Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 22 декабря 2016 г. N 198
О результатах мониторинга
правоприменения Закона Томской области от 13 августа 2012 г. N 149-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области"
Введение
Мониторинг правоприменения Закона Томской области от 13 августа 2012 года N 149-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области" (далее также - Закон N 149-ОЗ) проведен в соответствии с:
постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации";
постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 N 2768 "Об утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области" (далее - Положение);
постановлением Законодательной Думы Томской области от 27.08.2015 N 2822 "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2015-2016 годы";
решением комитета Законодательной Думы Томской области от 15.12.2015 N 872 по вопросу "О графике мероприятий по проведению мониторинга правоприменения Закона Томской области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области".
Предметом мониторинга являются правовые отношения в сфере организации оказания бесплатной юридической помощи на территории Томской области.
Объектом мониторинга выступает Закон Томской области от 13 августа 2012 года N 149-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области".
Целью мониторинга являются совершенствование Закона N 149-ОЗ, а также повышение качества и эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в сфере реализации указанного Закона.
Основные задачи мониторинга заключаются в следующем:
1) определение соответствия Закона N 149-ОЗ законодательству Российской Федерации, в том числе Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - также Федеральный закон N 324-ФЗ), выявление коллизий между нормативными правовыми актами;
2) выявление и восполнение пробелов в правовом регулировании вопросов в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Томской области, выявление и устранение дублирующих норм;
3) выявление факторов (в том числе коррупциогенных), снижающих эффективность реализации Закона N 149-ОЗ;
4) анализ и оценка соответствия практики применения Закона N 149-ОЗ его целям;
5) обеспечение контроля за исполнением и соблюдением Закона N 149-ОЗ;
6) формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности в сфере оказания бесплатной юридической помощи на территории Томской области;
7) определение степени урегулированности вопросов в сфере оказания бесплатной юридической помощи, отнесенных к предметам ведения Томской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Томской области;
8) выявление невостребованных или не применяемых на практике положений Закона N 149-ОЗ.
Мониторинг включал в себя сбор, изучение, анализ, обобщение и оценку практики применения Закона N 149-ОЗ. При осуществлении мониторинга использована следующая основная информация:
а) информация о внесенных и планируемых изменениях законодательства Российской Федерации в сфере оказания бесплатной юридической помощи;
б) отраслевая и межотраслевая информация о практике применения Закона N 149-ОЗ (в том числе об обращениях граждан и юридических лиц в связи с применением указанного Закона), поступившая от Администрации Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области,)
в) информация о нормативных правовых актах, принятых на основе Закона N 149-ОЗ;
г) статистическая информация о практике правоприменения Закона N 149-ОЗ;
д) информация об итогах заседания контрольной комиссии комитета Законодательной Думы Томской области по законодательству, государственному устройству и безопасности от 17 апреля 2014 г., заседаниях комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности от 10 декабря 2013 г. и от 20 мая 2014 г.;
е) информация, изложенная в заключении юридического отдела аппарата Законодательной Думы Томской области от 12.07.2016, подготовленном в рамках мониторинга правоприменения Закона N 149-ОЗ.
1. Юридическая характеристика Закона Томской области от 13.08.2012 N 149-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области"
Закон Томской области от 13 августа 2012 года N 149-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области" принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.07.2012 N 459.
Первоначальный текст документа опубликован в "Официальных ведомостях Законодательной Думы Томской области" от 29.08.2012 N 11 (187).
В соответствии со статьей 8 Закона N 149-ОЗ указанный Закон вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, то есть 4 сентября 2012 года.
За период действия Закона N 149-ОЗ в него дважды вносились изменения:
1) Законом Томской области от 19.06.2014 N 81-ОЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Томской области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области" (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 29.05.2014 N 2059);
2) Законом Томской области от 29.12.2015 N 214-ОЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Томской области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области" (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 24.12.2015 N 3025).
В соответствии со статьей 1 Закона N 149-ОЗ предметом его правового регулирования являются общественные отношения, связанные с оказанием отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Томской области, квалифицированной бесплатной юридической помощи.
Закон N 149-ОЗ принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Томской области, иными законами Томской области и регулирует отношения, связанные с оказанием отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Томской области, квалифицированной бесплатной юридической помощи, а также устанавливает дополнительные гарантии реализации права граждан на получение указанной помощи.
Согласно части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В соответствии с п.п. "б", "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, и также социальная защита граждан относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пп. 27 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных и малонаселенных местностях в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", а также определение размера, порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсаций их расходов на оказание такой помощи, а также учреждение, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных юридических бюро в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Согласно ст. 3 Федерального закона N 324-ФЗ отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 324-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.
В соответствии со ст. 28 Устава (Основного Закона) Томской области каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина. Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами и законом Томской области.
Таким образом, Закон N 149-ОЗ принят в рамках компетенции и предоставленных полномочий Томской области по регулированию указанных правоотношений.
Федеральный закон N 324-ФЗ является основным законодательным актом, регламентирующим отношения по вопросам оказания бесплатной юридической помощи. Кроме того, на федеральном уровне указанные общественные отношения регулируются следующими нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 48);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";
- приказом Минюста России от 12.11.2012 N 206 "Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";
- приказом Минобрнауки России от 28.11.2012 N 994 "Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи";
- приказом Минюста России от 01.03.2013 N 24 "Об утверждении Порядка ведения списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и его размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, в сфере социальной защиты и процессуальным законодательством.
Целью принятия Закона N 149-ОЗ является обеспечение права отдельных категорий граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Томской области. Законом N 149-ОЗ определены:
полномочия Законодательной Думы Томской области, Губернатора Томской области, Администрации Томской области в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;
перечень категорий граждан, имеющий право на получение бесплатной юридической помощи на территории Томской области в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи;
порядок оказания бесплатной юридической помощи исполнительными органами государственной власти Томской области, подведомственными им учреждениями и органами управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области, государственными юридическими бюро, адвокатами.
Статьей 2 Закона N 149-ОЗ определены полномочия Губернатора Томской области и Администрации Томской области по принятию нормативных правовых актов, при этом перечень указанных полномочий является закрытым.
1.1. Перечень принятых подзаконных нормативных правовых актов и информация о реализации предусмотренных Законом N 149-ОЗ полномочий Губернатора Томской области и Администрации Томской области по их принятию
Таблица 1
N |
Норма Закона N 149-ОЗ |
Полномочие |
Информация о принятом нормативном правовом акте (в случае, если акт не принят - о причинах, по которым не принят) |
1 |
Губернатором Томской области определяется уполномоченный исполнительный орган государственной власти Томской области в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью |
Распоряжение Губернатора Томской области от 12.12.2012 N 419-р "Об определении уполномоченного органа" |
|
2 |
Администрация Томской области определяет исполнительные органы государственной власти Томской области, подведомственные им учреждения и иные организации, входящие в государственную систему бесплатной юридической помощи в Томской области |
Перечень исполнительных органов государственной власти Томской области, учреждений и иных организаций, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Томской области, утвержден приложением N 1 к постановлению Администрации Томской области от 23.01.2013 N 20а "Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью на территории Томской области" |
|
3 |
Администрация Томской области определяет порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи в Томской области в пределах полномочий, установленных законодательством |
Порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Томской области утвержден приложением N 2 к постановлению Администрации Томской области от 23.01.2013 N 20а "Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью на территории Томской области" |
|
4 |
Нормативными правовыми актами Администрации Томской области устанавливаются размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи |
Порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи, определения объема и предоставления субсидии на оплату труда адвокатов и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи утвержден приложением N 4 к постановлению Администрации Томской области от 23.01.2013 N 20а "Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью на территории Томской области" |
|
5 |
Администрация Томской области принимает решения о создании государственных юридических бюро, а также по вопросам обеспечения их деятельности в соответствии с законодательством |
Распоряжение Администрации Томской области от 17.01.2013 N 21-ра "Об определении исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя" Постановление Администрации Томской области от 08.08.2012 N 303а "О системе оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров областных государственных автономных, казенных и бюджетных учреждений" |
|
6 |
Администрация Томской области оказывает в пределах своих полномочий содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечивает ее поддержку |
Некоммерческим организациям - участникам негосударственной системы бесплатной юридической помощи оказывается поддержка в формах и в порядке, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", другими федеральными законами и Законом Томской области от 13 октября 2010 года N 218-ОЗ "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти Томской области". Постановлением Администрации Томской области от 12.11.2015 N 402а утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, за исключением государственных (муниципальных) учреждений" Постановление Администрации Томской области от 26.11.2014 N 431а "Об утверждении государственной программы "Повышение эффективности регионального и муниципального управления" Постановление Администрации Томской области от 05.04.2011 N 92а "О порядке определения объема и предоставления субсидий и грантов Томской области социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Томской области" (утратило силу с 12.11.2015) |
|
7 |
Администрация Томской области определяет порядок принятия решения об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
Порядок принятия решения об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, утвержден приложением N 3 к постановлению Администрации Томской области от 23.01.2013 N 20а "Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью на территории Томской области" |
|
8 |
Постановлением Администрации Томской области утверждается перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи гражданами, указанными в части 1 статьи 3 Закона |
Постановление Администрации Томской области от 18.02.2015 N 45а "Об утверждении перечня документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи гражданами на территории Томской области" |
|
9 |
Нормативным правовым актом Администрации устанавливается порядок направления адвокатской палатой Томской области в Администрацию Томской области ежегодного доклада и сводного отчета об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи |
Порядок направления Адвокатской палатой Томской области в Администрацию Томской области ежегодного доклада и сводного отчета об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи утвержден приложением N 5 к постановлению Администрации Томской области от 23.01.2013 N 20а "Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью на территории Томской области" |
1.2. Система бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Государственная система бесплатной юридической помощи в Томской области
Распоряжением Губернатора Томской области от 12.12.2012 г. N 419-р Администрация Томской области определена в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти Томской области в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Обеспечение исполнения функций уполномоченного исполнительного органа возложено на комитет по государственно-правовым вопросам Администрации Томской области.
На основании приложения 1 к постановлению Администрации Томской области от 23.01.2013 г. N 20а "Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью на территории Томской области", в государственную систему бесплатной юридической помощи в Томской области входят:
1) Администрация Томской области и исполнительные органы государственной власти Томской области, входящие в утвержденную постановлением Губернатора Томской области от 30.08.2012 г. N 94 "О структуре исполнительных органов государственной власти Томской области и составе Администрации Томской области" структуру исполнительных органов государственной власти Томской области;
2) учреждения, определенные правовым актом исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в штатном расписании которых предусмотрены должности, отвечающие квалификационным требованиям, установленным статьей 8 Федерального закона N 324-ФЗ (т.е. лица, имеющие высшее юридическое образование);
3) Государственные юридические бюро (Областное государственное казенное учреждение "Государственное юридическое бюро Томской области");
Государственное юридическое бюро было создано в виде федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро по Томской области" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам". Всего с момента создания с 01.01.2006 г. до 01.01.2013 г. в Госюрбюро получили бесплатную юридическую помощь 26596 жителей Томска и области.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 324-ФЗ, государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона, подлежали передаче в ведение субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2012 года. С 01 января 2013 года Госюрбюро передано в собственность Томской области с внесением соответствующих изменений в его учредительные документы. В настоящее время это учреждение действует в качестве областного государственного казенного учреждения "Государственное юридическое бюро по Томской области".
4) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Томской области. В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 324-ФЗ и ст. 4 Закона Томской области N 149-ОЗ, органы управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области оказывают бесплатную юридическую помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Томской области.
Кроме того, согласно ст.ст. 18, 19 Федерального закона N 324-ФЗ, в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи участвуют адвокаты, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, а также нотариусы - путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
Негосударственная система бесплатной юридической помощи
В соответствии со ст. 22 Федерального закона N 324-ФЗ негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Юридические клиники образуются и действуют в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2012 г. N 994 "Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи".
В соответствии с указанным Порядком юридическая клиника осуществляет свою деятельность в целях:
1) создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
2) создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию;
3) правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи.
Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования. К оказанию бесплатной юридической помощи допускаются на добровольных началах студенты (слушатели), проявившие личную заинтересованность в осуществлении указанной деятельности и обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ. Уровень профессиональных компетенций студентов (слушателей), необходимых для оказания бесплатной юридической помощи, определяется образовательным учреждением самостоятельно.
В Томской области действуют следующие юридические клиники при юридических факультетах высших образовательных учреждений:
а) Центр клинических методов обучения Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета образован в качестве структурного подразделения Томского государственного университета на основании приказа ректора ТГУ от 24.12.2001 года (далее - Юридическая клиника ТГУ). Целью деятельности Юридической клиники ТГУ является оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам, то есть семьям или одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Томской области, и имеющих право в соответствии с законодательством на получение социальной помощи
б) Юридическая клиника при Западно-Сибирском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" создана в соответствии с Положением юридической клинике, утвержденном ректором Российской академии правосудия от 01.03.2012 года. Целями деятельности Юридической клиники ЗСФ РГУП являются: оказание юридической помощи малоимущим, инвалидам, детям-сиротам и иным категориям социально незащищенных граждан; содействие повышению качества подготовки специалистов по программе высшего юридического образования; содействие трудоустройству студентов-юристов, выпускников университета; участие в подготовке социально-ориентированных профессиональных юристов; повышение правовой культуры граждан.
в) Учебно-практическая правовая лаборатория негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский экономико-юридический институт" (далее - Юридическая клиника ТЭЮИ) действует на основании Положения об учебно-практической правовой лаборатории, утвержденного ректором ТЭЮИ от 12.11.2003 года. Основное направление деятельности - оказание юридической помощи следующим категориям граждан: малоимущие, пенсионеры, студенты, безработные, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (по вопросам семейного законодательства и гражданского законодательства), призывники, военнослужащие, члены их семей, а также лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.
Кроме того, в Томской области действует Негосударственный центр бесплатной юридической помощи, созданный в качестве структурного подразделения ТРСОО "Свободная инициатива". Центр начал свою работу со 2 июля 2012 года. Согласно ст. 24 Федерального закона N 324-ФЗ такие центры вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.2. Круг лиц, на которых распространяется действие Закона N 149-ОЗ (получатели бесплатной юридической помощи)
2. Практика применения Закона Томской области от 13.08.2012 N 149-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области"
После вступления в силу Закона N 149-ОЗ и передачи с 1 января 2013 года в собственность Томской области Государственного юридического бюро Законодательной Думой Томской области был рассмотрен вопрос "Об итогах деятельности Федерального казенного учреждения "Государственное юридическое бюро по Томской области" за 2012 год и перспективах работы Областного государственного казенного учреждения "Государственное юридическое бюро по Томской области".
Согласно принятому Законодательной Думой Томской области по данному вопросу постановлению от 23.04.2013 г. N 1166, комитету по законодательству, государственному устройству и безопасности (далее - комитет) поручено совместно с Администрацией Томской области проанализировать возможность внесения изменений в Закон Томской области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области" в части расширения в сравнении с Федеральным законом N 324-ФЗ перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также возможность увеличения количества муниципальных образований Томской области, на территории которых сотрудниками подразделений вышеуказанного учреждения осуществляется деятельность по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.
31 октября 2013 года в Законодательную Думу Томской области поступило обращение Уполномоченного по правам человека в Томской области с предложением о совершенствовании положений Закона N 149-ОЗ (исх. от 31.10.2013 N ЕК-657) в части дополнения перечня категорий граждан, которым предоставляется право на получение бесплатной юридической помощи, еще семью категориями.
Решением комитета от 10.12.2013 N 480 была создана рабочая группа по разработке проекта закона Томской области "О внесении изменений в Закон Томской области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области", в которую вошли представители Законодательной Думы Томской области, Администрации Томской области, Уполномоченного по правам человека в Томской области, прокуратуры Томской области, Управления Минюста России по Томской области, иные заинтересованные лица.
Вопрос 17 апреля 2014 г. рассматривался на заседании контрольной комиссии комитета и 20 мая 2014 г. на заседании комитета, решением которого N 576/2 предложения Уполномоченного по правам человека в Томской области были поддержаны, принято решение о необходимости внесения в Закон N 149-ОЗ изменений, направленных на расширение перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в Томской области.
По итогам обсуждения указанного вопроса Законом Томской области от 19.06.2014 N 81-ОЗ в статью 3 Закона N 149-ОЗ были внесены изменения - в перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, дополнительно включены:
1) неработающие инвалиды III группы;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3) неработающие граждане, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом под неработающими инвалидами III группы, неработающими пенсионерами понимаются граждане, не осуществляющие трудовую и (или) предпринимательскую деятельность.
Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2015 года и повлияли на количество обращений за получением бесплатной юридической помощи, а также повлекли рост количества граждан, которым такая помощь была оказана.
В соответствии со ст. 4 Закона N 149-ОЗ, органы исполнительной власти Томской области и подведомственные им учреждения в случаях и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Томской области, оказывают бесплатную юридическую помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.
Законами Томской области об областном бюджете на оказание бесплатной юридической помощи и реализацию закона N 149-ОЗ на 2015 год и 2016 год предусматривалось:
Наименование показателей |
2015 /тыс. руб. |
2016 /тыс. руб. |
Ведомственная целевая программа "Исполнение обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан бесплатной юридической помощи" |
11003,0 |
11335,4 |
Субсидия на оплату труда и компенсацию расходов адвокатам, являющимся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи |
500,2 |
533,2 |
Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям |
500,2 |
533,2 |
Количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь органами исполнительной власти Томской области и подведомственными им учреждениями
Таблица 2
Участник |
2013 (в порядке убывания) |
2014 |
2015 |
2016 (6 мес) |
Госюрбюро Томской области |
3953 |
3859 |
4109 |
2256 |
Администрация Томской области |
1625 |
1780 |
1961 |
1069 |
Департамент ЗАГС |
1873 |
2011 |
1875 |
796 |
Департамент труда и занятости населения |
1745 |
2769 |
4680 |
2083 |
Департамент социальной защиты населения |
903 |
880 |
1124 |
630 |
Департамент по вопросам семьи и детей и подведомственные учреждения |
336 |
673 |
693 |
660 |
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора |
318 |
198 |
115 |
38 |
Департамент архитектуры и строительства |
256 |
487 |
602 |
315 |
Департамент по социально-экономическому развитию села и подведомственные учреждения |
248 |
238 |
260 |
156 |
Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи |
195 |
386 |
411 |
327 |
Департамент общего образования |
173 |
262 |
345 |
47 |
Департамент лесного хозяйства |
158 |
171 |
162 |
86 |
Управление охотничьего хозяйства |
|
180 |
98 |
271 |
Комитет рыбного хозяйства |
158 |
114 |
|
|
Департамент профессионального образования и подведомственные учреждения |
131 |
118 |
89 |
57 |
Департамент тарифного регулирования |
120 |
182 |
176 |
82 |
Главная инспекция государственного строительного надзора |
78 |
64 |
99 |
32 |
Инспекция государственного технического надзора |
77 |
83 |
69 |
35 |
Департамент здравоохранения и подведомственные учреждения |
68 |
158 |
91 |
34 |
Комитет по лицензированию |
59 |
87 |
53 |
34 |
Департамент по управлению государственной собственностью |
49 |
31 |
42 |
222 |
Комитет по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования |
29 |
52 |
155 |
57 |
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды |
25 |
408 |
0 |
0 |
Департамент по культуре и туризму |
12 |
26 |
21 |
7 |
Департамент инвестиций |
7 |
13 |
31 |
19 |
Департамент государственного заказа |
1 |
0 |
0 |
0 |
Департамент финансов |
0 |
6 |
22 |
8 |
Итого |
12595 |
15179 |
17270 |
9321 |
Согласно отчетам, не оказывали бесплатную юридическую помощь в период с 2013 по 2016 год следующие исполнительные органы государственной власти Томской области: Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Томской области, Комитет государственного финансового контроля Томской области, Управление ветеринарии Томской области.
Администрация Томской области оказывала гражданам юридическую помощь по вопросам в сферах гражданского, жилищного, земельного, семейного, градостроительного, трудового, налогового законодательства.
Виды бесплатной юридической помощи, оказанной Администрацией Томской области, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Год |
Количество обращений |
Количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь |
виды оказанной юридической помощи |
||
правовое консультирование в устной форме |
правовое консультирование в письменной форме |
составление документов правового характера |
|||
2013 |
1625 |
1625 |
1493 |
132 |
0 |
2014 |
1780 |
1780 |
1656 |
124 |
0 |
2015 |
2065 |
1961 |
1750 |
195 |
349 |
2016 6 мес. |
1743 |
1069 |
1039 |
50 |
61 |
Департамент социальной защиты населения Томской области и подведомственные ему учреждения оказывали юридическую помощь по вопросам предоставления мер социальной поддержки, составления доверенностей, компенсации морального вреда, принятия наследства, вопросы права собственности на недвижимое имущество и жилищные вопросы, наследственное, семейное, трудовое право, вопросы приобретения гражданства и другие. Виды бесплатной юридической помощи, оказанной указанным органом и учреждениями, приведены в таблице 4.
Таблица 4
Год |
Количество обращений |
Количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь |
виды оказанной юридической помощи |
|||
правовые консультации в устной форме |
правовые консультации в письменной форме |
составление документов правового характера |
представление интересов в судах и других органах |
|||
2013 |
913 |
903 |
610 |
185 |
110 |
0 |
2014 |
873 |
880 |
450 |
399 |
93 |
1 |
2015 |
1136 |
1124 |
614 |
399 |
109 |
2 |
2016 6 мес. |
633 |
630 |
353 |
218 |
58 |
1 |
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области оказывал бесплатную юридическую помощь гражданам по вопросам применения жилищного законодательства. Виды бесплатной юридической помощи, оказанной указанным органом, приведены в таблице 5.
Таблица 5
Год |
Количество обращений |
Количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь |
виды оказанной юридической помощи |
|||
правовые консультации в устной форме |
правовые консультации в письменной форме |
составление документов правового характера |
представление интересов в судах и других органах |
|||
2013 |
318 |
318 |
172 |
146 |
0 |
0 |
2014 |
209 |
198 |
159 |
50 |
0 |
1 |
2015 |
115 |
115 |
89 |
46 |
0 |
0 |
2016 6 мес. |
38 |
38 |
16 |
22 |
5 |
4 |
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области и подведомственные ему учреждения оказывали юридическую помощь по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставления жилья многодетным семьям, начислению выплат приемным родителям, усыновления, установления опеки, защиты прав несовершеннолетних, отдыха и оздоровления детей, применения административных регламентов, иные вопросы правового характера, предоставление мер социальной поддержки, восстановление утраченных документов, взыскание алиментов, розыск родственников, оформление пенсии по потере кормильца, возврат подоходного налога при приобретении материнского капитала, взаимодействие опекунов с кровными родственниками опекаемых, оформление жилья в собственность, права родителей при расторжении брака и другие.
Виды бесплатной юридической помощи, оказанной указанными органом и учреждениями, приведены в таблице 6.
Таблица 6
Год |
Количество обращений |
Количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь |
виды оказанной юридической помощи |
|||
правовые консультации в устной форме / "он-лайн" |
правовые консультации в письменной форме |
составление документов правового характера |
представление интересов в судах и других органах |
|||
2013 |
350 |
336 |
262 |
43 |
93 |
20 |
2014 |
673 |
673 |
289 / 21 |
286 |
169 |
14 |
2015 |
694 |
693 |
364 / 21 |
325 |
115 |
0 |
2016 6 мес. |
664 |
660 |
402 / 4 |
257 |
103 |
4 |
Департамент труда и занятости Томской области и подведомственные ему учреждения оказывали юридическую помощь по следующим вопросам: сроки и порядок выплат при сокращении, ликвидации, процедура уведомления работников, различия между трудовым и гражданско-правовым договором, прием на работу и увольнение в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, по беременности и родам; порядок предоставления государственных услуг; порядок постановки на учет в центр занятости, документы, предъявляемые в центр занятости населения, прием на работу и увольнение; предоставление отпусков; досрочная пенсия по предложению органов службы занятости.
Виды бесплатной юридической помощи, оказанной указанными органом и учреждениями, приведены в таблице 7.
Таблица 7
Год |
Количество обращений |
Количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь |
виды оказанной юридической помощи |
|||
правовые консультации в устной форме / "он-лайн" |
правовые консультации в письменной форме |
составление документов правового характера |
представление интересов в судах и других органах |
|||
2013 |
1745 |
1745 |
1597 / 52 |
95 |
1 |
0 |
2014 |
2767 |
2767 |
2693 / 4 |
60 |
6 |
4 |
2015 |
4680 |
4680 |
4529 |
107 |
33 |
11 |
2016 6 мес. |
2083 |
2083 |
2032 |
51 |
0 |
0 |
Государственное юридическое бюро Томской области
Государственное юридическое бюро Томской области имеет четыре подразделения в районах области: г. Асино - 2 специалиста, г. Стрежевой - 1 специалист, г. Колпашево - 2 специалиста, с Мельниково Шегарского района - 1 специалист. В г. Томске - 5 специалистов, из них начальник - 1, заместитель начальника - 1, главный бухгалтер - 1, бухгалтер - 1, документовед - 1. Штатная численность - 16 человек. Сведения о видах и вопросах, по которым за 2013 год - 1 полугодие 2016 года оказана бесплатная юридическая помощь Госюрбюро Томской области, приведены в таблицах 8, 9.
Виды оказанной юридической помощи Госюрборо# Томской области
Таблица 8
Год |
Количество обращений граждан по вопросам оказания бесплатной юридической помощи |
Количество обращений граждан, по которым оказана бесплатная юридическая помощь |
виды оказанной юридической помощи |
|||
правовое консультирование в устной форме |
правовое консультирование в письменной форме |
составление документов правового характера |
представление интересов в судах и других органах |
|||
2013 |
3953 |
3953 |
3181 |
2 |
770 |
152 |
2014 |
3859 |
3859 |
3102 |
- |
799 |
125 |
2015 |
4109 |
4109 |
3233 |
3 |
761 |
112 |
2016 (6 мес.) |
2256 |
2256 |
1635 |
54 |
551 |
66 |
Вопросы, по которым оказана бесплатная юридическая помощь Госюрбюро Томской области
Таблица 9
|
Отрасли права/ законодательства |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (6 мес.) |
1. |
Гражданское право |
1590 |
1454 |
1576 |
852 |
2. |
Жилищное право |
689 |
805 |
715 |
373 |
3. |
Семейное право |
570 |
464 |
552 |
312 |
4. |
Социальное обеспечение |
241 |
220 |
209 |
110 |
5. |
Исполнительное производство |
119 |
129 |
155 |
89 |
6. |
Трудовое право |
84 |
92 |
123 |
84 |
7. |
Земельное право |
76 |
102 |
71 |
44 |
8. |
Административное право |
22 |
31 |
42 |
31 |
9. |
Иное |
562 |
562 |
666 |
361 |
|
Всего |
3953 |
3859 |
4109 |
2256 |
Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами
В соответствии со ст. 18 Федерального закона N 324-ФЗ, адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются Федеральным законом N 324-ФЗ и Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона N 149-ОЗ, порядок направления адвокатской палатой Томской области в Администрацию Томской области ежегодного доклада и сводного отчета об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи, а также порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи, определения объема и предоставления субсидии на оплату труда и компенсацию расходов адвокатам, являющимся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи утверждены постановлением Администрации Томской области от 23.01.2013 N 20а "Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью на территории Томской области".
В статье 20 Федерального закона N 324-ФЗ перечислены случаи, когда адвокаты осуществляют правовое консультирование граждан в устной и письменной форме и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, а также определен круг лиц, чьи интересы адвокаты представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в рамках системы государственной бесплатной юридической помощи.
Сведения о количестве граждан и видах оказанной им бесплатной юридической помощи адвокатами
Таблица 10
N |
Содержание показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (6 мес.) |
1 |
Количество случаев оказания гражданам бесплатной юридической помощи |
104 |
239 |
559 |
489 |
2 |
Количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь |
42 |
84 |
186 |
193 |
3 |
Количество устных консультаций по правовым вопросам |
53 |
95 |
254 |
231 |
4 |
Количество граждан, которым даны устные консультации по правовым вопросам |
34 |
68 |
184 |
188 |
5 |
Количество письменных консультаций по правовым вопросам |
16 |
14 |
9 |
27 |
6 |
Количество граждан, которым даны письменные консультации по правовым вопросам |
15 |
13 |
8 |
23 |
7 |
Количество составленных заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера |
32 |
74 |
225 |
171 |
8 |
Количество граждан, которым составлены заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера |
26 |
59 |
112 |
118 |
9 |
Количество случаев представления интересов граждан в судах |
5 |
31 |
32 |
44 |
10 |
Количество граждан, интересы которых представлялись в судах |
3 |
3 |
16 |
23 |
11 |
Количество случаев представления интересов граждан в государственных или муниципальных органах |
1 |
3 |
38 |
16 |
12 |
Количество граждан, интересы которых представлялись в государственных или муниципальных органах |
1 |
2 |
12 |
14 |
13 |
Количество случаев представления интересов граждан в организациях |
0 |
1 |
1 |
0 |
14 |
Количество граждан, интересы которых представлялись в организациях |
0 |
1 |
1 |
0 |
15 |
Иные виды бесплатной юридической помощи |
0 |
0 |
0 |
0 |
На момент проведения мониторинга в Томской области зарегистрировано 518 адвокатов. Из них 146 являются участниками системы бесплатной юридической помощи, причем их количество остается практически неизменным на протяжении трех лет (2014 г. - 146, 2015 г. - 148, 2016 г. - 146).
При этом из представленных сведений видно, что количество случаев оказания бесплатной юридической помощи и граждан, которым такая помощь оказана адвокатами, растет в геометрической прогрессии (ежегодно почти вдвое больше, чем за предыдущий год), в том числе, и в связи с расширением с 1 января 2015 года перечня категорий граждан, которым оказывается бесплатная юридическая помощь в соответствии с Законом Nс 149-ОЗ.
Сведения о категориях граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь адвокатами
Таблица 11
категории граждан |
год |
2014 |
2015 |
2016 (6 мес) |
Малоимущие граждане |
192 |
290 |
241 |
|
Инвалиды I и II группы |
42 |
153 |
115 |
|
Ветераны Великой Отечественной войны, Герои РФ, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои труда РФ |
0 |
6 |
8 |
|
Дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их законные представители |
4 |
17 |
28 |
|
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
0 |
0 |
6 |
|
Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" |
0 |
18 |
39 |
|
Граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с Законом Томской области N 149-ОЗ (неработающие инвалиды III группы и неработающие пенсионеры) |
0 |
74 |
52 |
|
Всего |
238 |
558 |
489 |
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Томской области
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Томской области оказывает юридическую помощь по следующим вопросам: обеспечение полисами обязательного медицинского страхования, о выборе медицинской организации и врача, о выборе или замене страховой медицинской организации, о лекарственном обеспечении при оказании медицинской помощи, об отказе в оказании медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования, получение медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования, о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования, о взимании денежных средств за медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования, о платных медицинских услугах и другие.
Виды бесплатной юридической помощи, оказанной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Томской области, приведены в таблице 12.
Таблица 12
Год |
Количество обращений |
Количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь |
виды оказанной юридической помощи |
||
правовое консультирование в устной форме |
правовое консультирование в письменной форме |
составление документов правового характера |
|||
2013 |
1068 |
1068 |
1026 |
42 |
23 |
2014 |
2388 |
2388 |
2353 |
141 |
0 |
2015 |
2296 |
2296 |
2216 |
80 |
0 |
2016 6 мес. |
1014 |
1014 |
962 |
47 |
0 |
Нотариальная палата Томской области
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 324-ФЗ нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.
Согласно ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
При этом согласно письму Федеральной нотариальной палаты от 18.01.2012 г. N 51/06-12 в части категорий граждан, которым нотариусы оказывают бесплатную юридическую помощь по вопросам совершения нотариальных действий, положения статьи 20 Федерального закона N 324-ФЗ не распространяются на оказание бесплатной юридической помощи нотариусами. Указанные обязанности нотариус выполняет в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Компенсация нотариусам за выполнение данных обязанностей Федеральным законом N 324-ФЗ не предусмотрена.
В системе оказания бесплатной юридической помощи активно участвует и Некоммерческая организация "Томская областная нотариальная палата". Проведение бесплатных консультаций нотариусами осуществляется на основе ежегодных планов работы. Кроме того, все нотариусы Томской области ежедневно в часы приема безвозмездно разъясняют гражданам законодательство по нотариальным вопросам. Нотариусы принимают участие во всех мероприятиях по оказанию юридической помощи населению, проводимых различными органами, в том числе, с выездом в районы Томской области.
На базе Томской областной нотариальной палаты под эгидой Томского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" организован и действует пункт по оказанию бесплатной юридической помощи населению, в котором ведется работа по безвозмездному консультированию населения, налажены контакты со всеми правоохранительными органами, осуществляющими правоприменительную деятельность, с целью оказания помощи более широкого правового спектра. В рамках реализации государственной программы оказания бесплатной юридической помощи населению Общероссийская общественная организации "Ассоциация юристов России" проводит бесплатные юридические консультации.
Участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи
1. В рамках Юридической клиники ТГУ студенты старших курсов ЮИ ТГУ под руководством преподавателей-кураторов, большинство из которых являются адвокатами, оказывают бесплатную юридическую помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации и не имеющим возможности оплатить юридическую помощь. Ежегодно бесплатная юридическая помощь (в виде письменных консультаций, составления исковых заявлений в суд, других документов правового характера (претензий, жалоб, ходатайств, проектов договоров), представления интересов граждан в суде) оказывается 250 - 300 лицам.
Также создано и действует структурное подразделение: "Клиника в местах лишения свободы", в рамках которого студентами осуществляется (под контролем кураторов) консультирование осужденных в исправительных учреждениях, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах.
Кроме регулярного приема граждан в помещениях юридической клиники, в ходе летне-осенней практики (июль, сентябрь) студенты осуществляют под контролем преподавателей оказание бесплатной юридической помощи по месту расположения мировых судей г. Томска и Томского района.
С 2001 года Юридическая клиника ТГУ проводит выездные консультации для жителей Томской области, с 2004 года - участвуя в них совместно с Администрацией Томской области, региональным отделением Ассоциации юристов России.
2. Юридическая клиника при Западно-Сибирском филиале ФГБОУВО "Российский государственный университет правосудия" (далее - Юридическая клиника ЗСФ РГУП) оказывает бесплатную юридическую помощь в форме устного консультирования и подготовки юридических документов для социально незащищенных категорий граждан (ветеранов, пенсионеров, детей-сирот, инвалидов, безработных, малоимущих, лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию и др.).
Консультирование в Юридической клинике ЗСФ РГУП осуществляется на безвозмездной основе студентами старших курсов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" под руководством преподавателей - кураторов, заведующего и администраторов Юридической клиники.
Категории обратившихся граждан в Юридическую клинику ЗСФ РГУП
Таблица 12
категория граждан |
количество |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|
Инвалиды |
17 |
37 |
26 |
Ветераны ВОВ |
6 |
2 |
0 |
Безработные, состоящие на соответствующем учете |
13 |
13 |
3 |
Родители несовершеннолетних |
4 |
2 |
0 |
Ветераны труда |
23 |
14 |
1 |
Пенсионеры |
70 |
244 |
209 |
Студенты высших учебных заведений |
0 |
6 |
5 |
Лица без определенного места жительства |
0 |
0 |
4 |
Несовершеннолетние |
0 |
0 |
0 |
Работники РАП |
0 |
0 |
0 |
Отраслевая принадлежность обращений граждан в Юридическую клинику ЗСФ РГУП
Таблица 13
Отрасль права |
Количество обращений |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Гражданское право |
50 |
195 |
179 |
Земельное право |
9 |
30 |
19 |
Трудовое право |
10 |
24 |
9 |
Право социального обеспечения |
25 |
21 |
9 |
Жилищное право |
21 |
19 |
18 |
Семейное право |
8 |
13 |
5 |
Наследственное право |
4 |
12 |
8 |
Исполнительное право |
5 |
4 |
1 |
Уголовный и гражданский процесс |
0 |
0 |
0 |
Административное право |
1 |
0 |
0 |
Виды оказанной юридической помощи в Юридической клинике ЗСФ РГУП
Таблица 14
Виды консультаций |
Общее количество |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|
В устной форме |
45 |
143 |
101 |
В письменной форме |
88 |
175 |
147 |
3. Юридическая клиника ТЭЮИ оказывает помощь по гражданским, трудовым семейным и иным вопросам, за исключением случаев, когда согласно законодательству такая помощь не может быть оказана студентами.
Прием и консультирование граждан по правовым вопросам осуществляют студенты 2, 3 и 4 курсов юридического факультета Томского экономико-юридического института под руководством преподавателей института и опытных юристов практиков. Юридическая помощь предоставляется бесплатно малоимущим гражданам или гражданам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации.
Помощь включает в себя письменные юридические консультации по интересующей клиента правовой проблеме, составление документов правового характера (исковых заявлений, жалоб, претензий, обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления), предоставление информации о действующем законодательстве, в том числе предоставление выдержек из законов или иных нормативно правовых актах, имеющихся в доступе в учебно-практической правовой лаборатории, дача разъяснений по процессуальным вопросам судебной защиты, в некоторых случаях возможно представление интересов клиента в суде.
Кроме того, студентами проводятся в школах и техникумах занятия, на которых слушателям разъясняются их права по вопросам призыва на военную службу, на альтернативную гражданскую службу, прохождения службы по контракту.
За все время существования юридической клиники, была оказана юридическая помощь более 1000 человек, были составлены различного рода документы, даны консультации, по некоторым делам интересы представлялись в суде.
4. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи оказывает бесплатно следующие виды юридической помощи:
а) консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме;
б) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
Право на получение бесплатной юридической помощи в Негосударственном центре бесплатной юридической помощи имеют:
а) инвалиды;
б) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
в) ветераны труда;
г) пенсионеры и граждане пожилого возраста вне зависимости от уровня их дохода;
д) безработные граждане, стоящие на соответствующем учете;
е) студенты, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, любых учебных заведений;
ж) лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации (к числу которых относятся: дети-инвалиды; дети, оставшиеся без попечения родителей; несовершеннолетние; лица без определенного места жительства; лица, недавно освободившиеся из исправительных учреждений).
Центр оказывает бесплатную юридическую помощь по вопросам гражданского, жилищного, семейного, земельного, трудового права, защиты прав потребителей и по иным правовым вопросам.
Информация о Центре внесена в соответствии со ст. 25 Федерального закона N 324-ФЗ внесена в список негосударственных центров бесплатной юридической помощи, который ведется Министерством юстиции Российской Федерации и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со ст. 7 Закона N 149-ОЗ, исполнительные органы государственной власти Томской области осуществляют поддержку некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в формах и в порядке, установленных Федеральным законом от 12.12.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", другими федеральными законами и Законом Томской области от 13.10.2010 N 218-ОЗ "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти Томской области".
На основании указанных положений в соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 18.04.2014 N 364-ра "О победителях конкурса на предоставление субсидий и грантов Томской области социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Томской области" Томская региональная социальная общественная организация "Свободная инициатива" признан победителем конкурса - получателем гранта Томской области за проект "Центр юридической помощи".
Согласно распоряжению Администрации Томской области от 11.10.2013 N 776-ра "О победителях конкурса на предоставление субсидий и грантов Томской области социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Томской области" указанная организация признана победителем конкурса - получателем гранта Томской области за счет субсидии из федерального бюджета за проект "Повышение уровня правовой защищенности населения Томской области".
3. Оценка информации о практике применения Закона Томской области от 13.08.2012 N 149-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области"
В соответствии с пунктами 7, 8, 9 Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области проведена оценка информации о практике применения Закона N 149-ОЗ в целях:
1) обеспечения принятия (издания) измерения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов;
2) реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;
3) устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.
В ходе мониторинга проанализирована информация, поступившая от органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, прокуратуры Томской области, Администрации Томской области о поступавших в указанные органы обращениях граждан по вопросам применения Закона N 149-ОЗ.
Сведения об обращениях граждан по вопросу действия Закона N 149-ОЗ
Таблица 15
N |
Содержание обращений |
Количество |
1. |
Обращения общественных, научных, правозащитных и иных организаций, касающиеся применения Закона N 149-ОЗ |
0 |
2. |
Обращения граждан по вопросу качества оказания бесплатной юридической помощи |
1 1. |
3. |
Обращения граждан о разъяснении положений Закона N 149-ОЗ |
2 2. |
4. |
Обращения граждан о применении Закона N 149-ОЗ, в том числе об имеющихся коллизиях и пробелах в правовом регулировании, искажении смысла положений Закона и нарушениях единообразия его применения |
0 |
5. |
Обращения граждан по вопросам понятийно-терминологической системы Закона N 149-ОЗ, наличия в нем дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера |
0 |
6. |
Обращения граждан по поводу неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействия) при применении Закона N 149-ОЗ |
1 3. |
7. |
Иные обращения |
3 |
В ходе мониторинга поступило предложение Думы Зырянского района и Главы Зырянского района об открытии в с. Зырянское филиала Госюрбюро в связи с тем, что район является дотационным с населением 12346 чел., в том числе пенсионеров - 4432 чел., инвалидов - 112 чел., безработных - 512 чел. Открытие филиала в Зырянском районе позволит обеспечить бесплатной юридической помощью не только жителей Зырянского района, но и Тегульдетского района, с которым имеется круглогодичное автобусное сообщение.
1. 1 обращение гражданина по вопросу качества оказания бесплатной юридической помощи сотрудниками ОГКУ "Государственное юридическое бюро Томской области", которое по результатам рассмотрения признано необоснованным.
2. 2 обращения касались применения положений Закона N 149-ОЗ о праве на получение бесплатной юридической помощи неработающим гражданам, пенсия которым установлена на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и оказания бесплатной юридической помощи в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 324-ФЗ, а также применения постановления Администрации Томской области от 18.02.2015 N 45а "Об утверждении перечня документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи гражданами на территории Томской области".
3. 1 обращение в органы прокуратуры по поводу нарушения права на бесплатную юридическую помощь ОГКУ "Государственное юридическое бюро Томской области", по результатам проверки нарушений в деятельности Госюрбюро не выявлено.
3.1. Оценка информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов
В целях обеспечения принятия (издания) измерения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов проведена оценка информации о практике применения Закона N 149-ОЗ по следующим показателям:
1) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина - не выявлено;
2) наличие нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы - не выявлено;
3) несоблюдение пределов компетенции при издании Закона N 149-ОЗ - принят в пределах компетенции;
4) искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии Закона N 149-ОЗ - не выявлено;
5) несоответствие Закона N 149-ОЗ международным обязательствам Российской Федерации - не выявлено;
6) наличие в Законе N 149-ОЗ коррупциогенных факторов - не выявлено;
7) неполноты в правовом регулировании общественных отношений - не выявлено;
8) наличие коллизий норм права - не выявлено;
9) наличие в Законе N 149-ОЗ ошибок юридико-технического характера - не выявлено;
10) использование положений Закона N 149-ОЗ в качестве оснований совершения юридически значимых действий - положения используются органами государственной власти Томской области, областными государственными учреждениями, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Томской области, адвокатской палатой Томской области, иными участниками системы бесплатной юридической помощи;
11) искажение смысла положений Закона N 149-ОЗ при его применении - не выявлено;
12) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении Закона N 149-ОЗ - не выявлено;
13) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления - не выявлено;
14) отсутствие единообразной практики применения Закона N 149-ОЗ - не выявлено;
15) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения положений Закона N 149-ОЗ - 2 обращения;
16) судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными Законом N 149-ОЗ - не выявлено;
17) удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением Закона N 149-ОЗ, в том числе, с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений Закона N 149-ОЗ и нарушениями единообразия его применения - не выявлено;
18) зафиксированных правонарушений в сфере действия Закона N 149-ОЗ, а также случаев привлечения виновных лиц к ответственности - не выявлено.
3.2. Оценка информации в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов
В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов проведена оценка информации о практике применения Закона N 149-ОЗ по следующим показателям:
1) несоблюдение пределов компетенции при издании Закона N 149-ОЗ - не выявлено;
2) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении Закона N 149-ОЗ - не выявлены;
3) наличие в Законе N 149-ОЗ коррупциогенных факторов - не выявлено;
4) наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в Законе N 149-ОЗ - не выявлено;
5) по результатам антикоррупционной экспертизы, проводимой уполномоченным органом - Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, в отношении Закона N 149-ОЗ, а также в отношении принятых в соответствии с Законом N 149-ОЗ Губернатором Томской области и Администрацией Томской области подзаконных нормативных правовых актов Томской области коррупциогенных факторов не выявлялось;
6) коррупциогенных факторов, выявленных в Законе N 149-ОЗ при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами, - не выявлялись;
7) сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации - не нарушались;
8) обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии Закона N 149-ОЗ антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в Законе N 149-ОЗ коррупциогенных факторов - не выявлено;
9) правонарушений в сфере действия Закона N 149-ОЗ, а также случаев привлечения виновных лиц к ответственности - не выявлено.
3.3. Оценка информации в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы
В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы проведена оценка информации о практике применения Закона N 149-ОЗ по следующим показателям:
1) наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения - не выявлено;
2) использование в нормативных правовых актах единой понятийно-терминологической системы регулирования правоотношений - в Законе N 149-ОЗ используется единая терминология;
3) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах - не выявлено;
4) наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;
5) наличие ошибок юридико-технического характера - не выявлено;
6) наличие обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы, наличие дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера - не выявлено.
4. Итоги мониторинга
Закон Томской области от 13.08.2012 N 149-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области" направлен на реализацию в Томской области конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации).
Закон Томской области принят в рамках компетенции Томской области и предоставленных федеральным законодательством полномочий, соответствует законодательству Российской Федерации, в том числе Федеральному закону от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. Закон не содержит коррупциогенных факторов.
Законом определены полномочия органов государственной власти Томской области в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, категории участников системы бесплатной юридической помощи, включая расширенный перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, а также условия оказания данного вида помощи на территории Томской области.
При проведении мониторинга правоприменения в качестве источников информации использовались информационные материалы Администрации Томской области, прокуратуры Томской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Адвокатской палаты Томской области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Томской области, в том числе информация, размещенная на официальных сайтах указанных органов.
В ходе мониторинга проанализирована информация, поступившая от органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, прокуратуры Томской области, Администрации Томской области о поступавших в указанные органы обращениях граждан по вопросам применения Закона N 149-ОЗ.
Анализ указанной информации показал, что в целом граждане удовлетворены оказываемой в рамках Закона N 149-ОЗ бесплатной юридической помощью.
Проанализированные в ходе мониторинга статистические данные о деятельности участников системы бесплатной юридической помощи показывают неуклонный рост количества случаев оказания такой помощи и рост числа граждан, которым такая помощь оказывается.
Итоги проведенного мониторинга правоприменения свидетельствуют, что практика реализации Закона в целом является эффективной, оказываемая бесплатная юридическая помощь - востребованной.
В качестве проблем, выявленных в ходе мониторинга правоприменения, Администрацией Томской области отмечается ограниченность возможностей областного бюджета по финансированию деятельности государственной системы оказания бесплатной юридической помощи и отсутствие возможности увеличения размера бюджетных ассигнований на указанную цель в сложившихся в экономических условиях.
Структурные подразделения Госюрбюро Томской области отсутствуют в следующих муниципальных образованиях Томской области: г. Северск, г. Кедровый, Парабельский, Каргасокский, Верхнекетский, Чаинский, Молчановский, Бакчарский, Кривошеинский, Кожевниковский, Первомайский, Тегульдетский, Зырянский, Томский и Александровский районы.
По итогам анализа предоставленной органами местного самоуправления информации об отсутствии обращений граждан по вопросам оказания бесплатной юридической помощи можно сделать выводы, во-первых, об удовлетворенности существующей системой оказания такой помощи, во-вторых, об отсутствии потребности в расширении этой системы.
Вместе с тем, полученные данные по отдельным муниципальным районам Томской области показывают, что доля граждан, проживающих на соответствующей территории и потенциально имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, достаточно велика.
Так, например, из 12,6 тысяч человек, проживающих на территории Молчановского района Томской области 4, право на получение бесплатной юридической помощи на основании только Федерального закона N 324-ФЗ потенциально имеют более 3 тыс. человек 5., т.е. около 25% населения района. В Зырянском районе доля таких граждан, учитывая предоставленные данные, может достигать 41 %.6.
В этой связи в качестве рекомендаций по итогам мониторинга предлагается Администрации Томской области рассмотреть вопрос о возможности расширения сети структурных подразделений ОГКУ "Государственное юридическое бюро по Томской области", в том числе, об открытии такого структурного подразделения в с. Зырянское Зырянского района Томской области, что позволит обеспечить бесплатной юридической помощью не только население Зырянского района, но и Тегульдетского района.
Кроме того, удовлетворенность населения существующим положением дел с обеспечением прав граждан на получение бесплатной юридической помощи может быть вызвана низким уровнем осведомленности граждан, особенно проживающих в сельской местности в отдаленных районах, о наличии самого такого права в силу закона.
В этой связи в целях популяризации деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи по итогам мониторинга также предлагается на сайте Законодательной Думы Томской области в разделе "Полезные ссылки" поместить активную ссылку на сайт Госюрбюро по Томской области, а также провести анкетирование граждан по следующим вопросам:
1. Знаете ли Вы, что в Томской области действует система государственной бесплатной юридической помощи?
Да
Нет
2. Знаете ли Вы о том, кому и в каких случаях может быть оказана бесплатная юридическая помощь?
Да
Нет
3. Пользовались ли Вы услугами организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь?
- Государственное юридическое бюро Томской области и его подразделения
- адвокаты
- Негосударственный центр бесплатной юридической помощи
- Юридическая клиника ТГУ
- Юридическая клиника ТЭЮИ
- Юридическая клиника "Российской академии правосудия"
- исполнительные органы государственной власти Томской области и областные государственные учреждения
- не пользовался
4. Если Вы пользовались бесплатной юридической помощью, то к какой категории граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение бесплатной юридической помощи, Вы относитесь?
Варианты:
- гражданин, имеющий ниже прожиточного минимума среднедушевой доход семьи, или одиноко проживающий с доходами ниже прожиточного минимума
- ребенок-инвалид или его законный представитель
- инвалид I и II группы
- неработающий инвалид III группы
- неработающий пенсионер
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, а также их законные представители
- усыновители ли лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
- ветеран Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Герой Труда Российской Федерации
- гражданин пожилого возраста или инвалид, проживающий в организации социального обслуживания
- гражданин, имеющий право на получение бесплатной юридической помощи на основании Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
- несовершеннолетний, содержащийся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отбывающий наказание в местах лишения свободы, или его законный представитель (за исключением юридической помощи по уголовным делам)
- гражданин, признанный судом недееспособным, или его законный представитель
- гражданин, чей супруг (супруга) погиб в результате чрезвычайной ситуации, ребенок или родитель погибшего, либо лицо, находившееся на иждивении погибшего
- гражданин, здоровью которого причинен вред в результате чрезвычайной ситуации
- гражданин, лишившийся жилья, имущества или документов в результате чрезвычайной ситуации
5. Довольны ли Вы результатом оказанной бесплатной юридической помощи?
Да
Нет
6. В случае если Вы не пользовались бесплатной юридической помощью, но относитесь к перечисленным категориям граждан, как Вы оцениваете возможность (доступность) её получения?
1) территориальная доступность
- доступна
- далеко или трудно добираться
- недоступна
2) доступность с точки зрения сбора документов, подтверждающих право на получение бесплатной юридической помощи
- доступна, сбор документов не вызывает сложностей
- требуются некоторые усилия для сбора документов
- недоступна, сбор документов очень затруднен
7. В каком населенном пункте Томской области Вы проживаете?
8. Имеются ли у Вас пожелания, предложения по совершенствованию системы оказания бесплатной юридической помощи в Томской области?
4. Данные на 01.01.2016 г., http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/ru/statistics/populati on/.
5. Информация Администрации Молчановского района Томской области (исх. N 05-17-1356/16 от 20.07.2016).
6. Информация Администрации Зырянского района Томской области (исх. N 03-09-1711/16 от 06.06.2016).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Томской области от 22 декабря 2016 г. N 198 "О результатах мониторинга правоприменения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.