Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика цели ВЦП и направления работ по ее достижению
Для устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности сельского хозяйства, в том числе роста показателей производительности труда и роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, одним из приоритетов аграрной политики Томской области является обеспечение агропромышленного комплекса и сельских территорий качественными трудовыми ресурсами, квалифицированными консультационными услугами и доступными информационными ресурсами.
По состоянию на 01.01.2016 года в Томской области числилось 1609 работников, занимающих должности руководителей и специалистов, 835 из которых имеют высшее профессиональное образование (52% от общего числа), 590 - среднее профессиональное образование. По отношению к 2014 году, количество руководителей, не имеющих высшего или среднего профессионального образования, снизилось на 14%, но по-прежнему остается высоким.
В сельскохозяйственных организациях Томской области работает 19 главных зоотехников, 12 из которых (63,2 %) с высшим образованием; 125 ветеринарных врачей и фельдшеров, 66 из которых (53%) с высшим образованием; зоотехников всех специальностей, в том числе селекционеров - 76, 35 из которых (46%) с высшим образованием. Низкая квалификация приводит к ошибкам в селекционно-племенной работе, некачественному ветеринарному обслуживанию, недостаткам в содержании и обслуживании крупного рогатого скота, что в свою очередь ведет к снижению показателей надоев и валового производства молока.
Для достижения высоких производственных показателей необходимы повышение профессионального уровня кадров агропромышленного комплекса, организация трудового соперничества сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для достижения целей и решения задач устойчивого развития сельских территорий необходимо также повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления путем создания условий и стимулов для проведения ими эффективной работы по социально-экономическому развитию территорий, поощрение муниципальных образований, демонстрирующих наилучшие результаты деятельности.
В целях повышения качества подготовки кадров необходимо укреплять научную, учебную, производственную и опытную базу подготовки кадров, проводить мероприятия, конференции, семинары, способствующие доведению инновационных разработок в аграрном секторе до сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствовать мотивационный механизм материального и морального поощрения специалистов и работников массовых профессий, в том числе проводить областные конкурсы с премированием победителей, показавших наилучшие результаты деятельности.
В сфере сельского хозяйства наблюдается процесс оттока работников массовых профессий из организаций. На 132 человека снизилась общая численность постоянного состава работников в сельском хозяйстве, что составило 97,5% к показателю 2015 года. В 2015 году принято на работу в сельскохозяйственные организации 2154 человека, что на 25% больше, чем в предыдущем году, при этом доля выпускников незначительно повысилась и составила 2,9%. Доля принятых на работу по рабочим специальностям увеличилась на 21% и составила в 2015 году 23,1% от общего числа работающих. Возросла доля уволенных в связи с ликвидацией (сокращением) сельскохозяйственных организаций с 2,2% до 4,6% от общего числа уволенных в отчетном периоде. На 35 человек уменьшилась численность штатных механизаторов.
Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
В целях совершенствования условий получения и содержания профессионального образования необходимо развивать систему целевой подготовки специалистов в отраслевых образовательных организациях, реализовывать в сельских школах профориентационные проекты в области сельскохозяйственного производства, а также стимулировать приток кадров на село с помощью предоставления социальных выплат.
Приоритетным направлением развития сельского хозяйства Томской области является развитие животноводства. По данным на 01.01.2016 г., животноводством в области занималось 36 хозяйств. Полностью укомплектованы кадрами 12 хозяйств (33,3%), 5 хозяйств (14%) не имеют в штате специалистов, в 19-и хозяйствах работает по 1 специалисту (зоотехник, либо ветврач).
Для роста обеспеченности кадрами сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлечения и закрепления молодежи в сельской местности необходимо проводить мероприятия по информационному обеспечению, направленные на создание положительного образа сельских территорий и АПК, информирование широких масс населения о сравнительных преимуществах жизни в сельской местности, в том числе о доступном и просторном жилье, здоровой окружающей среде, дружелюбной социальной атмосфере, возможностях для реализации молодежи и предпринимателей.
Эффективное использование научно-технических достижений в сельском хозяйстве в значительной степени зависит от механизма доведения знаний до товаропроизводителей.
В целях повышения эффективности агропромышленного производства и качества жизни сельского населения на основе освоения достижений научно-технического прогресса и использования знаний об инновационных методах производства, развития сельских территорий и жизнеобеспечения сельского населения важными задачами являются расширение доступа к консультационным и методическим услугам, совершенствование форм и методов консультационной деятельности.
В 2016 году сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению было оказано почти 3000 консультационных услуг. При этом 60 процентов консультаций по разным направлениям получили фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств.
Переход сельских территорий к устойчивому развитию тормозится отсутствием эффективной системы информационного взаимодействия с органами местного самоуправления, являющихся важным звеном в реализации государственной политики.
В этой связи необходимо продолжить работу по формированию единой системы информационного обеспечения, расширения доступа сельхозтоваропроизводителей и муниципальных органов управления АПК к государственным информационным ресурсам и базам данных, обеспечение их информационными продуктами, содержащими актуальную научную, экономическую, технологическую, техническую и иную информацию по направлениям сельского хозяйства и развития сельских территорий. Создание информационных ресурсов и баз данных должно быть направлено как на информирование широкого круга потребителей о производителях и ассортименте сельскохозяйственной продукции, так и на практическое использование сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Для оценки эффективности реализации настоящей Программы используются целевые индикаторы, представленные в таблице 2.
Таблица 1. Целевые индикаторы Программы
Показатели |
Ед. изм. |
2017 г |
2018 г |
2019 г |
Количество молодых специалистов, привлеченных в сферу агропромышленного комплекса |
Чел. |
35 |
35 |
35 |
Количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставлена консультационная помощь |
Шт. |
110 |
110 |
110 |
Обеспечение государственной поддержки в полном объеме позволит обеспечить достижение поставленной цели Программы по всем индикаторам.
Таблица 2. Кадровый состав работников, замещающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций по состоянию на 01.01.2016 года
N |
Наименование должностей |
Количество штатных единиц |
Фактически работает, чел. |
Из числа фактически работающих (гр.4): |
Принято на работу |
Уволено с работы |
|||||||||
имеют профессиональное образование |
не имеют высшего или среднего профессионального образования |
лица в возрасте |
Повысили квалификацию в отчетном году в системе дополнительного профессионального образования |
||||||||||||
Всего |
в том числе женщин |
высшее |
среднее |
всего |
в т.ч. обучается по заочной или вечерней формам |
до 30 лет |
старше: 55 л.-жен. 60 л.-муж. |
Всего |
из них молодых специалистов выпуска отчетного года |
Всего |
в т.ч. по инициативе администрации как несправившиеся с работой или скомпрометировавшие себя |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
Всего работников, занимающих, должности руководителей и специалистов |
1664,5 |
1609 |
951 |
835 |
590 |
186 |
52 |
398 |
232 |
134 |
294 |
32 |
154 |
19 |
2 |
Руководители сельскохозяйственных организаций |
93 |
93 |
7 |
57 |
35 |
1 |
1 |
4 |
36 |
6 |
6 |
0 |
3 |
0 |
3 |
Освобождённые заместители руководителей |
39 |
37 |
12 |
29 |
5 |
3 |
0 |
1 |
8 |
2 |
3 |
0 |
2 |
0 |
4 |
Главные специалисты - всего |
214 |
180 |
91 |
129 |
43 |
8 |
3 |
16 |
34 |
25 |
32 |
0 |
19 |
1 |
5 |
Главные агрономы |
23 |
16 |
2 |
14 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
4 |
1 |
0 |
3 |
1 |
6 |
Главные зоотехники, в т.ч. гл. селекционеры |
21 |
19 |
14 |
12 |
5 |
2 |
1 |
0 |
2 |
3 |
8 |
0 |
5 |
0 |
7 |
Главные ветеринарные врачи |
20 |
15 |
9 |
13 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
8 |
Главные инженеры всех специальностей |
43 |
41 |
1 |
27 |
11 |
3 |
1 |
6 |
7 |
3 |
6 |
0 |
2 |
0 |
9 |
Главные энергетики и электрики |
16 |
12 |
0 |
6 |
6 |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
1 |
0 |
2 |
0 |
10 |
Главные гидротехники и мелиораторы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11 |
Главные экономисты |
14 |
11 |
11 |
11 |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
12 |
Главные бухгалтеры |
63 |
52 |
51 |
35 |
16 |
1 |
0 |
3 |
10 |
5 |
10 |
0 |
4 |
0 |
13 |
Другие должности главных специалистов |
14 |
14 |
3 |
11 |
2 |
1 |
0 |
0 |
6 |
2 |
4 |
0 |
1 |
0 |
14 |
Руководители среднего звена |
274 |
266 |
125 |
90 |
103 |
73 |
10 |
26 |
45 |
24 |
46 |
0 |
24 |
1 |
15 |
Работники служб управления персоналом всех уровней без совместителей, всего |
47 |
42 |
42 |
20 |
20 |
2 |
0 |
8 |
7 |
4 |
11 |
2 |
5 |
0 |
16 |
Другие работники, занимающие должности руководителей |
47 |
47 |
28 |
25 |
17 |
7 |
0 |
5 |
8 |
3 |
10 |
0 |
2 |
1 |
17 |
Специалисты по охране труда и технике безопасности |
22,5 |
22 |
13 |
14 |
7 |
1 |
0 |
3 |
3 |
6 |
4 |
0 |
3 |
0 |
18 |
Специалисты юридической службы всех уровней |
16 |
18 |
15 |
18 |
0 |
0 |
0 |
9 |
0 |
2 |
7 |
0 |
0 |
0 |
19 |
Работники маркетинговых, коммерческих и снабженческих служб всех уровней |
78 |
87 |
70 |
51 |
23 |
13 |
2 |
10 |
2 |
1 |
17 |
0 |
11 |
0 |
20 |
Специалисты-строители всех уровней |
17 |
16 |
7 |
12 |
4 |
0 |
1 |
4 |
2 |
0 |
3 |
1 |
2 |
0 |
21 |
Специалисты службы землеустройства |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
22 |
Специалисты по информационным технологиям |
14,5 |
15 |
1 |
12 |
2 |
1 |
0 |
6 |
0 |
2 |
5 |
0 |
1 |
0 |
23 |
Специалисты, всего (кроме главных) |
802,5 |
786 |
540 |
378 |
331 |
77 |
35 |
183 |
87 |
59 |
150 |
29 |
82 |
16 |
24 |
Агрономы всех специальностей |
29 |
27 |
9 |
16 |
10 |
1 |
4 |
14 |
1 |
1 |
6 |
1 |
4 |
0 |
25 |
Зоотехники всех специальностей |
63 |
76 |
54 |
35 |
27 |
14 |
12 |
23 |
17 |
22 |
25 |
18 |
24 |
16 |
26 |
Ветеринарные врачи, ветфельдшеры, ветинспекторы, ветсанитары |
115 |
110 |
86 |
53 |
49 |
8 |
5 |
37 |
4 |
10 |
23 |
6 |
9 |
0 |
27 |
Специалисты по воспроизводству стада |
31 |
24 |
26 |
3 |
13 |
8 |
2 |
3 |
3 |
7 |
3 |
0 |
2 |
0 |
28 |
Инженеры и техники всех специальностей |
119 |
111 |
18 |
70 |
33 |
8 |
3 |
24 |
16 |
4 |
16 |
0 |
9 |
0 |
29 |
Энергетики и электрики |
70 |
57 |
0 |
7 |
36 |
14 |
1 |
9 |
8 |
1 |
9 |
0 |
7 |
0 |
30 |
Инженеры мелиораторы и техники-гидротехники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
31 |
Экономисты всех специальностей |
30,5 |
30 |
29 |
27 |
3 |
0 |
0 |
6 |
0 |
2 |
6 |
1 |
3 |
0 |
32 |
Бухгалтеры всех специальностей |
190 |
197 |
196 |
106 |
85 |
6 |
7 |
40 |
18 |
11 |
31 |
2 |
13 |
0 |
33 |
Специалисты по охране окружающей среды (экологи) |
8 |
9 |
8 |
7 |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
4 |
0 |
1 |
0 |
34 |
Другие работники, занимающие должности специалистов |
147 |
145 |
114 |
54 |
73 |
18 |
1 |
25 |
18 |
1 |
27 |
1 |
10 |
0 |
Реализация ВЦП будет способствовать достижению цели Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области - проведению эффективной аграрной политики и решению задачи содействия устойчивому развитию сельских территорий на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения доступными информационными ресурсами, квалифицированными консультационными услугами и качественными трудовыми ресурсами, что позволит сохранить кадровый, социальный и экономический потенциал сельских территорий и агропромышленного комплекса и обеспечит повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны.
ВЦП принимает во внимание приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, Сибири и Томской области, задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 и N 597 и направлена на создание условий и предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение положительной динамики экономических показателей сельскохозяйственного производства Томской области.
В целях реализации комплексного подхода к развитию сельских территорий региона и повышения эффективности проведения мероприятий Программы при ее разработке в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации учтены схемы территориального планирования Томской области и муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов.
В результате реализации мероприятий ВЦП улучшится социальная обстановка на селе вследствие сохранения существующих и создания новых рабочих мест, произойдет рост налогооблагаемой базы.
Достижение цели ВЦП будет осуществляться за счет предоставления государственной поддержки по следующим направлениям:
1. Предоставление государственных услуг и (или) выполнение работ в сфере сельского хозяйства областным государственным бюджетным учреждением "Аграрный центр Томской области"в соответствии с государственным заданием, в том числе:
1.1. Информационное обеспечение в рамках государственной аграрной политики;
1.2. Освещение деятельности органов государственной власти;
1.3. Предоставление консультационной помощи в рамках государственной аграрной политики;
1.4. Предоставление услуг в области животноводства (методическое, технологическое, сервисное и информационное сопровождение селекционно-племенной работы);
2. Привлечение и закрепление молодых квалифицированных кадров в АПК, в том числе:
2.1 Возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат по строительству (приобретению) жилья;
2.2 Поддержка студентов и молодых специалистов в сфере агропромышленного комплекса:
- ежемесячная социальная выплата молодым специалистам, впервые принятым на работу к сельскохозяйственным товаропроизводителям
- ежегодная социальная выплата (стипендия) студентам в сфере агропромышленного комплекса),
- социальная выплата на обустройство и хозяйственное обзаведение специалистам, прибывшим на работу к сельскохозяйственным товаропроизводителям и в областные государственные учреждения ветеринарии.
3. Стимулирование организаций и работников агропромышленного комплекса к достижению высоких результатов деятельности, в том числе:
3.1 Организация мероприятий, способствующих инновационному развитию аграрного сектора;
3.2 Организация и проведение областных конкурсов в агропромышленном комплексе Томской области:
- премирование муниципальных образований Томской области - победителей областного конкурса в агропромышленном комплексе Томской области,
- предоставление субсидий победителям областного конкурса в агропромышленном комплексе,
- премирование победителей областного конкурса среди работников агропромышленного комплекса Томской области;
3.3. Предоставление премии Губернатора Томской области имени Героя Социалистического труда Белозерцевой Екатерины Наумовны.
4. Подготовка квалифицированных кадров для АПК, в том числе:
4.1 Создание, развитие и обеспечение деятельности научной, учебной, производственной и опытной базы подготовки кадров;
4.2 Предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров агропромышленного комплекса;
4.3 Предоставление грантов в форме субсидий бюджетным учреждениям на поддержку профориентационных проектов в области сельскохозяйственного производства;
4.4 Развитие и обеспечение деятельности НП "Центр инновационного развития АПК Томской области".
5. Информационное обеспечение в области сельскохозяйственного производства, в том числе:
5.1. Организация внедрения программных продуктов в целях создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, представляющей собой совокупность информации о состоянии сельского хозяйства и информационных технологий, технических средств, обеспечивающих ее обработку, а также обеспечение информационными материалами в области сельскохозяйственного производства.
5.2. Выпуск и распространение ежеквартального информационного бюллетеня "Томский агровестник", иных изданий и размещение материалов по агропромышленному комплексу в средствах массовой информации за счет средств субсидии на иные цели ОГБУ "Аграрный центр Томской области"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.