Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
администрации Города Томска
от 01.02.2018 N 73
II. Анализ текущей ситуации
Предмет муниципальной программы
Город Томск является городом с 400-летней историей, которому официально присвоен статус исторического поселения (Приказ Министерства культуры Российской Федерации N 418, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 N 339 "Об утверждении перечня исторических поселений"). В соответствии с Государственной стратегией формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации Томск отнесен к числу территорий, перспективных для организации историко-архитектурных заповедников на основе сохранившегося деревянного центра старого города. Реализация этой задачи предполагает, что на территории Томска должны сохраняться не только объекты культурного наследия, но и все ценные градоформирующие объекты, включая планировку, сохранившуюся историческую застройку, природный ландшафт, форму и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
В рамках реализации этого подхода еще в 2004 году специалистами МУ по СИН "Томск исторический" было выделено восемь районов сосредоточения наиболее ценной исторической деревянной застройки, особенно ярко представляющих те или иные аспекты истории Томска как губернского города 19 - начала 20 века. Проект зон охраны объектов культурного наследия, утвержденный постановлением Администрации Томской области от 14.06.2012 N 226а, устанавливает в этих зонах регламенты строительной деятельности, исключающие изменение исторического облика данных районов и в то же время благоприятствующие развитию деревянного строительства в историческом стиле на месте малоценных или уже не подлежащих восстановлению зданий. Шесть районов из восьми рекомендованы к постановке на государственную охрану в качестве достопримечательных мест и включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Томской области, приказом Департамента по культуре и туризму Томской области от 29.03.2013 N 109/01-09.
В настоящее время на территории г. Томска насчитывается 116 деревянных зданий, являющихся объектами культурного наследия федерального или регионального значения, и еще 73 объекта включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, подлежащих постановке на государственную охрану. Помимо объектов культурного наследия, в соответствии с принципом комплексного сохранения, а также согласно Перечню объектов деревянного зодчества, расположенных на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденному решением Думы Города Томска от 04.02.2014 N 944 "Об установлении особого правового режима в отношении объектов деревянного зодчества, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", было выделено еще 512 деревянных зданий. Общее количество деревянных зданий, подлежащих сохранению (включая объекты культурного наследия, выявленные объекты, объекты ценной историко-архитектурной среды и объекты фоновой застройки), - 701 объект. Поадресный список данных объектов (в дальнейшем по тексту - объектов деревянного зодчества) приведен в приложении N 1 к муниципальной программе. Это тот минимум, который необходимо сохранить Томску, чтобы не утратить свой исторический облик и поддержать статус исторического поселения.
Настоящая муниципальная программа предусматривает финансирование мероприятий по организации архитектурных конкурсов на разработку архитектурных концепций развития исторических территорий. Выполнение научно-проектных работ "Историческое поселение федерального значения - г. Томск: проект границ территории исторического поселения. Проект предмета охраны исторического поселения", а также финансирование мероприятий на объектах деревянного зодчества, относящихся к муниципальному жилому фонду, либо имеющие в составе муниципальные жилые помещения или приватизированные жилые помещения (в том числе являющихся объектами культурного наследия регионального и федерального значения или выявленными объектами культурного наследия).
Объекты деревянного зодчества, не соответствующие данному критерию, за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" не финансируются.
Характеристика проблемы и причин ее возникновения
1. Первой проблемой, требующей системного решения, является отсутствие стратегического видения развития районов, сохранивших историческую деревянную застройку. Ограничения, установленные проектом зон охраны объектов культурного наследия г. Томска, сами по себе еще не могут обеспечить развития данных территорий и защитить их от деградации.
Во-первых, на сегодняшний день в отношении Томска, имеющего статус исторического поселения, не разработана градостроительная документация, предусмотренная Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Приказом Министерства культуры России от 12.07.2016 N 1604 "Об утверждении порядка включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах", а именно: проект границ и предмет охраны исторического поселения федерального значения "Город Томск" и расположенных на его территории достопримечательных мест, а также актуализированный на основе данной документации проект зон охраны объектов культурного наследия г. Томска. Отсутствие данной документации в Томске усложняет процедуру согласования градостроительной документации в Министерстве культуры Российской Федерации, запутывает процедуру выдачи разрешений на строительство, а также создает условия для строительства, грубо искажающего облик исторического центра города.
Вторым условием рационального использования данных территорий является наличие градостроительной документации, которая позволила бы, с одной стороны, сохранить их историко-архитектурный потенциал, а с другой - обеспечивала бы их полноценное и рациональное использование и успешную интеграцию в социально-экономическую и культурную жизнь современного Томска. На сегодняшний день относительно большей части исторических территорий указанная документация либо отсутствует, либо находится в противоречии с задачей сохранения исторического центра г. Томска и нуждается в актуализации. На стадии подготовки настоящей муниципальной программы была выделена территория общей площадью 229,5 гектара, занятая исторической деревянной застройкой и фактически "выключенная" из пространственного развития г. Томска. Если в ближайшее время не будет определено направление развития данной территории, она будет обречена на деградацию.
2. Вторая проблема связана с ветхим состоянием деревянных зданий, относящихся к муниципальному жилищному фонду. Из 701 объекта деревянного зодчества 545 зданий являются многоквартирными жилыми домами. Из них 51 объект признан аварийным и подлежащим расселению решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Еще 424 объекта относятся к ветхому жилищному фонду г. Томска, требуют капитального ремонта, а в ряде случаев - срочных противоаварийных мероприятий. Таким образом, объекты деревянного зодчества, относящиеся к жилищному фонду, образуют самую обширную и наиболее проблемную часть исторической деревянной застройки г. Томска.
Проблема ветхости объектов деревянного зодчества, относящихся к многоквартирным домам, решается в Томске с 2005 года. В период с 2005 по 2010 год за счет средств областного и городского бюджетов были проведены ремонтно-реставрационные работы на 49 объектах деревянного зодчества. В 2010 году реставрационные работы на объектах деревянного зодчества были приостановлены, а основное внимание было сосредоточено на приведении объектов деревянного зодчества, относящихся к многоквартирным домам, в нормативное техническое состояние. В 2010-2015 годы ремонтные мероприятия на объектах деревянного зодчества велись в рамках реализации городских целевых программ "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2010-2012 гг. (утвержденной постановлением администрации Города Томска от 23.09.2009 N 881), "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013-2015 гг. (утв. постановлением администрации Города Томска от 10.07.2012 N 811) и подпрограммы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" муниципальной программы "Доступное и комфортное жилье" на 2015-2025 гг. (утвержденной постановлением администрации Города Томска от 19.09.2014 N 944).
В этот период в числе многоквартирных домов, признанных решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда требующими капитального ремонта, было отремонтировано 35 объектов деревянного зодчества.
Вместе с тем необходимо отметить, что подпрограмма "Капитальный ремонт многоквартирных домов" муниципальной программы "Доступное и комфортное жилье" на 2015-2025 гг. нацелена прежде всего на приведение многоквартирных домов в нормативное состояние, не позволяет проводить мероприятия по реставрации фасадов и восстановлению декора и не может обеспечить планомерного восстановления исторического облика Томска: дома, ремонтируемые в рамках программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" рассредоточены по разным районам города и не образуют целостных архитектурных комплексов. Кроме того, следует иметь в виду, что сохранение жилой функции в сегодняшних экономических условиях далеко не всегда позволяет обеспечить нормальную эксплуатацию деревянных зданий. Следовательно, наряду с капитальным ремонтом необходимо наращивать объемы расселения деревянных домов с их последующим выведением из жилого фонда и восстановлением за счет средств инвесторов.
В связи с вступлением в силу постановления Администрации Томской области от 30.12.2013 N 597а "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области" появилась возможность частично решать проблему ветхого состояния объектов деревянного зодчества за счет средств регионального фонда капитального ремонта.
В рамках реализации указанной региональной программы в отношении объектов деревянного зодчества, относящихся к многоквартирным домам, могут выполняться следующие мероприятия:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- ремонт крыши;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- ремонт фасада;
- утепление фасада;
- установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
- ремонт фундамента многоквартирного дома;
- переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую;
- устройство выходов на кровлю;
- разработка проектной документации (в случае если в соответствии с действующим законодательством требуется ее разработка), включая проведение проверки достоверности определения сметной стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту;
- проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной историко-культурной экспертизы в отношении многоквартирных домов, в установленном порядке признанных объектами исторического и культурного наследия, в случае если в соответствии с действующим законодательством требуется проведение таких экспертиз;
- осуществление строительного контроля.
В региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области не предусмотрены мероприятия, необходимые для приведения объектов деревянного зодчества в нормативное состояние:
- замена перекрытий,
- замена венцов,
- ремонт печей,
- восстановление декора.
Помимо этого, стоимость выполнения ремонтных работ на объектах деревянного зодчества, являющихся объектами культурного наследия, значительно выше предельной стоимости услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. В соответствии с ч. 4 ст. 190 ЖК РФ превышение предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Таким образом, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области не позволяет полностью решить проблему сохранения деревянного зодчества г. Томска.
Обоснование решения проблемы посредством реализации муниципальной программы
Проблема сохранения деревянного зодчества требует комплексного и дифференцированного подхода.
В соответствии с настоящей муниципальной программой первым шагом к решению этой проблемы должно стать выполнение научно-проектных работ "Историческое поселение федерального значения - г. Томск: проект границ территории исторического поселения. Проект предмета охраны исторического поселения". Перечень объектов деревянного зодчества, рекомендуемых к включению в предмет охраны и в перечень ценных градоформирующих объектов исторического поселения федерального значения "Город Томск", приведен в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
Следующим шагом является разработка архитектурных концепций развития исторических территорий, определяющих их наиболее оптимальное функциональное использование и архитектурно-планировочную организацию.
Архитектурные концепции, с одной стороны, позволят упорядочить ведущуюся сегодня работу по реставрации и капитальному ремонту исторических зданий, а также их расселению, выведению из жилого фонда и использованию в соответствии с наиболее оптимальной для данной территории функции. С другой стороны, они станут основой для подготовки технических заданий на разработку проектов планировки и межевания, проектов комплексного благоустройства, а также для подготовки комплекта предложений по уточнению градостроительных регламентов, что в конечном счете создаст условия для комплексного развития исторического центра Томска. В качестве наиболее оптимального пути подготовки архитектурных концепций в соответствии с муниципальной программой является организация открытых архитектурных конкурсов на разработку архитектурных концепций развития наиболее проблемных территорий комплексного сосредоточения объектов деревянного зодчества. Это, с одной стороны, позволит получить несколько вариантов развития каждой конкретной территории для принятия наиболее оптимального решения, а с другой - вовлечь архитектурное сообщество в обсуждение и решение проблем развития исторического центра г. Томска. За весь период реализации муниципальной программы планируется провести 3 архитектурных конкурса на разработку архитектурных концепций развития исторических территорий общей площадью 266 259 кв. м, что составит 11,61% относительно общей площади территории, нуждающейся в разработке архитектурных концепций.
Проблему ветхого состояния объектов деревянного зодчества, относящихся к многоквартирным домам, в соответствии с муниципальной программой предлагается решать следующими путями:
1. Проведение ремонтно-реставрационных мероприятий на объектах деревянного зодчества г. Томска, относящихся к многоквартирным домам.
2. Выведение объектов деревянного зодчества из жилого фонда с целью их восстановления за счет средств инвесторов.
3. Проведение мероприятий по обеспечению сохранности неэксплуатируемых объектов деревянного зодчества, находящихся в муниципальной имущественной казне Города Томска.
Для выработки планомерного подхода к решению проблемы сохранения деревянного зодчества г. Томска и определения наиболее оптимального пути работы с каждым конкретным объектом (капитальный ремонт с сохранением жилой функции или расселение и выведение из жилого фонда) настоящей муниципальной программой также предусмотрены мероприятия по обследованию состояния технических конструкций.
В результате реализации муниципальной программы при планируемом финансировании будет проведено обследование 72 деревянных объектов культурного наследия, разработано 55 комплектов проектно-сметной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ (капитального ремонта), а также 137 объектов деревянного зодчества будут приведены в нормативное состояние. К концу 2020 года доля объектов деревянного зодчества, находящихся в нормативном состоянии, в общем количестве объектов, подлежащих сохранению, составит 34,0%.
Мероприятия по выборочному капитальному ремонту или расселению объектов деревянного зодчества, учтенных в приложении 1 к настоящей муниципальной программе, но не включенных в план муниципальной программы на 2015-2020 гг., предполагается осуществлять в рамках муниципальных программ "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2017-2020 гг. (утвержденной постановлением администрации Города Томска от 09.11.2016 N 1173) и "Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда" на 2017-2020 гг. (утвержденной постановлением администрации Города Томска от 09.11.2016 N 1174). В настоящую муниципальную программу включены мероприятия по обследованию указанных объектов, а также мероприятия по разработке архитектурных концепций развития районов, в которых они расположены.
Анализ рисков реализации муниципальной программы и меры по их управлению
В ходе реализации муниципальной программы возможны внешние риски, наступление или ненаступление которых не зависит от действий ответственного исполнителя муниципальной программы.
Внешние риски могут являться следствием:
- возникновения дестабилизирующих общественных процессов;
- изменения федерального и областного законодательства о местном самоуправлении;
- снижения объема финансирования по муниципальной программе в результате ухудшения финансового положения муниципального образования "Город Томск" и пересмотра параметров соответствующего бюджета.
Мерами управления рисками являются:
- обеспечение своевременного внесения изменений в муниципальную программу, в том числе в целях ее приведения в соответствие с решениями Думы Города Томска о бюджете муниципального образования "Город Томск" и плановый период и изменениями в данное решение;
- формирование заявок и предложений для обеспечения финансирования муниципальной программы из бюджета муниципального образования "Город Томск", а также для привлечения софинансирования из иных бюджетных источников и внебюджетных источников.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 1 февраля 2018 г. N 73 "О внесении изменений в постановление администрации Города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.