Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика цели ВЦП и направления работ по ее достижению
Для устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности сельского хозяйства, в том числе роста показателей производительности труда и роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, одним из приоритетов аграрной политики Томской области является обеспечение агропромышленного комплекса и сельских территорий качественными трудовыми ресурсами, квалифицированными консультационными услугами и доступными информационными ресурсами.
По состоянию на 01.01.2018 года в Томской области числилось 1769 работников, занимающих должности руководителей и специалистов, 924 из которых имеют высшее профессиональное образование (52,2% от общего числа), 609 - среднее профессиональное образование. По отношению к 2017 году, количество руководителей сельскохозяйственных организаций осталось на прежнем уровне, при этом увеличилась доля руководителей, имеющих высшее образование.
В сельскохозяйственных организациях Томской области работает 17 главных зоотехников, 12 из которых (70,6 %) с высшим образованием; 149 ветеринарных врачей и фельдшеров , 116 из которых (77,8%) с высшим образованием; зоотехников всех специальностей, в том числе селекционеров - 86, 35 из которых (40,7%) с высшим образованием. Низкая квалификация приводит к ошибкам в селекционно-племенной работе, некачественному ветеринарному обслуживанию, недостаткам в содержании и обслуживании крупного рогатого скота, что в свою очередь ведет к снижению показателей надоев и валового производства молока.
Для достижения высоких производственных показателей необходимы повышение профессионального уровня кадров агропромышленного комплекса, организация трудового соперничества сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для достижения целей и решения задач устойчивого развития сельских территорий необходимо также повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления путем создания условий и стимулов для проведения ими эффективной работы по социально-экономическому развитию территорий, поощрение муниципальных образований, демонстрирующих наилучшие результаты деятельности.
В целях повышения качества подготовки кадров необходимо укреплять научную, учебную, производственную и опытную базу подготовки кадров, проводить мероприятия, конференции, семинары, способствующие доведению инновационных разработок в аграрном секторе до сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствовать мотивационный механизм материального и морального поощрения специалистов и работников массовых профессий, в том числе проводить областные конкурсы с премированием победителей, показавших наилучшие результаты деятельности.
В 2017 году принято на работу в сельскохозяйственные организации 2120 человек, что на уровне прошлого года, при этом доля выпускников также осталась на прежнем уровне. Доля принятых на работу по рабочим специальностям увеличилась и составила в 2017 году 41,0% от общего числа работающих. На 57 человек увеличилась численность штатных механизаторов.
Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
В целях совершенствования условий получения и содержания профессионального образования необходимо развивать систему целевой подготовки специалистов в отраслевых образовательных организациях, реализовывать в сельских школах профориентационные проекты в области сельскохозяйственного производства, а также стимулировать приток кадров на село с помощью предоставления социальных выплат.
Приоритетным направлением развития сельского хозяйства Томской области является развитие животноводства. По данным на 01.01.2018 г., животноводством в области занималось 46 хозяйств. Полностью укомплектованы кадрами 12 хозяйств (27,3%), 9 хозяйств (20,5%) не имеют в штате специалистов, в 25-и хозяйствах работает по 1 специалисту (зоотехник, либо ветврач).
Для роста обеспеченности кадрами сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлечения и закрепления молодежи в сельской местности необходимо проводить мероприятия по информационному обеспечению, направленные на создание положительного образа сельских территорий и АПК, информирование широких масс населения о сравнительных преимуществах жизни в сельской местности, в том числе о доступном и просторном жилье, здоровой окружающей среде, дружелюбной социальной атмосфере, возможностях для реализации молодежи и предпринимателей.
Эффективное использование научно-технических достижений в сельском хозяйстве в значительной степени зависит от механизма доведения знаний до товаропроизводителей.
В целях повышения эффективности агропромышленного производства и качества жизни сельского населения на основе освоения достижений научно-технического прогресса и использования знаний об инновационных методах производства, развития сельских территорий и жизнеобеспечения сельского населения важными задачами являются расширение доступа к консультационным и методическим услугам, совершенствование форм и методов консультационной деятельности.
Ежегодно сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению оказывается около 3000 консультационных услуг. При этом 60 процентов консультаций по разным направлениям получают фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств.
Переход сельских территорий к устойчивому развитию тормозится отсутствием эффективной системы информационного взаимодействия с органами местного самоуправления, являющихся важным звеном в реализации государственной политики.
В этой связи необходимо продолжить работу по формированию единой системы информационного обеспечения, расширения доступа сельхозтоваропроизводителей и муниципальных органов управления АПК к государственным информационным ресурсам и базам данных, обеспечение их информационными продуктами, содержащими актуальную научную, экономическую, технологическую, техническую и иную информацию по направлениям сельского хозяйства и развития сельских территорий. Создание информационных ресурсов и баз данных должно быть направлено как на информирование широкого круга потребителей о производителях и ассортименте сельскохозяйственной продукции, так и на практическое использование сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Для оценки эффективности реализации настоящей Программы используются целевые индикаторы, представленные в таблице 2.
Таблица 1.
Целевые индикаторы Программы
Показатели |
Ед. изм. |
2018 г |
2019 г |
2020 г |
Количество молодых специалистов, привлеченных в сферу агропромышленного комплекса |
Человек |
35 |
35 |
35 |
Количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставлена консультационная и информационная поддержка |
Штук |
110 |
110 |
110 |
Обеспечение государственной поддержки в полном объеме позволит обеспечить достижение поставленной цели Программы по всем индикаторам.
Таблица 2.
Кадровый состав работников, замещающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций по состоянию на 01.01.2017 года
N |
Наименование должностей |
Количество штатных единиц |
Фактически работает, чел. |
Из числа фактически работающих (гр.4): |
Принято на работу |
Уволено с работы |
|||||||||
имеют профессиональное образование |
не имеют высшего или среднего профессионального образования |
лица в возрасте |
Повысили квалификацию в отчетном году в системе дополнительного профессионального образования |
||||||||||||
Всего |
в том числе женщин |
высшее |
среднее |
всего |
в т.ч. обучается по заочной или вечерней формам |
до 30 лет |
старше: 55 л.-жен. 60 л.-муж. |
Всего |
из них молодых специалистов выпуска отчетного года |
Всего |
в т.ч. по инициативе администрации как несправившиеся с работой или скомпрометировавшие себя |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
Всего работников, занимающих, должности руководителей и специалистов |
1876,5 |
1774 |
979 |
873 |
658 |
245 |
50 |
268 |
238 |
196 |
232 |
24 |
173 |
6 |
2 |
Руководители сельскохозяйственных организаций |
203 |
195 |
30 |
89 |
85 |
11 |
0 |
16 |
40 |
12 |
3 |
0 |
2 |
0 |
3 |
Освобождённые заместители руководителей |
36 |
36 |
13 |
26 |
5 |
4 |
0 |
1 |
7 |
5 |
3 |
0 |
6 |
0 |
4 |
Главные специалисты - всего |
195,1 |
177 |
75 |
137 |
35 |
5 |
3 |
13 |
32 |
22 |
23 |
2 |
21 |
1 |
5 |
Главные агрономы |
20 |
18 |
2 |
16 |
0 |
1 |
2 |
4 |
3 |
7 |
3 |
1 |
0 |
0 |
6 |
Главные зоотехники, в т.ч. гл. селекционеры |
22 |
19 |
12 |
12 |
7 |
0 |
0 |
1 |
4 |
2 |
2 |
0 |
3 |
0 |
7 |
Главные ветеринарные врачи |
23,1 |
17 |
8 |
14 |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
4 |
0 |
3 |
0 |
8 |
Главные инженеры всех специальностей |
39 |
38 |
0 |
28 |
8 |
2 |
1 |
6 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
0 |
9 |
Главные энергетики и электрики |
15 |
12 |
0 |
6 |
6 |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
Главные гидротехники и мелиораторы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11 |
Главные экономисты |
13 |
11 |
10 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
12 |
Главные бухгалтеры |
46 |
45 |
40 |
35 |
10 |
1 |
0 |
2 |
8 |
3 |
10 |
1 |
10 |
0 |
13 |
Другие должности главных специалистов |
17 |
17 |
3 |
15 |
1 |
1 |
0 |
0 |
8 |
2 |
3 |
0 |
1 |
0 |
14 |
Руководители среднего звена |
289 |
269 |
125 |
84 |
123 |
69 |
13 |
26 |
40 |
14 |
34 |
1 |
32 |
1 |
15 |
Работники служб управления персоналом всех уровней без совместителей, всего |
43,1 |
43 |
39 |
22 |
18 |
3 |
2 |
9 |
9 |
4 |
7 |
1 |
2 |
0 |
16 |
Другие работники, занимающие должности руководителей |
43 |
45 |
24 |
27 |
15 |
3 |
0 |
6 |
8 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
17 |
Специалисты по охране труда и технике безопасности |
26,5 |
23 |
15 |
13 |
8 |
2 |
1 |
2 |
5 |
7 |
1 |
0 |
2 |
0 |
18 |
Специалисты юридической службы всех уровней |
17 |
16 |
13 |
16 |
0 |
0 |
0 |
7 |
1 |
2 |
5 |
0 |
6 |
0 |
19 |
Работники маркетинговых, коммерческих и снабженческих служб всех уровней |
106 |
103 |
69 |
58 |
26 |
26 |
2 |
27 |
3 |
0 |
13 |
1 |
16 |
3 |
20 |
Специалисты-строители всех уровней |
18 |
18 |
8 |
13 |
5 |
0 |
0 |
7 |
2 |
0 |
2 |
3 |
1 |
0 |
21 |
Специалисты службы землеустройства |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
22 |
Специалисты по информационным технологиям |
19,5 |
20 |
1 |
12 |
6 |
4 |
1 |
9 |
0 |
0 |
7 |
1 |
2 |
0 |
23 |
Специалисты, всего (кроме главных) |
880,35 |
829 |
567 |
376 |
332 |
118 |
28 |
145 |
91 |
58 |
133 |
15 |
82 |
2 |
24 |
Агрономы всех специальностей |
30 |
25 |
7 |
18 |
6 |
0 |
2 |
6 |
2 |
4 |
7 |
1 |
5 |
0 |
25 |
Зоотехники всех специальностей |
67 |
60 |
52 |
32 |
23 |
5 |
4 |
7 |
5 |
10 |
11 |
2 |
6 |
1 |
26 |
Ветеринарные врачи, ветфельдшеры, ветинспекторы, ветсанитары |
131 |
128 |
102 |
52 |
61 |
15 |
5 |
34 |
6 |
9 |
30 |
0 |
14 |
1 |
27 |
Специалисты по воспроизводству стада |
39 |
32 |
25 |
2 |
16 |
14 |
1 |
2 |
3 |
7 |
6 |
1 |
7 |
0 |
28 |
Инженеры и техники всех специальностей |
108,1 |
106 |
9 |
60 |
23 |
22 |
5 |
18 |
10 |
2 |
16 |
5 |
7 |
0 |
29 |
Энергетики и электрики |
78,5 |
64 |
1 |
9 |
36 |
19 |
0 |
10 |
8 |
7 |
7 |
0 |
7 |
0 |
30 |
Инженеры мелиораторы и техники-гидротехники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
31 |
Экономисты всех специальностей |
28 |
27 |
25 |
25 |
1 |
0 |
0 |
9 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
0 |
32 |
Бухгалтеры всех специальностей |
222,3 |
211 |
206 |
114 |
77 |
19 |
7 |
42 |
23 |
14 |
26 |
1 |
17 |
0 |
33 |
Специалисты по охране окружающей среды (экологи) |
8,2 |
9 |
8 |
7 |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
34 |
Другие работники, занимающие должности специалистов |
168,25 |
167 |
131 |
56 |
87 |
24 |
4 |
16 |
31 |
0 |
25 |
4 |
14 |
0 |
Реализация ВЦП будет способствовать достижению цели Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области - проведению эффективной аграрной политики и решению задачи содействия устойчивому развитию сельских территорий на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения доступными информационными ресурсами, квалифицированными консультационными услугами и качественными трудовыми ресурсами, что позволит сохранить кадровый, социальный и экономический потенциал сельских территорий и агропромышленного комплекса и обеспечит повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны.
ВЦП принимает во внимание приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, Сибири и Томской области, задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 и N 597 и направлена на создание условий и предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение положительной динамики экономических показателей сельскохозяйственного производства Томской области.
В целях реализации комплексного подхода к развитию сельских территорий региона и повышения эффективности проведения мероприятий Программы при ее разработке в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации учтены схемы территориального планирования Томской области и муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов.
В результате реализации мероприятий ВЦП улучшится социальная обстановка на селе вследствие сохранения существующих и создания новых рабочих мест, произойдет рост налогооблагаемой базы.
Достижение цели ВЦП будет осуществляться за счет предоставления государственной поддержки по следующим направлениям:
1. Предоставление государственных услуг и (или) выполнение работ в сфере сельского хозяйства областным государственным бюджетным учреждением "Аграрный центр Томской области" в соответствии с государственным заданием, в том числе:
1.1. Предоставление консультационной помощи субъектам государственной поддержки сельскохозяйственного производства;
1.2. Информационное обеспечение субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства с использованием информационно-коммуникационной сети "Интернет" и средств массовой информации (далее - СМИ);
1.3. Подготовка, выпуск и распространение печатных информационных материалов, формирование отчетности в рамках государственной поддержки сельскохозяйственного производства;
1.4. Организация и проведение информационно-коммуникационных мероприятий для субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
2. Стимулирование организаций и работников агропромышленного комплекса к достижению высоких результатов деятельности, в том числе:
2.1 Организация и проведение областных конкурсов в агропромышленном комплексе Томской области:
- премирование муниципальных образований Томской области - победителей областного конкурса в агропромышленном комплексе Томской области,
- предоставление субсидий победителям областного конкурса в агропромышленном комплексе,
- премирование победителей областного конкурса среди работников агропромышленного комплекса Томской области;
2.2. Предоставление премии Губернатора Томской области имени Героя Социалистического труда Белозерцевой Екатерины Наумовны.
3. Подготовка, привлечение и закрепление квалифицированных кадров в АПК, в том числе:
3.1 Предоставление грантов в форме субсидий бюджетным учреждениям на поддержку профориентационных проектов в области сельскохозяйственного производства.
3.2 Предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на подготовку, переподготовку, повышение квалификации и поддержку кадров агропромышленного комплекса:
- подготовка кадров агропромышленного комплекса,
- повышение квалификации и переподготовка кадров агропромышленного комплекса,
- поддержка студентов в сфере агропромышленного комплекса,
- поддержка молодых специалистов, прибывших на работу к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
4. Информационное обеспечение в области сельскохозяйственного производства, в том числе:
4.1. Организация внедрения программных продуктов в целях создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, представляющей собой совокупность информации о состоянии сельского хозяйства и информационных технологий, технических средств, обеспечивающих ее обработку, а также обеспечение информационными материалами в области сельскохозяйственного производства.
5. Инновационное развитие агропромышленного комплекса, в том числе:
5.1 Организация мероприятий, способствующих инновационному развитию аграрного сектора;
5.2 Создание, развитие и обеспечение деятельности научной, учебной, производственной и опытной базы для подготовки кадров;
5.3 Развитие и обеспечение деятельности НП "Центр инновационного развития АПК Томской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.