Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации г. Томска
от 14 сентября 2016 г. N 979
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее - прогноз) разработан с учетом тенденций, сформировавшихся в экономике Города Томска с середины 2014 года, которые характеризуются замедлением темпов роста объемов промышленного производства, отрицательной динамикой объемов инвестиций и строительных работ, сжатием потребительского спроса вследствие снижения реальных доходов населения.
Основные параметры прогноза определены на основе данных, полученных методами:
- анализа тенденций развития Города Томска в 2013-2015 годы и I полугодии 2016 года;
- опроса 290 крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность на территории Города Томска, о планируемых ими показателях работы в 2017-2019 годах;
- экспертных оценок развития городского хозяйства и социальной сферы, сформированных отраслевыми органами администрации Города Томска.
При формировании Прогноза использованы целевые параметры макроэкономического развития, определенные Министерством экономического развития Российской Федерации в "Сценарных условиях для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы", прогноз темпов роста промышленного производства и уровня инфляции в Томской области на 2017-2019 годы, сформированный Администрацией Томской области.
Прогноз сформирован в 2 вариантах развития: основного и оптимистического. Основной вариант прогноза соответствует базовому варианту прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, оптимистический вариант - целевому варианту указанного прогноза.
Основной вариант (далее - первый вариант) прогноза предполагает в 2017-2019 годы темпы роста промышленного производства на томских предприятиях в диапазоне 100,8% - 102,7%; ежегодный прирост объемов инвестиций в размере 0,1%-0,5%; фиксирование в 2017 году объемов строительных работ на уровне 2016 года, с формированием в 2018 году тенденции к росту на 0,5% - 1% в год; положительную динамику темпов роста розничного товарооборота (101,1% - 103,3% в год) на фоне снижения инфляции и роста численности населения.
Оптимистический вариант (далее - второй вариант) прогноза ориентирован на целевые показатели Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года (далее - Стратегия). Данный вариант предполагает к 2019 году успешную реализацию среднесрочных производственно-финансовых планов большинством томских организаций реального сектора экономики, как следствие, формирование тенденции устойчивого роста экономики Города Томска, характеризующейся ежегодным приростом объемов промышленного производства и инвестиций на 1,9% - 4,5% и 2,4% - 3,5% соответственно. Согласно целевому варианту Прогноза темпы роста объемов строительных работ в Городе Томске в 2017-2019 годы составят 100,1% - 101,6%. На фоне формирования тенденции роста реальных располагаемых доходов населения Города Томска прогнозируется положительная динамика темпов роста оборота розничной торговли в 2017-2019 годы в размере 102,8% - 105%.
I. Демография
Прогноз демографической ситуации разработан с учетом половозрастного состава населения в Городе Томске на начало 2015 года.
В прогнозируемом периоде среднегодовая численность населения Города Томска, по оценке, будет увеличиваться ежегодно на 5,3 - 7,5 тысяч человек и к концу 2019 года достигнет 611,5 - 612,6 тысяч человек.
Меры, предпринимаемые в сфере здравоохранения, адресные социальные программы будут способствовать увеличению рождаемости. Планируется, что естественный прирост на тысячу жителей в прогнозируемом периоде составит 3,9 человека в 2017 году по первому варианту прогноза и 4,3 человек по второму варианту прогноза, увеличившись в 2019 году до 4,6 - 5,1 человек по двум вариантам прогноза.
В структуре населения Города Томска продолжится увеличение численности группы старших возрастов, что в долгосрочном периоде создаст предпосылки для увеличения показателя смертности. Вместе с тем, данный эффект будет нивелирован принимаемыми мерами по модернизации здравоохранения и повышению качества медицинских услуг.
Ожидаемая продолжительность жизни населения Города Томска к 2019 году достигнет 72,8 - 72,9 лет по двум вариантам прогноза соответственно.
Определяющим фактором роста численности населения Города Томска в долгосрочной перспективе будет оставаться положительное сальдо миграционного движения населения. Предполагается, что ежегодный миграционный прирост населения за счет жителей районов Томской области и других регионов Российской Федерации, а также стран СНГ будет составлять от 2,5 тысяч человек до 4,7 тысяч человек.
II. Рынок труда и уровень жизни населения
В 2017-2019 годы прирост числа занятых в экономике Города Томска в среднегодовом исчислении ожидается в размере от 0,8% до 1,0% по двум вариантам прогноза ежегодно.
В силу ежегодного прироста доли населения в нетрудоспособном возрасте, а также наметившейся в 2015 году тенденции оттока молодежи в другие регионы страны, в Городе Томске будет востребована дополнительная рабочая сила. Стабильность на рынке труда будет обеспечиваться системой мер регулирования трудовой миграции, балансом спроса и предложения трудовых ресурсов, а также созданием новых высококвалифицированных рабочих мест. Уровень безработицы, по оценке, в 2017-2019 годах будет составлять 0,72% - 0,53% (от численности экономически активного населения) по двум вариантам прогноза соответственно.
Уровень жизни населения будет определяться, прежде всего, перспективами развития экономики и темпами роста номинальной и реальной заработной платы. Ожидается, что росту номинальной начисленной заработной платы будет способствовать улучшающаяся финансовая ситуация на томских предприятиях.
Рост номинальной заработной платы одного работника в среднем по Городу Томску в 2017-2019 годы ожидается в размере 108,1% -108,7% по первому варианту прогноза и 110,5% - 112,4% по второму варианту соответственно. Ожидаемый размер средней заработной платы одного работника в целом по Городу Томску в 2019 году составит 38 718,4 - 42 183,0 руб. по двум вариантам прогноза.
С учетом прогнозируемых темпов роста инфляции, темпы роста реальной заработной платы одного работника в среднем по Городу Томску в 2017-2019 годы прогнозируются на уровне 102,4% - 104,3% по первому варианту прогноза, 105% - 108,1% по второму варианту прогноза.
III. Экономический потенциал территории
3.1. Экономический оборот организаций
В 2017-2019 гг. прогнозируется ежегодный прирост объемов экономического оборота крупных и средних организаций Города Томска в диапазоне от 0,3% до 3,7% в сопоставимых ценах по двум вариантам прогноза.
Прогнозируемый рост оборота крупных и средних организаций города обусловлен прогнозируемым приростом объемов производства промышленных предприятий, увеличением оптового товарооборота, объема транспортных, коммунальных, образовательных и иных услуг.
3.2. Производство промышленной продукции
В 2017-2019 гг. прогнозируется ежегодный рост промышленного производства по первому варианту прогноза - в диапазоне 100,8% - 102,7%, по второму варианту прогноза - в размере от 1,9% до 4,5%.
Прогнозируемый объем отгруженной промышленной продукции к 2019 году по сектору "Добыча полезных ископаемых" составляет 2 538,7 - 2 549,9 млн. руб. по двум вариантам прогноза соответственно.
В "Обрабатывающих производствах" прогнозируемые ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах по первому варианту прогноза составляют 100,8% - 101,4%, по второму варианту прогноза - 102,0% - 105,0%. С учетом этого стоимостной объем произведенной в "Обрабатывающих производствах" промышленной продукции к 2019 году ожидается в размере 98,4 млрд. руб. - 101,4 млрд. руб.
Объем отгруженной промышленной продукции в сфере "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" к 2019 году, по оценке, достигнет 24,0 млрд. руб. - 24,5 млрд. руб. (ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах - 99,7% - 100,6% и 100,4% - 102,1% соответственно по двум вариантам Прогноза).
Одним из основных факторов увеличения объема отгруженной промышленной продукции в прогнозном периоде станет создание промышленного парка в Городе Томске.
3.3. Потребительский рынок
В среднесрочной перспективе ожидается положительная динамика розничного товарооборота за счет снижения темпов инфляции, роста доходов и численности населения муниципального образования "Город Томск". По оценке, уровень инфляции в 2016 году составит 107,5%. В 2017-2019 годы прогнозируется снижение индекса потребительских цен: в 2017 году значение данного показателя составит 105,6%-105,2%, в 2018 году - 104,5%-104,3%, в 2019 году - 104,6%-104,3%.
Снижение и последующая стабилизация уровня инфляции, увеличение реальных денежных доходов населения вследствие повышения уровня заработной платы, индексации пенсий, будут способствовать росту потребительских расходов.
Темпы роста оборота розничной торговли в 2017-2019 годы составят по первому варианту прогноза 101,1%-103,3%, по второму варианту прогноза 102,8%-105,0% в сопоставимых ценах. Оборот розничной торговли к 2019 году достигнет 133,8 млрд. руб. - 139,5 млрд. руб. по двум вариантам прогноза соответственно, при этом тенденция к незначительному увеличению удельного веса непродовольственных товаров по отношению к продовольственным будет сохраняться в период 2017-2019 годов.
Достижению прогнозных показателей будет способствовать как вхождение новых торговых сетей ("Ашан", "Декатлон" и др.), так и расширение действующих ("Лента", "Магнит", "Мария-РА", "Ярче", ГК "Лама", "Радуга вкуса").
Темпы роста объема платных услуг в 2017-2019 годы составят по первому варианту прогноза 100,5% - 101,4%, по второму варианту - 101,1% - 101,7% в сопоставимых ценах.
Основную долю в формировании объема рынка платных услуг в среднесрочном периоде по-прежнему будут составлять коммунальные, бытовые, транспортные, медицинские и образовательные услуги.
Развитие рынка платных услуг населению будет определяться следующими факторами:
- внедрение новых форм обслуживания;
- расширение перечня оказываемых услуг;
- ограничение роста регулируемых цен и тарифов;
- рост доходов населения.
В период 2017-2019 годов работа администрации Города Томска в части развития сферы потребительского рынка будет направлена на:
- организацию эффективной работы муниципальных ярмарок;
- систематическое проведение мониторингов цен на фиксированный набор продовольственных товаров;
- упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории Города Томска;
- урегулирование вопроса размещения на территории Города Томска хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги верхового и гужевого извоза;
- организацию дополнительных мест для торговли сельскохозяйственной продукцией;
- актуализацию нормативно-правовой базы сферы потребительского рынка с учетом существующих требований.
3.4. Развитие малого предпринимательства
В прогнозном периоде, с учетом реализации на территории Города Томска государственной политики в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности ожидается, что к 2019 году количество малых предприятий увеличится по первому варианту до 19,4 тысяч предприятий, по второму варианту - до 19,5 тысяч предприятий.
Ожидается, что к концу 2019 года количество индивидуальных предпринимателей составит по первому варианту прогноза 14 622 субъекта, по второму варианту прогноза - 14 673 субъекта. Численность работников малых предприятий, по оценке, возрастет к 2019 году по первому варианту до 98,0 тысяч человек, по второму варианту - до 98,1 тысяч человек.
Прогнозируемые темпы роста оборота малых предприятий в 2017-2019 годы будут ежегодно составлять по первому варианту прогноза 106,1% - 106,7%, по второму варианту прогноза - 106,2% - 108,5 %. Оборот малых предприятий к 2019 году, по сравнению с оценкой 2016 года, в сопоставимых ценах возрастет по двум вариантам на 3,3% - 6,2% и составит 310,2 - 315,6 млрд. руб.
В период 2017-2019 годов работа администрации Города Томска по поддержке малого и среднего предпринимательства будет направлена на:
- оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе стартующему бизнесу в рамках проведения конкурса начинающих предпринимателей "Томск. Первый шаг", а также путем предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и их продвижением на внешний рынок;
- освещение и популяризацию предпринимательства, информирование субъектов малого и среднего предпринимательства, организацию и проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов и других мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, желающих открыть собственное дело;
- развитие и обеспечение деятельности городского центра поддержки малого и среднего бизнеса;
- продвижение городского интернет-сайта: "Малый и средний бизнес Города Томска" (http://mb.admin.tomsk.ru).
3.5. Научно-образовательный комплекс
Ожидается, что в 2019 году по сравнению с уровнем 2016 года объем финансирования научно-образовательного комплекса увеличится на 1,5% - 4,6% и составит 25,4 - 26,2 млрд. руб. соответственно по двум вариантам прогноза. Объем научно-технических работ, по оценке, возрастет на 20,8% - 33,0% и составит 16,8 - 18,5 млрд. руб. соответственно по двум вариантам прогноза.
В прогнозном периоде в рамках реализации муниципальной подпрограммы "Развитие инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015-2020 годы акцент будет сделан на следующих мероприятиях по поддержке инновационного предпринимательства:
- финансовая поддержка инновационного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в форме предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях в целях модернизации производства.
- вовлечение молодежи в научно-техническое творчество и предпринимательство через проведение конкурсных и образовательных мероприятий;
- развитие сети центров молодежного инновационного творчества;
- оказание консультационной и информационной поддержки, в том числе по вопросам участия в конкурсах и программах различного уровня;
- продвижение городского интернет-сайта: "Инновационный бизнес Томска" (http://inno.tomsk.ru).
Бюджетное финансирование мероприятий вышеуказанной подпрограммы в планируемом объеме позволит достичь следующих целевых показателей:
- рост количества инновационных предприятий;
- рост числа занятых в инновационном секторе.
3.6. Инвестиционная и строительная деятельность
В среднесрочной перспективе планируется активная политика привлечения инвестиций на территорию Города Томска. Значимыми инструментами этой политики будет внедрение успешных муниципальных практик в деятельность органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании "Город Томск" в соответствии с утвержденной распоряжением администрации Города Томска от 29.01.2016 N р 56 дорожной картой.
В 2017 году прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 1,5% - 3,5%, в 2018 году - 1,6% - 2,5%, в 2019 году - 2,1% - 2,4% по двум вариантам прогноза.
Указанные темпы роста прогнозируются с учетом реализации крупных инвестиционных проектов организациями ООО "Томскнефтехим", АО "Томская генерация", АО "НПФ "Микран", ФГАОУ ВО "НИ ТПУ", ОАО "Томское пиво", ООО "Сибирская метанольная химическая компания", ООО "Горсети", ФГБОУ ВО "ТГПУ", ОАО "Томский завод электроприводов", ООО "RUSLED", ПАО "Томская энергосбытовая компания", ООО "Газпром газораспределение Томск" и др.
В связи с наметившейся в 2015 году тенденцией к снижению объема выполненных крупными и средними предприятиями строительных работ, по первому варианту прогноза в 2017 году данный показатель прогнозируется на уровне 2016 в сопоставимых ценах, по второму варианту прогноза в 2017 году темп роста показателя, по оценке, составит 100,1%. В 2018-2019 годы планируется ежегодный прирост объема строительных работ в диапазоне 0,5% - 1,6% в сопоставимых ценах.
IV. Территория
В прогнозируемом периоде совершенствование территориального развития Города Томска является одной из стратегических задач администрации Города Томска. Согласно стратегическим приоритетам развития, Городу Томску нужна новая градостроительная политика, обеспечивающая эффективное использование территориальных ресурсов и формирование рациональной планировочной структуры Города Томска, а также Томской агломерации, как единого социально-экономического пространства.
С этой целью администрацией Города Томска в 2017-2019 гг. планируется реализация следующих мероприятий:
- принять новый Генеральный план Города Томска, на основе которого будет выработана стратегия градостроительной деятельности и определены базовые параметры развития города;
- обеспечить актуальной градостроительной информацией до 13 456,56 га площади территории муниципального образования "Город Томск";
- иметь утвержденные проекты планировки на 4 485,79 га городской территории (рост с 13,85% до 15,2%);
- увеличить с 38,5% до 43,9% долю земельных участков, сформированных под многоквартирными домами (общее количество многоквартирных домов - 5 506 шт.);
- ежегодно формировать земельные участки площадью 5 - 5,5 га с целью последующего предоставления с торгов.
Реализация всех указанных мероприятий, по оценке, позволит к 2019 году вовлечь в хозяйственный оборот 13 030,1 га или 44,16% территории города.
V. Жилищно-коммунальное хозяйство
Ожидаемый ввод в эксплуатацию жилых помещений в 2017 году составляет 270 - 300 тыс. кв. м. В 2018-2019 годы показатель ввода в эксплуатацию жилых домов, по оценке, будет иметь тенденцию к росту в пределах 320 - 350 тыс. кв. м. по первому варианту прогноза и 350 - 380 тыс. кв. м. по второму варианту прогноза. В соответствии с планируемыми данными, в 2019 году общая площадь жилого фонда муниципального образования "Город Томск", по оценке, увеличится на 2,3 млн. кв. м. по второму варианту прогноза или на 16,7% к уровню 2016 года. Средняя обеспеченность жильем населения Города Томска, по оценке, составит 26,2 кв. м. в расчете на одного жителя на конец 2019 года.
Количество аварийных жилых домов и их площадь в прогнозируемом периоде будут иметь общую тенденцию к росту за счет ежегодного превышения количества домов, признаваемых аварийными, над количеством снесенных аварийных домов.
В целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда в период 2017-2019 годов планируется приобрести 60 квартир, 30 из которых 2-х комнатные (52 кв. м.) и 30 квартир 3-х комнатные (65 кв. м.).
В результате реализации планируемых мероприятий по сносу аварийного жилого фонда и капитальному ремонту многоквартирных домов, увеличивающему срок их эксплуатации, площадь ветхого жилья к концу 2019 года, по оценке, сократится в сравнении с показателем 2016 года на 42,0 - 79,2 тыс. кв. м. (на 20% - 37,6%). При этом площадь аварийного жилья, по оценке, увеличится на 71,1 тыс. кв. м. (на 37,6%) к уровню 2016 года.
Прогнозируемые в 2016-2018 годы темпы жилищного строительства и роста численности населения Города Томска обеспечат увеличение объема потребления жилищно-коммунальных услуг. Общий объем жилищно-коммунальных услуг к 2019 году в действующих ценах по второму варианту прогноза, по оценке, возрастет на 19,5% к уровню 2016 года и составит 10 968,6 млн. руб.
Прогнозируемые в 2017-2019 годы темпы роста тарифов на энергоресурсы будут иметь тенденцию к замедлению.
VI. Развитие улично-дорожной сети и транспорта
В 2018-2019 годы по второму варианту прогноза планируется построить и реконструировать 10,3 км городских улиц и дорог. В случае успешной реализации данных мероприятий, общая протяженность улично-дорожной сети в 2019 году по второму варианту прогноза составит 819,0 км.
Удельный вес протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативам, в общей протяженности автомобильных дорог по второму варианту прогноза увеличится на 0,5 п.п. к концу 2019 года, а доля протяженности освещенных частей улиц, проездов, набережных составит 76 %.
Улучшению работы пассажирского транспорта в прогнозируемом периоде будет способствовать реализация следующих мероприятий:
1) в сфере повышения транспортной доступности:
- повышение уровня благоустройства остановок общественного транспорта;
- повышение уровня благоустройства конечных разворотных площадок;
- установка и обслуживание электронных информационных табло, информационных стендов на остановках общественного транспорта;
- совершенствование механизмов контроля и диспетчеризации при осуществлении городских пассажирских перевозок, реализация организационных мероприятий по устранению причин нарушения графика движения.
2) в сфере повышения качества перевозок общественным транспортом:
- внедрение автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда "Электронный билет" в общественном транспорте;
- приобретение подвижного состава муниципального общественного транспорта, в том числе со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для лиц с ограниченными возможностями;
- установка систем голосового и визуального информирования в салонах транспортных средств (объявление остановок, бегущая строка, телевещание);
- разработка и поддержка Web-сервисов справочной информации о работе пассажирского транспорта, размещение информации о работе городского пассажирского транспорта на Официальном портале муниципального образования "Город Томск".
Успешная реализация данных мероприятий позволит сохранить в 2017-2019 годах объем перевозок общественным транспортом на уровне 93,1 - 118,4 млн. пассажиров в год.
VII. Социальная сфера
7.1. Дошкольное образование
Дошкольное образование в 2019 году, по оценке, будет характеризоваться следующей динамикой по ряду представленных показателей в сравнении с 2016 годом:
- доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих услуги дошкольного образования, уменьшиться на 5,5 - 7,1 п.п. и составит 63,8% - 64,3% от общего количества детей дошкольного возраста;
- доля детей дошкольного возраста, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, увеличится на 1,5 - 1,9 п.п., достигнув показателя в 29,9% - 30,3% от общего количества детей дошкольного возраста.
Основным направлением развития системы дошкольного образования в 2017-2019 годы будет являться повышение доступности, качества и уровня безопасности дошкольных образовательных учреждений через:
- обеспечение доступности дошкольного образования для детей 3-7 лет через альтернативные формы дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, частные дошкольные образовательные организации);
- укрепление материально-технической базы учреждений и обеспечение безопасного пребывания в них детей;
- комплексный капитальный ремонт 4 дошкольных учреждений;
- обеспечение нормативно-правового, организационного, кадрового, информационного сопровождения реализации федеральных государственных требований.
Продолжится работа по повышению уровня средней заработной платы работников учреждений дошкольного образования. Среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Города Томска к 2019 году, по оценке, возрастет до 34 289 руб.
7.2. Общее образование
Согласно прогнозной оценке, к 2019 году численность детей школьного возраста увеличится на 12,9% по сравнению с 2016 годом (с 64,2 тыс. чел. до 72,5 тыс. чел).
С целью обеспечения доступности общеобразовательных учреждений (создания дополнительных ученических мест) для жителей новых микрорайонов Города Томска в прогнозном периоде планируется:
- открытие в 2017 году новой школы по адресу ул. Дизайнеров, 4 (микрорайон "Зеленые горки") на 1 100 мест;
- строительство 4 новых школ (по адресам: ул. П. Федоровского, ул. Высоцкого, ул. Ивановского, ул. А. Крячкова).
В 2016 году доля учеников, занимающихся в первую смену оценивается на уровне 61%. Соответственно, 39% учащихся занимаются во вторую смену. При этом с учётом действующего норматива, доля занимающихся во вторую смену должна составлять не более 10% всех учащихся. Учитывая, что рост численности учеников в прогнозном периоде будет опережать ввод новых мест в общеобразовательных учреждениях, одной из важных задач остается доведение к 2019 году доли обучающихся в первую смену до уровня не менее 67%.
В плановом периоде ожидается, что доля выпускников, получивших аттестат о среднем (полном) образовании, составит не менее 99% от общей численности выпускников общеобразовательных учреждений, а доля выпускников школ, поступивших в высшие учебные заведения - не менее 82%.
В целях освоения обучающимися новых государственных образовательных стандартов и повышения качества муниципальных услуг в 2017-2019 годах необходимо решить следующие основные задачи системы общего образования:
- обновление кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в школе, в т.ч. за счёт обеспечения средней заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы по региону;
- внедрение системы оценки качества общего образования, как составной части региональной системы оценки качества общего образования;
- введение федеральных государственных образовательных стандартов;
- создание условий, соответствующих современным требованиям организации образовательного процесса, в том числе для реализации сетевых и дистанционных моделей образования.
7.3. Дополнительное образование
К 2019 году планируется охватить общеразвивающими программами дополнительного образования различной направленности в системе общего и дополнительного образования более 87,3 тысяч детей или 99,2% от общей численности детей в возрасте 5-18 лет. Основные задачи дополнительного образования на среднесрочный период:
- дальнейшее развитие инфраструктуры дополнительного образования;
- развитие образовательно-технической деятельности по программам научно-технической, спортивно-технической, естественно-научной направленностей;
- интеграция дополнительного и общего образования в рамках обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов;
- повышение качества и доступности дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества;
- обеспечение ресурсной и нормативной поддержки обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;
- разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;
- повышение вариативности дополнительного образования для каждого ребенка.
Для укрепления кадров путем привлечения молодых специалистов к 2019 году уровень средней заработной платы педагогов дополнительного образования детей, работающих в учреждениях, подведомственных департаменту образования администрации Города Томска, планируется увеличить на 77,9% (от показателя заработной платы 2016 года - 22 492 руб.) и установить на уровне 40 034 руб.
7.4. Физическая культура и спорт
С целью развития спортивно-массовой работы и увеличения к 2019 году до 36,6% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Города Томска, в 2017-2019 годы планируется:
Строительство спортивных объектов:
- Центра единоборств;
- 4 универсальных спортивных залов в качестве пристроек к СОШ N 28, 54;
- комплексов общей физической подготовки (ОФП) на территории избирательных округов;
- универсальной площадки в ДОЛ "Огонек";
- универсальной площадки в Кировском районе по программе сотрудничества с ПАО "Росбанк";
- универсальной площадки в ДЛОЛ "Лагуна";
- картодрома для ДЮСШ технических видов спорта и др.
2. Реконструкция существующих муниципальных объектов спорта (спортивного комплекса ДЮСШ "Кедр" и др.).
3. Капитальный ремонт спортивных объектов (загородного лагеря "Огонек" МАУ "Центр социальных инициатив" и др.).
В целях обеспечения повышения заработной платы педагогическим работникам в рамках указов Президента Российской Федерации и в целях реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в сфере дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта муниципального образования "Город Томск" планируется увеличение заработной платы педагогическим работникам спортивных школ до уровня 26 142,6 руб. в 2016 году, а к концу 2019 года до 30 263 руб.
7.5. Культура
В период 2017-2019 годов количество муниципальных общедоступных библиотек, учреждений культурно-досугового типа и учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности в Городе Томске сохранится на уровне 2016 года.
В прогнозируемом периоде продолжится работа по переводу библиотечного фонда на нематериальные носители информации путём приобретения доступа к новым базам данных и электронно-библиотечным системам. Планируется продолжить обслуживание пользователей электронными документами с помощью электронно-библиотечной системы "ЛитРес: мобильная библиотека" с учетом соблюдения законодательства РФ, а также обеспечение доступа к электронным подпискам периодических изданий для муниципальных библиотек.
Существующая проблема нехватки библиотек во вновь построенных микрорайонах может быть решена как путём развития мобильных, внестационарных форм библиотечного обслуживания, так и путём строительства в новых микрорайонах многофункциональных культурных центров.
Также существует острый недостаток выставочных площадей и помещений для размещения фондохранилища муниципального "Музея истории Томска". С целью увеличения количества выставочных проектов и увеличения числа посетителей музея продолжится реализация проекта "Музей-заповедник "Томская крепость" на Воскресенской горе, а также создание электронных форм экспонирования. Музей истории Томска продолжит активный поиск новых сфер и форм музейной деятельности, новых моделей и концепции развития учреждения соответствующей новым условиям, новым общественным потребностям.
Увеличение научно-вспомогательного фонда, использование мультимедийных технологий позволит наладить систему выездных мероприятий и обеспечит дальнейший рост числа посетителей. В прогнозируемом периоде планируется развитие туристско-информационных услуг на базе открытого в 2015 году туристско-информационного центра.
Как и в предыдущие годы, острой проблемой 5 муниципальных культурно-досуговых учреждений остается устаревшая материально-техническая база, что в прогнозируемом периоде может привести к снижению численности постоянных участников клубных формирований. В связи с отсутствием площадей самые масштабные и яркие мероприятия будут проводиться на открытых площадках.
С целью дальнейшего повышения доступности и качества культурно-досуговых услуг в прогнозируемом периоде планируется проведение капитального ремонта ДК "Маяк" и ДК "Томский перекресток", а также строительство Томского центра культуры.
Востребованность муниципальных услуг дополнительного образования художественно-эстетической направленности очень высока. Однако, в связи с нехваткой площадей, учреждения не в состоянии охватить всех желающих. Данная проблема может быть решена путём строительства в новых микрорайонах многофункциональных культурных центров, строительства центральной музыкальной школы, а также проведением своевременного капитального ремонта ДШИ N 1 и ДМШ N 2.
В целях сохранения кадрового потенциала и повышения привлекательности профессий планируется повышение к 2019 году среднемесячной заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства до 45 977 руб. (в соответствии с утвержденными "дорожными картами").
VIII. Безопасность
В прогнозируемом периоде планируется осуществить комплекс мероприятий, способствующих повышению уровня общественной безопасности в Городе Томске, в их числе:
1. Создание многоуровневой системы профилактики правонарушений и проведение оперативно-профилактических мероприятий:
- формирование общественного мнения населения Города Томска через СМИ по вопросам профилактики, по предупреждению правонарушений, повышению родительской ответственности, повышению дорожной и антитеррористической безопасности;
- проведение социологического исследования по оценке ситуации в сфере межнациональных отношений в Городе Томске для оптимизации муниципальной политики по предотвращению межнациональных конфликтов;
- организация и проведение конкурсов среди субъектов профилактики правонарушений на лучшую организацию профилактической работы, в том числе по линии организации общественной правоохранительной деятельности;
- развитие, стимулирование и поддержка общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин на территории Города Томска;
- проведение ежегодных мероприятий, направленных на своевременное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности, в том числе по мотивам межнациональной и межконфессиональной вражды, со стороны общественных объединений и молодежных структур радикальной направленности, националистических организаций, неформальных молодежных группирований, религиозных организаций деструктивного толка и их отдельных представителей.
2. Создание технической инфраструктуры профилактики правонарушений:
- приобретение помещений для предоставления их участковому уполномоченному полиции во вновь строящихся микрорайонах;
- ремонт, установка и монтаж ограждений территорий образовательных учреждений;
- оснащение техническими средствами контроля за ситуацией в общественных местах (кнопки экстренной связи, системы видеонаблюдения) в целях оперативного реагирования органов правопорядка.
3. Снижение числа дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда здоровью граждан, а также уровня материальных потерь:
- выполнение горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожной сети Города Томска;
- оснащение пешеходных переходов в непосредственной близости от учреждений образования светильниками уличного освещения, переменной сигнализации (светофорных секций с желтыми мигающими сигналами типа Т-7), средствами принудительного снижения скорости;
- установка светофорных объектов;
- проведение ремонта автомобильных дорог местного значения муниципального образования "Город Томск" в условиях поддержания бесперебойного движения транспортных средств и организации безопасных условий такого движения;
- ремонт существующих и устройство недостающих элементов обустройства улично-дорожной сети Города Томска, в том числе приобретение и установка остановочных комплексов, установка пешеходных ограждений, приобретение комплектующих материалов для установки недостающих и замены поврежденных дорожных знаков, установка светофорных объектов.
При достижении планируемого эффекта к окончанию прогнозируемого периода общее количество зарегистрированных на территории муниципального образования "Город Томск" преступлений, по оценке, снизится на 17,1% к уровню 2016 года и составит 10 000 преступлений. Количество раскрытых преступлений в 2019 году составит 65,9%, что на 12,9 п.п. больше показателя 2016 года.
Также планируется, что количество пожаров снизится на 19,3% - 35,2% к показателю 2016 года и будет варьироваться в пределах 367 - 295 единиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.