшении налоговых ставок по единому налогу на вмененный доход в сфере оказания услуг общественного питания и оказания услуг по временному размещению и проживанию с 01 октября 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ. Также рассматривается вопрос о возможности открытия центра поддержки предпринимательства и о выделении субсидий предпринимателю, готовому открыть коммерческий центр поддержки предпринимательства.
1.8. Социальная сфера. В связи с проведением оптимизационных мероприятий в области здравоохранения ряд показателей, характеризующих обеспеченность населения медицинскими услугами в 2015 году в сравнении с 2013 годом снизился. В целях улучшения доступности медицинских услуг на территории муниципального образования в 2015 году обустроены два новых модульных фельдшерско-акушерский пункта в п. Рогалево и в с. Пудино. В рамках повышения обеспечения инвалидам доступности объектов социальной сферы данные пункты оказания медицинской помощи обустроены пандусами. Решается вопрос с Департаментом здравоохранения Томской области по оказанию медицинской помощи населению врачом-хирургом. В 2016 году приступил к работе на постоянной основе врач-стоматолог.
В связи с тем, что здание Дома культуры с. Пудино было признано аварийным в 2014 году, временно, до сдачи нового здания Дома культуры с. Пудино в эксплуатацию, запланированного в 2018 году, в муниципальном образовании "Город Кедровый" библиотечное обслуживание ведется одной библиотекой в г. Кедровом, сельские культурно-досуговые мероприятия проводятся во временном помещении в с. Пудино, а также в здании Пудинской общеобразовательной школы.
Организация и проведение официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий возложены на муниципальное учреждение "Культура". Занятия проводятся в спортивном и малом спортивном залах МБОУ средняя общеобразовательная школа N 1 г. Кедрового, в тренажерном зале и на спортивной универсальной площадке г. Кедрового, на городской лыжне, в спортивном зале школы с Пудино. Обеспеченность спортивными залами и плоскостными сооружениями практически не меняется.
Процент обеспеченности детей 1-6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях постепенно повышается и составил в 2015 году 68,2 %. В дальнейшем процент обеспеченности стабилизируется, и в среднем будет составлять 69-70 % (количество мест в дошкольных учреждениях муниципального образования 215-225, число детей 1-6 лет в среднем 340 человек). В результате реализации мероприятий муниципальной подпрограммы "Развитие образования на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений", а также вновь введенным 20 местам в дошкольной группе МАОУ Пудинской СОШ после завершения капитального ремонта в 2014 году, доступность дошкольного образования для детей в возрасте 3-7 лет на территории муниципального образования к 2015 году составила 100 %.
Педагогического ресурса и площадей учебных учреждений достаточно для того, чтобы все учащиеся общеобразовательных школ на территории муниципального образования занимались в первую смену.
1.9. Транспорт. В 2014 году были проведены работы по оформлению технических и кадастровых паспортов на дороги общего пользования местного значения, оформление дорог в муниципальную собственность. Таким образом, общая протяженность автомобильных дорог с 2014 года составляет 63,251 км, из них дороги с твердым покрытием - 28,129 км. Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования в 2015 году не производилось. В 2016 году на средства областной субсидии, выделенной муниципальному образованию "Город Кедровый" на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, ведущих к объектам сферы образования и здравоохранения и средств местного бюджета запланирован капитальный ремонт участка дороги, протяженностью 560 м по ул. Советская в с. Пудино. Протяженность автомобильных дорог в прогнозном периоде не изменится.
1.10. Жилищно-коммунальное хозяйство Общая площадь муниципального жилищного фонда за последние годы уменьшилась на 0,9 тыс. кв. м, в связи с приватизацией имущества в частную собственность, стихийными бедствиями (пожарами) и к 2015 году составила 7,6 тыс. кв. м. Ввод в эксплуатацию жилых домов за последние годы характеризуется незначительными объемами. Строительство жилищного фонда производится частными застройщиками в незначительных объемах 65-70 кв. м жилья в год, следовательно, увеличения общей площади муниципального жилищного фонда в прогнозном периоде не планируется. Общая площадь ветхого аварийного жилищного фонда значительно не меняется - 3,6 тыс. кв. м. В 2016 году планируется капитальный ремонт многоквартирного дома на средства регионального фонда общей площадью 2641,45 кв. м.
Вследствие уменьшения численности населения за счет миграции, и, соответственно, освобождения площадей жилых помещений, средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов с каждым годом возрастает: с 25,8 кв. м на человека в 2013 году до 27 кв. м в 2015 году. Малый объем строительства не оказывает значительного влияния на данный показатель. В планируемом периоде предполагается в основном сохранение данной тенденции.
Число семей, улучшивших жилищные условия в 2015 году - 23, общая площадь жилых помещений, полученных семьями - 0,882 тыс. кв. м.
Услуги централизованного теплоснабжения, водоснабжения, централизованного водоотведения на территории города оказывает ООО "Северная тепловая компания", услуги по электроснабжению осуществляет ПАО "Томскэнергосбыт" Северное отделение. ООО "Кедровская жилищная компания" оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов. Доля стоимости жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых населением, составляет 100%.
1.11. Муниципальное имущество. На 01.01.2016 года остаточная балансовая стоимость основных фондов, находящиеся в муниципальной собственности уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 509 тыс. рублей и составила 223211 тыс. рублей. Всего за 2015 год доходы от использования и продажи муниципального имущества составили 11441,92 тыс. рублей, что составляет 101 % от плановых значений, утвержденных в бюджете города Кедрового на 2015 год. Приобретено в собственность муниципального образования две квартиры для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 6 квартир для семей, пострадавших от пожара.
1.12. Демографическая ситуация. На 01.01.2016 года численность населения муниципального образования составила 3301 человек, в том числе в городе - 2049 человек, в сельской местности - 1252 человека. За период январь-декабрь 2015 года численность постоянного населения муниципального образования снизилась на 110 человек, в том числе в городе на 80 человек, в селе на 30. Миграционная убыль снизилась по отношению к 2014 году на 15 человек и составила в отчетном периоде -125 человек. С 2013 года наблюдается стабильное снижение показателя смертности населения, но и показатель рождаемости также снижается. Естественный прирост населения (превышение числа родившихся над числом умерших) в 2013, 2014, 2015 годах составил +11,+18,+15 соответственно. В целом за последние годы наблюдается ежегодное превышение числа родившихся над числом умерших, но естественный прирост не позволяет восстановить баланс численности населения, ввиду большого миграционного оттока. В связи с чем, наиболее приоритетными являются мероприятия, направленные на повышение миграционной привлекательности территории городского округа.
1.13. Органы местного самоуправления. Расходы бюджета на органы местного самоуправления в 2015 году снизились на 5,5% по сравнению с прошлым 2014 годом и составили 23013,86 тыс. рублей. Снижение расходов на содержание органов местного самоуправления произошло в результате проведения оптимизационных мероприятий: ликвидация одного муниципального казенного учреждения, а также в результате вакантной должности мэра в 1 квартале 2015 года. Общая численность работников органов местного самоуправления стабильна, в среднем составляет 41 человек. На 2016 год указана потребность по штатному расписанию. Согласно отчетам о результатах независимых социологических исследований, проводимых на территории муниципального образования "Город Кедровый", наибольшее число респондентов (38,9% от общего числа опрошенных) положительно оценили работу городской Администрации в 2015 году, что выше показателя прошлого 2014 года на 15%.
1.14. Окружающая среда. На территории муниципального образования два предприятия имеют выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Благодаря окружающим лесам, в большинстве состоящим из хвойных деревьев и отсутствием каких-либо масштабных производств на территории, экологическое состояние региона оценивается как благоприятное.
В целом, исходя из общей тенденции социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" и неустойчивой динамики показателей выполнения среднесрочных целей и задач за период с 2013 по 2015 годы, анализируя итоги первого полугодия 2016 года прогнозируется, что по ряду целевых показателей плановые значения на 2016 год не будут достигнуты, что связано с негативным влиянием как внутренних, так и внешних факторов.
К внешним факторам относятся общероссийские и областные тенденции, которые характеризуются посткризисным восстановлением экономики России в 2010-2013 годах и ослаблением экономической ситуации в 2014-2015 годах, вследствие снижения мировых цен на энергоносители и экономических санкций, что неблагоприятным образом отразилось на достижении стратегических целей как области в целом, так и муниципального образования в частности. Помимо внешних факторов, для городского округа характерны внутренние проблемы, главные из которых - инвестиционная непривлекательность территории, связанная с отдаленностью и небольшими площадями территории, неразвитость транспортной инфраструктуры, отсутствием деловой активности населения, миграционный отток населения, низкая величина налоговой базы, высокая дотационность местного бюджета.
Все это свидетельствует о том, что дальнейшее социально-экономическое развитие муниципального образования требует активных действий, направленных на диверсификацию производственной специализации города, стимулирование развития малого бизнеса, сельского хозяйства, улучшение транспортной инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности территории.
2. Прогнозная оценка предпосылок и факторов, определяющих социально-экономическое развитие муниципального образования "Город Кедровый" на 2017-2019 годы
На основе анализа ключевых факторов сформированы два сценария социально-экономического развития муниципального образования: базовый и целевой. Базовый вариант развития характеризуется, как умеренно-оптимистический и является наиболее вероятным сценарием дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый". Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования постепенно будут повышаться по всем пунктам.
2.1. Социально-демографическая ситуация
За последние пять лет, численность населения муниципального образования сокращается ежегодно в среднем на 100-130 человек. Как следствие - нехватка квалифицированных кадров, низкая наполняемость классов общеобразовательных учреждений, снижение потребительского спроса.
Улучшение демографической ситуации на территории муниципального образования является одним из основных приоритетов социально-экономического развития городского округа. Реализация мероприятий в данном направлении с 2016 года определена Стратегией социально-экономического развития "Город Кедровый" до 2030 года, утвержденной решением Думы города Кедрового от 29.12.2015 N 104 (далее - Стратегия). Мероприятия приоритета 1 "Повышение качества жизни и развитие социальной сферы" будут направлены на повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, формирование культурного пространства и здорового образа жизни, что в совокупности должно будет способствовать снижению миграционного оттока населения, сохранению численности постоянного населения, улучшению демографической ситуации, повышению комфортности проживания в муниципальном образовании.
Пропаганда здорового образа жизни, проведение мероприятий, направленных на отказ от курения, алкоголя, организация физкультурно-массовой и спортивной работы с населением, обеспечение экологического воспитания населения, мероприятия, направленные на повышение значимости института семьи, поощрение многодетных семей - все эти направления демографической политики постоянно реализуются и будут реализовываться муниципальными учреждениями городского округа в рамках муниципальных программ. На территории муниципального образования "Город Кедровый" за последние годы наблюдается повышение тенденции семей к положительному решению в сторону рождения относительно большего числа детей в связи с оказанием им тех или иных видов помощи, улучшением условий их жизнедеятельности. Это свидетельствует о действенности таких мер, как внедрение регионального "материнского капитала", денежных выплат при рождении третьего ребенка и последующих детей, а также отсутствие социальной напряженности в устройстве детей дошкольного возраста в дошкольные учреждения муниципального образования. В прогнозном периоде в базовом варианте планируется стабилизация численности постоянного населения до 3,2 тыс. человек к 2019 году, в целевом до 3,4 тыс. человек.
Одним из преимуществ территории муниципального образования "Город Кедровый является высокий уровень обеспеченности объектами социальной сферы, а также наличие филиалов финансово-кредитных учреждений, отделов всех государственных и федеральных структур. Все вышеперечисленные объекты практически полностью удовлетворяют потребности постоянно проживающего населения.
Высокая доля молодежи в половозрастной структуре населения, наряду с высокими показателями общей безработицы и численностью незанятых трудовой деятельностью из числа граждан трудоспособного возраста свидетельствуют о достаточном наличии трудовых ресурсов.
2.2. Ресурсы многоцелевого назначения
Основную роль в социально-экономическом развитии как Томской области в целом, так и муниципального образования "Город Кедровый" занимают углеводороды. До тех пор, пока функционируют близлежащие месторождения по добыче нефти и газа, ведутся новые геологоразведочные работы на территории муниципального образования "Город Кедровый", значительная часть населения городского округа будет обеспечена трудовыми местами и стабильным заработком. Также в пределах территории городского округа имеются следующие виды полезных ископаемых: песок строительный (2,8 млн. куб. метров), глины кирпичные (2,5 млн. куб. метров), керамзитовое сырье (4,3 млн. куб. метров), торф. Расчетная лесосека, находящаяся на территории Кедровского лесничества, достигает 3480,1 тыс. куб. м, имеются значительные запасы дикорастущего сырья: грибы, ягоды, кедровый орех, лекарственные растения и т.д.
На территории муниципального образования находятся стратегически важные объекты связи, вертолетные площадки, имеется взлетно - посадочная полоса. Таким образом, городской округ является связующим звеном для бесперебойного обеспечения связи, доставки грузов и пассажиров на близлежащие месторождения и объекты нефтегазодобывающей отрасли.
2.3. Степень привлекательности территории для хозяйственной деятельности и инвестирования
Территориальные резервы для развития сельского хозяйства, индивидуального строительства на территории муниципального образования имеются. На производственных землях муниципального образования ведутся геологоразведочные работы, расположены сезонные автомобильные дороги, связывающие ближайшие месторождения с населенными пунктами, расположены объекты нефтегазодобывающей отрасли, при этом ставки арендной платы, по сравнению с областными не высокие. В муниципальной собственности имеются пустующие производственные здания, недостроенные сооружения, которые могут быть использованы для обустройства офисов, гаражей, складских помещений.
Нестабильная транспортная схема, связывающая муниципальное образование с соседними районами, значительная удаленность муниципального образования от транспортной системы области, заболоченность окружающей местности, отсутствие судоходных рек обуславливает высокую степень замкнутости муниципального образования. Неразвитость транспортного сообщения внутри городского округа затрудняет доступ к природным ресурсам, а также препятствует постоянному транспортному сообщению с населенными пунктами: п. Рогалево, п. Таванга, п. Калининск в осенне-весенний период. Несоответствие транспортной инфраструктуры муниципального образования социальным потребностям проживающего в нем населения является причиной таких негативных социальных последствий, как снижение качества медицинского обслуживания, низкое качество и завышенная стоимость реализуемых товаров, увеличение миграционного оттока населения в более приближенные к областному центру районы.
Улучшение транспортной доступности территории - одно из главных направлений в повышении инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Кедровый". Такие крупные инфраструктурные проекты Томской области как строительство Северной широтной автомобильной дороги, развитие железнодорожной инфраструктуры Томской области, в частности - строительство железной дороги "Томск-Бакчар" позволит в долгосрочном периоде улучшить экономико-географическое положение муниципального образования среди других районов области. В среднесрочной перспективе, в целях обеспечения транспортных потребностей городского округа намечен ряд мероприятий по доведению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги "Кедровый-Гарь-Кенга" до уровня, обеспечивающего устойчивое автомобильное сообщение. В процессе расширения отраслевой направленности и улучшения инвестиционного климата муниципального образования, возможно строительство внутримуниципальных дорог с привлечением средств государственно-частного партнерства и заинтересованных организаций нефтегазодобывающего комплекса, развитие малой авиации. Улучшение транспортной доступности территории будет непосредственно способствовать улучшению уровня жизни населения, развитию малого предпринимательства и расширению сферы оказываемых услуг.
2.4. Развитие сельскохозяйственных предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств
В 2017-2019 годах планируется обеспечить устойчивый рост производства основных видов продукции сельского хозяйства. Благосостояние села, повышение уровня доходов сельского населения невозможно без развития сельскохозяйственного сектора. Мероприятия подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования "Город Кедровый" предусматривают поддержку личных подсобных хозяйств населения посредством возмещения части затрат на приобретение крупного рогатого скота, на покупку сельскохозяйственной техники и оборудования, будут решаться вопросы по развитию инфраструктуры первичной переработки, объектов хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, для улучшения рынка сбыта и расширения ассортимента экологически чистой продукции.
На базе крупных личных подсобных хозяйств возможно в перспективе развитие фермерства. Актуально на данный момент сельскохозяйственное развитие в альтернативных направлениях: тепличное хозяйство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство. Задачей муниципальных органов управления является поддержать и финансово, в пределах бюджета, и организационно все будущие начинания в данном направлении. Открытие площадки для убоя скота на базе личного подсобного хозяйства в октябре 2015 года позволит владельцам частных хозяйств реализовать полноценный сбыт мяса как на территории муниципального образования "Город Кедровый", так и за ее пределами.
3. Приоритетные направления и мероприятия по решению социально-экономических задач
Социально-экономическая политика администрации муниципального образования "Город Кедровый" на 2016 и последующие годы ориентирована на областные тенденции и направлена на удовлетворение и реализацию общественных интересов, потребностей местного населения, а также на создание благоприятных условий для жизнедеятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Последующая реализация мероприятий по улучшению социально-экономического положения муниципального образования будет осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной в конце 2015 года Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" до 2030 года (далее-Стратегия) и других документов стратегического планирования.
Имеющийся потенциал социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" с учетом достигнутых в предыдущие годы результатов, складывающихся угроз и вызовов, а также миссия, обозначенная в Стратегии развития Томской области до 2030 года - обеспечить в Томской области лучшее качество жизни в Сибири за счет реализации модели интенсивного развития, определяют главную стратегическую цель и приоритеты дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования: повышение качества жизни, за счет наращивания экономического потенциала территории.
Приоритеты социально-экономического развития вытекают из главной стратегической цели с учетом преимуществ территории муниципального образования, которые могут быть использованы для достижения положительных результатов в экономике и социальной сфере, и ограничений, которые необходимо преодолеть.
3.1. Развитие отраслей материального производства: промышленность, сельское хозяйство, малое предпринимательство
Промышленность
Начиная с 2016 года ожидается увеличение объема отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за счет увеличения цен производителей, а также за счет роста объемов производства в обрабатывающей промышленности. В текущем 2016 году, ожидаемый индекс производства составит 100% вследствие увеличения производства пищевой промышленности в действующих ценах. Ожидается наращивание объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий, реализация проекта по открытию кафе и производство на его базе мясных и рыбных полуфабрикатов. В рамках областной подпрограммы "Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего, пищевого сырья в Томской области" к 2018 году планируется реализация проекта по открытию пункта сбора дикоросов и лекарственных трав. Объемы производства полиграфической деятельности незначительны, выпуск газеты ориентирован на численность населения, увеличения которого в ближайшее время не ожидается. Ввиду отсутствия информации об объемах производства деревообрабатывающей промышленности в текущем и прогнозируемом периоде, темп прироста производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в 2017-2019 годах будет колебаться на уровне 100%-102%, что ниже показателей, установленных в Стратегии на 2-3%.
Сельское хозяйство
Отсутствие на территории муниципального образования фермерских хозяйств и сельскохозяйственных организаций негативно сказывается на показателях производства сельскохозяйственной продукции на территории муниципального образования "Город Кедровый" в сравнении с другими районами области. Активная и действенная поддержка личных подсобных хозяйств населения посредством муниципальной подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования "Город Кедровый", в частности - выделение средств на возмещение затрат по содержанию поголовья коров и по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования, на содержание молодняка скота, выделение земель на льготных условиях для создания фермерских хозяйств, производств по переработке сельскохозяйственной продукции позволит в прогнозном периоде не допустить резкого снижения темпов производства сельхозпродукции.
По итогам 2015 года и первого полугодия 2016 года прогнозируется снижение объемов производства продукции животноводства в хозяйствах населения в текущем году. Увеличение поголовья свиней практически на 50% (в 2014 году - 91 голова, в 2015 - 133) позволит стабилизировать производство мяса, что будет способствовать повышению показателя "продукция в хозяйствах населения" к 2016 году до 50,3 млн. рублей с учетом индекса дефлятора цен на продукцию сельского хозяйства. В целях улучшения рынка сбыта и расширения ассортимента экологически чистой продукции на территории муниципального образования функционирует муниципальная ярмарка для реализации сельскохозяйственной продукции, как среди местных производителей, так и иногородних. Учитывая областные тенденции и приоритеты в 2017-2019 годы прогнозируется постепенный рост объемов сельскохозяйственной продукции и достижение показателя к 2019 году до 57,3 млн. рублей в первом (базовом) варианте.
Малое предпринимательство
Для дальнейшей активизации развития предпринимательства будут предприняты следующие шаги: проведение конкурсов предпринимательских проектов в рамках муниципальной программы "Создание условий для развития предпринимательства на территории муниципального образования "Город Кедровый" на 2015-2017 годы", выявление и оказание поддержки вновь создаваемым предприятиям в приоритетных для муниципального образования сферах. В качестве наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса рассматриваются: придорожный, гостиничный сервис, предоставление бытовых услуг населению, заготовка дикоросов, лесозаготовка и деревообработка. В 2016 году снижения числа малых, в том числе микропредприятий не планируется, возможно снижение числа индивидуальных предпринимателей к 2017 году на 4%, ввиду снижения численности населения, следовательно, спроса на оказываемые услуги (транспорт, розничная торговля). Вследствие открытия предприятий общественного питания в 2015-2016 годах, прогнозируется увеличение среднесписочной численности работников малых предприятий до 332 человек в 2016 году. Дальнейшее увеличение данного показателя к 2019 году на 8,4% связано с постепенным увеличением спектра услуг, оказываемых субъектами малого предпринимательства (открытие автозаправочной станции в сельском населенном пункте, пункта сбора дикоросов, производство мясо-молочной продукции и т.д.), а также с проведением продуктивной работы межведомственной комиссии по выявлению неформальной занятости и легализации трудовых отношений. Улучшение транспортной доступности территории, постепенный рост доходов населения также будут способствовать развитию малого предпринимательства в прогнозном периоде, что обеспечит создание новых рабочих мест и увеличение доходной части бюджета города Кедрового.
3.2. Развитие социальной сферы
Дальнейшее развитие социальной сферы на территории муниципального образования "Город Кедровый" ориентировано на последовательном повышении уровня жизни населения, снижение социального неравенства, доступности населения к получению гарантированных социальных услуг. Динамика показателей обеспеченности на 2017-2019 годы соответствует процессу реструктуризации сети учреждений социальной сферы, а также прогнозируемым показателям замены пришедших в негодность зданий. Согласно Комплексу мер по созданию новых и сохранению существующих ученических мест в Томской области на период до 2025 года, планируется капитальный ремонт школы города Кедрового в 2017-2018 годах за счет средств областного и местного бюджетов. Строительство Дома культуры в с. Пудино общей стоимостью 30200,3 тыс. рублей было запланировано на 2016-2017 годы (2016 год - разработка проектной документации, адаптация проекта повторного применения; 2017 год - строительно-монтажные работы), но в связи со сложной экономической обстановкой возможен перенос сроков на 2017-2018 годы. В рамках реализации плана мероприятий дорожной карты 2016-2020 годов по обеспечению безопасности образовательных организаций и других организаций Томской области, образующих социальную инфраструктуру для детей, в 2016 году будут проведены работы по освещению территории средней общеобразовательной школы N 1 г. Кедрового, в 2016-2017 годах планируется произвести замену ограждения территории Кедровской школы и детского сада "Родничок". В течение 2016 года планируется проведение обследования объектов социальной инфраструктуры на территории муниципального образования с последующим оформлением паспортов доступности, что позволит объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. На основании полученных данных, в течение 2016-2018 годов планируется закончить обустройство необходимых объектов пандусами, кнопками вызова и т.д. Помимо этого, будут проведены работы по увеличению информационной и транспортной доступности указанных категорий граждан путем обеспечения функционирования альтернативной версии для слабовидящих (в том числе функции компьютерного озвучивания текста) официального сайта администрации муниципального образования "Город Кедровый" и оснащения транспортных средств, используемых для регулярных внутримуниципальных перевозок специализированным оборудованием для доступности инвалидов.
Социальное развитие территории невозможно без усовершенствования кадрового состава в сфере здравоохранения, образования, управления, культуры и спорта. Закрепление квалифицированных молодых специалистов необходимых профессий на территории планируется достигнуть путем продолжения политики усовершенствования кадров в муниципальном образовании, которая предполагает: предоставление жилья, оплату подъемного пособия, проезда и провоза багажа, предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях, решение многих других социальных проблем. Выращивание "своих" педагогов, врачей и управленцев будет достигнуто через взаимодействие с образовательными организациями высшего образования, для дальнейшей целевой подготовки востребованных в муниципальном образовании специалистов за счет средств федерального бюджета.
Уровень фактической обеспеченности населения муниципального образования "Город Кедровый" объектами социальной сферы к 2016 году достаточно высок и оптимален, поэтому значительных изменений показателей обеспеченности в прогнозном периоде не планируется. Возможно, в результате реализации проекта строительства универсальной спортивной площадки в с. Пудино в 2018 году повысится обеспеченность плоскостными сооружениями на 8,6% по отношению к 2016 году.
3.3. Уровень жизни и занятости населения
Важным показателем, характеризующим уровень жизни населения, остается на сегодня увеличение среднемесячной начисленной заработной платы и реальных денежных доходов на душу населения. В 2016 году ожидается небольшое увеличение уровня средней номинальной начисленной заработной платы крупных и средних организаций муниципального образования "Город Кедровый" на 3,7%. Невысокий темп роста обусловлен сложившейся к 2016 году непростой экономической обстановкой в условиях которой организации внебюджетного сектора экономики вынуждены сдерживать рост издержек, в том числе на оплату труда. В бюджетной сфере до 2018 года будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала в соответствии с Указом Президента РФ и сохранение достигнутого уровня в 2019 году.
Ввиду вступления в силу с 01.07.2016 года Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", повышения уровня МРОТ сразу на 17%, минимальный уровень начисленной заработной платы на территории муниципального образования должен будет составлять не менее 15 000 рублей с учетом начисления районного коэффициента и максимально возможной процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В случае стабилизации экономической обстановки с 2017 года прогнозируется увеличение темпов роста и достижение уровня заработной платы в базовом варианте 2019 года 48 425 рублей, что выше уровня 2015 года на 26,7%.
Значение показателя реальной заработной платы, рассчитанной с учетом индекса потребительских цен, начиная с 2014 года снижается, но, учитывая позитивные ожидания в отношении уровня инфляции сокращение реальной заработной платы в целом по экономике и по муниципальному образованию в частности в 2016 году будет значительно меньше, чем в 2015 году, и оценивается в 1,5 процента. За период 2017-2019 гг. в условиях базового варианта реальная заработная плата в целом по экономике увеличится на 3,8 процента, но все же не достигнет уровня 2013 года.
В прогнозном периоде изменения численности занятых в экономике не планируется, возможно, даже уменьшение в 2016 году в связи с продолжающимся миграционным оттоком и нежеланием приезда в регион необходимых квалифицированных специалистов. Увеличение данного показателя может быть достигнуто только за счет развития малого предпринимательства, заинтересованности нефтегазодобывающих отраслей в трудовых ресурсах региона, улучшения инфраструктуры и, по оптимистическим прогнозам, может достигнуть к 2019 году 1440 человек.
Тенденция снижения среднесписочная численность работников крупных и средних организаций по "чистым" видам экономической деятельности, зарегистрированных на территории муниципального образования продолжится и в 2016 году. В результате проведения оптимизации штатной численности в организациях бюджетной сферы с 2017 года прогнозируется стабилизация численности на уровне 390 - 400 человек.
По предварительной оценке, к концу 2016 года прогнозируется небольшое увеличение показателя численности официально зарегистрированных безработных до 122 человек. Учитывая, что с 01.01.2016 года численность экономически активного населения снизилась до 2100 человек (2300 в аналогичном периоде 2015 года) уровень регистрируемой безработицы к концу 2016 года установится на уровне 5,8%. При условии создания новых рабочих мест, организации общественных работ, разработки мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, ожидается, что с 2017 года безработица достигнет уровня 5,6%, и к 2019 году в базовом варианте снизится до 5,5%.
Показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" на 2017-2019 годы в основном соответствуют целевым показателям, утвержденным в Стратегии муниципального образования.
4. Организационно-хозяйственный, финансовый и другие механизмы, содействующие реализации мероприятий по развитию муниципального образования "Город Кедровый"
Муниципальные программы муниципального образования "Город Кедровый", ответственными исполнителями по которым выступают органы местного самоуправления, являются механизмом достижения целей и задач по дальнейшему социально-экономическому развитию территории. Существующий на текущий момент перечень программных мероприятий охватывает практически все стороны жизни муниципального образования. Взаимосвязь реализации стратегических приоритетов с бюджетным планированием осуществляется посредством муниципальных программ, разработанных в соответствии с приоритетами социально-экономического развития и направленными на реализацию целей социально-экономического развития, определенных в Стратегии муниципального образования "Город Кедровый" до 2030 года.
Благоприятная экологическая обстановка, комфортное проживание, отсутствие социальной напряженности, рост активности хозяйственной деятельности в приоритетных секторах экономики, высокий уровень дохода населения, низкий уровень преступности, развитая сфера услуг - будущие факторы, характеризующие территорию муниципального образования "Город Кедровый" как одно из предпочтительных мест в Томской области для жизни, работы и отдыха.
Реализация поставленных задач в среднесрочном периоде потребует привлечения значительных финансовых ресурсов. Их источниками станут бюджетные и внебюджетные средства (средства предприятий-инвесторов, организаций, предпринимателей). Предварительная оценка бюджетных источников производится исходя из прогноза доходной части местного бюджета с учетом параметров, закрепленных в основных направлениях налоговой и бюджетной политики муниципального образования "Город Кедровый" и Томской области на 2016-2018 годы. Таким образом, минимальная потребность в финансовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий в среднесрочном периоде составляет 556 млн. рублей, из них: 0,93 млн. рублей средства федерального бюджета; 385,1 млн. рублей - средства областного бюджета; 130 млн. рублей средства местного бюджета и потребность в привлеченных внебюджетных вливаниях составляет минимум 40 млн. рублей.
Перспективы и темпы социально-экономического развития Томской области в целом и муниципального образования "Город Кедровый" в частности, во многом будут определяться объемами инвестиций и реализацией крупных инвестиционных проектов. Инвестиции в развитие инфраструктуры создают необходимые условия для обеспечения максимально эффективного использования экономического и производственного потенциала, улучшения качества жизни населения. Оценивая итоги первого полугодия 2016 года, значительного повышения объема инвестиций в текущем году и прогнозном периоде не планируется, возможно даже его понижение в связи с общероссийскими и областными тенденциями, связанными с периодом ослабления экономической ситуации, ограниченными средствами учреждений, организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.