Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
администрации города Кедрового
от 30.08.2017 г. N 339
Итоги
социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" за 2016 год, предварительные итоги социально-экономического развития за первое полугодие 2017 года, ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2017 год и прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" на 2018-2020 годы
Общие положения
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" Томской области на 2018-2020 годы (далее - Прогноз) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, Томской области и нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Кедровый".
Правовой основой для его разработки явились:
- Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2015 N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Закон Томской области "О стратегическом планировании в Томской области" от 12.11.2015 N 24-ОЗ;
- постановление Администрации Томской области от 05.05.2016 N 155а "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период";
- постановление администрации города Кедрового от 29.06.2016 N 366 "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый на среднесрочный период".
При разработке Прогноза учитывались сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, Томской области, основные макроэкономические показатели, индексы-дефляторы цен, разработанные Минэкономразвития России, анализ тенденции развития экономики и социальной сферы муниципального образования "Горд Кедровый". За основу прогноза взяты статистические отчетные данные и ведомственная информация администрации города Кедрового за 2014-2016 годы, первое полугодие 2017 года и сведения о перспективе развития, представленные предприятиями и организациями муниципального образования "Город Кедровый". В соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Департаментом экономики Администрации Томской области, Прогноз разработан в трех вариантах развития:
- первый вариант (базовый) отражает сложившуюся тенденцию развития экономики муниципального образования "Город Кедровый";
- второй вариант (консервативный) разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
- третий вариант (целевой) предполагает выполнение поставленных задач, улучшение положения в основных сферах экономической деятельности, активизацию экономических процессов, основан на благоприятных тенденциях и факторах социально-экономического развития территории.
1. Итоги социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" за 2016 год и ожидаемые итоги развития муниципального образования в 2017 году
За период 2015-2016 годов, первое полугодие 2017 года социально-экономическое развитие муниципального образования "Город Кедровый" характеризовалось как положительными, так и отрицательными тенденциями.
Сложившиеся значения основных прогнозируемых показателей социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" к 2016 году отражают степень эффективности мероприятий, реализуемых в рамках документов стратегического планирования.
1.1. Промышленное производство. Официальные статистические сведения по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по разделам B, C, D, E отделом государственной статистики в г. Кедровом не публикуются ввиду перехода предприятий жилищно-коммунального комплекса по статусу в субъекты малого предпринимательства, отсутствия на территории муниципального образования крупных и средних производственных организаций, выполняющих работы и услуги собственными силами по "чистым" видам деятельности, а также в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.07 N 282-ФЗ.
Расчетное значение данного показателя (по результатам опроса и данным администрации города Кедрового) за 2016 год составляет 45,2 млн. рублей, оценка первого полугодия 2017 года - 23,3 млн. рублей, ожидаемое исполнение в 2017 году составляет 46,49 млн. рублей. Индекс промышленного производства к уровню 2015 года составил в 2016 году 108,5%. Достижению данного показателя способствовали увеличение объемов производства по разделу С "Обрабатывающие производства" (индекс производства составил 102,2%) за счет производства пищевых продуктов (хлеб и хлебобулочные изделия) и издательской, полиграфической деятельности, а также по разделу Е "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" (индекс производства составил 122,7%).
На территории муниципального образования действуют 3 пекарни, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, которые обеспечивают население хлебом и хлебобулочными изделиями, издательская деятельность обеспечивается редакцией газеты "В краю кедровом" муниципального учреждения "Культура", ООО "Северная тепловая компания" производит тепловую энергию и предоставляет услуги по водоснабжению, водоотведению, сбору и утилизации отходов, ликвидации загрязнений для нужд муниципального образования. Информацией по объему отгруженных товаров собственного производства в сфере деревообработки администрация не располагает, ввиду осуществления данной деятельности микропредприятиями.
За первое полугодие 2017 года наблюдается снижение темпов производства основных видов продукции по отношению к 2016 году, что связано с уменьшением численности постоянного населения, снижением потребительского спроса, уменьшением поставляемой тепловой энергии, связанное с погодными условиями и уменьшением количества отапливаемых объектов. Таким образом в 2017 году индекс производства ожидается на уровне 97,2% в сопоставимых ценах к 2016 году.
1.2. Сельское хозяйство. Сельскохозяйственный сектор представлен исключительно личными подсобными хозяйствами населения, по уточненным данным администрации города Кедрового на конец 2016 года 637 подворий.
Объем производства сельскохозяйственной продукции по оценочным данным составил в 2016 году 68,2 млн. рублей, что составляет 98,5% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах. Производство гражданами основных видов сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи, скот, птица, молоко и яйцо) остается неизменным. Площади сельскохозяйственных угодий, занятые под посевы во всех категориях хозяйств остаются на протяжении трех лет практически неизменными - 80 га и используются для посадки картофеля и овощей. Доля растениеводства в продукции сельского хозяйства составляет 55,3%, что соответствует уровню прошлых лет. Данная тенденция ожидается и в 2017 году. Наблюдается небольшое снижение валового сбора картофеля в 2016 году (на 0,2 тыс. тонны) по сравнению с 2015 годом, валовый сбор овощей 0,45 тыс. тонн остается неизменным с 2014 года. Производство мяса (скот и птица на убой в живом весе) в хозяйствах населения увеличилось в 2016 году на 4,7% по сравнению с 2015 годом, яиц на 25%, производство молока снизилось на 3%.
Сельское хозяйство муниципального образования, как и в целом по области все больше ориентируется на развитие животноводства. На начало 2017 года в муниципальном образовании наблюдается увеличение поголовья крупного рогатого скота на 9,8% (201 голова) в сравнении с 2016 годом (183 головы), также в 2017 году наблюдается увеличение численности птиц в 2,1 раза (для сравнения - 1866 голов на начало 2017 года, 904 головы на начало 2016 года). С учетом вышеизложенного в 2017 году ожидается увеличение производства мяса, молока и яиц в хозяйствах населения.
С 2015 года на территории муниципального образования действует убойная площадка, организованная на базе личного подсобного хозяйства. Открытие убойной площадки позволило владельцам частных хозяйств реализовать полноценный сбыт мяса населению и организациям общественного питания. На территории городского округа постоянно функционирует муниципальная ярмарка для реализации сельскохозяйственной продукции, как среди местных производителей, так и иногородних. В целях улучшения продуктивности крупного рогатого скота в 2016 году приобретено оборудование для пункта искусственного осеменения коров. Также с 2012 по 2016 годы реализуются меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства по развитию малых форм хозяйствования на селе из средств областного и федерального бюджета на общую сумму чуть более 1 млн. рублей, что безусловно способствует увеличению поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах населения. Администрацией города Кедрового ежегодно изучается спрос населения по приобретению домашней птицы, молодняка скота, семян и саженцев растений и централизованно организуется массовый завоз и реализация указанной продукции в соответствии с заявками жителей муниципального образования.
1.3. Транспорт. Общая протяженность автомобильных дорог на территории муниципального образования с 2014 года составляет 63,251 км, из них дороги с твердым покрытием - 28,129 км, таким образом удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог в 2016 году составляет 44,5%. Дальнейшие незначительные изменения данного показателя в текущем и прогнозном периодах будут связаны с проведением паспортизации мостов на территории городского округа и выведением их протяженности из общей протяженности дорог. Строительство автомобильных дорог общего пользования в 2016 году не производилось и не прогнозируется до 2020 года. В рамках проведения мероприятий по улучшению состояния приоритетных внутримуниципальных дорог, за счет привлечения средств областного бюджета на ремонт и реконструкцию дорог, ведущих к объектам социальной сферы и софинасирования из средств местного бюджета в 2016 году был произведен капитальный ремонт участка дороги протяженностью 567 м. по ул. Советская в с. Пудино на общую сумму 3 021,7 тыс. рублей.
В 2017 году планируется ремонт и отсыпка участков дорог за счет средств областного и местного бюджетов протяженностью 180 м. по ул. Горького с. Пудино (стоимость работ составит 989 тыс. рублей) и 496 м. по ул. И. Ветрича п. Останино, (стоимость работ - 2630,1 тыс. рублей).
1.4. Строительство и инвестиционная деятельность.
Ввод в эксплуатацию жилых домов на территории муниципального образования характеризуется незначительными объемами. Строительство производится индивидуальными застройщиками. В 2016 году было введено в эксплуатацию 123 кв. м жилья (1 жилой дом), в 2015 году ввода жилья не было. По данным отдела по управлению муниципальной собственностью разрешение на строительство жилого дома в первом полугодии 2017 года не выдавалось, таким образом в 2017 году ввода в действие жилых домов, в том числе, построенных населением не ожидается.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2016 году составил 61,2% к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах. Объем инвестиций в стоимостном выражении сократился с 10,737 млн. рублей в 2015 году до 6,986 млн. рублей в 2016 году в связи с общероссийскими и областными тенденциями, связанными с периодом ослабления экономической ситуации, ограниченными средствами учреждений и организаций. Ввиду отсутствия данных о реализации на территории муниципального образования значимых, крупных инвестиционных проектов и оценивая объем поступления инвестиций за 3 месяца 2017 года, который составил лишь 0,09 млн. рублей, значительного роста объемов инвестиций в 2017 году не ожидается. Следует отметить, что основная часть инвестиций 2015, 2016 годов - это либо бюджетные средства, либо средства внебюджетных фондов в сфере здравоохранения, что говорит о низкой инвестиционной активности в реальном секторе экономики. Общий объем инвестиций указан без субъектов малого предпринимательства, ввиду отсутствия данных.
1.5. Торговля и услуги населению. Общий объем всех продовольственных товаров, реализованных в границах городского округа, в денежном выражении за финансовый год по статистическим данным в 2016 году составил 113,6 млн. рублей, что соответствует уровню 2015 года, в 2014 году - 107,8 млн. рублей.
В муниципальном образовании достаточно хорошо развита сфера розничной торговли. Данную деятельность на территории осуществляют в основном микропредприятия с численностью до 15 человек, что затрудняет получение данных по обороту розничной торговли. Инфраструктура потребительского рынка представлена 36 объектами торговли, из них магазинов - 30, павильонов - 6. В 2016 году наблюдается активизация предпринимателей в области общественного питания - на территории муниципального образования на сегодняшний момент осуществляют свою деятельность 3 кафе. Кроме того, функционирует 1 ярмарочная площадка, на которой реализуется сельхозпродукция с личных подворий, продукция, доставляемая индивидуальными предпринимателями из других районов области (мясо, рыба, мед и т.д.), товары непродовольственной группы. На территории города действует одна автозаправочная станция, одна аптека, также имеется аптечный пункт в с. Пудино. В двух населенных пунктах, в г. Кедровом и с. Пудино, почтовые отделения осуществляют торговлю товарами первой необходимости.
Основная часть проданной продукции - 98% приходится на оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей. Крупные торговые сети на территории муниципального образования отсутствуют, таким образом, оставшиеся 2 % от общего розничного оборота приходятся на продажи на рынке и ярмарочной площадке.
По расчетным данным администрации города Кедрового оборот розничной торговли в 2016 году составил 198,7 млн. рублей, незначительно превысив уровень прошлого 2015 года - 194,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах (с учетом индекса-дефлятора) составляет 94,8% к предыдущему году. Тенденция снижения оборота розничной торговли наблюдается не только по муниципальному образованию, но и в области, и в стране в целом. Данная ситуация обусловлена ослаблением динамики номинальных доходов населения, заработной платы, резким ростом потребительских цен за последние три года, снижением спроса населения.
Учитывая сложившуюся динамику, в текущем 2017 году ожидается сокращение объемов продаж в связи с уменьшением численности населения, снижением численности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли, закрытием торговых точек. Структура оборота розничной торговли стабильна, 57,2% продукции - это пищевые продукты, соответственно 42,8% продукции - непродовольственные товары.
Оборот общественного питания на территории муниципального образования продолжает увеличиваться и в 2016 году составил 3,9 млн. рублей (по данным администрации города Кедрового и опроса индивидуальных предпринимателей). Рост в 2016 году составил 130,7%. Решением Думы города Кедрового с 01.10.2015 года были утверждены понижающие налоговые ставки по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов предпринимательской деятельности, а именно по оказанию услуг общественного питания и оказанию услуг по временному размещению и проживанию. Результат - открытие трех кафе, передача двух школьных столовых в аутсорсинг индивидуальным предпринимателям и повышение налоговых поступлений в бюджет города Кедрового по ЕНВД по виду деятельности "Оказание услуг общественного питания" в 2016 году в 3,5 раза по сравнению с 2014 годом (2014 год - 43 тыс. руб., 2016 год - 153 тыс. руб.). Также периодически, в зимний период открываются придорожные кафе, для нужд перевозчиков грузов на близлежащие месторождения. В 2017 году ожидается стабилизация данного показателя и снижение темпов роста в прогнозном периоде, в связи с оптимальной численностью объектов питания на данный момент, удовлетворяющих спрос населения.
Бытовое обслуживание на территории муниципального образования слаборазвито, так же как придорожный и гостиничный сервис, что не лучшим образом влияет на качество жизни проживающих в муниципальном образовании.
Объем платных услуг населению, оказанных крупными и средними предприятиями в действующих ценах (данные по субъектам малого предпринимательства отсутствуют) по статистическим данным с 2013 года по 2016 год остается практически на одном уровне, и составил в 2016 году 11,7 млн. рублей. С учетом повышения цен наблюдается снижение к уровню 2015 года на 6,3%. В структуре платных услуг крупных и средних предприятий и организаций по-прежнему наибольший удельный вес занимают коммунальные услуги - 7,3 млн. рублей (62,2%), услуги системы образования составили 3,8 млн. рублей (32,9%). Услуги учреждений культуры, спорта, медицинские и прочие виды платных услуг в совокупности составляют 4,9% от общего объема платных услуг. За первое полугодие 2017 года по оценочным данным объем платных услуг составил 5,68 млн. рублей, до конца 2017 года ожидается тенденция снижения объема платных услуг до уровня 96,6%, в связи с уменьшением численности населения, снижением спроса на предоставляемые услуги.
1.6. Малое предпринимательство. С 2013 года наблюдается отрицательная динамика числа малых предприятий (в том числе микропредприятий). Снижение субъектов малого предпринимательства в 2016 году на 9 единиц по отношению к прошлому 2015 году обусловлено снижением количества индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на 8 единиц (в 2015 году - 102 единицы, на конец 2016 года - 94 единицы), а также снижением числа юридических лиц с 17 единиц в 2015 году до 16 единиц на конец 2016 года. Основными видами экономической деятельности в сфере малого предпринимательства являются: оптовая и розничная торговля - 41,8 % от общего числа, транспорт и связь (в основном услуги такси) - 25,5 %, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 12,7%. Сведения по обороту продукции (услуг) данных предприятий отсутствуют, статистикой не предоставляются.
По данным баланса трудовых ресурсов администрации города Кедрового, на 01.01.2017 года в сфере малого предпринимательства занято 335 человек, что составляет 23% от численности населения занятого в экономике (1450 человек). Несмотря на снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, доля занятых в данной сфере увеличилась на 2%. Проведение мероприятий по выявлению неформальной занятости и легализации трудовых отношений будут способствовать постепенному росту доли занятых в сфере малого предпринимательства.
В целях повышения предпринимательской активности и расширения спектра услуг, предоставляемых субъектами малого предпринимательства, в городском округе с 2015 года реализуется муниципальная программа "Создание условий для развития предпринимательства на территории муниципального образования "Город Кедровый" на 2015-2019 годы". В рамках данной программы для повышения имиджа и поддержки малого предпринимательства ежегодно реализуются следующие мероприятия:
- проведение "круглых столов" для индивидуальных предпринимателей с представителями государственных учреждений по вопросам изменений в законодательстве;
- проведение семинаров по заключению коллективных договоров; онлайн-семинаров по вопросам налоговой отчетности, видеоконференций;
- организуется обучение по охране труда для представителей малого предпринимательства;
- проводятся праздничное мероприятия ко Дню российского предпринимательства, на которых предпринимателям, внесшим большой вклад в развитие муниципального образования, вручаются благодарственные письма Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, грамоты администрации города Кедрового и памятные подарки;
- организуются конкурсы предпринимательских проектов: "Достойный бизнес" и "Бизнес-старт". За период 2012-2016 годов было реализовано 7 бизнес-проектов, объем средств областного и местного бюджетов - 1,81 млн., рублей, было создано около 24 новых рабочих мест. В 2016 году в конкурсе "Достойный бизнес" субсидию в размере 100 тыс. рублей получил индивидуальный предприниматель с проектом "Оказание фотоуслуг", в конкурсе "Бизнес-старт" субсидию в размере 287,7 тыс. рублей получила индивидуальный предприниматель с предпринимательским проектом "Оказание услуг бани и сауны "Кедровъ. Баня для сибиряков". Поддержка данных проектов способствовала расширению спектра бытовых услуг на территории муниципального образования.
По статистическим данным на 01.04.2017 года число малых предприятий на территории муниципального образования снизилось еще на 3 единицы, таким образом в текущем году увеличения числа указанных предприятий не ожидается.
1.7. Рынок труда и заработная плата. Уровень регистрируемой безработицы на территории муниципального образования остается по-прежнему одним из самых высоких по области, что связано с отсутствием крупных и средних производственных предприятий на территории, низким уровнем потребности организаций в работниках, наличием вакансий в основном в учреждениях бюджетного сектора, требующих определенного уровня образования, и у индивидуальных предпринимателей, в основном в сфере торговли. Учитывая вышесказанное, в 2017 году ожидается небольшое снижение числа безработных до 118 человек и установление уровня безработицы 5,6%.
В связи с уменьшением численности населения, закрытием организаций, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования, оптимизацией численности работников бюджетного сектора, среднесписочная численность работников крупных и средних организаций на протяжении последних лет снижается. В текущем году данная динамика сохранится, и среднесписочная численность работников организаций составит 430 человек.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального образования "Город Кедровый" в 2016 году по данным Томскстата составила 40 582 рубля и увеличилась по отношению к 2015 году на 6,2%. За период январь-март 2017 года данный показатель составил 38 532,8 рублей, что составляет 94,95% к уровню 2016 года. В 2017 году ожидается темп роста заработной платы 105,4%, в соответствии с базовым вариантом социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Уровень реальной заработной платы в муниципальном образовании город Кедровый, рассчитанной с учетом индекса потребительских цен по данным отдела статистики в 2016 году составил 100,1% к уровню 2015 года (в 2015 году - 83,3% к уровню 2014 года).
Фонд начисленной заработной платы всех работников муниципального образования в 2016 году определен на основании анализа данных налоговых органов, представляемых в отдел финансов и экономики администрации города Кедрового в части поступления налога на доходы физических лиц, информации отдела государственной статистики в г. Кедровом о средней заработной плате крупных и средних организаций, отчетности муниципальных учреждений об общем фонде оплаты труда сотрудников, а также с приблизительным учетом фонда заработной платы структурных подразделений организаций, расположенных на территории муниципального образования и ориентировочно составил 248,5 млн. рублей, что ниже уровня прошлого 2015 года на 12,8%. Значительное снижение обусловлено банкротством обособленных организаций, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования (в сфере авиаперевозок и добычи полезных ископаемых), снижением объемов промыслово-геофизических работ, снижением числа предприятий малого бизнеса, оптимизацией численности в учреждениях бюджетного сектора. На основании данных налоговых органов в части поступления налога на доходы физических лиц за 1 полугодие 2017 года, фонд начисленной заработной платы всех работников муниципального образования "Город Кедровый" составил 126,6 млн. рублей. Сумма отчислений налога на доходы физических лиц в местный бюджет за 6 месяцев 2017 года на 104,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, но вследствие того, что значительного увеличения числа занятых в экономике не планируется, информации об открытии новых предприятий и производств на территории нет, темп роста фонда начисленной заработной платы за 2017 год ожидается на уровне 101,6% и составит 252,5 млн. рублей.
1.8. Социальная сфера. В результате проведением оптимизационных мероприятий в области здравоохранения в 2014 году, медицинские услуги на территории муниципального образования оказываются филиалом ОГБУЗ "Бакчарская РБ" Медицинский центр г. Кедрового. В связи с этим, ряд показателей, характеризующих обеспеченность населения медицинскими услугами снизился в сравнении с 2013 годом (уменьшение количества коек, число посещений в смену). В текущем периоде число больничных коек круглосуточного пребывания составляет 12 единиц, коек дневного пребывания - 13 единиц, с начала 2016 года введена 1 койка сестринского ухода. В прогнозном периоде обеспеченность больничными койками будет меняться только в связи с динамикой численности постоянного населения. Мощность медицинского учреждения составляет с 2016 года 107 посещений в смену. Как и в целом по области существует проблема нехватки врачей. Всего численность медицинских работников в 2016 году - 62 человека (-3 человека), из них врачей - 5, среднего медицинского персонала - 25 человек. В 2015 году были построены новые здания - модульные фельдшерско-акушерские пункты в с. Пудино и п. Рогалево. В декабре 2016 года на базе модульного ФАПа с. Пудино разместилась общая врачебная практика. В 2017 году планируется завершение работ по передаче второго здания ФАПа п. Рогалево на баланс ОГБУЗ "Бакчарская РБ", на базе которого будет вести прием пациентов фельдшер.
В 2016 году штат учреждения пополнился двумя молодыми специалистами: врач-терапевт и стоматолог, получено два УЗИ -аппарата. В планах 2017 года поставлена задача активного поиска и привлечения на территорию врачей специалистов хирурга, гинеколога, невропатолога, в том числе путем участия в ярмарке вакансий с образовательными учреждениями г. Томска.
Организация и проведение официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий возложены на муниципальное учреждение "Культура". Занятия проводятся в спортивном и малом спортивном залах МБОУ средняя общеобразовательная школа N 1 г. Кедрового, в тренажерном зале и на спортивной универсальной площадке г. Кедрового, на городской лыжне, в спортивном зале школы с Пудино. В 2016 году обновлена материально-техническая база в сфере физической культуры и спорта. Приобретено: 11 комплектов футбольной формы, 8 комплектов женской баскетбольной формы, 15 комплектов спортивных костюмов парадных (за счет средств благотворительной помощи от ООО "СибТрансАэро"), силовая скамья с грифом для штанги (тренажерный зал), гири, 2 пневматические винтовки, мячи футбольные, мячи баскетбольные. В планах: строительство спортивной универсальной площадки в с. Пудино в 2018-2019 годах, проведение текущего ремонта спортивной универсальной площадки в г. Кедровом, включая напольное покрытие в 2017-2018 годах.
Процент обеспеченности детей 1-6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях постепенно повышается и составил в 2016 году 68,7 %. В дальнейшем процент обеспеченности стабилизируется, и в среднем будет составлять 69-70 % (количество мест в дошкольных учреждениях муниципального образования 210, число детей 1-6 лет в среднем 300 человек). В результате реализации мероприятий муниципальной подпрограммы "Развитие образования на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений", а также вновь введенным 20 местам в дошкольной группе МАОУ Пудинской СОШ после завершения капитального ремонта в 2014 году, доступность дошкольного образования для детей в возрасте 3-7 лет на территории муниципального образования с 2015 года составляет 100 %.
Педагогического ресурса и площадей учебных учреждений достаточно для того, чтобы все учащиеся общеобразовательных школ на территории муниципального образования занимались в первую смену.
В связи с ежегодным миграционным оттоком населения, число выпускников общеобразовательных учреждений муниципального образования снижается, в 2016 году - 35 человек, в 2017 году - 25 выпускников.
1.9. Демографическая ситуация. Среднегодовая численность постоянного населения муниципального образования в 2016 году составила 3 275 человек, в том числе в городе - 2045 человек, в сельской местности - 1230 человек. За период январь-декабрь 2016 года численность постоянного населения муниципального образования снизилась на 51 человек (в 2015 году на 110 человек), в том числе в городе на 8 человек, в селе на 43. Миграционная убыль снизилась по отношению к 2015 году в 1,7 раза и составила в отчетном периоде -72 человека (в 2015 году - 125 человек). С 2013 года наблюдается стабильное снижение показателя смертности населения, но и показатель рождаемости также снижается. Естественный прирост населения (превышение числа родившихся над числом умерших) в 2014, 2015, 2016 годах составил +18,+15,+20 соответственно. В целом за последние годы наблюдается ежегодное превышение числа родившихся над числом умерших, но естественный прирост не позволяет восстановить баланс численности населения, ввиду миграционного оттока населения, который в свою очередь постепенно сокращается. В 2017 году тенденция снижения численности населения сохраняется, за 3 месяца 2017 года убыль населения составила 6 человек, в связи с чем ожидаемая среднегодовая численность постоянного населения составит 3240 человек.
2. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" на 2018-2020 годы
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" на 2018-2020 годы составлен на основе анализа показателей социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" сложившихся в базовом периоде 2015-2016 годов, их динамики, а также с учетом внешних, сценарных условий развития Российской Федерации и Томской области. Прогноз разработан в трех вариантах: базовый, консервативный и целевой. Различия в количественных оценках этих вариантов определяются степенью выполнения поставленных задач в результате воздействия благоприятных или неблагоприятных тенденций и факторов социально-экономического развития. Базовый вариант развития характеризуется, как умеренно-оптимистический и является наиболее вероятным сценарием дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый". В целом, в среднесрочном периоде 2018-2020 годах резких изменений в динамике и структуре основных показателей социально-экономического развития муниципального образования не ожидается и прогнозируется исполнение показателей на уровне консервативного сценария, обозначенного в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" до 2030 года.
2.1. Промышленность
В среднесрочной перспективе, начиная с 2018 года по базовому и целевому варианту развития ожидается небольшое увеличение объема отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на 100,3-100,5% за счет повышения цен производителей, а также за счет роста объемов производства в обрабатывающей промышленности на 2,3-2,6 %. В рамках областной подпрограммы "Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего, пищевого сырья в Томской области" к 2018 году планируется реализация проекта по открытию пункта сбора дикоросов и лекарственных трав, возможно активизируется деятельность в сфере деревообработки. В случае, если указанные проекты не реализуются, возможен консервативный вариант развития, который предполагает темпы роста промышленного производства на уровне 99%. Объемы производства полиграфической деятельности незначительны, выпуск газеты ориентирован на численность населения, увеличения которого в ближайшее время не ожидается. Прогноз спроса на тепловую энергию сформирован с учетом данных ООО "СТК", количество произведенной тепловой энергии будет снижаться, таким образом, темпы роста по разделу D во всех трех вариантах составят 98-99,3%.
2.2. Сельское хозяйство
Отсутствие на территории муниципального образования фермерских хозяйств и сельскохозяйственных организаций негативно сказывается на показателях производства сельскохозяйственной продукции на территории муниципального образования "Город Кедровый" в сравнении с другими районами области. Активная и действенная поддержка личных подсобных хозяйств населения посредством муниципальной подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования "Город Кедровый", в частности - выделение средств на возмещение затрат по содержанию поголовья коров и по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования, выделение земель на льготных условиях для создания фермерских хозяйств, производств по переработке сельскохозяйственной продукции позволит в прогнозном периоде не допустить резкого снижения темпов производства сельхозпродукции и сохранение их на уровне 99,2-100,2% к 2020 году по базовому и целевому варианту. Консервативный вариант развития возможен в случае постепенного снижения числа граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, снижение поголовья скота, и валового сбора овощей и картофеля.
По итогам 2016 года и первого полугодия 2017 года прогнозируется постепенное повышение объемов продукции животноводства в хозяйствах населения в 2018-2020 годах. Увеличение поголовья скота в 2017 году (КРС на 18 голов, овец и коз на 17 голов, кроликов на 79 единиц, птицы в 2 раза) позволит стабилизировать и повысить производство молока, мяса и яиц в хозяйствах населения. Валовый сбор картофеля и овощей прогнозируется на уровне 2017 года - 1,1 тыс. тонн и 0,45 тыс. тонн соответственно. Благосостояние села, повышение уровня доходов сельского населения невозможно без развития сельскохозяйственного сектора. Мероприятия подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования "Город Кедровый" предусматривают поддержку личных подсобных хозяйств населения посредством возмещения части затрат на приобретение крупного рогатого скота, на покупку сельскохозяйственной техники и оборудования, будут решаться вопросы по развитию инфраструктуры первичной переработки, объектов хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, для улучшения рынка сбыта и расширения ассортимента экологически чистой продукции.
На базе крупных личных подсобных хозяйств возможно в перспективе развитие фермерства. Актуально на данный момент сельскохозяйственное развитие в альтернативных направлениях: тепличное хозяйство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство. Задачей муниципальных органов управления является поддержать и финансово, в пределах бюджета, и организационно все будущие начинания в данном направлении.
2.3. Строительство и инвестиционная деятельность
Ввиду того, что на протяжении многих лет строительство жилых домов на территории муниципального образования производится исключительно населением, в среднесрочном периоде в базовом и целевом варианте развития планируется строительство одного, двух жилых домов в год. В случае развития консервативного варианта прогноза до 2020 года ввода в действие жилых домов не ожидается.
Реализация крупных и значимых инвестиционных проектов на территории муниципального образования в 2018-2020 года не прогнозируется, в связи с чем, объем инвестиций в основной капитал останется практически на уровне 2017 года.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.3. Потребительский рынок.
В среднесрочной перспективе объем потребительского рынка будет определяться наличием спроса и покупательской способностью населения, уровнем повышения цен, а также изменением инфраструктуры торговых предприятий.
В 2018 году, в случае сохранения сложившейся в базовом периоде тенденции убыли постоянного населения и закрытия торговых точек, темп роста объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах по первому варианту прогноза составит практически 100%, по второму 96,7% и по третьему, целевому варианту - 100,9%. До 2020 года ожидается небольшой рост, в случае стабилизации численности населения и повышения реальных денежных доходов, что приведет к преломлению сберегательного настроя потребителей.
Вследствие прогнозируемого сохранения в базовом и целевом варианте числа имеющихся в текущем году объектов общественного питания будет наблюдаться положительный рост оборота общественного питания. При реализации консервативного варианта возможно снижение темпов в 2018-2020 годах до уровня 95,4-97,9%.
2.4. Малое предпринимательство
Для дальнейшей активизации развития предпринимательства будут предприняты следующие шаги: проведение конкурсов предпринимательских проектов в рамках муниципальной программы "Создание условий для развития предпринимательства на территории муниципального образования "Город Кедровый" на 2015-2019 годы", выявление и оказание поддержки вновь создаваемым предприятиям в приоритетных для муниципального образования сферах. В качестве наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса рассматриваются: придорожный, гостиничный сервис, предоставление бытовых услуг населению, заготовка дикоросов, лесозаготовка и деревообработка. В 2018-2019 году снижения числа малых, в том числе микропредприятий по первому и третьему варианту не планируется, возможно снижение числа индивидуальных предпринимателей по третьему консервативному варианту развития, в результате снижения численности населения, а следовательно и спроса на оказываемые услуги (транспорт, розничная торговля). Вследствие расширения и развития обрабатывающего производства (предприятий общественного питания, деревообработки), постепенного увеличения спектра услуг, оказываемых субъектами малого предпринимательства (открытие автозаправочной станции в сельском населенном пункте, пункта сбора дикоросов, производство мясомолочной продукции и т.д.), а также проведения продуктивной работы по выявлению неформальной занятости и легализации трудовых отношений в 2018-2020 годах прогнозируется увеличение среднесписочной численности работников малых предприятий до 340 человек по базовому варианту, до 360 человек по целевому варианту. Улучшение транспортной доступности территории, постепенный рост доходов населения также будут способствовать развитию малого предпринимательства в прогнозном периоде, что обеспечит создание новых рабочих мест и увеличение доходной части бюджета города Кедрового.
2.5. Уровень жизни и занятости населения
Важным показателем, характеризующим уровень жизни населения, остается на сегодня увеличение среднемесячной начисленной заработной платы и реальных денежных доходов на душу населения. Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в целом по муниципальному образованию в 2018-2020 годах прогнозируется на уровне 105,2-107% (в зависимости от вариантов развития) в соответствии со сценарными условиями и основными макроэкономическими параметрами социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В результате вышесказанного, а также ожидаемого снижения индекса потребительских цен, прогнозируется повышение реальной заработной платы со 100,1% в 2016 году до 101,3% в 2020 году. В бюджетной сфере будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала в соответствии с Указом Президента РФ и сохранение достигнутого уровня в 2020 году.
В прогнозном периоде по консервативному варианту развития возможно с 2018 года будет наблюдаться снижение численности занятых в экономике в связи с продолжающимся миграционным оттоком населения и нежеланием приезда в регион необходимых квалифицированных специалистов. Увеличение данного показателя может быть достигнуто только за счет развития малого предпринимательства, заинтересованности нефтегазодобывающих отраслей в трудовых ресурсах региона, улучшения инфраструктуры и, по оптимистическим прогнозам, по первому и третьему варианту может достигнуть к 2020 году 1450-1500 человек соответственно.
Тенденция снижения среднесписочная численность работников крупных и средних организаций по "чистым" видам экономической деятельности, зарегистрированных на территории муниципального образования продолжится и в прогнозном периоде. В результате проведения оптимизации штатной численности в организациях бюджетной сферы с 2018 года прогнозируется стабилизация численности на уровне 420- 430 человек.
При условии создания новых рабочих мест, организации общественных работ, разработки мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, ожидается, что с 2018 года безработица достигнет уровня 5,3-5,6%, и к 2020 году в базовом варианте снизится до 5,4%.
В связи со снижением фонда начисленной заработной платы всех работников по муниципальному образованию в 2015-2016 годах и по оценке налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц за первое полугодия 2017 года, ожидаются умеренные темпы роста фонда заработной платы в 2018-2020 годах на уровне 102,2-102,4% к предыдущему году (по 1 и 3 варианту) и 101% (по 2 варианту).
2.7. Развитие социальной сферы
Дальнейшее развитие социальной сферы на территории муниципального образования "Город Кедровый" ориентировано на последовательном повышении уровня жизни населения, снижении социального неравенства, доступности населения к получению гарантированных социальных услуг. Динамика показателей обеспеченности на 2018-2020 годы соответствует процессу реструктуризации сети учреждений социальной сферы, а также прогнозируемым показателям замены пришедших в негодность зданий.
Уровень фактической обеспеченности населения муниципального образования "Город Кедровый" объектами социальной сферы сложившийся к 2017 году достаточно высок и оптимален, поэтому значительных изменений показателей обеспеченности в прогнозном периоде не планируется. Возможно, в результате реализации проекта строительства универсальной спортивной площадки в с. Пудино в 2018 году, в прогнозном периоде повысится обеспеченность населения плоскостными сооружениями на 3,6% по отношению к 2017 году.
2.8. Социально-демографическая ситуация
За последние пять лет, численность населения муниципального образования сокращается ежегодно в среднем на 129 человек. Как следствие - нехватка квалифицированных кадров, низкая наполняемость классов общеобразовательных учреждений, снижение потребительского спроса.
Улучшение демографической ситуации на территории муниципального образования является одним из основных приоритетов социально-экономического развития городского округа. Реализация мероприятий в данном направлении с 2016 года определена Стратегией социально-экономического развития "Город Кедровый" до 2030 года, утвержденной решением Думы города Кедрового от 29.12.2015 N 104 (далее - Стратегия). Мероприятия приоритета 1 "Повышение качества жизни и развитие социальной сферы" будут направлены на повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, формирование культурного пространства и здорового образа жизни, что в совокупности должно будет способствовать снижению миграционного оттока населения, сохранению численности постоянного населения, улучшению демографической ситуации, повышению комфортности проживания в муниципальном образовании.
Пропаганда здорового образа жизни, проведение мероприятий, направленных на отказ от курения, алкоголя, организация физкультурно-массовой и спортивной работы с населением, обеспечение экологического воспитания населения, мероприятия, направленные на повышение значимости института семьи, поощрение многодетных семей - все эти направления демографической политики постоянно реализуются и будут реализовываться муниципальными учреждениями городского округа в рамках муниципальных программ. На территории муниципального образования "Город Кедровый" за последние годы наблюдается повышение тенденции семей к положительному решению в сторону рождения относительно большего числа детей в связи с оказанием им тех или иных видов помощи, улучшением условий их жизнедеятельности. Это свидетельствует о действенности таких мер, как внедрение регионального "материнского капитала", денежных выплат при рождении третьего ребенка и последующих детей, а также отсутствие социальной напряженности в устройстве детей дошкольного возраста в дошкольные учреждения муниципального образования. В прогнозном периоде в базовом варианте планируется стабилизация численности постоянного населения до 3,2 тыс. человек к 2020 году, в целевом до 3,23 тыс. человек, в случае развития по консервативному варианту возможно снижение численности до 3,1 тыс. человек.
Одним из преимуществ территории муниципального образования "Город Кедровый является высокий уровень обеспеченности объектами социальной сферы, а также наличие филиалов финансово-кредитных учреждений, отделов всех государственных и федеральных структур. Все вышеперечисленные объекты практически полностью удовлетворяют потребность постоянно проживающего населения.
Большая доля молодежи в половозрастной структуре населения, благоприятная экологическая обстановка, комфортное проживание, отсутствие социальной напряженности, низкий уровень преступности, развитая сфера услуг будут способствовать в среднесрочном периоде высокому уровню рождаемости и естественному приросту населения, который к 2020 году составит 5,5-6 на 1000 человек населения.
Муниципальные программы муниципального образования "Город Кедровый", ответственными исполнителями по которым выступают органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, являются механизмом достижения целей и задач по дальнейшему социально-экономическому развитию территории. Существующий на текущий момент перечень программных мероприятий охватывает практически все стороны жизни муниципального образования. Взаимосвязь реализации стратегических приоритетов с бюджетным планированием осуществляется посредством муниципальных программ, разработанных в соответствии с приоритетами социально-экономического развития и направленными на реализацию целей социально-экономического развития, определенных в Стратегии муниципального образования "Город Кедровый" до 2030 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.