Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика цели ВЦП и направления работ по ее достижению
Финансовая грамотность - это знания и навыки управления финансовыми инструментами, способность принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.
Проблема недостаточной финансовой грамотности населения в последние годы стала актуальной как в России, так и в целом ряде развитых и развивающихся стран. Особенной остроты она достигла в условиях глобального финансового кризиса, с повышением долговой нагрузки домохозяйств, недостаточностью сбережений и неумением населения предпринять рациональные шаги по защите своих сбережений и улучшению финансового положения.
При этом для России характерно быстрое построение сложной финансовой системы, которая приводит к появлению на рынке разнообразных и не всегда простых для понимания финансовых продуктов и услуг. Это ставит перед населением задачи, к решению которых оно в большинстве своем недостаточно хорошо готово.
Кроме того, у значительной части населения в силу социалистического прошлого отсутствуют традиции использования финансовых инструментов. Новые навыки приобретаются в основном молодежью и людьми средних лет, тогда как старшее поколение наиболее трудно понимает и принимает перемены в финансовой сфере. Отсутствие у граждан финансовых знаний, навыков планирования личного бюджета, опыта анализа и обоснованного выбора финансовых услуг в условиях агрессивной рекламы таких услуг может привести к нерациональности финансового поведения, неоправданным рискам в надежде получения быстрого дополнительного заработка. Или напротив, столкнувшись с мошенническими действиями в финансовой сфере, население начинает занимать крайне консервативную позицию и неоправданно ограничивает свое взаимодействие с любыми финансовыми институтами, особенно негосударственными. Оба крайних варианта финансового поведения наносят вред как личным бюджетам граждан, так и экономике в целом, поскольку создают препятствия для улучшения материального положения населения, а также снижают возможности инвестиций в экономику.
Недостаточность уровня финансовых знаний населения подтверждается опросами <*>. Хотя за период с 2008 года оценка населением собственного уровня финансовой грамотности выросла (доля населения, считающего свои знания отличными, хорошими либо удовлетворительными, увеличилась с 46 до почти 70 процентов опрошенных), однако оценка конкретных знаний показывает, что в действительности их уровень невысок:
1) недостаточно развито планирование личного бюджета: подобное планирование осуществляет менее 30 процентов опрошенных (в г. Томске показатель выше - 44 процента опрошенных), при этом ежегодно эта доля сокращается);
2) крайне слабы знания относительно системы страхования вкладов (более 50 процентов опрошенных не имеют о ней никакого представления);
3) еще не стало распространенной практикой сравнение финансовых услуг, предлагаемых в различных компаниях (лишь около половины опрошенных старается проводить такие сравнения, в г. Томске ситуация несколько лучше - 66 процентов старается проводить подобные сравнения), а также предварительное ознакомление с текстом заключаемого договора (менее 40 процентов опрошенных читают договор и уточняют непонятные моменты);
4) население преимущественно заблуждается относительно того, что является финансовой пирамидой, демонстрируя при этом избыточную настороженность относительно предлагаемых финансовых продуктов и услуг;
5) граждане недостаточно уверены в том, что спор с финансовой организацией по поводу финансовых услуг может быть разрешен быстро и справедливо (уверенных в быстром положительном исходе всего 15 процентов).
Важной предпосылкой для развития культуры сбережения является рост доходов населения, позволяющий направлять личные средства не только на текущее потребление, но и на сбережение. В целом по Российской Федерации в течение уже более 10 лет наблюдается превышение совокупных доходов населения над его текущими расходами, при этом процент превышения колеблется от 25 до 30 процентов.
В 2016 году объем денежных доходов населения сложился в размере 54113 млрд рублей и увеличился на 1,1 процента по сравнению с предыдущим годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 39556,6 млрд рублей, что на 4 процента больше, чем в 2015 году. Сбережения населения за этот период составили 6606,5 млрд рублей и снизились на 12,6 процента по сравнению с предыдущим годом.
По данным Росстата, в декабре 2016 года денежные доходы населения Томской области в виде накоплений сбережений во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости составляли 6782,9 млн рублей, в декабре 2017 года - 5054,3 млн рублей, что составило 14,1 процента общей суммы доходов за декабрь 2017 года. Потребительские расходы в расчете на душу населения в декабре 2017 года составили 18733,8 рубля и увеличились по сравнению с декабрем 2016 года на 4 процента, а по сравнению с ноябрем 2017 года увеличились на 17 процентов.
По данным Центрального банка Российской Федерации, общая сумма средств физических лиц, привлеченных кредитными организациями Томской области (депозиты физических лиц) на начало 2017 года, - 117 млрд рублей, на 1 января 2018 года - 125 млрд рублей. Размер средств в иностранной валюте и драгоценных металлах на начало 2017 года - 15 процентов от общего объема накоплений (15,6 млрд рублей), на 1 января 2018 года - 10,9 процента (13,6 млрд рублей).
Задолженность по предоставленным кредитам физическим лицам на 1 января 2018 года - 89,5 млрд рублей. На 1 января 2013 года задолженность по предоставленным кредитам физических лиц составляла 66,8 млрд рублей. Просроченная задолженность по предоставленным кредитам физическим лицам на 1 января 2018 года составила 5,6 млрд рублей. На 1 января 2013 года просроченная задолженность по предоставленным кредитам составляла 5,9 млрд рублей, в том числе физических лиц - 2,3 млрд рублей (по ипотечным кредитам - 223 млн рублей).
Таким образом, предпосылки для активизации потребления населением финансовых услуг, а, следовательно - потребности в повышении финансовой грамотности будут нарастать.
Повышение финансовой грамотности населения невозможно без развития финансовой инфраструктуры и расширения спектра финансовых услуг с учетом потребностей населения.
По данным Центрального банка Российской Федерации, на начало 2016 года в Томской области действовало 17 кредитных организаций и их филиалов, что ставило Томскую область на 5 место среди других субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ (лидером по числу кредитных организаций и их филиалов является Новосибирская область). При этом в Томской области, как и в федеральном округе и в Российской Федерации в целом, отмечается снижение числа действующих кредитных организаций и их филиалов.
<*> Опрос Национального агентства финансовых исследований по Российской Федерации; опрос компанией Relation Consulting населения г. Томска
Таблица 1. Количество кредитных организаций и их филиалов
|
01.01.2016 |
01.01.2017 |
01.01.2018 |
|||
Число кредитных организаций |
Число филиалов |
Число кредитных организаций |
Число филиалов |
Число кредитных организаций |
Число филиалов |
|
Томская область |
2 |
15 |
1 |
12 |
1 |
11 |
Новосибирская область |
6 |
53 |
6 |
45 |
4 |
40 |
Сибирский федеральный округ |
41 |
163 |
37 |
134 |
26 |
110 |
Российская Федерация |
733 |
1398 |
635 |
1115 |
496 |
916 |
Помимо этого, в настоящее время в области действует 24 операционных офиса кредитных организаций, более 24 страховых компаний и их филиалов, 8 инвестиционных компаний. На территории области установлено 1443 банкомата (1,3 на 1 тыс. человек населения).
Отмечается высокая концентрация финансовой инфраструктуры в крупных городах (Томск, Северск), вследствие чего основными ее пользователями являются именно городские жители, в то время как население в районах минимально вовлечено в потребление финансовых услуг.
Таким образом, основными причинами проблемы недостаточной финансовой грамотности населения являются:
1) исторически сложившееся отсутствие культуры управления личными финансами, неумение пользоваться всем разнообразием предлагаемых на рынке финансовых инструментов, многообразие финансовых продуктов и их агрессивная реклама;
2) недостаточность возможностей для обучения финансовой грамотности различных категорий населения, в том числе поддерживаемых со стороны государства (экспресс-курсов, теле- и радиопередач, тематических изданий), при недостаточном доверии граждан информации, получаемой от организаций, оказывающих финансовые услуги;
3) недостаточная мотивированность населения обучаться управлению личными финансами (надежда на "авось", опасение деятельности любых финансовых структур и т.п.);
4) недостаточная сеть организаций, оказывающих финансовые услуги, в небольших городах и в сельской местности.
Особого внимания требует молодежь (старшеклассники общеобразовательных организаций, учащиеся профессиональных образовательных организаций, организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, студенты образовательных организаций высшего образования и другие), а также взрослое население области со средним и низким уровнем дохода, которые в настоящее время либо в ближайшей перспективе станут активными пользователями финансовых услуг.
В случае если проблема недостаточного уровня финансовой грамотности населения решаться не будет, в области будет наблюдаться отставание роста благосостояния населения и сравнительное замедление роста экономики, недостаточное развитие финансового сектора и нарастание финансовых потерь населением в связи с нерациональными решениями при управлении личными бюджетами.
В соответствии с Соглашением о займе между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития реализуется федеральный Проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (далее - Проект). Исполнителем Проекта является Министерство финансов Российской Федерации. Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов осуществляет техническое содействие Минфину России в реализации Проекта. Проект призван сформировать условия для повышения финансовой грамотности российских граждан путем разработки и внедрения образовательных программ и широкого информирования общественности о подходах и правилах грамотного финансового поведения. Проект также способствует укреплению и расширению имеющихся в России программ и проектов в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей и содействует появлению новых инициатив в этой сфере.
Министерством финансов Российской Федерации, Некоммерческим Фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и Администрацией Томской области подписан Договор о реализации Проекта, определяющий обязанности данных структур в рамках реализации Проекта на территории Томской области.
Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за исполнение на территории Томской области мероприятий Проекта, разработку и утверждение порядка его реализации, является Департамент финансов Томской области. В целях обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти Томской области, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, образовательных организаций, финансово-кредитных, страховых организаций и иных организаций, средств массовой информации по реализации Проекта в Томской области создан Координационный совет.
Координационный совет определяет стратегические направления работы, осуществляет общий контроль за реализацией Проекта, технический контроль за реализацией конкретных мероприятий в рамках Проекта, а также оказывает содействие в реализации Проекта на территории Томской области. Координационный совет вносит предложения об уточнении и изменении в случае необходимости перечня программных мероприятий. Состав и Положение о Координационном совете утверждены распоряжением Губернатора Томской области от 26.02.2015 N 56-р "О создании Координационного совета по повышению финансовой грамотности населения Томской области".
В ходе реализации Проекта решаются три основные задачи:
1) повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и образовательных организаций высшего образования, а также активных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов);
2) укрепление защиты прав потребителей финансовых услуг;
3) вовлечение граждан в обсуждение бюджетных решений, принимаемых на муниципальном уровне.
ВЦП разработана в рамках реализации Проекта и является его составной частью.
Мероприятия ВЦП по повышению финансовой грамотности направлены на следующие целевые группы: учащиеся общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования; пользователи финансовых услуг с низким и средним уровнем дохода; пенсионеры; представители малого и среднего предпринимательства.
ВЦП также направлена на решение вопросов, связанных с повышением заинтересованности населения Томской области в реализации местных инфраструктурных проектов. Отсутствие у граждан реальной возможности влиять на принимаемые бюджетные решения имеет ряд негативных последствий:
при выборе инфраструктурных проектов для финансирования в условиях ограниченности бюджетных ресурсов органы власти не всегда способны решить насущные проблемы конкретных населенных пунктов;
неудовлетворенность населения работой органов местного самоуправления и органов государственной власти и, как следствие, снижение степени доверия к властным структурам;
высокие "иждивенческие" настроения в обществе.
Начиная с 2018 года, Администрация Томской области приступила к реализации совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка "Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации".
Реализация принципов инициативного бюджетирования предполагает выделение средств областного бюджета на софинансирование инфраструктурных микропроектов, предложенных непосредственно населением муниципальных образований Томской области, при обязательном участии в финансировании соответствующих проектов муниципалитетов и населения. Отбор проектов для софинансирования планируется осуществлять на конкурсной основе с установлением четких и понятных критериев оценки.
Это позволит не только обеспечить заинтересованность населения Томской области в обсуждении бюджетных решений, но и непосредственно принять участие в выборе и реализации приоритетных проектов, направленных на решение вопросов местного значения.
Для успешного внедрения данного проекта на территории Томской области необходимо обеспечить высокую степень информированности широких слоев населения о возможностях участия в реализации проекта инициативного бюджетирования.
Для целей оперативного управления реализацией ВЦП при Департаменте финансов Томской области создается рабочая группа. Состав рабочей группы утверждается распоряжением заместителя Губернатора Томской области - начальника Департамента финансов Томской области.
Региональный центр финансовой грамотности (далее - РЦФГ) функционирует на базе Некоммерческого партнерства по развитию финансовой культуры "Финансы Коммуникации Информация", которое координирует деятельность исполнителей в рамках Проекта, а также выполняет следующие функции:
- проведение мероприятия по оказанию консультационных услуг по финансовым вопросам и вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг;
- организация проведения информационной кампании, направленной на повышение финансовой грамотности населения и вовлечение населения в обсуждение бюджетных решений;
- проведение образовательных мероприятий, семинаров и конференций, организация обучающих мероприятий для детей и молодежи, взрослого населения, проведение процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
- мониторинг реализации программы финансовой грамотности;
- консультирование и методологическая поддержка органов местного самоуправления и населения Томской области по вопросам, связанным с участием в конкурсном отборе проектов, предложенных непосредственно населением муниципальных образований Томской области в целях решения вопросов местного значения, и проведением иных мероприятий, связанных с вовлечением населения в обсуждение бюджетных решений.
В ходе реализации Проекта РЦФГ по согласованию с Департаментом финансов Томской области может привлекать Департамент общего образования Томской области, Департамент профессионального образования Томской области, Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области, Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области, Департамент по культуре и туризму Томской области, Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент муниципального развития Администрации Томской области, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, профессиональные объединения участников финансового рынка и иные организации.
В целях выполнения мероприятий Проекта и ВЦП РЦФГ будет привлекать областные, муниципальные и школьные библиотеки в части информирования населения, проведения консультаций, семинаров, конференций, Дней финансовой грамотности. Также планируется задействовать удаленное обучение с помощью созданной на территории Томской области сети базовых образовательных площадок и сети представительств РЦФГ. Учитывая, что часть жителей Томской области живет в отдаленных труднодоступных местностях, для обеспечения равного доступа к информации по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг в муниципальных образованиях организуются представительства РЦФГ.
Мероприятия, разработанные и реализуемые в рамках ВЦП, а также переданные с федерального уровня в Томскую область, разработанные в рамках реализации Проекта (организация деятельности РЦФГ и его представительств; проведение занятий в общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по разработанным методикам; обучение субъектов малого и среднего предпринимательства вопросам финансовой грамотности; издание периодического средства массовой информации Делового вестника "Ваши личные финансы", проведение в образовательных организациях викторин, олимпиад, творческих конкурсов, деловых игр, направленных на формирование ответственного распоряжения личными и семейными финансами; проведение разовых и (или) систематических мероприятий по разъяснению основ ответственного финансового поведения; освещение мероприятий по повышению финансовой грамотности через интернет-портал VLFin.ru, а также ведение региональной страницы на федеральном веб-портале вашифинансы.рф по освещению мероприятий по повышению финансовой грамотности населения; проведение консультаций, семинаров, конференций, Дней финансовой грамотности), будут продолжены на территории Томской области по завершению ВЦП. Формы работы, объемы финансирования будут уточнены по итогам реализации мероприятий Программы в 2017-2019 годах.
Поскольку ВЦП является частью Проекта, помимо текущего мониторинга ВЦП, осуществляемого в соответствии с разделом 4 ВЦП, мониторинг и оценка результатов реализации ВЦП также будут осуществляться в рамках Проекта.
Показатели результатов, связанные с финансовой осведомленностью, установками, представлением и базовыми навыками финансовой арифметики целевых групп населения, будут измеряться в рамках национальных исследований уровня финансовой грамотности.
Оценка воздействия ВЦП будет проводиться на основе мониторинга и независимой оценки эффективности реализации ВЦП. Исследования по оценке воздействия станут основой принятия решений по расширению наиболее эффективных инициатив, пересмотру структуры ВЦП, доработке конкретных инициатив.
Отчеты о результатах реализации ВЦП как части федерального Проекта, в том числе реализации мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, готовятся и представляются в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, а также иными органами управления федеральным Проектом.
В результате реализации мероприятий ВЦП планируется создать условия для повышения благосостояния и финансовой безопасности граждан на основе роста эффективности управления личными финансами.
Приоритетными задачами ВЦП, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
1) создание устойчивых институциональных механизмов реализации ВЦП с участием органов исполнительной власти Томской области, учебных заведений, негосударственных организаций;
2) создание кадрового потенциала в сфере реализации ВЦП;
3) разработка и распространение образовательных программ и других инструментов повышения финансовой грамотности;
4) создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проведение масштабной информационной кампании;
5) укрепление потенциала органов государственной власти, местного самоуправления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг;
6) разработка и распространение информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг;
7) проведение комплексного мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Томской области;
8) информационная поддержка конкурса проектов, предложенных непосредственно населением муниципальных образований Томской области в целях решения вопросов местного значения.
Особое внимание в рамках ВЦП уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности молодежи и граждан среднего возраста со средним и низким уровнем доходов, поскольку именно они в долгосрочной перспективе станут доминирующими потребителями на рынке финансовых услуг.
По уровню студентов на душу населения Томская область занимает третье место в Российской Федерации. В Томской области работают 17 образовательных организаций высшего образования, в том числе 7 государственных университетов, 2 университета имеют статус национальных исследовательских (Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет).
В рамках реализации Проекта на территории Томской области особое внимание будет уделено студентам образовательных организаций высшего образования. Данная целевая аудитория в ближайшей перспективе перейдет в статус экономически активного населения, что потребует от нее принятия самостоятельных взвешенных решений, и, соответственно, столкнется с проблемой принятия решений в области личных финансов и с личной ответственностью за результаты принятых решений.
Одновременно с этим в студенческой среде возникают и имеют высокую степень распространения различные виды финансовых пирамид. Предложения различных услуг, имеющих признаки финансового мошенничества, развиваются как в учебных заведениях, так и в общежитиях. Поэтому очень важно создать самонастраивающийся элемент финансовой защиты в студенческой среде.
Сравнительно с другими возрастами в студенческом возрасте отмечается наивысшая скорость развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и других, с этим периодом связано начало экономической активности человека. Данная целевая группа должна быть наиболее подготовлена к грамотному и эффективному поведению на рынке финансовых услуг, управлению личными финансами, свободно ориентироваться в широком спектре финансовых услуг с минимальными рисками финансовых потерь.
Ключевые показатели ВЦП
Оценка результатов реализации ВЦП осуществляется на основе показателей, позволяющих определить качество выполнения мероприятий, степень достижения цели:
1) доля представителей целевых групп, понимающих возможности материального обеспечения после выхода на пенсию;
2) доля представителей целевых групп, понимающих соотношение "риск - доходность" при выборе финансовых продуктов;
3) доля представителей целевых групп, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
4) доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, уверенных в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями;
5) доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит;
6) доля действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, справившихся с базовым тестом по финансовой арифметике;
7) доля действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, понимающих личную ответственность за понесенные потери на финансовом рынке;
8) доля действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, считающих неприемлемым поведением отказ от погашения кредита;
9) доля представителей целевых групп населения, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций.
Начальные и конечные значения показателей определяются по итогам социологических исследований, проводимых в начале и в конце реализации ВЦП. Ожидаемым результатом является увеличение значений ключевых показателей в ходе реализации ВЦП. К концу 2019 года запланированы следующие значения:
1) рост доли представителей целевых групп, понимающих соотношение "риск - доходность" при выборе финансовых продуктов, до 64 процентов;
2) рост доли представителей целевых групп, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций до 27 процентов;
3) рост доли представителей целевых групп, понимающих возможности материального обеспечения после выхода на пенсию, до 42%;
4) рост доли потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит, до 25 процентов;
5) рост доли действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, уверенных в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями, до 25 процентов.
Ожидаемые результаты реализации ВЦП:
1) подготовка 500 педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, детских домов и интернатов;
2) подготовка 200 тьюторов и консультантов в сфере финансовой грамотности, в том числе сотрудников РЦФГ, Томского областного многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг, органов социальной защиты населения, муниципалитетов, центров занятости, пенсионного фонда, муниципальных библиотек и других;
3) охват не менее 30 тыс. человек взрослого населения консультационной поддержкой и мероприятиями ВЦП по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;
4) охват не менее 45 процентов обучающихся общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, детских домов и интернатов мероприятиями ВЦП по повышению финансовой грамотности;
5) охват не менее 40 процентов образовательных организаций высшего образования мероприятиями ВЦП по повышению финансовой грамотности.
Обоснование взаимосвязи с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации, Томской области
Реализация ВЦП в полной мере укладывается в долгосрочные приоритеты развития Российской Федерации и соответствует стратегическим задачам развития Томской области.
Так, повышение финансовой грамотности населения в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, названо одним из направлений формирования инвестиционного ресурса.
В Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 2043-р, и Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, повышение финансовой грамотности населения рассматривается в качества важнейшего фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения общей конкурентоспособности российской экономики.
Что касается областных приоритетов, то реализация ВЦП способствует решению предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 N 2580, задач по обеспечению роста денежных доходов населения и развитию инвестиционной инфраструктуры.
Реализация мероприятий ВЦП осуществляется путем предоставления субсидий Некоммерческому партнерству по развитию финансовой культуры "Финансы Коммуникации Информация". Данное некоммерческое партнерство имеет большой опыт по проведению мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности и финансового образования на территории Томской области, проведению консультационной работы с населением, организацией информационных кампаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.