Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
администрации Города Томска
от 01.09.2017 N 780
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - прогноз) разработан с учетом тенденций, сформировавшихся в экономике Города Томска в январе-июле 2017 года, которые характеризуются:
- продолжающимся увеличением численности населения Города Томска;
- возобновлением роста реальной заработной платы занятых в экономике;
- приростом промышленного производства.
Среди негативных факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое положение Города Томска, следует отметить снижение в 2015-2016 годах объемов инвестиций в основной капитал, а также объемов строительных работ.
Основные параметры Прогноза определены на основе данных, полученных методами:
- анализа тенденций основных показателей социально-экономического развития Города Томска в 2015-2016 годы и в январе-мае 2017 года;
- опроса 451 базовых крупных и средних организаций, осуществляющих различные виды деятельности на территории Города Томска о планируемых ими производственных и финансовых показателях работы в 2018-2020 годы;
- экспертных оценок развития городского хозяйства и социальной сферы, сформированных отраслевыми органами администрации Города Томска.
При формировании Прогноза использованы целевые параметры макроэкономического развития, определенные Министерством экономического развития Российской Федерации в сценарных условиях и основных макроэкономических параметрах социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-2020 годы, прогноз темпов роста промышленного производства и уровня инфляции в Томской области на 2018-2020 годы, а также Бюджетный прогноз Томской области на период до 2030 года, сформированные Администрацией Томской области.
Прогноз сформирован в 2 вариантах развития: основном и оптимистическом. Основной вариант прогноза соответствует базовому варианту прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, оптимистический вариант - целевому варианту указанного прогноза.
Основной вариант (далее - первый вариант) прогноза исходит из эволюционного сценария развития Города Томска в более благоприятных внешних и внутренних условиях и предполагает в 2018-2020 годы продолжение тенденции к приросту объемов промышленного производства, возобновление прироста объема инвестиций и строительных работ на томских предприятиях, существенную положительную динамику потребительского спроса на фоне превышения с конца 2018 года величины реальной заработной платы работников томских предприятий над ее уровнем, зафиксированным в докризисном 2014 году, дальнейшим ростом реальных доходов населения.
Оптимистический вариант (далее - второй вариант) прогноза ориентирован на инновационный сценарий развития Города Томска и предполагает к 2020 году успешную реализацию среднесрочных производственно-финансовых планов томскими организациями реального сектора экономики, как следствие, формирование тенденции устойчивого роста экономики Города Томска, способствующей развитию ключевых отраслей социальной сферы и городского хозяйства.
I. Демография
С учетом половозрастного состава населения в Городе Томске на начало 2016 года, в среднесрочном и долгосрочном периодах прогнозируется сокращение количества женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, что создаст условия для снижения показателя рождаемости. Вследствие продолжающего увеличения численности группы старших возрастов, число умерших возрастет за период 2018-2020 годов с 5,3 тысяч человек до 5,7 тысяч человек по двум вариантам прогноза.
Ожидается, что естественный прирост населения Города Томска в 2018 году составит 2,1 тысячи человек по первому варианту прогноза и снизится до 1,9 тысячи человек в 2020 году.
Второй вариант прогноза предполагает превышение числа родившихся над количеством умерших на 2,5 тысячи человек в 2018 году и сокращение показателя до 2,2 тысяч человек в 2020 году.
Наряду с естественным приростом, рост численности населения Города Томска в среднесрочной перспективе будет обеспечивать положительное сальдо миграционного движения населения. Предполагается, что ежегодный миграционный прирост населения за счет жителей районов Томской области и других регионов Российской Федерации, а также стран СНГ будет составлять от 1,2 тысячи человек до 2,2 тысяч человек, по двум вариантам прогноза.
Численность населения трудоспособного возраста Города Томска продолжит свое снижение и составит в 2020 году 367 288 человек по первому варианту прогноза и 368 680 человек по второму варианту прогноза, сократившись на 1,8 - 3,2 тысячи человек в сравнении со значением показателя по состоянию на конец 2017 года.
Количество пенсионеров, напротив, будет увеличиваться на 1,7 - 2,5 тысячи человек ежегодно.
Таким образом, в прогнозируемом периоде численность населения Города Томска, по оценке, будет увеличиваться ежегодно на 3,4 - 4,5 тысячи человек и к концу 2020 года достигнет 607,6 - 610,3 тысяч человек. Среднегодовая численность населения в 2020 году составит 605,8 - 608,1 тысяч человек по двум вариантам прогноза.
Ожидаемая продолжительность жизни населения Города Томска к 2020 году достигнет 73,4 - 73,5 лет по двум вариантам прогноза соответственно.
II. Рынок труда и уровень жизни населения
В 2018-2020 годы ежегодный прирост числа занятых в экономике Города Томска ожидается в размере 1,5 - 2,1 тысяч человек. Численность занятых в экономике, таким образом, составит 277,5 - 279,1 тысяч человек в 2020 году. По состоянию на конец 2020 года доля работающего населения в общей численности горожан, находящихся в трудоспособном возрасте, увеличиться до 75,5% - 75,7% или на 1,9 - 2,1 п.п. в сравнении со значением показателя на начало 2018 года (73,6%).
Рост числа занятых на крупных и средних предприятиях Города Томска в 2018-2020 годы составит 100,2% по первому варианту прогноза и 100,4% по второму варианту прогноза. Таким образом, среднесписочная численность работников крупных и средних организаций Города Томска в 2020 году достигнет 142,2 - 142,6 тысячи человек.
Уровень официально регистрируемой безработицы в Городе Томске, по оценке, составит в 2018 году 0,72% - 0,74% (от экономически активного населения), в 2019 году - ожидается на уровне 0,68%-0,71% и в 2020 году -0,64%-0,68%.
В прогнозируемом периоде темпы роста номинальной заработной платы работников крупных и средних предприятий Города Томска, по оценке, составят: в 2018 году - 106,1% - 106,8%, в 2019 году - 106,4% - 107,3%, в 2020 году - 106,7% - 107,8% по двум вариантам прогноза.
Средняя заработная плата работников занятых на малых предприятиях в 2020 году, по оценке, достигнет значения 24,7 - 25,5 тыс. рублей, ежегодно увеличиваясь в среднесрочном прогнозном периоде на 105,9% - 108,6%.
Ожидаемые темпы роста номинальной заработной платы в расчете на одного работника в целом по Городу Томску будут составлять: в 2018 году - 105,9% - 106,5%; в 2019 году - 106,2% - 107,2%, в 2020 году - 106,6% - 107,9%. В 2020 году размер среднемесячной заработной платы одного работника составит 38,9 тыс. руб. по первому варианту прогноза, 39,9 тыс. руб. - по второму варианту прогноза.
С учетом темпов роста инфляции рост реальной заработной платы одного работника в целом по Городу Томску прогнозируется на уровне от 1,9% - 2,5% в 2018 году, от 2,1% - 3,1% в 2019 году и в 2020 году рост составит 2,5% - 3,7%.
III. Экономический потенциал территории
3.1. Экономический оборот организаций
В 2018-2020 гг. прогнозируется ежегодный прирост объемов экономического оборота крупных и средних организаций Города Томска в диапазоне от 4,6% до 6,8% в сопоставимых ценах по двум вариантам прогноза.
Прогнозируемый рост оборота крупных и средних организаций города обусловлен ожидаемым приростом объемов производства промышленных предприятий, увеличением оптового товарооборота, объема транспортных, коммунальных, образовательных и иных услуг.
3.2. Производство промышленной продукции
В 2018-2020 гг. прогнозируется ежегодный рост промышленного производства по первому варианту прогноза - в диапазоне 100,9% - 102,4%, по второму варианту прогноза - в размере от 101,6% до 102,6%.
В "Обрабатывающих производствах" прогнозируемые ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах по первому варианту прогноза составляют 101% - 102,3%, по второму - 101,7% - 103%. С учетом этого стоимостной объем произведенной в "Обрабатывающих производствах" промышленной продукции к 2020 году ожидается в размере 99,8 млрд. руб. - 100,5 млрд. руб.
Объем отгруженной промышленной продукции в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха к 2020 году, по оценке, достигнет 22,8 млрд. руб. - 22,9 млрд. руб. (ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах - 100,1% - 100,3% и 100,2% - 100,4% соответственно по двум вариантам Прогноза).
По отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" прогнозируемые темпы роста произведенной продукции составляют по первому варианту прогноза 100,3% - 100,5%, по второму варианту прогноза - 100,7% - 100,9%.
3.3. Потребительский рынок
В среднесрочной перспективе ожидается положительная динамика розничного товарооборота за счет снижения темпов инфляции, роста доходов и численности населения муниципального образования "Город Томск". По оценке, уровень инфляции в 2018 году сохранится на уровне 2017 года и составит 103,9%. В 2019-2020 годы прогнозируется незначительный рост индекса потребительских цен - до 104%, или на 0,1 п.п.
Незначительный рост уровня инфляции, увеличение реальных денежных доходов населения вследствие индексации пенсий, повышение уровня заработной платы, рост спроса на услуги потребительского кредитования будет способствовать росту потребительских расходов.
Темпы роста оборота розничной торговли в 2018-2020 годы составят по первому варианту 102%-102,1%, по второму варианту 102,7%-103,1% в сопоставимых ценах к предыдущему году. Оборот розничной торговли к 2020 году достигнет 136,8 млрд. руб. - 140,4 млрд. руб. по двум вариантам Прогноза соответственно, при этом тенденция к незначительному увеличению удельного веса непродовольственных товаров по отношению к продовольственным будет сохраняться в период 2018-2020 годов.
Достижению прогнозных показателей будет способствовать как вхождение новых торговых сетей, так и расширение действующих ("Лента", "Магнит", "Мария-РА", "Ярче", ГК "Лама", "Радуга вкуса", "Стройпарк").
Объем платных услуг населению, по оценке, в 2017 году достигнет 36,2 млрд. руб. Темпы роста объема платных услуг в 2018-2020 годы составят по 1 варианту прогноза 101,2% - 102,6%, по 2 варианту - 101,7% - 103,7% в сопоставимых ценах к предыдущему периоду.
Основную долю в формировании объема рынка платных услуг в среднесрочном периоде по-прежнему будут составлять коммунальные, бытовые, транспортные, связи, медицинские и образовательные услуги.
Развитие рынка платных услуг населению будет определяться следующими факторами:
- внедрение новых форм обслуживания;
- расширение перечня оказываемых услуг;
- ограничение роста регулируемых цен и тарифов;
- рост доходов населения.
В период 2018-2020 годов работа администрации Города Томска в части развития сферы потребительского рынка будет направлена на:
- организацию эффективной работы муниципальных ярмарок;
- систематическое проведение мониторингов цен на фиксированный набор продовольственных товаров;
- упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории города;
- урегулирование вопроса размещения на территории Города Томска хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги верхового и гужевого извоза, а также услуг проката сезонных аттракционов;
- снижение неформальной занятости в сфере потребительского рынка;
- организацию дополнительных мест для торговли сельскохозяйственной продукцией;
- актуализацию нормативно-правовой базы сферы потребительского рынка с учетом существующих требований.
3.4. Развитие малого предпринимательства
В прогнозном периоде, с учетом модернизации и инновационного развития экономики, дальнейшего совершенствования механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности ожидается, что к 2020 году количество малых и микропредприятий увеличится по первому варианту Прогноза до 20 004 предприятий, по второму варианту Прогноза - до 20 190 предприятий. Численность работников малых и микропредприятий возрастет к 2020 году по первому варианту прогноза до 99,6 тыс. чел, по второму варианту Прогноза - до 100,5 тыс. человек.
Количество индивидуальных предпринимателей в 2020 году возрастет до 14 625 по первому варианту Прогноза и по второму варианту до 14 757. Численность наемных работников индивидуальных предпринимателей возрастет до 20 983 человек по первому варианту Прогноза и до 21 212 человек по второму варианту Прогноза.
Оборот малых и микро-предприятий по оценке в 2020 году возрастет к уровню 2017 года в сопоставимых ценах по двум вариантам прогноза на 15,2% - 18,4% и составит 369,0 - 379,2 млрд. руб.
В прогнозном периоде на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса направлены мероприятия и финансовые ресурсы муниципальной программы муниципального образования "Город Томск" "Экономическое развитие инновационная экономика" на 2015-2020 годы с учетом новой экономической ситуации:
- информационная и консультационная поддержка субъектов предпринимательства и лиц, желающих открыть собственное дело;
- повышение профессионального уровня предпринимателей;
- финансовая поддержка;
- развитие эффективной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
3.5. Инвестиционная и строительная деятельность
В среднесрочной перспективе планируется активная политика привлечения инвестиций на территорию Города Томска. Значимыми инструментами этой политики будет внедрение успешных муниципальных практик в деятельность органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании "Город Томск" в соответствии с утвержденной распоряжением администрации Города Томска от 29.01.2016 N р 56 дорожной картой.
В 2018 году прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 1,1% - 2,5%, в 2019 году - 1,5% - 3%, в 2020 году - 2,0% - 3,5% по двум вариантам прогноза.
Второй вариант Прогноза предусматривает успешную реализацию инвестиционных планов ОАО "Томское пиво", ООО "Томскнефтехим", ЗАО "НПФ "МИКРАН", ООО "Газпромнефть-Восток", ООО "Горсети", ООО "Томскводоканал", ООО "Томское учебно-производственное предприятие", АО "Томская генерация", АО "ТомскРТС" Томского филиала АО "Сибирская Сервисная Компания", ОАО "ТОМСКГАЗПРОМ", ООО "Компания ЭскимоС", ОАО АК "Томские мельницы", ООО "Сибирская метанольная химическая компания".
Объем работ, выполненных крупными и средними предприятиями Города Томска, по виду экономической деятельности "Строительство" к 2020 году составит 9,6 - 10,4 млрд. руб., по двум вариантам прогноза. По первому варианту прогноза темпы роста физического объема строительных работ будут находиться в диапазоне 102% - 102,3%, по второму - 103,8% - 104,5%.
IV. Жилищно-коммунальное хозяйство
В прогнозном периоде ежегодный объем вводимого в эксплуатацию жилья ожидается в размере 330 - 415 тыс. кв. м. жилой площади, при этом удельный вес жилых домов, построенных населением, снижается с 24% в 2017 до 17% - 22% в 2020 году, в зависимости от вариантов прогноза. В соответствии с планируемыми данными, в 2020 году общая площадь жилого фонда муниципального образования "Город Томск", по оценке, увеличится на 1,2 млн. кв. м. по второму варианту прогноза или на 8,7% к уровню 2017 года. Средняя обеспеченность населения Города Томска общей площадью жилья, по оценке, составит 24,4 кв. м. - 24,7 кв. м. в расчете на одного жителя на конец 2020 года.
V. Развитие улично-дорожной сети и транспорта
В 2018-2020 годах, в случае реализации запланированных мероприятий подпрограммы "Развитие улично-дорожной сети на 2015-2020 годы" муниципальной программы "Развитие дорожного хозяйства на 2015-2020 годы", протяженность улично-дорожной сети Города Томска увеличится к уровню 2017 года на 42 км и составит 895,4 км по двум вариантам Прогноза.
В соответствии с данной подпрограммой, в 2018 году предусмотрено завершение работ на объекте "Строительство транспортной развязки с ж.д. Тайга - Томск 76 км" (2,052 км).
В 2020 году в рамках подпрограммы предусмотрено завершение работ по строительству левобережной объездной автодороги г. Томска (11,3 км), а также завершение работ по строительству автомобильных дорог в районе Кузовлевского тракта (28,6 км), строительство которых запланировано на 2019-2020 гг.
VI. Социальная сфера
6.1. Дошкольное образование
Дошкольное образование в 2018-2020 годы, по оценке, будет характеризоваться следующей динамикой отдельных показателей в сравнении с 2017 годом:
- незначительным снижением доли детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих услуги дошкольного образования с 70,7% до 70,2% от общего количества детей дошкольного возраста по первому варианту прогноза и сохранением значения показателя на уровне 2017 года -70,7% по второму варианту прогноза;
- снижением доли детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения с 25,7% до 23,3% от общего количества детей дошкольного возраста по двум вариантам прогноза.
Основным направлением развития системы дошкольного образования в 2018-2020 годы будет являться повышение доступности, качества и уровня безопасности дошкольных образовательных учреждений за счет:
- сохранения 100% доступности дошкольного образования для детей 3 - 7 лет, в том числе, в альтернативных формах дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, частные дошкольные образовательные организации);
- укрепления материально-технической базы учреждений и обеспечения безопасного пребывания в них детей;
- обеспечения нормативно-правового, организационного, кадрового, информационного сопровождения реализации федеральных государственных требований.
6.2. Общее образование
Согласно прогнозной оценке, к 2020 году численность детей, получающих услуги общего образования, увеличится на 10,5% по сравнению с 2017 годом (с 57,0 тыс. чел. до 63,0 тыс. чел).
С целью обеспечения доступности общеобразовательных учреждений (создания дополнительных ученических мест) для жителей новых микрорайонов Города Томска в прогнозном периоде планируется:
- приобретение в муниципальную собственность здания школы по ул. Береговая, 6 на 1 100 мест и здания по ул. Никитина, 8 для организации образовательного процесса 1 100 обучающихся;
- создание 665 дополнительных ученических мест за счет рационального использования и перепрофилирования площадей в зданиях 13 действующих общеобразовательных учреждений.
В 2017 году доля учеников, занимающихся в первую смену, оценивается на уровне 62%. Соответственно, 38% учащихся занимаются во вторую смену. При этом, с учётом действующего норматива, доля занимающихся во вторую смену должна составлять не более 10% всех учащихся. Учитывая, что рост численности учеников в прогнозном периоде будет опережать ввод новых мест в общеобразовательных учреждениях, одной из важных задач остается достижение к 2020 году доли обучающихся в первую смену до уровня не менее 69%.
В целях освоения обучающимися новых государственных образовательных стандартов и повышения качества муниципальных услуг в 2018-2020 годах необходимо решить следующие основные задачи системы общего образования:
- обновление кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в школе, в т.ч. за счёт обеспечения средней заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы по региону;
- внедрение системы оценки качества общего образования, как составной части региональной системы оценки качества общего образования;
- введение федеральных государственных образовательных стандартов;
- создание условий, соответствующих современным требованиям организации образовательного процесса, в том числе, для реализации сетевых и дистанционных моделей образования;
- создание новых ученических мест и сохранение существующих.
6.3. Дополнительное образование
К 2020 году планируется охватить общеразвивающими программами дополнительного образования различной направленности в системе общего и дополнительного образования 81,5 тысяч детей или 91,4% от общей численности детей в возрасте 5-18 лет. Основные задачи дополнительного образования на среднесрочный период:
- дальнейшее развитие инфраструктуры дополнительного образования;
- развитие образовательно-технической деятельности по программам научно-технической, спортивно-технической, естественно - научной направленностей;
- интеграция дополнительного и общего образования в рамках обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов;
- повышение качества и доступности дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества;
- обеспечение ресурсной и нормативной поддержки обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;
- разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;
- повышение вариативности дополнительного образования для каждого ребенка.
6.4. Физическая культура и спорт
С целью развития спортивно - массовой работы и увеличения к 2020 году до 40,9% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Города Томска, в 2018-2020 годы планируется:
1. Строительство новых спортивных объектов:
- комплекса общей физической подготовки в загородном лагере "Лагуна";
- универсальной площадки по программе сотрудничества с ПАО "Росбанк";
- спортивной площадки для занятий воркаутом в рамках сотрудничества с ПАО "СИБУР" и др.
2. Реконструкция существующих муниципальных объектов спорта (стадиона "Локомотив" и др.).
3. Капитальный ремонт спортивных объектов (легкоатлетического ядра на стадионе "Кедр" и др.).
6.5. Культура
В прогнозном периоде 2018-2020 годов количество муниципальных общедоступных библиотек, учреждений культурно-досугового типа и учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности сохранится на уровне 2017 года.
В 2018-2020 годы продолжится работа по переводу библиотечного фонда на нематериальные носители информации путём приобретения доступа к новым базам данных и электронно-библиотечным системам. Планируется продолжить обслуживание пользователей электронными документами с помощью электронно-библиотечной системы "ЛитРес: мобильная библиотека" с учетом соблюдения законодательства РФ, а также обеспечить доступ к электронным подпискам периодических изданий для муниципальных библиотек.
Существующая проблема нехватки библиотек во вновь построенных микрорайонах может быть решена как путём развития мобильных, нестационарных форм библиотечного обслуживания, так и путём строительства в новых микрорайонах многофункциональных культурных центров.
Как и в предыдущие годы, острой проблемой остается устаревшая материально-техническая база 5 муниципальных культурно-досуговых учреждений, что в прогнозном периоде может привести к снижению численности постоянных участников клубных формирований. В связи с отсутствием площадей самые масштабные и яркие мероприятия будут проводиться на открытых площадках.
В 2018-2020 годах востребованность муниципальных услуг дополнительного образования художественно-эстетической направленности прогнозируется на уровне 6 089 детей в возрасте 5-18 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.