Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 28.06.2017 N 492
1. Изменение структуры областных государственных унитарных предприятий в течение 2016 года
По состоянию на 01.01.2016 перечень областных государственных унитарных предприятий (далее - ОГУП) был представлен 5 ОГУП, два из которых имели в целом 13 обособленных подразделений - филиалов (без образования юридического лица):
- 3 ОГУП - предприятия дорожного хозяйства (ДРСУ), расположенные в г. Томске и районах Томской области, обслуживающие автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального и местного значения (ГУП ТО "Областное ДРСУ", ОГУП "Кожевниковское ДРСУ", ОГУП "Первомайское ДРСУ"), из них: ГУП ТО "Областное ДРСУ" имеет 4 филиала (в г. Асино, с. Чажемто Колпашевского района, с. Нелюбино Томского района, с. Кривошеино Кривошеинского района);
- 1 ОГУП - предприятие, осуществляющее фармацевтическую деятельность (ОГУП "Областной аптечный склад"), имеющее 9 филиалов: в г. Томске - 5, в ЗАТО Северск - 2; в с. Первомайское Первомайского района - 1 и в с. Бакчар Бакчарского района -1;
- 1 ОГУП - предприятие, оказывающее услуги технического учета и технической инвентаризации недвижимого имущества, а также осуществляющее кадастровую и оценочную деятельность (ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации").
В соответствии с определением Арбитражного суда Томской области от 05.09.2014 (Дело N А67-4543/2014) в отношении ОГУП "Первомайское ДРСУ" введена процедура банкротства - наблюдение. Решением Арбитражного суда Томской области от 12.03.2015 ОГУП "Первомайское ДРСУ" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Томской области от 06.02.2017 срок конкурсного производства продлен до 04.08.2017.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2017 государственный сектор экономики представлен 5 областными государственными унитарными предприятиями:
4 действующих областных государственных унитарных предприятия (два из которых имеют в целом 13 филиалов без образования юридического лица), находящихся в ведомственном подчинении 3 исполнительных органов государственной власти Томской области, курирующих их деятельность;
1 областное государственное унитарное предприятие признано банкротом (находится в стадии конкурсного производства).
Структура ОГУП по состоянию на 01.01.2017 представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура областных государственных унитарных предприятий по состоянию на 01.01.2017
Филиалы двух областных государственных унитарных предприятий расположены по следующим адресам:
ГУП ТО "Областное ДРСУ":
- Томский филиал: Томская область, Томский район, с. Нелюбино, ул. Майская, 2а, оф. 1;
- Центральный филиал: Томская область, Кривошеинский район, с. Кривошеино, ул. Ленина, 34;
- Северный филиал: Томская область, Колпашевский район, с. Чажемто, ул. Магистральная, 4;
- Южный филиал: Томская область, г. Асино, ул. Ленина, 130;
ОГУП "Областной аптечный склад":
- "Губернская аптека" по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Ленина, 54;
- "Губернская аптека" в с. Первомайское по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Больничная, 3 стр.1;
- "Губернская аптека" в помещении ОГАУЗ "Томский областной перинатальный центр" по адресу: Томская область, г. Томск, ул. И. Черных, 96/1;
- "Губернская аптека" в помещении ФГБНУ "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук" "Научно-исследовательский институт кардиологии" по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Киевская, 111а, стр. 2;
- "Губернская аптека" в г. Северске N 1 по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, ул. Славского, 16;
- "Губернская аптека" в г. Северске N 2 по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, пр. Коммунистический, 64;
- "Губернская аптека" в с. Бакчар по адресу: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Пролетарская, 50;
- "Губернская аптека" по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Обручева, 6;
- "Губернская аптека" по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Учебная, 38.
Определением Арбитражного суда Томской области от 06.02.2017 срок конкурсного производства в отношении ОГУП "Первомайское ДРСУ" продлен до 04.08.2017. Собранием кредиторов принято решение о завершении хозяйственной деятельности ОГУП "Первомайское ДРСУ" с 01.01.2017 (протокол собрания кредиторов ОГУП "Первомайское ДРСУ" от 05.12.2016).
Иных изменений в составе и структуре 4 действующих областных государственных унитарных предприятий не планируется.
По состоянию на 01.01.2016 три областных государственных унитарных предприятия являлись единственными участниками обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность, связанную с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции:
- ГУП ТО "Областное ДРСУ" - участником ООО "Дорожник", созданного 22.04.2009 (на 01.01.2016 уставный капитал общества - 10 тыс. руб.);
- ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - участником ООО "Подсобное", созданного 16.09.2005 (на 01.01.2016 уставный капитал общества - 37 154 тыс. руб.);
- ОГУП "Первомайское ДРСУ" - участником ООО "Куяновское", созданного 20.03.2009 (на 01.01.2016 уставный капитал общества - 2 610 тыс. руб.).
В соответствии с определением Арбитражного суда Томской области от 05.12.2014 (Дело N А67-3817/2014) в отношении ООО "Куяновское" введена процедура банкротства - наблюдение, а решением Арбитражного суда Томской области от 13.04.2015 открыто конкурсное производство, общество признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Томской области от 31.10.2016 указанное выше конкурсное производство завершено, запись о ликвидации юридического лица внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 29.12.2016.
По состоянию на 01.01.2017 областные государственные унитарные предприятия являются участниками двух хозяйственных обществ (размер уставного капитала данных обществ в отчетном году не изменялся): ГУП ТО "Областное ДРСУ" - участником ООО "Дорожник", ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - участником ООО "Подсобное".
Кроме того, ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" является миноритарным акционером ПАО "КАМАЗ" - доля участия в уставном капитале по состоянию на 01.01.2017 составляет 0,00191. Предприятие владеет обыкновенными именными акциями указанного акционерного общества в количестве 13 500 штук общей номинальной стоимостью 675 тыс. руб. (50 рублей за акцию). Общая текущая рыночная стоимость указанных акций возросла с 480 тыс. руб. (по состоянию на 01.01.2016) до 661 тыс. руб. (на 01.01.2017). Дивиденды по акциям в 2016 году не перечислялись в связи с получением ПАО "КАМАЗ" убытка в 2015 году.
2. Сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности областных государственных унитарных предприятий по итогам работы в 2016 году
В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Законом Томской области от 13 апреля 2004 N 52-ОЗ "Об областных государственных унитарных предприятиях", распоряжениями учредителя областные государственные унитарные предприятия ежегодно подтверждают данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторским заключением, подготовленным независимой аудиторской организацией (аудитором). Данное требование в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности областных государственных унитарных предприятий за 2016 год установлено распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 03.02.2017 N 69. Четырьмя областными государственными унитарными предприятиями проведен аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, представлены соответствующие аудиторские заключения (ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" представило аудиторское заключение от 15.05.2017). ОГУП "Первомайское ДРСУ" аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности не проводился.
В отношении ОГУП "Первомайское ДРСУ" на основании решения Арбитражного суда Томской области от 12.03.2015 по делу N А67-4543/2014 признанного несостоятельным (банкротом) и находящегося в конкурсном производстве, в соответствии с пунктом 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - закон о банкротстве), прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника, все полномочия по управлению предприятием переходят к конкурсному управляющему. Кроме того, в соответствии с законом о банкротстве, предприятия, находящиеся в конкурсном производстве, не обязаны проводить обязательный аудит, таким образом, ОГУП "Первомайское ДРСУ" представлена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2016 год, не подтвержденная независимой аудиторской организацией (аудитором). В настоящем Отчете также использованы данные из Отчета о проведении конкурсного производства в отношении ОГУП "Первомайское ДРСУ" от 06.03.2017 (далее - Отчет конкурсного управляющего).
Общий размер требований кредиторов ОГУП "Первомайское ДРСУ", включенных в реестр требований кредиторов на 06.03.2017 - 87 814,1 тыс. руб.
В январе 2017 года из третьей очереди реестра требований кредиторов были исключены требования ООО "Куяновское" в размере 1 121,9 тыс. руб. (в связи с его ликвидацией по причине банкротства) и часть требований ОАО "Россельхозбанк" в размере 8 460,8 тыс. руб. Сформирована конкурсная масса: балансовая стоимость имущества - 94 930,0 тыс. руб., рыночная стоимость (без учета НДС) - 48 637,9 тыс. руб. (из Отчета конкурсного управляющего).
Общая задолженность ОГУП "Первомайское ДРСУ" перед областным бюджетом на 31.12.2016 составила 2 264,7 тыс. руб. (в том числе 1 934,9 тыс. руб. - по основному долгу, 329,8 тыс. руб. - по пене и процентам за пользование чужими денежными средствами). Указанная задолженность сложилась из просроченной задолженности ОГУП "Первомайское ДРСУ":
- по части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в размере 1 242 тыс. рублей, в том числе: 1 112,7 тыс. руб. - по основному долгу, 129,3 тыс. руб. - по процентам за пользование чужими денежными средствами);
- по заключенным договорам аренды земельных участков на 31.12.2016 в размере 1 022,7 тыс. руб. (в том числе 822,2 тыс. руб. - основной долг и 200,5 тыс. руб. - пеня).
Из указанной общей суммы задолженности:
1. В соответствии с определением Арбитражного суда Томской области от 20.11.2014 по делу N А67-4543/2014 требования Департамента по управлению государственной собственностью Томской области внесены в реестр требований кредиторов ОГУП "Первомайское ДРСУ" в состав третьей очереди в размере 953,0 тыс. руб. (в том числе 805,6 тыс. руб. - основной долг, 147, 4 тыс. руб. - пеня):
- по части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в размере 714, 6 тыс. рублей, в том числе: 585,3 тыс. руб. - по основному долгу, 129,3 тыс. руб. - по процентам за пользование чужими денежными средствами;
- по договорам аренды земельных участков в размере 238, 4 тыс. руб. (в том числе 220, 3 тыс. руб. - основной долг, 18,1 тыс. руб. - пеня).
2. В 2016 году Арбитражным судом Томской области от 24.11.2016 принято решение о взыскании с ОГУП "Первомайское ДРСУ" в пользу Департамента по управлению государственной собственностью Томской области текущей задолженности по договорам аренды в размере 477,6 тыс. руб. (основной долг - 372,6 тыс. руб., пеня - 105,0 тыс. руб.).
3. Определением Арбитражного суда Томской области от 17.10.2016 включена в состав требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не учтенная в определении Арбитражного суда Томской области просроченная задолженность данного предприятия по арендным платежам за земельные участки, возникшая до и после даты возбуждения производства по делу о его банкротстве, на сумму 153,4 тыс. руб. (основной долг - 136,0 тыс. руб., пеня - 17,4 тыс. руб.).
4. На постоянной основе ведется работа по взысканию текущей задолженности по договорам аренды, в том числе сформировавшейся за период до 01.01.2017 в размере 153,3 тыс. руб. (возникшей после принятия решения Арбитражного суда Томской области от 24.11.2016).
5. Ведется подготовка искового заявления о взыскании в судебном порядке задолженности ОГУП "Первомайское ДРСУ" по части прибыли, образовавшейся по итогам деятельности за 2016 год, в размере 529,9 тыс. руб.
В соответствии с представленной ОГУП "Первомайское ДРСУ" бухгалтерской (финансовой) отчетностью за 2016 год предприятие в отчетном году имеет следующие результаты:
- получена выручка от реализации товаров (работ, услуг) в размере 44 903 тыс. руб., что на 21,5% выше данного показателя в 2015 году;
- в отчетном периоде ОГУП "Первомайское ДРСУ" получена чистая прибыль в размере 1 407 тыс. руб. против чистого убытка в размере (-2 799) тыс. руб., полученного по итогам 2015 года. Указанный финансовый результат образовался за счет того, что в рамках текущей деятельности предприятие продолжало осуществлять исполнение договора субподряда N 123-13 от 31.12.2013, заключенного с ГУП ТО "Областное ДРСУ", на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Первомайского района Томской области, срок действия которого истек 31.12.2016; вместе с тем следует отметить, что платежи по части прибыли, полученной по итогам 2016 года, в бюджет не уплачены и, как указано выше, ведется работа по взысканию задолженности.
- среднесписочная численность работников по данным, представленным предприятием в органы статистики, за 2016 год сократилась на 23,3% и составила 46 человек (среднесписочная численность за 2015 год - 60 человек);
в связи с принятием решения о завершении хозяйственной деятельности ОГУП "Первомайское ДРСУ" с 01.01.2017, в соответствии с законом о банкротстве, все работники предприятия уволены 31.03.2017;
- первоначальная стоимость основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения за предприятием, на 01.01.2017 осталась на уровне показателя 01.01.2016 и составила 44 409 тыс. руб.;
- остаточная стоимость основных средств по сравнению с уровнем показателя по состоянию на 01.01.2016 сократилась на 10,9 % (на 1 080 тыс. руб.) и по состоянию на 01.01.2017 составила 8 847 тыс. руб.;
- стоимость незавершенных капитальных вложений осталась на уровне прошлого года и составила 105 тыс. руб. (водяная скважина на станции Куендат);
- поступлений основных средств за 2016 год не имеется;
- выбывшее имущество в отчетном периоде отсутствует.
Представленные ниже сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности областных государственных унитарных предприятий за 2016 год рассматриваются в разрезе четырех действующих предприятий без учета ОГУП "Первомайское ДРСУ".
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности 4 областных государственных унитарных предприятий за 2016 год следующие (Приложение 2):
Суммарная выручка от реализации товаров (работ, услуг) 4 областных государственных унитарных предприятий составила 2 442 414 тыс. руб. (на 13,3 % больше значения показателя за 2015 год), при плановом значении 1 960 304 тыс. руб. План по выручке от реализации товаров (работ, услуг) перевыполнен на 24,6 %.
Рост выручки от реализации товаров (работ, услуг) в 2016 году относительно значения аналогичного показателя 2015 года наблюдается по трем областным государственным унитарным предприятиям (ГУП ТО "Областное ДРСУ" - на 15,3%, ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - на 34,4%, ОГУП "Областной аптечный склад" - на 6,5%). У ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" выручка от реализации товаров (работ, услуг) снизилась на 18,9% в связи с сокращением спроса на услуги по основному виду деятельности предприятия - технической инвентаризации.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), приходящаяся в среднем на одно областное государственное унитарное предприятие, за 2016 год составила 610 603 тыс. руб. или на 13,3 % выше уровня 2015 года (539 156 тыс. руб.).
Сальдированный финансовый результат за 2016 год по 4 областным государственным унитарным предприятиям - чистая прибыль в размере 30 052 тыс. руб. при запланированном уровне чистой прибыли в размере 26 814 тыс. руб. (план исполнен на 112,1%), за 2015 год фактический размер чистой прибыли - 26 822 тыс. руб.
В том числе:
- чистая прибыль получена 3 областными государственными унитарными предприятиями:
ГУП ТО "Областное ДРСУ" - 21 407 тыс. руб. (135,7% от планового показателя чистой прибыли в размере 15 772 тыс. руб.), по итогам 2015 года предприятием получена чистая прибыль в размере 25 942 тыс. руб.;
ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - 9 841 тыс. руб. (116,5% от планового показателя - 8 450 тыс. руб.), что на 32,0% выше значения показателя за 2015 год (7 456 тыс. руб.);
ОГУП "Областной аптечный склад" - 176 тыс. руб., что составило 6,4% от значения данного показателя по итогам 2015 года (чистая прибыль в сумме 2 760 тыс. руб.). Ухудшение финансового результата деятельности по сравнению с 2015 годом произошло не столько в связи со снижением торговой надбавки по видам деятельности - оптовая торговля (на 0,5%) и розничная торговля (на 1,5%), сколько в результате увеличения себестоимости продаж (без учета покупной стоимости товаров) на 1 рубль выручки с 0,93 руб. в 2015 году до 0,98 руб. - в 2016 году. В абсолютном значении это увеличение составило 11,3 млн. руб. (в основном в связи с увеличением расходов на оплату логистических услуг по привлечению сторонних организаций для организации отпуска медикаментов по льготному обеспечению, на оплату труда работников предприятия и прочих организационно-хозяйственных расходов, а также на осуществление ремонта основных фондов). Фактический размер торговой надбавки к товарообороту по оптовой торговле за 2016 год составил 5,8% при плане 9,8%, в результате чего предприятием недополучен доход в виде торговой надбавки в размере 6 738,9 тыс. руб. По розничной торговле фактический размер торговой надбавки к товарообороту за 2016 год составил 9,9% при плане 9,8%, в связи с этим получен сверхплановый доход в сумме 344,7 тыс. руб.;
- 1 областным государственным унитарным предприятием - ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" - получен чистый убыток в размере (-1 372) тыс. руб. (при запланированном финансовом результате на нулевом уровне), по итогам деятельности за 2015 год предприятием был получен убыток в размере (-9 336) тыс. руб.
В составе чистого убытка ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" по итогам деятельности за 2016 год:
убыток от продаж (-1 698) тыс. руб., по итогам 2015 года - (-11 689) тыс. руб. Как уже было отмечено ранее, основными причинами, влияющими на формирование убытков предприятия, является снижение объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) (в 2016 году - 35 575 тыс. руб., в 2015 году 43 848 тыс. руб., в 2014 году - 81 708 тыс. руб.), в том числе по основному направлению деятельности предприятия "техническая инвентаризация" (в 2016 году - 32 132 тыс. руб., в 2015 году - 41 672 тыс. руб., в 2014 году - 77 323 тыс. руб.), в связи с сокращением потребности заказчиков в данной услуге, а также возросшей конкуренцией со стороны кадастровых инженеров;
прибыль от прочей деятельности (включая прочие расходы и доходы, проценты к получению и к уплате) в размере 13 тыс. руб., по итогам 2015 года - 60 тыс. руб.
Убыток до налогообложения по итогам деятельности ОГУП "ТОЦТИ" за 2016 год - (-1 685) тыс. руб., с учетом изменения отложенных налоговых активов чистый убыток предприятия составил (-1 372) тыс. руб.
Значительное сокращение убытка в отчетном году по сравнению с предыдущим (в 6,8 раз) достигнуто за счет снижения себестоимости проданных товаров (работ, услуг): при сокращении объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 18,9% объем себестоимости уменьшился на 32,9%. В том числе достигнуто снижение:
материальных затрат - на 33,7% (на 696 тыс. руб.);
затрат на оплату труда - на 36,8% (на 12 198 тыс. руб.);
прочих затрат - на 23,1% (на 1 924 тыс. руб.).
Среднесписочная численность работающих за отчётный год в 4 областных государственных унитарных предприятиях составила 1 362 человека, что выше уровня показателя 2015 года на 1,9% (на 26 человек). Повышение данного показателя по сравнению с 2015 годом обусловлено ростом среднесписочной численности работников ГУП ТО "Областное ДРСУ" на 2,8% (на 30 человек), ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - на 3 человека (на 4,3%), ОГУП "Областной аптечный склад" - на 4 человека (на 3,5%) при одновременном снижении численности работников ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" на 11 человек (на 13,4%), связанном с сокращением объемов работ на предприятии.
Среднемесячная заработная плата работников (без учета руководителей) в отчетном году составила 27 362 руб., что на 3,1 % выше аналогичного показателя 2015 года (26 534 руб.). Рост показателя в 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается по двум предприятиям: ГУП ТО "Областное ДРСУ" (на 5,7%), ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" (на 22,2%).
При этом уровень среднемесячной заработной платы работников двух других предприятий сократился по сравнению с 2015 годом: в ОГУП "Областной аптечный склад" - на 0,4 %, в ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" - на 31,4 % (в связи с проведением мероприятий по оптимизации деятельности предприятия).
Среднемесячная заработная плата руководителей областных государственных унитарных предприятий в отчетном году составила 131 320 руб., что на 4,9 % выше уровня показателя за 2015 год. Данное увеличение связано с повышением уровня среднемесячной заработной платы руководителей трех предприятий (ГУП ТО "Областное ДРСУ", ОГУП "Кожевниковское ДРСУ", ОГУП "Областной аптечный склад") в основном за счет выплаты вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 2015 год (выплата данного вознаграждения в 2015 году по итогам 2014 года не производилась в связи с отсутствием оснований).
В частности, произошел рост среднемесячной заработной платы руководителя ГУП ТО "Областное ДРСУ" - на 32,3% (фактический уровень среднемесячной заработной платы директора предприятия за 2016 год составил 221 714 руб.), ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - в 2,0 раза (среднемесячная заработная плата руководителя за 2016 год - 114 292 руб.), ОГУП "Областной аптечный склад" - на 16,6% (фактический размер среднемесячной заработной платы в 2016 году - 88 044 руб.1).
Размер среднемесячной заработной платы руководителя ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократился в 2,0 раза и составил 101 231 руб. (фактический размер предыдущего года - 201 850 руб.). Необходимо отметить, что распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 08.07.2016 N 558 был прекращен трудовой договор с руководителем ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" и с 12.07.2016 распоряжением Администрации Томской области от 07.07.2016 N 465-ра на должность директора предприятия назначен новый руководитель.
Вместе с тем, по итогам контрольного мероприятия "Проверка обоснованности установления заработной платы руководителей областных государственных унитарных предприятий" (далее - контрольное мероприятие), проведенного Контрольно-счетной палатой Томской области в 2016 году, выявлены факты неправомерного установления и получения руководителями предприятий надбавок и доплат к установленным трудовым договором должностным окладам; также, в отношении руководителя ОГУП "Областной аптечный склад" произведен перерасчет должностного оклада за период 2014-2015 г.г. в связи с предоставлением предприятием уточненных сведений.
В связи с вышеизложенным, в течение 2016 года осуществлялись мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков, изложенных в представлении Контрольно-счетной палаты Томской области, в том числе подписаны Соглашения о добровольном возмещении работником материального ущерба, причиненного работодателю руководителями ОГУП "Областной аптечный склад", ГУП ТО "Областное ДРСУ", и с бывшим руководителем ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" (далее - Соглашения) на общую сумму 1 470 717 руб. Выплата возмещения руководителем ОГУП "Областной аптечный склад" произведена в полном размере в 2016 году, остальными - в установленные Соглашениями сроки.
Всего по состоянию на 01.01.2017 выплачено по Соглашениям 294 793 руб., осталось к возмещению - 1 175 924 руб.; по состоянию на 01.04.2017 размер выплат составил 444 837 руб.
В рамках контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Томской области также выявлены недостатки действующего Порядка оплаты труда руководителей областных государственных унитарных предприятий, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 25.09.2007 N 147а. В этой связи принято постановление Администрации Томской области от 24.05.2017 N 196а, предусматривающее новую систему оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров областных государственных унитарных предприятий, в котором учтены требования законодательства в части установления размера соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров областных государственных унитарных предприятий и среднемесячной заработной платы работников таких предприятий.
С утверждением нового Порядка оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров областных государственных унитарных предприятий планируется проведение дальнейшей работы по актуализации Примерного трудового договора с руководителем ОГУП и утверждению размера предельного соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров областных государственных унитарных предприятий и среднемесячной заработной платы работников областных государственных унитарных предприятий.
Первоначальная стоимость основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения за областными государственными унитарными предприятиями, по состоянию на 01.01.2017 (согласно представленным предприятиями документам) возросла на 2,6 % (на 33 883 тыс. руб.) по сравнению с данным показателем на 01.01.2016 и составила 1 356 492 тыс. руб.
Остаточная стоимость основных средств по сравнению с показателем по состоянию на 01.01.2016 сократилась на 3,4 % (на 16 902 тыс. руб.) и по состоянию на 01.01.2017 составила 476 332 тыс. руб.
Стоимость незавершенных капитальных вложений (незаконченных операций по приобретению, модернизации основных средств, нематериальных поисковых активов, которые впоследствии могут быть приняты к учету в составе основных средств) по данным отчетности областных государственных унитарных предприятий по состоянию на 01.01.2017 составила 19 768 тыс. руб. (ГУП ТО "Областное ДРСУ" - 19 240 тыс. руб., ОГУП "Областной аптечный склад" - 528 тыс. руб.).
Общее поступление основных средств в ОГУП за 2016 год составило 47 946 тыс. руб., в том числе:
- инвестировано в отчетном году собственных средств предприятий (источник - амортизационные отчисления и прибыль) - 41 717 тыс. руб., что составляет 65,7% от общей суммы амортизации, начисленной предприятиями за 2016 год (63 453 тыс. руб.), и 138,7% к общей сумме собственных средств, вложенных предприятиями в основной капитал в 2015 году (30 077 тыс. руб.); введено в эксплуатацию имущество, приобретенное предприятиями ранее отчетного периода, стоимостью 6 229 тыс. руб. (в том числе ГУП ТО "Областное ДРСУ" введены в эксплуатацию после произведенной модернизации асфальтобетонные заводы в г. Асино и с. Кривошеино - 4 938 тыс. руб., а также ведены в эксплуатацию 2 трактора - 1 291 тыс. руб.).
Общая первоначальная стоимость основных средств, выбывших в 2016 году с учета составила 14 063 тыс. руб., в том числе: реализовано основных средств - 2 137 тыс. руб.; вынужденный забой скота - 114 тыс. руб.; передано в Казну Томской области - 3 811 тыс. руб.; списано в связи с полным износом - 8 001 тыс. руб., при этом:
- ГУП ТО "Областное ДРСУ" в результате указанного списания основных средств первоначальной стоимостью 4 800 тыс. руб. приняты к бухгалтерскому учету пригодные к дальнейшему использованию отдельные узлы, детали и материалы выбывших объектов основных средств на сумму 683 тыс. руб. (из них оприходованы в 2016 году бывшие в употреблении запасные части, узлы и агрегаты - 176 тыс. руб., металлолом - 424 тыс. руб.) и 83 тыс. руб. (металлолом, оприходованный в 2017 году);
- ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" списаны основные средства первоначальной стоимостью 1 451 тыс. руб., образовавшиеся после списания узлы, детали и материалы выбывших объектов основных средств находятся на забалансовом счете 003 без текущего определения рыночной стоимости;
- ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" списаны основные средства первоначальной стоимостью 1 750 тыс. руб. в связи с полным физическим и моральным износом, указанное имущество подлежит утилизации, после осуществления которой предприятием будет представлен соответствующий подтверждающий документ.
В части показателей эффективности использования имущества в 2016 году отмечен, как и в 2015 году, опережающий рост поступления основных средств по сравнению с их выбытием. Значения коэффициента поступления выросло относительно уровня предыдущего года на 0,6 п.п. и составило 3,5%, значение коэффициента выбытия изменилось с 0,7% в 2015 году до 1,1% в 2016 году, значение показателя фондоотдачи увеличилось по сравнению с 2015 годом и составило 5,1 (в 2015 году - 4,4).
Основные показатели эффективности использования имущества согласно данным бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в Таблице.
Таблица
2016 год | |||
Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. |
Сумма начисленной за отчетный период амортизации, тыс. руб. |
Коэффициент амортизации (общая амортизация/ первоначальная стоимость), % |
Фондоотдача (выручка/ остаточная стоимость) |
47 946 |
63 453 |
64,9 |
5,1 |
Значение коэффициента амортизации (степень износа основных средств, закрепленных за ОГУП) возрос с 62,7% по состоянию на 01.01.2016 до 64,9% по состоянию на 01.01.2017, соответственно, коэффициент годности основных средств, закрепленных за ОГУП, за отчетный год в целом снизился с 37,3% до 35,1 %.
В 2016 году Администрацией Томской области и Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области согласованы решения четырех областных государственных унитарных предприятий о совершении крупных сделок, связанных с получением банковских гарантий, кредитов, приобретением и отчуждением имущества, переводом долга:
1) ГУП ТО "Областное ДРСУ":
- о совершении крупных сделок по приобретению по результатам аукционов в электронной форме (электронных аукционов) с установлением начальной цены не выше рыночной услуг по грузоперевозке материалов, услуг спецтехники, а также движимого имущества;
- о совершении крупных сделок по приобретению услуг по грузоперевозке материалов, услуг спецтехники, а также движимого имущества с начальной максимальной ценой сделки, определенной в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567;
- о совершении крупных сделок, связанных: с заключением по результатам аукционов в электронной форме (электронных аукционов), конкурсов и иных процедур закупки товаров, работ, услуг контрактов на выполнение работ (услуг) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию региональных, межмуниципальных, местных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них с максимальной суммой по одной крупной сделке 3 000 000 тыс. руб.; получением беззалоговых кредитов, займов банков для обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме с максимальной суммой по одной крупной сделке в сумме 150 000 тыс. руб.; получением беззалоговых банковских гарантий, выданных банком для обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключенных по результатам аукционов в электронной форме с максимальной суммой по одной крупной сделке в сумме 900 000 тыс. руб.
- о совершении крупной сделки по заключению договора субподряда с ЗАО "Газсервис" (ГУП ТО "Областное ДРСУ" - в качестве субподрядчика), цена договора - 64 908 тыс. руб.;
- о совершении крупной сделки по привлечению заёмных средств в форме возобновляемого кредита в ПАО Банк "Финансовая Корпорация Открытие", сроком на 2 года, сумма - 45 000 тыс. руб.;
- о совершении крупной сделки по заключению договора субподряда с ООО "Сибдоринвест" (ГУП ТО "Областное ДРСУ" - в качестве субподрядчика), цена договора - 20 416 тыс. руб.;
- о совершении крупных сделок по заключению договоров субподряда с ООО "Сибдоринвест" на сумму 20 416 тыс. руб., ООО "Сибмагистраль" на сумму 41 420 тыс. руб. и ООО "СМУ-7" на сумму 35 000 тыс. руб. (ГУП ТО "Областное ДРСУ" - генеральный подрядчик);
- о совершении крупных сделок по заключению договоров субподряда с ООО "Сибдоринвест" на сумму 47 632 тыс. руб. и ООО "СМУ-7" на сумму 14 541 тыс. руб. (ГУП ТО "Областное ДРСУ" - генеральный подрядчик);
- о совершении крупных сделок по заключению договоров субподряда с ООО "Сибдоринвест" на сумму 8 573 тыс. руб. и ООО "Сибмагистраль" на сумму 6 842 тыс. руб. (ГУП ТО "Областное ДРСУ" - генеральный подрядчик);
- о совершении крупной сделки по заключению договора субподряда с ООО "СМУ-7" (ГУП ТО "Областное ДРСУ" - генеральный подрядчик), цена договора - 11 017 тыс. руб.;
- о совершении крупной сделки по заключению договора субподряда с ООО "Сибавтобан" (ГУП ТО "Областное ДРСУ" - в качестве субподрядчика), цена договора - 57 267 тыс. руб.
- о совершении крупной сделки, связанной с уступкой права (требования) ГУП ТО "Областное ДРСУ" к АО "Сибмост" в размере 1 399 тыс. руб. Обществу с ограниченной ответственностью "Сибтех-Инвест";
2) ОГУП "Областной аптечный склад":
- о совершении крупной сделки, связанной с заимствованием денежных средств в Томском отделении N 8616 ПАО Сбербанк в форме кредитования счета на сумму 9 000 тыс. руб. сроком на 12 месяцев;
3) ОГУП "Кожевниковское ДРСУ":
- о согласовании крупной сделки (взаимосвязанных сделок), в совершении которой имеется заинтересованность, по заключению договора поручительства между ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" и Акционерным Обществом "Российский сельскохозяйственный банк", в соответствии с которым ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" обеспечивается исполнение обязательств ООО "Подсобное", учредителем и единственным участником которого является ОГУП "Кожевниковское ДРСУ", по возврату кредита на сумму 8 200 тыс. руб., предоставляемого по кредитному договору между ООО "Подсобное" и Акционерным Обществом "Российский сельскохозяйственный банк";
- о согласовании крупной сделки по предоставлению займа АО "Корпорация развития Томской области" с целью получения дохода в виде процентов, сумма займа - 10 000 тыс. руб.;
- о согласовании крупной сделки (взаимосвязанных сделок) по заключению договора поручительства между ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" и Акционерным Обществом "Российский сельскохозяйственный банк", в соответствии с которым ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" обеспечивается исполнение обязательств ООО "Подсобное", учредителем и единственным участником которого является ОГУП "Кожевниковское ДРСУ", по возврату кредита на сумму 9 930 тыс. руб., предоставляемого по кредитному договору между ООО "Подсобное" и Акционерным Обществом "Российский сельскохозяйственный банк";
- о совершении крупных сделок, связанных: с заключением по результатам аукционов в электронной форме (электронных аукционов) контрактов на выполнение работ (услуг) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию региональных, межмуниципальных, местных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них с максимальной суммой по одной крупной сделке 500 000 тыс. руб.; получением беззалоговых кредитов, займов банков для обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме с максимальной суммой по одной крупной сделке в сумме 50 000 тыс. руб.; получением залоговых банковских гарантий, выданных банком для обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключенных по результатам аукционов в электронной форме с максимальной суммой по одной крупной сделке в сумме 40 000 тыс. руб.;
4) ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации":
- о согласовании совершения крупной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, связанной с заключением договора аренды нежилых помещений, с максимальной ценой сделки - 1 696 тыс. руб.
Сумма части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, фактически перечисленная ОГУП в доход областного бюджета за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, составила 16 168,0 тыс. руб. (Приложение 3), что на 25,6% превышает данный показатель за 2015 год (12 874,1 тыс. руб.).
Увеличение на 3 293,9 тыс. руб. суммы части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей ОГУП, поступившей в доход областного бюджета в 2016 году в сравнении с 2015 годом, связано с перечислением данных доходов в бюджет в большем объеме тремя областными государственными унитарными предприятиями, в том числе:
- на 1 297,6 тыс. руб. (или в 2 раза больше, чем в 2015 году) по ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - в связи с достижением более высоких показателей финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году по сравнению с предыдущим годом и перечислением в отчетном году части прибыли за IV квартал 2015 года (в 2015 году перечислений за IV квартал 2014 года не было);
- на 2 323,2 тыс. руб. - в связи перечислением в 2016 году части прибыли по итогам 2015 года двумя областными унитарными предприятиями (в 2015 году перечислений за IV квартал 2014 года не было): ГУП ТО "Областное ДРСУ" - в сумме 2 068,5 тыс. руб. или на 20,1% больше, чем в 2015 году, ОГУП "Областной аптечный склад" - в сумме 254,7 тыс. руб. или на 25,4% больше.
ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" в 2016 году часть прибыли, остающуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в областной бюджет не направляло в связи с отсутствием базы для её исчисления (деятельность предприятия в отчетном году, как и в 2015 году была убыточной), тогда как в 2015 году в бюджет было перечислено 326,9 тыс. руб. за IV квартал 2014 года.
На начало отчетного года сальдированная задолженность (с учетом начислений по итогам IV квартала 2015 года) перед областным бюджетом по перечислению части прибыли областных государственных унитарных предприятий составляла 9 830,7 тыс. руб., в том числе: ГУП ТО "Областное ДРСУ" в сумме 7 382,1 тыс. руб., ОГУП "Первомайское ДРСУ" - 582,8 тыс. руб., ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - 882,9 тыс. руб., ОГУП "Областной аптечный склад" - 982,9 тыс. руб. ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" - задолженности не имеет. Из указанной задолженности по состоянию на 31.12.2015 просроченная задолженность - ОГУП "Областной аптечный склад" и ОГУП "Первомайское ДРСУ" - в размере 1 159,3 тыс. руб. (576,5 тыс. руб. и 582,8 тыс. руб. соответственно), текущая со сроком погашения до 28.03.2016 (установленный срок перечисления в бюджет части прибыли по итогам отчётного периода) - 8 671,5 тыс. руб.
Просроченная задолженность ОГУП "Областной аптечный склад" по состоянию на 31.12.2015 в сумме 576,5 тыс. руб. образовалась в результате корректировки неверно исчисленной суммы части прибыли предприятия, подлежавшей уплате в областной бюджет по итогам 9 месяцев 2015 года; данная задолженность уплачена предприятием в полном размере 11.04.2016, в связи с нарушением законодательно установленного срока уплаты (28.03.2016) Департаментом было подготовлено исковое заявление с расчетом процентов за пользование чужими денежными средствами, которые предприятием были оплачены.
Сумма части прибыли, начисленная к перечислению в областной бюджет по формам расчета ОГУП за 2016 год, составила 11 062,8 тыс. руб., что в 2,0 раза ниже уровня 2015 года, в том числе за 4 квартал 2016 года - (-1 400,3) тыс. руб. (то есть по итогам 2016 года сложилась переплата по части прибыли). В доход областного бюджета за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 перечислено 16 168,0 тыс. руб.
По состоянию на 31.12.2016 общая задолженность ОГУП с учетом начислений по итогам 4 квартала 2016 года составила 4 725,5 тыс. руб., в том числе: ГУП ТО "Областное ДРСУ" в сумме 2 793,4 тыс. руб., ОГУП "Первомайское ДРСУ" - 1 112,7 тыс. руб., ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - 1 059,3 тыс. руб. У ОГУП "Областной аптечный склад" сложилась переплата в размере (-239,9) тыс. руб. ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" - задолженности не имеет. Таким образом, сальдированная задолженность перед областным бюджетом по доходам от перечисления части прибыли ОГУП по состоянию на 31.12.2016 составила 4 725,5 тыс. руб., в том числе просроченная задолженность в размере 3 906,1 тыс. руб.: ГУП ТО "Областное ДРСУ" (не уплаченная вовремя часть суммы за III квартал - 2 793,4 тыс. руб.) и ОГУП "Первомайское ДРСУ" (задолженность прошлых лет в размере 582,8 тыс. руб. и задолженность за 4 квартал 2016 года - 529,9 тыс. руб.), текущая задолженность со сроком погашения до 28.03.2017 - 1 059,3 тыс. руб.
По состоянию на 28.03.2017 (установленный срок перечисления в бюджет части прибыли по итогам отчётного периода) по части прибыли сложилась переплата - сальдированный результат равен (- 1 888,5) тыс. руб., в том числе - переплата по двум предприятиям (ОГУП "Областной аптечный склад" - в размере (-239,9) тыс. руб., ГУП ТО "Областное ДРСУ" - в размере (-2 761,3) тыс. руб.). Переплата по указанным предприятиям сформировалась в связи с уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2016 год по сравнению с величиной налоговой базы за 9 месяцев 2016 года. Кроме того в сальдированный результат включена просроченная задолженность ОГУП "Первомайское ДРСУ" в сумме 1 112,7 тыс. руб.: определением Арбитражного суда Томской области от 20.11.2014 по делу N А67-4543/2014 требования Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в размере 714,6 тыс. рублей (в том числе: 585,3 тыс. руб. - основной долг, 129,3 тыс. руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами) внесены в реестр требований кредиторов ОГУП "Первомайское ДРСУ" в состав третьей очереди; также ведется подготовка искового заявления о взыскании в судебном порядке задолженности, образовавшейся по итогам деятельности за 2016 год, в размере 529,9 тыс. руб.
Исполнение областного бюджета по доходам от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий Томской области, за 2016 год составило 16 168,0 тыс. руб. или 102,5 % к годовому плановому назначению (плановое значение показателя на 2016 год - 15 767 тыс. руб.), перечислено больше запланированного размера на 401,0 тыс. руб. или 2,5%. Перевыполнение бюджетного назначения по данному источнику неналоговых доходов на 401 тыс. руб. обусловлено:
- с одной стороны поступлением сверхплановых доходов в общей сумме 2 317 тыс. руб. от трех областных государственных унитарных предприятий, из них:
951,4 тыс. руб. (в 1,6 раз больше плана) - по ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" в связи с достижением финансово-экономических показателей деятельности значительно выше запланированных на 2016 год (в 1,6 раз - по выручке и прибыли от продаж, в 1,7 раз - по объему прибыли до налогообложения и чистой прибыли) при одновременно отмеченной недостаточной обоснованности показателей принятого перспективного плана деятельности данного предприятия;
414,2 тыс. руб. (или на 3,5% больше плана) - по ГУП ТО "Областное ДРСУ" за счет оплаты в отчетном году части прибыли за IV квартал 2015 года в значительно большем объеме (7 382,1 тыс. руб.), чем планировалось, при этом по итогам 9 месяцев отчетного года перечисленная в бюджет сумма части прибыли меньше запланированной в связи с увеличением прочих расходов (на создание резервов по отпускам, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, др.) и соответственно уменьшением налоговой базы для исчисления налога на прибыль;
951,4 тыс. руб. (или в 4,1 раза больше плана) - по ОГУП "Областной аптечный склад" в значительной степени за счет оплаты в большем чем планировалось объеме части прибыли за IV квартал 2015 года и просроченной задолженности, образовавшейся в результате корректировки неверно исчисленной части прибыли;
- с другой стороны не поступлением запланированных платежей в сумме 1 916 тыс. руб. от ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" по причине не исполнения им основных показателей финансово-хозяйственной деятельности (выручка от продаж, себестоимость, прибыль и рентабельность продаж), предусмотренных как перспективным планом деятельности, так и утвержденной программой финансово-хозяйственной деятельности предприятия на 2016 год.
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды по налогам и сборам (без учета перечисления части прибыли ОГУП), приходящиеся в среднем на одно предприятие (без учета ОГУП "Первомайское ДРСУ"), в 2016 году составили 90 892 тыс. руб., что на 3,4 % выше значения показателя за 2015 год (87 867 тыс. руб.).
Исходя из анализа выполнения утвержденных на отчетный год программ финансово-хозяйственной деятельности ОГУП, установлено следующее:
- план по выручке от реализации товаров (работ, услуг) 3 предприятиями в целом перевыполнен на 25,2 % (ГУП ТО "Областное ДРСУ" - на 40,0 %, ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - на 9,1 %, ОГУП "Областной аптечный склад" на 1,4 %); ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" указанный план не исполнен на 7,9 %;
- фактические затраты на 1 рубль выручки от реализации товаров (работ, услуг) превышены по сравнению с планом по ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" - на 4,0 % (при плане 1,01 руб. составили 1,05 руб.), ОГУП "Областной аптечный склад" - на 1,0 % (при плане 0,99 руб. составили 1,0 руб.). ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" план по указанному показателю исполнен - затраты на 1 рубль выручки от реализации товаров (работ, услуг) составили 0,93 руб., что соответствует плановому значению показателя и уровню прошлого года; ГУП ТО "Областное ДРСУ" - также фактический показатель соответствует плановому и равен 0,96 руб.;
- объем чистой прибыли, полученной по итогам отчетного года, ниже планового показателя по 2 предприятиям: ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" получен чистый убыток в размере (-1 372) тыс. руб. при запланированном нулевом финансовом результате, ОГУП "Областной аптечный склад" план по чистой прибыли исполнен на 6,8 % (плановое значение - 2 592 тыс. руб., фактически предприятием получена чистая прибыль в размере 176 тыс. руб.); ГУП ТО "Областное ДРСУ" план по чистой прибыли по итогам деятельности за 2016 год исполнен на 135,7 %; ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - план по чистой прибыли по итогам деятельности за 2016 год исполнен на 116,5%;
- фактическая рентабельность деятельности выше планового уровня сложилась по ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" (5,8 % при плане 5,5%), у трех предприятий фактическая рентабельность деятельности ниже планового уровня: ГУП ТО "Областное ДРСУ" - 1,3% при плане 1,4%, ОГУП "Областной аптечный склад" фактическая рентабельность деятельности - 0,03% при плане 0,4%, ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" план по данному показателю не исполнен: при плановом уровне рентабельности деятельности на нулевом уровне, фактически достигнута отрицательная рентабельность в размере (-3,7) %;
- план по внесению в областной бюджет части прибыли ОГУП, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перевыполнен тремя предприятиями: ГУП ТО "Областное ДРСУ" исполнение плана составило 103,5%, ОГУП "Областной аптечный склад" перевыполнение плана в 4,1 раза; ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" - исполнение плана составило 160,4%; ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" план на 2016 год не исполнен по причине отсутствия прибыли в отчетном периоде.
3. Перспективы деятельности ОГУП
Государственный сектор экономики по состоянию на 01.01.2017 представлен:
4 действующими областными государственными унитарными предприятиями, в том числе:
- 2 предприятиями дорожного хозяйства (ГУП ТО "Областное ДРСУ", ОГУП "Кожевниковское ДРСУ"), осуществляющими содержание и техническое обеспечение развития сети автомобильных дорог региона;
- 2 областными государственными унитарными предприятиями (ОГУП "Областной аптечный склад" и ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации"), осуществляющими деятельность, предусмотренную федеральными законами для государственных унитарных предприятий;
1 областным государственным унитарным предприятием, которое признано банкротом и находится в конкурсном производстве (ОГУП "Первомайское ДРСУ").
Оценка необходимости сохранения в государственной собственности областных государственных унитарных предприятий осуществляется согласно постановлению Администрации Томской области от 08.05.2013 N 202а "Об утверждении Положения о порядке оценки необходимости сохранения в государственной собственности Томской области областных государственных унитарных предприятий и организаций, участником (акционером) которых является Томская область" и основана на соответствии их деятельности одному из следующих критериев (далее - постановление Администрации Томской области от 08.05.2013 N 202а):
1) деятельность унитарного предприятия обеспечивает осуществление полномочий органов государственной власти Томской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными законодательными актами Российской Федерации, в том числе в части оказания услуг населению по тарифам, устанавливаемым органами государственной власти;
2) унитарное предприятие участвует в решении задач и реализации мероприятий государственных программ Томской области, утвержденных в соответствии с Законом Томской области от 12.03.2015 N 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области";
3) унитарное предприятие участвует в выполнении государственного заказа по предоставлению гражданам товаров и услуг общественного пользования, по выполнению общественных работ. При этом стоимость указанного государственного контракта составляет не менее 25% от общего размера финансирования данного вида товаров, работ, услуг, предусмотренного в областном бюджете на соответствующий период;
4) осуществляемая унитарным предприятием деятельность в соответствии с законодательством может выполняться только государственным унитарным предприятием.
Кроме того, в соответствии с постановление Администрации Томской области от 08.05.2013 N 202а осуществляется оценка бюджетной и экономической эффективности деятельности областных государственных унитарных предприятий.
Бюджетная эффективность признается удовлетворительной, если чистый доход поступлений в областной бюджет имеет положительное значение (разница между поступлениями в областной бюджет (от налогов, сборов и иных обязательных платежей, части прибыли унитарного предприятия, подлежащей уплате в областной бюджет; иных поступлений) и расходами средств областного бюджета (субсидии и др.)).
Экономическая эффективность признается удовлетворительной, если фактические значения показателей деятельности областных государственных унитарных предприятий в отчетном периоде соответствуют:
- чистая прибыль - не менее 90% от значения, установленного программой финансово - хозяйственной деятельности;
- рентабельность деятельности - соответствие значению, установленному программой финансово - хозяйственной деятельности;
- стоимость чистых активов - значение показателя должно соответствовать или превышать величину уставного фонда;
- коэффициент общей ликвидности - значение показателя должно находиться в диапазоне от 1 до 2;
- коэффициент автономии (финансовой независимости) - значение показателя должно быть больше или равно 0,5.
Экономическая эффективность признается неудовлетворительной, если фактическое значение хотя бы одного из данных показателей не соответствует вышеуказанным значениям.
Оценка показателей бюджетной и экономической эффективности, представленная в Отчете о деятельности областных государственных унитарных предприятий за 2016 год, проведена на основании данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности 4 областных государственных унитарных предприятий (ГУП ТО "Областное ДРСУ", ОГУП "Кожевниковское ДРСУ", ОГУП "Областной аптечный склад", ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации"), достоверность которой подтверждена аудиторскими заключениями. ОГУП "Первомайское ДРСУ", находящееся в процедуре банкротства (конкурсное производство), представило бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не подтвержденную заключением аудитора.
Результаты анализа (Приложение 4) свидетельствуют о соответствии деятельности предприятий ГУП ТО "Областное ДРСУ", ОГУП "Кожевниковское ДРСУ", ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" первому и второму критериям, установленным постановлением Администрации Томской области от 08.05.2013 N 202а.
Анализ деятельности ОГУП "Областной аптечный склад", проведенный исходя из установленных критериев оценки, свидетельствует о том, что предприятие осуществляет деятельность в соответствии с п.п. 1-2 статьи 5 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", которая может выполняться только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, что соответствует четвертому критерию постановления Администрации Томской области от 08.05.2013 N 202а.
В 2016 году показатель бюджетной эффективности имеет положительное значение по каждому из четырех указанных выше предприятий. Показатели экономической эффективности ГУП ТО "Областное ДРСУ" и ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" имеют положительное значение, а у ОГУП "Областной аптечный склад" и ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" - отрицательные значения, что обусловлено следующим.
ГУП ТО "Областное ДРСУ" по итогам деятельности за 2016 год получена чистая прибыль в размере 21 407 тыс. руб. при планируемом показателе чистой прибыли 15 772 тыс. руб., установленном программой финансово-хозяйственной деятельности предприятия на 2016 год. В 2015 году ГУП ТО "Областное ДРСУ" также получило чистую прибыль 25 942 тыс. руб.
Положительный финансовый результат деятельности предприятия в 2016 году обусловлен в основном увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Так, по итогам 2016 года выручка от реализации товаров (работ, услуг) предприятия составила 1 620 143 тыс. руб. при плане 1 157 432,6 тыс. руб., (план выполнен на 140 %). При этом объем полученной выручки в 2016 году выше уровня 2015 года (1 405 815 тыс. руб.) на 15,3 % и на 23,2 % превышает значение 2014 года (1 315 224 тыс. руб.).
В целом на рост фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг) в 2016 году относительно плана и уровня 2015 года повлияло следующее:
- выполнение муниципальных заказов в рамках программы Губернатора Томской области "Ремонт сельских дорог" на сумму 117 927,2 тыс. руб. (превышение плана на 13%);
- рост выполнения коммерческих контрактов, договоров подряда и субподряда, общая выручка за 2016 год полученная от прочей коммерческой деятельности составила 130 307,33 тыс. руб. (плановое задание по данной статье выполнено предприятием на 284 %).
В целях повышения эффективности деятельности ГУП ТО "Областное ДРСУ" в 2016 году было проведено два заседания рабочей группы, созданной распоряжением Губернатора Томской области от 28.09.2015 N 288-р, на которых были рассмотрены, в том числе, результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП ТО "Областное ДРСУ", отчеты руководителя об итогах деятельности предприятия за 2015 и 2016 годы и об устранении выявленных фактов нарушений и замечаний.
В соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 21.12.2016 N 309-р "О государственной поддержке инвестиционных проектов" решением Координационного совета по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий (протокол от 07.12.2016 N 157) Департаменту инвестиций Томской области было поручено зарегистрировать в Реестре инвестиционных проектов Томской области инвестиционный проект "Обновление парка специализированной техники" (заявитель - ГУП ТО "Областное ДРСУ") с целью предоставления ГУП ТО "Областное ДРСУ" государственной поддержки в форме субсидий на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному в рамках реализации инвестиционного проекта. На основании чего было заключено инвестиционное соглашение N 180 от 21.12.2016 о предоставлении субсидий из средств областного бюджета на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей в размере 8 процентов годовых от остаточной суммы лизинговых платежей, уменьшенной на сумму авансовых платежей и лизинговых платежей (в сумме не более 2500 тыс. рублей в год), сроком до пяти лет по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному в рамках реализации инвестиционного проекта "Обновление парка специализированной техники". Срок окончания предоставления субсидии - 25.01.2018. По состоянию на 15.04.2017 ГУП ТО "Областное ДРСУ" получило субсидию в сумме 5 млн. руб. (в 4 квартале 2016 года 2,5 млн. руб. и в 1 кв. 2017 года - 2,5 млн. руб.). В результате, в первом квартале 2017 года ГУП ТО "Областное ДРСУ" приобретена с использованием механизма финансовой аренды (лизинга) специальная техника в количестве 11 единиц на сумму 68 887,7 тыс. руб.
В 2017 году предприятие планирует продолжить работу по обновлению материально-технической базы предприятия.
Программой финансово-хозяйственной деятельности предприятия на 2017 год (рассмотрение и утверждение программ финансово-хозяйственной деятельности областных государственных унитарных предприятий состоялось в марте 2017 года в рамках заседания Комиссий по утверждению программ финансово-хозяйственной деятельности ОГУП на 2017 год и рассмотрению перспективных планов деятельности ОГУП на 2018-2020 гг.) запланировано получение выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере 1 350 833,12 тыс. руб., что ниже значения фактического показателя за 2016 год на 16,6%.
ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" по итогам деятельности за 2016 год получена чистая прибыль 9 841 тыс. руб. при планируемом значении чистой прибыли 8 450 тыс. руб. (план по чистой прибыли предприятием исполнен на 116,5 %).
Значение показателя коэффициента автономии предприятия (0,85) находится в пределах нормы.
Коэффициент общей ликвидности (3,04) при превышении норматива существенно ниже утвержденного на 2016 год значения (11,34). Высокий уровень данного показателя обусловлен наличием у предприятия запасов - материалов, необходимых для выполнения основной производственной деятельности, а также аккумулированием свободных денежных средств на банковском депозите.
В целом показатель экономической эффективности деятельности предприятия имеет удовлетворительное значение.
В 2017 году ОГУП "Кожевниковское ДРСУ" планирует получить чистую прибыль в размере 7 923 тыс. руб.
ОГУП "Областной аптечный склад" получена чистая прибыль в размере 176,2 тыс. руб. при запланированном показателе 2 592 тыс. руб., т.е. планируемый показатель положительного финансового результата исполнен на 6,8% .Фактический уровень рентабельности деятельности (0,03%) также ниже запланированного значения (0,42%). Таким образом, экономическая эффективность деятельности предприятия в 2016 году признается неудовлетворительной.
Вместе с тем фактический объем выручки ОГУП "Областной аптечный склад" в 2016 году (622 524,5 тыс. руб.) превысил плановое значение на 1,4% и значение 2015 года на 6,5%. При этом отмечается сокращение планируемых поступлений от розничной торговли (97% от плана) при увеличении выручки от логистических услуг (101,8% от плана).
Основным обстоятельством, влияющим на оперативное и качественное осуществление закупок предприятием, являются требования, предусмотренные в Федеральном законе от 03.07.2017 N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц".
Приоритетным направлением деятельности предприятия в 2017 году останется осуществление социальной направленности, в частности предложение покупателям широкого ассортимента качественных лекарственных препаратов по ценам с минимальной наценкой.
В целях улучшения значений показателей коэффициента общей ликвидности и коэффициента автономии ОГУП "Областной аптечный склад" реализует комплекс мер по оптимизации запасов товаров на складах в соответствии с запросом на фармацевтическую продукцию, осуществляется ежедневный внутренний контроль за состоянием кредиторской и дебиторской задолженности.
В 2016 году предприятие снизило торговую надбавку до 8,5% (в 2015 - 9,9%), в том числе по оптовой торговле до 5,8% (в 2014 - 6,3%), а по розничной торговле до 9,9% (в 2015 году - 11,4%).
Плановое значение выручки предприятия на 2017 год составляет 592 171,4 тыс. руб., что ниже фактического показателя за 2016 год (622 524,5 тыс. руб.), что обусловлено снижением планируемых объемов по оптовой торговле.
Финансовый результат по итогам 2017 года запланирован на уровне значения чистой прибыли в размере 2 615,2 тыс. руб.
ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" по итогам 2016 года получен чистый убыток (-1 372) тыс. руб. при планируемом значении чистой прибыли 0 тыс. руб. Рентабельность деятельности предприятия имеет отрицательное значение при планируемом нулевом значении.
Таким образом, экономическая эффективность деятельности предприятия в 2016 году признается неудовлетворительной.
Отрицательный финансовый результат обусловлен низким уровнем объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) 35 575 тыс. руб. при утвержденном плановом показателе 38 610 тыс. руб. (в 2015 выручка составляла 43 848 тыс. руб.)
В 2016 году спад объема заказов по основному виду деятельности "техническая инвентаризация" обусловлен сокращением спроса на услуги по подготовке документов для кадастрового учета (технические планы) в связи с высокой конкуренцией со стороны кадастровых инженеров, а также отсутствием потребности заказчиков в техническом паспорте объектов капитального строительства даже в случае залоговых сделок с объектами недвижимости.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечается сокращение управленческих расходов предприятия на 30% (с 17 748 тыс. руб. до 12 505 тыс. руб.). Оптимизирована численность персонала, сокращены издержки, связанные с затратами на арендные платежи по структурным подразделениям предприятия , в том числе за счет пересмотра условий договора аренды помещений по адресу г. Томск, ул. Беленца 11/1 (где находился основной офис), срок действия которого закончился в феврале 2017 года. В настоящее время основной офис предприятия располагается в помещении по адресу г. Томск, ул. Р. Люксембург д. 17 ст. 2, которое используется предприятием на праве хозяйственного ведения.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 октября 2016 года на ОГУП "ТОЦТИ" возложено полномочие по хранению технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного).
Постановлением Администрации Томской области от 28.09.2016 N 320а "О реализации на территории Томской области отдельных положений Федерального закона "О кадастровой деятельности" установлен порядок хранения, использования учетно-технической документации, предоставления копий такой документации и содержащихся в ней сведений, взимания и возврата платы за ее предоставление.
В 2017 году планируется осуществить реорганизацию ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" путем его преобразования в областное государственное бюджетное учреждение "Томский областной центр инвентаризации и кадастра" с целью исполнения нового полномочия субъекта Российской Федерации по проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Томской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В настоящее время подготовлен и проходит согласование проект распоряжения Администрации Томской области о реорганизации ОГУП "ТОЦТИ" в областное государственное бюджетное учреждение.
По состоянию на 01.01.2017 ОГУП "Первомайское ДРСУ" находится в процедуре банкротства - конкурсное производство.
Программа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на 2017 год не рассматривалась и не утверждалась.
Необходимо отметить, что с 2017 года в отношении областных государственных предприятий началась реализации положений, введенных Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц". Таким образом, поставка товаров, работ, услуг, необходимых для исполнения коммерческих договоров, осуществляется предприятиями в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что выявило следующие проблемы:
- значительная продолжительность конкурсных процедур по времени (до 1,5 месяцев);
- невозможность приобретения товаров (работ, услуг) необходимого качества.
В этой связи предприятия вынуждены отказываться от участия в коммерческих закупках, так как сроки поставки материалов для исполнения коммерческих договоров превышают сроки исполнения указанных договоров, что делает предприятия не конкурентоспособными в сфере коммерческих закупок.
Кроме того, для предприятий дорожно-строительной сферы существует проблема поставки качественных материалов, необходимых для осуществления деятельности предприятий. При этом приобретенные по результатам закупки материалы соответствуют требованиям ГОСТ, но зачастую не соответствуют необходимым значениям показателей. Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог требует постоянного поддержания в рабочем состоянии оборудования и техники. При выходе из строя асфальтобетонных заводов (его отдельных частей) или транспортных средств невозможно своевременно обеспечить их ремонт (поскольку процесс осуществления закупки длится до 1,5 месяцев) в связи с чем, предприятия несут убытки, связанные с выплатами штрафных санкций за нарушение сроков исполнения государственных и муниципальных контрактов.
В сфере фармацевтической деятельности (ОГУП "Областной аптечный склад") значительно снижается уровень конкурентоспособности предприятия, поскольку оно столкнулось с невозможностью обеспечить свою аптечную сеть необходимым ассортиментом лекарственных препаратов, так как при закупке фармацевтических средств, в соответствии с требованиями закона о закупках, указание товарных наименований невозможно. Кроме того, при осуществлении оптовых поставок предприятие не имеет возможности в полной мере удовлетворять потребности медицинских учреждений (больниц, поликлинических отделений) в лекарственных средствах, поставляя товарную продукцию, не соответствующую тем товарным наименованиям, которые необходимы учреждениям.
В марте 2017 года в рамках заседания Комиссий по утверждению программ финансово-хозяйственной деятельности ОГУП на 2017 год и рассмотрению перспективных планов деятельности ОГУП на 2018-2020 г.г. обсуждались вопросы по вариантам выхода из сложившейся ситуации, были даны протокольные поручения по проработке соответствующих решений.
1 В расчет размера среднемесячной заработной платы руководителя ОГУП "Областной аптечный склад" не включена сумма перерасчета заработной платы руководителя за предыдущий период в размере 653 649 руб. (данный перерасчет руководителю предприятия был произведен в связи с пересчетом должностного оклада руководителю за период 2014-2015 г.г. в части устранения замечания, изложенного в Представлении Контрольно-счетной палаты Томской области)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.