Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 28.06.2017 N 541
Замечания и предложения
Законодательной Думы Томской области к проекту Федерального Закона N 185907-7 "Об инновационном и научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций"
Проект федерального закона "Об инновационном и научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 24.03.2017 N Пр-553 и Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 N ИШ-П8-1904.
Законопроект направлен на обеспечение условий для создания и функционирования инновационных научно-технологических центров (далее - Центр), которые представляют собой часть территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый правовой режим осуществления деятельности и создается необходимая инфраструктура для реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.
Решение о создании каждого Центра, а также правила проекта в отношении такого Центра будут приниматься Правительством Российской Федерации.
Актуальность правового регулирования создания и обеспечения функционирования Центров, а также обеспечения жизнедеятельности на их территории не вызывает сомнений.
Вместе с тем, представленный законопроект, по нашему мнению, нуждается в доработке с точки зрения концептуальных положений, понятийного аппарата, а также требований юридической техники.
Концептуальные замечания и предложения:
1. Предлагаем предусмотреть в законопроекте возможность организации Центров не только в рамках отдельно взятого ВУЗа, а на базе консорциума нескольких научно-образовательных и научных организаций в границах одного субъекта Российской Федерации, что позволит учесть особенности региональной инновационной системы субъектов Российской Федерации.
Например, в Томской области создан консорциум, который объединят шесть федеральных ВУЗов (два из которых имеют статус научно-исследовательских, один - опорного), 7 академических институтов, Томский научный центр СО РАН. Цель - повышение эффективности и качества научно-образовательной и инновационной деятельности. Консорциум является связующим звеном между промышленностью, прикладной наукой, вузовской и академической средой.
2. Главы 4 и 5 законопроекта содержат положения, которые существенно ограничивают полномочия органов государственной власти. При этом важные разрешительные, контрольные и надзорные полномочия передаются управляющей компании, которая является публичным акционерным обществом. Такое делегирование важных государственных функций уполномоченным может отрицательно отразиться на состоянии защищенности прав и свобод, жизни и здоровья граждан, собственности, государственных и общественных институтов.
Предлагаем в статье 23 сферы внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и другие сферы, связанные с обеспечением безопасности и здоровья граждан, оставить в ведении компетентных государственных органов (МВД, МЧС и др.), а уполномоченным передать выполнение государственных функций в сферах таможенного дела, налогообложения, государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.
3. На территории Центров предполагается осуществление образовательной деятельности частными организациями, освобожденными от получения лицензии на осуществление деятельности и прохождения аккредитации, что может повлечь снижение качества предоставляемых образовательных услуг. Кроме того, это противоречит тому, что большинство университетов являются государственными и подведомственными Минобрнауки России.
4. В соответствии с законопроектом медицинская деятельность осуществляется организациями частной системы здравоохранения, освобожденными от получения лицензии на предоставление медицинских услуг, что не может гарантировать качество оказываемых медицинских услуг населению.
5. Пунктом 6 статьи 8 законопроекта закреплено, что учредитель фонда не вправе выйти из состава учредителей без согласия другого учредителя. Соответственно, исходя из формулировки, если согласия не будет, то другой учредитель никогда не сможет выйти из состава учредителей. Это противоречит статье 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в которой закреплен принцип добровольности.
6. Статьей 24 законопроекта предусматривается, что на территории Центров не осуществляется такое полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации как установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Отсутствие возможности установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в вышеперечисленных сферах на территории Центров может повлечь пробел правового регулирования и нарушение прав граждан.
Замечания и предложения в сфере понятийного аппарата, а также расхождения формулировок:
1. Пунктом 7 статьи 2 законопроекта в законодательный оборот вводится новая организационно-правовая форма юридического лица - "российское публичное акционерное общество", хотя статья 97 Гражданского кодекса Российской Федерации говорит только о "публичных акционерных обществах".
2. В статье 6 законопроекта используется словосочетание "объекты инфраструктуры", хотя такое понятие в статье 2 законопроекта не раскрывается (статья 2 говорит только об инфраструктуре).
3. В соответствии с частью 4 статьи 8 законопроекта попечительский совет, наблюдательный совет, правление и генеральный директор являются органами управления фонда.
Однако, исходя из формулировок норм пункта 10 части 4 статьи 9, пункта 7 части 3 статьи 11 законопроекта, попечительский совет, наблюдательный совет, правление и генеральный директор являются совещательными и консультативными органами фонда.
Таким образом, с целью исключения неоднозначного толкования приведенных норм предлагаем привести их в соответствие между собой.
4. В статье 19 законопроекта употребляется термин "генеральный план инновационного научно-технологического центра", а также термин "правила землепользования и застройки инновационного научно-технологического центра".
Между тем, статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) использует только понятие генеральный план поселения, генеральный план городского округа, как обозначение документа территориального планирования муниципальных образований. Кроме того, согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
5. Пунктом 11 статьи 2 дается следующее определение научно-технологической деятельности: "научная (научно-исследовательская), научно-техническая и инновационная деятельность, реализация научных и (или) научно-технических проектов, использование полученных научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе их коммерциализации, по направлениям, определенным в решении о создании инновационного научно-технологического центра".
Данное определение неоднозначно и требует уточнения, так как непонятно, должен ли субъект заниматься одновременно всеми перечисленными видами деятельности либо достаточно осуществлять любой из перечисленных видов. Это имеет значение для определения участника проекта, критерии которого содержатся в пункте 2 статьи 14 проекта. Одним из критериев является осуществление участником научно- технологической деятельности.
Понятие научно-технологической деятельности предлагаем изложить в следующей редакции: "научно-технологическая деятельность - научная (научно-исследовательская) и (или) научно-техническая и (или) инновационная деятельность, в форме научных и (или) научно-технических проектов, использования полученных научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе их коммерциализации, по направлениям, определенным в решении о создании инновационного научно-технологического центра".
6. Пунктом 8 статьи 14 закреплено, что "в целях настоящего Федерального закона не признается научно-технологической деятельностью деятельность, противоречащая требованиям настоящего Федерального закона, правилам проекта". Полагаем, что данная формулировка некорректна, так как научно-технологическая деятельность не может противоречить требованиям настоящего закона, потому что он не содержит таких требований. Предлагаем использовать следующую формулировку: "в целях настоящего Федерального закона не признается научно-технологической деятельностью деятельность, противоречащая целям и правилам проекта".
Замечания в части правил юридической техники:
1. В пункте 9 статьи 2 законопроекта управляющие компании определяются как управляющая компания и дочерние общества управляющей компании. Однако указанное понятие не используется в тексте законопроекта. В статье 15 законопроекта нарушена нумерация частей статьи. В части 4 статьи 24 законопроекта содержится ссылка на часть 2 статьи 24 законопроекта, при этом, исходя из смысла нормы, речь идет о части 2 статьи 23 законопроекта.
2. Согласно части 4 статьи 24 законопроекта органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, указанные в частях 1 и 2 данной статьи, размещаются вне территории Центров, за исключением специально созданных подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 2 статьи 24 законопроекта.
Однако в части 2 статьи 24 законопроекта специально созданные подразделения федеральных органов исполнительной власти не указаны, их перечень дается в части 2 статьи 23 законопроекта.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Томской области от 28 июня 2017 г. N 541 "О проекте федерального закона N 185907-7... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.