Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика цели ВЦП и направления работ по ее достижению
Стратегические цели деятельности исполнительной власти области в сфере социальной поддержки населения сформулированы с учетом региональных проблем и определенных стратегических приоритетов развития экономики:
- высокий уровень удовлетворенности населения оказанием социальных услуг и деятельностью власти;
- высокое качество жизни социально незащищенных слоев населения области;
- высокое качество социальных услуг;
- высокий уровень развития материально-технической базы учреждений социальной защиты.
На 1 января 2017 года инфраструктура учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов включает 33 областных государственных учреждения:
12 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 10 домов-интернатов общего типа, 2 дома-интерната психоневрологического типа, 2 комплексных центра социального обслуживания населения, 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, 18 центров социальной поддержки населения. В составе этих учреждений функционируют 23 отделения социального обслуживания на дому и 3 отделения срочной социальной помощи.
В течение 2016 года социальные услуги получили 8 931 получатель социальных услуг (далее - получатели), в том числе в форме социального обслуживания на дому - 4 701 получатель (52,6%), в форме полустационарного социального обслуживания - 2 060 получателей (23,1%), в форме стационарного социального обслуживания - 2 170 получателей (24,3%).
В связи с тем, что Законом Томской области от 8 октября 2014 года N 127-ОЗ "Об организации социального обслуживания граждан в Томской области" определена предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в размере полуторной величины прожиточного минимума, установленного Губернатором Томской области на душу населения, в 2016 году по сравнению с 2014 годом значительно возросло количество получателей социальных услуг на дому, которым услуги предоставлены бесплатно: с 7,4 % в 2014 году до 49,8 % в 2016 году.
В течение 2016 года ежемесячно получателям социальных услуг предоставлялось более 1,8 млн. социальных услуг.
Наиболее востребованными оказались социально-бытовые услуги, которые выбрали почти 95% получателей; социально-медицинские услуги получили около 78% получателей, социально-правовые - 98% получателей.
В Томской области совершенствуются условия предоставления социальных услуг, расширяется спектр дополнительных социальных услуг, внедряются в работу с населением инновационные стационарозамещающие технологии. К применяемым стационарозамещающим технологиям относятся: "детский сад" для пожилых людей и инвалидов, "приемная семья" для пожилых граждан, "услуги сиделки", "мобильные социальные службы", "семейные бригады социальных работников", "школа ухода за гражданами пожилого возраста", волонтерское движение "Рука помощи" и т. д.
Приоритетным направлением деятельности по совершенствованию социального обслуживания населения остается создание безопасных и качественных условий для круглосуточного проживания в стационарных учреждениях граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществляются мероприятия по усилению комплексной безопасности.
Достижение поставленной цели планируется путем развития сектора некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг и создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг; обеспечения доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
Второй не менее значимой функцией Департамента социальной защиты населения Томской области является предоставление гражданам мер социальной поддержки.
В Томской области реализуется более 70 различных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Общая численность получателей социальных выплат в 2016 году составила 391 445 человек, а с учетом детей, на которых назначены выплаты, - 416 317 человек, в том числе регулярные выплаты получили 410 679 человек, единовременные - 40 436 человек. По сравнению с 2015 годом численность получателей мер социальной поддержки (с учетом детей, на которых назначена выплата) увеличилась на 9 410 человек или на 2,3%. При этом многие жители Томской области получают две и более социальных выплат, установленных федеральным или региональным законодательством.
К числу самых востребованных видов выплат относятся:
- ежемесячные денежные выплаты и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- ежемесячная денежная выплата на оплату проезда в общественном транспорте;
- пособие малоимущим семьям с детьми;
- компенсация части родительской платы за посещение дошкольного образовательного учреждения;
- и др.
Одним из направлений по повышению эффективности социальной поддержки является деятельность по увеличению доли социальных выплат, предоставляемых с учетом критериев адресности и нуждаемости. Так, в 2010 году доля адресных мер социальной поддержки составляла 22% от общего количества, в 2014 - 28,6%, в 2015 - 30%, в 2016 - 34%.
Принцип адресности и нуждаемости применяется не только при введении новых социальных выплат. Пересматриваются условия предоставления и ранее установленных законодательством мер социальной поддержки. Наиболее активно эта работа проводится последние три года. За этот период внесены изменения в законы по следующим выплатам:
- ЕДВ на оплату проезда в общественном транспорте (с 2015);
- Компенсация части родительской платы за детский сад (с 2017);
- ЕДВ ветеранам труда Томской области (с 2017).
Также приоритетными направлениями деятельности по повышению качества и эффективности предоставления мер социальной поддержки является обеспечение приема заявлений и документов от граждан в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, через систему участковых специалистов органов социальной защиты населения, по предварительной записи на прием, а также путем организации в подведомственных Департаменту социальной защиты населения Томской области областных государственных казенных учреждениях - Центрах социальной поддержки населения клиентских служб, в которых обеспечиваются комфортные условия для приема граждан по принципу "одного окна". В результате данных мероприятий сокращается время приема граждан, повышается качество предоставления мер социальной поддержки.
Своевременное и качественное предоставление мер социальной поддержки является одним из условий социальной стабильности в обществе.
К числу вопросов, которые требуют решения в системе организации предоставления мер социальной поддержки, относятся:
- необходимость своевременного обновления орг- и компьютерной техники;
- обеспечение бесперебойной работы сети "Интернет", телефонной связи;
- совершенствование программного обеспечения - ведомственной информационной системы "Единая система социальной защиты населения";
- организация электронного взаимодействия со смежными ведомствами - органами ЗАГС, Пенсионного фонда, труда и занятости, кредитными организациями, отделениями связи и др., в том числе в целях взаимодействия с государственными информационными системами, такими как ГИС ЖКХ, ЕГИС СО и др.;
- совершенствование системы ведения личных дел получателей мер социальной поддержки путем использования технологий электронного документооборота.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.