Постановление Администрации Томской области от 15 января 2018 г. N 10а
"О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 N 492а"
В соответствии с постановлением Администрации Томской области от 03.04.2014 N 119а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации"
Постановляю:
Внести в постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 N 492а "Об утверждении государственной программы "Развитие предпринимательства в Томской области" ("Собрание законодательства Томской области", N 1/1 (114), часть 2 от 15.01.2015) следующие изменения:
в государственной программе "Развитие предпринимательства в Томской области", утвержденной указанным постановлением (далее - Программа):
1. В паспорте Программы:
1) раздел "Соисполнители государственной программы" изложить в следующей редакции:
2) раздел "Участники государственной программы" изложить в следующей редакции:
3) раздел "Задачи государственной программы" изложить в следующей редакции:
4) раздел "Показатели задач государственной программы и их значения (с детализацией по годам реализации)" дополнить строками следующего содержания:
|
"Задача 3. Реализация инвестиционных проектов за счет внедрения новых механизмов поддержки |
||||||||
Объем инвестиций в основной капитал по инвестиционным проектам, реализуемым с применением новых механизмов поддержки, млн. рублей |
- |
- |
- |
- |
- |
1 143,4 |
14,1 |
- |
|
Количество созданных новых рабочих мест по инвестиционным проектам, реализуемым с применением новых механизмов поддержки, ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
17 |
151 |
2 |
|
Задача 4. Создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Томской области | |||||||||
Темп роста объема отгруженной промышленной продукции ведущих отраслей обрабатывающей промышленности, в % к 2015 году |
- |
- |
- |
- |
- |
116 |
125 |
135 |
|
Темп роста выработки на одного занятого ведущих отраслей обрабатывающей промышленности, в % к 2015 году |
- |
- |
- |
- |
- |
131 |
139 |
148"; |
5) раздел "Подпрограммы государственной программы" изложить в следующей редакции:
6) раздел "Объем и источники финансирования государственной программы (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей)" изложить в следующей редакции:
2. В главе 1 "Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы":
1) после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:
"Одним из эффективных механизмов обеспечения устойчивого экономического развития территорий и создания особых условий развития предпринимательства, в том числе установления особого правового режима ведения предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата, является создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР). Реализация данного механизма будет осуществляться в ЗАТО Северск.
Приоритетными направлениями развития предпринимательства определены обрабатывающая и нефтегазодобывающая промышленности. Их развитие основано на:
содействии технологическому перевооружению и модернизации промышленных предприятий, повышению конкурентоспособности;
стимулировании промышленных предприятий к созданию новой и высокотехнологичной продукции;
повышении эффективности нефтегазодобывающего комплекса Томской области.";
2) после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации";";
3) в абзаце десятом слова "а также на обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов (общераспространенных полезных ископаемых)" заменить словами "на обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов (общераспространенных полезных ископаемых), формирование конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Томской области, а также на создание ТОР в ЗАТО Северск";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзаца десятого" имеется в виду "абзац одиннадцатый"
4) после абзаца двенадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзаца двенадцатого" имеется в виду "абзац тринадцатый"
"Повышение предпринимательской активности в моногороде ЗАТО Северск за счет развития механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов";
"Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области";";
5) раздел "Развитие промышленности Томской области" изложить в следующей редакции:
"Развитие ведущих отраслей обрабатывающей промышленности Томской области
Обрабатывающая промышленность региона является одной из самых динамично развивающихся секторов экономики и драйвером роста промышленности Томской области (с 2013 года производственный индекс вырос на 134,4% к 2016 году). В 2016 году индекс производства обрабатывающих производств составил 102,9%. Достижению данного показателя способствовали высокие темпы роста следующих ведущих отраслей обрабатывающей промышленности: производство кокса и нефтепродуктов (104,8%), производство электрического оборудования (107,5%), производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (106,3%), производство химических веществ и химических продуктов (103,6%).
В соответствии с новым ОКВЭД 2 развитие ведущих отраслей обрабатывающей промышленности определяется по следующим видам экономической деятельности:
Класс 19. Производство нефтепродуктов;
Класс 20. Производство химических веществ и химических продуктов;
Класс 21. Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
Класс 22. Производство резиновых и пластмассовых изделий;
Класс 25. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
Класс 26. Производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
Класс 27. Производство электрического оборудования;
Класс 28. Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки.
Наиболее значимыми видами экономической деятельности по удельному весу в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств по итогам 8 месяцев 2017 года являются:
производство химических веществ и химических продуктов - 16,0%;
производство электрического оборудования - 15,0%;
производство нефтепродуктов - 7,2%;
производство компьютеров, электронных и оптических изделий - 6,0%.
В результате опережающего развития наукоемких и высокотехнологичных производств, благодаря успешно реализуемым инвестиционным проектам и имеющимся механизмам государственной поддержки значительно возросла доля производства компьютеров, электронных и оптических изделий и производство электрического оборудования (в 2013 году - 14,4%, за 8 месяцев 2017 года - 21,3%).
1. Производство химических веществ и химических продуктов - доля 16,0%. Индекс производства за 2016 год составил 103,6%, за восемь месяцев 2017 года - 104,6%.
Развитие отрасли в Томской области осуществляется в первую очередь за счет реализации ранее начатых проектов по комплексной реконструкции и техническому перевооружению в ООО "Томскнефтехим" и производства формалина и концентрата карбамидоформальдегидного в ООО "Сибметахим".
Кроме того, данная отрасль является составной частью нефтехимического кластера, в рамках которого происходит увеличение цепочки переделов и повышение глубины переработки топливно-сырьевых продуктов в базовые полимеры, пластики, продукцию органического синтеза, полуфабрикаты и прочие продукты нефтехимии. Открыто производство абсолютно новой для Томской области продукции биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки на площадях ООО "Томскнефтехим".
В среднесрочной перспективе развитие будет осуществляться за счет средств компаний, направляемых на реализацию проектов, предполагающих модернизацию и реконструкцию действующих производственных мощностей, частичный ввод новых мощностей, а также завершение начатых ранее проектов, в том числе:
строительство нового производства технических газов и сжатого воздуха в ООО "Криогенмаш-газ" (2014-2018 годы);
увеличение мощности производства метанола с 2800 до 3100 тонн в сутки в ООО "Сибметахим" (2018-2020 годы);
строительство завода по производству реагентов ООО "НПО "Реагенты Сибири" на северной площадке промпарка (2017-2020 годы).
2. Производство электрического оборудования - доля 15,0%. Индекс производства в 2016 году составил 107,5%, за восемь месяцев 2017 года - 106,8%.
Ускоренное развитие отрасли осуществляется за счет того, что промышленные предприятия переориентируются на производство новых перспективных видов наукоемкой продукции, которая обладает улучшенными характеристиками и пользуется спросом у заказчиков.
Важным этапом в развитии наукоемких технологий и промышленности Томской области стал запуск современного производства антипомпажных и регулирующих клапанов и электроприводов к ним на ОАО "Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева".
Благодаря развитию сотрудничества томских предприятий с ПАО "Газпром" создано уникальное импортозамещающее машиностроительное производство востребованных изделий для нефтегазодобывающей промышленности. Объем инвестиций в проект составил более 1,5 млрд. рублей.
Проект реализован в рамках Специального инвестиционного контракта N 5, подписанного 04.10.2016 между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Администрацией Томской области, ООО "Томские технологии машиностроения" и ОАО "Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева". Срок действия контракта - 2015-2022 годы.
На основании Закона Томской области от 1 сентября 2017 года N 87-ОЗ "О предоставлении налоговых льгот участникам специальных инвестиционных контрактов-инвесторам в Томской области" инвестору проекта ООО "Томские технологии машиностроения" предоставлено право на применение льгот по налогу на имущество организации, созданного в рамках проекта, и по налогу на прибыль организации, зачисляемого в областной бюджет.
Увеличение производства электрического оборудования в среднесрочном периоде прогнозируется с учетом:
реализации мероприятий "дорожных карт" по расширению использования продукции и технологий, выпускаемых предприятиями Томской области для крупных российских компаний (ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Интер РАО", ПАО "Россети", ПАО "СИБУР Холдинг");
выхода на проектные мощности современного высокотехнологичного производства антипомпажных и регулирующих клапанов и электроприводов к ним на ОАО "Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева";
наращивания производственных мощностей в ООО "Томсккабель";
приобретения нового оборудования для вулканизации кабелей среднего напряжения с резиновой изоляцией в АО "Сибкабель": в сентябре 2017 г. Экспертным советом Фонда развития промышленности одобрено предоставление займа АО "Сибкабель" по программе "лизинговые проекты" в рамках проекта "Комплектная наклонная линия непрерывной вулканизации для кабелей с резиновой изоляцией среднего напряжения".
3. Производство нефтепродуктов - доля 7,2%. Производственный индекс в 2016 году сложился на уровне 104,8%, за 8 месяцев 2017 года - 112,0%. Положительная динамика обеспечена стабильным спросом на основную продукцию предприятий ООО "Александровский НПЗ" и ООО "Стрежевской НПЗ".
Данная отрасль также является частью нефтехимического кластера. Стимулом для реализации проектов и выпуска продуктов с улучшенными свойствами является то, что в различных сферах экономики приоритеты отдаются качеству продукции несмотря на ее высокую стоимость.
4. Производство компьютеров, электронных и оптических изделий - доля 6,32%. Индекс производства по итогам 2016 года составил 63,4%, за 8 месяцев 2017 года - 125,8%. Положительная динамика в отрасли обусловлена:
расширением использования продукции и технологий, выпускаемых предприятиями Томской области для крупных российских компаний (ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Интер РАО", ПАО "Россети", ПАО "СИБУР Холдинг");
реализацией комплексных проектов:
АО "ЭлеСи" и НИ ТГУ - "Создание отечественного высокотехнологичного программно-инструментального комплекса для реализации систем управления технологическими процессами на базе свободного программного обеспечения";
АО "НПФ "Микран" и НИ ТПУ - "Разработка и организация высокотехнологичного производства масштабируемых систем энергоэффективных мехатронных устройств и интеллектуальных систем управления для альтернативной энергетики и других применений";
ООО "НПК "ТЭТа" и ТУСУР - "Создание производства нового поколения электронно-лучевого оборудования на основе различных эмиссионных систем для сварки, пайки, обработки поверхностей и аддитивных технологий".
АО "НПФ "Микран" реализует два комплексных проекта, входящих в перечень проектов для реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы":
"Комплекс информационно-измерительного оборудования для характеризации пассивных и активных СВЧ устройств с диапазоном рабочих частот до 50 ГГц";
"Разработка и организация серийного производства радиорелейных станций с поддержкой коммутации данных на основе протокола IP/MPLS и/или SDN для перспективных телекоммуникационных сетей".
На реализацию указанных проектов АО "НПФ "Микран" планирует получить субсидии из федерального бюджета на общую сумму 910 млн. рублей за период 2016-2020 годов.
Успешно развиваются и другие промышленные отрасли, занимающие менее 5% каждая в обрабатывающем секторе, в том числе:
производство резиновых и пластмассовых изделий: развитие определяется деятельностью ООО "Биаксплен Т" (производство биаксиально-ориентированных полипропиленовых пленок) и ЗАО НПК "Полимер-Компаунд" (производство полимерных композиционных материалов);
производство готовых металлических изделий: развитие определяется деятельностью ООО "Томский инструментальный завод", выпускающего металлорежущий инструмент, который используется во всех отраслях металлообработки и машиностроения - от производства бытовой техники до аэрокосмической промышленности.
В июне 2017 года Экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил льготный заем на реализацию проекта по высокоэффективному производству импортозамещающего инструмента для обработки легких и титановых сплавов, труднообрабатываемых сталей и сплавов ООО "Томский инструментальный завод" на создание импортозамещающего производства по программе "Проекты станкостроения". Стоимость проекта - 309,5 млн. рублей, из которых 130 млн. рублей будут предоставлены ФРП в виде льготного займа на 7 лет;
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях: крупные томские предприятия (ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" и НПО "Вирион"), определяющие динамику развития отрасли, являются дочерними организациями российских холдингов.
За последнее время в отрасли реализованы инвестиционные проекты, направленные на комплексную реконструкцию и техническое перевооружение основных производственных мощностей (по стандартам производства и контроля качества GMP), что позволило повысить уровень качества, наладить производство импортозамещающей продукции;
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки: стабильное развитие производства оборудования промышленного назначения, в том числе для нефтегазовой и строительных отраслей обеспечивается деятельностью таких компаний, как ООО "Сибмаш", ООО "НПП "Томская электронная компания", ООО "Завод приборных подшипников", ООО "Сибирская машиностроительная компания".
Инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций в Томской области в обрабатывающих производствах в 2016 году составили 17 194 млн. рублей за счет всех источников финансирования, без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, что составляет 99,3% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах. Инвестиционный спад в обрабатывающих производствах обусловлен завершением инвестиционных проектов в нефтехимическом комплексе. Однако инвестиционный поток за 5 лет по химическим производствам показал более чем трехкратное увеличение, что связано с реализацией крупных инвестиционных проектов по развитию производства полимеров и техническому перевооружению производства формалина и карбамидоформальдегидного концентрата.
По итогам 2016 года доля ведущих отраслей обрабатывающей промышленности в общем объеме инвестиции в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства" составляет 45,7%.
За 2015-2016 годы запущены новые и модернизированы действующие производства с использованием механизмов государственной поддержки, а также приняты решения о предоставлении мер поддержки при реализации инвестиционных проектов:
в 2015 году:
запущен в эксплуатацию новый резиноделательный цех в АО "Сибкабель", созданный в рамках реализации инвестиционного проекта "Модернизация производства кабельно-проводниковой продукции в резиновой изоляции";
открыт новый завод радиоэлектронной аппаратуры АО "НПФ "Микран";
открыт новый современный цех по производству готовых лекарственных форм на площадке филиала АО НПО "Микроген" в г. Томске НПО "Вирион";
открыт новый завод по производству принципиально новой для Томской области продукции - биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки на площадке ООО "Томскнефтехим";
в 2016 году:
открыто после масштабной реконструкции производство формалина и карбамидоформальдегидного концентрата на площадке ООО "Сибметахим";
открыто на Северной производственной площадке особой экономической зоны "Томск" опытно-промышленное производство реагентов для буровых растворов ООО НПО "Реагенты Сибири";
подписан Специальный инвестиционный контракт N 5 по реализации инвестиционного проекта "Создание и модернизация производства импортозамещающей продукции на базе Томского электромеханического завода им. В.В. Вахрушева" (между ООО "Томские технологии машиностроения", ОАО "ТЭМЗ", Минпромторгом России и Администрацией Томской области);
открыто производство полиэтилена и полипропилена после проведенной комплексной реконструкции, технического перевооружения и увеличения мощности основных производственных установок ООО "Томскнефтехим".
Заключено соглашение между Томской областью и ФГАУ "Российский фонд технологического развития" о сотрудничестве по вопросам развития промышленного потенциала региона, внедрения региональных научно-технических разработок, увеличения объема финансирования промышленных предприятий, поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, развития наилучших доступных технологий и импортозамещения в рамках комплексного экономического развития Томской области.
В 2017 году состоялось торжественное открытие производства импортозамещающей продукции - антипомпажных и регулирующих клапанов для нефтегазодобывающей промышленности на базе ОАО "Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева", созданного в рамках реализации Специального инвестиционного контракта N 5 от 04.10.2016.
Экспертным советом Фонда развития промышленности приняты положительные решения о предоставлении льготного заемного финансирования:
ООО "Томский инструментальный завод" по проекту "Создание высокотехнологичного производства гаммы импортозамещающего режущего инструмента, в том числе цельнотвердосплавного с износостойкими покрытиями для обработки легких сплавов, титановых сплавов";
АО "Сибкабель" по проекту "Приобретение комплектной наклонной линии непрерывной вулканизации для кабелей с резиновой изоляцией среднего напряжения".
Развитие ведущих отраслей обрабатывающей промышленности экономики Томской области оказывает влияние на различные аспекты социально-экономического развития региона, в том числе доходы бюджета, занятость, уровень благосостояния населения, решение социальных задач.
В консолидированный бюджет Томской области по итогам 2016 года налоговых и неналоговых доходов поступило 56,8 млрд. рублей, из них налогов - 54,0 млрд. рублей, что на 12,3% больше уровня 2015 года. В 2016 году в налоговых доходах Томской области обрабатывающая отрасль занимала наибольшую долю по отношению к другим отраслям экономики, опережая нефтегазовую отрасль. Ее доля составила 25,6% (без учета акцизов). Наибольшая часть налогов уплачивается предприятиями нефтехимического комплекса.
Средняя численность работающих в обрабатывающей промышленности Томской области на 01.01.2017 составила 46 тыс. человек. По итогам 2016 года отмечено незначительное снижение показателей численности в химическом комплексе вследствие проведения последовательной политики крупных компаний по повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.
Среднемесячная заработная плата по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" за 2016 год составила 32,0 тыс. руб. (темп роста - 104,3%).
В Российской Федерации среднемесячная заработная плата составила 36,7 тыс. рублей. Увеличение среднемесячной заработной платы отмечено во всех ведущих отраслях обрабатывающей промышленности. Лидирующую позицию по величине заработной платы традиционно сохраняет химическая отрасль, где заработная плата превышает соответствующий показатель в среднем по региону.
Характеристика
текущего состояния нефтегазодобывающей промышленности Томской области
Нефтегазовый комплекс имеет исключительное значение для развития Томской области. На него приходится почти треть всего валового регионального продукта Томской области, в связи с чем развитие данной отрасли оказывает огромное влияние на экономику региона, обеспечивая рост доходов областного бюджета, привлечение инвестиций и вложения в социальные программы.
Динамика инвестиций в основной капитал в целом по Томской области находится в прямой зависимости от динамики капитальных вложений в нефтегазовую отрасль, поскольку их доля в общем объеме инвестиций составляет около 50% (около 40 - 45% за счет всех источников финансирования, без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами).
Годовой объем инвестиций в основной капитал в нефтегазовой отрасли с 2013 года превышает уровень 35 млрд. рублей. Наиболее затратным направлением в структуре капитальных вложений является деятельность по бурению скважин и обустройству месторождений, которая обуславливает динамику финансирования инвестиционных программ предприятий нефтегазового сектора.
Добыча углеводородного сырья занимает в добывающей промышленности Томской области около 85%, в связи с чем из-за выработки высокопродуктивных зон и естественного истощения нефтяных месторождений в целом индекс добычи полезных ископаемых в 2016 году составил 99%, за 8 месяцев 2017 года - 98,8%.
Отрицательная динамика в добыче нефти, включая газовый конденсат, наблюдается с 2013 года. По добыче газа динамика растущая (за исключением 2016 года в связи с высокими значениями предыдущего года).
Таблица 1-1
Наименование |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Нефть добытая, включая газовый конденсат, млн. тонн |
11,91 |
11,36 |
11,30 |
11,00 |
Газ природный и попутный, млрд. куб. м |
5,37 |
5,40 |
5,71 |
5,60 |
Одной из основных проблем добывающего комплекса является ухудшение структуры остаточных запасов и быстрый рост доли трудноизвлекаемых запасов. В Томской области большинство добывающих предприятий ведут свою деятельность на месторождениях с большой степенью выработанности. В этой связи на территории региона в соответствии с соглашением между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Администрацией Томской области создан полигон отработки эффективного инновационного этапа развития недропользования в целях активизации разработки технологий добычи нетрадиционных источников углеводородного сырья (трудноизвлекаемой нефти) в рамках развития Кластера трудноизвлекаемых природных ресурсов.
Таблица 1-2
Объем добычи нефти за 2015-2016 годы, в том числе из залежей с трудноизвлекаемыми запасами в соответствии с государственным балансом полезных ископаемых
Год |
Добыча, всего в тыс. тонн |
В том числе из залежей с трудноизвлекаемыми запасами, тыс. тонн |
Доля добычи нефти по трудноизвлекаемым запасам в общем объеме добычи нефти по Томской области, % |
2015 |
10683 |
957 |
9 |
2016 |
10451 |
1041 |
10 |
С увеличением доли трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья в общей структуре запасов возникает необходимость поиска и применения инновационных методов добычи "тяжелой" нефти с целью удержания объемов добычи на достигнутом уровне и их увеличения. Над решением этой задачи будет работать проектный офис Кластера трудноизвлекаемых природных ресурсов на базе Института природных ресурсов НИ ТПУ.
В результате улучшения внешнеэкономической ситуации и успешной работы Кластера трудноизвлекаемых природных ресурсов до 2020 года ожидается рост добычи топливно-энергетических ресурсов.
В 2016 году доля нефтегазовой отрасли в налоговых доходах Томской области составила 20,4%. Предприятиями нефтегазовой отрасли в 2016 году в консолидированный бюджет региона перечислено 11,0 млрд. рублей. В 2015 году было перечислено 11,4 млрд. рублей.
Основная часть доходов областного бюджета от налога на прибыль организаций сформирована за счет поступлений от компаний нефтегазовой отрасли. В 2016 году доля данных поступлений составляла 39,7% от общего объема платежей налога на прибыль организаций в областной бюджет (в 2015 году - 44,8%).
Среднесписочная численность работников по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" на 01.01.2017 составляет 11 тыс. человек (около 3,5% от среднесписочной численности работников по полному кругу предприятий в Томской области). При этом на оплату труда работников в 2016 году было направлено 10,5 млрд. рублей (7,8% фонда заработной платы всех работников по полному кругу предприятий).
Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу предприятий в отрасли "добыча полезных ископаемых" составила в 2016 году 76,1 тыс. рублей и превышает в 2,15 раза среднее значение по Томской области.
По итогам 2016 года темп роста средней заработной платы в нефтегазовом комплексе (107,1%) превысил среднеобластное значение (104,3%).".
3. В главе 2 "Цель и задачи государственной программы, показатели цели и задач государственной программы":
1) после абзаца четвертого дополнить абзацами следующего содержания:
"реализация инвестиционных проектов за счет внедрения новых механизмов поддержки;
создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Томской области.";
2) абзацы пятый - четырнадцатый признать утратившими силу.
4. В главе 4 "Управление и контроль за реализацией государственной программы, в том числе анализ рисков реализации государственной программы":
абзац четвертый дополнить словами "и подпрограммы 4";
после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"Департамент инвестиций Томской области в части реализации подпрограммы 3.";
после абзаца восьмого дополнить абзацами следующего содержания:
"Организация взаимодействия между ответственным исполнителем государственной программы, соисполнителем государственной программы (ответственным за подпрограмму 3), участниками подпрограммы 3, ответственными за реализацию основных мероприятий, и участниками мероприятий подпрограммы 3 осуществляется в следующем порядке:
Департамент инвестиций Томской области осуществляет сбор и обобщение информации о достижении показателей цели подпрограммы 3;
Департамент архитектуры и строительства Томской области является главным распорядителем бюджетных средств и предоставляет межбюджетные трансферты местному бюджету муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области" в целях софинансирования расходных обязательств по строительству объектов инфраструктуры, осуществляет контроль за достижением показателей непосредственного результата мероприятий, входящих в состав основного мероприятия подпрограммы 3, и своевременной реализацией таких мероприятий;
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области и Департамент энергетики Администрации Томской области осуществляют консультационное сопровождение реализации инфраструктурных проектов в части своей компетенции и при необходимости подготавливают предложения о реализации инфраструктурных проектов;
Администрация ЗАТО Северск (по согласованию) является получателем межбюджетных трансфертов из областного бюджета и ответственной за реализацию мероприятий подпрограммы 3 в ЗАТО Северск, за достижение показателей непосредственного результата мероприятий, своевременную реализацию таких мероприятий, за предоставление информации о реализации инвестиционных проектов, обеспечивает осуществление контроля за своевременным и качественным выполнением (реализацией) инфраструктурных проектов, за достижением запланированных объемов и сроков выполнения инфраструктурных проектов, за соблюдением требований законодательства при реализации инфраструктурных проектов.
Участники подпрограммы 3, ответственные за реализацию основного мероприятия подпрограммы 3, и участники мероприятий, входящих в основное мероприятие подпрограммы 3, в целях подготовки информации для мониторинга о ходе реализации подпрограммы 3 представляют соисполнителю государственной программы (ответственному за подпрограмму 3) информацию по формам, предусмотренным в постановлении Администрации от 03.04.2014 N 119а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации", в следующие сроки:
ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (отчетные формы N 1, 3, 4);
ежегодно, в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным годом (отчетные формы N 2 - 6).".
5. В подпрограмме 1 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области" (далее - Подпрограмма 1):
в паспорте Подпрограммы 1:
1) раздел "Участники подпрограммы 1" изложить в следующей редакции:
"Участники подпрограммы 1 |
Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области"; |
2) в разделе "Показатели задач подпрограммы 1 и их значения (с детализацией по годам реализации)":
строку "Количество обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за информационно-консультационной поддержкой ведения предпринимательской деятельности, ед." изложить в следующей редакции:
строку "Количество человек, включая работников субъектов малого и среднего предпринимательства, принявших участие в мероприятиях, ед." изложить в следующей редакции:
|
"Количество человек, включая работников субъектов малого и среднего предпринимательства, принявших участие в мероприятиях, ед. |
214 |
220 |
231 |
249 |
408 |
323 |
315 |
303"; |
строку "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей финансовой поддержки, ед." изложить в следующей редакции:
|
"Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей финансовой поддержки, ед. |
180 |
154 |
109 |
70 |
14 |
48 |
8 |
8"; |
строку "Количество вновь созданных субъектов молодежного малого и среднего предпринимательства из числа участников мероприятий, направленных на развитие молодежного предпринимательства, ед." изложить в следующей редакции:
строку "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, ед." изложить в следующей редакции:
|
"Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, ед. |
235 |
52 |
64 |
85 |
84 |
79 |
83 |
83"; |
строку "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся потребителями услуг организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ед." изложить в следующей редакции:
3) раздел "Объем и источники финансирования подпрограммы 1 (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей)" изложить в следующей редакции:
6. В подпрограмме 2 "Развитие сферы общераспространенных полезных ископаемых" (далее - Подпрограмма 2):
1) раздел "Объем и источники финансирования подпрограммы 2 (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей)" паспорта Подпрограммы 2 изложить в следующей редакции:
7. Дополнить Программу после Подпрограммы 2 подпрограммой 3 "Повышение предпринимательской активности в моногороде ЗАТО Северск за счет развития механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов" и подпрограммой 4 "Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области" следующего содержания:
"Подпрограмма 3
"Повышение предпринимательской активности в моногороде ЗАТО Северск за счет развития механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов"
Паспорт подпрограммы 3
Наименование подпрограммы 3 |
Повышение предпринимательской активности в моногороде ЗАТО Северск за счет развития механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов |
||||||||||||||||
Соисполнитель государственной программы (ответственный за подпрограмму 3) |
Департамент инвестиций Томской области |
||||||||||||||||
Участники подпрограммы 3 |
Департамент архитектуры и строительства Томской области |
||||||||||||||||
Цель подпрограммы 3 |
Реализация инвестиционных проектов за счет внедрение новых механизмов поддержки |
||||||||||||||||
Показатели цели подпрограммы 3 и их значения (с детализацией по годам реализации) |
Показатели цели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||||
Объем инвестиций в основной капитал по инвестиционным проектам, реализуемым с применением новых механизмов поддержки, млн. рублей |
- |
- |
- |
- |
- |
1 143,4 |
14,1 |
- |
|||||||||
Количество созданных новых рабочих мест по инвестиционным проектам, реализуемым с применением новых механизмов поддержки, ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
17 |
151 |
2 |
|||||||||
Задачи подпрограммы 3 |
Задача 1. Строительство и (или) реконструкция объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов ЗАТО Северск |
||||||||||||||||
Показатели задач подпрограммы 3 и их значения (с детализацией по годам реализации) |
Показатели задач |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||||
Задача 1. Строительство и (или) реконструкция объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов ЗАТО Северск | |||||||||||||||||
Количество реализуемых инфраструктурных проектов, ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
1 |
- |
|||||||||
Ведомственные целевые программы, входящие в состав подпрограммы (далее - ВЦП) |
отсутствуют |
||||||||||||||||
Сроки реализации подпрограммы 3 |
2018-2020 годы |
||||||||||||||||
Объем и источники финансирования подпрограммы 3 (с детализацией по годам реализации), тыс. рублей |
Источники |
Всего |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||||||
федеральный бюджет (по согласованию) |
265 096,80 |
- |
- |
- |
174 953,10 |
90 143,70 |
- |
||||||||||
областной бюджет |
6 255,70 |
- |
- |
- |
6 255,70 |
- |
- |
||||||||||
местные бюджеты (по согласованию) |
2 952,30 |
- |
- |
- |
2 952,30 |
- |
- |
||||||||||
внебюджетные источники (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
всего по источникам |
274 304,80 |
- |
- |
- |
184 161,10 |
90 143,70 |
- |
Характеристика
сферы реализации подпрограммы 3 "Повышение предпринимательской активности в моногороде ЗАТО Северск за счет развития механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
ЗАТО Северск - второй по величине муниципалитет в Томской области с численностью населения 114 557 человек (по данным на 01.01.2016), что составляет около 10% от численности населения Томской области. На территории ЗАТО Северск на начало 2016 года занято 52,7 тыс. человек (включая деятельность индивидуальных предпринимателей и работающих у них по найму), за пределами города работает около 14,3 тыс. человек. На предприятиях в ЗАТО Северск занято до 41% численности работников обрабатывающей промышленности. Доля ЗАТО Северска в Томской области в общем объеме отгруженной продукции и выполненных услуг по основным видам деятельности - 9,5%, в общем объеме инвестиций - 4,2%. ЗАТО Северск входит в агломерацию "Томск - Северск - Томский район".
Базовым предприятием города является предприятие атомной промышленности АО "Сибирский химический комбинат" (далее - АО "СХК"). В связи с наличием на территории муниципального образования производственного предприятия, традиционно обеспечивавшего государственный оборонный заказ, муниципальному образованию был присвоен статус закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО), установленный в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании". В соответствии с этим статусом действует особый режим безопасности и связанные с ним ограничения на доступ на территорию, на ведение предпринимательской деятельности, на распоряжение земельными участками и имуществом. Ограничение доступа на территорию установлено только для города Северска.
Исторически АО "СХК" (ранее - Федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) "СХК") являлось градообразующим предприятием города: в 1980-е годы на предприятии работало более 26% трудоспособного населения города.
Однако последовательная политика отрасли по повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции привела к значительным сокращениям занятых на предприятиях. На 01.01.2016 число занятых на АО "СХК" составляло не более 6% экономически активного населения города, и, как следствие, диспропорция на рынке труда, отсутствие необходимого количества рабочих мест вызывают отток населения и ежедневную маятниковую миграцию.
В ближайшие годы планируется продолжение процессов реструктуризации, что создает серьезные риски роста безработицы, потери значительной части бюджетных доходов, а также может вызвать социальную нестабильность в городе: протестные настроения среди населения в связи с сокращением масштабов деятельности базового предприятия, сокращением числа рабочих мест и недофинансированием социальной сферы.
Таким образом, следует выделить следующие основные проблемы, с которыми сталкивается закрытое административно-территориальное образование:
1) уровень регистрируемой безработицы в ЗАТО Северск (1,7) выше уровня города Томска (0,9), при этом продолжение процессов реструктуризации увеличит разрыв между ЗАТО Северск и городом Томском, а также рост безработицы в целом;
2) низкая инвестиционная привлекательность ЗАТО Северск, обусловленная статусом закрытого административно-территориального образования, удаленностью городского округа от основных экономических центров страны, ее географических границ и удаленностью от основных магистралей - Транссибирской магистрали и главной автодороги, связывающей Урал с Восточной Сибирью. Объем привлеченных инвестиций в основной капитал без учета деятельности градообразующего предприятия в 2016 году в ЗАТО Северск составил 1 020,3 млн. рублей, с учетом градообразующего предприятия - 6 374,5 млн. рублей (для сравнения в городе Томске - 30 687,4 млн. рублей, в Томской области - 83 946,4 млн. рублей);
3) количество создаваемых рабочих мест не закрывает потребности по высвобождающимся сотрудникам (таблица 5-1).
Таблица 5-1
Рабочие места,
созданные в ЗАТО Северск за 2013-2016 годы
Период |
Единицы измерения |
Создано рабочих мест |
2013 год |
мест |
499 |
2014 год |
мест |
482 |
2015 год |
мест |
309 |
2016 год |
мест |
328 |
Вместе с тем, несомненным преимуществом Северска является расположение в границах агломерации "Томск - Северск - Томский район" (далее - Томская агломерация). В Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года Томская агломерация включена как основной пространственный приоритет развития Томской области. В рамках агломерации "Томск - Северск - Томский район" сформирована единая цепочка развития производств, где ключевыми звеньями являются особая экономическая зона, индустриальные парки, Кластер ядерных технологий, инновационный территориальный кластер "Smart Technologies Tomsk", ТОР. Все эти звенья формируют единый производственный комплекс. Еще одним бесспорным преимуществом ЗАТО Северск является наличие уникальных высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывается невостребованным в связи с процессами реструктуризации на АО "СХК".
Для решения выявленных проблем и управления рисками ухудшения социально-экономической ситуации в ЗАТО важно разработать новые механизмы поддержки реализации инвестиционных проектов, которые позволят диверсифицировать экономику путем развития таких отраслей промышленности, являющихся приоритетными для Томской агломерации и области в целом, как машиностроение, информационные и коммуникационные технологии, медицинская и фармацевтическая, пищевая промышленность и т.п., улучшить инвестиционный климат и создать новые рабочие места.
Одним из таких механизмов может стать взаимодействие с некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" (далее - Фонд), созданной на федеральном уровне в целях реализации мероприятий приоритетной программы "Комплексное развитие моногородов". Данная программа направлена на снижение зависимости монопрофильных муниципальных образований (моногородов) от деятельности градообразующих предприятий путем создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий.
Одной из задач Фонда является оказание финансовой поддержки путем софинансирования части затрат, связанных со строительством инфраструктурных объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в моногородах. Объем средств, привлекаемых из Фонда, составляет 95% от общей стоимости строительства объектов.
Администрацией Томской области с Фондом развития моногородов заключено генеральное соглашение о сотрудничестве по развитию монопрофильного муниципального образования - ЗАТО Северск.
Реализация программы развития моногорода позволит диверсифицировать экономику, улучшить инвестиционный климат, привлечь организации, являющиеся резидентами для участия в инвестиционных проектах на территории ЗАТО Северск, создать рабочие места.
Перечень показателей задач подпрограммы 3, а также сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета приведены в приложении N 12 "Перечень показателей задач подпрограммы 3 "Повышение предпринимательской активности в моногороде ЗАТО Северск за счет развития механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов" и сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета" к государственной программе.
Перечень основных мероприятий и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 3 приведены в приложении N 13 "Перечень основных мероприятий и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 3 "Повышение предпринимательской активности в моногороде ЗАТО Северск за счет развития механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов" к государственной программе.".
Подпрограмма 4
"Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области"
Паспорт подпрограммы 4
Наименование подпрограммы 4 |
Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области |
|||||||||||||||
Соисполнитель государственной программы (ответственный за подпрограмму 4) |
Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области |
|||||||||||||||
Участники подпрограммы 4 |
Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области; Департамент по недропользованию и развитию нефтегазодобывающего комплекса Администрации Томской области |
|||||||||||||||
Цель подпрограммы 4 |
Создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Томской области |
|||||||||||||||
Показатели цели подпрограммы 4 и их значения (с детализацией по годам реализации) |
Показатели цели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||||
Темп роста объема отгруженной промышленной продукции ведущих отраслей обрабатывающей промышленности, в % к 2015 году |
- |
- |
- |
- |
- |
116 |
125 |
135 |
||||||||
Темп роста выработки на одного занятого ведущих отраслей обрабатывающей промышленности, в % к 2015 году |
- |
- |
- |
- |
- |
131 |
139 |
148 |
||||||||
Задачи подпрограммы 4 |
Задача 1. Содействие технологическому перевооружению и модернизации промышленных предприятий, повышению конкурентоспособности |
|||||||||||||||
Задача 2. Стимулирование промышленных предприятий к созданию новой и высокотехнологичной продукции | ||||||||||||||||
Задача 3. Повышение эффективности нефтегазодобывающего комплекса Томской области | ||||||||||||||||
Задача 4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов федерального и регионального фондов развития промышленности для промышленных предприятий в целях реализации инвестиционных проектов, направленных на создание высокотехнологичных производств, в том числе импортозамещающих | ||||||||||||||||
Показатели задач подпрограммы 4 и их значения (с детализацией по годам реализации) |
Показатели задач |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||||
Задача 1. Содействие технологическому перевооружению и модернизации промышленных предприятий, повышению конкурентоспособности | ||||||||||||||||
Показатель задачи 1. Объем инвестиций в основной капитал ведущих отраслей обрабатывающей промышленности, млн. рублей |
- |
- |
- |
- |
- |
5 214 |
5 328 |
5 608 |
||||||||
Задача 2. Стимулирование промышленных предприятий к созданию новой и высокотехнологичной продукции | ||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 2. Доля высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) отраслей в общем объеме отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, % |
- |
- |
- |
- |
- |
45,3 |
45,8 |
46,0 |
||||||||
Показатель 2 задачи 2. Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Производство химических веществ и химических продуктов", % к предыдущему году |
- |
- |
- |
- |
- |
100,6 |
101,0 |
102,0 |
||||||||
Показатель 3 задачи 2. Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Производство электрического оборудования", % к предыдущему году |
- |
- |
- |
- |
- |
102,3 |
102,8 |
103,0 |
||||||||
Показатель 4 задачи 2. Темп роста объема продукции, выпущенной в рамках государственного оборонного заказа, в % к 2015 году |
- |
- |
- |
- |
- |
120 |
120 |
120 |
||||||||
Задача 3 Повышение эффективности нефтегазодобывающего комплекса Томской области | ||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 3. Доля добычи нефти по трудноизвлекаемым запасам в общем объеме добычи нефти по Томской области, % |
- |
- |
- |
- |
- |
10,7 |
11,7 |
13 |
||||||||
Показатель 2 задачи 3. Индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", % |
- |
- |
- |
- |
- |
100,8 |
100,9 |
101,7 |
||||||||
Показатель 3 задачи 3. Прирост геологических ресурсов углеводородного сырья в отложениях доюрского комплекса Томской области, млн. т |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
15 |
20 |
||||||||
Задача 4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов федерального и регионального фондов развития промышленности для промышленных предприятий в целях реализации инвестиционных проектов, направленных на создание высокотехнологичных производств, в том числе импортозамещающих | ||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 4. Объем инвестиций в основной капитал по инвестиционным проектам, реализуемым с использованием Фонда развития промышленности Томской области, млн. рублей |
- |
- |
- |
- |
- |
100 |
120 |
112 |
||||||||
Ведомственные целевые программы, входящие в состав подпрограммы |
отсутствуют |
|||||||||||||||
Сроки реализации подпрограммы 4 |
2018-2020 годы |
|||||||||||||||
Объем и источники финансирования подпрограммы 4 (с детализацией по годам реализации), тыс. рублей |
Источники |
Всего |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||||
федеральный бюджет (по согласованию) |
617 000,00* |
- |
- |
- |
283 000,00* |
167 000,00* |
167 000,00* |
|||||||||
областной бюджет |
50 000,00 |
- |
- |
- |
50 000,00 |
- |
- |
|||||||||
местные бюджеты (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||
внебюджетные источники (по согласованию) |
2 801 000,00 |
- |
- |
- |
1 051 000,00 |
760 000,00 |
990 000,00 |
|||||||||
всего по источникам |
2 851 000,00 |
- |
- |
- |
1 101 000,00 |
760 000,00 |
990 000,00 |
* Федеральные источники финансирования подпрограммы 4, направленные на реализацию мероприятий и не являющиеся межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета областному бюджету, включают:
- средства субсидий из федерального бюджета, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2012 N 2396-р (поступают напрямую получателям на счета, открытые в кредитных организациях);
- средства Фонда развития промышленности, направленные на предоставление льготных займов томским промышленным предприятиям на реализацию инвестиционных проектов в рамках программы совместного финансирования с региональными фондами развития промышленности "Совместные займы", и средства частных инвесторов на реализацию указанных проектов.
Характеристика
сферы реализации подпрограммы 4 "Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Проведенный анализ развития промышленности показывает на положительную динамику развития ведущих отраслей обрабатывающей промышленности в Томской области: рост налоговых поступлений, инвестиций в основной капитал, объема отгруженных товаров, уровня заработной платы.
Однако для дальнейшего развития обрабатывающей промышленности Томской области и достижения поставленных задач по модернизации и техническому перевооружению существующих производств, созданию новой конкурентоспособной импортозамещающей продукции необходимо:
1. Создание условий для импортозамещения, в том числе:
дальнейшая реализация мероприятий "дорожных карт" "Расширение использования продукции и технологий предприятий Томской области, в том числе импортозамещающих" для вертикально-интегрированных российских компаний: ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Интер РАО", ПАО "Россети", ПАО "Сибур-Холдинг";
расширение использования продукции технологий предприятий Томской области, в том числе импортозамещающих для ГК "Автодор";
освоение производства импортозамещающей продукции в интересах оборонно-промышленного комплекса.
2. Создание условий для эффективного инвестирования в промышленность Томской области через новые формы государственной поддержки:
взаимодействие с Фондом развития промышленности, созданным на федеральном уровне;
проработка вопроса создания регионального фонда развития промышленности;
использование механизмов специальных инвестиционных контрактов;
внесение изменений в порядок предоставления государственной поддержки крупных инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности.
3. Кластерная политика на территории Томской области будет развиваться путем реализации стратегии развития нефтехимического кластера Томской области и инновационного территориального кластера "Smart Technologies Tomsk", сформированного на основе инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области".
4. Содействие участию промышленных предприятий Томской области в реализации государственных программ Российской Федерации:
"Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы"; "Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы"; "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы", "Государственный оборонный заказ", "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы".
5. Проведение мероприятий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Томской области.
6. Развитие внутриобластного, межрегионального и международного сотрудничества промышленных предприятий Томской области с целью максимального использования существующих мощностей и расширения кооперационных связей.
В настоящее время Томская область в своем социально-экономическом развитии столкнулась с проблемами, решение которых во многом позволит определить будущее благополучие региона. На протяжении почти полувека одной из главных предпосылок экономического развития и относительного социального благополучия является освоение наиболее доступной части ресурсов нефти и газа. В настоящее время потенциал основного драйвера роста уже практически исчерпан. Это вызывает необходимость поиска и освоения новых источников ресурсов (в Томской области - в районах правобережья р. Оби).
Другим резервом поддержания и наращивания объемов добычи углеводородного сырья является освоение трудноизвлекаемых ресурсов углеводородного сырья, которых на государственном балансе на территории области имеются значительные объемы.
Структура экономики Томской области сопоставима с общероссийской, так как в ней наряду с нефтегазовым сектором весьма заметную роль играют отрасли обрабатывающей промышленности и инновационной сферы. Потенциально наукоемкие производства: машиностроение, химическая промышленность, атомная промышленность - составляют основу несырьевой экономики региона.
Подпрограмма 4 включает в себя следующие основные мероприятия:
1. Содействие реализации инвестиционных проектов по техническому перевооружению и созданию новых производств.
Мероприятие будет осуществляться за счет реализации инвестиционных проектов:
"Строительство нового производства технических газов и сжатого воздуха, ООО "Криогенмаш-газ";
"Увеличение мощности производства метанола", ООО "Сибметахим";
"Создание и модернизация производства импортозамещающей продукции для ПАО "Газпром", ОАО "ТЭМЗ".
Кроме того, с целью привлечения дополнительных инвестиций Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области планирует дальнейшее взаимодействие с Фондом развития промышленности, созданным на федеральном уровне, в том числе посредством ресурсов Государственной информационной системы "Фонд развития промышленности" в специально созданном "личном кабинете"; проведение семинаров для руководителей промышленных предприятий с целью разъяснения действующих механизмов государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов, а также проведение мониторинга инвестиционных проектов, реализация которых возможна с привлечением льготных займов Фонда.
Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области выступает экспертом при предоставлении государственной поддержки крупным инвестиционным проектам.
2. Стимулирование спроса на высокотехнологичную продукцию промышленных предприятий, в том числе предприятий оборонно-промышленного комплекса:
мероприятие будет осуществляться за счет проектов АО "НПФ "Микран", отобранных в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы";
проведение мероприятий по реализации "дорожных карт" "Расширение использования продукции и технологий предприятий Томской области, в том числе импортозамещающих" для вертикально-интегрированных российских компаний: ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Интер РАО", ПАО "Россети", ПАО "Сибур Холдинг" и ГК "Автодор";
оказание содействия предприятиям и организациям оборонно-промышленного комплекса, в том числе взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе по вопросу деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.
3. Разработка и внедрение технологий в области трудноизвлекаемых запасов нефти.
С целью развития Кластера трудноизвлекаемых природных ресурсов создан проектный офис Кластера на базе Института природных ресурсов НИ ТПУ. Якорным проектом Кластера признан проект "Разработка технологий поиска и разведки потенциально продуктивных объектов в отложениях доюрского комплекса Томской области". Результатом реализации проекта станет технология (нематериальный актив), за счет использования которой Администрация Томской области сможет повысить привлекательность участков со схожими геологическими условиями для потенциальных инвесторов - недропользователей. Развитие технологий по трудноизвлекаемой нефти позволит обеспечить прирост потенциальных запасов и стабилизировать снижение объемов добычи нефти в долгосрочной перспективе.
4. Создание и обеспечение механизма финансовой поддержки развития промышленности.
С целью привлечения дополнительных инвестиций и предотвращения инвестиционного спада в обрабатывающих производствах необходимо обеспечить доступность финансовых ресурсов для промышленных предприятий в целях реализации инвестиционных проектов, направленных на создание высокотехнологичных производств, в том числе импортозамещающих.
Для решения поставленной задачи важно разработать новые механизмы поддержки реализации инвестиционных проектов, которые позволят предприятиям обрабатывающей промышленности привлекать дополнительные финансовые ресурсы на реализацию инвестиционных проектов по льготным ставкам. Одним из таких механизмов может стать создание регионального фонда развития промышленности в Томской области.
Федеральный и региональные фонды предоставляют займы под 1% и 5% годовых на реализацию проектов в рамках программ "Проекты развития" и "Комплектующие изделия" в соотношении 70% (федеральные средства) на 30% (средства регионов).
В соответствии с программой "Проекты развития" производится заемное финансирование проектов, реализуемых по приоритетным направлениям российской промышленности, направленных на разработку и внедрение на предприятиях перспективных технологий, соответствующих принципам наилучших доступных технологий (в том числе базовых отраслевых технологий), на производство новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим или экспортным потенциалом.
В соответствии с программой "Комплектующие изделия" предоставляется заемное финансирование на реализацию проектов, направленных на организацию и/или модернизацию производства комплектующих изделий, применяемых в составе промышленной продукции, перечисленной в Требованиях к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, приведенных в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".
Перечень показателей задач подпрограммы 4, а также сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета приведены в приложении N 14 "Перечень показателей задач подпрограммы 4 "Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области" и сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета" к государственной программе.
Перечень основных мероприятий и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 4 приведены в приложении N 15 "Перечень основных мероприятий и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 4 "Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области" к государственной программе.".
8. Приложение N 1 "Перечень показателей цели и задач государственной программы "Развитие предпринимательства в Томской области" и сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета" к Программе дополнить строками следующего содержания:
"Показатели задачи 3 государственной программы "Повышение предпринимательской активности в моногороде ЗАТО Северск за счет развития механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов" | |||||||||
7. |
Объем инвестиций в основной капитал по инвестиционным проектам, реализуемым с применением новых механизмов поддержки |
млн. рублей |
- |
год |
за отчетный период |
Суммарный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования при реализации инвестиционных проектов |
Ведомственная статистика |
Департамент инвестиций Томской области |
Февраль очередного года |
8. |
Количество созданных новых рабочих мест по инвестиционным проектам, реализуемым с применением новых механизмов поддержки |
ед. |
- |
год |
на конец отчетного периода |
Суммарная численность работников организаций, принятых на новые рабочие места, созданные в результате реализации инвестиционных проектов |
Ведомственная статистика |
Департамент инвестиций Томской области |
Февраль очередного года |
Показатели задачи 4 государственной программы "Создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Томской области" | |||||||||
9. |
Темп роста объема отгруженной промышленной продукции ведущих отраслей обрабатывающей промышленности, в % к 2015 году |
% |
- |
ежегодно |
за отчетный период |
Показатель рассчитывается как отношение фактического значения показателя объема отгруженной промышленной продукции в отчетном периоде к показателю в 2015 году, выраженному в процентах. Показатель характеризует динамику объема отгруженной промышленной продукции, что позволяет оценить темпы развития и общий уровень конкурентоспособности промышленности Томской области |
Расчет на основании статистических данных |
Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области |
до 20-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом |
10. |
Темп роста выработки на одного занятого ведущих отраслей обрабатывающей промышленности, в % к 2015 году |
% |
- |
ежегодно |
за отчетный период |
Показатель рассчитывается как отношение выработки на 1 занятого в экономике в отчетный год к выработке на 1 занятого в экономике в 2015 году, в процентах. Расчет выработки производится как отношение объема отгруженной продукции к среднесписочной численности работников. Показатель характеризует производительность труда (выработку на одного занятого) в промышленности и позволяет оценить один из основных факторов конкурентоспособности - эффективность работы промышленных предприятий |
Расчет на основании статистических данных |
Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области |
до 20-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом". |
9. Приложение N 2 "Ресурсное обеспечение государственной программы "Развитие предпринимательства в Томской области" к Программе изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
10. Приложение N 3 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы "Развитие предпринимательства в Томской области" за счет средств областного бюджета и целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета" к Программе изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
11. Приложение N 5 "Перечень основных мероприятий и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 1 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области" к Программе изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
12. Приложение N 8 "Общая потребность в ресурсном обеспечении реализации основных мероприятий государственной программы" к Программе изложить в новой редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
13. Приложение N 10 "Перечень ведомственных целевых программ и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 2 "Развитие сферы общераспространенных полезных ископаемых" к Программе изложить в новой редакции согласно приложению N 5 к настоящему постановлению.
14. В приложении N 11 "Обеспечивающая подпрограмма" к Программе:
таблицу 6 "Перечень мероприятий и ресурсное обеспечение реализации обеспечивающей подпрограммы" изложить в новой редакции согласно приложению N 6 к настоящему постановлению;
таблицу 7 "Информация о мерах государственного регулирования" изложить в новой редакции согласно приложению N 7 к настоящему постановлению;
дополнить таблицей 8 "Информация о мерах правового регулирования" согласно приложению N 8 к настоящему постановлению.
15. Дополнить приложением N 12 "Перечень показателей задач подпрограммы 3 "Повышение предпринимательской активности в моногороде ЗАТО Северск за счет развития механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов" и сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета" согласно приложению N 9 к настоящему постановлению.
16. Дополнить приложением N 13 "Перечень основных мероприятий и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 3 "Повышение предпринимательской активности в моногороде ЗАТО Северск за счет развития механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов" согласно приложению N 10 к настоящему постановлению.
17. Дополнить приложением N 14 "Перечень показателей задач подпрограммы 4 "Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области" и сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета" согласно приложению N 11 к настоящему постановлению.
18. Дополнить приложением N 15 "Перечень основных мероприятий и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 4 "Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области" согласно приложению N 12 к настоящему постановлению.
И.о. Губернатора Томской области |
А.М. Феденёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Томской области от 15 января 2018 г. N 10а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 N 492а"
Настоящее постановление вступает в силу с 15 января 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" (http://www.tomsk.gov.ru) 25 января 2018 г., в сборнике "Собрание законодательства Томской области" от 15 февраля 2018 г. N 2/1 часть 1
Постановлением Администрации Томской области от 27 сентября 2019 г. N 360а настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2020 г.