Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приказу
Департамента финансов
Томской области
от 30.12.2016 г. N 63
"Приложение 5
к приказу
Департамента финансов
Томской области
от 09.02.2016 N 5
Ведомственная целевая программа
Томской области "Создание и развитие системы эффективных и доступных инструментов повышения финансовой грамотности населения Томской области"
Паспорт
ведомственной целевой программы Томской области
Наименование СБП |
Департамент финансов Томской области |
|||||
Тип ведомственной целевой программы Томской области (далее - ВЦП) |
1-й тип |
|||||
Наименование государственной программы Томской области, в состав которой включается ВЦП |
Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области |
|||||
Наименование подпрограммы государственной программы Томской области, в состав которой включается ВЦП |
Повышение финансовой грамотности в Томской области |
|||||
Цель СБП (согласно Положению об СБП и разделу II Доклада о результатах и основных направлениях деятельности СБП) |
Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области |
|||||
Цель ВЦП (задача СБП) |
Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности и прозрачности региональных и муниципальных финансов |
|||||
Наименования показателей конечного результата (показателей результата достижения цели ВЦП (задачи СБП) |
Единица измерения |
2016 |
2017 |
2018 |
||
1. Количество работающих представительств центра финансовой грамотности на региональном и муниципальном уровнях |
единиц |
6 |
7 |
7 |
||
Срок реализации ВЦП |
ВЦП носит постоянный характер |
|||||
Объем расходов областного бюджета на реализацию ВЦП |
Коды классификации расходов бюджетов |
Сумма (тыс. руб.) |
||||
раздел, подраздел |
целевая статья |
вид расходов |
||||
2016 год |
0113 |
2146400380 |
630 |
17 351,8 |
||
|
0113 |
2146400000 |
120 |
930,0 |
||
|
0113 |
2146400000 |
240 |
70,0 |
||
Всего |
x |
x |
x |
18 351,8 |
||
Справочно: за счет средств федерального бюджета |
|
|
|
47 820,0 |
||
2017 год |
0113 |
2146400380 |
630 |
17 351,8 |
||
|
0113 |
2146400000 |
120 |
930,0 |
||
|
0113 |
2146400000 |
240 |
70,0 |
||
Всего |
x |
x |
x |
18 351,8 |
||
Справочно: за счет средств федерального бюджета |
|
|
|
45 820,0 |
||
2018 год |
0113 |
2146400380 |
630 |
17 351,8 |
||
|
0113 |
2146400000 |
120 |
930,0 |
||
|
0113 |
2146400000 |
240 |
70,0 |
||
Всего |
x |
x |
x |
18 351,8 |
Раздел 1. Характеристика задачи, для решения которой разработана ВЦП
Финансовая грамотность - это знания и навыки управления финансовыми инструментами, способность принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.
Проблема недостаточной финансовой грамотности населения в последние годы стала актуальной как в России, так и в целом ряде развитых и развивающихся стран. Особенной остроты она достигла в условиях глобального финансового кризиса, с повышением долговой нагрузки домохозяйств, недостаточностью сбережений и неумением населения предпринять рациональные шаги по защите своих сбережений и улучшению финансового положения.
При этом для России характерно быстрое построение сложной финансовой системы, которая приводит к появлению на рынке разнообразных и не всегда простых для понимания финансовых продуктов и услуг. Это ставит перед населением задачи, к решению которых оно в большинстве своем недостаточно хорошо готово.
Кроме того, у значительной части населения в силу социалистического прошлого отсутствуют традиции использования финансовых инструментов. Новые навыки приобретаются, в основном, молодежью и людьми средних лет, тогда как старшее поколение наиболее трудно понимает и принимает перемены в финансовой сфере. Отсутствие у граждан финансовых знаний, навыков планирования личного бюджета, опыта анализа и обоснованного выбора финансовых услуг в условиях агрессивной рекламы таких услуг могут привести к нерациональности финансового поведения, неоправданным рискам в надежде получения быстрого дополнительного заработка. Или напротив, столкнувшись с мошенническими действиями в финансовой сфере, население начинает занимать крайне консервативную позицию и неоправданно ограничивает свое взаимодействие с любыми финансовыми институтами, особенно, негосударственными. Оба крайних варианта финансового поведения наносят вред как личным бюджетам граждан, так и экономике в целом, поскольку создают препятствия для улучшения материального положения населения, а также снижают возможности инвестиций в экономику.
Недостаточность уровня финансовых знаний населения подтверждается опросами*. Хотя за период с 2008 года оценка населением собственного уровня финансовой грамотности выросла (доля населения, считающего свои знания отличными, хорошими либо удовлетворительными увеличилась с 46 до почти 70% опрошенных), однако оценка конкретных знаний показывает, что в действительности их уровень невысок:
- недостаточно развито планирование личного бюджета: подобное планирование осуществляют менее 30% опрошенных (в г. Томске - показатель выше, 44% опрошенных), при этом ежегодно эта доля сокращается - по видимому, в связи с постепенным ростом доходов населения и снижением необходимости жестко экономить, считая "каждый рубль");
- крайне слабы знания относительно системы страхования вкладов (более 50% опрошенных не имеют о ней никакого представления);
- еще не стало распространенной практикой сравнение финансовых услуг, предлагаемых в различных компаниях (лишь около половины опрошенных старается проводить такие сравнения, в г. Томске ситуация несколько лучше - 66% стараются проводить подобные сравнения), а также предварительное ознакомление с текстом заключаемого договора (менее 40% опрошенных читают договор и уточняют непонятные моменты);
- население преимущественно, заблуждается относительно того, что является финансовой пирамидой, демонстрируя при этом избыточную настороженность относительно предлагаемых финансовых продуктов и услуг;
- граждане недостаточно уверены в том, что спор с финансовой организацией по поводу финансовых услуг может быть разрешен быстро и справедливо (уверенных в быстром положительном исходе всего 15%).
Важной предпосылкой для развития культуры сбережения является рост доходов населения, позволяющий направлять личные средства не только на текущее потребление, но и на сбережение. В целом по Российской Федерации в течение уже более 10 лет наблюдается превышение совокупных доходов населения над его текущими расходами, при этом процент превышения колеблется от 25 до 30%.
По данным Росстата объем денежных накоплений населения демонстрирует рост. Так, если в декабре 2014 года денежные доходы населения Томской области в виде накоплений сбережений во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости составляли 3 861,4 млн. рублей, то в декабре 2015 года уже 7 292,8 млн. рублей. При этом доля средств, направленных на сбережение во вкладах и приобретение ценных бумаг, в общем объеме расходов в 2014-2015 годах составила немногим более 10% от общего объема денежных доходов. По данным отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации общая сумма средств физических лиц, привлечённых кредитными организациями Томской области (депозиты физических лиц) на начало 2014 года составляла 84 286,1 млн. рублей, на начало 2015 года - 88 028,3 млн. рублей, на 1 декабря 2015 года - уже 102 696,2 млн. рублей.
Однако финансовый кризис оказал негативное влияние на возможности населения сберегать и способы сбережения - население активнее стало приобретать валюту. По данным отделения по Томской области СГУ ЦБ РФ доля средств физических лиц на депозитах (вкладах) в кредитных организациях Томской области в иностранной валюте в общем объеме денежных накоплений возросла с 7,1% на 1 января 2014 года до 14,0% на 1 января 2015 года, а на 1 декабря 2015 года она уже составила 15,6%.
Таким образом, предпосылки для активизации потребления населением финансовых услуг, а, следовательно - потребности в повышении финансовой грамотности будут нарастать.
Повышение финансовой грамотности населения невозможно без развития финансовой инфраструктуры и расширения спектра финансовых услуг с учетом потребностей населения.
По данным ЦБ РФ на начало 2015 года в Томской области действовало 18 кредитных организаций и их филиалов, что ставило область на 5 место среди других субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ (лидером по числу кредитных организаций и их филиалов является Новосибирская область). При этом в области, как и в федеральном округе и в Российской Федерации в целом отмечается снижение числа действующих кредитных организаций и их филиалов.
* Опрос Национального агентства финансовых исследований по Российской Федерации; опрос компанией Relation Consulting населения г. Томска
Таблица 1. Количество кредитных организаций и их филиалов
|
на 01.01.2014 |
на 01.01.2015 |
на 01.12.2015 |
|||
Число кредитных организаций |
Число филиалов |
Число кредитных организаций |
Число филиалов |
Число кредитных организаций |
Число филиалов |
|
Томская область |
2 |
18 |
2 |
17 |
2 |
16 |
Новосибирская область |
8 |
61 |
6 |
58 |
6 |
53 |
Сибирский федеральный округ |
51 |
225 |
44 |
192 |
41 |
165 |
Российская Федерация |
923 |
2 005 |
834 |
1 708 |
740 |
1 431 |
Помимо этого, в настоящее время в области действует более 28 операционных офисов кредитных организаций, 36 страховых компаний и их филиалов, 13 инвестиционных компаний. На территории области установлено 1696 банкоматов (1,578 на 1 тыс. человек населения).
Отмечается высокая концентрация финансовой инфраструктуры в крупных городах (Томск, Северск), вследствие чего основными ее пользователями являются именно городские жители, в то время как население в районах минимально вовлечено в потребление финансовых услуг.
Таким образом, основными причинами проблемы недостаточной финансовой грамотности населения являются:
- исторически сложившееся отсутствие культуры управления личными финансами, неумение пользоваться всем разнообразием предлагаемых на рынке финансовых инструментов;
- недостаточность возможностей для обучения финансовой грамотности различных категорий населения, в т.ч. поддерживаемых со стороны государства (экспресс-курсов, теле- и радиопередач, тематических изданий), при недостаточном доверии граждан информации, получаемой от организаций, оказывающих финансовые услуги;
- недостаточная мотивированность населения обучаться управлению личными финансами (надежда на "авось", опасение деятельности любых финансовых структур и т.п.);
- недостаточная сеть организаций, оказывающих финансовые услуги, в небольших городах и в сельской местности.
Особого внимания требует молодежь (старшеклассники общеобразовательных организаций, учащиеся профессиональных образовательных организаций, организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, студенты ВУЗов и др.), а также взрослое население области со средним и низким уровнем дохода, которые в настоящее время либо в ближайшей перспективе станут активными пользователями финансовых услуг.
В случае если проблема недостаточного уровня финансовой грамотности населения решаться не будет, в области будет наблюдаться отставание роста благосостояния населения и сравнительное замедление роста экономики, недостаточное развитие финансового сектора и нарастание финансовых потерь населением в связи с нерациональными решениями при управлении личными бюджетами.
В соответствии с Соглашением о займе между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития реализуется федеральный Проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации"(далее - Проект). Исполнителем Проекта является Министерство финансов Российской Федерации. Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов осуществляет техническое содействие Минфину России в реализации Проекта. Проект призван сформировать условия для повышения финансовой грамотности российских граждан путем разработки и внедрения образовательных программ и широкого информирования общественности о подходах и правилах грамотного финансового поведения. Проект также способствует укреплению и расширению имеющихся в России программ и проектов в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей и содействует появлению новых инициатив в этой сфере.
Министерством финансов Российской Федерации, Некоммерческим Фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и Администрацией Томской области подписан Договор о реализации Проекта, определяющий обязанности данных структур в рамках реализации Проекта на территории Томской области.
Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за исполнение на территории Томской области мероприятий Проекта, разработку и утверждение порядка его реализации, является Департамент финансов Томской области. В целях обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти Томской области, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, образовательных организаций, финансово-кредитных, страховых организаций и иных организаций, средств массовой информации по реализации Проекта в Томской области создан Координационный совет.
Координационный совет определяет стратегические направления работы, осуществляет общий контроль за реализацией Проекта, технический контроль за реализацией конкретных мероприятий в рамках Проекта, а также оказывает содействие в реализации Проекта на территории Томской области. Координационный совет вносит предложения об уточнении и изменении в случае необходимости перечня программных мероприятий. Состав и Положение о Координационном совете утверждены распоряжением Губернатора Томской области от 26.02.2015 N 56-р "О создании Координационного совета по повышению финансовой грамотности населения Томской области".
В ходе реализации Проекта решаются две основные задачи:
- повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также активных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов);
- укрепление основ для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг.
ВЦП разработана в рамках реализации Проекта и является его составной частью.
Мероприятия ВЦП направлены на следующие целевые группы: учащиеся общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, пользователи финансовых услуг с низким и средним уровнем дохода; пенсионеры; представители малого и среднего предпринимательства.
Для целей оперативного управления реализацией ВЦП при Департаменте финансов Томской области создается рабочая группа. Состав рабочей группы утверждается распоряжением заместителя Губернатора Томской области - начальника Департамента финансов Томской области.
Региональный центр финансовой грамотности (далее - РЦФГ) функционирует на базе Некоммерческого партнерства по развитию финансовой культуры "Финансы Коммуникации Информация", которое координирует деятельность исполнителей в рамках Проекта, а также выполняет мероприятия по оказанию консультационных услуг, проведению семинаров и конференций, организации обучающих мероприятий, проведению процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, мониторингу реализации программы финансовой грамотности, реализации иных мероприятий. РЦФГ содействует внедрению образовательных программ, созданных в рамках Проекта, участвует в подготовке региональных образовательных программ, осуществляет отбор педагогов, которых необходимо обучить работе с созданными образовательными программами; организует повышение квалификации и методическую поддержку педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности, участвует в отборе консультантов, а также оценке качества отчетных материалов по реализации мероприятий, связанных с развитием потенциала в области финансового образования и реализацией программ в сфере финансового образования и повышения финансовой грамотности.
В ходе реализации Проекта РЦФГ по согласованию с Департаментом финансов Томской области может привлекать: Департамент общего образования Томской области, Департамент профессионального образования Томской области, Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области, Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области, Департамент по культуре и туризму Томской области, Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент муниципального развития Администрации Томской области, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, профессиональные объединения участников финансового рынка и иные организации.
В целях выполнения мероприятий Проекта и ВЦП РЦФГ будет привлекать областные, муниципальные и школьные библиотеки в части информирования населения, проведения консультаций, семинаров, конференций, "Дней финансовой грамотности"и т.п. Также планируется задействовать удаленное обучение с помощью созданной на территории Томской области информационной системы "Электронный гражданин". В рамках реализации данной информационной системы на базе бюджетных учреждений созданы центры общественного доступа населения Томской области: в 98 населенных пунктах Томской области создано 103 центра общественного доступа (ЦОД) для граждан. Учитывая, что часть жителей Томской области живет в отдаленных труднодоступных местностях, центры общественного доступа станут важным элементом в системе доступа к информации по финансовой грамотности.
Мероприятия, разработанные и реализуемые в рамках ВЦП, а также переданные с федерального уровня в Томскую область, разработанные в рамках реализации Проекта (такие как: организация деятельности РЦФГ и его представительств; проведение занятий в общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по разработанным методикам; обучение субъектов малого и среднего предпринимательства вопросам финансовой грамотности; издание периодического СМИ Делового вестника "Ваши личные финансы", проведение в образовательных организациях викторин, олимпиад, творческих конкурсов, деловых игр, направленных на формирование ответственного распоряжения личными и семейными финансами; проведение разовых и (или) систематических мероприятий по разъяснению основ ответственного финансового поведения; освещение мероприятий по повышению финансовой грамотности через интернет-портал VLFin.ru, а также ведение региональной страницы на федеральном веб-портале по освещению мероприятий по повышению финансовой грамотности населения; проведение консультаций, семинаров, конференций, "Дней финансовой грамотности"и др.), будут продолжены на территории Томской области по завершению ВЦП. Формы работы, объемы финансирования будут уточнены по итогам реализации мероприятий Программы в 2016-2018 годах.
Поскольку ВЦП является частью Проекта, помимо текущего мониторинга ВЦП, осуществляемого в соответствии с разделом 4 ВЦП, мониторинг и оценка результатов реализации ВЦП также будет осуществляться в рамках Проекта.
Показатели результатов, связанные с финансовой осведомленностью, установками, представлением и базовыми навыками финансовой арифметики целевых групп населения, будут измеряться в рамках национальных исследований уровня финансовой грамотности.
Оценка воздействия ВЦП будет проводиться на основе мониторинга и независимой оценки эффективности реализации ВЦП. Исследования по оценке воздействия станут основой принятия решений по расширению наиболее эффективных инициатив, пересмотру структуры ВЦП, доработке конкретных инициатив.
Отчеты о результатах реализации ВЦП как части федерального Проекта, в том числе реализации мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, готовятся и представляются в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, а также иными органами управления федеральным Проектом.
Раздел 2. Направления работ по достижению цели ВЦП (задачи СБП)
В результате реализации мероприятий ВЦП планируется создать условия для повышения благосостояния и финансовой безопасности граждан на основе роста эффективности управления личными финансами.
Основные направления работы в рамках ВЦП:
- повышение финансовой грамотности российских граждан, проживающих в Томской области (в первую очередь, молодежи и активных потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов);
- укрепление основ для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг.
Приоритетными задачами ВЦП, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
- создание устойчивых институциональных механизмов реализации Программы с участием органов исполнительной власти Томской области, учебных заведений, негосударственных организаций;
- создание кадрового потенциала в сфере реализации Программы;
- разработка и распространение образовательных программ и других инструментов повышения финансовой грамотности;
- создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проведение масштабной информационной кампании;
- укрепление потенциала органов государственной власти, местного самоуправления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг;
- разработка и распространение информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг;
- проведение комплексного мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Томской области.
Особое внимание в рамках ВЦП уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности молодежи и граждан среднего возраста со средним и низким уровнем доходов, поскольку именно они в долгосрочной перспективе станут доминирующими потребителями на рынке финансовых услуг.
По уровню студентов на душу населения Томская область занимает 3-е место в Российской Федерации. В Томской области работают 19 ВУЗов, в том числе 7 государственных университетов, 2 университета имеют статус национальных исследовательских (Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет).
В рамках реализации Проекта на территории Томской области особое внимание будет уделено студентам ВУЗов. Данная целевая аудитория в ближайшей перспективе перейдет в статус экономически активного населения, что потребует от нее принятие самостоятельных взвешенных решений и соответственно столкнётся с проблемой принятия решений в области личных финансов и с личной ответственностью за результаты принятых решений.
Одновременно с этим, в студенческой среде возникают и имеют высокую степень распространения различные виды финансовых пирамид. Предложения различных услуг, имеющих признаки финансового мошенничества, развиваются как в учебных заведениях, так и в общежитиях. Поэтому очень важно создать самонастраивающийся элемент финансовой защиты в студенческой среде.
Сравнительно с другими возрастами в студенческом возрасте отмечается наивысшая скорость развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др., с этим периодом связано начало экономической активности человека. Данная целевая группа должна быть наиболее подготовлена к грамотному и эффективному поведению на рынке финансовых услуг, управлению личными финансами, свободно ориентироваться в широком спектре финансовых услуг с минимальными рисками финансовых потерь.
Ключевые показатели ВЦП
Оценка результатов реализации ВЦП осуществляется на основе показателей, позволяющих определить качество выполнения мероприятий, степень достижения цели:
- доля представителей целевых групп, понимающих возможности материального обеспечения после выхода на пенсию;
- доля представителей целевых групп, понимающих соотношение "риск-доходность"при выборе финансовых продуктов;
- доля представителей целевых групп, понимающих важность наличия "финансового буфера"на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
- доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, уверенных в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями;
- доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит;
- доля действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, справившихся с базовым тестом по финансовой арифметике;
- доля действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, понимающих личную ответственность за понесенные потери на финансовом рынке;
- доля действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, считающих неприемлемым поведением отказ от погашения кредита;
- доля представителей целевых групп населения, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций.
Начальные и конечные значения показателей определяются по итогам социологических исследований, проводимых в начале и в конце реализации ВЦП. Ожидаемым результатом является увеличение значений ключевых показателей в ходе реализации ВЦП. К концу 2018 года запланированы следующие значения:
- рост доли представителей целевых групп, понимающих соотношение "риск-доходность"при выборе финансовых продуктов, - на 13,5 %;
- рост доли представителей целевых групп, понимающих важность наличия "финансового буфера"на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, - на 17 %;
- рост доли представителей целевых групп, понимающих возможности материального обеспечения после выхода на пенсию, - на 5,5 %;
- рост доли потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит, - на 8 %;
- рост доли действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, уверенных в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями, - на 5 %;
- рост доли действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, справившихся с базовым тестом по финансовой арифметике, - на 2 %;
- рост доли действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, оценивающих личную ответственность за понесенные потери на финансовых рынках, - на 2 %;
- рост доли действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, считающих неприемлемым поведением отказ от погашения кредита, - на 4 %;
- рост доли представителей целевых групп населения, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций - на 6 %.
Ожидаемые результаты реализации ВЦП
- подготовка 500 педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, детских домов и интернатов;
- подготовка 200 тьюторов и консультантов в сфере финансовой грамотности, в том числе сотрудников РЦФГ, МФЦ, органов соцзащиты, муниципалитетов, центров занятости, пенсионного фонда, муниципальных библиотек и др.;
- охват не менее 30 тыс. человек взрослого населения консультационной поддержкой и мероприятиями ВЦП по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;
- охват не менее 25% обучающихся общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, детских домов и интернатов мероприятиями ВЦП по повышению финансовой грамотности;
- охват не менее 40% студентов высших учебных заведений мероприятиями ВЦП по повышению финансовой грамотности.
Обоснование взаимосвязи с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации, Томской области
Реализация ВЦП в полной мере укладывается в долгосрочные приоритеты развития Российской Федерации и соответствует стратегическим задачам развития Томской области.
Так, повышение финансовой грамотности населения в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, названо одним из направлений формирования инвестиционного ресурса.
В Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р и Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, повышение финансовой грамотности населения рассматривается в качества важнейшего фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения общей конкурентоспособности российской экономики.
Что касается областных приоритетов, то реализация ВЦП способствует решению предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года задач по обеспечению роста денежных доходов населения и развитию инвестиционной инфраструктуры.
Реализация мероприятий ВЦП осуществляется путем предоставления субсидий Некоммерческому партнерству по развитию финансовой культуры "Финансы Коммуникации Информация". Данное некоммерческое партнерство, благодаря наличию в своем штате высококлассных специалистов, имеет большой опыт по проведению мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности и финансового образования на территории Томской области.
Раздел 3. Описание методик расчета показателей непосредственного результата (мероприятий ВЦП)
Наименование показателя |
Единица изменения показателя |
Положительная динамика (рост/снижение/стабильность) |
Методика расчета показателя |
Исходная информация для расчета показателя |
1. Количество проведенных мероприятий, в том числе |
Единиц |
Рост |
Абсолютное значение |
Ведомственная статистика |
1.1. Количество рассмотренных тем по финансам и финансовой грамотности в эфире телепередач |
Единиц |
Рост |
Абсолютное значение |
Ведомственная статистика |
1.2. Количество рассмотренных тем по финансам и финансовой грамотности в журнале "Ваши личные финансы" |
Единиц |
Рост |
Абсолютное значение |
Ведомственная статистика |
1.3. Количество случаев размещения новых рекламных материалов на наружных носителях (билбордах, растяжках) |
Единиц |
Рост |
Абсолютное значение |
Ведомственная статистика |
2. Посещаемость портала финансовой грамотности |
Человек в месяц |
Рост |
Абсолютное значение |
Определяется на основе данных счетчика посещаемости на портале финансовой грамотности |
3. Количество проведенных мероприятий, в год |
Единиц |
Рост |
Абсолютное значение |
Ведомственная статистика |
4. Доля представителей целевых групп, понимающих важность наличия "финансового буфера"на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций |
% |
Рост |
Д = ЛО / ЛЦ * 100, где: ЛО - число представителей целевых групп населения области, осознавших важность формирования "финансового буфера" ЛЦ - число опрошенных, относящихся к целевым группам населения |
Социологическое исследование |
5. Доля представителей целевых групп, понимающих возможности материального обеспечения после выхода на пенсию |
% |
Рост |
Д = ЛР / ЛЦ *100, где: ЛР - число представителей целевых групп населения, понимающих возможности материального обеспечения после выхода на пенсию ЛЦ - число опрошенных, относящихся к целевым группам населения |
Социологическое исследование |
6. Доля представителей целевых групп, понимающих соотношение "риск-доходность"при выборе финансовых продуктов |
% |
Рост |
Д = ЛО / ЛЦ * 100, где ЛО - число представителей целевых групп населения, осознавших важность соотношения рисков и выгод при выборе финансовых продуктов ЛЦ - число опрошенных, относящихся к целевым группам населения |
Социологическое исследование |
7. Доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит |
% |
Рост |
Д = ПУ / П * 100, где:
ПУ - число активных и потенциальных потребителей финансовых услуг, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит П - общая численность опрошенных активных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем дохода |
Социологическое исследование |
8. Количество действующих межведомственных рабочих групп, ассоциаций финансовых организаций, иных организаций |
Единиц |
Рост |
Абсолютное значение |
Ведомственная статистика |
9. Количество муниципальных образований, в которых провел работу передвижной пункт финансовой грамотности |
Единиц |
Рост |
Абсолютное значение |
Ведомственная статистика |
10. Количество проведенных консультации по финансовым вопросам и вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг |
Единиц |
Рост |
Абсолютное значение |
Ведомственная статистика |
11. Количество проведенных в отчетном году мониторинговых исследований уровня финансовой грамотности населения Томской области и состояния рынка финансовых услуг |
Единиц |
Стабильность |
Абсолютное значение |
Ведомственная статистика |
12. Число распространенных видов информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг |
Единиц |
Рост |
Абсолютное значение (нарастающим итогом) |
Ведомственная статистика |
13. Доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, уверенных в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями |
% |
Рост |
Д = ПС / П * 100, где: ПС - число активных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, уверенных в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями П - общее число опрошенных активных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов |
Социологическое исследование |
Раздел 4. Порядок управления ВЦП
Ответственный за реализацию ВЦП (фамилия, имя, отчество, должность) |
Плиева Вера Ивановна - первый заместитель начальника Департамента финансов Томской области |
Порядок организации работы по реализации ВЦП |
Работа организуется в рамках комитета экономического анализа и развития финансового рынка Департамента финансов Томской области (далее - комитет). Комитет координирует и контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению, формирует отчетность и взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и организациями, управляющими Проектом. Кроме того, в целях обеспечения взаимодействия с другими органами власти и организациями распоряжением Губернатора Томской области от 26.02.2015 N 56-р создан Координационный совет по повышению финансовой грамотности населения Томской области |
Ответственный за текущий мониторинг ВЦП и составление форм годовой отчетности о реализации ВЦП (фамилия, имя, отчество, должность) |
Сергейчик Михаил Сергеевич - заместитель начальника - председатель комитета экономического анализа и развития финансового рынка Департамента финансов Томской области |
Раздел 5. Оценка рисков реализации ВЦП
Описание рисков |
Оценка возможного влияния рисков на реализацию ВЦП |
1. Неблагоприятное финансовое положение населения области (ухудшение финансового положения) |
Снижение заинтересованности в пользовании финансовыми инструментами, в участии в мероприятиях, реализуемых в рамках ВЦП |
2. Низкая активность граждан, в т.ч. граждан целевых групп (как по причинам самонадеянности, нехватки времени, недоверия и т.п., так и по причинам неудачной организации мероприятий для граждан) |
Недостаточный охват населения области мероприятиями по повышению финансовой грамотности |
3. Сложности взаимодействия между органами и организациями, ответственными за реализацию мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, оказывающих финансовые услуги |
Неполная реализация мероприятия ВЦП |
4. Недостаточная коммерческая заинтересованность организаций, оказывающих финансовые услуги, расширять свое присутствие на территории области, в т.ч. в муниципальных районах области, и осуществлять проекты по привлечению новых клиентов |
Неполная реализация мероприятия ВЦП |
5. Некачественное проведение социологических опросов |
Искажение результатов реализации мероприятий, результатов мониторинга. Принятие неправильных решений относительно мер по повышению финансовой грамотности |
6. Возможные косвенные последствия реализации ВЦП, носящие отрицательный характер |
Не выявлено |
Раздел 6. Мероприятия ВЦП
NN пп |
Наименование мероприятия |
Содержание мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Исполнитель мероприятия |
Код классификации расходов бюджетов (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов) |
Расходы на мероприятие (тыс. руб.) |
Показатели непосредственного результата (показатели реализации мероприятия) |
|||||||
с (месяц/ год) |
по (месяц/ год) |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
наименование показателя |
единица измерения показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
1. |
Организация и реализация информационной кампании, направленной на повышение финансовой грамотности населения |
В том числе: 1. Организация развития интерактивных каналов взаимодействия с населением, регионального портала по финансовой грамотности и личным финансам, горячей телефонной линии для населения. 2. Организация разработки и внедрения компьютерных программ, позволяющих разобраться с работой действующих финансовых организаций. 3. Содействие изданию и распространению печатной продукции, в том числе журнала "Ваши личные финансы". 4. Организация информационной кампании по повышению финансовой грамотности в региональных СМИ. 5. Организация размещения социальной рекламы. 6. Создание интерактивной интернет-площадки для населения с целью повышения финансовой грамотности и доверия к финансовому рынку через организацию выбора лучших на территории Томской области финансовых организаций |
01/2016 |
12/2018 |
Департамент финансов Томской области |
0113 2146400380 630, 120, 240 |
9732,9 |
9932,9 |
9932,9 |
Показатель объема: 1. Количество проведенных мероприятий в том числе: 1.1. Количество рассмотренных тем по финансам и финансовой грамотности в эфире телепередач 1.2. Количество рассмотренных тем по финансам и финансовой грамотности в журнале "Ваши личные финансы" 1.3. Количество случаев размещения новых рекламных материалов на наружных носителях (билбордах и растяжках)
Показатели, характеризующие качество: 1. Посещаемость портала финансовой грамотности |
Ед.
Ед.
Ед.
Ед.
Чел. в месяц |
102
45
45
12
5000 |
102
45
45
12
6000 |
102
45
45
12
6000 |
2 |
Организация обучающих мероприятий по повышению финансовой грамотности населения |
В том числе: 1. Организация курсов финансовой грамотности для населения, представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, выставок, проведение мероприятий для воспитанников детских домов, проведение научно-практических конференций, круглых столов, семинаров, панельных дискуссий и других мероприятий для различных целевых аудиторий. 2. Организация конкурсов, олимпиад и других состязательных мероприятий по вопросам доступа к продуктам финансового рынка. 3. Организация проведения областных конкурсов по литературе и искусству среди детей и молодежи по тематике финансовой грамотности |
01/2016 |
12/2018 |
Департамент финансов Томской области |
0113 2146400380 630 |
3027,8 |
3027,8 |
3027,8 |
Показатель объема: 1. Количество проведенных мероприятий, в год
Показатели, характеризующие качество: 1. Доля представителей целевых групп, понимающих важность наличия "финансового буфера"на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций
2. Доля представителей целевых групп населения, понимающих возможности материального обеспечения после выхода на пенсию
3. Доля представителей целевых групп населения региона, понимающих соотношение "риск-доходность"при выборе финансовых продуктов
4. Доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит |
Ед.
%
%
%
% |
23
25
40
60
20 |
23
25
50
65
25 |
23
25
50
65
25 |
3 |
Развитие системы финансовой грамотности |
В том числе: 1. Организация работы Регионального центра финансовой грамотности, создание и функционирование представительств центра финансовой грамотности, обеспечение функционирования центра. 2. Создание и работа Межведомственной рабочей группы по повышению финансовой грамотности населения Томской области. 3. Содействие созданию ассоциаций организаций, оказывающих финансовые услуги в Томской области, с целью выработки консолидированной позиции участников финансового рынка по вопросу повышения финансовой грамотности и защите прав на финансовом рынке, с последующим курированием их деятельности. 4. Создание и организация работы передвижного пункта консультирования и обучения вопросам финансовой грамотности (автобус финансовой грамотности) |
01/2016 |
12/2018 |
Департамент финансов Томской области |
0113 2146400380 630 |
4391,0 |
3286,3 |
3286,3 |
Показатель объема: 1. Количество действующих межведомственных рабочих групп, ассоциаций финансовых организаций, иных организаций
Показатель качества: 1. Количество муниципальных образований, в которых провел работу передвижной пункт финансовой грамотности
2. Количество проведенных консультаций по финансовым вопросам и вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг |
Ед.
Ед.
Ед. |
1
4
144 |
1
4
144 |
1
4
144 |
4 |
Мониторинг уровня финансовой грамотности населения Томской области и состояния рынка финансовых услуг |
В том числе: 1. Организация работ по разработке и внедрению системы регулярного комплексного мониторинга уровня финансовой грамотности населения Томской области. 2. Организация подготовки ежеквартальных обзоров состояния рынков финансовых услуг в Томской области и защиты прав населения на финансовом рынке. 3. Организация проведения на постоянной основе социологических исследований по измерению уровня финансовой грамотности среди различных групп населения г. Томска |
01/2016 |
12/2018 |
Департамент финансов Томской области |
0113 2146400380 630 |
904,7 |
1809,4 |
1809,4 |
Показатель объема: 1. Количество проведенных в отчетном году мониторинговых исследований уровня финансовой грамотности населения Томской области и состояния рынка финансовых услуг |
Ед. |
3 |
5 |
5 |
5 |
Организация мероприятий, направленных на активизацию защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг |
В том числе: 1. Содействие развитию системы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг. 2. Организация распространения информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг |
01/2016 |
12/2018 |
Департамент финансов Томской области |
0113 2146400380 630 |
295,4 |
295,4 |
295,4 |
Показатель объема: 1. Число распространенных видов информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг
Показатель, характеризующий качество: 1. Доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, уверенных в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями |
Ед.
% |
2
20 |
3
25 |
3
25 |
|
Итого по ВЦП |
18 351,8 |
18 351,8 |
18 351,8" |
|
|
|
|
|
Справочно: мероприятия, реализуемые в рамках Проекта за счет средств федерального бюджета:
NN пп |
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Расходы на мероприятие (тыс. руб.) |
|||
с (месяц/ год) |
по (месяц/ год) |
Всего |
2016 год |
2017 год |
||
1 |
Обеспечение консультационной поддержки реализации ВЦП |
01/2016 |
12/2017 |
2 000 |
1 000 |
1 000 |
2 |
Проведение независимой оценки эффективности реализации ВЦП и разработка рекомендаций по развитию |
01/2016 |
12/2017 |
5 000 |
2500 |
2500 |
3 |
Подготовка тьюторов и консультантов в сфере финансовой грамотности |
01/2016 |
12/2017 |
13 620 |
6 810 |
6 810 |
4 |
Повышение квалификации и методическая поддержка педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей |
01/2016 |
12/2017 |
36 820 |
18 410 |
18 410 |
5 |
Создание, апробация и внедрение информационной системы координации работы тьюторов во всех муниципальных образованиях Томской области, в том числе удаленных. |
01/2016 |
12/2017 |
7 000 |
4 500 |
2 500 |
6 |
Разработка цикла информационно-просветительских телевизионных программ по вопросам финансовой грамотности для населения Томской области, с возможностью их распространения на другие регионы СФО |
01/2016 |
12/2017 |
7 400 |
3 700 |
3 700 |
7 |
Разработка цикла информационно-просветительских радиопрограмм по вопросам финансовой грамотности для населения Томской области, с возможностью распространения программ в регионы СФО |
01/2016 |
12/2017 |
7 000 |
3 500 |
3 500 |
8 |
Создание цикла телевизионных программ по повышению финансовой грамотности детей в возрасте от 7 до 16 лет с возможностью их транслирования в другие регионы РФ. |
01/2016 |
12/2017 |
7 400 |
3 700 |
3 700 |
9 |
Разработка и внедрение цифрового образовательного курса по финансовой грамотности в рамках системы "Электронный гражданин" |
01/2016 |
12/2017 |
7 400 |
3 700 |
3 700 |
|
Итого |
|
|
93 640 |
47820 |
45820" |
<< Приложение 3 Приложение 3 |
||
Содержание Приказ Департамента финансов Томской области от 30 декабря 2016 г. N 63 "О внесении изменений в приказ Департамента финансов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.