Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации ЗАТО Северск
от 24.04.2017 N 651
I. Характеристика текущего состояния сферы реализации программы
Малое и среднее предпринимательство является одним из важнейших элементов социально-экономического развития ЗАТО Северск. Малый и средний бизнес наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, способствует занятости большего количества работников по сравнению с крупным предпринимательством, содействуя подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Возможность предприятий малого и среднего бизнеса быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования рынка обусловливает увеличение темпов роста производства и реализации продукции, что в свою очередь способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет, а также относительно высокой оборачиваемости их собственного капитала. Особую актуальность развитие малого и среднего предпринимательства приобретает в условиях моногорода, экономика которого находится в прямой зависимости от деятельности градообразующего предприятия.
В ЗАТО Северск на 01 января 2014 года число субъектов малого и среднего предпринимательства (по данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов) составляет 3879 единиц.
Количество зарегистрированных малых и средних предприятий по данным Статрегиона отдела государственной статистики на 1 января 2014 года составляет 1385 единиц (прирост 5% к 1 января 2013 года).
Количество субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), составляет на 1 января 2014 года 2494 единицы, что на 22% ниже уровня на 1 января 2013 года.
По найму у индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января 2014 года занято 5449 человек, что на 16% ниже уровня 1 января 2013 года.
При этом списочная численность занятых на малых и средних предприятиях работников (по кругу анализируемых Комитетом экономического развития Администрации ЗАТО Северск организаций) выросла по отношению к 1 января 2013 года на 0,6% и составляет на 1 января 2014 года 7897 человек.
Общая численность занятых в малом и среднем предпринимательстве работников составляет 15840 человек или 35,7% общей численности занятых на территории ЗАТО Северск.
Основная доля субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточена в оптовой и розничной торговле - 42,7%. В сфере операций с недвижимым имуществом, аренды занято 19,8%, на транспорте и связи - 11,5%, в обрабатывающих производствах - 8,8%, в строительстве - 8,4%, в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 4,0%, в других видах деятельности - 4,8% (по состоянию на 1 января 2014 года).
Общая информация о состоянии малого и среднего предпринимательства в ЗАТО Северск в динамике представлена в таблице 1 (по данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов и оценке Комитета экономического развития Администрации ЗАТО Северск).
Таблица 1
N |
Наименование показателя |
На 1 января |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Число зарегистрированных малых и средних предприятий, ед. |
1240 |
1289 |
1321 |
1385 |
2 |
Списочная численность занятых на малых и средних предприятиях работников, чел. <*> |
6820 |
7614 |
7850 |
7897 |
3 |
Численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, включенных в Статрегистр хозяйствующих субъектов, ед. |
3075 |
3072 |
3039 |
2494 |
4 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. |
4315 |
4361 |
4360 |
3879 |
5 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения ЗАТО Северск, ед. |
374 |
377 |
375 |
336 |
6 |
Численность работающих по найму у индивидуальных предпринимателей, чел. <*> |
6210 |
6370 |
6315 |
5449 |
7 |
Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве работников всего, чел. <*> |
16105 |
17056 |
17204 |
15840 |
8 |
Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых на территории ЗАТО Северск, % |
33,8 |
35,7 |
36,9 |
35,7 |
<*> По оценке Комитета экономического развития Администрации ЗАТО Северск.
Анализ вышеприведенных данных позволяет выделить следующие основные тенденции развития данной сферы:
сокращение численности индивидуальных предпринимателей и численности работающих по найму у индивидуальных предпринимателей;
рост числа зарегистрированных малых и средних предприятий, списочной численности малых и средних предприятий.
Указанные тенденции обусловлены несколькими факторами:
изменениями федерального законодательства в части порядка уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, вследствие чего часть индивидуальных предпринимателей прекратила свою деятельность;
ориентированностью действующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства на стимулирование создания малых предприятий, что обуславливает прирост числа малых предприятий, создаваемых в том числе гражданами, ранее осуществлявшими предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Создание оптимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории ЗАТО Северск с 2008 года осуществляется посредством программно-целевого метода.
За период 2011-2014 годов реализации муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в ЗАТО Северск Томской области в 2011-2014 годах", утвержденной постановлением Администрации ЗАТО Северск от 09.06.2011 N 1190, использовано 126129,3 тыс. рублей (46532,6 тыс. рублей - средства бюджета ЗАТО Северск, 79596,7 тыс. рублей - средства бюджета Томской области), в том числе:
в 2011 году использовано 6330,6 тыс. рублей (1623,2 тыс. рублей - средства бюджета ЗАТО Северск, 4707,4 тыс. рублей - средства бюджета Томской области);
в 2012 году - 18458,2 тыс. рублей (6969,6 тыс. рублей - средства бюджета ЗАТО Северск, 11488,6 тыс. рублей - средства бюджета Томской области);
в 2013 году - 72523,4 тыс. рублей (31276,9 тыс. рублей - средства бюджета ЗАТО Северск, 41246,5 тыс. рублей - средства бюджета Томской области);
в 2014 году - 28817,1 тыс. рублей (6662,9 тыс. рублей - средства бюджета ЗАТО Северск, 22154,2 тыс. рублей - средства бюджета Томской области).
В ходе реализации программных мероприятий сформирована развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, в состав которой входят:
муниципальный центр поддержки предпринимательства - Некоммерческое партнерство "Агентство развития предпринимательства - Северск";
некоммерческий фонд "Фонд развития малого и среднего предпринимательства ЗАТО Северск";
бизнес-инкубатор ЗАТО Северск;
технопарковая зона ЗАТО Северск;
молодежный бизнес-инкубатор "Стимул" Северского технологического института.
В рамках реализации Программы осуществляются работы по проектированию промышленного парка как еще одного из важнейших элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Основной задачей инфраструктуры поддержки предпринимательства является обеспечение функционирования системы поддержки предпринимательства в ЗАТО Северск, а также оказание имущественной, финансовой, консультационной поддержки малого и среднего бизнеса.
Субъектам малого и среднего предпринимательства ЗАТО Северск оказывается имущественная поддержка путем предоставления муниципального имущества в аренду.
Решением Думы ЗАТО Северск от 25.09.2014 N 56/5 "Об утверждении социально-значимых видов деятельности, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства на территории ЗАТО Северск, и перечней имущества, находящегося в собственности ЗАТО Северск и свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" утверждены перечень муниципального имущества ЗАТО Северск, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, перечень муниципального имущества ЗАТО Северск, предназначенного для предоставления в аренду организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, определены следующие социально значимые виды деятельности, осуществляемые субъектами малого и среднего предпринимательства:
деятельность по производству промышленной и продовольственной продукции;
деятельность в сфере общественного питания;
деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам;
деятельность по ремонту предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
деятельность в сфере дополнительного образования.
Некоммерческое партнерство "Агентство развития предпринимательства - Северск" предоставляет в аренду нежилые помещения в технопарковой зоне, городском бизнес-инкубаторе. Определен перечень объектов, относящихся к технопарковой зоне.
Помимо имущественной поддержки малому и среднему бизнесу на территории ЗАТО Северск оказывается финансовая поддержка.
Так с 2010 года на территории ЗАТО Северск проводится конкурс стартующих предпринимательских проектов, победители которого получают на реализацию стартующего предпринимательского проекта до 300 тысяч рублей безвозмездно и безвозвратно.
С 2013 года за счет средств некоммерческого фонда "Фонд развития и поддержки малого и среднего предпринимательства" субъекты малого и среднего предпринимательства получают гранты до 5 миллионов рублей на реализацию предпринимательских проектов, направленных на создание высокотехнологичных рабочих мест. Денежные средства предоставляются и на приобретение оборудования.
Областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения ЗАТО город Северск" в рамках областных программ содействия занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь безработным гражданам при регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства и создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (верхний предел субсидии не ограничен и определяется пропорционально количеству создаваемых рабочих мест).
За период с 2009 года при поддержке ОГКУ ЦЗН ЗАТО город Северск было организовано 282 субъекта малого бизнеса. Всего с 2009 года оказана финансовая помощь начинающим предпринимателям из числа безработных граждан на сумму свыше 23 млн. рублей.
Учитывая имеющийся потенциал в научно-технической сфере, наличие потребности в привлечении средств частных инвесторов, Администрация ЗАТО Северск уделяет особое внимание подготовке кадров сферы инновационной деятельности и проведению мероприятий, направленных на продвижение и реализацию инновационных проектов ЗАТО Северск.
Партнерами органов местного самоуправления ЗАТО Северск в реализации указанного направления являются ОАО "Российская венчурная компания" и Некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес-ангелов". Благодаря их совместной работе в ЗАТО Северск в 2011 и 2014 годах были проведены Региональные сессии практического консалтинга (РСПК).
В рамках проведения консалтинговой сессии начинающие и действующие предприниматели смогли ознакомиться с принципами отбора перспективных проектов в научно-технической сфере, особенностями их коммерциализации, управления, экспертизы и оценки, а также с механизмами финансирования. В 2014 году в ЗАТО Северск в рамках региональной сессии получили индивидуальные консультации более 20 инновационных проектов субъектов предпринимательской деятельности. Из них 11 проектов в дальнейшем были представлены на участие в конкурсе-акселераторе технологических стартаповGenerationS.
Администрация ЗАТО Северск создает условия для получения средств частных инвесторов на реализацию инновационных предпринимательских проектов.
Анализ ситуации позволяет выявить факторы (проблемы), сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства на территории ЗАТО Северск:
1) проблемы, связанные со спецификой г. Северска как закрытого административно-территориального образования и моногорода.
Ограничения, связанные с приобретением прав на имущество на территории закрытых административных территориальных образований, установленные законодательством Российской Федерации, сдерживают приток инвестиций на территорию муниципального образования, а также рост числа субъектов предпринимательской деятельности за счет иногородних субъектов предпринимательской деятельности.
Информация о количестве сделок с объектами недвижимости, находящимися на территории ЗАТО Северск (земля, иные объекты недвижимости), приобретаемыми иногородними субъектами предпринимательства (потребительскими кооперативами, коммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных предприятий), индивидуальными предпринимателями) представлена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год (по состоянию на 01.08.2014) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество направленных на согласование в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" сделок с объектами недвижимости, находящимися на территории ЗАТО Северск (земля, иные объекты недвижимости), приобретаемыми иногородними субъектами предпринимательства (потребительскими кооперативами, коммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных предприятий), индивидуальными предпринимателями), в т.ч.: аренда земли аренда зданий и помещений купля-продажа |
11
11 - - |
49
8 31 10 |
43
19 19 5 |
22
7 13 2 |
Количество получивших согласование в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" сделок с объектами недвижимости, находящимися на территории ЗАТО Северск (земля, иные объекты недвижимости), приобретаемыми иногородними субъектами предпринимательства (потребительскими кооперативами, коммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных предприятий), индивидуальными предпринимателями), в т.ч.: аренда земли аренда зданий и помещений купля-продажа |
11
11 - - |
49
8 31 8 |
43
19 19 5 |
22
7 13 2 |
Необходимость согласования сделок с объектами недвижимости на территории ЗАТО Северск приводит к усложненной процедуре и более длительным срокам реализации предпринимательского проекта.
Указанные обстоятельства, безусловно, носят негативный характер, снижая инвестиционную привлекательность г. Северска. Однако они нивелируются наличием и (или) внедрением новых инструментов поддержки предпринимательства, не используемых на территории близлежащих муниципальных образований (г. Томска, Томского района). Осуществление некоммерческого фонда "Фонд развития и поддержки малого и среднего предпринимательства" грантовой деятельности, предоставление микрозаймов, делает систему поддержки предпринимательства в ЗАТО Северск конкурентоспособной.
Инструментами снижения остроты проблемы зависимости экономики муниципального образования от градообразующего предприятия являются:
заключение соглашений между Государственной корпорацией "Росатом", Администрацией Томской области, Администрацией ЗАТО Северск о направлении дополнительных налоговых отчислений от деятельности организаций Государственной корпорации "Росатом" на развитие и поддержку предпринимательства в ЗАТО Северск;
предоставление средств федерального бюджета на развитие и поддержку предпринимательства в ЗАТО Северск на льготных условиях (как моногороду);
2) ориентация системы поддержки малого и среднего предпринимательства на стимулирование создания новых субъектов предпринимательской деятельности, неразвитость инструментов поддержки существующего бизнеса.
Одним из основных препятствий развития существующего бизнеса является недостаток собственных средств, низкая доступность заемных средств. Инструментами реализации указанной проблемы являются гранты, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства на создание высокотехнологичных мест, микрозаймы, предоставляемые НФ "ФРМСП ЗАТО Северск";
3) проблемы конструктивного взаимодействия власти, общества, бизнеса.
При Мэре ЗАТО Северск ранее был образован Координационный совет по развитию и поддержке предпринимательства, который фактически не осуществлял свою деятельность в период 2012 и 2013 годов. В феврале 2014 года при Главе Администрации ЗАТО Северск образован аналогичный орган, который в перспективе может стать площадкой для конструктивного диалога власти, бизнеса и общества. В состав Совета вошли представители органов местного самоуправления ЗАТО Северск, обеспечивающих реализацию муниципальной политики в соответствующей сфере, представители объединений субъектов малого и среднего предпринимательства, представители организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, субъекты малого и среднего предпринимательства. На заседаниях Совета обсуждаются проблемы реализации бизнеса на территории муниципального образования, осуществляется поиск путей их разрешения;
4) ограниченность площадей нежилых помещений, привлекательных для осуществления предпринимательской деятельности.
Перечень объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства периодически пополняется новыми объектами, что теоретически позволяет наращивать число резидентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на данных площадях. На практике же, для доведения переданных нежилых помещений до состояния пригодного и привлекательного для осуществления предпринимательской деятельности необходимо проведение их капитального ремонта, что в свою очередь требует значительных финансовых и временных вложений;
5) недостаток современных высокотехнологичных центров, способных стать генератором продукции новой экономики - инноваций.
Решение этой проблемы возможно путем создания центров молодежного инновационного творчества (далее - ЦМИТы) как части инновационной структуры.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" предметом деятельности ЦМИТов является создание благоприятных условий для развития детей, молодежи и субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической, инновационной и производственной сферах путем создания материально-технической, экономической, информационной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, коммерциализации научных знаний и наукоемких технологий.
Центр молодежного инновационного творчества - это новая форма организации труда, от которой зависит не только развитие молодежного инновационного предпринимательства и промышленного потенциала страны, но и будущее российского образования.
Мероприятия, реализуемые в рамках действующей муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в ЗАТО Северск Томской области в 2011-2014 годах", утвержденной постановлением Администрации ЗАТО Северск от 09.06.2011 N 1190, снижают остроту обозначенных проблем, востребованы субъектами малого и среднего предпринимательства и должны реализовываться и в следующем среднесрочном периоде. Сложившая система поддержки требует ее дальнейшего развития за счет введения новых форм поддержки предпринимательства (микрофинансирования), развития существующих элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства и создания новых элементов инфраструктуры.
Анализ реализуемых в настоящее время программных мероприятий позволяет сделать вывод об их направленности на развитие и поддержку не только малого и среднего предпринимательства, но и всего предпринимательства в целом. Создание и обеспечение деятельности таких элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства как промышленный парк, технопарковая зона ЗАТО Северск, ЦМИТ, проведение мероприятий, направленных на пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности, ориентировано на всех субъектов предпринимательской деятельности безотносительно к численности работающих и объемам выручки от реализации товаров (работ, услуг).
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Администрации ЗАТО Северск Томской области от 24 апреля 2017 г. N 651 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.