Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 26 ноября 2015 г. N 2996
Замечания и предложения
Законодательной Думы Томской области к проекту федерального закона N 918468-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан"
Рассмотрев проект федерального закона N 918468-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" (далее - Проект), считаем возможным поддержать принятие указанного проекта закона при условии его дальнейшей доработки с учетом следующих замечаний и предложений:
1. Представленным Проектом предусматривается поэтапное увеличение до 65 лет общеустановленного пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе.
Кроме того, Проектом изменяются условия установления пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности)) федеральным государственным гражданским служащим, государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим.
Вышеуказанные изменения вступят в силу с 1 июля 2016 года.
Вместе с тем, статьей 7 Проекта устанавливаются исключения для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих, согласно которым в случаях, установленных Проектом, предлагаемые изменения на указанных лиц не распространяются. Таким образом, установленные действующим законодательством социальные гарантии для данной категории лиц сохраняются и после вступления в силу Проекта. Для лиц, замещающих (замещавших) государственные должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, муниципальные должности, аналогичные исключения Проектом не установлены, равно как и не предоставлено субъектам Российской Федерации полномочие самостоятельно регулировать аналогичные правоотношения.
Считаем, что Проект противоречит принципам единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (статья 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), принципу соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу (статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Принятие Проекта может негативным образом сказаться на комплектовании кадрового состава органов государственной власти регионального уровня, органов местного самоуправления, привести к оттоку высококвалифицированных специалистов.
Например, число лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Томской области в исполнительных органах государственной власти Томской области, достигающих на 1 июля 2016 года пенсионного возраста и имеющих необходимый стаж для назначения пенсии за выслугу лет, в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 года N 240-ОЗ "О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет" (мужчины - 12,5 лет, женщины - 10 лет), составляет 130 человек (мужчины - 33, женщины - 97). Из 2826 муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, около 500 являются получателями страховой пенсии и имеют стаж работы на муниципальной службе, достаточный для установления пенсии за выслугу лет. Предположительно, что к сроку вступления в силу рассматриваемого проекта закона указанные лица могут оставить службу в исполнительных органах государственной власти Томской области и органах местного самоуправления Томской области по собственной инициативе и обратиться за предоставлением гарантий, установленных действующим пенсионным законодательством. В частности, имеется вероятность сложения полномочий (увольнения) в связи с достижением пенсионного возраста 14 главами поселений в Томской области. Массовое увольнение указанных лиц негативным образом отразится на деятельности органов власти региона и органов местного самоуправления, повлечет возникновение существенных расходов, связанных с начислением и выплатой ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств областного и местных бюджетов, проведением новых выборов глав поселений муниципальных образований Томской области.
Учитывая изложенное, считаем необходимым распространить переходные положения, установленные статьей 7 Проекта, на лиц, замещавших государственные (муниципальные) должности, должности государственной гражданской (муниципальной) службы субъекта Российской Федерации по состоянию на дату вступления в силу предлагаемых Проектом изменений либо закрепить право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать соответствующие нормы.
2. Предлагаемые Проектом изменения идут вразрез с пенсионной реформой, основные направления которой изложены в докладе "Стратегия-2020: новая модель роста - новая социальная политика", в том числе, в части плавного повышения пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и женщин к 2030 году.
Согласно части 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Проектом предлагается для отдельных категорий граждан поэтапное повышение возраста, при достижении которого указанным лицам будет устанавливаться пенсия за выслугу лет до 65 лет. По сравнению с действующим общеустановленным пенсионным возрастом указанный возраст у мужчин увеличен на 5 лет, у женщин на 10 лет.
При этом, согласно статистическим данным, приведенным в основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, средняя ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации возросла с 1995 года на 5,2 года - для женщин и на 7 лет - для мужчин.
Считаем, что положения Проекта ставят в неравное положение мужчин и женщин, заметно ухудшают положение женщин по сравнению с положением мужчин, то есть имеют дискриминационный характер по половому признаку.
Учитывая изложенное полагаем возможным увеличить пенсионный возраст при достижении которого назначается страховая пенсия по старости на одинаковое количество лет как мужчинам, так и женщинам, то есть на 5 лет.
3. Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской (муниципальной) службы, которые компенсируются рядом гарантий, в том числе государственным пенсионным обеспечением в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Федеральным законом "О страховых пенсиях" предусматривается формирование пенсионных прав на страховую пенсию по старости на равных для всех застрахованных условиях, то есть возникновение права на страховую пенсию по старости в равном возрасте.
Проектом вносятся изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие поэтапное увеличение до 65 лет общеустановленного пенсионного возраста для определенных категорий граждан. Только в отношении государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, возраст, когда они получают возможность реализовать свои уже сформированные пенсионные права, произвольно переносится на 5 и более лет.
Кроме того, социальное положение государственных гражданских (муниципальных) служащих будет отличаться от социального положения лиц, находящихся на государственной службе иных видов, например, военнослужащих и служащих правоохранительных органов, что является нарушением закрепленного в статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, а также установленного статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принципа взаимосвязи гражданской службы и государственной службы иных видов, обеспечиваемой посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
4. Кроме того, законодатель не внес изменение в федеральный закон в части ограничения права на страховую пенсию по старости (55 и 60 лет) в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, а установил возраст назначения страховой пенсии (пункт 1 статьи 6 Проекта), который не совпадает с возрастом установления права на страховую пенсию по старости, не решив, при этом, судьбу страховых пенсий за период от даты наступления права на страховую пенсию до даты назначения страховой пенсии гражданским служащим, поскольку приостановить выплату можно только назначенной пенсии.
Выплату страховой пенсии предлагается производить только после освобождения от замещаемых должностей гражданской, муниципальной службы, государственных и муниципальных должностей. При этом, пересмотру страховая пенсия за весь период ее приостановления (невыплаты) не подлежит (пункт 2 статьи 6 Проекта). Однако за период невыплаты страховой пенсии за гражданского служащего продолжают уплачиваться взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые учитываются в порядке персонифицированного учета на его индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, и должны учитываться при формировании его пенсионных прав.
5. Подпунктом "б" пункта 2 статьи 2 Проекта установлена норма о том, что государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии соответствующего стажа не менее стажа, указанного во вновь вводимом приложении. При этом предусматривается, что иные условия для назначения пенсии за выслугу лет определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Однако содержание указанного приложения не соответствует его названию и вышеописанной норме, поскольку закрепляет не стаж государственной гражданской (муниципальной) службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, а соотношение размера указанной пенсии и стажа в зависимости от года назначения пенсии. Таким образом, в Проекте помимо стажа государственной гражданской службы и муниципальной службы устанавливается и размер пенсии за выслугу лет, что является полномочием субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
6. Также необходимо учитывать место постоянного проживания гражданина. В целях стимулирования развития регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, компенсации физических и нравственных лишений жителей указанных регионов считаем обязательным введение дифференцированного подхода к определению пенсионного возраста в указанных регионах.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Томской области от 26 ноября 2015 г. N 2996 "О проекте федерального закона N 918468-6... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.